Человекообразные животные. Как рисовать фурри или антропоморфных персонажей. Кто такие фурри

По Хигиру

Имя Ким - продукт советской эпохи. Коммунистический Интернационал Молодежи - так расшифровывалось оно при своем возникновении, позже первоначальное значение имени попросту забылось. (Ким также и корейское имя, но, конечно, не в приведенном значении).

Ким, как правило, человек не сложный, для окружающих он не представляет загадки: все его чувства буквально написаны на лице. Он склонен безоговорочно доверяться людям, а поскольку психолог он никудышный, то бывает весьма часто ими обманут. А вот этого он никак простить не может и будет годами таить зло. Умеет держать слово и, если пообещает, - непременно сделает.

Целеустремленный в юности, достигнув определенного положения, он успокаивается и устраивается так, чтобы не утруждать себя чрезмерными заботами о хлебе насущном. Однако эти люди прекрасно умеют заставить работать на себя других. Они не слишком амбициозны и больше стремятся к спокойной, обеспеченной жизни. Время от времени, проявляя незаурядные бойцовские качества, Кимы воюют за осуществление каких-нибудь обуявших их планов.

В коллективе, несмотря ни на что, их обычно любят, во всяком случае мало кто способен рассердиться на них всерьез, но когда они уходят, никто не пожалеет о столь ценном работнике.

В доме Ким всегда хозяин, правда, женится он неоднократно, да и женатый частенько заглядывается на женщин, тем не менее все это не мешает ему быть примерным семьянином.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: Аббревиатура от "Коммунистический Интернационал Молодежи" (советск.). На Западе такое же имя встречается как форма библейского Иоаким, "Бог поставил".

Энергетика имени и характер: Прежде всего энергетика имени Ким выделяется уравновешенностью и легкостью. Действительно, особенно эмоциональным и уж тем более страстным Кима назвать трудно. Тем не менее легкость характера делает его достаточно подвижным человеком. Он легок на подъем и не склонен излишне долго обдумывать свои решения, раз уж пришла в голову какая-то блажь, то почему бы не попробовать? В конце концов, никогда ведь не поздно остановиться.

Однако недостаточная глубина эмоций никоим образом не касается самолюбия Кима, которое в большинстве случаев является очень заметным. Частенько красота и редкость имени заставляют Кима считать себя непохожим на окружающих, а может быть, даже наделяют его сознанием своего некоторого превосходства над другими, впрочем, в данном случае большой опасности такое самомнение не представляет – спокойный и незлобливый, Ким чаще всего удовлетворяется собственным мнением на этот счет, никого не стараясь убедить в этом. Он просто верит в свою счастливую звезду и тем доволен. Зато если кто-то решит покуситься на его честь, то Ким способен на решительный отпор, хотя практически всегда готов прийти к компромиссу.

В целом имя довольно благоприятно для нормальных взаимоотношений с окружающими, а вот в карьере Кима могут ожидать некоторые сложности. Прежде всего ему не хватает напористости и умения концентрировать усилия. Иногда Ким бывает настолько расслаблен верой в свою удачу, что предпочитает плыть по течению в ожидании какого-то чудесного случая. Увы, этот случай крайне редко приходит к ленивому человеку. То же и в семейной жизни – легкость в общении с противоположным полом и редкая самоуверенность часто обеспечивают ему довольно быстрые победы в любви, однако вряд ли это так уж благоприятно для нормального полноценного брака. Одним словом, не имея в своей душе постоянства, Ким, конечно, может стать неплохим пловцом по течению, но вряд ли когда найдет надежную пристань в своей жизни.

Секреты общения: Кима обычно бывает довольно легко подбить на какое-либо быстрое дело, однако заниматься с ним долгосрочным планированием вряд ли логично. Скорее всего, ему быстро надоест ваше совместное начинание.

След имени в истории:

Ким Филби

Справедливости ради надо сказать, что Ким Филби (1912–1988) – это псевдоним знаменитого разведчика, которого на самом деле звали Харолд Адриан Рассел. Однако так уж получилось, что в силу своей профессии своим настоящим именем этому человеку приходилось пользоваться не так уж часто, псевдоним же, напротив, сыграл в его судьбе немалую роль.

Так кто же такой Ким Филби? Даже теперь, спустя 20 лет после его смерти, про него известно не слишком много, а в середине ХХ века его имя и вовсе представляло строжайший военный секрет. Это и неудивительно, ведь поступив на службу в советскую разведку в 1934 году, Филби всю свою дальнейшую карьеру буквально балансировал на грани, играя в шпионские игры, ставкой в которой была его жизнь. В годы Великой Отечественной войны он выполнял разведзадания в США и Великобритании, а с 1949 по 1951 годы являлся офицером связи США, все это время не забывая снабжать важнейшей информацией Советский Союз. Впрочем, не только Советский Союз, но и Великобританию, так как Ким Филби относился к категории так называемых двойных агентов, работающих сразу на две страны.

Идея поработать на английскую разведку пришла к Киму Филби не сразу, а к тому времени, когда он уже семь лет добывал сведения для СССР, но еще много лет подряд он ухитрялся вести сложнейшую двойную игру, пока в английской разведке ему не предложили отставку. После того как в 1963 году разведчик предупредил двоих своих коллег, тоже двойных агентов, что их деятельность раскрыта, ему самому пришлось спасаться бегством в СССР. Как ни странно, но история, достойная Джеймса Бонда, завершилось благополучно: Филби получил советское гражданство и закончил свою бурную карьеру в чине генерала КГБ.

Впрочем, кто знает, возможно какие-нибудь из подвигов Кима Филби действительно нашли свое отражение в фильмах про отважного и находчивого агента 007. Почему бы и нет? К примеру, английский писатель Джон Лекарре один из своих захватывающих остросюжетных детективов посвятил именно деятельности Кима Филби, озаглавив его коротко и ясно: «Идеальный шпион».

Мы часто любим представлять, как бы нас звали на английском языке. Например, Елена — Helen, Евгений — Eugene, Михаил — Michael и т.д. Английские имена очень не похожи на наши. Порой, даже сложно понять мужское или женское имя перед тобой.

Если говорить об именах в США и Великобритании, то они состоят из личного имени (personal name, first name, given name) и фамилии (surname, last name, family name). Личное имя дается при рождении, а фамилия наследуется как общее имя для семьи. Ребенку может быть дано и среднее или второе имя (middle name). Это необязательный элемент имени. Второе имя может быть дано в честь святого, родственника, друга семьи, известной личности и т.д. На письме второе имя обычно опускают или сокращают до инициала.

Если имя сына полностью совпадает с именем отца, к имени сына может быть добавлено слово “Junior” (младший), а к имени отца “Senior” (старший), чтобы их проще было различать.

Популярные английские женские имена

Английское имя Русский эквивалент
ABIGAIL Эбигейл
AISHA Айша
ALICE Элис
AMBER Эмбер
AMELIA Амелия
AMELIE Амели
AMY Эми
ANNA Анна
ANNABELLE Аннабель
AVA Ава
BEATRICE Беатриче
BELLA Белла
BETHANY Бетани
BROOKE Брук
CHARLOTTE Шарлотта
CHLOE Хлое
DAISY Дэйзи
DARCEY Дарси
DARCY Дарси
ELEANOR Элеонора
ELIZA Элиза
ELIZABETH Элизабет
ELLA Элла
ELLIE Элли
ELSIE Элси
EMILIA Эмилия
EMILY Эмили
EMMA Эмма
ERIN Эрин
ESME Эсми
EVA Ева
EVELYN Эвелин
EVIE Иви
FAITH Фэйт
FLORENCE Флоренс
FRANCESCA Франческа
FREYA Фрейя
GEORGIA Джорджия
GRACE Грейс
GRACIE Грейси
HANNAH Ханна
HARRIET Харриет
HEIDI Хайди
HOLLIE Холли
HOLLY Холли
IMOGEN Имоджен
ISABEL Изабель
ISABELLA Изабелла
ISABELLE Изабель
ISLA Айла
ISOBEL Изобель
IVY Айви
JASMINE Жасмин
JESSICA Джессика
JULIA Джулия
KATIE Кэти
LACEY Лэйси
LAYLA Лайла
LEAH Леа
LEXI Лекси
LILLY Лилли
LILY Лили
LOLA Лола
LUCY Люси
LYDIA Лидия
MADDISON Мэддисон
MADISON Мэдисон
MAISIE Мэйси
MARIA Мария
MARTHA Марта
MARYAM Марьям
MATILDA Матильда
MAYA Майя
MEGAN Меган
MIA Мия
MILLIE Милли
MOLLIE Молли
MOLLY Молли
NIAMH Нив
OLIVIA Оливия
PAIGE Пейдж
PHOEBE Фиби
POPPY Поппи
ROSE Роуз
ROSIE Рози
RUBY Руби
SARAH Сара
SCARLETT Скарлетт
SIENNA Сиенна
SKYE Скай
SOFIA София
SOPHIA София
SOPHIE Софи
SUMMER Саммер
TILLY Тилли
VICTORIA Виктория
VIOLET Вайолет
WILLOW Уиллоу
ZARA Зара
ZOE Зои

Популярные английские мужские имена

Английское имя Русский эквивалент
AARON Эйрон
ADAM Адам
AIDEN Эйден
ALBERT Альберт
ALEX Алекс
ALEXANDER Александр
ALFIE Алфи
ARCHIE Арчи
ARTHUR Артур
AUSTIN Остин
BENJAMIN Бенджамин
BLAKE Блейк
BOBBY Бобби
CALEB Калеб
CALLUM Каллум
CAMERON Кэмерон
CHARLES Чарльз
CHARLIE Чарли
CONNOR Коннор
DANIEL Даниэль
DAVID Дэвид
DEXTER Декстер
DYLAN Дилан
EDWARD Эдвард
ELIJAH Элайджа
ELLIOT Эллиот
ELLIOTT Эллиотт
ETHAN Итан
EVAN Эван
FELIX Феликс
FINLAY Финли
FINLEY Финли
FRANKIE Фрэнки
FREDDIE Фредди
FREDERICK Фредерик
GABRIEL Габриэль
GEORGE Джордж
HARLEY Харли
HARRISON Харрисон
HARRY Гарри
HARVEY Харви
HENRY Генри
HUGO Хьюго
IBRAHIM Ибрахим
ISAAC Исаак
JACK Джек
JACOB Джейкоб
JAKE Джейк
JAMES Джеймс
JAMIE Джейми
JAYDEN Джейден
JENSON Дженсон
JOSEPH Джозеф
JOSHUA Джошуа
JUDE Джуд
KAI Кай
KIAN Киан
LEO Лео
LEON Леон
LEWIS Льюис
LIAM Лайам
LOGAN Логан
LOUIE Луи
LOUIS Луис
LUCA Лука
LUCAS Лукас
LUKE Люк
MASON Мейсон
MATTHEW Мэтью
MAX Макс
MICHAEL Майкл
MOHAMMAD Мохаммад
MOHAMMED Мохаммед
MUHAMMAD Мухаммед
NATHAN Натан
NOAH Ноа
OLIVER Оливер
OLLIE Олли
OSCAR Оскар
OWEN Оуэн
REUBEN Рубен
RILEY Райли
ROBERT Роберт
RONNIE Ронни
RORY Рори
RYAN Райан
SAMUEL Самуэль
SEBASTIAN Себастьян
SETH Сет
SONNY Сонни
STANLEY Стэнли
TEDDY Тедди
THEO Тео
THEODORE Теодор
THOMAS Томас
TOBY Тоби
TOMMY Томми
TYLER Тайлер
WILLIAM Уильям
ZACHARY Захари

Популярные английские фамилии

Носителями фамилий Jones (Джонс), Smith (Смит), Williams (Уильямс), Black (Блэк), Wilson (Вилсон) по статистическим данным более миллиона. Ниже приведен список других популярных фамилий в Великобритании и США.

Adams Hall Patterson
Alexander Harris Perez
Ali Harrison Perry
Allen Harvey Peterson
Anderson Hayes Phillips
Bailey Henderson Powell
Baker Hernandez Price
Barker Hill Ramirez
Barnes Holmes Reed
Begum Howard Richards
Bell Hughes Richardson
Bennett Hunt Riley
Brooks Hussain Rivera
Brown Jackson Roberts
Bryant James Robinson
Butler Jenkins Rodriguez
Campbell Johnson Rogers
Carter Jones Ross
Chapman Kelly Russell
Clark Khan Sanchez
Clarke King Sanders
Coleman Knight Scott
Collins Labert Shaw
Cook Lee Simmons
Cooper Lewis Simpson
Cox Lloyd Singh
Daniels Long Smith
Davies Lopez Stevens
Davis Marshall Stewart
Diaz Martin Taylor
Dixon Martinez Thomas
Edwards Mason Thompson
Ellis Matthews Torres
Evans Miller

Одноклассники

На вопрос что такое антропоморфоз??? заданный автором Лосось лучший ответ это Антропоморфизм
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог
(К. Случевский)
Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.
Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
по твоей теме (антропоморфозы) - Трудовая концепция
Согласно широкоизвестной трудовой концепции Ф. Энгельса и её позднейшим вариантам, вошедшим во все советские учебники, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности – переноса предметов, детёнышей, манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы осободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привел к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Прямохождение возникло не менее 6-7 миллионов лет назад у Sahelanthropus tchadensis и Orrorin tugenensis, а древнейшие орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн. лет назад.
Впрочем, некой "реинкарнацией" трудовой теории является гипотеза О. Лавджоя, согласно которой прямохождение появилось в связи с особой стратегией размножения, из-за удлинившегося детства и ослабления межсамцовой агрессии. Гоминиды в течение очень длительного времени выращивают одного, максимум два детёныша. Беспомощных детёнышей надо носить, но в саванне выгоднее не иметь длинной шерсти, а охлаждаться с помощью потовых желёз. Дети австралопитеков потеряли возможность цепляться за исчезнувшую шерсть матерей, их надо было придерживать руками. Вместе с этим, отцы должны были обеспечивать вынужденно малоподвижных самок пищей, а приносить её опять же было удобнее в руках. А уж косвенным последствием такой заботы много позже стало и использование орудий труда. Согласно О. Лавджою, прямохождение возникло ещё в тропическом лесу, а в саванны переселились уже двуногие гоминиды.
Источник: . Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)

Ответ от Cinderella [гуру]
Антропоморфоз –(от греч. anthropos = человек + morphe = об-
раз) процесс формирования признаков и образа человека (например -прямохождение)
Проще говоря, процесс приобретения и закреплению у человека новых морфологических и физиологических признаков (и называемых антропоморфозами) в процессе эволюции, чему способствовал труд.


Ответ от Fantik [гуру]
Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.) . Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце) , живые существа (дерево, крокодил, лев) , а также существа земного или среднего (лешие, домовые) , верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости» . В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. - и - , вид) , уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, хмурится и т. п.) . Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др. ) , в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А. характерен для религ. мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр. научно-технич., в частности кибернетич., литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.) , но при этом, конечно, учитывается существ. деятельности человека и действий машины.

см. ст. Религия илит. к ней.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан , В 14, 15, Diels). Позднее эта развивалась Спинозой ("Этика", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико ("Основания новой науки об общей природе наций", 1940, с. 88 и др.), Вольнеем ("Руины, или размышления о революциях империй", 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл А. в религии Фейербах: "... там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,... а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо" (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин. Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: "...неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней , похожую на человеческую жизнь" (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).

Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о "живом мертвеце", о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах "тотемических предков" переплетаются животные и человеч. черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.

На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.

Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) перешла и в , где сохранилась, особенно в католич. и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, "царица небесная" (богородица) – молодой красивой женщиной-матерью; только "духа святого" принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть А.: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человеч. виде. В священных книгах евр. Ягве и мусульм. Аллах действуют и говорят, как люди. Т.о., А., хотя и в более скрытой форме, налицо и в этих религиях.

Развитие науч. знаний в время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный . На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм , деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.

А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот "поэтический" А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа "возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их" (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, "Зап. научн. об-ва марксистов", 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940, с. 75–76; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с ., М., 1954, с. 87; Лосев А. Ф., Античная в ее историческом развитии, М., 1957; Веth К., Einführung in die vergleichende Religionsgeschichte, Lpz., 1920, гл. 6.

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНТРОПОМОРФИЗМ" в других словарях:

    Антропоморфизм … Орфографический словарь-справочник

    антропоморфизм - (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. anthropomorphosis, от anthropos человек, и morphon образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Антропоморфизм - (гр. аntropos – адам, morphe – форма, пішін) – табиғат құбылыстарына, жануарларға да адамдық қасиеттер тән деп және Құдайды да адам бейнесінде түсінетін ілім. Адамзаттық, халықтық дүниетанымдағы жаратылыс иелерін (Құдайды, періштелерді, мал жан… … Философиялық терминдердің сөздігі

    антропоморфизм - а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Дилетанты романтики.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Очеловечение, одушевление, олицетворение, персонификация Словарь русских синонимов. антропоморфизм сущ., кол во синонимов: 5 антропоморфизация (1) … Словарь синонимов

    - (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе. ☼ уподобление человеку, наделение человеческими… … Энциклопедия культурологии

    - (от антропо... и греч. morphe форма), примитивный или религиозный вид мышления, наделяющий животных, различные необъяснимые явления природы свойствами и чувствами человека. На ранних стадиях развития человеческого общества антропоморфизм имел… … Экологический словарь

    - (от антропо... и греческого morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ … Современная энциклопедия

    - (от антропо... и греч. morphe форма вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ … Большой Энциклопедический словарь

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos "человек" и morphe "вид, форма"), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.

Различаются следующие значения данного термина.

1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции , разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза , небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети , память компьютера , диалоговая программа .

2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:

О временах простых и грубых

Копыта конские твердят

(О.Мандельштам)

В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:

Я – кактус ! Я с трудом великим

Даю порою корешок ,

Я неуклюж и с видом диким

Колол и жег что только мог

(К.Случевский)

Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих" животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика ).

3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся , глядя на вас , бросивших мечи и бежавших ; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете ; Звери только скажут вам спасибо , если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах ; Любой компьютер , отвечая на этот вопрос , покажет на экране код ассемблера.

4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).

Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери ), носик (чайника ), ушко (иголки ), устье (реки ) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы , усталость металла и т.п.).

Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,... слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия ). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор [...] и антропоморфизмов [...] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».

Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение , персонификация , прозопопея .