Чувственное видение духов. Видение духов. Увидеть потусторонний дух способ полудрема

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,
Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю;
благослове́на Ты в же́нах и благослове́н Плод чре́ва Твоего́,
я́ко Спа́са роди́ла еси́ душ на́ших.

На русском языке:

Богоро́дица Де́ва Мари́я,
испо́лненная благода́ти Бо́жией, ра́дуйся!
Госпо́дь с Тобо́ю;

благослове́нна Ты ме́жду же́нами и благослове́н плод,
Тобо́ю рожде́нный, потому́ что Ты родила́ Спаси́теля душ на́ших.

Слушать молитву:

О молитве: Богородице Дева, радуйся...

В 2018 году 7 апреля, а по старому стилю 25, весь православный народ вспоминает о великом событии – Благой вести, которую Архангел Гавриил принес Деве Марии. Этот праздник, называется Благовещение. Из четырех евангелистов, только Лука описал это радостное событие: Мария узнала, что Спаситель всех людей родится у Неё.

Богородице Дево, радуйся… — это благая весть миру

Небесный Посланник обратился к Марии со странным приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова стали началом одной из самых распространенных молитв: «Богородице Дева, радуйся». Вторая часть содержит приветствие ее благочестивой родственницы Елизаветы, которая в тот момент готовилась к рождению самого великого пророка Иоанна Крестителя.

Увидев Марию, она исполнилась Святого Духа, и поняла, что перед ней Матерь Мессии, которого ждал еврейский народ, согласно пророчествам. Елизавета первая из людей, вторя Архангелу Гавриилу, возвестила о скором Его воплощении на земле, произнеся: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» .

Как часто Вы молитесь Богородице?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

История распространения молитвы

Начиная с Vвека, после IIIВселенского Собора «Ангельская весть» (так иногда называют эту молитву) стала распространяться, и повсеместно употребляться при пении гимнов, чтении проповедей, в которых восхвалялась Пресвятая Дева. Аналогично нам у римлян поют Ave Maria, что означает: радуйся, Мария…

На заметку: Почитают Богородицу все христиане, независимо от конфессии, но у нас к Ней особое отношение: Она – покровительница России, не раз являвшая чудеса спасения от врагов.

Со временем песнопение вошло в Богослужение, как тропарь вечерни на всенощном воскресном бдении. На утрени – упоминается трижды. В домашнем и келейном молитвословии используется без ограничений, входит в утреннее и вечернее правило. А Серафим Саровский рекомендовал: если не можете осилить Правило, замените его чтением самых главных молитв:

  • Отче наш – 3раза;
  • Богородице Дево, радуйся… – 3 раза;
  • Символ веры – 1 раз.

Тем кто практикует непрестанную молитву, давал совет: до обеда читать Богородице…, а после –Иисусову: «Господи, помилуй мя грешного» . Еще при жизни к святому батюшке несколько раз являлась Сама Матерь Божия, которой он непрестанно молился. По Ее указанию выкопана канавка вокруг Дивеевского монастыря.

Шествуют по ней с чтением 150 молитв «Богородице Дева, радуйся». Можно использовать определенную схему, которая позаимствована у католиков, т. н., Розарий (когда после каждого десятка Песни Богородице, вспоминают о событиях ее жизни, и произносят молитву «Отче наш») .

Когда читают «Богородице Дево, радуйся»

Помимо богослужений, правил и канонов к Пресвятой обращаются по разным случаям и надобностям. На наши просьбы Она откликается скоро и быстро, так как, Господь не может Ей ни в чем отказать. Сохраняя в сердце благоговение к Царице Небесной, этой молитвой можно:

  • Благословить пищу.
  • Попросить покрова и защиты, выходя из дома.
  • Уберечь от опасностей, находясь в пути, на работе.
  • Прекратить поток недобрых помыслов.
  • Умягчить сердца злых людей, когда обижают или оскорбляют.
  • Исправлять семейные неурядицы, беды, скорби, болезни.
  • Успокоить гнев, отогнать бесов, привлечь спокойствие и др.

Примечание: Обращаться с просьбами можно своими словами, трижды произнеся слова этой Песни. Если защита нужна постоянно, то молитву читают непрерывно, как только появляется возможность .

Как правильно молиться?

Чтобы молитва помогала, надо совершать ее правильно. Это тяжелый труд, и не все получают желаемые результаты. Как научиться тому, чтобы просьба исполнялась, дают советы святые отцы, которые имели молитвенные плоды.

Главное – это вера, с которой человек обращается к Богородице, и внутреннее покаянное смирение. Молитесь, как дети, которые просят что-либо у самой любящей матери. Много об этом писал Симеон Афонский:

  • Слова короткой молитвы, произнесенной со вниманием, Господь (Богородица) услышит быстрее, чем рассеянное многословие. То есть, лучше одну сказать от всего сердца, чем 100 без осмысления.
  • Когда сердце молящегося чисто, как у ребенка, а слова произносятся от души, он быстро получает благодать.
  • Если просимое дается, чувствуете, как быстро приходит помощь, не возгордитесь этим. Иначе все потеряете.
  • Без смирения не получится истинной молитвы. Если его нет, напрасны обращения, хваления и просьбы.

Народная мудрость: На Благовещение – птица гнезда не вьет, девка косу не плетет. Весна вступает в свои права. Крестьяне верили, что в этот день ликует вся земля, пробуждается природа, а Небеса открыты для беспрепятственного возношения молитв верующих.

Молитва Покрова Пресвятой Богородицы

Первая молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице,
града и страны нашея Всемощная Заступнице!

Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих,
и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего,
да милостив будет неправдам нашим,
и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице,
яко вся Тебе от Него возможна суть.

Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей:
услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим,
и испроси у Бога Сына Твоего:

пастырем нашим ревность и бдение о душах,
градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие,
наставником разум и смиренномудрие,
супругом любовь и согласие, чадом послушание,
обидимым терпение, обидящим страх Божий,
скорбящим благодушие, радующимся воздержание,
всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости,
дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя;
разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави,
старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай,
и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления,
воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения,
милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего;
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех,
притекающих к Тебе с верою.

К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, с
ами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице,
бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь:
отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть.

Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша,
уврачуй и спаси яко безнадежна.
Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе,
о Мати всех скорбящих и обремененных!

Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим,
да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.


Уже на протяжении многих сотен лет, человечеству было известно достаточно большое количество разнообразных молитв, которые могут сотворить настоящее чудо. Молитва «Радуйся Богородица» относится именно к этой категории. Слова, которые произносятся в данной молитве могут вселять в души людей умиротворение и веру в успех.


О чем молятся

Каждый православный человек, произносящий данный текст может просить у Святой такие деяния:

  • здоровья для их детей;
  • вразумления тех людей, которые отвернулись от церкви и потеряли веру;
  • встречу с человеком, пропавшим без вести;
  • утешения;
  • благочестивой жизни;
  • чтобы после кончины человека Богоматерь встретила его душу;
  • защиту от различных искушений;
  • бодрости;
  • божьей милости;
  • спокойной смерти;
  • защиты своих родных от различных плохих людей и их деяний.

Текст молитвы «Радуйся Богородица» имеет очень сильное влияние, но, чтобы прошение было услышано крайне рекомендуется читать ее в одиночестве и перед иконой Божией Матери. Считается что Богоматерь милосердна ко всем верующим людям и помогает практически каждому, что имеет в своем сердце глубокую и чистую веру.


Когда поможет чтение молитвы

Как уже сообщалось, чтение молитвы Богородице на русском должно проводиться только с искренними намерениями. С каждым новым произнесением текста человек становится все ближе к Господу.

Стоит отметить, что только вера в высшие силы и правильное произнесение молитв может исцелить не только душевные травмы, но и телесные. Существуют случаи, когда Божия Матерь приходила к православным во снах и разговаривала с ними, отвечала на различные интересующие их вопросы. Более того, она давала решения их проблем, на первый взгляд, казалось бы, безвыходных.

Некоторые верующие рассказывали, что читая текст молитвы Деве Богородице на русском, они находили свою любовь, а впоследствии заводили детей и жили в благополучии и здравии.

Более того, произнося слова молитвы, они просили за своих родных, чтобы у них облегчилась жизнь, они не встречались со злыми людьми и прочее, все это через некоторые время сбывалось. Богоматерь слышит всех и, если кому-то действительно нужна помощь – она приходит.

Но все прошения нужно делать только от чистого сердца, никакого эффекта от молитвы не будет если человек со злобой или не верованием в происходящее будет просто и механично читать текст.


Текст молитвы Дева Богородица Дева Радуйся на русском

Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой! Среди женщин Ты самая благословенная. Благословен Плод Твоего чрева, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Как правильно читать текст

Считается, чтобы просьбы были услышаны нужно произнести молитву «Радуйся богородица» 150 раз. Делать это нужно каждое утро, в идеале чтение разбить по 10 раз и после этого вспоминать какой-либо отрезок из жизни Богоматери. Лучше всего ходить в храм и читать текст прямо перед иконой, но если нет такой возможности, то можно данную процедуру проводить дома, в одиночестве и также перед иконой.

Если христианин ранее не соприкасался с этим правилом, то ему разрешается изначально читать молитву 50 раз, но постоянно увеличивать вплоть до нужного количества.

Так как количество повторений молитвы достаточно большое, разрешается в процессе использовать четки. Издавна существует поверье, что четки – это своеобразный оберег, который защищает людей от злых людей и их проклятий, злых духов, атак бесов, различных колдунов и магов.

Молитву нужно читать, только имея глубокую веру и просьбы не должны звучать как требования. Если все правила будут соблюдены, несомненно, Богоматерь поможет страждущему, даст свою защиту и помощь. Не стоит отчаиваться, если кажется, что молитва не помогает и вас не слышат – это не так. Порой нам кажется, что в данный момент нужно сделать именно так, но люди часто заблуждаются и только Господь все видит и знает лучше, как все должно быть.

Что делать, чтобы молитва была услышана

Итак, чтобы молитва «Радуйся Богородица» была услышана, православному нужно читать молитву каждое утро 150 раз. Просьбы должны звучать не как требование, а просто прошение у Пресвятой Богородицы помощи. Если человек со злобой и не верованием в происходящее просто механически читает текст и ждет чуда, то его наверняка не будет. Богородица помогает только тем людям, которые имеют чистые помыслы и душу.

Из древних времени считалось, что Богоматерь помогает практически всем людям, поэтому данная молитва имеет очень большую силу и относится к числу чудотворных.

Молитва радуйся богородица - текст на русском was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

При сотворении человека Богом тело его было бессмертно, чуждо болезней и плотских ощущений, присущих ему в данное время. С таким телом, с такими органами чувств человек был способен к чувственному видению духов, мог общаться с ними. Святое тело человека не служило препятствием для общения с духами. Облаченный в него, человек способен был жить в раю, а ныне способны пребывать там одни святые. С греховным падением человека изменились душа и тело его. Это падение для человека стало его смертью.

Видимая смерть - это разлучение души с телом (прежде уже умерших в связи с отступлением от истинной жизни, которую дал нам Бог).

Мы рождаемся уже убитые смертью.
Болезни нашего тела - следствие падения греховного человека. Наше тело стало в одном ряду с животными. Тело служит для души темницею и фобом. В этом состоянии наши телесные чувства не способны общаться с духами и не могут их видеть, слышать и ощущать. Человека покинули святые духи, как не достойного такого общения, а духи падшие удерживают душу человека в плену, чтобы укрепить свою силу над ним. Нам, грешным, надо знать, что общение со святыми ангелами для нас не свойственно и что нам свойственно общение с духами отверженными, чувственно являющимися человеку, пребывающему в грехе, - это суть демоны, а не святые ангелы. Хотя демоны, являясь людям, принимают вид светлых ангелов для обмана, стараются уверить, что они человеческие души, а не бесы, хотя они открывают тайны, но верить им нельзя. У них истина перемешана с ложью для удобнейшего обольщения.

В моей практике мне часто приходилось сталкиваться с людьми, которые утверждали, что Иисус всегда с ними, что он диктует, что им делать, какой предмет и в какой последовательности брать, даже диктует, как борщ варить. Но вы должны понять, что это могут быть только бесы, так как Иисус учил бы другим истинам. Он бы помогал душе обрести Свет Духовный, а не ублажал тело и желудок. Во Втором послании к Коринфянам у апостола Павла сказано: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их».

Каждый человек должен знать, что нельзя вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, считать появление их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения все мысли надо направить к Богу с молитвой о помиловании. Желание видеть духов, любопытство узнать что-либо о них есть признак великого безрассудства. Познание духов приобретается совершенно иначе. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий. В Библии говорится, что при падении первых людей Бог произнес приговор над ними еще до изгнания из рая, сотворив им ризы кожаные и одев в них. Ризы кожаные означают нашу греховную плоть. В нашем грешном теле смешано зло с добром, и мы влечемся то ко злу, то к добру. Демоны всегда устремлены ко злу.

Для благополучного вступления в мир духов каждому человеку необходимо определенное время для странствования по земле, по закону Божиему. Это странствование мы называем земною жизнью. Легкомысленные и не знающие христианства увлекаются любопытством, незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение с духами, они могут нанести себе величайший вред: люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям для самых порочных целей.

По усмотрению Бога духи являются только во время крайней нужды с целью спасения и исправления человека. Чувственное видение духов без духовного составляет поверхностное понятие о них. Духовного видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни. Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, люди, истощенные пьянством и развратом. Одним только христианским подвижничеством достигается правильный, законный вход в мир духов. Истинного Христова подвижника вводит в видение Сам Бог, чувственное видение духов даруется только некоторым подвижникам. Злые духи связаны (бессильны) в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властью и премудростью руководящего им Бога, и, несмотря на то что дышат злобою на служителя Божия, они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Если демоны увидят, что кто-либо из христиан начинает подвизаться и преуспевать к Богу, то приступают к нему и начинают ставить препятствия на его пути: греховные мышления. Не успев обольстить сердце тайным действием посредством вожделений, они подступают другим путем и покушаются принести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы - то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов. Если они при этом покушении найдут душу, укрепленную верою и надеждою, то приводят с собою начальника (Диавола).

Мы должны бояться только одного Бога. Демонов надо презирать и не бояться. Великое оружие против них - честная жизнь и вера в Бога. Они знают благодать, которую Спаситель дал против них верующим и сказал семидесяти ученикам Своим:

«Се даю вам власть наступать на змеи и скорпионов, и ничто не повредит вам. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются: но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ».

Если демоны придут к вам ночью и начнут говорить о будущем, говоря о себе - мы ангелы, то не верьте им. Они лгут. Не слушайте их и не обращайте внимания, но немедленно знаменуйте себя и свое жилище крестным знамением, обращайтесь к молитве, и увидите, они исчезнут. Они робки и чрезвычайно боятся знамения крестного, потому что Спаситель крестом лишил их силы и предал на позор. Можно быстро отличить присутствие благих духов от присутствия злых. Явление святых духов не производит смущения в душе. О святом ангеле сказано у пророка Исайи: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, не дает услышать его на улицах». Это оттого, что святым ангелам соприсутствует Господь, который - наша радость и сила Бога Отца.
Напротив, нашествие злых духов сопровождается шумом, стукотнею, звуками и криком, подобно тому, который производят невоспитанные дети, пираты и разбойники. От присутствия их являются в душе страх, тоска, отвращение от подвига, леность, уныние, боязнь смерти, греховные вожделения.

Не бойтесь при виде злых духов, будьте спокойны, молитесь: радость и такое состояние души служат признаком присутствия святых духов.
Господь не попускает нам быть обманутыми злыми демонами. Когда Диавол приступил к Господу с искушениями, то Господь запретил ему следующими словами:

«Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ».

Не гордися силою изгнания бесов и даром исцеления болезней. Не заслуживает удивления тот, кто не изгоняет. До тех пор пока Господь находится с нами, до тех пор враги не смогут причинить нам зла. Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если бы им было попущено десницею Божией, то они истребили бы нас мгновенно. Человек произвольно отверг общение с Богом и святыми ангелами, произвольно вступил в общение со злыми духами, отверженными Богом, враждебными Богу, подчинился злым духам. Спасение падшему человеку даровано Богом: по предоставлению права на выбор принять или отвергнуть это спасение. Для человека неизбежны или плен, или борьба. Падшие духи стараются удержать человека в своем плену.
Помогает человеку Божественная благодать, данная ему при Святом Крещении, без которой борьба с духами и освобождение из плена невозможны.

Пример в подвижничестве явил над Собою Господь Иисус Христос, Спаситель наш, воспринявший все наши немощи, кроме греха: сперва предстал ему в пустыне искуситель Диавол, потом, уже после победы над Диаволом, святые ангелы приступили к Господу и служили ему. Так нам возвещает Евангелие.
Юным инокам опытные наставники воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинали являться чувственно и обманывали подвижника, приводя его к повреждению и гибели.

К открытой борьбе с бесами способны весьма немногие. Единственный правильный вход в мир духов - христианское подвижничество. Вводит в это видение духов сам Бог. Вторгающийся в чувственное видение духов самостоятельно поступает неправильно, в противность воле Божией: невозможно такому избежать обмана и следующего за обманом повреждения. Само намерение входа в познание духов имеет своим началом обман и самообольщение.

Епископ Игнатий Брянчанинов. О чувственном видении духов

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и многих прельстят» . (Мф. 24,45).

В современном обществе человеческом, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании ду­хов, многие отвергают его. Но они существуют! Существование духов добрых и злых делается вполне ясным и очевидным для того, кто занялся правильным и подробным изучением христиан­ства.

Видение духов - сугубо. В обыкновенном состоянии падения, в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слепотою. Но не­видение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его. Чтобы бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без виде­ния духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлече­ние ими и рабское повиновение им. Призвав в помощь скудоумию моему Божественную благодать, буду говорить о чувственном ви­дении духов и об опасности и ненадобности видения.

* * *

До падения человека тело его было безсмертно, чуждо неду­гов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных. Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее, вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душою, был способен к обще­нию с ними. Святое тело человека не служило для него препятст­вием, не отделяло человека от мира духов. Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне спо­собны пребывать одни Святые.

Падением изменились и душа и тело человеческие. Нужно очи­щение себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя бы в не­которой степени свободу и высоту состояния духовного, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоя­нии его мертвости, причиненной его отчуждением от Бога. В этом состоянии телесные чувства неспособны к общению с духами, не видят их, не слышат, не ощущают.

Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине на­шего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи чело­векам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. Хотя демоны, являясь человекам, наибо­лее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя откры­вают тайны, - но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения.

Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволит открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие свершиться, так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее. Часто они ошибаются, весьма часто лгут и неясными обещаниями приво­дят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвес­тить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение. Так, прежде, нежели постигли праведного Иова искушения, попущение этих искушений уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам (Иов, 1). Так решена была на суде Божием, известна святым не­бесным силам и отверженным ангелам, передана к исполнению духу лукавому погибель в сражении царя израильского Ахава прежде, нежели царь вступил в поход (3 Царств, 22, 19-23). Так предска­зал диавол святому Иоанну, архиепископу новгородскому, иску­шение, которое впоследствии навел на него (Четьи-Минеи, 7 сен­тября). Были случаи, когда и грешникам являлись святые Ангелы, но это случалось по особенному смотрению Божию и крайне ред­ко. Так лжепророку и волхву, т.е. человеку, бывшему в особен­ном ближайшем общении с демонами, являлся святой Ангел (Числ. 22).

Исключительные случаи, по особому смотрению Божию, не должны иметь никакого влияния на общее правило для всех. Оно состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опас­нейшим искушением. Во время этого искушения должно устрем­лять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего без­рассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и не­осторожный испытатель. Открытое -общение с духами для неопыт­ного есть величайшее бедствие, или служит источником величай­ших бедствий.

Мы, по падении, находимся в области падших духов, окруже­ны ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с собою. Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, а не по воле Божией отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается. Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами. Чем влекутся человеки к вступле­нию в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых порочных целей.

То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда пре­исполнено величайшей премудрости и благости, совершается по существенной надобности для существенной пользы нашей, отнюдь не для удовлетворения нашему любопытству или какому другому мелочному, недостойному Бога, побуждению. По этой причине обыкновенный порядок и ход нарушается весьма редко, весьма редко вводится человек в чувственное видение духов.

Приведу пример, который объясняет нам, с какой спаситель­ной для нас предосторожностью, с целью величайшей для нашей душевной пользы Бог попускает нам чувственное видение духов. В Африке был мытарь, именем Петр, человек самый жестокосер­дый, подавший в течение всей жизни своей милостыню нищему однажды, и то не по движению сострадания, а по увлечению гне­вом. Когда Петр нес большое количество хлебов, нищий начал неотступно просить у него милостыни. Петр, рассердившись и не имея возможности ударить нищего чем другим, кинул в него хле­бом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел. Болезнь усилилась, больной очень изнемог и, казалось, прибли­жался к смерти. При таком положении отверзлись его очи. Он увидел пред собою весы, по одну сторону стояли мрачные демо­ны, по другую - светлые Ангелы. Демоны, собрав все злые дела, соделанные Петром в течение его жизни, положили их на весы.

Светоносцы, не находя никаких добрых дел, чтобы противополо­жить их злым делам Петра, стояли в унынии, в недоумении гово­рили друг другу: «Мы здесь ничего не имеем».

Тогда один из них сказал: «Точно, мы ничего здесь не имеем, кроме одного хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле». Ангелы положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую. Тогда световидные мужи сказали мытарю: «Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтобы темнообразные мурины не похитили тебя и не ввер­гли в вечную муку».

Петр выздоровел, сделался необыкновенно милостивым к ни­щей братии, истощил на них весьма значительное имение свое, рабам дал свободу... чтобы смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею. Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, 22 сентября).

По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков. Являются та­ким образом, что явление их не может иметь вредных последст­вий. Только совершеннейшим христианам был открыт мир духов, но таких христиан и в самые цветущие времена иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария Великого. Свойство всех видений, посылаемых Богом, по замечанию св.Иоанна Лествичника, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своей грехов­ности и ничтожества.

Напротив того, видения, в которые мы вторгаемся произволь­но, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в само­мнение, доставляет радость, которая не что иное, как непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения. Демо­ны, являясь наиболее в виде Ангелов, стараются польстить чело­веку похвалою, потешить его любопытство и тщеславие, затем они удобно ввергают его в самообольщение и наносят ему сильней­ший душевный грех.

В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством магнетизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых Ангелов, обольщают и об­манывают различными интересными сказками, перемешивая прав­ду с ложью, - всегда причиняют крайнее душевное и даже умст­венное расстройство. Употребление магнетизма есть отрасль волхвования. При нем нет явного отречения от Бога, но несомнен­но имеется отречение прикрытое, так как в настоящее время во­обще диавол очень прикрывает свои сети.

Саул, царь израильский, явно не отступивший от Бога, но час­то преступавший повеления Божий, довершил свои беззакония сообщением с волшебницей (Быт.31,24). Он знал, что волшебство есть тяжкий грех, ибо предал смерти всех волшебников в земле израильской, но решился на поступок, явно Богопротивный. Же­лая узнать, какой исход будет иметь сражение, на которое он намеревался вступить с филистимлянами, Саул просил волшебни­цу, чтобы она вызвала из ада душу почившего пророка Самуила для совещания с ним. Волшебница исполнила это. Явившийся на призыв ее из подземных темниц, пророк предсказал царю пора­жение и смерть в битве. Саул, вместо того, чтобы погрузиться в покаяние, впал в отчаяние: явление пророка и предузнание буду­щего вместо пользы принесли ему величайший грех. Войско языч­ников сириян, вступившее в землю израильскую, внезапно увиде­ло полк святых Ангелов и предалось бегству (1 Цар.28).

Падшие духи совершают дело погубления человеков с несрав­ненно большим успехом, чем злонамереннейшие человеки. По­вреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом. Повреждение падших духов заключается в полном преобла­дании зла при совершенном отсутствии добра. Способности пад­ших духов далеко превосходят способности падших человеков. Демоны свободно и быстро обтекают вселенную, свободно совер­шают такие дела, которые вовсе невозможны для человеков. Если демоны увидят, что кто-либо из христиан начинает подвизаться и преуспевать, то приступают к нему и начинают полагать препятст­вия на пути его. Препятствия эти суть греховные помышления.

Но будучи отражены, демоны не престают от брани: злохитро и коварно приступают они снова. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным путем, и покушаются привести в испуг пустыми привидения­ми, принимая различные образы, то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множество воинов. Но и этих при­видений не должно страшиться: они мгновенно исчезают, если оградить себя верою и крестным знамением.

Демоны дерзки и крайне безстыдны: побежденные при одном способе борьбы, они прибегают к другому. Они представляют себя одаренными пророчествами, способными предсказывать бу­дущее. Они вытягиваются привидением на такую высоту и шири­ну, что прикасаются крыш домов. Если же и при этом покушении они найдут душу, укрепленную верою и надеждою, то приводят с собою своего начальника.

Бесы - злонамеренны и стараются только о том, чтобы нано­сить вред. Не делают они ничего по той причине, что ничего не могут сделать, могут только угрожать, они не могут воздержаться

от зла, жаждут нанести нам всякий вред, имея к этому всецело направленную волю. Не имея никакой силы, они терзаются при виде, что не могут выполнить никакого замысла своего. Если бы они имели какую-нибудь власть, то не приступали бы с шумом, в разных привидениях, не устраивали бы ковов, изменяя образы. Демоны, не имея никакой силы, разыгрывают как бы театральное представление, изменяя вид свой и приводя детей в ужас шумом и безобразными личинами своими.

Но, может быть, кто-нибудь, на основании повести об Иове, спросит в опровержение сказанному: почему же диавол, воору­жившись на этого праведного мужа, возмог сделать все: и отнял имущество, и убил детей, а самого поразил смрадною проказою? Это совершилось не силою диавола, но силою Бога, Который пре­дал Иова диаволу для искушения. Диавол сам просил сделать сде­ланное им.

Чем настойчивее демоны действуют против нас, тем ревност­нее мы должны прилежать подвижничеству. Несомненно, что они боятся потения, бдений, молитв, кротости, сердечного безмол­вия, презрения денег и суетной славы, смирения, любви к нищим, милости, благости, более всего благочестия во Христе.

Нашествие злых духов сопровождается шумом, стукотнёю, зву­ками и криком. От присутствия их является в душе страх, в мыс­лях смущение и недоумение, тоска, отвращение от подвига, ле­ность, уныние, воспоминание о родственниках, боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добродетелям, нрав­ственное расстройство.

И следующее да служит для вас знамением их прихода. Если страх не будет отступать от души, то это - признак присутствия врагов. Демоны, увидев, что человек испугался их, усиливают привидение, чтобы поразить большим испугом и надругаться, подчинив себе.

Не должно тщеславиться благодатною силою изгнания бесов; не должно превозноситься благодатным даром исцеления болез­ней. Не заслуживает удивления тот, кто изгоняет бесов, ни пре­зрения тот, кто не изгоняет.

Святые наставники христианского подвижничества заповеда­ют нам при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и молить Бога, чтобы Он покрыл нас от всех козней и обольщений, расставляемых человекам духами злобы. Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если б им было попущено невидимо удерживающей десницею Божиею, то они ис­требили бы нас мгновенно. Для неопытных новоначальных един­ственное средство к избежанию обмана, повреждения и гибели заключается в решительном отречении от всякого видения, по со­вершенной неспособности к правильному суждению о нем.

Бесы стараются сообразовываться с обстоятельствами, с обра­зом мыслей человека, с его наклонностями. Некоторым подвижни­кам они представляют груды золота и серебра с целью найти от­голосок мечте в душевной страсти корыстолюбия, если она таится в душе. Другим с подобной же целью представляют трапезы с обильными яствами и питиями; иным - обширные залы, оглаша­емые музыкой, с толпами танцующих; иным являются в виде жен­щин, возбуждающих вожделение и собственной красотою и искус­ственными украшениями. Иных покушались ввести в заблуждение голосами и прорицаниями, как бы божественными. Иным они яв­лялись в виде отсутствующих родственников и знакомых; иным - в каком-либо виде, свойственном человекам, уговаривая видящих, чтобы они не сомневались в них, не подумали, что они - отвер­женные духи, стараясь уверить, что они человеческие души, участь которых еще не решена и которые по этой причине блуждают по земле без пристанища. При этом они сочиняют какую-нибудь ин­тересную сказку, способную возбудить любопытство в легкомыс­ленных, представив ложь за правду.

Блуждающим духам доверяют и те, которые не верят в сущест­вование злых духов. Злым духам это-то и надо: тати и убийцы тогда могут совершать все злодеяния, когда люди, против кото­рых направлена их злоба, даже не верят их существованию.

Весьма естественно, что падшие духи стараются удержать нас в своем плене и общении, когда мы захотим расторгнуть общение, освободиться из плена. К открытой борьбе с бесами способны весьма немногие.

Единственный правильный вход в мир духов - христианское подвижничество. Единственный правильный вход к чувственному видению духов - христианское преуспеяние и совершенство. Вво­дит в это видение тех, которые должны войти в него, Сам Бог. Вторгающийся в чувственное видение духов самопроизвольно, по­ступает неправильно, незаконно, против воли Божией: невозмож­но такому самовольнику избежать обмана и следующих за обма­ном самообольщения и повреждения. Само намерение увидеть ду­хов есть начало обмана и самообольщения.