Чувство вины: духовное или деструктивное чувство? "психоаналитическое рассмотрение различий между стыдом и виной"

Чувство вины как качество личности – склонность находиться в состоянии виноватости, побитости после того, как человек сам себя отругал; склонность к устойчивому состоянию сознания, в котором человек чувствует глубокую собственную никчемность или ничтожность.

Мастер учил, что вина в любом проявлении - пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола. - Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? - спросил ученик. - Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а самого себя.

Чувство вины мучило доктора Х. весь день. Внутренний голос уговаривал его: — Ладно, тебе, с кем не бывает, ты не первый и не последний врач, который имеет половые отношения со своими пациентами. Но тут другой голос, подленький такой, возвращал его обратно: — Но ты же все-таки ветеринар.

Жена вернулась с отдыха в Крыму: — А вот и мы! – Кто это мы, — спрашивает муж. – Я и чувство вины…

Что это за жизнь, если за тобой увязался хвост – чувство вины? Есть ли под солнцем более угнетающее и парализующее чувство, чем чувство вины? Оно может стать навязчивой идеей, проклятием, крематорием разума и души. Оно грызёт каждую ночь, как крыса – мутант. Джоди Пиколд в «Последнем правиле» пишет: «Жить с чувством вины - всё равно что сидеть за рулём машины, которая едет только задним ходом». Чувство вины отключает разум. На нём не построишь мост в будущее.

Если у человека нет чувства вины, это означает, что он чувствует себя достойным любви и уважения. Чувство вины безжалостно отбирает у человека ощущение права быть любимым или любимой. Чувство вины порождает страх, что меня не любят. Чем больше чувство вины, тем в большей степени человек теряет убеждённость, что он имеет право на любовь, имеет все основания быть любимым.

Чем больше мы кого-то любим, тем сильнее испытываем перед ним чувство вины. Допустив ошибку относительно близких людей, человек погружается в омут стыда и вины, его охватывает страх, что близкие люди его никогда не простят. – Нет мне прощения, — думает он. Владимир Маяковский как-то сказал: «Как ужасно расставаться, если знаешь, что любишь и в расставании сам виноват».

Слушай, я вчера вела себя просто ужасно. Я хочу загладить свою вину. - Перестань, ты ни в чем не виновата… А как?

Если чувство вины надолго залезло, как заноза, в мыслеоборот человека, есть только три сценария развития ситуации. Первый сценарий: из состояния чувства вины выходить посредством цинизма, отупения чувств, наглости и хамства. Мол, так вам и надо. А что вы, сволочи, хотели? Человек становится бесстыжим. Бесстыжесть предохраняет его от болезненного чувства вины. Он ломает все нравственные ограничения, резко деградирует до полной аморальности и бесстыдства. Не получив прощения, новоиспечённый наглец и хам избавляется от чувства вины, доказывая себе, что тот, кого он обидел, причинил боль или унизил, достоин этого. Второй сценарий: стресс, депрессия, уныние, словом, психическое расстройство на основе чувства вины. Если чувству вины дать волю, оно способно растоптать личность и свести её с ума. Третий сценарий – убедить себя в том, что каждый имеет право на ошибку.

Ключ к чувству вины – сильное чувство стыда. Посредством прохождения через сильный стыд человек избавляется от чувства вины. Ощущение своей невиноватости не является бесстыжестью. Человеку стыдно за совершенную ошибку, но зная, что никто не застрахован от ошибок, он не чувствует себя виноватым. Наши чувства несовершенны, поэтому человек обречен иногда ошибаться. Человек в силу своей природы неспособен действовать безошибочно. Понимая это, он использует конструктивно возникшее чувство вины: старается измениться в лучшую сторону, улучшает отношения, лучше выполняет работу.

Виноватить себя правомерно, если заметил ошибку и проигнорировал, то есть ничего не сделал, чтобы её исправить. Но если человек исправил ошибку и продолжает заниматься самобичеванием, значит его чувство вины деструктивно. Человек вязнет в чувстве вины, когда теряет внутреннюю способность любить себя и прощать себе ошибки. Вина даётся для личностного роста, а не для саморазрушения.

Психолог Руслан Нарушевич пишет, что по своей природе каждый из нас абсолютно невинный. Мы имеем совершенную природу. И только то, чем мы себя считаем, оно может ошибаться. Например, наши глаза не идеальны. Глубокий анализ событий нам не доступен. Например, вы идете просто по улице и видите, что впереди идёт ваша одноклассница. Это вам ваши чувства говорят, глаза и память, что вот у нее такое пальто и такая сумочка. И вы сзади подбегаете, закрываете ей глаза и говорите: — Угадай, кто? Она говорит: я сейчас полицию позову. Это не она оказывается. То есть наличие такого же пальто и сумочки не говорит вообще-то, что это тот самый человек. Нашему телу и уму присуща склонность совершать ошибки, в силу того, что чувства, которыми мы снимаем информацию несовершенны. Как частицы Бога мы свободны. Но поскольку мы себя такими не считаем, а все время считаем себя глазами, ушами, ногами, руками, умом, воспоминаниями, тем-сем, пятым-десятым, то это всё ошибается.

Гарантирован врач от ошибок? В «Анатомии страсти» персонаж говорит: « «Для начала не навреди» - доктора дают такую клятву, но вред всё равно наносится, а потом появляется чувство вины, и нет такой клятвы, которая справилась бы с этим. Вина никогда не приходит одна, она приводит друзей: сомнения и чувство незащищённости».

Иными словами, отсутствие чувства вины связано с осознанием себя как духовной частицы, искорки Бога. Не сентиментально, а благодаря духовной практике. Человек, который начинает такую практику у него исчезает нездоровое чувство вины, потому что он понимает: есть кто-то, кто принимает меня абсолютно, таким как я есть. Если человеку довелось встретить истинного духовного наставника, его просто потрясает такая строгость, с одной стороны, а, с другой, — большое прощение и снисхождение. Контраст такой строгости очень может быть у аскетичного человека, но который на меня смотрит с большим снисхождением как на маленького ребенка и все равно любит. Поэтому этот атрибут невинности он нам присущ по природе. Но то, чем мы себя считаем, оно несовершенно и поэтому без конца совершает ошибки.

Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
И прошу меня направить
На текущую войну.
Нет войны - я все приму —
Ссылку. Каторгу. Тюрьму.
Но желательно - в июле,
И желательно - в Крыму.

Поэтому когда мы переживаем это, мы понимаем, что слишком сильно полагались на свой ум и чувства. Они нас подвели просто-напросто. И тогда мы начинаем чувствовать себя виноватыми. Ошибка, начинается чувство вины: как я так мог подумать о человеке? Поэтому вместо того чтобы испытывать чувство вины нужна четкая картина, что, первое, я по природе своей абсолютно не виновен. Чтоб себе напоминать об этом нужно маленькое чувство юмора. Не надо оправдываться просто. Можно лучше, чем оправдываться, лучше сказать с юмором: — Если бы я этого не сделала, мне бы вообще цены не было.

Чувство вины – дочь гордыни, родство между ними обнаруживается в претензии на свою безошибочность, безупречность и безукоризненность. Порядочного человека тяготит чувство вины, невольно вызванное им в других. Чингих Айтматов в романе «Плаха» пишет: «Когда я чувствую, что люди испытывают какую-то вину предо мной, для меня это так мучительно, что мне хочется быстрее освободить их от угрызений совести, чтобы ничто не смущало их при виде меня. Ибо тогда я сам чувствую себя виноватым в их вине».

Человек, склонный к проявлению сожаления, является лёгкой добычей чувства вины. Сожаление как качество личности – склонность к проявлению чувства печали, скорби, раскаяния, вызванного осознанием какой-либо утраты или непоправимости чего-либо, невозможности изменить или осуществить что-нибудь. Сделав неправильный выбор, упустив свой шанс, человек порой испытывает не досаду, а жесточайшее чувство вины, которое ежедневно отравляет ему жизнь. Мысли о том, что надо было поступить иначе, делают человека устойчивым носителем чувства вины.

Чувство вины – инструмент манипуляции сознанием человека и страшное орудие для его эксплуатации. Вадим Зеланд пишет: «Чувство вины служит ниткой, за которую человека могут дёргать маятники, а в особенности манипуляторы. Манипуляторы – это люди, которые действуют по формуле: «ты должен делать то, что я говорю, потому что ты виновен», или «я лучше тебя, потому что ты не прав». Они пытаются навязать своему «подопечному» чувство вины, чтобы получить над ним власть, или для самоутверждения. Как только кто-то выразил готовность принять на себя чувство вины, манипуляторы тут же приклеиваются и начинают сосать энергию. Для того, чтобы не попасть под их влияние, нужно всего лишь отказаться от чувства вины. Вы не обязаны ни перед кем оправдываться и никому ничего не должны. Если действительно вина есть, можно понести наказание, но только не носить вину с собой».

В чём конкретный вред чувства вины на физиологическом уровне? Оно, по мнению Лууле Виилмы, лишает сердце сил, замедляет циркуляцию крови и препятствует нормальному кровоснабжению всего тела. Чувство вины своей тяжестью давит на сердце, и оно становится слабым, вялым, ленивым. Чувство вины “не в состоянии прокормить семью“. Поскольку третий и четвертый поясничные позвонки соответствуют половым органам, то устрашающее чувство вины отнимает у половых органов желание работать, и возникает импотенция. Из разросшегося чувства вины вырастает злоба. Страх “меня не любят” блокирует рассудительность. Человек теряет способность думать, и в нем развивается лавинообразная цепочка стресса – чувство вины перерастает в страстное желание, а оно, в свою очередь, в злобу, покуда не наступит гибель. Чувство вины делает человека слабым и восприимчивым к плохому. Чувство вины – это стресс сердца. Если человек сделал в жизни что-то неправильно, либо не сделал того, что требовалось, либо оставил неисправленной свою ошибку – то на душе у него возникает необъяснимое чувство вины. Если он не освободится от чувства вины, то навлечет на себя обвинение. Никогда не обвиняет тот, кто сам не испытывает чувства вины. Кто обвиняет больше всех, тот испытывает наибольшее чувство вины. Страх перед обвинением заставляет идти в наступление на другого.

Нельзя путать чувство вины с ответственностью. Александр Свияж на этот счет пишет: «Некоторые люди говорят так: я виноват во всём, что произошло! Вина и ответственность - разные вещи. Если вы будете считать себя виноватым, вы подсознательно будете привлекать в свою жизнь то, что будет для вас наказанием. Ответственность - это значит: я сам создал свою жизнь такой, какая она есть, значит, я сам могу её изменить. Я - не жертва. Никто не виноват в том, что мне плохо».

Разумный, сильный человек сделает правильный выбор, взяв на себя ответственность вместо чувства вины. Марк Аврелий учил: «Вини себя или же не вини никого». Поэт Игорь Губерман пишет:

Всему ища вину вовне,
Я злился так, что лез из кожи,
А что вина всегда во мне,
Я догадался много позже.

Парадоксально, но не чувство вины повышает ответственность, а прощение. Вина и наказание лишают выбора. Ответственность наоборот генерирует новые мысли и линии поведения. Какой прок в наказании, если оно не учит, как поступать иначе? Помимо этого, наказание и чувство вины всегда ассоциируются с насилием, унижением, обидами и озлобленностью. Признав свою вину, самонаказав и раскритиковав себя, человек подсознательно притягивает в свою жизнь беды и несчастья. Франц Кафка в «Процессе» верно заметил: «Вина сама притягивает к себе правосудие». Любопытно, что у травмированных в разных ситуациях людей было чувство вины, которое, в конечном счете, и стало главной причиной травм, сотрясений, гематом, аварий. Чувство вины требует наказания, а наказание, как голодный волк, ищет свою жертву. Словом, чувство вины – это война с самим собой.

Петр Ковалев 2015 год


Часто люди и не догадываются, что чувство вины - это отрицательная эмоция, негативное переживание, которое не очищает (как многие привыкли думать) человека, а загоняет его в угол. Чувство вины - не признак высокой духовности, а признак незрелости человека.

Разобраться с тем, что это такое - чувство вины совсем не просто. Одни считают его социально полезным и даже необходимым внутренним регулятором поведения, а другие утверждают, что это болезненный комплекс.

Само слово вина часто используется как синоним чувства вины, в то время как первоначальный смысл этого слова иной. «Вина - провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок». (Толковый словарь русского языка» В.Даля).

Изначально слово вина означало либо сам реально нанесенный ущерб либо материальное возмещение нанесенного ущерба. Виновный - тот, кто нарушил законы или договоренности и должен возместить нанесенный ущерб.

Есть большая разница между - «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым». Человек виновен, когда он заранее знает, что может действием или словом навредить или причинить зло кому-то или самому себе и, тем не менее, делает это. Вину обычно признают за тем, кто нанес ущерб намеренно или в силу преступной халатности.

Есть немало людей, которым свойственно считать себя виноватыми, хотя реально нанесенного преднамеренного ущерба не было в действительности. Они решают, что виноваты, так как прислушиваются к тому «внутреннему голосу», который осуждает и обвиняет их, основываясь на тех, часто ложных, убеждениях и верованиях, которые, как правило, были усвоены еще в детстве.

Чувство вины - непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение. Чувство Вины по сути это агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Под влиянием голоса «внутреннего Прокурора», который выносит приговор «это все из-за тебя» такие люди упускают из виду, что намерения причинить зло в действительности у них не было, и кстати «забывают» выяснить был ли ими нанесен ущерб вообще.

Чувство вины человек испытывает гораздо чаще за то, что не совершил или не мог изменить, чем за то, что совершил или мог изменить и не сделал этого. Накопления ни на чем не основанного ненужного и деструктивного чувства вины можно и нужно избегать. От невротической вины нужно и можно избавляться.

Но даже когда проступок действительно имел место, чувство вины остается деструктивным.

Между тем в результате осознания факта реально нанесенного ущерба люди способны испытывать различные переживания.

Альтернативой чувству вины является переживание совести и ответственности.

Различие между виной с одной стороны и совестью и ответственностью с другой на наш взгляд - кардинально. И хотя это принципиально разные вещи, многие люди не видят и не понимают разницы между ними и нередко путают эти понятия между собой.

Совесть - внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль и оценку собственных взглядов, чувств, совершаемых поступков, их соответствия его своей самоидентичности, своим базовым жизненным ценностям и целям.

Совесть проявляется как внутренний, часто бессознательный запрет на неодобряемые действия (включая внутренние), а также как чувство внутренней боли, которое сигнализирует человеку о протесте внутренней нравственной инстанции против совершенных действий, противоречащих собственной глубинной системе ценностей и самоидентичности.

Муки, «угрызения» совести касаются ситуации, когда человек в силу каких-то причин нарушил свой собственный нравственный принцип и призваны удержать его от аналогичных действий в будущем.

Совесть тесно связана с чувством ответственности. Совесть вызывает мощное внутреннее побуждение к выполнению нравственных норм, в том числе норм ответственности.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других. Чувство ответственности - это стремление выполнять взятые на себя обязательства и, если они не выполнены, готовность признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, совершить те действия, которые нужны для исправления ошибки.

Причем ответственность обычно признается независимо от намеренности: кто сделал - тот и отвечает.

Испытывая чувство вины, человек говорит себе: «Я плохой, я заслуживаю наказания, нет мне прощения, у меня опускаются руки». Метафорически оно описывается как «тяжелый груз» или как «то, что гложет».

Когда человек погружается в свою виноватость, ругает себя за совершенные ошибки ему очень трудно - фактически невозможно - анализировать свои ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию.

Посыпая голову пеплом («Если бы я не сделал этого или сделал вот это …. то все было бы по-другому»), он смотрит в прошлое и застревает там. В то время как ответственность направляет взгляд в будущее и побуждает движение вперед.

Принятие позиции ответственности - необходимая предпосылка развития личности. Чем более высокий у человека уровень развития личности, тем менее ему свойственно пользоваться таким негативным регулятором поведения, как чувство вины.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, нереалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека.

Переживание вины сопровождается тягостным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку и в целом своей «плохости».

Хроническая вина превращается в способ восприятия мира, что отражается даже и на телесном уровне, буквально изменяя тело, и в первую очередь осанку. У таких людей понурая поза, согбенные плечи, как будто они несут привычный «груз» на своем «горбу». Заболевания позвоночника в зоне седьмого шейного позвонка во многих случаях (кроме явных травм) связаны с хроническим чувством вины.

Людям, несущим в себе с детства хроническую вину, как будто хотят занять меньше места, у них особенная скованная по¬ходка, у них никогда не бывает широкого легкого шага, свободной жестикуляции, громкого голоса. Им часто трудно посмотреть человеку в глаза, они постоянно низко склоняют голову и опускают взгляд, а на лице - маска виноватости.

Для нравственно зрелого и психологически здорового человека чувства вины не существует. Есть только совесть и чувство ответственности за каждый свой шаг в этом мире, за принятые соглашения, за сделанный выбор и за отказ от выбора.

Негативные переживания, связанные с совестью и ответственностью прекращаются с устранением вызвавшей их причиной. И совершение какой-либо ошибки не приводит такого человека к истощающему внутреннему конфликту, он не чувствует себя «плохим» - просто исправляет ошибку и живет дальше. А если конкретную ошибку исправить нельзя, извлекает урок на будущее и память о ней помогает ему подобных ошибок не совершать.

Хочется подчеркнуть, что чувство вины, базирующееся на самонаказании и самоуничижении, - направлено на самого себя. Человеку, поглощенному чувством вины и самобичеванием не до действительных чувств и потребностей другого.

В то время как переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, - «во мне болит его боль».

Готовность признать свою реальную вину - один из показателей ответственности, но недостаточный сам по себе.

Чувство вины тоже может (хоть и не всегда) побуждать ее признание. Однако сам факт признания своей виноватости часто предъявляется, как достаточное искупление. Нередко можно услышать недоумение: - «Ну, я же признал, что виноват и извинился - чего вы еще от меня хотите?».

Но пострадавшему этого, как правило, не бывает достаточно, а если он не чувствует в этом внутренней правды и вовсе не нужно. Он хочет услышать про конкретные меры по исправлению ошибки или компенсации нанесенного ущерба.

Еще в большей мере необходимо, особенно если исправить ее невозможно, искренне выразить другому сопереживание и свое сожаление, также (если действие было преднамеренным) еще и честное раскаяние. Все это не только нужно пострадавшему, но и тому, кто нанес реальный ущерб, приносит облегчение.

Откуда берется чувство вины и почему оно так широко распространено?

Почему люди так держатся за самообвинение в ситуациях, когда они ни в чём не виноваты? Дело в том, что вина прикрывает беспомощность.

Чувство вины закладывается в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой.

Возраст 3-5 лет - это тот возраст, когда может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, так как именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что его родители быстро обнаруживают и используют.

Этот возрастной период предоставляет для этого подходящую почву. «Творческая инициатива или вина» - так называет Эрик Эриксон этот период и соответствующую главную дилемму детского развития.

Чувство вины естественно возникает у ребенка в этом возрасте как психологическая защита от ужасающего чувства беспомощности и стыда связанного с переживаемым им в этот период крахом чувства своего всемогущества.

Ребенок бессознательно выбирает вину, как меньшее из двух зол. Как если бы он бессознательно говорил себе «Я уже чувствую, что не все могу, это невыносимо, нет, это просто в этот раз не получилось, а вообще-то я это могу. Я мог, но сделал. Значит - я виноват. Я помучаюсь, и в следующий раз получится, если я постараюсь».

При благоприятных воздействиях родителей ребенок постепенно принимает свое не всемогущество, преодолевает чувство вины и дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы.

При неблагоприятных воздействиях родителей у ребенка на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь остается склонность испытывать чувство вины и ограничения на проявление творческой инициативы. «Груз» вины, который человек носит на себе с детства, и во взрослом возрасте продолжает мешать ему жить и общаться с людьми.

Заметим, что хотя истоки хронического чувства вины лежат в основном в возрасте 3-5 лет, склонность испытывать чувство вины как защитный механизм может включаться и во взрослом возрасте, даже при относительно благоприятном детстве.

Так, чувство вины является одной из обязательных форм проявления фазы протеста в процессе переживания значимой потери, в том числе серьезной болезни и смерти близких. Протестуя против чудовищности случившегося, прежде чем смириться со случившимся, принять свою беспомощность и начать горестное оплакивание, люди винят себя в том, что не сделали чего-то для спасения, несмотря на то, что это было объективно абсолютно невозможно.

При благоприятном детстве такое чувство вины вскоре проходит. При наличии у человека детского комплекса вины, несуществующая вина за потерю может оставаться в душе человека на много лет, а процесс переживания травмы потери не завершается.

Таким образом, вместо того, чтобы испытывать беспомощность и стыд в ситуациях, когда мы слабы и ничего не можем изменить, люди «предпочитают» чувство вины, которая является иллюзорной надеждой на то, что всё ещё можно исправить.

Те неблагоприятные воздействия родителей, которые индуцируют и формируют постоянное чувство вины, фактически сводятся к прямым обвинениям и порицаниям, а также к упрекам и укорам. Подобное давление на чувство вины - это один из главных рычагов, которым родители пользуются как для формирования у него внутреннего регулятора поведения (который они путают с совестью и ответственностью), так и для быстрого управления ребенком в конкретных ситуациях.

Индуцируемая вина становится своего рода кнутом, подстегивающим к действиям, к которым стремятся побудить ребенка родители, причем кнутом, подменяющим воспитание чувства ответственности. И родители к нему прибегают, как правило, потому, что сами были воспитаны точно так же и до сих пор не смогли избавиться от вечной собственной виноватости.

Винить ребенка, по сути, неправильно. Он в принципе не может быть виноват в том, в чём его обвиняют родители, потому что он вообще не несёт ответственности за свои деяния и не способен ее нести. И взрослые легко перекладывают свою ответственность на ребенка.

Например: ребёнка ругают или укоряют за то, что он разбил хрустальную вазу. Однако, очевидно, что когда в доме маленький ребёнок, родители должны убирать ценные предметы, это их ответственность. Если кто и отвечает за разбитую вазу, то родители, так как ребёнок еще не может соизмерять свои усилия, управлять своей моторикой, своими чувствами и побуждениями и, конечно же, не способен пока отслеживать причинно-следственные связи и последствия своих действий.

Взрослые люди, непонимающие психологических особенности ребенка сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».

Хуже того, часто родители и другие взрослые предъявляют ребенку несправедливый ультиматум: «Если ты не признаешь, свою вину, я с тобой не буду разговаривать». И ребенок вынужден признавать несуществующую вину под угрозой бойкота (который для ребенка невыносим) или под страхом физического наказания.

Давление на чувство вины - это манипулятивное воздействие, которое носит, безусловно, деструктивный характер для психики.

До поры, до времени ребенок не способен критически оценивать то, что с ним происходит, поэтому все поступки родителей он принимает за чистую монету и, вместо того, чтобы воспротивиться разрушительному воздействию родительских манипуляций, послушно им подчиняется.

И в результате всего этого он научается верить, что виноват, чувствовать свою вину за несуществующие прегрешения и, как следствие, ощущать себя всегда и всем должным.

Такое необоснованное, как правило, неосознанное и непоследовательное давление родителей и других значимых взрослых на чувство вины приводит к путанице в голове ребенка. Он перестает понимать, чего же от него требуют - чувства вины или исправления ошибки.

И хотя по воспитательному замыслу, предполагается, что, сделав что-то нехорошее, ребенок должен испытать чувство вины и тут же броситься исправлять свою ошибку, ребенок, напротив, усваивает, что испытать и продемонстрировать свою виноватость - это и есть достаточная плата за совершенный проступок.

И теперь вместо исправления ошибок родители получают лишь виноватый вид, мольбу о прощении - «Ну, пожалуйста, прости меня, я больше так не буду» - и его тяжелые, мучительные, самоуничтожающие переживания своей виноватости. И чувство вины, таким образом, подменяет ответственность.

Формировать совесть и ответственность гораздо труднее, чем чувство вины и требует не ситуативных, а стратегических усилий.

Укоры и порицания - «как тебе не совестно!» «Как ты могла, это безответственно!» - способны вызывать только чувство вины.

Совесть и ответственность требуют не порицаний, а терпеливого и сочувственного объяснения ребенку неизбежных последствий для окружающих и для него самого его действительно неправильных действий. В том числе с одной стороны про их боль, пробуждая не вину, а сопереживание, и с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести. И конечно не должно быть несправедливой критики ребенка за то, что он не мог контролировать.




Метки: Чувство вины ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

Разрушительная сила упрека

Человек что-то хочет попросить, но выбирает для этого форму упрека, провоцируя чувство вины и агрессию у партнера. Естественно человек начинает так же защищаться, упрекая в ответ. Получается игра в пинг- понг, мячиком в которой служит чувство вины. Отношения окрашенные чувством вины становятся токсичны и невыносимы.

Метки: Агрессия , Чувство вины , Обида , Раздражительность , Манипуляции ,

Выход из треугольника Карпмана

Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страдание». Эмоции Жертвы – страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. В теле – постоянное напряжение, которое трансформируется со временем в соматичекие заболевания.

Метки: Чувство вины , Обида , Раздражительность , Манипуляции , Психологическое насилие , Зависть , Жалость , Отвержение ,

Толерантность к унижению

Толератность к унижению - это когда меня унижают, а я считаю это закономерным и правильным, то есть внутренне соглашаюсь с этим и продолжаю процесс унижения уже внутри себя. Кто-то отозвался нелестно о том, как я провожу свое свободное время. Человек, у которого этой толерантности нет, возмутится в стиле "какое твое дело?". Другой же, который толерантен, будет испытывать чувство стыда или вины и давить себя еще больше.

Метки: Стресс , Чувство вины , Неуверенность в себе , Стыд , Нерешительность ,

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

В работе психолога большая часть работы – помочь ему создать новые границы, установку: «так со мной нельзя». ТАК. СО. МНОЙ. НЕЛЬЗЯ. Бить меня нельзя. Ругаться матерно. Обзывать шлюхой и рвать мои вещи. Отнимать и сжигать мои игрушки. Усыплять моих животных и не сознаваться в этом («Пушок убежал, наверное»). Унижать и высмеивать меня перед родственниками и знакомыми. Отказывать мне в заботе, когда я болен или слаб – нельзя.

Метки: Стресс , Чувство вины , Личность , Отвержение ,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины , Обида , Манипуляции , Детско-родительские отношения ,

Эмоциональный инцест

Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины , Созависимость , Психологическое насилие , Детско-родительские отношения , Эмоциональная зависимость ,

Эллен Хендриксен: научитесь отказывать без чувства вины

Научитесь отказывать без чувства вины. Способ №1: Предложите альтернативу. Это самый простой способ сказать «нет». Отклоните запрос, но предложите утешительный приз. «Мой график просто не позволяет мне вычитать диссертацию до нужного срока, но вот ссылка на большую статью о пяти самых больших ошибках при написании диссертации, которые необходимо избегать».

Метки: Чувство вины ,

Жизнь плохой дочери, матери и жены

Ольга Попова, психолог: "Вина, сотканная из воспоминаний, сжигала ее в пепел. Теперь Анна могла сотворить вину из чего угодно, даже из своих снов. По утрам она вставала с таким тяжелым чувством, как если бы на ее совести были тысячи преступлений."

Метки: Чувство вины , Случаи из практики психотерапии ,

БЛАГОДАРНОСТЬ - лекарство от невротического чувства ВИНЫ

Светлана Панина, психолог: "Из невротической вины чаще рождается депрессия, которая ничего не дает внешнему миру или навязчивая гиперопека тех самых "обиженных" или "несчастных", которая часто оказывается неловкой, избыточной или неуместной. "

Метки: Чувство вины ,

«Какой стыд!..» Еще раз о чувствах вины и стыда

Первые люди, которые формируют в нас чувства вины и стыда, – наши родители. «Ты меня совсем не любишь! Ты меня в могилу сведешь!» – то и дело слышим мы с самого детства. Своим «вспомнишь еще, когда меня не станет, вот стыдно-то будет» они пытаются заставить ребенка делать то, что сами считают правильным.

Метки: Чувство вины , Стыд ,

10 правил выживания в паре с травмированным партнером

Как долго можно любить человека, который все время твердит, что вы его не любите, обижается, упрекает вас в недостатке внимания к себе? И сколько бы не дали этой любви, заботы и внимания, он останется голодным и недовольным и будет вас постоянно обвинять в том, что вы холодны, невнимательны и не жертвуете собой и своими интересами ради него.

Метки: Одиночество , Чувство вины , Эмоциональная зависимость , Спасательство ,

Стать жертвой. Быть жертвой. Жить жертвой

Елена Мартынова, психолог: "Психотерапевты в своей практике слишком часто встречаются с жертвенностью. Так часто, что, кажется, трудно найти человека, который бы уже перестал жертвовать собой. Жертвовать ради детей, ради супругов, ради родителей, ради… сами не знают чего."

Метки: Чувство вины , Созависимость , Неуверенность в себе , Жалость ,

Психогенный зуд

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Клиентка, 23 лет, замужняя, 2 детей, образование высшее. Внешне очень яркая, красивая, высокая, стройная. На первом сеансе клиентка Д. жаловалась на периодически возникающий зуд (преимущественно в области кистей рук)."

Метки: Чувство вины , Психосоматика , Управление эмоциями , Неуверенность в себе , Эмоциональная зависимость ,

"Невольный узник собственных сомнений" или Внутренний Травмированный Ребенок

Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Вспомните человека, который вас «бесит», - посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые однажды себе запретили, внутри нас вскипает ничем не оправданное бешенство, и на этом человеке мы стремимся выместить всю ту злость, которую испытываем к самим себе."

Метки: Застенчивость , Чувство вины , Неуверенность в себе , Инфантильность , Психическая травма , Психологические защиты , Нерешительность ,

Каждый из нас в детстве слышал фразы «Тебе должно быть стыдно! Сейчас же извинись!». Таким образом, мы на практике с самого раннего детства знакомились с чувством вины и близкого ей по этимологии и функциям стыда. Общество признает и использует регуляционные функции вины. Каждый из нас знает, что вина адаптивна в поддержании социальных отношений, т.е. преданности и взаимосвязей, необходимых для спокойной и продуктивной жизни. Вместе с тем мало кто осознает деструктивную сторону феномена вины.
Американские психологии за последние два десятилетия добились значительных результатов в исследовании этого вопроса и признали, что вина может стать иррациональной и малоадаптивной, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она обобщена и неоднократно связана со стыдом /15/. Так, они предположили, что вина может выступать одним из главных факторов в этиологии делинквентности. Выделив четыре типа иррациональной вины (вину выжившего (уцелевшего), вину отделения (предательства), вину гиперответственности и вину ненависти к себе) исследователи с помощью целого ряда эмпирических исследований подтвердили ее связь с зависимостью от психоактивных веществ. Результаты исследований показали, что лица, употребляющие алкоголь и различные виды наркотических веществ, набрали более высокие балы по всем шкалам иррациональной вины /14/.
Нами, в свою очередь, было проведено исследование, направленное на сравнение уровня иррациональных форм вины в группе асоциальных респондентов, представленных насильственными преступниками (76 человек) с уровнем этих форм вины в группе просоциальных респондентов (85человек). С целью проведения данного исследования нами был переведен на русский язык и адаптирован к русской ментальности опросник IGQ – 67, предназначенный для измерения указанных выше четырех видов иррациональной вины. Оказалось, что показатели склонности к переживанию вины четырех типов (выжившего, гиперответственности, отделения и ненависти к себе), а также показатели совокупной склонности к переживанию вины в группе асоциальных мужчин значимо выше, чем в группе просоциальных мужчин. Средние балы были таковы: в экспериментальной группе вина выжившего 73 балла, в контрольной 65; вина отделения в экспериментальной группе 75,5, в контрольной 63, вина гиперответственности 82 и 75,1 соответственно; вина ненависти к себе – 59,4 в экспериментальной группе и 49,6 – в контрольной. Проведенный нами математический анализ выявил значимость полученных различий.
Особый интерес представляет вопрос о роли вины в общении взаимодействии людей. Известно, что вина делает человека сенситивным к чувствам, установкам, мнениям и оценкам окружающих и, следовательно, действуют как сила, сближающая людей. Данные эмоции, по мнению К. Изарда, поддерживают конформность, социальную ответственность, ограничивают эгоцентризм и эгоизм и тем самым способствуют общительности /5/. В меньшей степени известны деструктивные стороны вины в общении. Переживания вины очень болезненны и мучительны, как результат, человек, переживающий вину, начинает фокусировать внимание на себе. Непосредственным эффектом этого является уменьшение межличностного общения.
О том, что стыд и вина нарушают социальную адаптацию, оказывают негативное воздействие на общение, искажают отношения, упоминается в работах многих исследователей /1, 2, 8, 9, 11/.
Н.И. Шевандрин /13/ указывает на вину как на барьер общения, «возникающий от неловкости за себя или за другого». Автор считает, что «нередко вина перед собеседником приводит к прерыванию отношений с ним». В целом же «и слишком низкий, и слишком высокий пороги возникновения чувства вины нарушают психологические контакты с людьми».
Не вызывает спора утверждение о том, что эффективность общения тесным образом связана с отношением человека к окружающим и себе. Известный польский психиатр А. Кемпински отмечал, что чувство вины часто выступает причиной негативного эмоционального отношения не только к себе, но и к окружающим /6/. На первый взгляд утверждение о том, что человек, испытывающий вину, негативно относится к окружающим, кажется парадоксальным. Автор в своем рассуждении дает этому убедительное объяснение. Он полагает, что в чувстве вины отрицательные эмоции, прежде всего направляемые на их носителя, вскоре отражаются вовне. «Обиженный человек в результате этого представляется во все более черном цвете», и, в конце концов, «создается мнение, что обиженный человек действительно виноват в том, что обидчик должен страдать». В результате этого, по мнению А. Кемпински, чувство вины тесно переплетается с чувством обиды. Не может быть сомнения в том, что подобный комплекс негативных эмоций по отношению к себе и другому снижает эффективность межличностного общения.
Причиной скудности социальных контактов и даже одиночества человека могут выступать его личностные особенности в форме склонности к тем или иным эмоциональным состояниям и чувствам, в том числе к чувству вины, а также другие поведенческие проявления, провоцируемые переживанием вины и стыда /10, 12/.
В книге одного из представителей глубинной психологии Джозефа Вайсса, носящей название «Как работает психотерапия», указывается, что чрезмерная вина ведет к искаженным взаимоотношениям. Стыд и чувство вины происходят из патогенных убеждений, которые человек приобрел в детстве из-за травматического опыта отношений с родителями и сиблингами /3/. Д. Вайсс, будучи практикующим психотерапевтом, сообщает о том, что многие пациенты, обращавшиеся к нему из-за своих сложностей во взаимоотношении с окружающими, были отягощены бессознательным чувством вины. Часто они так боялись почувствовать себя виноватыми, что были не способны к свободному общению с другими. Когда в процессе психотерапии эти люди приобретали способность сопротивляться чувству вины, им становилось легче общаться. Многие из пациентов Д. Вайсса не могли противостоять обвинениям, предъявляемым к ним другими. В результате они часто позволяли обвинять себя несправедливо. Излишняя ранимость этих людей мешала им получать удовольствия от контактов. Такие пациенты обычно имеют властных и требовательных родителей, которые обвиняли их в своих несчастьях. Эти пациенты склонны бессознательно брать на себя ответственность за окружающих и сами же из-за этого страдают. Они сознательно не признают своей вины, однако жалуются на то, что, будучи обвиненными не могут защищаться, а только плачут и чувствуют себя несчастными. Эти люди очень боятся ссор, так как не знают, как с ними справляться. Такие люди, по нашему мнению, чрезмерно конформны во взаимоотношениях с малознакомыми, с близкими же их общение превращается в бесконечную цепь скрытых и явных конфликтов. Д. Вайсс приводит в пример пациентку, отягощенную виной, которая так боялась испытать это чувство, что ни в коем случае не могла признать себя неправой. Конфликтуя с мужем, она пыталась вызвать его сочувствие, со слезами на глазах доказывая свою невиновность. С другой стороны, она делала попытки переложить вину на него. С язвительной бранью она поносила мужа, обвиняя в своем несчастье. Этот пример наглядно обрисовывает механизм взаимосвязи вины и обиды, о чем, как указано выше, говорил А. Кемпински, и показывает сколь конфликтными бывают межличностные отношения склонного к вине человека.
Общение человека, склонного к переживанию вины, становится лишенным спонтанности, искаженным. Удачно описывает пример такого поведения К. Хорни. «У такого человека обычно имеется тенденция по малейшему поводу чувствовать себя виноватым. Если кто-то хочет увидеться с ним, его первая реакция – ожидание услышать упрек за что-либо сделанное им ранее. Если друзья не заходят и не пишут какое-то время, он задается вопросом, не обидел ли он их чем-то. Он берет на себя вину, даже если не виноват» /12/.
Предположив, что склонность к переживанию вины оказывает деструктивное влияние на социально-психологические характеристики личности, мы провели специальное экспериментальное исследование, в котором принимали участие 257 респондентов /7/.
Математическая обработка (корреляционный анализ) большого массива данных, полученных эмпирическим путем с использованием 6 стандартизированных тестов показала, что вина, традиционно рассматриваемая в качестве механизма социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям, на практике отрицательно коррелируют с социально-психологической адаптированностью, с принятием других и себя, с внутренним контролем за ситуацией или интернальностью и с тенденцией к переживанию положительных эмоций (эмоциональным комфортом). Напротив, положительные корреляционные связи выявлены между виной и социально-психологической дезадаптированностью, а также с такими базовыми отношениями личности, как непринятие других (за исключением вины гиперответственности) и непринятие себя, экстернальность, ведомость в отношениях, эскапизм, т.е. тенденция к уходу от решения актуальных проблем, а также с показателями социально-психологической дезадаптированности, тенденцией к переживанию негативных эмоций. Показатели всех шести шкал вины значимо положительно коррелируют со следующими отношениями, измеренными с помощью опросника Басса-Дарки: обидчивостью, враждебностью, подозрительностью. Кроме того, неярко выраженные корреляционные связи обнаружены между показателями шкал «чувство вины» и вины гиперответственности с показателями раздражительности, негативизма и агрессивности. Вина ненависти к себе также коррелирует с раздражительностью и негативизмом. Выявлены значимые отрицательные корреляционные связи между шкалами «чувство вины», вина выжившего, отделения, гиперответственности, ненависти к себе и тенденцией к присоединению, способностью проявлять тепло, дружелюбие, поддержку.
Ряд показателей теста межличностных отношений Шутца обнаруживают невысокие, но значимые связи со шкалами вины. Чаще всего с показателями вины отрицательно коррелируют показатели таких отношений, как включенность и аффективность. Так, с показателями данных шкал коррелируют показатели шкал вина выжившего, отделения и ненависти к себе. С включеностью в дополнение к этому отрицательно коррелируют показатели шкалы «чувство вины». Таким образом, у людей, склонных к переживанию вины выявляется тенденция общаться с малым количеством людей, а также чрезмерная осторожность при выборе лиц для создания глубоких эмоциональных отношений. Обнаружено, что вина выжившего и вина ненависти к себе не позволяют чувствовать себя хорошо среди людей и заставляет их избегать. Полученные результаты показали, что вина гиперответственности и вина ненависти к себе связаны с осторожностью человека в установлении близких эмоциональных отношений. Показатели вины выжившего и вины отделения отрицательно коррелируют с показателями контроля Се. Следовательно, склонность к переживанию вины может приводить к избеганию принятия решений и взятию на себя ответственности.
В дополнение к корреляционному анализу для подтверждения гипотезы о связи показателей вины с системой отношений личности и другими социально – психологическими характеристиками, способствующими возникновению затруднений в общении, матрица полученных данных была подвергнута факторному анализу. Экстракция факторов осуществлялась методом главных компонент. В результате выявлено два наиболее сильных фактора, имеющих соответственно, вес: 11,563 и 5,753. Ротация осуществлялась методом «varimax» вращения. В результате ротации была получена упорядоченная факторная матрица, дающая основание для содержательной интерпретации факторов. Был принят следующий критерий вхождения переменной в фактор: факторный вес > 0,35.
Самый сильный фактор был проинтерпретирован нами как фактор затрудненного общения. В него с положительным факторным весом наряду с показателями всех шкал вины: вины ненависти к себе (IGQ) – (0,656), вины выжившего (IGQ) – (0,626), чувства вины (тест Басса-Дарки) – (0,596), вины отделения (IGQ) – (0,513), вины гиперответственности (IGQ) – (0,495), сенситивности к отвержению, которую автор опросника – Меграбян -интерпретирует как способность к возникновению адекватного чувства вины – (0,463) вошли такие отношения личности как непринятие себя (0,782) и других (0,506), экстернальность (0,773), ведомость (0,653), эскапизм (0,529), обидчивость, т.е. ненависть и зависть к другим (0,480), враждебность (0,362), а также показатели социально-психологической дезадаптированности (0,891), эмоционального дискомфорта (0,804). С отрицательным весом в фактор соответственно вошли принятие себя и других, интернальность, доминирование, эмоциональный комфорт, социальная адаптированность.
Таким образом, полученные нами эмпирические результаты совпадают с выдвинутыми на теоретическом уровне положениями ряда психологов (Л.Я. Гозман /4/, К.Хорни /11/, Д.Бернс /2/ и др.) о том, что вина нарушает социальную адаптацию, искажает отношения и тем самым препятствует межличностным контактам. Результаты исследования показали, что характеристики человека склонного к переживанию вины соответствуют моделям субъекта затрудненного общения, разработанным отечественными психологами.
Таким образом, склонность к переживанию вины является деструктивной характеристикой личности, содержащую в себе систему отношений к миру, предполагающую непринятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость. Кроме этого, показатели вины коррелируют с социальной дезадаптированностью, эскапизмом, тенденцией переживать отрицательные эмоции. Личность, у которой в системе связей с миром вина акцентируют данные отношения и характеристики, приобретает статус субъекта затрудненного общения. Затрудняя процесс общения вина выступает коммуникативным барьером, заставляя избегать общения, повышают уступчивость и в силу этого может использоваться в качестве средств корыстного, манипулятивного воздействия на других.

1. Андреас С., Андреас К. Сердце разума. Практическое использование методов НЛП. Волковыск, 1997.
2.Бернс Д. Тайна настроения. М.: Рипол Классик, 1997.
3.Вайсс Д. Как работает психотерапия. М.: Класс, 1998.
4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство Московского университета, 1987. 12. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
5. Изард К.Э Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
6. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское медицинское издательство, 1975.
7. Короткова Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д,
2002.
8. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
9. Пинт А. Из гусеницы в бабочку. М.: Сократ лтд, 1998.
10. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества / Под. ред. Н.В. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
11. Хорни К. Концепция Сверх-Я // Новые пути в психоанализе / Собр. соч. в 3 томах, т.2. М.: Смысл, 1997.
12. Хорни К. Невротическое чувство вины // Невротическая личность нашего времени / Собр. соч. в 3 томах, т.1. М.: Смысл, 1997.
13. Шевандрин Н.И. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии // Социальная психология в образовании. – Выпуск №2. Ростов-на-Дону, 1993.
14. Jones W.H.& Kugler K.E. Interpersonal correlates of the Guilt Inventory. // Journal of Personality Assesment.-1993.- 61 (2), P. 246-258.
15. Kugler K.E. & Jones W.H. On conceptualizing and assessing guilt. // Journal of Personality and Social Psychology.- 1992.- 62, P. 318-327.

Очень многие люди страдают от чувства вины и стыда, или от депрессии. Их эмоциональная жизнь чрезвычайно запутана и полна конфликтов. В таком состоянии творческий подход к жизни вряд ли возможен, фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения.

* Как возникает чувство вины? Вина не является подлинной эмоцией, происходящей из переживания удовольствия или боли. Она не имеет основы в биологических процессах тела. Кроме как у человека, в животном мире она не встречается. Следовательно, мы можем предположить, что вина представляет собой продукт культуры и свойственных ей ценностей. Эти ценности воплощены в моральных принципах и нормах поведения, которые, будучи внушены каждому ребенку его родителями, становятся частью структуры эго ребенка. К примеру, большинство детей учат тому, что лгать нехорошо. Если они, приняв этот принцип, когда-нибудь солгут, то будут чувствовать себя виноватыми. Если они воспротивятся такому воспитанию, то это введет их в конфликт с родителями, что также может привести к возникновению чувства вины.

* Проблема осложняется тем фактом, что человек на самом деле чувствует неприемлемость лжи в доверительных отношениях. Ощущение, что ложь ненормальна, возникает от плохого самочувствия, то есть - она вызывает у человека болезненное состояние, вызванное нарушением гармонии в отношениях с доверяющими ему людьми. Следовательно, существует некоторое оправдание положения, согласно которому человек не должен лгать.

* По мере того как человек развивал культуру и выходил за пределы полностью животного состояния, мораль становилась частью его образа жизни. Однако эта мораль была естественной, основывавшейся на чувстве правильного и неправильного, или, выражаясь более конкретно, на том, что способствует удовольствию, в противовес тому, что ведет к боли. Я проиллюстрирую эту концепцию естественной морали еще одним примером детско-родительских взаимоотношений. Нормальному родителю причиняет боль недостаток уважения со стороны ребенка, а ребенка тревожит боль его родителя. Каждый ребенок хочет уважать своего родителя - это принцип естественной морали. Тем не менее, он не будет уважать родителя, если это ведет к потери самоуважения и отказу от права на самовыражение. Если родитель уважительно относится к личности ребенка и прежде всего к его стремлению к удовольствию, то между родителем и ребенком существует взаимное уважение, способствующее усилению удовольствия, которое они испытывают благодаря друг другу. В такой ситуации ни у родителя, ни у ребенка не разовьется чувство вины. Чувство вины возникает тогда, когда негативное моральное суждение налагается на телесную функцию, выходящую за пределы контроля эго или сознания. Чувствовать себя виноватым по поводу сексуального влечения, например, не имеет смысла с точки зрения биологии. Сексуальное желание - это естественная телесная реакция на состояние возбуждения, и развивается оно независимо от воли человека. Оно берет начало в ориентации тела на удовольствие. Если это желание расценивается как морально вредное, то это означает, что сознание выступает против тела. В этом случае происходит расщепление единства личности. У любого человека с эмоциональными нарушениями присутствует сознательное или бессознательное чувство вины, которое подрывает внутреннюю гармонию личности.

* Принятие чувств человека не подразумевает, что у него есть право в любой ситуации действовать, руководствуясь ими. Здоровое эго способно контролировать поведение, дабы оно соответствовало ситуации. Недостаток такого контроля, который можно наблюдать в случае слабого эго или нарушений личности, может привести к действиям, оказывающимся деструктивными для самих индивидов и социального окружения. И хотя общество не только имеет право, но и обязано защищать своих членов от деструктивных действий, оно не вправе навешивать ярлыки непосредственно на чувства, называя их дурными и безнравственными.

* Такое разграничение станет очевидным, если мы поймем, в чем отличие вины как моральной оценки собственных чувств от вины как осуждения действий человека с точки зрения закона. Во втором случае вина подразумевает, что тем или иным поведением был нарушен установленный закон. В первом вина апеллирует к чувству, которое часто не имеет никакой связи с конкретными действиями или поведением человека. Человек, нарушающий закон, виновен в преступлении независимо от того, чувствует он себя виновным или нет. Ребенок, который чувствует враждебность к своим родителям, может страдать от чувства вины, хотя и не совершал никакого деструктивного действия. Чувство вины является формой самоосуждения.

* Любое чувство или эмоция могут стать источником чувства вины, если им приписано негативное моральное суждение. Однако в целом именно наши чувства удовольствия и наслаждения, сексуальные или эротические желания, а также враждебность оказываются в числе тех, которые окрашены подобными суждениями, происходящими непосредственно из родительских установок и, в конечном итоге, из социальных устоев. Ребенка вынуждают чувствовать вину за свое стремление к удовольствию, чтобы сделать из него производительного работника; его заставляют чувствовать , чтобы подавить его животную натуру, и его заставляют чувствовать вину в случае появления враждебности, чтобы сделать его покорным и безропотным. В ходе подобного воспитания его творческий потенциал оказывается уничтожен.

* В процессе психотерапии большая часть усилий направляется на устранение чувства вины - с тем, чтобы восстановить целостность личности. Ибо именно чувство вины подрывает силу эго и ослабляет его способность контролировать поведение в интересах индивида и общества. И не что иное, как чувство вины вынуждает людей действовать деструктивно, препятствуя течению естественных процессов саморегуляции тела. В каждом послушном ребенке живет дух неповиновения и мятежа, который в любой момент готов прорваться наружу. У каждого сексуально сдержанного человека есть склонность к извращению. А всем людям, испытывающим недостаток удовольствия, кажутся привлекательными эскапады, которые обещают веселье.

* Чтобы избавиться от чувства вины, его, прежде всего, нужно осознать. На первый взгляд слова, что человек не чувствует своих чувств, кажутся противоречием. Однако наличие у человека латентных чувств, а именно - некогда вытесненных и теперь находящихся вне его сознания, это факт. Лучшее тому подтверждение - примеры из области секса.

* Чувство вины получает заряд от естественной эмоции. Если эмоция полностью выражена и содержащееся в ней возбуждение высвобождено, человек чувствует себя хорошо. Остается только чувство удовольствия и удовлетворения. Однако когда эмоция выражена лишь отчасти, то остаточное, не получившее разрядки возбуждение оставляет человека с чувством неудовлетворенности и нереализованности. Это неблагоприятное чувство может быть интерпретировано как вина, грех или безнравственность, в зависимости от моральной оценки. Попытка избежать таких определений, как вина или грех, ничего не меняет в скрывающемся за этим неприятном чувстве. Переживание полноценного удовлетворения и удовольствия не оставляет места вине.

* Вина создает порочный круг. Если человек испытывает вину по поводу своих сексуальных желаний, то он становится не способен принимать их в полной мере или целиком отдаваться сексуальным отношениям. Его сексуальная активность в таких условиях не может быть полностью удовлетворительной. Бессознательное сдерживание, усиленное виной, привносит в переживание элемент болезненности, и в результате человек остается с чувством, что что-то было "не так". Чтобы почувствовать, что все в порядке, действия, совершаемые человеком, должны сопровождаться приятными, приносящими удовлетворение ощущениями. Тогда возникает чувство, что все хорошо, так, как должно быть. В ином случае человек обоснованно предполагает, что происшедшее не совсем правильно, и неизбежно чувствует вину, возможно, более интенсивную, чем прежде.

* Таким образом, доказательствами существования бессознательного чувства вины служат сниженная способность к переживанию удовольствия, чрезмерный акцент на результативности и достижениях, а также маниакальное стремление к развлечениям и веселью. Пытаясь скрыть свое чувство вины, люди могут отказываться от удовольствий, но в действительности тем самым лишь выдают его. Их сниженная способность наслаждаться жизнью изначально была вызвана виной. Слова "должен" и "не должен", которыми оперируют в процессе воспитания детей, приводят к формированию чувства вины, даже если исключается употребление таких выражений, как "плохо", "нехорошо" и "грех".

* В процессе взросления ребенка чувство вины и подавленные под его влиянием импульсы структурируются в его теле в виде . Порой он может оказывать сопротивление, выражая свое неповиновение неприемлемым с точки зрения родителей поведением, но подобные действия не приводят к снижению стоящего за ними чувства вины. Напротив, они могут даже усилить это чувство. Он может сколько угодно рационализировать свои чувства, но это лишь загоняет вину вглубь до уровней, где она становится недосягаемой. Пока тело связано хроническими мышечными напряжениями, которые ограничивают его подвижность и снижают способность индивида к самовыражению, чувство вины остается скрытым в его бессознательном.

* Вина может быть связана не только со стремлением к удовольствию, но и с чувством враждебности. Между ними существует непосредственная связь: ребенок испытывает враждебность, когда его стремление к удовольствию фрустрируется, после чего его наказывают и вынуждают почувствовать вину за свой гнев. И вновь мы сталкиваемся со списком "должного" и "недолжного". "Ты не должен кричать", "ты должен слушать своих родителей", "ты не должен злиться" и так далее. Поскольку в результате ребенок чувствует, что враждебность - это неправильно, он убеждается в том, что он плохой. Он провинился.

* Поскольку чувство вины является формой самоосуждения, то оно может быть преодолено с помощью . Отрицать чувство или эмоцию - значит отвергать часть самого себя. А когда человек отвергает сам себя, возникает чувство вины. Люди отвергают собственные чувства, поскольку у них существует идеализированный образ "Я", который исключает чувства враждебности, страха или гнева. Отторжение, однако, происходит лишь на ментальном уровне, чувства остаются на месте, скрытые под слоем вины.

* Изначально отторжение возникает со стороны родителей. "Ты плохой мальчик, раз не слушаешься своих родителей", - если повторять эти слова достаточно часто, то можно промыть ребенку мозги и заставить поверить в то, что он плохой. Ребенок не рождается плохим или хорошим, послушным или непослушным. Он, как любое живое существо, рождается с инстинктивным стремлением к получению удовольствия и избеганию боли. Если такое поведение оказывается неприемлемым для родителей, то неприемлем становится и ребенок. Родитель, который убежден, что любит своего ребенка, но не может принять его животную натуру, может быть уличен в самообмане.

* Чувство вины ребенка берет начало в ощущении, что он нелюбим. Единственное объяснение, к которому может прийти ребенок в этой ситуации, заключается в том, что он не заслуживает любви. Он не способен задуматься о том, что ответственность за это лежит на матери. Подобная идея может посетить его позднее, когда он разовьет способность мыслить более объективно. А в раннем возрасте его душевное здоровье и жизнь зависят от позитивного представления о матери, от того, видит ли он в ней доброжелательную, могущественную и защищающую фигуру. Те аспекты ее поведения, которые противоречат этому образу, отрицаются ребенком и переносятся на образ "плохой матери", которая не является его настоящей матерью. Такое поведение ребенка обусловлено самой природой, согласно которой материнская любовь является врожденной и инстинктивной. И поскольку мать безупречна, плохим оказывается ребенок, другого варианта распределения этих ролей не существует. Подобного разделения не происходит, если мать и ребенок удовлетворяют потребности друг друга, дарят любовь и доставляют удовольствие.

* Тогда как одни чувства считаются неприемлемыми с моральной точки зрения, другие - желательными. Эти чувства намеренно культивируются, люди пытаются демонстрировать любовь, сострадание и терпимость, которых в действительности не испытывают. Такая псевдолюбовь позволяет человеку чувствовать себя добродетельным, но не приносит удовольствия. Для человека, считающего себя добродетельным, любовь связана не с ожиданием удовольствия, а с моральным долгом или обязательством. Такое поведение обусловлено стремлением скрыть противоположные чувства. Псевдосимпатия добродетельного человека скрывает его подавленную враждебность, видимость сострадания маскирует подавленный гнев, а ложная терпимость прикрывает его предубежденность.

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"

© , 13 июня 2011 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Проблема чувства вины часто поднимается на психологических консультациях. Вина – это чувство неудовольствия собой, угрызения совести, которые возникают, если человек совершает что-то, что противоречит его ценностям (собственным или навязанным).

Вину можно разделить на обоснованную, когда человек действительно причинил ущерб другому человеку и необоснованную, когда ущерб надуман.

Некоторые психологи (в частности, Елена Лопухина) придерживаются мнения, что любое чувство вины является деструктивным и присуще незрелой личности. Психологически зрелый человек в случае причинения вреда другому испытывает сожаление, чувство ответственности и желание, по возможности, возместить ущерб.

Почему же взрослые люди часто испытывают чувство вины даже за то, за что они в действительности не несут ответственности ? Потому что склонность испытывать вину у них была сформирована в детском возрасте теми людьми, которые их воспитывали. В психологии есть такое понятие, как базовый комплекс вины. Базовый комплекс вины – это травма развития, полученная ребенком от родителей, которые внушали ребенку, что он виноват.

Формируется базовый комплекс вины в возрасте от 3 до 6 лет. Это период, когда у ребенка появляется воображение, и он может представить себе, как было бы все хорошо, если бы он не… испачкал штанишки, укусил соседского ребенка, разбил мамину любимую вазу и т.д. Также в этом возрасте еще до конца не изжит комплекс всемогущества (представление маленького ребенка о том, что ему все подвластно). Воображение + комплекс всемогущества + внушения родителей = базовый комплекс вины.

Есть два способа внушения чувства вины :

  1. Прямое обвинение. Например: «Ты плохой мальчик. Раз ты не хочешь чистить зубки, значит, ты не любишь мамочку», «Ты злой, раз побил Петю».
  2. Укор: «Ну, что же ты… мы думали, что ты не жадная девочка… а ты не даешь Маше свои игрушки» (причем этот текст может произноситься очень ласково), «Хорошие детки кушают кашу до конца» (подтекст: не скушаешь – будешь плохой деткой).

Эти способы прекрасно работают, в том смысле, что они позволяют добиться от ребенка того, поведения, которое нужно взрослому. Есть только одна проблема: такой способ воспитания наносит психологический вред ребенку и делает из него всегда виноватого и подверженного манипуляциям человека. В обоих случаях имеет место и обман ребенка. Нет связи между тем, что ребенок не хочет чистить зубы и тем, любит ли он маму и тем, какой он «хороший» или «плохой».

Личностные качества ребенка связывают с его поведением, в то время как у маленького ребенка еще не сформирована волевая регуляция, и он не несет ответственности за то, что делает. Получается, что ребенок «плохой», только потому, что он еще ребенок и не умеет себя контролировать. Взрослый несет ответственность за поведение ребенка, и его ответственность регулировать действия своего дитя, но есть другие способы это делать, кроме насаждения деструктивного чувства вины.

Кроме того, детей часто обвиняют и принуждают делать то, что они, в общем-то, и не обязаны делать. Маленький ребенок не обязан убирать за собой игрушки, не обязан ими делиться с другими детьми, не обязан ходить на цыпочках, только чтобы не испачкать штанишки. Да, если бы он все это делал, родителям было бы менее хлопотно, но хлопоты – естественная часть родительства.

Одно из самых деструктивных воздействий родителя на ребенка – это передача ему ответственности за свои чувства. «Ты разрываешь мне сердце!», «Ты меня в могилу сведешь!», «У меня болит сердце после твоих выходок!», «Ты делаешь мне больно!», — слышали когда-нибудь?

Каждый . Когда поведение ребенка объявляется причиной плохого папиного настроения или слез мамы, он опять оказывается виноватым. Это непосильная ноша ответственности для маленького человечка, но он взваливает ее на себя из любви к родителю.

Что же делать, если последствия такого воспитания, так сказать, налицо уже у взрослого человека? Если вы испытываете вину там, где, по идее, не должны бы?

  • В первую очередь, нужно анализировать текущую ситуацию: разграничивать зоны, где вы несете ответственность, а где нет. Расклеивать манипуляции, как людей окружающих вас, так и внутренних голосов (родительских интроектов). Это скорая психологическая помощь при чувстве вины.
  • Во-вторых, нужно анализировать детские ситуации, в которых вам насаждалось чувство вины, и расклеивать манипуляции в них. Необходимо объяснить своему внутреннему ребенку, почему он на самом деле был не виноват в той ситуации, и в чем мама или папа его обманули. Это обезвреживание бомб вины, заложенных в психике и профилактика деструктивного чувства вины в будущем. Если это проделать, вы сможете нести ответственность за то, за что действительно отвечаете, а не мучиться виной за то, к чему не имеете отношения.

Естественно, такой анализ проделать самостоятельно непросто, в этом вам может помочь . Не страшно, если вы не помните детских ситуаций. В процессе или психотерапии они могут неожиданно всплывать сами по себе, кроме того, существуют специальные психологические методики, позволяющие их выявлять. По мере их проработки, вы будете чувствовать, как груз вины падает с ваших плеч.