Диагностика звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры дошкольников с речевыми нарушениями (В.М. Акименко). Тема: "Обследование фонематического слуха" Обследование фонематического восприятия у детей

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

1 Фонематическое восприятие:

Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

  1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
  2. повторение серий слогов;

Дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

Дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

Выделение ударного гласного в начале слова;

Выделение звука из слова;

Определение первого, последнего звука в слове;

Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

  1. определение последовательности и количества звуков в слове
  2. составление слова из последовательно названных звуков;

3 Фонематические представления (6-7лет):

Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

Подбор слов с заданным звуком.

Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

  1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной . Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
  2. Н. И. Дьякова . Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
  3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
  4. Г. А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук» - выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

Инструкция:

б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] - выделение звука из ряда слогов.

Материал: ряд слогов

ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

Инструкция:

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] - выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

Критерии оценки:

1) Правильное выделение звука в ряду звуков - 1балл.

2) Правильное выделение звука в ряду слогов - 1 балл.

3) Правильное выделение звука в ряду слов - 1 балл.

4) Ошибки при выполнении данного подпункта - 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. «Слушай и показывай» - узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

Критерии оценки:

1) Правильное выполнение всего задания - 1балл.

2) Не более 3 ошибок - 0,5 балла.

3) Более 3 ошибок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори за мной» - выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

Инструкция: послушай. Повтори так же.

Материал: серии слогов

на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов - 1 балл.

2) Частичное выполнение задания - 0.5 балла.

3) Ошибки при повторении всех рядов - 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. «Внимательные ушки» - выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

2) Ошибки при показе одной – двух картинок - 0,5 балла.

3) Ошибки при показе более двух картинок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Задание 5. «Найди ошибку» - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

  1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
  2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
  3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
  4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
  5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
  6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

1) Правильное определение всех текстов с ошибками - 1 балл.

2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками - 0,5 балла.

Задание 6. «Разложи картинки по группам» - дифференциация фонем по представлению.

Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

Материал - предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

Оценка результатов:

1) Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.

2) Одна - две ошибки - 0,5 балла.

3) Другие варианты - 0 баллов.


Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Введение

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у де­тей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окру­жающих и при собственном проговаривании слов в соответ­ствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальней­шего развития фонематического восприятия важно сознатель­ное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Ме­ханизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложе­ния слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия зву­ков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетли­вые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка - камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу - определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР - пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон - н-о-с.

Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на наруше­ние не только фонематического восприятия, но и на простран­ственные нарушения, влияющие на правильность выполне­ния заданий.

Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Диагностика фонематических процессов

Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фоне­матического недоразвития.

В ее задачи входят:

− определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

− выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

− оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок зву­ков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

Дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па - ба; са - за; то - до;

Дифференциация изолированных пар согласных п - б; ж - ш; с -з; к - г;

Дифференциация слов - квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка - почка; коза - коса; крыша - крыса;

Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых этало­нов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциа­ция одной или нескольких групп фонем при сохранной спо­собности к различию остальных (даже более сложных) зву­ков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

Исследование фонематических (фонетических)

Представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 - б лет):

са - ша;

ша - са;

са - за;

за - са;

за - жа;

жа - за;

ша - жа;

са - са - ша;

са - ша - са;

ша - ша - жа;

Жа - ша - жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

Состояние кратковременной слуховой памяти;

Дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] - [б]; [ш] - [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4. Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

Лук - люк.

Мак - мука - комок.

4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит неправильно (дефектно).

Фонематический синтез

1. Составление слова из звуков, данных в правильной по­следовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной по­следовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

Полполдника проболтали.

Оцениваются:

Особенности нарушений слоговой структуры слов;

Элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

Парафазии (перестановки при сохранении слова);

Итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и на­править усилия логопеда на их разрешение. Они - часть проектирования, контроля и регулирования процесса форми­рования фонематического восприятия у детей старшего до­школьного возраста с ОНР.

Диагностические задания

Просодическая сторона речи

Проводится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа.

При оценке учитываются данные, полученные в ходе об­следования воспроизведения громкости, высоты, интонаци­онной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, нали­чие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, дли­на речевого выдоха.

  • сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
  • высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормаль­ный; тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие но­сового оттенка.

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Земляника Зою с Зиной

Заманила в сад с корзиной:

Заработали два рта,

А корзина-то пуста.

4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоя­тельно;

3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь ло­гопеда;

1 балл - задание не выполняется.

Звуковой анализ слов

1) выделить первый и последний звуки в словах:

аист - ослик - угол;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

рыба - мухи - котик - жабы;

3) определить количество слогов в слове:

дом - рука - метро - кенгуру;

4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук - врач, 3-й - мышка, 4-й - крот, лодка;

5) добавить звук в словах:

вор - двор; вол - волк; елка - телка;

6) заменить звук в словах:

сок - сук - лук; лиса - липа - лупа.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в ос­тальных допускаются ошибки;

2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпол­няется;

Звуковой синтез

Слова для обследования должны быть малоупотребляемы­ми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:

р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;

2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:

к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или сло­гами, воспроизвести его правильно:

н, с, ы - сын; р, г, у, к - круг;

шад, ло, ка - лошадка.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоя­тельно;

3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при вы­полнении задания 3 требуется повторение слов (помощь ло­гопеда - название звука или слога);

2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполне­нии задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не вы­полняется;

1 балл - задания не выполняются.

Слоговая структура слова

Материалом исследования служат предметные картинки.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назо­ви кто или что это?

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;

2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: пана­ма, пионы, пуговица;

3) односложные слова: мак, лес, дом;

4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;

5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тык­ва, утка, мышка;

6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;

7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым сло­гом: котенок, самолет, колобок, милиционер;

8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;

9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;

10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями со­гласных: винтовка, морковка, сковородка;

11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;

12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кноп­ка, клетка;

13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: пау­тина, батарея, мороженое.

Оцениваются:

Особенности нарушений слогов структуры слов;

Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

Парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

Итерации, персеверации (добавление звуков, слога);

Контаминации (часть одного слова соединяется с час­тью другого).

5 баллов – без ошибок;

4 балла – одна-две ошибки;

3 балла – три-четыре ошибки;

2 балла – пять-шесть ошибок;

1 балл - ошибки почти во всех сериях.


Пути коррекции недостатков

Фонематического восприятия

При обучении 5-6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк­туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне­мы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дис­лексии у школьников.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб­кой сказать, что современные дети много знают, а восприя­тие, воображение их менее продуктивны.

По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от­носятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче­ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя­тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея­тельности - игры, взрослым нужно отнестись к игровому обу­чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушения­ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко­вым, смысловым и грамматическим содержанием слова, на­учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структу­ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента­ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе­вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня­тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

Один из центральных принципов методики - достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему - начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение за­крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про­тяжным чтением звуковой схемы.

В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Этот метод имеет два преимущества:

  • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  • моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при­ем: буква отдает команду:

а, о, у, ы, э - читаются твердо;

я, ё, ю, е, и - читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш­ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада­ния-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе­рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко­вая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персо­нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических по­нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ - охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ - заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

В качестве поощрения используются медали - знаток слогов;

Знаток слов;

Знаток гласных... и т.д.;

Знаток согласных.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя­тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра­жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система - речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей­ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об­раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо­те играм необходим наглядный и словесный материал (за­гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг­ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

Хвостоглав;

Слоги рассыпались;

Шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

Пословицы в стиле «ребус»;

Сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

Собери паз л, прочти слово;

Где слог? кому слово?;

Отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

Найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

Изографы;

Деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

На заданные звук и букву;

Кроссворды-« загадки »;

- «времена года»;

Кроссворды-« шутки ».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии

Найди слева такие же:

Сочетание букв;

Геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати­ческое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо­лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

Поговорим на языках (вороньем, гусином);

Загадочный круг;

Для кого этот звуковой домик?;

Волшебный круг;

Веселый поезд;

Звуковой тир;

Звуковая стройка.

Конспекты занятий

Дифференциация звуков [с] - [з], [с"] - [з ’ ]

* Развивать фонематический слух.

* Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.

* Закреплять навык послогового чтения.

* Активизировать словарь по теме «Зима».

* Обучать словообразованию.

* Развивать память, внимание, абстрактное мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из дале­кой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.

Выставляется картинка мальчика и девочки.

Звуковая разминка

Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК - ЛЕС - СЫР - НОС - ЗОНТ - ЛОСЬ - ЗВУК - СТОЛ - ЗАЛ.

Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:

Согласный, звонкий, твердый?

Согласный, глухой, мягкий?

Согласный, звонкий, мягкий?

Согласный, глухой, твердый?

Игра «Звуковой тир»

4 стрелы: кра[с]ная, [с"]иняя, [з"]еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, кор­зина, синица, капуста, кукуруза.

Игра «Буквы заблудились»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Лишь вошла туда буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться...

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Забодал меня котел, на него я очень зол.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом.

На виду у детворы крысу красят маляры.

А. Шибаев

Читаем буквы С и 3

Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)

Шифровка

Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?

1. Зима - коса - коза - маска.

2. Чем отличаются слова: коСа - коЗа?

Динамическая пауза

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по-порядку:

Весело шагать: раз-два-раз-два.

Руки поднимать: раз-два-раз-два.

Приседать и вставать: раз-два-раз-два.

Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.

Урок русского языка

Логопед . Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?

СЭМ ЛИЗИ
ЗАНОЗА СУСЫНЯ РЕЗИНКА МАГЗИН КЕНРУГУ ЗАНОЗА ГУСЫНЯ РЕЗИКА МАГАЗИН КЕНГУРУ

Словообразование. Игра «Подскажи словечко»

Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от сло­ва снег. Поможем им?

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю... СНЕГ.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью... СНЕГОВОЮ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

Все сильнее... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком

Все украшено... СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился... СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... СНЕГ.

Работа в тетрадях

Логопед . Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях

Отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

Закончить дорожку на звуковую стройку;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнаты для звуков;

Записать слово буквами.

Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)

На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки - ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.

Организационный момент

Логопед . Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки слу­чилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказ­ку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?

(Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)

Игра « Дорога в замок»

Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:

Поделим слово ДОРОГА на слоги;

Определим ударный слог;

Запишем слогоударную схему слова.

А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал доб­рый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и ко­варный. Вам бы с каким хотелось встретиться?

Где звуковая схема слова КОНИ?*

Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, на­зовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)

А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей стра­нице книги.

Рисунок замка

На горе замок.

Значит, Ролан скачет в замок.

Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от са­мой маленькой до самой большой) и узнать его имя.

Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕР­ЛИН).

Поиск нужных вещей

Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:

а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в назва­нии картинок составить слово - КЛИНОК).

б) КРЕМ - волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).

Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подо­шел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):

а) б)

Игра «Сравни картинки»

Ворота свободны. Но вот незадача - дорогу рыцарю пре­градили две отвратительные старушки-ягушки, которые за­явили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:

У Бабы Яги справа - платок в горошек;

У Бабы Яги слева - платок в клетку и т.д.

Динамическая пауза

Логопед . Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны - согнули,

Вверх подняли - помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще. \

Дружно все присели.

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили ручки вниз.

Игра «Расколдуем принцессу»

Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением ка­мина).

Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина вы­ползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.

КОЛОКОЛ КО
МАКАРОНЫ РО
ЛУНА НА

Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страш­ный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:


Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная прин­цесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! - Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.

В ее имени пять звуков и пять букв:

Оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени - А;

Вторая буква имени стоит на третьем месте твоего име­ни - Л;

Четвертая буква имени стоит в конце твоего имени - Н;

Последнюю гласную надо взять в слове ТРИ - И:

Принцессу зовут АЛИНА.

Работа в тетрадях

Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно за­крепить его в тетрадях:

Записать слогоударную схему;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнатки;

Записать слова буквами АЛИНА;

Итог занятия

Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.

Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.

Занятие-сказка «Сорока-воровка»

* Формировать звукобуквенный анализ слов.

* Уточнить представления о слоге.

* Совершенствовать навыки чтения слов со стечением со­гласных.

* Формировать адекватную самооценку.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

Логопед . Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?

СОРОКА-ВОРОВКА

С картинкой;

Со слогом.

Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.

Какую букву утащила сорока? 3.

Какую поставила вместо з? Б.

Звуковой анализ слов

Логопед . Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.


Поиск слогов

Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.

Записать слоги в нитки бус;

Обратить внимание на то, что в слове СЫР - СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.

Чтение скороговорок

КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успе­ла утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.

Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откро­ются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написан­ное на дверях.


В разном темпе повторить 2-3 раза, сопровождая хлоп-

Работа в тетрадях

Задания:

Раскрасить комнатки для звуков;

- записать слово буквами;

Игра «Да - нет»

Логопед . Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет оконча­тельной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!

Записать ответ (ДА или НЕТ);

Правда, я читаю быстро?

Правда, я знаю все буквы?

Правда, я всегда говорю правду?

Итог занятия

Логопед . У каждого из вас по две фишки:

1 - с картинкой - придумать предложение, в котором три слова;

Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.

Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:

Серия I. Обследование письма.

Методика обследования письма включает 3 вида заданий.

Задание 1 . Письмо под диктовку (слуховые диктанты).

Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.

2- классы

Зимой.

Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.

Пришла зима.

Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.

Задание 2 . Списывание с печатного текста .

Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.

У реки.

Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.

Задание 3. Списывание с рукописного текста .

Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами.

Текст для списывания (с рукописного текста ).

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Серия II. Обследование фонематического восприятия

Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:

1. звонкость - глухость

Б - П

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.

б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага.

в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.

З - С

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи.

б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей.

в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.

Д - Т

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра.

б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка.

в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.

На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.

Ш - Ж

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.

б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка.

в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая

твёрдость - мягкость

Л - ЛЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.

б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик.

в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.

Р - РЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.

б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок.

в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Чёрный хорь Огромный круг

И детский хор. И железный крюк.

З - ЗЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.

б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава.

в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.

свистящие - шипящие, аффрикаты

Ч - Щ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель.

в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы

А в заборе щёлка. Большие щипцы.

Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.

Ч - Ц

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.

б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит.

в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.

Мы у нашего крыльца Поливаем их водой

Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.

Летом целый день печёт солнце.

С - Ш

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.

б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки.

в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.

На доме крыша В берлоге мишка Железная каска

На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.

Ш - Щ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.

б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник.

в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.

Красивая чаша В горшке плющ

И лесная чаща. На мишке - плюш.

Шишки и щепки летят в разные стороны.

Серия III. Обследование фонемного анализа.

Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.

Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:

Сколько звуков в слове?

Какой звук первый?

Какой звук последний?

Какой звук стоит перед звуком…….?

Какой звук стоит после звука………?

Какой звук стоит между звуками?

Речевой материал:

1) односложные слова:

а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том;

б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,

гром, квас, слон;

2) двусложные слова без стечений согласных типа :

а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;

б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;

3) трехсложные слова без стечений согласных типа:

а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;

б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;

4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных

типа:

а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.

б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;

в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;

5) слова усложненного слогового состава типа : велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;

слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка.

Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.

Процедура предъявления задания:

1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).

Речевой материал:

а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;

б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;

в) мост, банк, март, писк;

2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):

Речевой материал:

а) астра, осы, аист, Уля;

б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;

в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;

г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;

3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):

Речевой материал :

а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;

б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;

в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;

Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука :

Речевой материал:

а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;

б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:

в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;

г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;

Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.

Речевой материал:

мышь, астра, каток = мак,

булка, арфа, ноты, танк = бант;

рысь, утка, кот, арка = рука;

сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;

мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).

Согласно современным представлениям о структуре дефекта, для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

При составлении диагностического комплекса для исследования фонематического восприятия у детей былииспользованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. В диагностический пакет вошли следующие задания.

I блок

1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.

1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА

ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА

БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА

КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА

СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА

СА-ША-СА, ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША

ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ

СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА

РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА

ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА

2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

КОТ-ГОД-КОТ

ТОМ-ДОМ-ТОМ

ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА

ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ

Критерии оценки:

5 баллов—все задания точно воспроизводятся;

4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;

II блок

2. Дифференциация звуков в произношении слов.

1) Инструкция: повтори пары слов.

КРЫША—КРЫСА

РОЖИ—РОЗЫ

ЧЁЛКА—ТЁЛКА

ЦАПЛЯ—САБЛЯ

КАСКА—КАЧКА

ЧЁЛКА—ЩЁЛКА

ГАЛЬКА—ГАЙКА

ГАЛКА—ГАЛЬКА

РАК—ЛАК

МАРКА—МАЙКА

МОРЯК—МАЯК

ПОЧКА—БОЧКА

ДОЧКА—ТОЧКА

КОСТИ—ГОСТИ

МЫШКА—МИШКА

КОСА—КОЗА

2) Инструкция: повтори за мной предложение.

СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.

СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.

РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.

ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.

ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.

У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.

ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.

В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.

Критерии оценки:

4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);

3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ

ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ

ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА

СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА

2) Инструкция: повтори за мной предложения.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.

НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.

Критерии оценки:

5 баллов—все задания выполняются верно;

4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл—задания не выполняются.

III блок

4. Звуковой анализ слов.

1) выделить первый и последний звуки в словах:

АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;

3) определить количество слогов в слове:

ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;

4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:

2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;

5) добавить звук в словах:

ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;

6) заменить звук в словах:

СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.

Критерии оценки:

3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

5. Звуковой синтез слов.

Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:

Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;

2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:

К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.

Критерии оценки:

5 баллов—правильно выполняются все задания;

4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);

2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:

5 уровень (очень высокий)—100% (25 баллов)

4 уровень (высокий)—80-97% (20-24 балла)

3 уровень (средний)—40%-79% (10-20 балла)

2 уровень (низкий)—13%-39% (4-10 баллов)

1 уровень (очень низкий)—12% (3 балла)

Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:

5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;

4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;

3 уровень—развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы;

2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.

Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.

Литература

1. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ,

2005.

2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова.- М: «Сайма», 1993.

3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010.

5. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Пособие для логопедов. - М.: Гном и Д`, 2001.

6. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - С-П.: «Союз», 2001.

7. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.

8. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003.

9. Орфинская В.К. О воспитании фонематических представлений в младщем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, 1946.

10. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном и Д», 2000.

11. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3.