Федеральный закон 181 от 24.11 95. Законодательная база российской федерации. Льготы инвалидов в жилищной сфере

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы - 1 400 000 человек;
  • 2 группы - 6 300 000;
  • 3 группы - 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 - Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 - Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 - Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 - Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 - Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция - 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28, с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей

407 08.10.2019 7 мин.

Участие инвалидов в жизни общества осложнено из-за физических недостатков. Преодолеть эти барьеры призвана социальная защита со стороны государства. На основе закона строится особая система прав и обязанностей инвалида. В этой статье мы рассмотрим действующие гарантии и меры социальной поддержки инвалидов, покажем, созданы ли условия равенства с остальными гражданами.

Что нужно знать о статусе инвалида

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В результате, лицо частично или полностью теряет способность или возможность жить полноценно. Это проявляется в затруднении:

  • оценки текущей ситуации, своего местоположения в пространстве и времени;
  • перемещения без посторонней помощи;
  • удовлетворения своих потребностей физиологического характера, соблюдения правил гигиены;
  • восприятия информации от других людей, ее осмысления, передачи своих мыслей;
  • контроля собственных поступков в рамках принятых обществом норм;
  • запоминания и усваивания знаний, применения их на практике;
  • выполнения трудовых обязанностей.

Чтобы быть уверенным в правильности заключения МСЭ, изучите классификацию групп инвалидности.

Федеральный закон РФ “О защите инвалидов”

Ограничение жизнедеятельности приводит к необходимости социальной защиты и поддержки со стороны государства. Создание условий для равных возможностей – главная задача такой защиты. Рамки предоставленных инвалидам прав основаны на международных нормах и оформлены в систему правовых актов России. Базовыми документами являются Конституция РФ и федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., с поправками от 5 декабря 2017 г.

Льготы и гарантии предоставляются лицам с ограниченными возможностями только после приобретения статуса инвалида. Учреждение медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки состояния здоровья принимает решение о признании инвалидности, определяет меры защиты, формирует индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Фамилии, имена, адреса, даты рождения, образование, места работы, группы инвалидности, получаемые пособия, путевки и иная информация о таких лицах объединена в единую электронную систему, получившую название «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ).

После прохождения МСЭ каждому инвалиду разрабатывается план реабилитации

Если на момент получения статуса человек имел хоть какой-то трудовой стаж, то ему положена . Если стажа нет, то следует рассчитывать на .

Гарантированные права соцзащиты

Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти меры защиты призваны компенсировать (а, по возможности, и устранить) ограничения жизнедеятельности такого лица. Инвалид вправе получить помощь в медицинской, профессиональной, педагогической, бытовой и спортивной сферах, т.е. там, где трудно адаптироваться самостоятельно.

Для каждого инвалида составляется личная программа реабилитации или абилитации. Включенные в нее мероприятия обязательны для исполнения лицами любой организационно-правовой формы. При невозможности предоставить услугу или техническое средство реабилитации из программы инвалиду выплачивается денежная компенсация.

Участие в реабилитационной программе не обязанность, а право инвалида. Он может отказаться полностью или частично, и самостоятельно обеспечить себя техническими средствами реабилитации (протезами, слуховыми аппаратами и т.д.).

При отказе от программы инвалид не вправе требовать ее исполнения от государственных органов и компенсации непредоставленных бесплатных услуг.

Абилитация заключается в комплексе социальной и медицинской помощи

Право на помощь со стороны медицинских структур

Инвалидность подразумевает постоянное или периодическое обращение за медицинской помощью. Она бесплатна в тех же рамках, что и для остальных граждан, есть свобода выбора врача и медицинской организации. При этом созданы специальные медицинские учреждения по оказанию помощи инвалидам (центры, отделения, пансионаты, санаторно-курортные объекты).

Статус инвалида дает право и на дополнительную помощь:

  1. Бесплатные лекарства, изделия и продукты лечебного питания выдаются по рецептам специального формата. Выписывается рецепт врачом на основании данных, содержащихся в ФРИ, при предъявлении паспорта.
  2. Путевка в санаторий может быть получена на основании справки врача о необходимости проведения профилактического лечения. Срок действия справки – 6 месяцев.

Длительность лечения детей-инвалидов в санатории может достигать 21 дня. Инвалиды всех групп проведут в таком учреждении до 18 дней. За исключением инвалидов с нарушением функций мозга (спинного и головного), период лечения которых варьируется от 24 до 42 дней.

Задача общества сделать среду максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями

На доступ к информации

Инвалиды вправе пользоваться общедоступными данными наравне с остальными гражданами. Обеспечение права на информацию проводится по следующим направлениям:

  • Библиотеки пополняются учебной, справочной и иными видами литературы на нестандартных носителях. Сложности со зрением решаются за счет аудио-литературы и книг, написанных шрифтом Брайля. Источник пополнения – выпуск и закупка за счет средств государства.
  • Трудности со слухом преодолеваются через визуальные источники информации (фильмы, передачи и т.д.), дополняемые сурдопереводом или субтитрами. Помощью становится и предоставление сурдотехники таким лицам.
  • Лицам с нарушением слуха и/или зрения помогает тифлосурдоперевод (дактильный пальцевый метод) и тифлосредства.

Закон признает в качестве языка общения – жестовый русский, услуги по переводу которого должны быть предоставлены в любой государственной организации.

Бесплатное образование также является государственной задачей в рамках закона

На беспрепятственное посещение объектов социального назначения

Инвалиды могут плавать в бассейнах, пользоваться транспортом, ходить в парикмахерскую. В теории… На практике они часто ограничены в возможности попасть туда, куда нужно. Сейчас эти барьеры сняты введением обязательных норм о:

  • приведении территории в состояние доступности для таких лиц: установке специальных пандусов для кресел–колясок, расширении дверных проемов, переоборудовании лифтов и т.д. Обязательно для всех строящихся и реконструируемых сооружений с 1 июля 2016 г. Если переоборудование уже невозможно, придется согласовать с обществом инвалидов процедуру предоставления услуги иным способом (на дому, дистанционно и т.д.);
  • сопровождении слепых и тех, кто не способен передвигаться сам;
  • дублировании необходимой информации: дополнение графических изображений звуковой информацией и надписями шрифтом Брайля;
  • допуске собак – поводырей при наличии документа об их специальном обучении;
  • установке оборудования и источников информации в доступных местах;
  • предоставлении 10 % стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

Кресла-коляски и поводыри-собаки больше не препятствие для посещения общественных мест.

Из-за отсутствия подобающей инфраструктуры люди годами не покидают своих домов

Льготы в жилищной сфере

Потребность в жилье удовлетворяется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Размеры жилой площади могут превышать нормы максимум в два раза в зависимости от тяжести заболевания. При этом плата (за наем, ремонт и содержание) взимается в одинарном размере.

Если такое лицо попадает в организацию по социальному обслуживанию на длительный срок, то жилье сохраняется за ним лишь на полгода. После этого оно распределяется между другими инвалидами.

По достижении 18 лет дети-сироты, признанные инвалидами, обеспечиваются жильем в первую очередь при соблюдении двух условий:

  1. местом их проживания была организация, стационарно оказывающая услуги социального обслуживания (приюты, детские дома);
  2. они способны жить самостоятельно, имеют бытовые навыки.

Программа реабилитации и абилитации инвалида обуславливает комплекс средств и приборов, которые разрешено устанавливать в жилом помещении.

Льготы инвалидов в жилищной сфере:

  • 50% наемной платы и расходов по ремонту и содержанию жилища (за исключением жилья в частной собственности)
  • 50% оплаты услуг независимо от формы собственности (вода, свет, канализация и пр.)

Семьи с инвалидами имеют приоритет в очереди на получение участков земли для постройки дома и занятия садоводством, огородничеством.

Образование

Все уровни образования доступны лицам с ограниченными возможностями на началах бесплатности. Их содержание адаптировано к программам абилитации и реабилитации.

Отдельные виды заболеваний дают право обучаться на дому. В остальных случаях образовательные структуры должны создать условия для обучения, включая санитарную обстановку и соответствие образовательных программ возможностям инвалидов.

Сотрудники образовательных учреждений обязаны оказывать поддержку вне зависимости от получения образования дома или в государственных организациях.

Законодательство предусматривает льготы ЖКХ

Повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда

Профессиональная адаптация инвалидов обеспечивается государством за счет:

  1. Установки квот для трудоустройства: от 2 до 4% (если работников более 100); до 3% (от 35 до 100 работников). Квоты обязательны для любой организации.
  2. Создания адаптированных рабочих мест (с иным оборудованием, освещением и пр.) в пределах этих квот.
  3. Требования соответствия условий труда программе реабилитации (абилитации).
  4. Обучения новым профессиям, стимулированием предпринимательства таких лиц.

Инвалидам I и II групп гарантируется полная оплата при трудовой неделе в 35 часов. Всем инвалидам положен отпуск в 30 календарных дней.

Для детей предусмотрена выдача лекарств и выдача специальных средств, например, инвалидных кресел

Обслуживание на социально-бытовом уровне

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания при содействии общественных объединений инвалидов.

Такие услуги оказываются:

  • Стационарно, когда лицо живет в учреждении круглосуточно. Жилое помещение, лекарства, спецсредства, еда, одежда и пр. выдаются на месте.
  • На дневном стационаре, когда пребывание в организации и получение услуги ограничены частью суток.
  • На дому, если нет возможности выйти на улицу. Так покупаются лекарства, продукты, делается уборка и т.д.

Инвалид вправе без очереди бесплатно или на льготных условиях отдать поврежденное средство технической реабилитации (коляску, слуховой аппарат, протез и пр.) на ремонт.

Материальная поддержка

Это помощь в форме пособий, пенсий, выплат при причинении вреда, наступлении страхового случая и т.д. Кроме этого, каждый месяц инвалиды получают дополнительную выплату (ЕДВ).

Одной из главных проблем современной России является большое число тех, кто неспособен самостоятельно выполнять действия, направленные на удовлетворение естественных нужд. Из 144 миллионов населения страны, более 12 являются инвалидами. Государство обязано выплачивать им пенсии, а также предоставлять безвозмездно определенные социальные льготы.

В стране принят Федеральный закон №181 «О социальной защите прав инвалидов», согласно которому определяются причины предоставления субъекту данного статуса. Он также регламентирует степень поддержки.

Понятие «инвалид»

Согласно ст. №1 ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов», инвалидом признается лицо, имеющее физическое или психологическое расстройство функций организма, при котором появляются ограничения жизнедеятельности. Такие граждане имеют право на получение помощи и защиты от государства.

В зависимости от степени тяжести болезни и возраста, человеку присваивается группа, которая предполагает размер пенсии и набор дополнительных услуг. Если лицо моложе 18 лет, то оно относится к «детям инвалидам».

Получать помощь такие люди могут только при подтверждении нужды в поддержке и защите. Для этого необходимо пройти медицинскую экспертизу МЭС. На ней присваивается категория инвалидности. Чтобы начать получать пенсию, нужно собрать ряд документов, среди которых справка из МЭС, и предоставить их в Пенсионный фонд по месту проживания.

Поддержка от государства

Государство принимает ряд мер для защиты инвалидов. Они заключаются в предоставлении социальных благ тем, кто не может получить их самостоятельно. Проводятся мероприятия, призванные замещать потерянные человеком функции вне зависимости от группы инвалидности. Это такие меры, как:

  • организация подъемников;
  • домашнее обслуживание врачами;
  • предоставление транспорта;
  • и т. д.

Все это ориентировано на то, чтобы человек мог свободно контактировать с остальным обществом.

Важно! Федеральный закон «О защите прав инвалидов» пресекает нарушение прав и попытки дискриминации по признаку неполноценности здоровья. Лицо, отказавшее в услугах людям с ограничениями, подлежит наказанию на уровне административного и уголовного кодекса.

МЭС

Медико-социальная экспертиза проводится на основании направления врача, у которого наблюдается инвалид. Она определяет категорию инвалидности, влияет на размер пенсионных выплат, а также количество дополнительных услуг, предоставляемых государством.

Какие функции выполняет МЭС:

  • установление группы инвалидности и размер социальной защиты инвалидов как взрослых, так и детей;
  • определение последующих мероприятий, рассчитанных на возвращение субъекта к нормальному образу жизни или на поддержание здоровья последнего;
  • сбор статистических данных по состоянию здоровья населения в России и определение мер по улучшению жизни;
  • предоставление помощи семье, в которой живет инвалид.

Обратите внимание! Все вынесенные на экспертизе решения обязательны для исполнения. Если местная служба МЭС вынесла вердикт, с которым не согласен обратившийся, он вправе передать дело в федеральное бюро.

Новые поправки в законе «О защите инвалидов» размещаются на сайте МЭС. Они находятся в открытом доступе для всех желающих. Там указываются изменения в законе и виды поддержки.

Контроль за качеством

Ежегодно проводятся независимые проверки качества услуг социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Это позволяет пресекать нарушения прав людей с ограничениями, а также постоянно улучшать качество обслуживания.

Оцениваются следующие критерии:

  • открытость информации для ознакомления;
  • форма содействия;
  • личное отношение государственных служащих;
  • эффективность принимаемых мер.

Независимая комиссия для оценки качества работы служб, предоставляющих помощь, и финансируемых государством, формируется из специалистов общественных организаций.

Услуги реабилитации и абилитации

Реабилитация призвана помочь вернуть потерянные функции, без которых субъект не может осуществлять повседневную деятельность. Абилитация направлена на приобретение новых навыков, позволяющих заменить утраченные. Обе деятельности выполняют функцию восстановления способности человека контактировать с обществом и не быть ограниченным в общественных занятиях.

На что ориентированы меры социальной защиты инвалидов:

  • предоставление всех необходимых медицинских услуг, направленных на восстановление потерянных функций. К этому пункту относятся обеспечение протезами, организация регулярного санаторно-курортного лечения;
  • поддержку в ориентации в обществе и предоставление помощи при поступлении в вузы и принятии на работу или общественную деятельность;
  • регулярную психологическую, социальную помощь в адаптации;
  • организацию спортивных мероприятий развлекательно-лечебного характера.

Законодательством предусмотрено, что все нуждающиеся вместе со своими семьями должны без каких-либо сложностей получать услуги и подробную информацию о своих правах.

Федеральные службы, осуществляющие поддержку, должны в полной мере выполнять обязательства, которые были оплачены как из бюджета, так и из частных фондов. Количество предоставляемых службами мероприятий по реабилитации, абилитации не может быть уменьшено без согласия со стороны инвалида.

Иногда у местных федеральных служб поддержки инвалидов нет возможности приобрести технику для реабилитации, или та уже была приобретена на деньги из личного бюджета. Тогда обратившемуся лицу выплачивается денежная компенсация.

Обратите внимание! Размер компенсации равен сумме затрат на приобретение оборудования, но не может ее превышать.

Перечень программ для реабилитации, абилитации составляется комиссией МЭС. В случае отказа нуждающимся от определенных услуг, федеральная организация поддержки освобождается от выполнения обязательств.

Техническое обеспечение

Государством предоставляются все предметы технического характера, ориентированные на восполнение утраченных функций или их полную замену.

К устройствам поддержки относятся:

  • средства, позволяющие вести самостоятельно обслуживание первостепенных потребностей;
  • предметы для ухода за собой и жильем;
  • средства для ориентирования в пространстве. Сюда относятся собаки поводыри;
  • предметы для саморазвития. Книги, использующие шрифт Брайля и специальные канцелярские принадлежности;
  • необходимые для передвижения механизмы, такие как протезы, коляски, в определенных условиях, автомобильный транспорт.

Средства на приобретение всех устройств берутся из федерального бюджета и бесплатно предоставляются нуждающемуся на постоянное свободное пользование. На перечень необходимых технических средств влияет список показаний, который устанавливается в МЭС.

Тем, кто использует собак поводырей, предоставляется ежегодная выплата в размере 17420 рублей. Государство предполагает, что средства направляются на обслуживание и содержание животного. Увеличение суммы происходит каждый год 1 февраля. Процент прибавки зависит от уровня инфляции в стране и определяется правительством РФ.

Способы информирования

Органы федеральной поддержки обязаны, согласно законодательству, предоставлять безвозмездно всю необходимую информацию в доступной форме. В случае потери зрения, слуха или возможности говорить, осуществлять контакт и оказывать услуги необходимо с учетом возможностей обратившегося. Это значит, что информация должна подаваться в переведенном на шрифт Брайля виде или через язык жестов. В государственных органах должен присутствовать работник, обладающий последними навыками.

Если инвалид, потерявший зрение осуществляет операции по оформлению кредита, ипотеки, рассрочки или крупной покупки, ему обязаны предоставить специальное оборудование. Оно называется факсимильное и позволяет воспроизводить подпись при помощи средств копирования.

Чтобы оформить покупку или займ, слепому необходимо предоставить:

  • удостоверение личности;
  • заверенное нотариусом свидетельство о подлинности подписи слепого человека, сопровождаемое факсимильным повтором;
  • оригинал или заверенная справка о наличии инвалидности по зрению.

Доступ к общественным инфраструктурам

Органы федерального и местного управления РФ согласно ст. № 15 ФЗ 181 должны предоставить лицам с ограничениями:

  • простой доступ к любым общественным строениям, зонам отдыха и местам лечения;
  • возможность без ограничений пользоваться наземным, морским и воздушным транспортом, осуществляющим городские и междугородние перевозки;
  • отсутствие препятствий при самостоятельном перемещении по общественным зданиям;
  • ориентация средств помощи на использование их людьми с ограничениями, путем их перевода на шрифт Брайля и язык жестов;
  • возможность свободного передвижения лиц, сопровождаемых собаками поводырями.

Обратите внимание! Последнее условие должно выполняться если на животном присутствует опознавательные знаки, сообщающие, что оно принадлежит слепому человеку.

Если общественные строения не способны обеспечить данные условия, то проводится реорганизация помещений. Пока все приготовления не исполнены, администрация организации должна предоставить содействие инвалиду. Все меры, их вид и размер необходимо согласовывать с органами федеральных служб.

Контроль за услугами

Государство обязано контролировать редакцию и исполнение обязательных услуг для людей с ограниченными возможностями. Этим занимаются уполномоченные в области:

  • перевозки на общественном транспорте;
  • предоставления льгот;
  • контроля за качеством обслуживания;
  • сохранения культурного наследия Российской Федерации.

Предоставление жилья

В случае, если инвалид, или семья осуществляющая уход за ним, нуждается в улучшении условий проживания, государство обязано предоставить помещение из федеральных средств.

При предоставлении жилья учитываются потребности обратившегося и ряд дополнительных факторов, влияющих на состояние здоровья. Площадь помещения может максимум в два раза превосходить минимальную для проживания одного человека. В случае, если лицо страдает тяжелыми формами хронических болезней или увечий, решение о размере жилья может подвергнуться редакции.

Помещение должно быть оборудовано средствами, направленными на реабилитацию, абилитацию инвалида на деньги из федерального бюджета.

Жилищная площадь не передается в собственность, а используется согласно акту о социальном найме. На коммунальные услуги и квартплату таких квартир предусмотрена скидка в размере 50%.

Образование

Федеральное управление помогает людям с ограниченными возможностями получать образование, как общее, так и второе высшее. Учитываются факторы, влияющие на возможности инвалида.

Поступающие получают:

  • 100% оплату за обучение;
  • бесплатный транспорт до учебного учреждения в случае необходимости;
  • консультация с психологом и работником соц. поддержки;
  • специальные программы.

Кроме образования, согласно ст. № 20 ФЗ – 181, инвалидам предоставляется содействие при трудоустройстве.

Уголовная ответственность

Ст. №32 ФЗ – 181 постановляет, что лица уличенные в нарушении прав или дискриминации людей, имеющих ограничениями по здоровью, несут ответственность согласно законодательству РФ. Дела о неправомерном использовании пенсионных средств, а также спорные вопросы, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Правительство России вместе с многочисленными общественными организациями старается улучшить жилищные условия инвалидов и обеспечивать защиту их прав. Для этого используются деньги из федерального бюджета и помощь из частных фондов. Предусмотрены уголовные наказания за дискриминацию лиц, имеющих ограничения по здоровью.

С каждым годом увеличивается размер пенсии, которая направлена не только на поддержание состояния здоровья, но и на возвращение утраченных навыков. Благодаря этому есть возможность вновь вернуть ранее утраченные физические или психические функции.

Несмотря на все это, условия жизни инвалидов в России на порядок отстают от европейских. Это связано с большой скоростью роста инфляции в стране. С каждым годом, процент трудоспособных граждан уменьшается. Из-за этого Пенсионный фонд испытывает нехватку средств, которые рассчитываются из официального заработка.

Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности. Категория группы инвалида влияет на различные предоставляемые меры государственной поддержки. Данные меры регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

Определение Федерального закона “О социальной защите и поддержке инвалидов в РФ”

Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

Общие положения закона Российской Федерации

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается .

Группы и виды инвалидности

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться .

Медико-социальная экспертиза

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

  • реабилитационный курс для восстановления человека;
  • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
  • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
  • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
  • степень трудоспособности инвалида;
  • заключение о группе инвалидности.

Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

Статья 33 ФЗ “О социальной защите инвалидов” – общественные объединения

В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

Видео

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте .

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение № 12-112/2019 от 25 июля 2019 г. по делу № 12-112/2019

    Волховский городской суд (Ленинградская область) - Административные правонарушения

    С ИПР, в том числе в части обеспечения индивидуальных норм выработки. Указание главного государственного инспектора труда Козиной Д.Ф. о нарушении ЛОГБУ «Волховский ПНИ» ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», для работников, проживающих в ЛОГБУ «Волховский ПНИ», не конкретизировано. С учетом наличия сведений о надлежащем уведомлении Петровой Н.П. и Федеральной...

    Решение № 12-126/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 12-126/2019

    Ленинский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) - Административные правонарушения

    Второй группы инвалидности бессрочно была получена работодателем 05 декабря 2017 г. Однако в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 92 ТК РФ, части 3 статьи 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 05 декабря 2017 г. Ефремову Д.А. не была установлена...

    Решение от 15 июля 2019 г. по делу № А32-15470/2019

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Муниципального образования города Краснодар о признании отказа от 21.03.2019 № 29/2861-1 в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23 : 43:0413003:171 - незаконным, обязании выдать разрешение на строительство здания цеха на земельном участке с кадастровым номером 23 : 43:0413003:171. Представитель заявителя в судебном заседании настаивал...

    Решение № 2-2449/2019 2-2449/2019~М-1828/2019 М-1828/2019 от 25 июня 2019 г. по делу № 2-2449/2019

    Старооскольский городской суд (Белгородская область) - Гражданские и административные

    Оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Инвалидность работник подтверждает...

    Решение № 2-994/2019 2-994/2019~М-501/2019 М-501/2019 от 21 июня 2019 г. по делу № 2-994/2019

    Заводской районный суд г. Орла (Орловская область) - Гражданские и административные

    В соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с...

    Решение № 2-4736/2019 2-4736/2019~М-3492/2019 М-3492/2019 от 19 июня 2019 г. по делу № 2-4736/2019

    Благовещенский городской суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Листов и, соответственно, мог узнать, каким образом производятся начисления заработной платы. Кроме того, нетрудоспособность истца, имевшая место в период с 10.04.2018 года по 23 . 04.2018 года и с 17.07.2018 года по 28.08.2018 года в общем количестве 53 дней также не может служить уважительной причиной пропуска срока, ...

    Решение № 2-1064/2019 2-1064/2019~М-831/2019 М-831/2019 от 4 июня 2019 г. по делу № 2-1064/2019

    Советский районный суд г. Орла (Орловская область) - Гражданские и административные

    Что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 гг. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм...

  • ...за командировки, заверенные копии приказов от 10 января 2017 года «О компенсационных выплатах по расходам работников в период нахождения в командировках», от 11, 16, 18, 23 августа 2017 года «О назначении лица, ответственного за производство работ», предусматривающих обязанность Телегина Л.Г. осуществлять проверки по объектам. Показания свидетеля ФИО5 о перечислении Телегину Л.Г. ...