Икона богородицы перекопская. Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце. Значение перекопская икона божией матери в православной энциклопедии древо

В Николин день 1828 года митрополит Филарет окончательно решил уйти на покой.

Он сел за письменный стол, взял большой лист плотной голубой бумаги, осмотрел гусиное перо, перекрестился и стал писать:

«Всемилостивейший Государь!

Священный долг служить Вашему Императорскому Величеству верою и правдою особенно вожделенным для меня делает благодарность к милостям и благодеяниям Вашего Императорского Величества, неизреченно для меня великим…»

Тут он остановился и задумался:

Да, тяжело мы пишем… Тяжело - Пушкин учит, как писать, да не слушаемся… Да… Пушкин… Александр Сергеевич… Упрямые и жестоковыйные мы люди!

Митрополит опять заскрипел гусиным пером:

«Но, при сознании внутренних моих недостатков, немощь телесная, в течение немалого времени едва преодолеваемая принужденными усилиями, наконец, отнимает у меня надежду соответствовать обязанностям вверенного мне служения…»

Я устал! От всего я устал! - сказал он вслух, не отрываясь от письма. - С душою некогда побеседовать!

«Посему приемлю дерзновение Ваше Императорское Величество всеподданнейше просить об увольнении меня от управления вверенной мне епархиею и дозволить избрать жительство в одном из монастырей…»

Да, тяжелый язык, тяжелый! - опять подумал митрополит, скрепляя прошение подписью:

«Вашего Императорского Величества верноподданный, митрополит Московский и Коломенский Филарет».

Завтра отправлю по назначению. Буду ждать Высочайшей резолюции!

На другой день И.В. Киреевский послал митрополиту на прочтение новое стихотворение Пушкина:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?..

Перед духовными очами митрополита предстала душа великого поэта. До содрогания стало жалко его, потерявшего самое драгоценное в жизни, - веру в жизнь и в свое на земле призвание. В митрополите заговорил вдруг пастырь, призванный спасать человека. Все, что его тяготило и мучало за это время, уступило место ясному и глубокому сознанию своих задач и высокой своей посвященности…

Нельзя же так, Александр Сергеевич! - подумал он тепло и нежно. Такая сила тебе дадена и вдруг взываешь ты в тоске: «Дар напрасный, дар случайный…» Всем нам тяжело, Александр Сергеевич…

Во время вечерних, на сон грядущий, молитв митрополит опять вспомнил стихотворение Пушкина.

Он положил земной поклон.

Мир и успокоение подаждь душе раба Твоего Александра, ибо нужен он народу нашему… Во тьме ходящему!

И когда произнес эти слова, что–то яркое вспыхнуло в душе его. Он не мог больше молиться. Не закончив «вечернего правила», он поднялся с колен, зажег свечу, взял перо и быстро стал писать:

Не напрасно, не случайно

Жизнь судьбою мне дана;

Не без правды ею тайно

На тоску осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из тайных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною,

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждутся Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Будь что будет! - сказал он. - Но эти строки пошлю Пушкину, как ответ на его горькие слова.

Тут он взглянул на конверт, адресованный Государю Императору.

Нет, нельзя мне покидать кафедры ради безмолвного монастыря, - решил он, - надо потрудиться! Ради тех великих и малых потрудиться, кои томятся тоскою и сомнениями в присномутном житии нашем! Подвиг надо восприять! Кто же утешит? Кто спасет?

Филарета долго томила мысль: дошел ли ночной его голос до сердца поэта?

И вот однажды получает он строки, написанные рукою самого Александра Сергеевича Пушкина:

…И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Слава Тебе, Христе Свете Истинный, - перекрестился митрополит, - что пробудил малым, неискусным моим словом душу великого поэта!

И поцеловал пушкинские строки.

Великая суббота

В этот день, с самого зарания показалось мне, что старый сарай напротив нашего окна как бы обновился. Стал смотреть на дома, заборы, палисадник, складницу березовых дров под навесом, на метлу с сизыми прутиками в засолнеченных руках дворника Давыдки, и они показались обновленными. Даже камни на мостовой были другими. Но особенно возрадованно выглядели петухи с курами. В них было пасхальное.

В комнате густо пахло наступающей Пасхой. Помогая матери стряпать, я опрокинул на пол горшок с вареным рисом, и меня «намахали» из дому:

Иди лучше к обедне! - выпроваживала меня мать. - Редкостная будет служба… Во второй раз говорю тебе; когда вырастешь, то такую службу поминать будешь…

Я зашел к Гришке, чтобы и его зазван в церковь, но тот отказался:

С тобою сегодня не пойду! Ты меня на вынос плащаницы зеброй полосатой обозвал! Разве я виноват, что яичными красками тогда перемазался?

В этот день церковь была как бы высветленной, хотя и стояла еще плащаница и духовенство служило в черных погребальных ризах, но от солнца, лежащего на церковном полу, шла уже Пасха. У плащаницы читали «часы», и на амвоне много стояло исповедников.

До качала обедни я вышел в ограду. На длинной скамье сидели богомольцы и слушали долгополого старца в кожаных калошах:

Дивен Бог во святых своих, - выкруглял он тернистые слова. - Возьмем к примеру преподобного Макария Александрийского, его же память празднуем 19 января… Однажды приходит к нему в пустынное безмолвие медведица с медвежонком. Положила его у ног святого и как бы заплакала…

Что зa притча? - думает преподобный. Нагинается он к малому зверю и видит: слепой он! Медвежонок–то! Понял преподобный, почто пришла к нему медведица! Умилился он сердцем, перекрестил слепенького, погладил его и совершилось чудо: медвежонок прозрел!

Скажи на милость! - сказал кто–то от сердца.

Это еще не все, - качнул головою старец, - на другой день приносит медведица овечью шкуру. Положила ее к ногам преподобного Макария и говорит ему глазами: «Возьми от меня в дар, за доброту твою»…

Литургия Великой Субботы воистину была редкостной. Она началась как всенощное бдение с пением вечерних песен. Когда пропели «Свете тихий», то к плащанице вышел чтец в черном стихаре и положил на аналой большую воском закапанную книгу.

Он стал читать у гроба Господня шестнадцать паремий. Больше часа читал он о переходе евреев через Чермное море, о жертвоприношении Исаака, о пророках, провидевших через века пришествие Спасителя, крестные страдания Его, погребение Воскресение… Долгое чтение пророчеств чтец закончил высоким и протяжным пением: - Господа пойте, и превозносите во вся веки… Это послужило как бы всполощным колоколом. На клиросе встрепенулись, зашуршит нотами и грянули волновым заплеском: - Господа пойте, и превозносите во вся веки… Несколько раз повторил хор эту песню, а чтец воскликал сквозь пение такие слова, от которых вспомнил я слышанное выражение: «боготканные глаголы».

Благословите солнце и луна

Благословите дождь и роса

Благословите нощи и дни

Благословите молнии и облацы

Благословите моря и реки

Благословите птицы небесныя

Благословите звери и вси скоти.

Перед глазами встала медведица со слепым медвежонком, пришедшая святому Макарию:

Благословите звери!..

«Поим Господеви! Славно–бо прославися!» Пасха! Это она гремит в боготканных глаголах: Господа пойте, и превозносите во вся веки!

Братья и сестры, с началом Рождественского поста! К прискорбию, этот день омрачен трагедией в Тверской области, которая унесла немало человеческих жизней при крушении «Невского экспресса». Наш сайт приносит свои соболезнования семьям погибших пассажиров в ужасной катастрофе на железной дороге . В старину в одном из тверских храмов почиталась заступницей всех путешествующих и покровительницей и града, и окрестных весей чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» («Путеводительницы») в Торопце. В Русской Православной Церкви этот образ чествуется среди чтимых в октябре икон Богоматери, изображения которых приведены на минейной иконе из Музея имени Андрея Рублева. См. : .

Молитва пред образом Пресвятой Богородицы «Одигитрии» («Эфесской») :

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Торопецкая икона Богоматери и свт. Николай .
XIII-XIV вв.
82,5 х 60,5 х 3,0.
ГРМ. Инв. № ДРЖ-2093.
Сохранность: изображение на обратной стороне утрачено до основы, рукоять утрачена, по стыку досок лицевой стороны сквозная трещина с выкрошками левкаса и подвижными нависающими фрагментами (под профзаклейками - по всей поверхности иконы пятнадцать профилактических заклеек) и бучениями паволоки внизу, связь грунта с красочным слоем и паволокой ослаблена, утраты левкаса до паволоки у левого края и справа на поле и лузге, многочисленные гвоздевые отверстия со старой олифой, некоторые замастикованы, имеются поздние вставки грунта, наиболее крупные по правой лузге и в нижней части иконы, по краям вставок (особенно в левом нижнем углу и на правой лузге внизу) , в левом верхнем углу жесткое вздутие левкаса около надписи, на правой ручке Христа живопись утрачена до подготовительного рисунка, на ножке Богомладенца, а также руках и лике Богоматери - пробные расчистки, в правом верхнем углу на поле участок записи, многочисленные утраты и потертости красочного слоя, особенно на уровне ножек Христа, выкрошки красочного слоя на правой руке Богоматери и на уровне глаз справа на мафории, утраты тонированы, на нижней шпонке под левой рукой Богоматери царапина, в правом нижнем углу - инвентарный № красной краской, на обратной стороне уцелели фрагменты паволоки с грунтом и частично красочным слоем (в основном на правом поле), на нижнем и левом полях отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы, семь профилактических заклеек по всей поверхности, на нижнем поле инвентарный № синей краской (Художник-реставратор Е.В.Азарнина, художник-реставратор М.М.Бушуев, художник-реставратор И.В.Халбаева).

Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая») , по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича. Княгиня Евфросиния Полоцкая, по свидетельству ее Жития (древнейший список краткого Жития - в Прологе посл. четв. XV в. БАН. 33.19.8), особо молилась об обретении иконы «Одигитрии» для своей построенной церкви: «Помилуй мя, Господи, и сконча прошение мое, да бых видела пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святей церкви». В ответ на усердную просьбу и «дары многоценные» княгини Евфросинии по указу императора Мануила Комнина ок. 1159 г. был сделан список чтимого Эфесского образа Богоматери, который посланные василевсом 700 вооруженных всадников доставили в Константинополь, и после освящения в соборе Св. Софии патриарх Лука (Хрисоверг) благословил отослать икону в Полоцк, где «(княгиня) украси ю златом и камением многоценным, и устави по вся вторники носити ю по святым церквам» (Повесть о Евфросинии Полоцкой // Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 153; Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы. М., 2000. С. 153-173). О «вторничных» литиях в Константинополе с чудотворной иконой «Одигитрия», послуживших образцом для литургических нововведений кн. Евфросинии Полоцкой, сохранилось немало исторических свидетельств, которые были собраны в работе: Janin R. La géographie ecclésiastique de l"empire byzantin. I. Le siège de Constantinople et le patriarchat oecumenique. III. Les églises et les monasteres. Paris, 1953. Р. 212-214 (См. новейший обзор: Angelidi С., Papamastorakis T. The Veneration of the Virgin Hodegetria and the Hodegon Monastery // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. Athens, 2000. Р. 373-387). Подобные византийские процессии рассмотрены также в нашем сообщении : .

Вероятнее всего, икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для кн. Евфросинии Полоцкой крест, в который были вложены святыни, присланные к тому времени из Византии: частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др. (Шалина И.А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236). В рукописной повести об истории обретения иконы «Одигитрии» («Ефесской») из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника приведены дополнительные сведения: «Cия икона написана в Византии в 1134 году при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки». Известен был иной список Корсунской иконы «Елеуса» («Умиление»), который был вложен в нижегородский Благовещенский монастырь свт. Алексием. На ризе этой иконы была трехстрочная надпись на двух языках - славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (993) Симеоном иеромонахом», что послужило основанием для мнения, что икона была написана в Киеве во времена св. равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенного крестителем Руси из Корсуни чтимого образа. К сожалению, этот список таинственно исчез из Благовещенского монастыря, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара.

В 1239 г. покой небольшого тверского города Торопца был нарушен знаменательным событием: князь Александр Ярославич, сын торопецкой княжны Феодосии, венчался в одной из местных церквей (буквально через год его назовут Невским после знаменитой битвы). Избранницей князя стала полоцкая княжна Александра (Параскева Брячиславна) - внучатая племянница кн. Евфросинии Полоцкой. Согласно «Сказанию о чудесах иконы Богоматери Корсунской» рубежа XVII-XVIII вв., с этим событием связано появление в Торопце списка с чтимой полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская»), празднование перенесения которого совершается 9 октября (22 октября по н.ст.). На обороте иконы находилось изображение свт. Николая Чудотворца. В пользу такой атрибуции и датировки Торопецкого образа свидетельствуют некоторые особенности живописи личного, в частности, наличие примеси лака в красно-коричневой прокладке по грунту, что характерно для ряда икон Богоматери с предстоящими XIII в. Еще в середине XVII в. обретенная трудами прп. Евфросинии Полоцкой икона находилась в Полоцке, где ее воспевал как «украшение города», принесенное из Царьграда, Симеон Полоцкий в стихах, посвященных торжественной встрече с чудотворной иконой Богоматери «Одигитрии» («Эфесской») вступившего в город царя Алексея Михайловича. При нем по царскому указу в Торопце был построен в честь местного списка полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская») кирпичный Корсунский собор в 1676-1685 гг., но во время одного из сильных пожаров собор выгорел так, что богослужения в нем стало невозможно вести. На городском собрании торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение».

Нынешний каменный трехпрестольный собор построен на его месте в 1795-1804 гг. по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. К крупному пятиглавому четверику собора, с востока и запада усложненному апсидальными выступами, пристроена двухпрестольная трапезная. Единственный раз за всю историю города, торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Император Павел I выделяет 4 тыс. руб., на которые был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского. Напротив собора, по другую сторону дороги возвышалась кирпичная колокольня 1780-х гг. в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца». Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х гг. храм был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. торопецкий краеведческий музей, который с 1962 г. занимал соседнее здание б. Богоявленской церкви (XVIII в.). В 1936 г. святыня была передана из торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она до их пор пребывает. В 1937 г. в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы. О чудотворной Торопецкой иконе Богоматери см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Кат. № 105. С. 180-181 (статья И.А. Шалиной); Рыбакова С.Н. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в ХХ веке» М., 2008.

Корсунско-Богородицкий собор, где веками хранилась святыня до 1921 г., был частично отреставрирован в конце 1970-х гг., но только в 2005 г. возвращен Церкви. В сентябре 2009 г. в Корсунско-Богородицкий собор вернулся из Санкт-Петербурга список Торопецкой иконы Богоматери, правда, не чудотворный образ из фондов питерского Русского музея, а список XVIII в., приобретенный и отреставрированный на деньги благодетеля. По словам благочинного Торопецкого округа протоиерея Георгия Фролова, неизвестный меценат пожелал, чтобы икона находилась в Преображенском храме (напротив дома-музея Патриарха Тихона), однако в ближайшее время список будет находится в Корсунском соборе. 22 октября 2009 г., в день празднования перенесения в Торопец Корсунской иконы Божией Матери, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в Корсунском соборе, после чего, как встарь, был совершен крестный ход со списком чудотворной иконы (см. фото ).

Не так давно в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева сообщила: «Наши специалисты принялись реставрировать эту икону сразу после того, как она к нам поступила. К сожалению, художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы . Хорошо, вовремя остановились. На самом деле, смуглый цвет кожи изображаемых святых указывает на древность произведения: такими писались первые византийские иконы». Трудно поверить, но это признание сотрудника Русского музея об огрехах реставрационных работ полностью корреспондируется с отчетной документацией, в т.ч. о технико-технологических исследованиях. Хранитель провела торопецких журналистов в фонд, где прямо на стене полуподвального помещения висит чудотворный Корсунский образ Божьей матери, причем, по словам И.В. Соловьевой, «у нас все иконы так хранятся, мы же музей, а не церковь». Как отметила завотделом древнерусской живописи ГРМ, «из Торопца к нам тоже приезжали неоднократно, но то, что принадлежит Русскому музею, - национальное достояние, и не может быть отчуждено. Пусть делают список» ().

Протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, не мог скрыть от прессы своей боли за святыню: «пару лет назад я приезжал по делам в Санкт-Петербург, и, конечно же, зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей. Меня поразило, что образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы! Э то намоленный образ, который может занять законное место в Корсунско-Богородицком соборе». Пока же настоятель Корсунско-Богородицкого собора, член Епархиального совета священник Владимир Гревцев заказал список с чудотворной иконы (см. видео ).

В сообществе rublev_museum на днях была размещена информация, что состоялось Решение Минкультуры РФ о временной передаче Церкви Торопецкой иконы Богоматери из Русского музея , как следует из распоряжения Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, которое было получено дирекцией ГРМ 25 ноября с.г.: http://community.livejournal.com/rublev_museum/12158.html

К сожалению, вокруг этого долгожданного события записным провокатором Л.В. Нерсесяном из ГТГ вновь раздувается истерия с целью воспрепятствовать возвращению святыни Церкви и торжеству исторической справедливости. В этот намеренно спровоцированный конфликт постепенно втягиваются и некоторые сотрудники Русского музея, которые уже заявили 27 ноября "Интерфаксу" , что будто бы «Торопецкая икона "Богоматерь Одигитрия" находится в нетранспортабельном состоянии и не готова к быстрой транспортировке в Подмосковье. Реставрационный совет должен определить, можно ее перевозить или нет». Однако в тот же день, опережая решение реставрационного совета , группа сотрудников ГРМ направила письмо Президенту России Д.А. Медведеву, где ими было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией » (?!). Среди подписавших обращение указана и завотделом древнерусского искусства ГРМ И.Д. Соловьева, о которой в пресс-службе музея ранее сообщали, что она отбыла 27 ноября в Подмосковье вместе с сотрудниками службы безопасности Русского музея и реставраторами: "Они на месте посмотрят, что нам, так сказать, предлагают".

В письме на имя Президента РФ упомянуто, что «Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере", как это было сделано в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии: «точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" был передан Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке ». Однако в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева ранее сообщала иное: «Еще десять лет назад в Русский музей приезжали представители Церкви из Полоцка и заявляли на святыню свои права. Но мы предложили сделать им список с иконы, они так и поступили. Правда, их архиерей, уходя в отставку, прихватил список с собой, и икона исчезла » (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/ ). В обращении к Д.А. Медведеву бросаются в глаза и другие, мягко говоря, несогласования. С одной стороны, Президента информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно» , с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало администрации ГРМ передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального распоряжения Министерства культуры Российской Федерации о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богоматери?! На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой некрасивой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок » . Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков (до сих пор некоторые злопыхатели не могут простить ему этого красноречивого свидетельства!): «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: “Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит”. Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул “кисти сонной” проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания . Сказано в Евангелии: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже”. Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого ; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях» (http://community.livejournal.com/rublev_museum/6841.html).

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богоматери произошло, судя по всему, при реставрации в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева именно в Третьяковской галерее в 1931 г., а все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности.

Оплошности реставрационного вмешательства 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают сами сотрудники Русского музея - И.В. Соловьева и И.А. Шалина, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы » (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/ ). Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богоматери «хранится» прямо на каменной стене полуподвального помещения , впитывая всю влагу, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Но эти вопросы, увы, как-то совсем не беспокоят всех тех «борцов против возвращения икон Церкви», которые поднимают в «топ» очередной провокационный пост вконец завравшегося Левона Нерсесяна, опирающегося на поддержку Геннадия Попова. Тот любит поразлагольствовать о "демаршах чудотворных икон", предпочитая получать кругленькие суммы за "национальное достояние".

> Попская икона Богородицы

В христианской религии большая роль отведена чудодейственным иконам, которые на протяжении всего времени даруют людям исцеление от недугов и являют свое покровительство в делах. Одной и великих и почитаемых святынь является Икона Попской Богородицы, оригинальная иконопись которой находиться в Хилиндарской обители, расположенной на горе Афон. На иконе изображена Пресвятая Дева Мария, которая держит на руках Младенца Иисуса. Облачена Богородица в одеяние замужней женщины, выполненное в коричневых и песочно-бордовых оттенках. Младенец Иисус указывает правой рукой вперед, которая сложена таким образом, что напоминает знак руководителя хора певчих на клиросе. В те времена музыкальное искусство было прерогативой священников, которые организовывали при храмах школы регентов и хоровых исполнителей. Именно поэтому Икона Попской Богоматери получила свое название, в знак покровительства творческим людям и из-за перстосложения Младенца Иисуса.
Проявила Икона Пресвятой Марии Попская свою чудодейственную силу в далекой древности. Неверующий иерей, который имел злые помыслы и хитрые намерения пришел на постоянное место жительства в Хилиндарскую обитель, и праведные братия горы Афон радушно его приняли. Он намеревался разубедить их в вере и расколоть православную общину своими речами, которые опровергали истинность религии православной. Но Промысел Господень узрел нечестивые намерения иерея, который хитростью проник в мужской монастырь к послушникам, и не дал ему реализовать свои коварные и нечестивые намериния. Во время очередного крестного хода, во главе которого находилась Попская икона Божьей Матери, носимая иереями для проведения обряда святого водосвятия, хитрый злоумышленник оступился и упал с обрыва. Он утонул в пучине морской, и все узрели проведение Матери Иисуса Христа, которая истребила неверного раба своего и воспрепятствовала реализации коварных планов. С тех пор все крестные ходы и освящение воды проходят в Хилиндарской обители Афона с участием Попской Иконы Девы Марии, которая явила им свое заступничество и покровительство.
Пресвятая Дева Мария всегда слышит мольбы своих верующих и никого не оставляет в печали и скорби. Во многих православных приходах можно встретить Икону Попскую, которая располагается в левой части иконостаса алтаря, где размещен церковный хор певчих. Ей молятся матери за своих детей, прося здоровья и покровительства у Матери Иисуса Христа.

Считается, что Икона Богоматери Попская помогает людям осилить изучение нотной грамоты, которая необходима для пения и игры на музыкальных инструментах. Она помогает детям в учебе и оберегает их от несчастной смерти и разнообразных травм. Православные регенты просят перед изображением Матери Иисуса послать им достойного жениха из рядов православных служителей церкви. Многие православные верующие люди размещают Икону Богородицы Попскую над входной дверью в квартиру или дом, и уверены, что она не допустит переступить порог хитрым и злым людям, которые пришли в гости с нечестивыми намерениями, и не позволит им очернить и ослабить веру в Иисуса Христа.

Значение ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Перекопская икона Божией Матери

Эта чудотворная икона в XIX веке находилась в городе Варва Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы перед этой чудотворной иконой, Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, это случилось в 1709 году, во время похода шведского короля Карла XII на Россию. Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес.

Использованные материалы

Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=11962

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИКОНА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) фотогpафия, 2) пpавила внутp.pаспоpядка ИТУ, помещенные на видном месте, в …
  • ИКОНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого eikon - изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса …
  • ПЕРЕКОПСКАЯ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    403573, Волгоградской, …
  • ИКОНА в Кратком религиозном словаре:
    В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывают священное …
  • ИКОНА в Словаре церковных терминов:
    (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено …
  • ИКОНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Икона (греч. εικων - образ, изображение) - изображение Христа, Богородицы, святых или событий из …
  • ИКОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. eikon - изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; …
  • ИКОНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. eikon - изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер и служащих предметами религиозного чествования …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся у верующих предметом поклонения. Иконопись - вид религиозной живописи: писание икон. …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ2. II прил. иконный, …
  • ИКОНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЌОНА (от греч. eik?n - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, к-рому приписывается священное …
  • ИКОНА в Словаре Кольера:
    картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По …
  • ИКОНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ико"на, ико"ны, ико"ны, ико"н, ико"не, ико"нам, ико"ну, ико"ны, ико"ной, ико"ною, ико"нами, ико"не, …
  • ИКОНА в словаре Анаграмм.
  • ИКОНА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. В комнате Сухоруковых обстановка была чисто мещанская. В …
  • ИКОНА
    Святой церковный …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Перед нею …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чудотворный …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ИКОНА в Словаре синонимов Абрамова:
    образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. . См. изображение, …
  • ИКОНА в словаре Синонимов русского языка:
    вратарница, деисус, изображение, иконка, мощевик, образ, складень, средник, таблетка, танка, …
  • ИКОНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ИКОНА в Словаре русского языка Лопатина:
    ик`она, …
  • ИКОНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    икона, …
  • ИКОНА в Орфографическом словаре:
    ик`она, …
  • ИКОНА в Словаре русского языка Ожегова:
    У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых, образ …
  • ИКОНА в Словаре Даля:
    жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в …
  • ИКОНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. eikon - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; …
  • МАТЕРИ
    матерью. См. …
  • ИКОНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; …
  • ИКОНА в Толковом словаре Ефремовой:
    икона ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; …
  • ИКОНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; …
  • ХОЛМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Холмская икона Божией Матери. Празднование 8 сентября Холмская икона Божией Матери, по преданию, записанному епископом …
  • ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Табынская икона Божией Матери Празднование в 9 пятницу после Пасхи . История Первое Обретение …
  • МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Моздокская икона Божией Матери Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день …
  • МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Минская икона Божией Матери Память 13 августа 13 августа 1500 года в Минске жители города обрели …
  • КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Козельщанская икона Божией Матери Память 21 февраля. Икона XV века, написанная в Италии, была …
  • КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Казанская икона Божией Матери Память 8 июля, 22 октября. Явление иконы Пресвятой Богородицы во …
  • АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Абалакская икона Божией Матери «Знамение» (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская), самая почитаемая в Сибири икона. Празднование 27 ноября, …
  • ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), …
  • ХАРБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Харбинская и Маньчжурская епархия Русской Православной Церкви (недейств.). История Православные храмы в Маньчжурии, в северо-восточном …
  • ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта, 16 августа. По преданию, написана …
  • УРЮПИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Урюпинская икона Божией Матери Празднование 8 июня. Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, …
  • ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихвинская икона Божией Матери Празднование совершается 26 июня. Написана, по преданию, св. апостолом и евангелистом …
  • ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Переходящие празднования Православной Церкви …
  • НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Неупиваемая Чаша, икона Божией Матери. Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Сказание …
  • КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Коневская икона Божией Матери Празднование 10 июля Эта икона была принесена со Святого Афона преподобным Арсением …
  • КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кипрская икона Божией Матери. Празднование 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого …
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в …