Исследовательская работа 'Кукла -оберег у старообрядцев. Семейских'. Научно-исследовательская работа на тему «Куклы-обереги Исследовательская работа кукла оберег птица

Кожеватова Софья

Руководитель проекта:

Родченкова Наталья Александровна

Учреждение:

МБОУ Школа № 145

В представленной исследовательской работе на тему "Обрядовые куклы" (начальная школа) рассматривается история возникновения и этапы видоизменения внешнего вида и техники исполнения обрядовых кукол. В исследовательском проекте автор представляет и свою интересную коллекцию обрядовых кукол.

В предложенном исследовательском проекте на тему "Обрядовые куклы" автор исследует историю возникновения обрядовых кукол и актуальность традиционных технологий изготовления народных обрядовых кукол.


Представленный проект на тему "Обрядовые куклы" содержит анкетирование учащихся 2 класса начальной школы на пример их знаний и представлений о народных куклах-мотанках, а также интервью с работником ЦВР.

Ученица начальной школы в процессе исследовательской работы об обрядовых куклах-мотанках исследует на практике традиционные технологии изготовления кукол, планирует привлечь своей работой внимание одноклассников к старинному искусству создания кукол.

Введение
1. История обрядовых кукол.
2. Вариативность обрядовых кукол.
3. Моя коллекция обрядовых кукол.
Заключение .
Использованная литература.
Приложения .

Введение

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы -
самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.
М.Е. Салтыков-Щедрин
»


У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские и даже есть целая коллекция кукол «Дамы эпохи ». Но я, очень редко в них играю. Мне не хочется их выбрасывать, и мы с мамой расставили, рассадили их по полочкам.

В прошлом году нас с классом вывозили в историко-краеведческий музей Волжского района, находящийся в селе Дубовый Умет. Мы посетили интерактивное занятие «Мир забытых игрушек. Игрушка-оберег ».

Нам очень много рассказали об этих игрушках, и показали свою коллекцию. А еще мы делали куклы из ниток (мотанки-закрутки) своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе.

Подумать только! Всё, абсолютно, всё, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше свое значение, объяснение и смысл.

Я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы, в которые верили древние люди. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.

Гипотеза : Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.

Актуальность темы . В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла.

Цель : Исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных обрядовых кукол.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения обрядовых кукол.
  • Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников.
  • Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол.
  • Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол.

Методы исследования :

  1. Анкетирование (2 классов школы №145).
  2. Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников
  3. Интервью (работник ЦВР)
  4. Определение технологии изготовления кукол.

Объект исследования : рукотворные обрядовые куклы.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа­интернат № 1
Основного общего образования г. Томска
Исследовательский проект
«Таинственный мир куклы­оберега»

Выполнили: ученики 5 «Б» класса
Руководитель: воспитатель
Беляева Ирина Ивановна

Оглавление.
2014­2015 учебный год
Введение.
Глава 1. Народные куклы.
1.1. Определение понятия «кукла».
1.2 История возникновения кукол и их роль в жизни человека
1.3. Типы и назначения народных кукол
1.4. Куклы­обереги.
Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол­оберегов.
2.1. Мои первые куклы.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
2

Введение
Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она
известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история
прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На
нее не влияет время, она по­прежнему находит свой путь к сердцам детей и
взрослых.
Данная тема проекта выбрана не случайно. Она является одной из
составляющей городской программы «Диалог». Этот проект способствует к
пробуждению в детях интереса к русским народным традициям, обычаям,
обрядам. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая
древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр
и самое доступное детям произведение искусства. Ведь она хранит добро и тепло
маминых рук. Нам захотелось узнать об истории возникновения кукол­оберегов и
научиться изготавливать их своими руками.
Мы определили объект исследования ­ тряпичные куклы,
исследования – технология изготовления куклы­оберега.
предмет
Актуальность.
В век современных технологий утеряны многие народные традиции.
Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились
вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь
именно они воспитывали ребенка, развивали его.
Гипотеза

.
Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами­оберегами, поможет
современному человеку обрести утраченные представления об окружающем
мире, о ценности семьи в обществе.
Цель исследования.
Изучить технологии изготовления кукол­оберегов и научить других людей
правильно понимать значение кукол.
Цель исследования определила следующие задачи:
 Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.
 Определить разновидности кукол, их назначение.
 Провести мониторинг среди учеников 5 «Б» и 5 «В» классов.
 Выполнить по традиционным технологиям образцы кукол­оберегов.
3

 Научить одноклассников выполнять по традиционным технологиям
образцы русских кукол­оберегов.
Для решения данных задач мы используем методы:
 анализ информации из литературных источников, Интернета;
 моделирование;
 опрос учащихся (анкетирование).
Данная исследовательская работа имеет прикладную значимость, так как
полученные знания и умения помогают возродить интерес к богатому
культурному наследию нашей Родины. Кукла­оберег – только малая часть этого
наследия. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков.
Глава 1. Народные куклы.
1.1 Определение понятия «кукла».
Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и
исследователи. В русском языке слово «кукла» является заимствованным
из греческого: koukla – «кукла». Оно в свою очередь восходит к
латинскому cuculla – «капюшон». Родство этих слов можно объяснить
использованием в первобытном обществе масок­наголовников, они
надевались не на лицо, а на голову и представляли собой изображение
целой фигуры.
Простейшая производная от этого корня – слово «кука» может означать и
клубок ниток, и кулак.
В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет
множество значений:
 Снежная баба.
 Кулак (кукиш).
 Лен в связке.
 Горсть льна для трепания (отходы – «куклевина»), кудель, моток ниток.
 Связка ивовых прутьев.
 Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
 Форма, болванка у вязальщиков.
 Фальшивые денежные знаки.
В словаре С.И. Ожегова:
Кукла - это предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора,
пластика, бумаги, дерева и других материалов.
К сожалению, мы люди 21 века видим в традиционных куклах только внешние,
декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение.
1.2 История возникновения кукол и их роль в жизни человека.
В древности, когда люди не могли объяснить разные явления окружающего
мира, они делали фигурки богов, которые, по их мнению, могли их защитить.
4

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые
куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом
огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись
и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.
Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с
появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят,
что игрушки­предметы сделаны самим человеком. Исследуя историю, мы можем
понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для
обрядов. Это были предки народных игрушек.
До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли
изначально кукла­игрушка как самостоятельное культурное явление или это
вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей
придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот
почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, мир
детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано
вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние
куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение:
участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве
искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам
игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.
Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции
игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным
культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания
и обучения ребёнка.
В нашей стране самые ранние игрушки относятся ко второму тысячелетию
до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно
культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать
покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались
фигурки, в которых они должны вселиться, ­ прообразы будущих кукол.
Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой
идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой
распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная,
тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела
различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами
во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований
постепенно в Россию стали проникать из­за границы игрушки, в том числе куклы,
для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол
началось в начале 90­х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских
усадеб вновь ожил в образах многочисленных «городских» кукол. Самым
крупным санкт­петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в
национальных и светских костюмах разных времен и народов стало
художественно­производственное объединение «Потешный промысел». Первые
5

авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной
палаты, появились в 17­18 веках. Они предназначались для царских детей и детей
представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году
был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём
достойное место.
И так, кукла ­ это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит
человек, старался показать схожесть куклы с человеком. Мастер­кукольник,
вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека.
Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.
1.3. Типы и назначения народных кукол.
Выделяют разные основания для классификации кукол (по размеру, по способу
изготовления и по назначению)
I. По размеру:
­ локтевые
­ ладонные
­ пальчиковые.
II. По способу изготовления.
­ основа куклы 2 прямоугольника («кувадки», «свадебная пара», «Кузьма и
Демьян»)
­ основа куклы 1 квадрат («день и ночь», «ангел», «колокольчик», «вепсская»).
­ основа куклы 1 скатка из бересты, ткани, полешки (куклы «столбушки», «12
кукол­лиходеек»)
III. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
­ куклы – обереги
­ обрядовые
­ игровые
1.3.1. Кукла­оберег. (Приложение 1)
Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом
она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы
заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла
своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при
изготовлении кукол ­ оберегов недопустимо было использовать колющие и
режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и
нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. И теперь городские
жители стараются приобрести или сами сделать куклу­домового или куклу –
«берегиню» домашнего очага.
1.3.2. Игровая кукла. (Приложение 2)
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Делали кукол не только
из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые
старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ
6

века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была
любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол
мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими,
куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка
могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда­то украшали наряд
куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.
Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье,
как и на костюме взрослого человека, вышивали:
 круги, кресты, розетки – знаки солнца;
 волнообразные линии – знаки воды;
 горизонтальные линии – знаки земли;
 ромбики с точками внутри - символ засеянного поля;
 вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой.
Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и
усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее
жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо -
неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки­малышки, и девушки­
подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в
гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее
хозяйки. Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали.
«Полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой
деревянное поленце, наряженное в женскую одежду. Туловище – кусок ткани,
свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная,
либо волосяная коса. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
«Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали
туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали
длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя
голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это
были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
«Малышок – голышек». Отличительной особенностью техники её
изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а
разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу
обязательно подпоясывали. «Малышок», как уже ясно из названия, был
голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом
русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
«На выхвалку». Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по
шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на
которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними
детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном
во время Рождественского и Великого постов.
7

«Помощница на первую кашу». Одна из первых игрушек ребенка. Вместе
с этой куклой его сажали за стол и кормили. Если ребенок ел плохо, то мать
начинала кормить куклу, и ребенок включался в игру.
1.3.3. Обрядовая кукла. (Приложение 3)
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах
жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить
богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому­то пришло в голову
предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено,
обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву
приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы –
чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё
имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица и другие. Обряды
жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с
песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем
«отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям.
А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Многие
обрядовые куклы популярны и в наше время.
«Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров день.
В изготовлении используются нитки красного цвета, который является
обережным. На низ сарафана привязывается 9 красных ниточек­бантов. Куколка
предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в
разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Имея
множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня.
«Капустка». Воплощает плодородие и достаток. Ее создают способом
кручения, до последнего не выпуская из рук узелка. Молодым людям давали в
руки «Капустку» и смотрели, как парень берет ее в руки, как рассматривает. По
обращению с этой куклой старшие женщины судили о его готовности к женитьбе.
Считалось, что куколка ­ это как бы представительница, защитница интересов той
самой девушки, к которой сватается молодой человек.
«Купавка». «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли
по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и
невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла
праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
«Масленица». Делали из соломы или лыка, но обязательно использовали
дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу
растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Куклу
украшали лентами, искусственными цветами. На руки вешали тесёмки, завязывая
которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись,
должны были сгореть вместе с куклой.
«Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник,
ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки.
8

Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за
лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат
очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но
народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги,
и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых.
Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они
приносили благо и здоровье в дом.
Итак, народная кукла может быть оберегом, игрушкой или участвовать в
обрядовых действиях.
1.4.Куклы – обереги.
С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы.
Меня заинтересовал вопрос: а почему кукла­оберег была безлика? Изображение
лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его
соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо
кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши,
даже нарисованные, ­ это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и
злые силы. В старинной русской деревне люди были лишены элементарной
медицинской помощи. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так
и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески
навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались
многочисленные обряды.
Куколкой­оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой­нибудь
напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и
приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры,
куклой выметали «сор из избы». У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была
куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла «Кувадка»,
то она отгоняет злую силу. Вместе с пеленкой и одеяльцем, будущему малышу
сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали
в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет,
куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка
находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти,
угрожающие не защищённому крестом чаду. Делали «пеленашку» без иголки и
ножниц ­ нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась
материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца.
Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых
духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели
плотно спеленатый.
«Колокольчик» ­ куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от
чумы и других страшных болезней. Колокольчик имел куполообразную форму, а
сверху напоминал солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства:
9

медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если
телу хорошо, душе хорошо, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая,
задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает
своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное
и веселое настроение.
«Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») – это оберег на
сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу
наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые
горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После
уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового
урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу.
Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что
эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке
определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша.
Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали
над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Укладывая
ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой
куколкой! ».
В подарок на именины делали куклу ­ «ангелочка». Это незамысловатая, но
очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её
изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой
всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до
тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась. Это «вепсская кукла». Принадлежит
она северному народу – вепсам. Эта кукла была хранительницей домашнего
очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её
делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для
путанки и связывания деталей куклы.
«День и Ночь» – куклы­обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и
ночи. Днем выставляют светлую, а ночью – темную. Куколка День ­ молодая,
живая, подвижная, работящая и веселая. Она хозяйка дня, следит, чтобы в будние
дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли,
чтобы днем светило солнышко. Куколка Ночь ­ мудрая, задумчивая, спокойная.
Она хозяйка ночи, следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от
дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
«12 куколок­лиходеек». Был на Руси такой праздник ­ Селиверстов день ­
день памяти св. Сильвестра. В крестьянском календаре Селиверстов день
приходился на период «страшных вечеров», когда, по народным представлениям,
особому разгулу предавалась нечистая сила, колдуны и ведьмы, которые
10

напускали на людей болезни. В Селиверстов день было принято заговаривать
больных. Хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок размером 5­6 см,
изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи. В случае болезни ребенка
над больным произносили заговор, в котором перечислялись имена всех сестер­
лихорадок, отражающие различные болезни. Считалось, что после заговора
лихорадки отступят от больного.
Вот эти названия:
1) Трясея (Трясавица) - от глагола «трясти».
2) Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот
разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): аки лед, знобит род человеческий, и кого
она мучит, тот не может и в печи согреться.
4) Гнется - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита
и производит рвоту.
5) Грудица - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6) Глухея - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной
глохнет.
7) Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, так же и она ломает
кости и спину».
8) Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9) Желтея - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10) Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11) Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда
объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят
его с ума.
12) Невея (мертвящая) - всем лихорадкам сестра старейшая, и если вселится в
человека - он уже не избегнет смерти.
Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть
в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати
превратились в одну. Назвали её ­ кукла «веснянка».
Пару кукол – жениха и невесту («свадебную пару») традиционно делали к
свадьбе. Куклы делались узелковые, из ярких лоскутков и ниток, которые
связывались, но не сшивались. У этих символичных кукол неразлучников одна
общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и
в радости. Их подвешивали под дужкой упряжи во главе свадебного поезда,
везущего молодую пару в дом жениха после венчания (отсюда идет подзабытая
традиция сажать на капот свадебной машины кукол). А после свадьбы они
хранились дома, как оберег любви и верности.
Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются
кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества,
возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят
11

неожиданные отражения элементы русского народного костюма. Попробуем и мы
смастерить куклу – оберег своими руками.
Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол ­ оберегов
2.1. Мои первые куклы.
Изучив литературу по данной теме, появилось огромное желание изготовить
кукол ­ оберегов своими руками.
Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении
оказалась кукла ­ «ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Её
изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см без помощи
иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали
пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в
центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два
других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине,
накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест­накрест. Боковые края
расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой
рукотворной куклой.
После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки»,
«12 куколок­лиходеек».
«вепсская», «свадебная пара», «мартинички»,
(Приложение 3). Практически все куклы­обереги изготавливаются узелковым
способом. Технология изготовления «кувадок», «вепсской куклы» подробно
описана в приложении. (Приложение 4). Самой трудной в изготовлении оказалась
кукла ­ «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной
традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и
церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу
Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично
поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли
по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для
того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек –
кукол «мартиничек» (Приложение 3).
Работа по изготовлению кукол­оберегов увлекательна и интересна. Пока ещё
мои куколки не такие ладные, как хотелось бы. Для меня эти куколки самые
любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут
большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить
от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности
куклы, то она и станет «оберегом».
2.2. Прекрасное своими руками.
На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 5 «Б» и 5 «В»
классов ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с
12

историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы­обереги
своими руками.
В анкетировании приняли участие 16 учеников. (Приложение 6). Мы
обработали анкеты и выяснили, что у пятиклассников скудные представления о
народной кукле, истории её появления в жизни человека. И её предназначение им
не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь11
учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол­оберегов.
На внеклассном занятии воспитатель рассказала ребятам о народных куклах,
акцентируя их внимание на куклах ­ оберегах. Рассказ сопровождался показом,
изготовленных кукол. Одноклассники внимательно слушали и с неподдельным
интересом разглядывали кукол. Ребята захотели изготовить куклу – оберег
своими руками.
Порядок работы,
каждое действие по изготовлению куклы

Светлана Бузанова
Исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука»

«Куклы из бабушкиного сундука »

ВВЕДЕНИЕ :

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Актуальность моей работы состоит в том , что :

во-первых, кукла является отражением жизни русского народа.

Во-вторых, тряпичная кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции : обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас , но сохранилось прежнее назначение куклы или нет , нам предстоит узнать в ходе нашего исследования .

Проводя свое исследование , мне хотелось бы выяснить, знают ли о таких куклах мои сверстники , установить какую пользу может принести кукла детям и взрослым .

1.1 ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «КУКЛА » ?

Начиная свою работу , я в первую очередь задала себе вопрос : что же такое кукла ? Определение слова «кукла » я стала искать в словаре.

В словаре Ожегова несколько значений этого слова :

Кукла – 1 . детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении : фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом ) . 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В словаре Даля :

Кукла - игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Для начала я решила заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси ?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса : дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы , сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые куклы . Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика . Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо : из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы . Кукла была многолика , она могла смеяться и плакать.

Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле .

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки , старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком . Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу , так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами . По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой.

2.1 ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги , игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

3.1 ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В НАШЕ ВРЕМЯ

1. Результаты анкетирования, проводившегося среди моих сверстников.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека.

Для анкетирования мы взяли 7 вопросов. Всего в опросе участвовало 25 человек.

(См. приложение № 1)

Выводы из анкетирования можно следующие :

Большинство детей знает про народные тряпичные куклы , но вот такая кукла дома есть не у всех .

Если дома у ребят есть такая кукла , то это в большинстве случаев просто игрушка.

Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

Тряпичная кукла нравится за то , что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

На вопрос «Какую пользу приносит кукла , дети ответили, что кукла оберегает ребенка , охраняет и защищает от нечистых сил, развивает маленьких детей : учит их украшать, шить, беречь игрушки. Куклы -зернушки развивают мелкую моторику ребенка.

2. Опрос людей старшего возраста.

В ходе своего исследования я задала себе вопрос : «А какие куклы были у наших бабушек

Мною было опрошено 15 человек в возрасте 65-80 лет. (См. приложение №2)

В большинстве случаев я опрашивала старых бабушек и они мне отвечали , что им игрушки делали старшие сестры и мамы. Когда они подрастали, то начинали делать кукол сами. Бабушки 70-80 лет рассказали мне, что у них были куклы сделанные из соломы и с помощью полешка. Бабушки 65 лет отвечали , что игрушки делали им мамы. Рассказывали, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол они делали. Лишь у 15% бабушек были дома куклы обереги .

Хотелось бы отметить, что даже у наших бабушек и прабабушек уже больше было игровых кукол, чем обереговых.

Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги будут охранять и оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я задала себе вопросы : «Чем для меня была полезна эта работа , «Чему она научила?» .

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой . Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа ? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности .

Я узнала, что кукла - знак человека , его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки , но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой . Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

В итоге в ходе моей работы было достигнуто следующее :

Была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

Освоена технология выполнения;

Изготовлены образцы;

Проведен мастер-класс;

Практическое применение моей работе можно найти на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать о тряпичных куклах в дошкольных учреждениях. Я могла бы также познакомить и интересующихся тряпичной куклой , взрослых.

Я хочу продолжать изготовление кукол, узнать больше о них. Хочу провести творческое занятие в младших классах, посвященное тряпичной кукле и научить ребят изготавливать некоторые из них.

Я считаю, что разные на свете бывают куклы : из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена. А куклы из нашего прошлого будут актуальны всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла . Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.

2. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок » , Белый город, 2010 г.

3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла » , Детство-пресс, 2011 г.

4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З . И. Зимина.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки» , Белый город, 2008 г.

6. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И . Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.

7. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

8. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

9. Ручная Работа : Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Учебно-исследовательская работа на тему: «Куклы – обереги в жизни людей» Выполнила: Чащина Анастасия, 6 а класс Руководитель: Иванова Л. А. , учитель русского языка и литературы МОБУ «Тюкалинский лицей»

Цели: 1. Изучить значение куклы в жизни человека и выявить её связь с традициями русского народа. 2. Узнать причины популярности куклы как древнейшей игрушки.

Задачи: 1. Провести обзор литературы по данной теме. 2. Познакомиться с историей возникновения народной куклы. 3. Изучить виды народных кукол и технологию их изготовления. 4. Изготовить самостоятельно куклу – оберег. 5. Выявить информированность современных школьников по теме моего исследования.

Божье око Это самая древняя обережная кукла наших предков. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.

Правила изготовления кукол Проводить работу по изготовлению куклы следует только тогда, когда вы действительно этого хотите. Ваши мысли должны быть только положительными Лунный период лучше всего выбирать растущий. Нельзя создавать куклу-оберег с использованием острых и режущих предметов. В изделии должно быть четное количество узлов, и на каждый из них следует нашептать счастливое пожелание. Если вам требуется жесткая основа для куклы, то возьмите две веточки, придайте им форму креста и перевяжите их красной шерстяной нитью, чтобы упрочнить магическую силу.

Как правильно проститься с оберегом Для начала вам следует мысленно проститься с куколкой. Только с чистыми и светлыми чувствами по отношению к кукле можете приступать к ее разбору. Использовать острые предметы по-прежнему нельзя. Когда перед вами останется только груда нитей и материала, все это следует сжечь. В процессе сжигания остатков не забудьте пожелать кукле счастливого пути и еще раз проститесь с ней. Когда огонь будет разгораться, произнесите такие слова: «Сила Огня, войди в меня!» Пепел развейте по ветру.

Вопросы анкеты (с вариантами ответов) 1. Что такое кукла-оберег? 2. Знаете ли вы, когда на Руси появилась кукла-оберег? 3. Для чего нужны куклы-обереги? 4. Из чего изготавливались куклы-обереги? 5. Какие виды кукол вы знаете? 6. Как вы думаете, в каждой ли семье могла быть такая кукла? 7. Как относились домочадцы к куклам-оберегам? 8. Как вы думаете, трудно ли изготовить куклу-оберег дома? 9. Изготавливали вы кукол-оберегов сами?

№ 1 2 3 4 5 6 7 Результаты анкетирования Вопрос Что такое кукла-оберег? Знаете ли вы, когда на Руси появилась куклаоберег? Из чего изготавливались куклы-обереги? Результат 70% знают, что это такое 10% знают примерное время появления кукол «Из веточек и лоскутков» -100% «из золы» -0% Какие виды кукол вы знаете? «Игровые» - 40%, «Обрядовые» - 60% Как относились домочадцы к куклам-оберегам? Девочки(73%)- «их берегли как часть приданого» ; мальчики (60%) – «в зависимости от назначения» ; остальные (20%) – «не знаю» Как вы думаете, трудно ли изготовить куклу «Не трудно» – 37%; оберег дома? «Осень трудно» – 63% Изготавливали вы кукол-оберегов сами? «Да» – 42%

Изготовление куклы Желанницы 1. Основные значения цветов красный – цвет жизни, огня, любви; желтый – цвет пшеницы, земли, солнца и мира; зеленый – символизирует увеличение богатства и здоровья; синий – знак саморазвития и творчества; золотой – цвет любви Божией; фиолетовый – означает мудрость.

2. Из чего сделать куклу - мотанку? белое полотно, плотная материя любого цвета для головы куклы, разноцветные кусочки ткани для «одежды» , прочная нить для наматывания, цветные нити, чтобы украсить изделие, бусинки (по желанию)

3. Мастер-класс (пошаговый) Фото 1. Возьмите полоску плотной ткани и прижмите ее верхнюю и нижнюю части к центру. Сложите полосу вдвое, смотайте спиралью (это символ связи с поколениями). Фото 2. Замотайте спираль в белую ткань и сформируйте из этой детали голову мотанки. Плотно окутав основу тканью, сделайте «шею» – обвяжите ниточкой по кругу.

Фото 3. Важнейший этап мастеркласса – наматывание крестика на лице куклы. Подберите нити, чтобы они подходили к выбранному цвету будущей одежды мотанки. Фото 4. Пришло время сделать кукле руки. Для рук нужно всего лишь скрутить рулетом отрезок ткани и зафиксировать нитками кисти. Очень важно следить, чтобы все намотки были по движению солнца, от себя.

Фото 5. Приложите руки к спине куклы и примотайте их нитками крест-накрест. Закрепить кончик нитки можно на спине изделия. Фото 6. Сформируйте треугольник из ткани, подогните его край и обкрутите вокруг головы куколки, как платок. Придерживая основание платка, примотайте его к туловищу нитью выбранного оттенка.

Фото 7. Сделайте еще один, «парадновыходной» платочек для мотанки. Нарядов и различных платков на куколке должно быть много: это символизирует связь поколений. Платочек можно завязать узлом на спине куколки. Фото 8. Кукла Желанница, сделанная с любовью своими руками, готова! На этом этапе мастер-класса вы можете примотать к ней дополнительные атрибуты в соответствии с вашими желаниями.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Лунинца»

Славянские куклы – обереги

Выполнила: Дубина Карина,

учащаяся 10 класса

Руководитель: Ермакович Елена Николаевна,

учитель истории

2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...с. 3

I . Основная часть…………………………………………………………………..с.5

1.1 История возникновения куклы-оберега…………………………………….с.5

1.2 Виды кукол………………………………………………………………...…с.6

1.3 Значение кукол-оберегов…………………………………………………....с.8

II . Практическая часть……………………………………………………………..с.9

2.1 Результаты анкетирования…………………………………………………..с.9

2.2 Кукла-оберег своими руками…………………………………………...…...с.9

Заключение………………………………………………………………………..с.11

Литература………………………………………………………………………...с.12

Приложение 1.…………………………………………………………………….с.13

Приложение 2.…………………………………………………………………….с.14

Приложение 3.…………………………………………………………………….с.15

Хранит от сглаза оберег,
Не подпускает злые силы.
С ним породнился человек,
Не расставаясь до могилы.
Его носил всю жизнь отец,
Отцу достался он от деда.
Сберёг в себе тепло сердец
И память древнего завета.
С ним уходили люди в бой,
Что возвратятся, веря свято
И приходили вновь домой.
Так жили в старину когда-то.
Но стал практичней человек,
Спасибо предкам за науку.
Где ты, наш древний оберег,
Жаль, не подарим его внуку…

(«Оберег» Александр Игнатов)

Введение

Каждый из нас хотя бы раз неосознанно останавливался перед чёрной кошкой и перекрещивал пальцы на руке, или подкладывал пятачок под пятку во время экзаменов. Бабушки и мамы прикалывают детям булавку. У меня возник вопрос: для чего и почему, люди из века в век продолжают остерегаться, казалось бы, простых вещей. Я узнала, что у славян в Древней Руси существовали куклы-обереги.

Актуальность исследования:

Каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа. А кукла является отражением жизни славянского народа. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось ли прежнее назначение куклы или нет, я попытаюсь узнать в ходе исследования.

Цель исследования:

Изучение истории славянских оберегов – кукол.

Гипотеза:

На народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит отзыв в сердцах детей и взрослых. Можно предположить, что и в наше время люди знают об оберегах и верят в их действие.

Объект исследования: куклы – обереги.

Предмет исследования: анкетные данные, информационные ресурсы о славянских куклах, технологии их изготовления.

Задачи исследования:

    изучить и проанализировать научную информацию по вопросу создания куклы - оберега в VI – IX веках, обобщить, упорядочить и конкретизировать полученную информацию;

    изложить в бумажном и электронном вариантах полученный теоретический материал;

    самой изготовить куклы-обереги;

    развивать навыки исследовательской деятельности;

    соприкоснуться наглядно с прошлым наших предков;

    возродить истинные традиции в современной культуре и социуме.

Приёмы и методы исследования:

В исследовательской работе я использовала такие приёмы и методы, как контекстный поиск, поиск в интернете, проведение анкетирования, выделение главного, описание, систематизация информации, обобщение, а также практическую деятельность.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов в практической деятельности педагогов, на уроках по истории Беларуси при изучении культуры восточных славян.

I . Основная часть

1.1 История возникновения кукол-оберегов

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и часто жестоким и пугающим.

С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.

И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие–то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг»), и означает свернутый пучок соломы, который девочки с незапамятных времен пеленали и баюкали, подражая своим матерям.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

Славянские самодельные куклы-обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения - охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы-обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряда или хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков.

Куклы – обереги на Руси выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".


1.2. Виды кукол

Обережные куклы сами по себе могут делиться на несколько категорий. Например, существуют те, что защищают ребенка от болезней или сглаза; обереги для молодых девушек или парней; для беременных женщин; для защиты благополучия семьи и так далее. Рассмотрим некоторый из них.

Берегиня

Берегиня (Столбушка) - одна из древнейших кукол-оберегов. Считается первой помощницей хозяйки. Хранительница семейного очага, защищает семью от злых людей. Обычно её ставят возле входной двери, чтобы берегла дом. Её внешний вид может варьироваться, но главным отличительным знаком этой куклы является её большая грудь, как символ материнства, плодородия, достатка. При её создании обычно используются красные нитки. Этот цвет на Руси издавна считался обережным.

Божье Око

Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.

"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").

Пеленашка

Эти куклы из ткани мотались, когда женщина узнавала радостную весть о своей беременности. Они имели вид малыша, завернутого в пеленки. Укладывались такие обереги в люльку, где находились до самого появления на свет ребенка, а также до тех пор, пока не прошел обряд крещения. Так малыш был защищен от скверны и недоброго глаза.

Кукла-оберег «На здоровье»

Целительная кукла «Здоровье» делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.

Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: «На здоровье, на здоровье». По окончании изготовления и при передаче больному повторять: «На здоровье»

Кукла «Коза»

Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Коза – это амулет хорошего настроения. «Коза» - всегда весела, всегда беспечна. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее, она помогает чуть отстраненнее взглянуть на свои проблемы. Своими колокольцами она словно дарит своё веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца. Коза является символом жизненной силы, плодородия и природной щедрости. Также коза считается порождением чёрта и одновременно защитой от него. Кукла Коза пробуждает творчество, придаёт притягательность женщине, желание куража, добавляет в жизнь драйв, улучшает настроение.

«Венчик благополучия и пожелания добра»

Дарится на богатство, счастье, благополучие.

Куклу делали утром в Рождество. Для этого с ночи в Сочельник в доме, в красном углу рассыпали разное зерно, какое было в хозяйстве. Утром зерно собирали, увязывали в семь или 5 небольших мешочков и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпался один вид крупы.

Веничек ставили в таком месте, чтобы чужие его не видели, а хозяйка видела.

В Крещение Веничек обмакивали в святую воду и освящали дом.

Хранили Веничек благополучия вдали от глаз посторонних людей, и только хозяйка знала, где он стоит. Крупу в узелках берегли на крайний случай, если кто-то из домашних серьезно заболел, то эти зерна добавляли ему в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка могла им скрытно от всех выметать из дома все плохое.

Кукла-оберег «Десятиручка»

Обрядовая кукла-помощница. Предназначается для помощи в разных делах. Изготавливается из лыка мочального.

Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Мама

Кукла-оберег, изображающая радость материнства как создания новой жизни. Обязательным атрибутом её внешнего вида является наличие двух младенцев на руках. Куклу часто дарили на свадьбу либо, когда женщина была уже беременна.

1.3. Значение кукол-оберегов

Оберегом может являться любой без исключения предмет. Важнейшим аспектом наделения определённого предмета свойствами оберега - является искренность желания и отсутствие сомнений. В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами. Оберег – не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далёких предков.

Делая куколки-обереги, наши предки использовали разнообразные техники, приемы и различные направления. У каждой такой поделки – свое значение. Какие-то предметы оберегают здоровье человека, какие-то защищают от сглаза и порчи, а некоторые могут привлекать хорошие вести. Сделать такой магический предмет можно и в наше время: достаточно следовать несложным правилам и включить фантазию. Как оберег кукла может использоваться любым человеком, который ее сделает или которому она будет подарена.

II . Практическая часть.

2.1 Результаты анкетирования

Проводя свое исследование, я решила узнать, знают ли о таких куклах мои сверстники, установить, какую пользу может принести кукла детям и взрослым. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека. Для анкетирования я взяла 7 вопросов.

Вопросы анкетирования:

1. Есть ли дома тряпичная кукла?

7. Какую пользу приносит кукла-оберег?

Всего в опросе участвовало 40 человек 8-10 классов. Выводы из анкетирования можно следующие:

Большинство детей мало знает про народные тряпичные куклы, но вот такой куклы дома нет почти ни у кого.

Если дома у кого-то есть такая кукла, то это в большинстве случаев просто игрушка или покупной сувенир.

Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

Тряпичная кукла нравится за то, что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

На вопрос «Какую пользу приносит кукла?» дети ответили, что кукла оберегает ребенка, охраняет и защищает от нечистых сил, а также может помочь в делах.

2.2 Кукла-оберег своими руками

Особенности изготовления

Перед тем как делать оберег, нужно знать основные правила, которым необходимо следовать.

    Позитивные мысли. Делать оберег можно только в хорошем настроении, поскольку поделка обязательно впитает ваши ощущения в момент создания. отсутствие острых предметов.

    Не рекомендуется пользоваться иголками, ножницами и другими острыми предметами, чтобы оберег не лишился магической силы. Поэтому ткань и нитки рвали. Ткань скручивали и закрепляли нитками и узелками. Поэтому в старину говорили не шить куклу, а крутить.

    Внимание узелкам. Завязывая узелки, которых должно быть четное количество, повторяйте пожелания и добрые слова. Делать это желательно вслух. делать оберег нужно с любовью. Это условие – главное! Вам должна нравиться ваша куколка и, чтобы сшить ее, вы должны вложить всю душу. Помните, сделать оберег можно только своими руками, четко следуя всем рекомендациям. Только в этом случае использование такого типа оберегов будет эффективным.

    У кукол не изображали лица, так как считалось, что, имея лицо, кукла будет обладать душой. И через глаза, которые являются зеркалом души, в оберег мог проникнуть злой дух.

    В создании кукол преобладали яркие цвета, особенно красные. Красный цвет на Руси считался мощнейшим защитным магическим цветом.

Я попыталась сделать оберег, следуя инструкциям. И у меня получилась замечательная куколка.

Заключение

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками.

В итоге выполнения работы достигнуто следующее :

Была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

Освоена технология выполнения;

Изготовлена презентация, которую можно использовать на уроках истории Беларуси;

Изготовлены образцы куколок, которые могут стать своеобразным подарком близким людям.

На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства.

Литература

Зимина , З.И. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З.И. – М.: Изда​тельство «Ладога-100», 2007. – 64 с., ил.

http://grimuar.ru/zashita/kukly/slavyanskie-kuklyi-oberegi.html

Приложение 1

1. Есть ли дома тряпичная кукла?

2. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?

____________________________________________________________________

3. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

____________________________________________________________________

4. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

____________________________________________________________________

5. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?

____________________________________________________________________

6. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

____________________________________________________________________

7.Какую пользу приносит кукла-оберег?

____________________________________________________________________

Приложение 2

Кукла-оберег «На здоровье»

Материалы:

1.
2.

3.
4

5.
6.

7.
8. 9.

Приложение 3

Для того чтобы создать оберег-Маму, скрутите изо льна столбик и обвяжите его ниткой.

Чтобы голова получилась округлой формы, добавьте в нужном месте чуть-чуть синтепона и обозначьте ниткой линию шеи.

Из яркой ткани сформируйте юбку. Юбку можно сделать пышную или прямую. Делаются оба варианта юбки одинаково, только для пышной потребуется отрез ткани большей длины.

Руки и грудь куколки также слегка наполните синтепоном. Затем дополните куклу юбкой, повойником и завяжите косынку. Руки куклы нужно связать вместе или привязать к туловищу.