Как вы понимаете смысл слова самообладание. Как развить самообладание: Упражнения и Советы. Проявления самообладания в повседневной жизни

Научитесь адекватно воспринимать себя. Самообладание невозможно без уверенности в себе; это две стороны одной медали. Принятие себя повышает самооценку, а также помогает укрепить уверенность в себе и развивать самообладание.

Поверьте в себя. Представление о себе влияет на ваши действия и способность к самообладанию. Вы должны поверить в себя, чтобы развивать уверенность в своих силах. Нужно считать, что вы – позитивный человек, с которым интересно поговорить. Также необходимо совершать поступки, которые укрепят вашу уверенность в себе.

  • Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Если обращать внимание на свои положительные качества, то вы сможете укрепить уверенность в своих силах и сохранять самообладание в социальных ситуациях, благодаря чему окружающие также начнут принимать вас и ваши качества.

    • Составьте список своих достижений. Вы получили высший балл за контрольную работу? Умеете хорошо плавать и выигрывали соревнования?
    • Подумайте о том, как ваши сильные стороны могут положительно сказаться на самообладании.
  • Поверьте, что все получится. В какой бы ситуации вы не оказались, ваше представление о ней всегда влияет на конечный результат (в лучшую или худшую сторону). Люди, которые ожидают неприятных событий, оказывают аналогичное воздействие на исход ситуации. Например, если вы боитесь сказать глупость или сделать ошибку на собрании, то начинаете нервничать и можете запутаться в собственных словах. Следовательно, вы сами создаете нежелательное последствие.

    • Вместо представления возможных последствий или худшего сценария сосредоточьтесь на том, чего вы хотите от ситуации. Замените мысли вроде "О нет, надеюсь, что я не скажу глупость" на сознательный положительный настрой "Я буду говорить четко и уверенно. Я сохраню уверенность в себе и самообладание. Я справлюсь". Такие положительные мысли помогут вам избавиться от нервозности и повысят вероятность желаемого исхода.
  • Заручитесь социальной поддержкой. Надежные взаимоотношения придают сил и повышают вашу уверенность в себе. Благодаря людям вы сможете почувствовать связь с ними, принадлежность к группе и принять себя.

    • Если вы подавлены или не уверены в себе, то поговорите об этом с другом или родственником. Весьма вероятно, что они помогут вам поверить в себя и поднять настроение. Поддержка со стороны всегда поможет вам в трудной ситуации и повысит уверенность в своих силах.
    • Оцените свои отношения с окружающими и подумайте, насколько люди поддерживают вас. Мы черпаем позитив и ощущаем поддержку в трудных ситуациях от самых близких людей. Если они вас подводят или занижают вашу самооценку, то такие отношения не помогут вам укрепить уверенность в себе. Постарайтесь отстраниться от пагубных отношений и уделяйте все внимание тем людям, которые поддерживают в трудную минуту.
  • Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил

    бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве.

    Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности.

    Одним из наивысших земных обладаний является самообладание.

    Самообладание, самодисциплина — не рабство; они необходимы и в любви.

    Самообладание — ключ к обладанию

    огда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

    Самообладание как качество личности – способность сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

    Пришла как-то одна женщина к своей подруге и пожаловалась: - Муж как приходит домой, так сразу набрасывается на меня: ругает, кричит - спасения от него нет!.. - Знаешь, подруга, есть у меня чудесное средство - микстура. Мне её одна знакомая дала. У тех жён, которые её принимают, мужья становятся тихие и спокойные. Я отолью тебе в бутылочку. А принимать её надо так: как только начинает муж буянить, налей микстуру в столовую ложку и возьми в рот, только не глотай. И держи во рту, пока муж не успокоится. А как успокоится - выплюни. Взяла женщина микстуру и пошла домой. Через неделю встретила свою подругу и восторженно сообщила: - Спасибо тебе! Ты была права: подействовала твоя микстура на мужа! Как только возьму её в рот - моментально успокаивается. Вот так, не осознавая, что происходит, женщина превратилась для мужа в живое воплощение самообладания.

    Самообладание сугубо мужское качество личности. Являясь волевым качеством, основанным на выдержке, смелости и решительности, оно проявляется у мужчины всякий раз, когда необходимо контролировать не только свои, но и чужие эмоции, иметь уверенный взгляд, быстрый расчет, точную реакцию и твердую руку, не поддаваться панике, быть устойчивым, терпеливым и тактичным в любой ситуации. Самообладание – «напарник» мужчины в экстремальной ситуации. Имея такого надежного друга, который всегда выручит в трудную минуту, мужчина поступает не эмоционально, а разумно, рационально, принимает оптимальное, единственно правильное решение, воспринимает мир через призму уравновешенности, спокойствия, размеренности и уверенности в себе, сохраняет ясность ума и сообразительность. Мужчина с ампутированным самообладанием подвержен трусости, неуравновешенности, грубости, хамству, бестактности и распущенности.

    Женщина, обладающая сама собой, так и останется сама с собой. Раритетному мужчине понравится «робот в юбке», лишенный эмоциональности, непосредственности и естественности. Женский ум в разы превосходит мужской. Поскольку он напрямую связан с чувствами, постольку женщина в разы более эмоциональна, чем мужчина. Женщина, подавляющая эмоции, рискует потерять самое главное – семью и мужа. Самообладание женщины означает быть открытой перед мужем, проявлять сентиментальность, слабость, беспокойство и трусость, то есть, отпустить на свободу свои чувства и эмоции, открыто, без боязни проявлять их. Всё, естественно, должно быть в меру, и самообладание женщины не означает проявлять грубость, наглость, безудержную капризность, «пилить» день и ночь мужа и детей, не считаться ни с кем, ходить с таким лицом, будто под носом весит мешочек с кошачьими испражнениями.

    Разумеется, когда семья находится в сложной ситуации, женщина берет себя в руки, напрягает всю свою мощную энергетику ума, чувств и противостоит жизненным трудностям иногда куда более рационально и прагматично, чем мужчина. При выстреле ружья с огромной энергией вылетает пуля, обратная энергия – это отдача. У женщины обратный эффект психического напряжения проявляется в выплескивании эмоций. Эмоции лишены детства, они всегда проявляются в полную величину. Когда в семье нет кризиса, женщина имеет право на постоянное беспокойство. Это ее нормальное состояние, и разумный мужчина должен понимать и принимать это, как незыблемое конституционное право женщины. Женщина также наделена правом в любой момент пожаловаться на усталость, сказать о своем нежелании куда-то идти, завизжать при виде мышки и уменьшить число столовой посуды. Мужчине нужно понимать, что женщина делает огромный посыл психической энергии, обеспечивающий благополучие семьи, детей и мужа.

    Женщина, усвоив истину – самообладание – это ни в коем случае не обладать сама собой, снисходительно позволяет мужу практиковаться в самообладании в ее присутствии. Чтобы это проходило естественно и гармонично, женщина должна помочь увеличить ресурс терпения своего мужа. Ресурс мужского терпения – это женская верность. Уверенный в собственных тылах, мужчина без сильного напряжения воли проявляет самообладание в любых экстремальных ситуациях.

    Самообладание - это внутренний контролер, обязанностью которого является здравое регулирование желаний и аппетитов, контроль своих мыслей, чувств и речи, избегание крайностей и нахождение человека в разумных границах. Протестировать человека на самообладание можно лишь в конфликтной ситуации. Когда в жизни всё проходит «спокойненько, ни врагов, ни друзей не видать, всё культурненько, всё пристойненько – исключительная благодать», тогда легко владеть собой. Другое дело, когда человека провоцируют на гнев, когда возникает конфликтная ситуация. Имеющий самообладание человек, будет спокоен, хладнокровен и сосредоточен, он не будет проявлять горячность, зная, каких можно натворить глупостей.

    Проиллюстрируем это отрывком из книги Ю. Александровского «Психогении в экстремальных ситуациях»: «В любых даже самых тяжелых условиях 12-25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, чётко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. По нашим наблюдениям и расспросам людей, испытавших различные жизнеопасные ситуации и сохранивших в критические мгновения самообладание и способность к целенаправленным действиям, при осознании катастрофичности происходящего они думали не о собственном выживании, а об ответственности за необходимость исправления случившегося и сохранении жизни окружающих. Именно эта «сверхмысль» в сознании и определяла соответствующие действия, выполнявшиеся чётко и целенаправленно. Как только «сверхмысль» заменялась паническим страхом и незнанием, что конкретно делать, наступала потеря самообладания, и развивались различные психогенные расстройства. Большинство людей (примерно 50-70%) при экстремальных ситуациях в первые мгновения оказываются «ошеломлёнными» и малоактивными».

    Яркий пример самообладания – поведение космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева во время драматично сложившихся обстоятельств полета в марте 1965 года. До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались опасения: одни утверждали, что космонавт может «привариться» к кораблю, другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения, третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике… Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. «Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки», - говорил Королев космонавтам. В крайнем случае, экипажу разрешалось «ограничиться лишь открытием люка и … выставлением за борт руки».

    Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, могли решить только люди, обладающие самообладанием. Как отмечали специалисты - психологи, для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление, большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу - порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг… Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, раскинул руки, как крылья, и стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей. Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но произошло непредвиденное и ужасное по своей угрозе событие. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся настолько сильно, что он не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой - все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре заканчивался. В такие критические минуты человек проявляется на прочность. Рискуя через несколько минут превратиться в космический мусор, Леонов мог поддаться панике, утратить сообразительность и ясный взгляд. Но он включил свое самообладание, то есть, проявив выдержку и преодолев страх, решительно начал действовать - сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось… Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была психологическая нагрузка.

    Но на этом злоключения космонавтом не закончились. Судьба преподнесла им еще один тест на самообладание. На семнадцатом витке отказала автоматика корабля, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах.

    Петр Ковалев 2013 год

    Термин «самообладание» довольно распространен в психологии. Как известно, это черта характера. Но что такое самообладание?

    Е.П. Ильин объясняет самообладание как необходимую часть нашей волевой характеристики, собирающей в себе множество черт. Среди них смелость, выдержка, решительность и многие другие. В то же время толковый словарь Ожегова дает следующее определение этого понятия:

    «Самообладание – это возможность человека действовать разумно, обдумывая свое решение, в самых критических ситуациях, а также сохранять уравновешенность внутри себя, когда это реально необходимо».

    Другими словами, самообладание – способность управлять собой, сохранять хладнокровие, выдержку и невозмутимость. Как и у любой способности, у самообладания есть свои преимущества. Вот некоторые из них:

    • Позволяет человеку поступать рационально, а не поддаваться минутному порыву эмоций.
    • Позволяет управлять не только собой, но и другими людьми.
    • Приводит к самому оптимальному решению возникшей ситуации.
    • Помогает увидеть суть происходящего, а не тот маскарад, за которым зачастую пытаются спрятать настоящее значение происходящего.
    • Способствует отсутствию случаев, о которых потом обычно жалеют всю жизнь.

    В настоящий момент самообладание проявляется в различных формах: в выдержке, сдержанности, решительности и смелости.

    Многие могут задаться вопросом – как сохранять самообладание? Сохранить его в конфликтной ситуации – дело, важное для любого человека. И этому делу нужно учиться. Вот несколько способов, как научиться самообладанию:

    • Старайтесь принимать ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Не нужно драматизировать, это лишнее.
    • Убеждайте себя, что эта проблема не так серьезна, как кажется на первый взгляд. Всегда нужно мыслить позитивно.
    • Не стоит сразу же делиться своей проблемой с другими людьми. Они могут неправильно воспринять ваши слова, вследствие чего возникнут другие ситуации, с которыми придется справляться.

    Но в действительности мало научиться самообладанию, нужно также развивать его. Прежде чем узнать, как развить самообладание, давайте разберемся, в каких случаях нам просто необходимо умение держать себя под контролем. Рассмотрим лишь некоторые из них: гнев, страх, жадность и досада. Все эти состояния, а также любое беспокойство внутри нас или волнение почти всегда возникают после чересчур активной реакции на что-то раздражающее.

    Воспитание самообладания

    Психолог Игорь Добротворский рассказывает о нескольких совершенно простых средствах для развития самообладания, с которыми справится любой человек:

    1. Игнорируйте то, что вас раздражает. Научитесь сначала игнорировать что-то маленькое, незначительное, затем переходите к более крупномасштабному. Для начала можно попробовать игнорировать звонок телефона, когда вам неудобно ответить или вы просто не хотите этого делать, затем игнорируйте ситуации, которые вам не нравятся. Со временем у вас получится пропускать мимо своего внимания многие вещи, которые вас раздражают.

    2. Давайте себе время на раздумье. В любой ситуации давайте себе время для принятия решения. Например, сосчитайте до двадцати. Это замечательный способ избежать конфликта. За то время, которое вы считаете, вы уже примете решение и поймете, что последует за вашими действиями.

    3. Расслабьтесь. Каждый день мы подвергается стрессу. На земле не существует живого существа, которое бы за день не побывало хотя бы в одной критической ситуации. Частые состояния стресса вызывают в организме ряд изменений, которые могут сказываться на том, как мы себя ведем.

    Мы все понимаем, что нашему телу нужен отдых, но очень часто забываем про то, что психике тоже нужно отдыхать. Представьте, вы находитесь на Лазурном берегу и вас обдувает легкий бриз, либо вы сидите в удобном кресле осенним вечером с чашкой горячего чая. Это может быть все что угодно, что расслабляет вас.

    И, пожалуй, самый главный навык в конфликтной ситуации, который нужен человеку, – это умение отводить значимую роль самоконтролю. Давайте разберемся, как не терять самообладания.

    Чтобы ваше самообладание и самоконтроль остались при вас, нужно очень хорошо владеть самодисциплиной. После того как вы выяснили, что вам чуждо, а какая мысль во благо, необходимо правильно принять решение: либо развивать и поддерживать ее дальше, либо пресечь. Плохое нужно подавлять, а хорошее развивать.

    Но если вы все же потеряли самообладание, вот несколько советов, как вернуть его:

    • Постарайтесь избавиться от неприятных эмоций. Вспомните что-то хорошее или пофантазируйте. В ход могут пойти абсолютно любые фантазии, пусть даже интимного содержания. Главное, чтобы от плохих эмоций не осталось и следа.
    • Включите свое воображение на максимум. Например, можно представить своего обидчика в каком-нибудь смешном образе, как это было в одной из серий «Гарри Поттера». Вы начнете смеяться, и вам сразу станет легче. Как известно, смех помогает вылечиться от любой болезни и хандры.

    • Постарайтесь максимально расслабиться. Особенно важно, чтобы мышцы лица и шеи не были напряжены.
    • Попробуйте воспринимать ситуацию «от третьего лица», будто вы наблюдаете за ней со стороны.
    • Многократно рассказанное событие постепенно теряет тот накал, который был у него. Психологи часто советуют разговаривать о волнующей вас проблеме с окружающими людьми, кем бы они ни были. А также учеными доказано, что чем чаще мы мысленно прокручиваем случившуюся ситуацию, тем больше мы забываем о том, что было на самом деле.
    • Следите за своим дыханием. Постарайтесь наладить его с помощью специальных упражнений.

    Подводя итог всему вышесказанному, делаем вывод: самообладанию нужно научиться, его нужно развивать и стараться не терять. Следуя этим рекомендациям, вы всегда будете довольны тем, как вы поступили в критических обстоятельствах. Автор: Ольга Морозова

    Самообладание – это психологическое качество личности, которое выражается в умении человека сдерживать свои эмоции и контролировать свои мысли и свое поведение в нестандартных и экстремальных ситуациях. Это одно из важнейших качеств, развитие которых поощряется большинством религиозных конфессий, особенно буддизмом. Так, Будда называл невозмутимый ум, как "обильный, возвышенный, неизмеримый, лишенный враждебности и злой воли". Пожалуй, самообладание - это главное качество для мужчины, необходимое для выживания в современном мире, также оно очень важно для достижения целей из самых разных областей жизни.

    Объявление:


    Самообладание – это умение оставаться спокойным, словно скала посреди океана житейских бурь и ураганов. Его еще называют защитой от "восьми мирских ветров": славы и репутации, похвалы и порицания, радости и боли, успеха и неудачи. Человек, у которого хорошо развито самообладание, умеет удерживать свой ум в стороне от происходящего, он наблюдает за всем, что его окружает, но не позволяет своему уму устремиться вдаль, где контроль над ним мог бы стать более трудным. Высокий уровень самообладания позволяет человеку придерживаться своей линии поведения в условиях, когда кто-то пытается повлиять на его настроение или вывести его из себя, вызвав предсказуемую для данной ситуации реакцию.

    Особенно важно самообладание для школьников и студентов, и более всего тем из них, кому часто приходится пребывать в недружелюбной обстановке. Ведь все мы знаем, что детям более всех присуще стадное чувство и стремление выявлять сильнейших и слабейших в группе, и среди них нередко возникают конфликты. Ну а выйти победителем из конфликта проще всего тем, у кого хорошо развито самообладание. Ну и, таким же важным качеством самообладание является для тех, кто служит в армии, работникам полиции и МЧС. Ну и, безусловно, самообладание также важно для тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, хотя, те, у кого развито самообладание гораздо проще находят выход из разных жизненных ситуаций, не прибегая к преступным способам.

    Примеры наличия у человека самообладания:

    • Начальник делает строгий, но несправедливый выговор своему работнику за ошибку, которую он не совершал. Работник внимательно слушает начальника, не пытаясь его перебить, после чего спокойно выражает свою точку зрения.
    • Между мужем и женой происходит ссора, жена недовольна поведением мужа, ругает его и повышает на него голос. Выслушав свою жену, вместо того, чтобы начать предъявлять свои претензии к ее поведению, мужчина спокойно рассказывает о своем видении причин происходящего.
    • В здании торгового центра случилось задымление, вокруг бегают паникующие люди, человек с развитым самообладанием, следуя указателям на стенах, пробирается к схеме здания, изучает план эвакуации и спокойно направляется наружу, попутно останавливая и увлекая за собой паникёров.

    Примеры можно приводить сколь угодно долго, но практически во всех примерах участвует человек, способный сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения в ситуациях, где другие люди обычно теряются или выходят из себя. Предлагаю вам рассмотреть несколько преимуществ развития самообладания.

    Преимущества самообладания:

    • Контроль над своей жизнью. Самообладание дает вам контроль над вашей жизнью, не позволяя другим людям, обстоятельствам или ситуациям помешать вашему движению к цели.
    • Высокий уровень мотивации. Коль скоро никто и ничто не может отвлечь вас от того, что для вас действительно важно, то поставив перед собой цель, вы сможете сохранять высокий уровень мотивации вплоть до ее достижения.
    • Высокая эффективность действий. Мысли и эмоции не имеют над вами большой власти, а потому вы можете полностью сосредоточиться на текущих задачах, что позволит вам решать их с максимальной эффективностью.
    • Устойчивость к конфликтам. Поскольку у вас есть самообладание, ничто не может вывести вас из себя, а значит, в любой конфликтной ситуации вы сохраняете возможность мыслить здраво и находить из нее разумный выход.
    • Выживание в экстремальных условиях. Многие люди, попадая в экстремальные условия, в которых риску подвергается их жизни, теряют контроль над собой и начинают паниковать, чем только усугубляют ситуацию. Самообладание же позволит вам максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
    • Стойкость перед трудностями. Все мы сталкиваемся с трудностями в жизни, многие из которых просто выбивают нас из колеи, а иногда даже лишают нас сил. Самообладание же делает нас стойкими перед любыми трудностями, позволяя переносить их и справляться с ними с большей легкостью.

    Согласитесь, перечисленных преимуществ развития самообладания должно быть достаточно, чтобы тот, у кого оно развито плохо, принял решение начать развивать его прямо сейчас. Но как это сделать, об этом узнаете дальше.

    Как развить самообладание?

    В течение жизни каждый из нас осознанно или неосознанно развивает своё самообладание – мы учимся контролировать себя, поскольку этого требует от нас культура современного общества. Никто не желает терпеть неумение других людей контролировать свои эмоции, и если ты один из таких людей и взрываешься без особых на то причин, то с тобой никто не захочет общаться. Впрочем, меньше всего мы умеем контролировать себя, пока мы дети, а когда становимся старше, это получается у нас намного лучше. Но не всегда того уровня развития самообладания, которого мы достигаем в процессе взросления, достаточно, чтобы в полной мере контролировать свою жизнь, поэтому нам нужна помощь.

    Способы развития самообладания:

    • 1. Медитация. Практика любых форм медитации может помочь в развитии самообладания, поскольку, медитируя, мы учимся расслаблять свое тело, останавливать внутренний диалог и направлять своё внимание в нужном нам направлении. Медитация также помогает нам игнорировать отвлекающие мысли, что является главным условием самообладания.
    • 2. Глубокое дыхание. В принципе, это одна из фор медитации, в которой вам следует сосредотачивать свое внимание на процессе дыхания и ощущениях, которые вы испытываете во время этого процесса. Кроме того, глубокое дыхание можно использовать как способ переключения ваших мыслей в момент, когда вы начинаете испытывать нежелательные эмоции.
    • 3. Мастерство абстрагирования. Этот прием потребует от вас некоторой тренировки, суть которой заключается в том, что вы вместо того, чтобы испытывать ощущения в своем теле в ответ на внешние раздражители, перемещаете ваше сознание вовне и смотрите на себя и на ситуацию со стороны.
    • 4. Как с гуся вода. Используйте это абстрактное понятие себе на пользу и представляйте, как всё плохое, что сказано или сделано другими людьми, словно капли скатываются по вашему телу вниз, а вы продолжаете сохранять совершенное спокойствие. Сохраняйте улыбку в своей душе и смотрите на ситуацию трезво.
    • 5. Попытайтесь понять. Прежде чем вспыхнуть гневом от оскорбления или попытки оскорбить вас, попытайтесь понять, что их желание задеть вас вызвано проблемами не в вас, а в них самих, поэтому они не должны нарушать ваше спокойствие. Даже просто пытаясь понять, что стало причиной такого поведения со стороны других людей, вы уже оградите себя от ненужных огорчений.
    • 6. Умейте вовремя останавливаться. Скажите себе "Стоп", когда вы чувствуете, что гнев или раздражение начинают нарастать в вашем теле. Вместо того, чтобы испытывать эти эмоции, переключите свое внимание на то, что происходит вокруг вас, сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10 или другим способом отвлекитесь от своих эмоций.
    • 7. Визуализация блуждающего нерва. В поисках методов развития и сохранения самообладания я наткнулся на эту интересную технику. Чтобы воспользоваться техникой, вам необходимо узнать больше о самом блуждающем нерве. Суть техники заключается в том, чтобы, когда вы испытываете сильные эмоции, представить, что блуждающий нерв высвобождает вещество ацетилхолин, которое сокращает частоту сердечных сокращений. Регулярная мысленная стимуляция блуждающего нерва способна повысить ваше самообладание.
    • 8. Физическая активность. Вы получаете пользу не только от регулярной физической активности, но и от самого процесса выполнения физических упражнений. Дело в том, что физическая активность, а особенно аэробные упражнения, снижает уровень гормонов стресса в крови, и уменьшают общий уровень тревожности.
    • 9. Упражняйтесь играючи. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь со сложной ситуацией, рассматривайте её как возможность для вашего развития. Подходите к ситуации так: "А смогу ли я сохранить спокойствие?", и проверьте это на практике.
    • 10. Отмечайте прогресс. Также как обстоят дела с развитием других качеств личности, развитие самообладания требует измерения прогресса. Ну а изменить прогресс можно только в том случае, если вы попадаете в ситуации, в которых раньше испытывали стресс или выходили из себя. Отмечайте, становится ли вам легче сохранять спокойствие в данных ситуациях, и записывайте это в своём журнале развития.
    • 11. Вдохновляющие истории. Читайте истории людей с огромным самообладанием, людей, сумевших выстоять перед великими трудностями, не сломавшись и даже не надломившись. И позвольте этим историям стать вашим дополнительным мотивом для развития вашего самообладания.
    • 12. Аффирмации на самообладание. Аффирмации, или позитивные утверждения повторяются с целью изменения убеждений о самих себе и окружающем мире. Ну а наравне с другими методами развития невозмутимости станут отличным подспорьем на вашем пути.

    Важно понимать, что самообладание, или, невозмутимость отлична от безразличия. Вас никто не заставляет перестать заботиться о других людях или ситуациях – вы просто больше не изводите себя бессмысленными эмоциями и мыслями. Вам нет необходимости отключаться от своих эмоций и переживаний, напротив, вы по-прежнему можете испытывать эмоции, но вы не позволяете эмоциям брать над вами верх. Вы открыты всему, что происходит вокруг вас, вы присутствуете здесь и сейчас.

    Простые медитативные практики для самообладания.

    1. Скала посреди бушующего океана: Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, что вы скала, и находитесь посреди бушующего океана. Шторм выбрасывает на ваши берега волны, но волны разбиваются о них, пенятся и теряют свою силу. Вы стоите посреди бушующего океана, спокойно, невозмутимо, и, несмотря на шторм, чувствуете себя совершенно спокойно и безопасно. Шторм утихает, море становится спокойным. Вы победили. Постепенно выходите из состояния медитации и открывайте глаза.

    2. Могучий дуб против урагана. Закройте глаза, дышите глубоко и спокойно. Представьте, что находитесь посреди открытого поля, вы могучий дуб с толстыми и крепкими ветвями. Но вот начался ураган. Он пытается вырвать вас с корнем, но, сколько бы ни было порывов сильнейшего ветра, все ваши листочки крепко держатся за ваши ветви. Ураган набрасывается на вас с новой и новой силой, но вы совершенно спокойны, вы чувствуете свою силу, вы наслаждаетесь зрелищем, но не позволяете происходящему задеть вас. Ураган утихает. А вы все тот же спокойный и могучий дуб и все ваши листья крепко держатся за ваши ветки. Завершайте сеанс медитации и открывайте глаза.

    Эти простые примеры медитации вы можете также использовать в качестве напоминания в трудную минуту. Так, попав в сложную ситуацию, просто вспомните то состояние спокойствия, которое вы создали во время медитации и постарайтесь полностью в него погрузиться.

    На этом всё, я надеюсь, тех советов для развития самообладания, которые я привел в данной статье, будет достаточно, чтобы, применив их в своей жизни, вы почувствовали разницу. Будьте спокойными, как скала посреди бушующего океана, успехов вам!

    Умение быть терпеливым с окружающими (особенно с близкими) считается человеческим достоинством, к которому надо стремиться.

    Выдержка и самообладание - это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. А. С. Макаренко писал: «Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствия духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки.

    Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раздражителям (например, резкая боль), так и к продолжительно действующим (ноющая боль, скучная работа, томительное ожидание). Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

    Воля - проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля - это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций - ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
    Главная психологическая функция воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

    Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Можно выделить следующие этапы формирования воли , или волевых актов:

    • осознание конкретной потребности;
    • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
    • проявление мотивов деятельности (мотив - это побудительная сила);
    • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
    • выбор конкретного решения;
    • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
    • выполнение и контроль определенной деятельности;
    • оценка полученных результатов деятельности.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

    • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    • обретение человеком контроля над своим поведением;
    • выработка волевых качеств личности.

    В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

    Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

    Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример - борьба человека с вредными привычками - от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

    Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

    Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени - осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа - сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

    Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

    Выдержка , непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

    Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

    Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

    Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

    Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

    Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

    Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

    Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

    Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

    Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

    Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

    Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

    Скромность и т.д.

    Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

    Решительность — способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

    Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

    В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

    Формирование воли - процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

    Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

    Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам - одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

    Развитие воли

    А теперь - подробнее о развитии воли , что выражается следующими дифференцирующими признаками:

    • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
    • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
    • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
    • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
    • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
    • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

    Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся:

    Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Выдержкой , или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество - импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Дисциплинированность - это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность - состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

    А как волевые качества личности формируются и развиваются?

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

    Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

    Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

    Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

    К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

    • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
    • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
    • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

    За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

    Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

    Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля - есть человек, нет воли - нет человека, сколько воли - столько и человека.

    Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной«по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

    Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

    Собственно волевые действия не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, - одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

    Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

    Воля как проявление конфликта между духом и телом - это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

    Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

    Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур - буддизм и индуизм - отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

    Работа разума - это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько - автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

    Таким образом, воля - это деятельное продолжение разума, сознания.

    В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

    Пассивная - чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

    Активная - это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).