Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека. Осмотр и обследование органов полости рта. Определение клинического состояние зубов. Осмотр и обследование фиссур, пришеечной области, контактных поверхностей. Исследование полости рта Осмотр по

Стоматоскопия применяется для детального обследования отдельных участков слизистой оболочки с целью дифференциальной диагностики элементов поражения, изучения дна эрозии, язвы, поверхности веррукозных разрастаний, папул, бляшек и т. д. Эффективность диагностики повышается при окрашивании слизистой, например, раствором Люголя (2%) или толуидинового голубого (1%).

Фотостоматоскопия предусматривает фотографирование очагов поражения при помощи специальных устройств.

Витальное окрашивание. Одним из таких методов является окрашивание измененной в цвете поверхности зуба 2% водным раствором метиленового синего. На поверхность зуба после тщательной очистки его от налета (можно применять 3% раствор перекиси водорода), высушивания и изоляции от слюны, наносится тампон с 2% водным раствором метиленового синего. Через 2-3 минуты тампон удаляется, а избыток краски снимается, полость рта прополаскивается водой. Неповрежденная эмаль не окрашивается, а участок деминерализации изменяет цвет в зависимости от степени поражения. Для оценки интенсивности окраски зубных тканей используется стандартная шкала, предусматривающая различные оттенки синего цвета от 10 до 100%. Шкала выпускается полиграфической промышленностью.

Проба Шиллера-Писарева предполагает смазывание слизистой оболочки 2% водным раствором Люголя. В норме наблюдается темно-коричневое окрашивание губ, щек, переходной складки, подъязычной области. Остальные участки йод негативны, поскольку покрыты ороговевающим эпителием. Пара- и гиперкератоз эпителия, в норме неороговевающего, также обусловливает негативную реакцию.

Проба с гематоксилином заключается в различной степени окрашивания слизистой оболочки в зависимости от ее состояния. Нормальные клетки эпителия приобретают бледнофиолетовый цвет, атипичные становятся темнофиолетовыми. Участки гиперкератоза краситель не поглощают, а потому не изменяют своего вида. Наиболее высокая интенсивность окраски характерна для раковых клеток вследствие гиперхромности ядер.

Проба с толуидиновым голубым производится аналогичным образом: нормальные клетки эпителия после обработки слизистой 1% раствором выглядят голубыми, атипичные становятся темносиними.

Люминесцентные методы предусматривают использование эффекта флюоресценции - вторичного свечения тканей при воздействии ультрафиолетовых лучей (Вуда).

Здоровая слизистая дает бледное синеватофиолетовое свечение; кератоз имеет тусклый желтый оттенок; голубоватофиолетовое свечение характерно для гиперкератоза; синюшнофиолетовое - для воспаления; темнокоричневыми выглядят эрозии и язвы. Белоснежным свечением отличается пятно при красной волчанке.

Люминесцентное исследование широко используется при диагностике гиперкератозов, поскольку обладает высокой степенью надежности. Следует помнить, что многие лекарственные препараты для местного применения также обладают способностью давать свечение в лучах Вуда, что может обеспечить ложную информацию.

Цитологические методы исследования находят широкое применение в диагностике заболеваний слизистой оболочки. Забор материала может производиться различными путями. Проба Ясиновского , изучающая миграцию лейкоцитов, предполагает серию последовательных смывов с последующим подсчетом живых и погибших клеток крови - лейкоцитов. Мазок выполняется чаще со слизистой задних отделов полости, позволяет оценить микрофлору зева и других участков. С поверхности очага поражения, в том числе со дна язвы, цитологический материал забирается при помощи мазков отпечатков .

При необходимости исследования более глубоких слоев может производиться соскоб . Пункция позволяет изучить клетки, полученные из глубоких участков полостных очагов поражения.

Лабораторные исследования требуют специальной подготовки цитологического материала (фиксации, окраски) и последующего изучения с использованием техники: от обычных оптических устройств до сложнейших электронных микроскопов.

Гистологические исследования по своим методам стоят близко к цитологическим. Забор тканей производится путем биопсии, расширенной биопсии. Препараты получают методом тонких и ультратонких срезов после фиксации с последующим окрашиванием элементов строения клеток. Изучение препаратов методами микроскопии является достоверным источником данных о морфологических изменениях слизистой оболочки.

Гистохимические пробы с материалом биопсии основаны на способности различных структурных элементов клеток, ферментных систем, продуктов обмена веществ реагировать на те или иные красители. Эта способность легла в основу выявления активности ферментов (например, щелочной фосфатазы), нуклеиновых кислот (РНК, ДНК), минеральных веществ (кальция) и т. д.

Бактериологические методы исследования предполагают анализ микробной и грибковой флоры, полученной с участка поражения. Чаще всего для забора материала используется метод мазков отпечатков, однако могут применяться соскоб, мазок и другой способ. После фиксации и окрашивания производят бактериоскопию, т. е. визуально идентифицируют микрофлору по характерной цветовой картине. Возможны также исследования активности роста бактерий, их чувствительности к лекарственным препаратам. Заражение животных в эксперименте используется при изучении патогенной активности, контагиозности и других свойств микроорганизмов.

Вирусологические исследования основаны на серологических реакциях, свойствах зараженных клеток к агглютинации, способности к флюоресценции (реакция иммунофлюоресценции), возможности заражения куриных эмбрионов.

Обнаружение элементов поражения на слизистой оболочке ротовой полости нередко требует общего обследования больного. В связи с этим наиболее часто назначается клиническое исследование крови (развернутая формула, содержание сахара), мочи . Диагностическую информацию можно получить путем биохимических исследований крови (насыщенность витаминами, характеристика минеральных компонентов и пр. ), слюны (ферментная активность лизоцима, содержание кальция, фосфора ).

Аллергологические исследования проводятся при нарушении иммунного статуса (аппликационные пробы in vivo, подсчет клеток крови, тесты со стандартным набором аллергенов ). Провокационные и парентеральные пробы исключают из арсенала методов обследования, поскольку они отличаются потенциальным риском развития осложнений.

Обязательная оценка индивидуальной реакции пациента на препарат должна производиться при первичном использовании медикаментов (чаще всего анестетиков), особенно для парентерального введения. Проба на чувствительность ставится также при наличии в анамнезе у больного аллергических реакций на другие медикаменты. Кроме того, при появлении субъективных ощущений или объективных изменений со стороны СОПР у носителей протезов определяется уровень металлов в крови, электротоки в полости рта, реакция на компоненты пластмассы и других материалов.

В настоящее время для оказания квалифицированной стоматологической помощи врачам необходимы знания в сопряженных областях медицины. В первую очередь, это касается области неврологии.

Стоматологу следует помнить о симптомах аллодинии и гипералгезии , встречающихся при многих стоматологических заболеваниях.

При аллодинии болевые ощущения возникают в условиях нанесения неноцицептивных раздражений, т. е. тех, которые в естественных условиях не способны вызвать ощущения боли.

При гипералгезии болевые ощущения усиливаются в условиях нанесения ноцицептивных раздражений. Возникает иррадиация боли, синестезии (когда раздражения ощущаются не только в месте их нанесения, но и в других областях), полиестезии (когда возникает представление о нескольких раздражениях, хотя фактически наносилось одно) и т. д.

Термин <ноцицептор> введен Ч. Шеррингтоном для обозначения рецепторов, реагирующих исключительно на повреждающие стимулы. Пульпа зуба чрезвычайно богата такими рецепторами. Многообразие проявлений боли при действии повреждающих стимулов является одной из причин их обозначения как <ноцицептивные>, а не болевые. Простейший ответ на ноцицептивный стимул осуществляется рефлекторно. При определенном соотношении силы повреждающего раздражителя (например, воспалительного процесса в полости рта) и возбудимости ноцицептивной системы, сенсорные сигналы, поступающие в мозг, приводят к формированию болевых ощущений.

В процессе первоначального осмотра больного в стоматологическом кабинете внимательный наружный осмотр может дать врачу очень многое. Ряд патологических явлений, к примеру, контрактуры, атрофии мышц лица, заметны уже при наружном осмотре и должны быть зарегистрированы в амбулаторной карте (с юридической точки зрения это важно, например, для избежания конфликтной ситуации в случае неудовлетворенности пациентов оказанным врачебным приемом).

При специальном неврологическом исследовании, в первую очередь, необходимо обратить внимание на форму и величину зрачков . Деформация зрачков заслуживает особого внимания в смысле подозрения на органическое поражение нервной системы. При исследовании зрачков необходимо оценить движение глазных яблок, особенно наличие нистагма (подергиваний глазных яблок). Наружный осмотр мимической мускулатуры недостаточен. Желательно попросить пациента наморщить лоб, нос, широко открыть рот, показать зубы. При параличе лицевого нерва наблюдаются тикообразные подергивания пораженных лицевых мышц , изменение ширины глазной щели, повышение механической возбудимости мышц. После периферического паралича язычной мускулатуры отмечаются фибриллярные подергивания с атрофией языка (это может быть симптомом сирингобульбии или амиотрофического бокового склероза). Двусторонний парез языка вызывает расстройство речи типа дизартрии. Дефекты артикуляции, скандированная речь выявляются в процессе беседы и опроса больного.

Изложенный объем краткого неврологического обследования требует мало времени и несложен. Соблюдение плана обследования поможет врачустоматологу квалифицированно оказать помощь пациенту с интактной или пораженной нервной системой.


Методика чтения внутриротовых рентгенограмм
I Оценка качества рентгенограммы: контрасность, резкость, проекционные искажения - удлинение, укорочение зуба, полнота охвата исследуемой области. II Определение объема исследования: какая челюсть, группа зубов. III Анализ тени зуба: 1. Состояние коронки (наличие кариозной полости, пломбы, дефекта пломбы, соотношение дна кариозной полости к полости зуба); 2. Характеристика полости зуба (наличие пломбировочного материала, дентиклей); 3. Состояние корней (количество, форма, величина, контуры); 4. Характеристика корневых каналов (ширина, напрваление, степень пломбирования); 5. Оценка периодонтальной щели (равномерность, ширина), состояние компактной пластинки лунки (сохранена, разрушена, истончена, утолщена). IV Оценка окружающей костной ткани: 1. Состояние межзубных перегородок (форма, высота, состояние замыкательной компактной пластинки); 2. Наличие перестройки внутрикостной структуры, анализ патологической тени (участка деструкции или остеосклероза), включает в себя определение локализации, формы, размеров, характера контуров, интенсивности, структуры.

Метод диагностики в стоматологии: профилометрия
Группа учёных университета Торонто во главе с Андреасом Манделисом (Andreas Mandelis) использовала для своих экспериментов самый обычный полупроводниковый инфракрасный лазер с длиной волны менее 1 микрометра. Обследуемый зуб нагревается лучом лазера и начинает сам излучать свет в инфракрасном диапазоне, что позволяет получать с помощью компьютера снимки внутренней структуры зуба на глубину до 5 мм. Метод, получивший название «профилометрия», предусматривает также возможность изменения интенсивности лазерного луча. При пульсации с высокой частотой (около 700 герц) метод оптимален для выявления поверхностных трещин в эмали зуба, в то время как более низкие частоты – менее 10 герц – позволяют эффективно обнаруживать полости внутри зубной ткани. Как полагают исследователи, их разработка вскоре найдёт широкое применение в клинической практике для ранней диагностики кариеса.

Начало формы

От чего возникает боль? От кислого, сладкого, холодного, горячего (может не быть)
От всего
От холодного, горячего
При постукивании по зубу
Боли нет
Болит ли зуб без раздражения? Нет, никогда
да, особенно ночью
да/нет, иногда болит ночью
Да, болит постоянно
Нет, если регулярно полоскать
Сильно ли болит в момент раздражения? Так себе
Очень сильно, приступами
Не очень, но от горячего довольно неприятно
Сильная
Может и не болеть
Долго ли продолжается боль? Несколько секунд
"Целый день и ночь хожу по потолку"
То болит, то не болит
Болит часами
Не очень, но периодически вспоминаю
Где болит? Конкретный зуб
Не могу сказать точно, но болит вся челюсть и даже противоположные зубы
Конкретный зуб, и мне кажется, что он "вырос"
Какая боль? ноющая, тупая
Как иголку воткнули
Тупая боль
Острая боль, пульсирующая
Практически никакой
Когда болит или усиливается боль? Только в момент раздражения
Усиливается ночью
Не зависит от времени суток
Что изменилось в моем лице? Ничего
Есть отек мягких тканей со стороны больного зуба
Возможно небольшой отек мягких тканей со стороны больного зуба
Есть ли изменения на десне? Нет
Десна покраснела и отекла в области больного зуба
Небольшое покраснение десны, в области корня больного зуба на десне возможен свищ (небольшой белый пузырек из которого периодически вытекает гной)
Чем отличается мой зуб от соседних здоровых? Бурое пятно, дефект эмали, "дырка", пигментация вокруг пломбы
Бурое пятно, дефект эмали, "дырка", пигментация вокруг пломбы. Возможно, недавно ставили пломбу и зуб заболел.
Дефект эмали, "дырка", пигментация вокруг пломбы. Возможно недавно ставили пломбу и зуб заболел.
Большая полость или пломба. Не исключено, что раньше зуб "депульпировали" (ковырялись в нем иголочками)
Большая полость или пломба. Цвет зуба может быть изменен. Не исключено, что раньше зуб "депульпировали" (ковырялись в нем иголочками)
Качается ли зуб? Нет
Да
Больно ли на него кусать? Нет
Возможно немного
Так больно, что страшно подумать

Методы исследования СОПР

Исследование полости рта проводят с целью определения состояния слизистой оболочки, языка, зубов, слюнных желез, изменения которых могут свидетельствовать как о местной патологии, так и о заболеваниях других органов и систем.

Опрос позволяет выявить жалобы на боль во рту при разговоре, приеме пищи, глотании, что нередко бывает связано с патологией тройничного, языкоглоточного или верхнегортанного нервов, крылонебного узла, языка, с наличием афт, эрозий, язв на слизистой оболочке. Возможно нарушение дикции, обусловленное дефектами слизистой оболочки, расщелиной неба, макроглоссией, погрешностями в изготовлении зубных протезов. Сухость полости рта (ксеростомия) может указывать на нарушения функции слюнных желез. Неприятный запах изо рта характерен для язвенно-некротического гингивита, пародонтита, периодонтита. Жалобы на жжение, парестезии, изменение вкусовых ощущений наблюдаются при стомалгии, глоссалгии. Чувство оскомины может появляться в связи с патологией, вызванной профессиональными вредностями - кислотным некрозом, пришеечным некрозом твердых тканей.

При осмотре обращают внимание на цвет, блеск, рельеф слизистой оболочки, наличие в ней афт, эрозий, язв, свищей. Розовая в норме слизистая оболочка приобретает ярко-красный цвет при острых инфекционных процессах, заболеваниях крови, а также у курильщиков, бледное или синюшное ее окрашивание является признаком ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, желтый оттенок нередко связан с патологией печени.

Потеря блеска слизистой оболочки и появление белесых пятен наблюдаются при гиперкератозах, например лейкоплакии. О наличии отечности слизистой оболочки, которая может отмечаться как при патологии самой Р. п., так и быть симптомом других заболеваний, судят по отпечаткам зубов, которые чаще определяются на боковой поверхности языка или по линии смыкания зубов. С целью выявления скрытого отека под эпителий слизистой оболочки вводят 0,2 мл изотонического раствора хлорида натрия (волдырная проба). Образующийся пузырек в норме рассасывается через 50-60 мин ; при отеке время рассасывания увеличивается.

Для выявления заболеваний слизистой оболочки, особенно тех, которые сопровождаются повышенным ороговением, осмотр Р. п. проводят в лучах лампы Вуда (люминесцентная диагностика).

В целях установления причин ряда поражений слизистой оболочки необходимо дополнительное обследование, включающее постановку аллергических проб с бактериальными и небактериальными антигенами, цитологическое (для диагностики пузырчатки, вирусных инфекций, рака, предраковых заболеваний), бактериологическое (для выявления грибковых поражений и при язвенно-некротических процессах), иммунологическое (при подозрении на сифилис - реакция Вассермана, на бруцеллез - реакция Райта и др.) исследования. Всем больным с патологией слизистой оболочки рта проводят клинический анализ крови.

Патология полости рта включает пороки развития, повреждения, заболевания, опухоли. К ней относят патологию зубов , слюнных желез , челюстей , языка , губ, неба и слизистой оболочки ротовой полости.

Пороки развития . Значительное место среди пороков развития занимают врожденные расщелины губ, обусловленные как наследственными факторами, так и нарушениями внутриутробного развития. Образование расщелины может быть связано с нарушениями срастания нижнечелюстных отростков (срединная расщелина нижней губы), верхнечелюстных и срединного носового отростков (так называемая заячья губа). Величина расщелин колеблется от незначительной выемки в области красной каймы до полного сообщения ее с отверстием носа. Когда расщепление тканей ограничивается мышечным слоем, возникает скрытая расщелина в виде западения кожи или слизистой оболочки. Расщелины верхней губы могут быть односторонними и двусторонними; примерно в половине случаев они сочетаются с расщелинами альвеолярного отростка верхней челюсти и неба. Полные расщелины сопровождаются затруднением сосания, а также нарушениями дыхания (частое, поверхностное), что нередко приводит к пневмонии.

Возможны отсутствие губ (ахейлия), срастание губ в боковых отделах (синхейлия), укорочение средней части верхней губы (брахихейлия), утолщение и укорочение уздечки, ограничивающее подвижность верхней губы. Гипертрофия слизистых желез и клетчатки приводит к образованию складки слизистой оболочки (так называемая двойная губа). Лечение при пороках развития губ оперативное. При расщелинах и других дефектах тканей применяют различные виды пластических операций с использованием местных тканей, свободной пересадки кожи, филатовского стебля и др. Операции проводят в первые трое суток после рождения или на третьем месяце жизни ребенка (после иммунологической перестройки организма). При деформации уздечки ее иссекают, при двойной губе удаляют избыточную ткань.

Наиболее частыми пороками развития неба являются врожденные расщелины (так называемая волчья пасть), часто сочетающиеся с расщелинами губ. Они могут быть сквозными (проходят через альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое и мягкое небо) и несквозными, при которых альвеолярный отросток имеет нормальное строение. Сквозные расщелины неба могут быть односторонними и двусторонними; несквозные расщелины - полными (проходит через все твердое и мягкое небо) и частичными (затрагивает лишь часть твердого и мягкое небо). Встречаются скрытые расщелины, при которых дефект неба прикрыт неизмененной слизистой оболочкой. Расщелины неба, особенно сквозные, резко нарушают у новорожденных функцию дыхания и сосания (при сосании молоко попадает в носовые ходы, в результате чего происходит его аспирация). С возрастом развиваются нарушения речи, появляется гнусавость, изменяется форма отдельных частей лица. Лечение расщелин неба оперативное, однако, в отличие от расщелин губ, его следует проводить в возрасте 4-7 лет. До этого возраста для обеспечения нормального дыхания и питания используют обтураторы - специальные приспособления, разобщающие полость рта и носа.

Встречаются также узкое высокое небо, при котором проводят ортодонтическое или (при неэффективности) оперативное лечение; недоразвитие мягкого неба, требующее пластической операции.

Повреждения . Возможны повреждения как слизистой оболочки полости рта, так и глубжележащих тканей. Изолированные повреждения слизистой оболочки чаще связаны с механической, термической или химической травмой. Длительное травмирование ее может привести к образованию эрозий, изъязвлений, развитию предраковых заболеваний и рака. Повреждения губ возникают в результате ударов, ранений. Раны (ушибленные, резаные, огнестрельные) могут быть поверхностными, глубокими, сквозными, рваными, с дефектом и без дефекта тканей. Они сопровождаются быстрым развитием отека, значительным кровотечением. Характерное зияние раны часто создает впечатление большей, чем в действительности, величины дефекта. Повреждения неба могут возникать при его травмировании острым предметом, в результате огнестрельных ранений. Последние обычно сопровождаются одновременным повреждением полости носа, верхнечелюстной пазухи, верхней челюсти.

38368 0

Осмотр полости рта проводят в стоматологическом кресле. Маленьких детей (до 3 лет) родители могут держать на руках.

Пациент сидит или лежит в кресле, врач находится напротив пациента (в положении «на 7 часах») или в изголовье кресла («на 10 или 12 часах»). Для осмотра полости рта необходимо хорошее освещение. Преддверие полости рта осматривают, удерживая и отводя верхнюю губу I и II пальцами одной руки, нижнюю губу — II пальцем другой руки. Щеки отводят III и IV пальцами, при этом III пальцы контактируют с щечными поверхностями зубов и углами рта; угол рта можно смещать не далее уровня первых моляров.

Для осмотра полости рта используют стоматологическое зеркало, стоматологический зонд и, если позволяют условия, воздушный пистолет.

Стоматологическое зеркало необходимо для фокусировки света, оно дает увеличенное изображение, позволяет увидеть поверхности зубов, недоступные прямому обзору. Врач-правша держит зеркало в правой руке в том случае, если это единственный инструмент, используемый для осмотра; если одновременно используется зеркало и зонд, то зеркало держат в левой руке.

Зеркало следует удерживать кончиками I и II пальцев за верхнюю часть ручки. Для получения изображения различных точек полости рта зеркало наклоняют маятникообразным движением (угол ручки с вертикалью должен не превышать 20°) и/или вращают ручку зеркала вокруг ее оси, при этом кисть руки остается неподвижной.

Стоматологический зонд чаще всего используется для удаления с поверхности зуба частиц пищи, мешающих осмотру, а также для оценки механических свойств объектов исследования: зубных тканей, пломб, зубных отложений и т.п. Зонд удерживают I, II и III пальцами правой руки за среднюю или нижнюю треть его ручки, при исследовании зубов острие располагают перпендикулярно исследуемой поверхности.

Следует помнить о возможном вреде зондирования:

. зонд может механически повредить ткани (незрелую эмаль, эмаль в зоне начального кариеса, ткани поддесневой области);
. зондирование фиссуры может способствовать внедрению налета, т.е. инфицированию ее глубоких отделов;
. зондирование может причинить боль (это особенно вероятно при зондировании открытых кариозных полостей);
. вид зонда, похожего на иглу, часто пугает тревожных пациентов, что разрушает психологический контакт с ними.

По этим причинам зонд все чаще уступает место воздушному пистолету, который позволяет высушивать поверхность зубов от ротовой жидкости, искажающей картину, и освобождать поверхность зубов от прочих не связанных с ними объектов.

Клиническое исследование полости рта проводят в следующем порядке:

1. Осмотр слизистой оболочки полости рта:
. слизистая оболочка губ, щек, неба;
. состояние выводных протоков слюнных желез, качество отделяемого;
. слизистая оболочка спинки языка.
2. Исследование архитектоники преддверия полости рта:
. глубина преддверия полости рта;
. уздечки губ;
. боковые щечные тяжи;
. уздечка языка.
3. Оценка состояния периодонта.
4. Оценка состояния прикуса.
5. Оценка состояния зубов.

Осмотр слизистой оболочки полости рта.

В норме слизистая полости рта розовая, чистая, умеренно влажная. При некоторых заболеваниях возможно появление элементов поражения слизистой оболочки, снижение ее эластичности и увлажненности.

При осмотре выводных протоков больших слюнных желез проводят стимуляцию слюноотделения с помощью массажа околоушной области. Слюна должна быть чистой, жидкой. При некоторых заболеваниях слюнных желез, а также соматических заболеваниях она может стать скудной, вязкой, мутной.

При осмотре языка обращают внимание на его окраску, выраженность сосочков, степень ороговения, наличие налета и его качество. В норме на спинке языка представлены все виды сосочков, ороговение умеренное, налета нет. При различных заболеваниях окраска языка, степень его ороговения могут изменяться, может накапливаться налет.

Исследование архитектоники преддверия полости рта.

Обследование начинают с определения высоты прикрепленной десны: для этого отводят нижнюю губу до горизонтального положения и измеряют расстояние от основания десневого сосочка до линии перехода прикрепленной десны в подвижную слизистую оболочку. Это расстояние должно быть не менее 0,5 см. В противном случае речь идет о риске для периодонта нижних фронтальных зубов, который может быть устранен при помощи пластической операции.

Уздечки губ осматривают, отведя губы до горизонтального положения. Определяют место вплетения уздечки в ткани, покрывающие альвеолярный отросток (в норме — вне межзубного сосочка), длину и толщину уздечки (в норме — тонкая, длинная). При отведении губы положение и окраска десны не должны изменяться. Короткие, вплетающиеся в межзубные сосочки уздечки натягиваются во время приема пищи и разговора, изменяют кровоснабжение десны и травмируют ее, что в последующем может привести к патологическим необратимым изменениям периодонта.

Мощная уздечка губы, вплетающаяся в надкостницу, может обусловить наличие щели между центральными резцами. При выявлении патологии уздечки губы пациента направляют на консультацию к хирургу-стоматологу для решения вопроса о целесообразности рассечения или пластики уздечки.

Для исследования боковых (щечных) тяжей щеку отводят в сторону и обращают внимание на выраженность складок слизистой оболочки, идущих от щеки к альвеолярному отростку. В норме щечные тяжи характеризуются как слабо выраженные или средние. Сильные, короткие, вплетающиеся в межзубные сосочки тяжи оказывают на периодонт такое же негативное влияние, как и короткие уздечки губ и языка.
Осмотр уздечки языка проводят, попросив пациента поднять язык или приподняв его при помощи зеркала.

В норме уздечка языка длинная, тонкая, одним концом вплетается в среднюю треть языка, другим — в слизистую оболочку дна полости рта дистальнее подъязычных валиков. При патологии уздечка языка мощная, вплетается в переднюю треть языка и периодонт центральных нижних резцов. В таких случаях язык плохо поднимается, при попытке пациента высунуть язык его кончик может раздваиваться (симптом «сердечка») или подгибаться книзу. Короткая мощная уздечка языка может стать причиной нарушения функции глотания, сосания, речи (нарушение произнесения звука [р]), патологии периодонта и прикуса.

Оценка состояния периодонта.

В норме десневые сосочки хорошо выражены, имеют ровную розовую окраску, треугольную или трапециевидную форму, плотно прилегают к зубам, заполняя межзубные амбразуры. Здоровый периодонт не кровоточит ни самостоятельно, ни при легком прикосновении к нему. Нормальная десневая бороздка у фронтальных зубов имеет глубину до 0,5 мм, у боковых зубов - до 3,5 мм.

Отклонения от описанной нормы (гиперемия, отечность, кровоточивость, наличие элементов поражения, разрушение десневой бороздки) являются признаками патологии периодонта и оцениваются при помощи специальных методов исследования.

Оценка состояния прикуса.

Прикус характеризуют по трем позициям:

Соотношение челюстей;
. форма зубных дуг;
. положение отдельных зубов.

Соотношение челюстей оценивают, зафиксировав челюсти пациента во время глотания в положении центральной окклюзии. Определяют основные соотношения ключевых зубов-антагонистов в трех плоскостях: сагиттальной, вертикальной и горизонтальной.

Признаки ортогнатического прикуса таковы:

В сагиттальной плоскости:
— мезиальный бугор первого моляра верхней челюсти находится в поперечной фиссуре одноименного зуба нижней челюсти;
— клык верхней челюсти расположен дистальнее клыка нижней челюсти;
— резцы верхней и нижней челюстей находятся в плотном орально-вестибулярном контакте;

В вертикальной плоскости:
— существует плотный фиссурно-бугорковый контакт между антагонистами;
— резцовое перекрытие (нижние резцы перекрываются верхними) составляет не более половины высоты коронки;

В горизонтальной плоскости:
— щечные бугры нижних моляров находятся в фиссурах верхних моляров антагонистов;
— центральная линия между первыми резцами совпадает с линией между первыми резцами нижней челюсти.

Оценка зубных рядов проводится при разомкнутых челюстях. В ортогнатическом прикусе верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя — параболы.

Оценка положения отдельных зубов проводится при разомкнутых челюстях. Каждый зуб должен занимать место, соответствующее его групповой принадлежности, обеспечивая правильную форму зубных рядов и ровные окклюзионные плоскости. В ортогнатическом прикусе между проксимальными поверхностями зубов должен быть точечный или плоскостной контактный пункт.

Оценка и регистрация состояния зубов.

В ходе клинического осмотра оценивают состояние тканей коронки зубов и, в соответствующих ситуациях, обнаженной части корня.

Поверхность зуба высушивают, после чего методами визуального и, реже, тактильного исследования получают следующую информацию:

О форме коронки зуба (в норме соответствует анатомическому эталону для данной группы зубов);
. о качестве эмали (в норме эмаль имеет видимо целостную макроструктуру, однородную плотность, окрашена в светлые тона, полупрозрачна, блестит);
. о наличии и качестве реставраций, ортодонтических и ортопедических несъемных конструкций и их влиянии на прилежащие ткани.

Необходимо исследовать каждую видимую поверхность коронки зуба: оральную, вестибулярную, медиальную, дистальную, а в группе премоляров и моляров — еще и окклюзионную.

Для того чтобы ничего не пропустить, соблюдают определенную последовательность осмотра зубов. Осмотр начинают с правого верхнего последнего в ряду зуба, поочередно осматривают все зубы верхней челюсти, спускаются к нижнему левому последнему зубу и заканчивают осмотр последним зубом на правой половине нижней челюсти.

В стоматологии приняты условные обозначения для каждого зуба и основных состояний зубов, что значительно облегчает ведение записей. Зубные ряды делят на четыре квадранта, каждому из которых присваивают порядковый номер, соответствующий последовательности осмотра: от 1 до 4 для постоянного прикуса и от 5 до 8 — для временного (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Деление зубных рядов на квадранты.


Резцам, клыку, премолярам и молярам присвоены условные номера (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Условные номера временных и постоянных зубов



Обозначение каждого зуба складывается из двух цифр: первая цифра обозначает квадрант, в котором находится зуб, а вторая — условный номер зуба. Так, верхний правый центральный постоянный резец обозначается как зуб 11 (следует читать: «зуб один один»), нижний левый второй постоянный моляр — как зуб 37, а нижний левый второй временный моляр — как зуб 75 (см. рис. 4.2).



Рис. 4.2. Зубные ряды постоянного (вверху) и временного (внизу) прикуса.


Для наиболее распространенных вариантов состояния зубов ВОЗ предлагает условные обозначения, приведенные в таблице 4.2.

Таблица 4.2. Условные обозначения состояния зубов



В стоматологической документации имеется так называемая «зубная формула», при заполнении которой используют все принятые обозначения.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Любые мероприятия по лечению начинаются с диагностики заболевания. Чтобы выявить заболевание, стоматолог сначала проводит тщательное исследование ротовой полости и выясняет у пациента, какие жалобы его беспокоят. На основании полученных первичных данных специалист назначает соответствующие диагностические мероприятия и ставит окончательный диагноз.

Что включает в себя исследование полости рта

Исследование ротовой полости является безболезненной процедурой и применяется для выявления заболеваний и оценки состояния ротовой полости в целом. Обследование пациентов в стоматологической клинике проводится в несколько этапов:

  • Опрос пациента - является одним из наиболее важных аспектов для успешного лечения. Во время опроса стоматолог выясняет, какие жалобы у пациента, характерные симптомы. Кроме того, врач интересуется, какой образ жизни ведет пациент, какого рациона питания придерживается. Во время опроса специалист обращает внимание на такие жалобы как изменение вкуса. Дело в том, что некоторые симптомы могут свидетельствовать о заболеваниях, не связанных со стоматологией. Например, нарушение вкуса может быть симптомом заболеваний нервной системы. Если пациентом является ребенок, опрос ведется одновременно с ребенком и родителями, чтобы получить как можно больше информации. Мы рекомендуем своим пациентам иметь при себе результаты исследований, которые были сделаны ранее в других клиниках, при их наличии. Это может дать больше информации врачу и позволит оперативно поставить правильный диагноз.
  • Осмотр ротовой полости - не менее важное обследование, которое позволяет выявить некоторые заболевания без применения дополнительных исследований. Осмотр проводится с применением специального зеркала. Врач оценивает состояние языка, слюнных желез и неба, а затем приступает к осмотру зубного ряда (цвет зубов, их общее состояние, форму). Осмотр позволяет выявить кровоточивость десен, кариес на ранней стадии и другие заболевания. Большое внимание специалист уделяет окраске слизистой ротовой полости. Синюшность слизистой может быть симптомом застойных явлений в организме, сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических воспалительных процессов. При покраснении слизистой возможно наличие инфекции в организме (скарлатина, дифтерия, корь и другие серьезные заболевания). Отечность слизистой может быть при заболеваниях почек и сердца. Поэтому на осмотре могут быть выявлены подозрения на различные заболевания, не связанные со стоматологией. Все данные опроса и осмотра заносятся в личную медицинскую карту пациента.
  • Пальпация (ощупывание ротовой полости) - позволяет оценить состояние мягких и костных тканей, исследовать лимфатические узлы пациента, определить локализацию болевого симптома. Исследование специалист проводит руками в стерильных перчатках или с применением пинцета, обработанного специальным антисептическим средством.
  • Перкуссия (постукивание) - постукивание по поверхности зуба дает возможность пациенту самому определить, какой именно зуб болит. Дело в том, что часто бывают ситуации, когда пациент сам не может четко сказать, где локализуется боль. Иногда болевые ощущения распространяются на несколько зубов сразу. Благодаря перкуссии удается провести сравнение ощущений и точно выявить больной зуб.
  • Зондирование - проводится с применением специального стоматологического зонда, дает возможность стоматологу выявить кариес, определить степень размягчения тканей и их болезненность. Зондирование проводится очень осторожно и при первых признаках боли прекращается.

После проведения исследования ротовой полости специалист назначает дополнительные методы диагностики (в случае необходимости) либо приступает к лечению. Прежде чем провести лечебные мероприятия, врач объясняет пациенту, какое именно заболевание у него выявлено, и какие методы диагностики и лечения будут наиболее эффективными. Кроме того, в нашей клинике стоматолог обязательно озвучит заранее стоимость каждой процедуры, чтобы пациент мог спланировать бюджет своего лечения.

Преимущества лечения в клинике «ВиваДент»

Основным преимуществом нашей стоматологической клиники является то, что у нас работают профессионалы высокого класса с большим опытом работы и богатыми знаниями в области диагностики и лечения. Мы гордимся своей репутацией одной из ведущих клиник в Москве, поэтому предлагаем своим пациентам только лучшее!

Клиника «ВиваДент» оснащена самым современным оборудованием, которое позволяет быстро и точно поставить диагноз и своевременно начать лечебные мероприятия. Кроме того, мы предлагаем доступные цены на все услуги. Клиника постоянно проводит акции с выгодными условиями, которые дают возможность значительно сэкономить на лечении зубов. Для постоянных клиентов существует индивидуальная система скидок.

У нас уютная обстановка, пациенты не чувствуют дискомфорта в стенах медицинского учреждения. Особенно это важно для людей с паническим страхом стоматологических процедур и для детей. Мы постарались создать все условия, чтобы наши клиенты чувствовали себя в клинике спокойно и уверенно.

Если вы решили пройти обследование ротовой полости - обращайтесь к лучшим специалистам! Первое посещение стоматолога в нашей клинике - бесплатно для всех категорий пациентов!


Последовательно осматривают губы, зубы, десны, язык, слизистую оболочку щек, твердого и мягкого нёба, передних дужек, нёбных миндалин и задней стенки глотки. Кроме того, выявляют наличие изменений акта глотания, голоса и речи, а также неприятного запаха изо рта.

При осмотре губ обращают внимание на симметричность углов рта, форму и толщину губ, состояние красной каймы и кожи околоротового пространства, выраженность носогубных складок. Затем врач предлагает больному широко открыть рот, максимально высунуть язык изо рта, дотронуться языком до правой и левой щек и поднять его к нёбу. Это позволяет определить полноту открытия рта, положение и объем движений языка, его размеры, форму, характер дорзальной поверхности (спинки) и состояние расположенных на ней вкусовых сосочков.

После этого врач просит больного удерживать язык у нёба, а сам, поочередно оттягивая шпателем углы рта и осторожно отводя верхнюю и нижнюю губы, осматривает переднюю и заднюю поверхности зубов и десен, слизистую оболочку преддверья рта, нижней поверхности языка, его уздечки и щек. Затем врач предлагает больному опустить язык, кладет шпатель на среднюю часть его спинки и, плавно oтдавливая язык книзу и кпереди, осматривает таким образом твердое и мягкое нёбо с язычком, передние дужки, нёбные миндалины и заднюю стенку глотки.

Для того, чтобы можно было определить степень подвижности мягкого нёба, больной должен протяжно произнести звук "а" или "э". В качестве источника света при осмотре полости рта можно использовать карманный электрический фонарь, лампу с рефлектором либо лобный рефлектор.

При осмотре полости рта и глотки обращают внимание на цвет, степень увлажненности и целостность слизистой оболочки, наличие на ней высыпаний и патологического отделяемого. О влажности слизистой оболочки судят по наличию блеска на ее поверхности и скоплению слюны на дне ротовой полости. В сомнительных случаях прикладывают тыльную поверхность пальцев к спинке языка.Отмечают форму и целостность зубов, количество отсутствующих зубов, состояние десен. Путем ощупывания определяют устойчивость зубов к расшатыванию. Для обозначения патологически измененных зубов используют так называемую зубную формулу:

Верхние квадранты формулы соответствуют верхней челюсти, а нижние - нижней челюсти. При этом левые квадранты соответствуют правой половине челюстей, а правые - левой половине. Нумерацию зубов в каждом квадранте ведут от первого резца (1) в сторону зуба мудрости (8).

При осмотре нёбных миндалин отмечают их размеры, особенности строения и состояние поверхности. Для того, чтобы осмотреть нёбные миндалины, скрытые за передними дужками, поочередно с помощью второго шпателя отодвигают дужки в сторону. Кроме того, надавливание вторым шпателем на наружную часть передней дужки или на нижний полюс миндалины позволяет выявить патологическое отделяемое в глубине лакун.

В норме губы имеют правильную форму, умеренную толщину, целостность красной каймы не нарушена, она розовато-красного цвета, чистая. Ротовая щель симметричная. Носогубные складки одинаково выражены с обеих сторон. Кожа околоротового пространства не изменена.

Выраженное утолщение губ (макрохейлия) характерно для больных акромегалией и микседемой. Внезапно возникающее припухание и деформация губ обычно вызваны аллергическим или ангионевротическим отеком. Тонкие губы и узкое ротовое отверстие характерны для больных системной склеродермией. При этом вокруг рта нередко возникают глубокие складки кожи ("кисетный рот"). Иногда подобные складки вокруг рта образуются и у пожилых, не страдающих данным заболеванием, однако в этих случаях нет характерных для склеродермии изменений губ и ротовой щели. Лучевидные белые рубцы на коже верхней губы иногда наблюдаются у больных врожденным люэсом. Изредка встречается врожденный дефект в виде расщепления верхней губы, достигающего преддверья носа ("заячья губа").

Бледность или синюшность губ являются ранними признаками, соответственно, анемии и цианоза. Однако темно-синяя или даже черная окраска губ иногда бывают при употреблении в пищу некоторых красящих продуктов, например, ягод голубики и черники. У лихорадящих больных губы, как правило, сухие, с трещинами, покрыты коричневатыми корочками. Воспаление губ (хейлит) может быть вызвано инфекционными агентами, химическими ирритантами, аллергенами или неблагоприятными метеорологическими факторами. Очаговые воспалительные высыпания на губах наблюдаются при сифилисе, туберкулезе, проказе. Злокачественные новообразования чаще поражают нижнюю губу.

У некоторых больных простудные заболевания сопровождаются появлением на губах сгруппированных мелкопузырьковых высыпаний с прозрачным содержимым (herpes labialis). Через 2-3 дня пузырьки вскрываются и на их месте образуются корочки. Изредка подобные высыпания появляются на крыльях носа и ушных раковинах. Данный симптом вызван хроническим вирусным поражением тройничного нерва. При дефиците в организме витамина В 2 (рибофлавина) в углах рта образуются трещины, появляются мокнутие и воспалительная гиперемия - ангулярный стоматит ("заеды").

У больных невритом лицевого нерва ротовая щель асимметрична. Рот при этом перетянут в здоровую сторону, а на стороне поражения угол рта опущен, носогубная складка сглажена.

Открытие рта в норме происходит не менее чем на ширину 2-3 поперечно поставленных пальцев. Резко болезненно и затруднено открытие рта при паратонзиллярном абсцессе, фурункуле наружного слухового прохода и артрите височно-нижнечелюстных суставов. Затруднение открытия рта наблюдается также при поражении черепно-мозговых нервов, слабости жевательных мышц и при микростомии врожденного характера либо возникшей в связи с травмой, операцией, системной склеродермией и др.

При выраженном угнетении сознания больного и общих судорогах нередко отмечается плотное сжатие рта, обусловленное тоническим судорожным сведением жевательной мускулатуры (тризм). В других случаях рот, напротив, бывает постоянно открытым или полуоткрытым, например, при затруднении носового дыхания, тяжелом стоматите, выраженной одышке либо при сниженном интеллекте. При двустороннем поражении двигательных волокон тройничного нерва наблюдаются паралич жевательной мускулатуры и отвисание нижней челюсти.

В норме зубы правильной формы, гладкие, без дефектов. Десны крепкие, без патологического отделяемого, плотно прилегают к шейкам зубов и полностью закрывают их. Отсутствие большого числа зубов затрудняет пережевывание пищи и способствует развитию патологических изменений желудочно-кишечного тракта. Выпадение многих зубов за относительно непродолжительный период чаще всего вызвано патологией десен при парадонтозе или дефиците в организме витамина С (цинга, или скорбут). Для парадонтоза характерна прогрессирующая атрофия десен, приводящая к обнажению шеек зубов, что создает впечатление их удлинения. Постепенно такие зубы расшатываются и выпадают. У больных цингой десны набухают, разрыхляются, становятся цианотичными и начинают кровоточить.

Хроническое отравление ртутью, свинцом или висмутом также приводит к разрыхлению десен и образованию узкой синевато-черной каймы вдоль прилегающего к зубам края десен. Наличие поврежденной ткани зубов (костоеда, или кариес) и, особенно, разрушенных зубов косвенно свидетельствует о возможной очаговой одонтогенной инфекции в виде апикальной (прикорневой) гранулемы - хронического периодонтита. К множественному кариесу и быстрому разрушению ткани зубов часто приводят сахарный диабет и "сухой" синдром Шегрена. У больных сахарным диабетом нередко выявляются воспалительные изменения десен (гингивит) с наличием обильного гнойного отделяемого в десневых карманах (пиорея).

При врожденном сифилисе иногда возникают своеобразные изменения верхних резцов: они сужены к шейке, далеко отстоят друг от друга у основания и сходятся своими нижними концами, а кроме того, имеют грубую поперечную исчерченность и полулунную вырезку по режущему краю (зубы Гетчинсона). У больных, страдающих акромегалией, между всеми зубами образуются значительные промежутки вследствие увеличения размеров обеих челюстей.

Дефект твердого нёба с наличием сообщения между полостью рта и носовыми ходами может быть врожденным ("волчья пасть") либо последствием люэса и проказы.

На слизистой оболочке языка, его уздечки и нёба раньше, чем на коже, могут быть заметны изменения, имеющие диагностическое значение.

Чистый язык без налета. Слизистая оболочка полости рта розовая, чистая, влажная.

Органы пищеварения здоровы

Сухой язык. Сухость слизистой оболочки полости рта.

Обезвоживание организма, острой перитонит, высокая лихорадка, нарастание периферических отеков, а также при выраженной одышке, особенно у больных с затрудненным носовым дыханием.

Постоянная значительная сухость слизистой оболочки полости рта (ксеростомия) с уменьшением выработки слюны (гипосаливация)

Иммунное поражение слюнных желез, поражение лицевого нерва, спинная сухотка, травмы основания черепа

Постоянная значительная сухость слизистой оболочки полости рта (ксеростомия) с уменьшением выработки слюны (гипосаливация) в сочетании с ксерофтальмией

"сухой" синдром Шегрена

Избыточное образование слюны (гиперсаливация)

Стоматит, патология желудка и двенадцатиперстной кишки

Распространенный налет на спинке языка (обложенный язык)

Плохое пережевывание пищи (быстрая еда или отсутствие большого количества зубов), лихорадочные заболевания, патологии желудочно-кишечного тракта, у истощенных больных, хронический гастрит с секреторной недостаточностью

Белесовато-серые налеты в виде легко снимаемых шпателем бляшек или пленок на языке и слизистой оболочке полости рта

Грибковае поражение ("молочница", или "кандидомикоз"), возникающем, главным образом, у ослабленных больных, детей и стариков.

Белесый налет на передней трети языка

Гастрит (проявляется в острой форме, если данный симптом сопровождается опуханием языка и стискиванием зубов)

Белесый налет на средней трети языка

Гастрит, язва желудка и 12-п. кишки

Белесый налет на задней трети языка

Воспалительные процессы в кишечнике, колит, в том числе язвенный

Белый и сухой язык, кончик языка влажный

Ревматический диатез

Сухой язык, красная полоска в середине языка

Тяжелое воспаление кишечника, сопровождающееся поносом и вздутием живота

Сухой язык, покрытый многочисленными трещинками

Подозрение на диабет

Сухой язык, покрытый белой слизью с пузырьками и красными пятнышками (петехиями)

Острый гастрит с дистонией блуждающего нерва, энтерит

Желтый налет на языке

Заболевания печени, поражение желчного пузыря, геморрой

Коричневый налет на языке

Заболевания кишечника

Черный налет на языке

Опухолевое истощение, грибковая инфекция

Голубоватый налет на языке

Инфекционное заболевание (дизентерия, тиф)

Красный, гладкий, блестящий ("полированный" или "лакированный") язык

Железодефицитная и В 12 -дефицитная (пернициозная) анемия, а также гиповитаминоз В 2 и РР, цирроз печени, рак желудка, пеллагра, спру, атрофия слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта

Красный, ("малиновый"), с выраженными сосочками язык

Язвенная болезнь, скарлатина

Глубокие складки на языке ("складчатый язык") или чередование причудливой формы участков возвышения и западения слизистой оболочки ("географический язык")

Неблагополучие со стороны желудочно-кишечного тракта

Изъязвление языка, пузырьки, язвочки (афты)

Туберкулез, сифилис, стоматит, проказа, опухолевое поражение

Кровоизлияния на слизистой полости рта и языка

Те же патологические процессы, которые вызывают геморрагические изменения кожи

Телеангиоэктазии

Болезнь Ослера-Рандю

Эритематозные пятна и папулы

Стоматит, люэс, инфекционные болезни, лейкоз, агранулоцитоз, гиповитаминозы, иммунопатологические процессы и др.

Расширение подъязычных вен

Портальная гипертензия

Темно-коричневые пигментные пятна на слизистой полости рта

Хроническая надпочечниковая недостаточность

Тремор высунутого изо рта языка

Заболевания нервной системы, тиреотоксикоз, хронический алкоголизм или отравлением ртутью

Непроизвольное беспорядочное высовывание и втягивание языка

Ревматическая хорея

Увеличенный размер языка, отпечатки зубов по свободному краю языка, язык с трудом помещается во рту

Акромегалия, гипотиреоз, болезнь Дауна

Увеличение размеров языка (расширение поперечника и утолщение языка), отпечатки зубов по его свободному краю в сочетании с гиперемией слизистой оболочки, трещинами и афтами

Воспалительное поражение самого языка (глоссит)

Ограниченный участок значительного утолщения эпителия на языке (лейкоплакия)

Онкологическое заболевание

Распространенная или очаговая гиперемия, отечность и разрыхленность слизистой оболочки полости рта

Стоматит

Обнаружение патологических изменений при осмотре описанных анатомических образований полости рта является показанием для осмотра больного стоматологом. При наличии энантемы показана также консультация дерматовенеролога, чтобы исключить такое заболевание, как люэс. Лихорадящий больной обязательно должен быть осмотрен инфекционистом. Вместе с тем, это не освобождает терапевта от поиска возможной связи обнаруженных изменений в полости рта с патологией внутренних органов.

Мягкое нёбо с язычком, нёбные миндалины, передние дужки и заднюю стенку глотки объединяют понятием "глотка", или "зев". Диффузная гиперемия, отечность и разрыхленность слизистой оболочки глотки, наличие на ней обильных налетов прозрачной или зеленоватой слизи являются признаками острого фарингита. При дифтерии в глотке наряду с воспалительными изменениями обнаруживается фибринозный налет в виде белых или беловато-желтых пленок, плотно связанных со слизистой оболочкой. Они с трудом удаляются шпателем, причем на месте снятого налета остаются кровоточащие эрозии.

Язвенно-некротические изменения слизистой оболочки глотки возникают при поражении туберкулезом, сифилисом, риносклеромой, проказой, а также при лейкозе, агранулоцитозе и болезни Вегенера. Повреждение слизистой оболочки глотки, например рыбной костью, может приводить к развитию заглоточного абсцесса, проявляющегося гиперемией и выпячиванием задней стенки глотки и резкой болью при глотании. У больных аортальной недостаточностью иногда наблюдается ритмичное пульсаторное покраснение мягкого неба.

Миндалины в норме не выступают из-за передних нёбных дужек, имеют однородное строение, розовую окраску, поверхность их чистая, лакуны неглубокие, без отделяемого. Различают три степени гипертрофии миндалин:

  1. контуры миндалин находятся на уровне внутренних краев нёбных дужек;
  2. миндалины выступают из-за нёбных дужек, но не выходят за пределы условной линии, проходящей посередине между краем нёбной дужки и срединной линией глотки;
  3. более значительное увеличение миндалин, которые иногда достигают срединной линии глотки и соприкасаются друг с другом.

Увеличение размеров и резкая гиперемия миндалин, наличие на их поверхности нагноившихся фолликулов, гнойного отделяемого в лакунах, а иногда - кратерообразных изъязвлений наблюдаются при ангине (острый тонзиллит). Выявление при этом выраженного выбухания и гиперемии тканей, окружающих миндалины, свидетельствует об осложнении ангины паратонзиллярным абсцессом. При хроническом тонзиллите миндалины могут быть увеличены в размерах либо, напротив, сморщены, ткань их разрыхлена, неоднородна вследствие наличия рубцовых перетяжек, лакуны расширены, глубокие, содержат крошковидное или замазкообразное отделяемое ("пробки") белого или беловато-желтого цвета. Кроме того, у больных хроническим тонзиллитом миндалины часто бывают спаяны с нёбными дужками, внутренние края которых при этом обычно стойко гиперемированы.

К нарушению акта глотания чаще всего приводят паратонзиллярный и заглоточный абсцессы, рубцовые и опухолевые поражения глотки и пищевода, заболевания мышц и нервов, участвующих в глотании.

Охриплость голоса и ослабление его звучности вплоть до афонии наблюдаются при поражении гортани воспалительного (ларингит) или опухолевого происхождения либо при сдавлении ее извне увеличенной щитовидной железой. Кроме того, к изменению голоса приводит паралич голосовых связок, вызванный поражением возвратного нерва гортани, в частности, при ущемлении его в средостении (аневризмой аорты, опухолью, увеличенными лимфатическими узлами, ушком левого предсердия при митральном стенозе), а также при поражениях данного нерва, обусловленных инфекционными заболеваниями, интоксикациями (медью, свинцом) либо оперативным вмешательством (струмэктомия).

Гнусавость голоса возникает при патологии носа (полипозный синусит, аденоиды, дефект твердого нёба) или нарушении подвижности мягкого нёба (дифтерия, люэс, туберкулез). Необходимо также помнить, что голос наряду с телосложением, типом оволосения и молочными (грудными) железами является вторичным половым признаком. Поэтому наличие высокого по тональности ("тонкого") и нежного по тембру голоса у мужчин и, наоборот, низкого и грубого голоса у женщин указывает на диcбаланс в организме половых гормонов.

Нарушения речи обычно обусловлены поражением центральной нервной системы, черепномозговых нервов либо патологией языка. Вместе с тем, невнятная, замедленная речь и грубый голос могут быть у больных гипотиреозом.

Неприятный, иногда зловонный запах изо рта (foetor ex ore) появляется при патологии зубов, десен, миндалин, язвенно-некротических процессах в слизистой оболочке полости рта, гангрене или абсцессе легкого, а также при целом ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта (дивертикул пищевода, стеноз привратника, анацидный гастрит, распадающаяся раковая опухоль пищевода и желудка, кишечная непроходимость, желудочно-кишечный свищ). О причинах появления специфических запахов от больных при некоторых видах комы и зловонного запаха из носа уже упоминалось.

При обнаружении у больного патологических изменений в глотке и нарушений голоса показана консультация оториноларинголога, а при выявлении острых воспалительных изменений глотки и миндалин, особенно при подозрении на дифтерию, - инфекциониста.

Методика исследования объективного статуса больного Методы исследования объективного статуса

PAGE 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 2

По разделу

IV семестр).

Тема: Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека. Осмотр и обследование органов полости рта. Определение клинического состояние зубов. Осмотр и обследование фиссур, пришеечной области, контактных поверхностей.

Цель: Вспомнить анатомию органов полости рта здорового человека. Научить студентов проводить осмотр и обследование органов полости рта, определять клиническое состояние зубов.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

Продолжительность занятий: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются понятия: первичная, вторичная и третичная профилактика, а также о внедрение первичной профилактики стоматологических заболеваний, в центре которой находится формирование здорового образа жизни относительно органов и тканей полости рта и организма в целом, связано с определением уровня и критериев здоровья.

В основу понятия "здоровый ребенок" в стоматологии, на наш взгляд (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Гонцова Э.Г., 1983г.; Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. и др., 1992г.), должен лечь принцип отсутствия какого-либо отрицательного влияния состояния органов полости рта на здоровье ребенка. Поэтому к здоровым в стоматологии должны быть отнесены дети с отсутствием острой, хронической и врожденной патологии зубочелюстной системы. К таковым должны быть отнесены дети с отсутствием признаков активного течения кариеса, с запломбированными кариозными зубами, при отсутствии осложненных форм кариеса, без заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта, без какой-либо хирургической патологии, с вылеченными зубочелюстными аномалиями. Индекс КПУ, кп + КПУ при этом не должен превышать средних региональных значений для каждой возрастной группы детей. У каждого практически здорового человека в полости рта можно обнаружить те или иные отклонения, которые, однако, нельзя считать проявлениями болезни и они, следовательно, не обязательно подлежат лечению. Поэтому в медицине используется широко такой важный показатель здоровья, как "норма". В практически реальных условиях наиболее часто за норму принимают интервал показателей, определяемых статистическим путем. В пределах этого интервала организм или органы должны находиться в состоянии оптимального функционирования. В стоматологии такими среднестатистическими показателями являются различные индексы - кп, КПУ, РМА, индексы гигиены и др., позволяющие количественно оценить состояние зубов, пародонта, гигиены полости рта.

Здоровый образ жизни по отношению к органам и тканям полости рта включает в себя три основных раздела: гигиеническое воспитание населения, осуществляемое путем санитарно-просветительной работы; обучения и проведения рациональной гигиены полости рта; рациональное питание; устранение вредных привычек и факторов риска по отношению к органам и тканям полости рта, а также коррекция вредного влияния факторов окружающей среды.

Определение уровня стоматологического здоровья человека является отправным моментом для планирования индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий. Для этого необходимо отработка методики обследования с детальным анализом зон риска на твердых тканях зубов и мягких тканях полости рта. При обследовании обращается внимание на последовательность осмотра.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Особенности строения органов полости рта.
  2. Понятие здорового образа жизни.
  3. Понятие здоровья и нормы в стоматологии.
  4. Какие инструменты применяются для обследования и осмотра полости рта.
  5. Выявление и количественное отражение обнаруженных патологических отклонений.

Последовательность обследования ребенка стоматологом

Этап

Норма

Патология

Жалобы и анамнез

Жалоб нет

Беременность у матери проходила без патологии, вскармливание грудное, ребенок здоров, питание рациональное без избытка углеводов, уход за полостью рта регулярный.

Жалобы на эстетическое несовершенство, нарушение формы, функции, боль Токсикозы и болезни матери во время беременности, болезни ребенка, прием лекарств, искусственное вскармливание, избыток углеводов в пище, отсутствие систематического ухода за зубами, наличие вредных привычек.

Внешний осмотр:

Эмоциональное состояние

Ребенок спокоен, доброжелателен.

Ребенок возбужден, капризен, заторможен.

Физическое развитие

Длина тела соответствует возрасту.

В росте опережает сверстника или отстает от них.

Осанка, походка

Прямая, энергичная, свободная.

Сутулая, вялая.

Положение головы

Прямое симметричное.

Голова опущена, запрокинута, наклонена в сторону.

Симметричность лица и шеи

Лицо прямое, симметричное.

Шея опушена, запрокинута, наклонена в сторону.

Лицо и шея асимметричны, шея искривлена, укорочена.

Функции дыхания, смыкания губ

Дыхание осуществляется через нос. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены.

Дыхание осуществляется через рот, через нос и рот. Ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая. Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мышц, носогубные складки сглажены.

Функция речеобразования

Произношение звуков правильное.

Нарушение произношения звуков.

Функции глотания

Глотание свободное, движения мимических мышц незаметны. Язык упирается в твердое небо за верхними резцами (соматический вариант).

Мимические мышцы и мышцы шеи напряжены, отмечаются "симптом наперстка", протрузия губ, нижняя треть лица увеличена. Язык упирается в губы и щеки (инфантильный вариант).

Вредные привычки

Не выявлены.

Сосет палец, язык, пустышку, прикусывает губы, щеки и т.д.

Состояние лимфатического аппарата челюстно-лицевой области.

не пальпируются или определяются подвижные лимфоузлы, безболезненные при пальпации, эластичной консистенции, размером не более горошины (0,5 × 0,5 см).

Лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации, потной консистенции, спаяны с окружающими тканями.

Подвижность височно-нижнечелюстного сустава

Движения головки в суставе свободные во всех направлениях, плавные, безболезненные. Амплитуда движения по вертикали 40 мм, по горизонтали 30мм.

Движения нижней челюсти ограничены или чрезмерны, скачкообразны, болезненны при пальпации, определяется хруст или щелканье.

Форма ушной раковины. Состояние кожи по линии вращения верхнечелюстных отростков с нижнечелюстными.

Правильная. Кожа гладкая, чистая.

Неправильная. По линии вращения отростков, спереди от козелка уха определяются прогибы кожи, не измененные в цвете, при пальпации мягкие, безболезненные (следует искать другие симптомы нарушения формирования I - II жаберных дуг).

Состояние кожного покрова и красной каймы губ.

Кожный покров розовой окраски, умеренной влажности, чистый, тургор умеренный.

Кожный покров бледный или ярко-розовый, сухой, тургор снижен, имеются высыпания (пятна, корки, папулы, пустулы, расчесы, шелушение, рубцы, волдыри, пузырьки, отечность).

Осмотр полости рта:

Состояние слизистой губ и щек.

Слизистая губ розовая, чистая, влажная, на внутренней поверхности губ просвечивают вены, имеются узелковые выпячивания (слизистые железы). На слизистой щек вдоль линии смыкания зубов - сальные железы (желтовато-серые бугорки). На уровне второго верхнего моляра - сосочек, в вершину которого открывается проток околоушной слюнной железы. Слюна при стимуляции вытекает свободно, у детей 6-12 мес. - физиологическое слюнотечение.

Слизистая оболочка сухая, ярко-розовая, с налетом, имеются высыпания элементов. На месте слизистой железы - пузырек (закупорка железы). Вдоль линии смыкания зубов - их отпечатки или мелкие кровоизлияния - следы прикусывания. На слизистой у верхних моляров - белесоватые пятна. Сосочек отечен, гиперемирован. При стимуляции слюна вытекает с трудом, мутная либо выделяется гной. У детей старше 3 лет – гиперсаливация.

Глубина преддверия полости рта.

Характер уздечек губ и тяжей слизистой.

Уздечка верхней губы вплетается в десну на границе свободной и прикрепленной частей, у детей в период молочного прикуса – на любом уровне вплоть до вершины межзубного сосочка. Уздечка нижней губы свободная - при отведении нижней губы до горизонтального положения изменений сосочка нет Боковые тяжи или связки слизистой при натяжении не изменяют состояние десневых сосочков.

Низкое прикрепление, уздечка короткая, широкая либо короткая и широкая. Уздечка нижней губы короткая, при отведении губы до горизонтального положения наступает побледнение (анемия), отслаивание от шеек зубов десневого сосочка.

Связки сильные, прикрепляются в межзубные сосочки и вызывают их перемещение при натяжении.

Состояние десны.

У школьников десна плотная, имеет бледно-розовый цвет, вид лимонной корочки.

У дошкольников десна более яркая, поверхность её гладкая. Сосочки в области однокорневых зубов треугольные, в области моляров - треугольные или трапециевидные, десна плотно прилегает к шейке зубов. Зубных отложений нет. Зубодесневой желобок (бороздка) 1 мм.

Десневой край атрофирован, шейки зубов обнажены. Сосочки увеличены, отечны, синюшны, вершины срезаны, покрыты налетом. Десна отслаивается от шеек зубов. Имеются над- и поддесневые зубные отложения. Физиологический зубодесневой карман более 1 мм.

Длина уздечки языка

Уздечка языка правильной формы и длины.

Уздечка языка прикреплена к вершине межзубного сосочка, при натяжении вызывает его перемещение. Уздечка языка короткая, язык не поднимается до верхних зубов, кончик языка подгибается и раздваивается.

Состояние слизистой оболочки языка, дна полости рта, твердого и мягкого неба.

Язык чистый, влажный, сосочки выражены. Дно полости рта розовое, просвечивают крупные сосуды, на уздечке расположены выводные протоки слюнных желез, слюноотделение свободное. Слизистая неба бледно-розового цвета, чистая, в области мягкого неба розовая, мелкобугристая.

Язык обложен налетом, лакированный, сухой, очаги десквамации нитевидных сосочков. Слизистая дна полости рта отечна, гиперемирована, выделение слюны затруднено. Валики резко набухают. На слизистой неба участки гиперемии. Элементы поражения.

Состояние глоточных миндалин.

Зев чистый, миндалины не выступают из-за небных дужек. Слизистая небных дужек розовая, чистая.

Слизистая зева гиперемирована, имеются элементы поражения, миндалины увеличены, выступают из-за небных дужек.

Характер прикуса.

Ортогнатический, прямой, глубокое резцовое перекрытие.

Дистальный, мезиальный, открытый, глубокий, перекрестный.

Состояние зубных рядов.

Зубные ряды правильной формы, длины. Зубы правильной анатомической формы, цвета и размера, правильно расположены в зубном ряду, отдельные зубы с пломбами, после 3 лет – физиологические тремы.

Зубные ряды сужены или расширены, укорочены, отдельные зубы расположены вне зубной дуги, отсутствуют, имеются сверхкомплектные или слившиеся зубы.

Изменена структура твердых тканей (кариес, гипоплазия, флюороз).

Зубная формула.

Соответствует возрасту, зубы здоровые.

Нарушение последовательности и парности прорезывания зубов, кариозные полости, пломбы.

Состояние гигиены полости рта.

Хорошая и удовлетворительная.

Плохая и очень плохая.

Схема ориентировочной основы действия –

осмотра и обследования органов полости рта, заполнения медицинской документации

Методические приемы обследования больного

Внешний осмотр.

Обращается внимание на цвет кожных покровов лица, симметричность носогубных складок, красную кайму губ, подбородочной складки.

Осмотр преддверия полости рта.

Фиксируем внимание на цвете слизистой, состоянии выводных протоков околоушных слюнных желез, местах прикрепления и величину уздечек губ, форму. Увлажненность зубодесневых сосочков. На слизистой и преддверии полости рта уздечки, десневая бороздка, ретромолярное пространство – это зона риска.

Осмотр собственно полости рта.

Начинаем осмотр со слизистой щек, твердого и мягкого неба, языка, обращаем внимание на уздечку языка, и выводные протоки поднижнечелюстных слюнных желез затем переходим к осмотру зубов по общепринятой методике, начиная, справа на нижней челюсти, затем слева на нижней челюсти, слева на верхней челюсти и, наконец, справа на верхней челюсти. При осмотре зубов обращаем внимание на количество зубов, их форму, цвет, плотность знали, наличие приобретённых структур полости рта.

Особое внимание уделяем зонам риска на зубах — это фиссуры, пришеечные области, апроксимальные поверхности.

Заполнение медицинской документации.

После осмотра, а чаще всего в процессе осмотра, заполняем медицинскую документацию и оцениваем уровень здоровья пациента с назначением соответствующих лечебных и профилактических мероприятий

Ситуационные задачи

  1. Ребенок 3 лет рожден здоровой матерью. В первой половине беременности у матери был токсикоз. Нужна ли профилактика этому ребенку, если в полости рта патологии не выявлено?
  2. Ребенок 2,5 лет рожден матерью, страдающей хронической пневмонией. Во время беременности наблюдались обострения заболевания, мать принимала антибиотики. В полости рта у ребенка множественный кариес. Нужна ли профилактика этому ребенку?
  3. Четырехлетний ребенок рожден здоровой матерью с нормально протекающей беременностью, изменений в полости рта не выявлено. Нужна ли этому ребенку профилактика?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

  1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
  2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
  3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
  4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
  5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
  6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
  7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

  1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.