Лингвистический энциклопедический словарь. Нило-сахарские языки Нило сахарская языковая семья

На западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Нило-сахарские языки
Таксон макросемья
Статус гипотеза
Ареал Африка
Число носителей 50 миллионов
Классификация
Категория Языки Африки
нило-сахарские языки
Состав
11 семей, 4 изолята
Коды языковой группы
ГОСТ 7.75–97 них 497
ISO 639-2 ssa
ISO 639-5 ssa
См. также: Проект:Лингвистика

Общее количество носителей нило-сахарских языков (согласно Ethnologue-16) приблизительно равно 39 миллионам человек. Тем не менее, данные охватывают диапазон с 1980 по 2005 год (включая усредненные показатели 1990-х годов).

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен,1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Некоторые языковые группы нило-сахарской макросемьи, по оценкам, предшествовали периоду неолита . Так, например, единство Восточносуданских языков было основано, ориентировочно, в 5-м тысячелетии до нашей эры. Нило-сахарское генетическое (и языковое) единство обязательно будет намного старше восточносуданских языков, и будет относиться к периоду верхнего палеолита.

Распределение семей нило-сахарских языков может отражать расположение водных ресурсов в Зелёной Сахаре, когда пустыня была более пригодной для жизни, чем она является сегодня, - то есть в период неолитического субплювиала , когда Сахара в последний раз была саванной .

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к переходным и смешанным типам европеоидно-негроидной расы.

Состав

Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

  • Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.
  • Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури .
  • Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом .
  • В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.
  • Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделённых на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).
  • Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.
    • тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);
    • ньиманская семья;
    • кир-аббайская семья , включающая нилотские языки .
    • мероитский язык (мёртвый) - гипотеза К. Рильи , получившая поддержку ряда западных лингвистов.
  • Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.
  • Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде: ик, ньянгия, соо (тепес).
  • Берта - изолят в Эфиопии.
  • Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана .
  • Гумуз - изолят в Эфиопии.
  • Кунама - изолят в Эритрее .

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка .

История классификации

Впервые нило-сахарскую гипотезу в близком к современному виде выдвинул Джозеф Гринберг . По его классификации, нило-сахарские языки включали следующие группы:

  1. комузские языки (включали команские языки и язык гумуз)
  2. сахарские языки (в том числе канури)
  3. языки сонгаи
  4. языки фур
  5. языки мабан
  6. шари-нильские языки - включавшие 4 группы:
    1. центрально-суданские языки
    2. языки кунама
    3. языки берта
    4. восточно-суданские языки (в том числе нубийские и нилотские языки)

Впоследствии комузская и шари-нильская группировки были совсем отвергнуты.

Крупнейшие языки

В рамках нило-сахарской макросемьи выделяются несколько языков, насчитывающих не менее полумиллиона носителей :

  • Луо или долуо (3 465 000 носителей), распространён в Кении , восточной Уганде и Танзании . Носителями являются люди народности луо , третьей по величине этнической группы Кении после кикуйю и лухья). На данном языке говорил отец Б. Обамы , 44 президента США.
  • Канури (3 340 000, группа диалектов), носители проживают от Нигера до северо-востока Нигерии , где представляют крупнейшую этническую группу.
  • Сонгайские языки (2,9 млн, ранее считались одним языком), носители проживают вдоль реки Нигер в Мали и Буркина-Фасо . Крупнейшим представителем является язык зарма , крупный язык Нигера . Сонгайские языки распространены на всей территории бывшей Сонгайской империи . Тем не менее, включение данных языков в нило-сахарскую макросемью является спорным.
  • Динка (2 000 000 +), носители проживают в южном

Использует в повседневном разговоре более восьми сотен языков, которые сильно отличаются друг от друга и в то же время имеют много общего. Диалекты самого жаркого континента в мире группируются в 4 семьи: афразийская, нигеро-конголезская (ранее - западно-суданская), нило-сахарская и бушменская. Один из главных африканских языков носит название суахили. В на этом диалекте разговаривают 150 миллионов человек.

Афразийская семья

Фонетика характеризуется отсутствием тонов, которые присутствуют в других широко распространенных диалектах. Также необходимо отметить часто встречаемые ларингальные и фарингальные согласные и консонантные группы, редко используемые в других языках.

Что касается грамматических особенностей, то для слов и предложений данной группы характерны категории рода в местоимении, соотносимые с половыми признаками; различные способы образования множественного числа для имен (редупликация, суффиксация и звуков внутри слов) и произвольные глагольные формы (пассив, каузатив, рефлексив и другие). Каждый африканский язык, который входит в семитскую ветвь афразийской семьи, отличается наличием трехсогласных корней.

Диалекты данной группы широко распространены среди народов Также они доминируют и на востоке континента, а именно в Эфиопии, материковой Танзании, на территории Сомали и Ближнего Востока. Афразийская семья включает в себя пять ветвей: древнеегипетскую, кушитскую, семитскую, берберскую и чадскую. К последней относится один из главных африканских языков - хауса.

Нило-сахарская семья

Диалекты этой группы являются тональными без именных классов, хотя некоторые из них имеют два грамматических рода. Африканский язык нило-сахарской семьи включает в себя глаголы, которые обладают набором произвольных форм. Иногда имя использует свою падежную систему.

Немаловажными подразделениями данной группы являются шари-нильская и сахарская подсемьи. Последняя включает в себя такие диалекты, как канури (используется в туземном царстве Борну), а также даза и теда, на которых говорит население восточных районов Сахары.

Нигеро-конголезская семья

Отличительной особенностью грамматической структуры диалектов данной группы являются именные классы, выражающиеся различными аффиксами для множественного и единственного числа. Африканский язык, относящийся к нигеро-конголезской семье, имеет местоимения и прилагательные, согласующиеся с существительными по классу, к которому причислены. Также диалекты этой группы, в отличие от европейских, вместо трех родов (женского, мужского и среднего) имеют огромное количество именных классов. Таким образом, животные относятся к одному классу, люди - к другому, а, к примеру, деревья - к третьему. При этом существуют некоторые группы, не имеющие основания для семантической классификации.

Ориентировочно нигеро-конголезская семья делится на 8 подсемей. Это атлантическая, мандинго, ква, иджо, вольтайская, восточная, адамауа и бенуэ-конго. В последнюю ветвь входит самый употребляемый и известный африканский язык - суахили.

Щелкающие языки

Свое название данная (ранее - бушменская) получила благодаря своеобразным щелкающим ноткам, которые используются в качестве согласных и применяются исключительно в Африке. Артикуляционная трактовка этих звуков неоднозначна: ныне они именуются недыхательными, поскольку производятся практически без использования легких, с помощью сосательных движений. То есть они являются противопоставленными имплозивным и эксплозивным согласным.

Первая из трех групп, на которые разделена бушменская семья, называется койсанской. Ее языки широко распространены в ЮАР. В свою очередь, койсанская подсемья подразделяется на северную, южную и центральную группу. На щелкающих языках говорят готтентоты и бушмены. Вторая и третья подсемьи носят названия хатса и сандаве, на диалектах которых говорит часть населения Танзании.

Суахили - основной африканский язык

Kiswahili - самоназвание, которое происходит от арабского слова sawāhil («побережье»). В научный обиход язык вошел достаточно поздно - во второй половине XIX века. В это время появлялись первые описания грамматических характеристик. К концу того же столетия уже существовали словари суахили и обучающие книги.

Сегодня этот язык преподается в большинстве крупных университетов Великобритании, США, Японии, Германии, Франции и других стран. В Танзании, при учебном заведении Дар-эс-Салама, существует институт, который занимается исследованием суахили. В его деятельность также входит издание журнала, в котором содержится культура, литература и прочие вопросы, касающиеся данного языка. Суахили получил статус государственного языка в Танзании, Уганде и Кении.

Современная письменность использует латиницу, которая была введена в 50-х годах 19 столетия европейскими миссионерами. В десятом веке вместо было старосуахилийское письмо (арабица), с помощью которого был написан крупнейший эпос 18 столетия - «Книга об Ираклии». Азбука содержит 24 буквы, в которой нет X и Q , а C употребляется в сочетании ch .

Хауса

Лингвистическая характеристика выделяет в языке три тона: высокий, понижающийся и низкий. Диалект имеет два ряда согласных: имплозивный и эйективный. Среди типичных черт языков афразийской семьи, в хауса отмечается префиксальное спряжение и внутренняя флексия.

Во времена 19 века в данном диалекте использовалась арабская письменность - аджам. Начиная с 30-х годов прошлого столетия начал применяться алфавит, основой которого служит латинский язык. В Нигерии стандарты литературной речи базируются на диалекте кано. Что касается то здесь до сих пор отсутствует письменность.

Хауса - африканский язык межэтнического общения, особенно среди мусульман. Общее число носителей диалекта составляет более 24 миллионов человек, благодаря чему он стал крупнейшим в чадской ветви. Африканский язык хауса является доминирующим в Северной Нигерии и Республике Нигер. Разница употребления диалекта в этих двух странах заключается лишь в одной букве. ƴ - так она пишется в Нигере, а такая ʼy используется в Северной Нигерии.

ISO 639-2 : ISO 639-5 : См. также: Проект:Лингвистика

Нило-сахарские языки - гипотетическая макросемья африканских языков , распространённых между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Распространены в южной части Сахары , в долине Нила , в Сахеле , регионе Судан и в прилегающих районах Центральной, Западной и Восточной Африки - от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Общее количество носителей нило-сахарских языков (согласно Ethnologue-16) приблизительно равно 39 миллионам человек. Тем не менее, данные охватывают диапазон с 1980 по 2005 год (включая усредненные показатели 1990-х годов).

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен,1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Некоторые языковые группы нило-сахарской макросемьи, по оценкам, предшествовали периоду неолита . Так, например, единство Восточносуданских языков было основано, ориентировочно, в 5-м тысячелетии до нашей эры. Нило-сахарское генетическое (и языковое) единство обязательно будет намного старше восточносуданских языков, и будет относиться к периоду верхнего палеолита.

Распределение семей нило-сахарских языков может отражать расположение водных ресурсов в Зелёной Сахаре, когда пустыня была более пригодной для жизни, чем она является сегодня, - то есть в период неолитического субплювиала , когда Сахара в последний раз была саванной .

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к переходным и смешанным типам европеоидно-негроидной расы.

Состав


Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

  • Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.
  • Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури .
  • Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом .
  • В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.
  • Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделённых на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).
  • Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.
    • тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);
    • кир-аббайская семья , включающая нилотские языки .
    • мероитский язык (мёртвый) - гипотеза К. Рильи , получившая поддержку ряда западных лингвистов.
  • Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.
  • Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде: ик, ньянгия, соо (тепес).
  • Берта - изолят в Эфиопии.
  • Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана .
  • Гумуз - изолят в Эфиопии.
  • Кунама - изолят в Эритрее .

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка .

История классификации

Впервые нило-сахарскую гипотезу в близком к современному виде выдвинул Джозеф Гринберг . По его классификации, нило-сахарские языки включали следующие группы:

  1. комузские языки (включали команские языки и язык гумуз)
  2. сахарские языки (в том числе канури)
  3. языки сонгаи
  4. языки фур
  5. языки мабан
  6. шари-нильские языки - включавшие 4 группы:
    1. центрально-суданские языки
    2. языки кунама
    3. языки берта
    4. восточно-суданские языки (в том числе нубийские и нилотские языки)
  • Луо или долуо (3 465 000 носителей), распространён в Кении , восточной Уганде и Танзании . Носителями являются люди народности луо , третьей по величине этнической группы Кении после кикуйю и лухья). На данном языке говорил отец Б. Обамы , 44 президента США.
  • Канури (3 340 000, группа диалектов), носители проживают от Нигера до северо-востока Нигерии , где представляют крупнейшую этническую группу.
  • Сонгайские языки (2,9 млн, ранее считались одним языком), носители проживают вдоль реки Нигер в Мали и Буркина-Фасо . Крупнейшим представителем является язык зарма , крупный язык Нигера . Сонгайские языки распространены на всей территории бывшей Сонгайской империи . Тем не менее, включение данных языков в нило-сахарскую макросемью является спорным.
  • Динка (2 000 000 +), носители проживают в южном Судане . Язык одной из наиболее влиятельных этнических группировок южного Судана, к которой принадлежит, в частности, Джон Гаранг , покойный командующий Армии освобождения Судана.
  • Ланго (977 680), распространён среди одного из крупнейших народов Уганды . Наряду с ачоли , носители языка ланго подвергались этническим чисткам в годы диктатуры Иди Амина , принадлежавшего к другому нило-сахарскому народу, каква .
  • Нуэр (804 907), язык племени нуэр в Южном Судане.
  • Ачоли (791 796), распространён в Уганде и в Судане, ближайший родственник языка ланго .
  • Фур (501 800), один из крупнейших языков региона Дарфур (букв. «дом фур» по-арабски), суданской провинции, где длительное время продолжается гражданская война.
  • Нубийские языки (495 000 - различные диалекты), потомки языка древней Нубии - традиционного врага Древнего Египта, распространены от южного Египта до северного Судана.

Напишите отзыв о статье "Нило-сахарские языки"

Примечания

Библиография

  • Lionel Bender, 1997. The Nilo-Saharan Languages: A Comparative Essay . München.
  • Christopher Ehret, 2001. A Historical-Comparative Reconstruction of Nilo-Saharan . Köln.
  • Joseph Greenberg, . The Languages of Africa (International Journal of American Linguistics 29.1). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Языки Азии и Африки (серия изданий, выходила в 1980-1990 гг.)
  • Roger Blench. «Is Niger-Congo simply a branch of Nilo-Saharan?», in ed. Nicolai & Rottland, Fifth Nilo-Saharan Linguistics Colloquium. Nice, 24-29 August . Proceedings. (Nilo-Saharan 10). Koeln: Koeppe Verlag. 1995. pp. 36-49.
  • Edgar Gregersen. «Kongo-Saharan». Journal of African Languages , 11, 1:69-89. 1972.

Ссылки

    • (Blench) (.PDF)
    • (англ.)
  • (pdf file)

Отрывок, характеризующий Нило-сахарские языки

Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.

макросемья африканских языков. Гипотеза о генетическом единстве Н.‑с. я. была выдвинута Дж. Х. Гринбергом в 1963. Ранее отдельные языки и языковые общности, составив­шие нило-сахар­скую макросемью, рассма­три­ва­лись в африканистике как самостоятельные или включа­лись в другие группы и семьи. Н.‑с. я. распространены в основном в Центральной и Восточной Африке. Самая западная область данного языкового ареала охваты­ва­ет среднее течение реки Нигер, где распро­стра­нён язык сонгай.

Постулат о генетическом единстве Н.‑с. я. является наиболее гипотетической частью класси­фи­ка­ции Гринберга и требует дополнительного обоснования. Аргументы в пользу нило-сахарской принад­леж­но­сти некоторых отдельных языков и языковых общностей являются пока недоста­точ­ны­ми, для ряда из них имеются предположения об иных генетических связях. Дальнейшей разработки требует и проблема внутренней классификации Н.‑с. я., особенно вопрос о наличии отдельной шари-нильской генетической общности в рамках нило-сахарской макросемьи (см. Шари-нильские языки).

Согласно Гринбергу, Н.‑с. я. делятся на 6 семей: 1) сонгай-зарма , 2) сахарская , 3) маба, 4) фур, 5) шари-нильская , 6) кома (нумерация в направлении с запада на восток; названия языков и состав семей даются с учётом работы М. Л. Бендера).

Первая семья представлена одним языком сонгай, основные диалекты которого: собственно сонгай (сонгай кене), дьерма (зарма), денди. Сахарская семья, распространённая в Центральном Судане, включает языки: а) канури , канембу, б) теда, даза (тубу), в) загава, берти. Языки маба, распро­стра­нён­ные в Вадаи (Республика Чад), включают собственно язык маба, а также языки мими, каранга, масалит и др. Семья фур представлена одним языком фур, распространенным в области Дарфур (Судан).

Наиболее сложной структурой обладает шари-нильская, или макросуданская, семья, включа­ю­щая 4 ветви: восточно­су­дан­скую, центральносуданскую, кунама, берта. Восточно­су­дан­ские языки, в свою очередь, делятся, по Гринбергу, на 10 групп: 1) нубийская, включающая а) нильскую подгруппу: кенузи-донгола, махас-фадиджа, сюда же относится и древне­ну­бий­ский ; б) горную подгруппу: даир, гарко и др.; в) мейдоб; г) биргид; 2) мурси, мурле, мугуджа, дидинга, лонгарим и др.; 3) нера (барса); 4) ингассана (таби); 5) ньимант; 6) темейн, джирру; 7) тама, сунгор, мерарит, кибет; 8) дагу (даджу) и др.; 9) нилотская, включающая западные языки: бурун, шиллук , ачоли, алур, луо , динка , нуэр и др.; восточные языки: бари, туркана, масаи , лотуко, карамоджонг (каримоджонг) и др.; южные языки: нанди, сук (пакот), татога (см. Нилотские языки); 10) нгангеа (ньянгия), ик, со.

Центральносуданские языки делятся на 6 групп: 1) бонго, сара, багирми , йулу и др.; 2) крейш; 3) мору, мади, лугбара и др. ; 4) мангбету, асуа (ака) и др.; 5) мангбуту, эфе и др.; 6) ленду.

Остальные 2 ветви шари-нильских языков представлены группами близких диалектов, соответ­ствен­но кунама (и илит) и берта.

Н.‑с. я. по своему грамматическому строю и лексическому составу сильно отличаются друг от друга. Отдельные Н.‑с. я. и группы испытали сильное контактное воздействие со стороны других языков, особенно относящихся к афразийской макросемье . Это обстоятельство, а также слабая изученность многих Н.‑с. я. существенно затрудняет нило-сахарские сравнительно-исторические иссле­до­ва­ния. В обоснование гипотезы о нило-сахарском генетическом единстве Гринберг проводит около 160 лексических соответствий, а также около 30 соответствий в морфологических показателях, многие из которых распро­стра­ня­ют­ся лишь на отдель­ные языки и подгруппы, не охватывая большин­ство Н.‑с. я. Среди этих соответ­ствий следует выделить a (/ai) как показатель личного место­име­ния 1‑го лица единственного числа во всех 6 семьях нило-сахарской семьи, обычно противо­по­став­лен­ный i как показателю 2‑го л. ед. ч. (во 2‑м лице часто имеется назальный префикс, напри­мер, канури nyi, сонгай ni, маба mi и т. д.); релятив­ный и адъектив­ный формант ma в языках сонгай, сахарских, шари-нильских и кома, показатель каузатива t- в сахарских и восточносуданских языках; n как показатель 3‑го л. ед. ч. в личных, притяжательных и указательных местоимениях; w в личных местоимениях 2‑го л. мн. ч. в сахарских и восточносуданских языках; релятивный и адъективный показатель ko- в сонгай и маба, показатели генитива n (маба и фур), аккузатива k (канури и маба), локатива l. Далее k, t, n, i как показатели мн. ч. и противо­по­став­ле­ние един­ствен­но­го и множе­ствен­но­го чисел с помощью оппозиций n/k, t/k; глагольный дативный показатель k со значением «делать для кого-либо» в канури и восточно­су­дан­ских языках.

  • Greenberg J., The languages of Africa, The Hague - Bloomington, 1966;
  • его же , Nilo-Saharan and Meroitic, «Current Trends in Linguistics», 1971, v. 7;
  • Bender M. L., Nilo-Saharan overview, в кн.: The Non-Semitic languages of Ethiopia, East Lancing (Mich.), 1976.

В. Я. Порхомовский.