Материалы по фотосъемке и другим темам. Жизнь насекомых и не только: макросъёмка

Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире. Они живут рядом с нами, вокруг нас, - но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совсем иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием все вокруг. Похоже, что даже сила тяжести там меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя вполне комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих предметов или частиц, а есть единый поток жизни, где все неразрывно связано, где каждый находится на своем месте - и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и одновременно неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок - и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки… и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох - и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение - и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после полного погружения в океан света и тени, я уношу с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой - независимым свидетелем чуда.

После проявки пленки и печати снимков начинается другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки - лежащую на столе и пульсирующую в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Из огромного количества материала остаются лишь меленькие крупицы, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. И всему этому надо уделять особое внимание.

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках плохую железку, так и фотограф не сможет раскрыться на сто процентов, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии - путешествии по особым мирам, мирам света и тени.

Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в передаче тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

Тут возникает вопрос: какая же камера может стать тем самым инструментом? На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора - это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение: оно . Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив - это одно из непременных условий достижения хорошего результата. Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и свободно менять глубину резкости. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Тем самым штатив увеличивает предсказуемость результата фотосъемки, позволяя экономить силы и энергию. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность - признак мастерства.

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже давно совершенную аппаратуру. Каждый год выходят все новые и новые камеры с новыми, порой уникальными возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам дает? Новые возможности творчества для тех, кто движется вглубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами, - он внутри нас.

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках. Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том, как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками - это и есть искусство, искусство восприятия, искусство фотографии.

Тот, кто овладел им, - по-настоящему счастлив.

© Николай Кузнецов

Известный немецкий фотограф Карл Блоссфельд был первым, кто применил макрофотографию. Он снимал детали растений в студии, достигая при помощи сконструированной им самим камеры 30-кратного увеличения. Его работы были предельно реалистичны, но, вместе с тем, он отходил от устоявшихся канонов фотографии своего времени, ибо навязал общественности новый взгляд на мир – взгляд через объектив фотокамеры. За это многие сочли фотонатуралиста абстрактным вольнодумцем и не смогли оценить в нем творца, поднявшегося на ступеньку выше остальных. Теперь же, когда фотография уже давно обслуживает потребности цивилизации, камеры умеют снимать как атомы водорода, так и сверхскопления галактик на расстояниях в миллиарды световых лет, мы уже вполне осознанно мажем говорить о ценности изображений.

Итак, изображение является фотографией и отражает объективный срез события, а не является коллажированной интерпретацией, оно уже достойно внимания как документальный факт. Но достаточно ли этого при макросъемке насекомых? Нет, поскольку, как и везде, в фотографии следует искать творческое начало, подсознательно притягивающее к себе зрителя.

Эстетической первоосновой реалистической макрофотографии должна быть определенная изоляция образов, их лаконизм. Пытаться заставить зрителя полюбить противную ему с детства гусеницу бессмысленно. Банальная брезгливость и неприятие человеком гусеницы или других подобных существ может корениться в сфере бессознательного. Выход один – максимально достоверное изображение букашки, исключительно детализированной, в ненавязчивом ракурсе, подчеркивающем красоту форм и узоров.

Как ни крути, фотограф, открывающий микромир, должен не бояться припасть к земле и заглянуть туда, где совершенно другая жизнь. А чтобы не просто заглянуть, но еще и подчинить его для создания прекрасных портретов мотыльков, богомолов, гусениц, долгоносиков, скарабеев и пауков, нужно просто любить микромир.

Перейдем к конкретике. Для съемки насекомых крупным планом понадобится специальное оборудование. Описание процесса работы с ним будет усложняться пропорционально сложности аппаратуры. Но получить снимки микромира, определенного качества, можно даже с помощью компактной фотокамеры с режимом «макросъемка». Некоторые компакты фокусируются в этом режиме, начиная с дистанции в 1см. Недостатком съемки компактами является недостаточное увеличение объекта. Настоящие макрообъективы не просто могут фокусироваться с малого расстояния, но и обладают увеличительными свойствами. При съемке компактной камерой особое внимание нужно уделить яркому освещению, т.к. ее автоматика будет повышать ISO (светочувствительность), компенсируя недостаток света, что приведет в свою очередь к повышенным цифровым «шумам». Такие цифровые помехи существенно подпортят детализацию макрообъекта в увеличенном масштабе.

Более серьезная макросъемка осуществляется с помощью зеркальных камер со сменной оптикой, позволяющих подсоединять макрообъектив и контролировать весь процесс фотографирования в ручном режиме. В арсенале макрофотографа: цифровая камера с угловым видоискателем, макрообъективы, диоптрийные насадки, фотовспышки с рассеивателями (часто рассеиватели приходится делать самому фотографу из полупрозрачных материалов), различные специальные макровспышки, удлинительные кольца, штатив.

Такой инструментарий позволяет увеличивать и освещать насекомых до необходимых значений. Остается только творить, искать новые решения и ракурсы. Благо мир насекомых разнообразен и работы тут не початый край. Глубина резкости при макросъемке играет огромную роль. Макрообъективы обладают очень маленьким расстоянием резкого изображения объектов. Порой даже маленькое насекомое не выходит полностью резким, т.к. не находится в сфокусированном пространстве. Этот эффект еще больше подчеркивает величину макрообъекта, делая его визуально больше. Строя композицию кадра с насекомым, необходимо какой-либо его элемент сделать идеально резким. Этот элемент будет нести смысловой акцент всего кадра. Расширить глубину резкости часто бывает необходимо для съемки насекомых с длинным телом, например, стрекоз. Для этого необходимо устанавливать более узкую диафрагму. Компенсация экспозиции будет происходить за счет увеличения выдержки. Стало быть, при съемке с рук может появиться «шевеленка», поэтому целесообразно использовать штатив, и пульт дистанционного управления.

Фотографировать насекомых удобнее всего утром, в хорошую погоду, когда насекомые показываются на веточках и листьях деревьев, полусонные, подставляя солнцу свои мокрые от росы крылья, усы, спинки. Ветреные мотыльки, бабочки к вечеру сбавляют сбою игривость. Богомолы и божьи коровки относительно неподвижны, их можно «брать» в любое время суток. А вот мухи, шмели, осы – сущий ад, особенно в разгар душного и солнечного летнего дня. Большинство пауков слепы, поэтому к ним легче приблизиться, оставаясь незамеченным.

Не стоит забывать и про опасность связанную с укусами насекомых. Здесь шутить нельзя, много ядовитых особей. Ведь по оценкам ученых на Земле осталось несколько миллионов неоткрытых видов насекомых!


Похожие материалы:

  • 27/08/2014 21:27 - Подборка макрофотографий Джека Трамп (Jack Trump)
  • 05/08/2014 21:34 - Чудесная макроподборка Атсже Босма (Atsje Bosma)
  • 31/07/2014 21:22 - Небольшая макроплдборка от Сини Ян (Siny Jan)
  • 21/07/2014 21:19 - Макроподбока начинающего фотографа Марилуза Пикадо (Mariluz Picado)
  • 03/07/2014 20:52 - Макро работы фотографа Джона Дейла (John Dale)

Новые статьи:

  • 05/12/2011 11:41 - Обзор объектива Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM:
  • 05/12/2011 11:33 -

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.

Макро-фотография дает нам возможность запечатлеть уникальные изображения, с которыми не каждый сможет справиться. Здесь мы рассмотрим самые лучшие способы снимать насекомых, пауков и поделимся несколькими снимками для вашего вдохновения, чтобы вы могли отправиться на охоту в сад.

Вам понадобится

Объектив для макросъемки (или альтернатива)

Как мы уже говорили в статье , макро-линза позволит вам сфокусироваться на крупном плане очень маленьких вещей. Обычно это быстрые бинзы (максимально широкая диафрагма), и они поставляются в широком диапазоне размеров и цен. Я считаю, что у объективов-премиум лучше резкость, но вам придетсябольше работать над качественным снимком.

У настоящей макро-линзы будет соотношение 1:1 или больше, а значит, она даст вам изображение сюжета в реальную величину или больше. Некоторые объективы с зумом (например, популярный 70-300мм) имеют макро-функцию. На самом деле это значит, что вы сможете приблизить изображение до "почти макро" размера. Преимущество этого в том, что вы можете находиться на гораздо большем расстоянии, и будет полезно вам при съемке насекомых, например. Маленькие диафрагмы обычно означают, что такой спектр будет недоступен для достижения высокого качества снимков.

Нет необходимости в специальном объективе. Есть и другие альтернативы в продаже, например удлиняющие трубки для объектива, и даже фильтры. Компактная камера или камера на телефоне со значком цветка также позволит вам сделать адекватные макро-снимки. Так что вы можете попробовать заняться макросъемкой практически на чем угодно! Ниже предлагаются рекомендуемые материалы об оборудовании для макро-съемки.

  • : фотография макро- и крупным планом получается успешной с помощью разных способов, даже если у вас нет специального объектива. Узнайте больше в этой статье.
  • . Эта тема обсуждается давно: что лучше использовать, полноформатную камеру или камеру с сенсорной обрезкой? Здесь необходимо учесть переменные, и в статье учитываются самые ключевые из них, и как они помогают (или мешают!) макро-съемке.

Маленьким вещам необходимо много света

Непосредственно при съемке насекомых, длинный объектив будет более полезен, потому что вы сможете находиться на большем расстоянии от насекомого. Если вы приблизитесь слишком близко, они улетят (уползут). Также есть проблема тени от вашей камеры. Поэтому для насекомых лучше подойдут более длинные объективы (хотя подчеркиваю, это необязательно).

Чем больше работает зум, тем меньше света попадет, что приведет к проблемам с ГРИП. Всегда есть соблазн открыть самую широкую диафрагму, но вы можете создать себе проблему с фокусировкой; если вы не сможете передать лицо и глаза, тогда ваш снимок будет испорчен (если только у вас нет специфического намерения).

Кольцевая вспышка поможет получить больше света, вы сможете настроить более короткую выдержку, но это еще один фактор, который может напугать объект фотографии. По этой причине я предпочитаю объективы-премиум: они быстрее (у них более широкая диафрагма), и в результате лучше резкость. У вас есть короткая выдержка, которая позволит вам сделать снимок, не потеряв света.

Длинный макро-объектив не всегда становится лучшим решением, также из-за него больше движения камеры, и это еще одна проблема, которую придется решать. Макро-фотографы обычно снимают на объектив около 100 мм, что дает им в работе расстояние примерно в 10-13 см. Сделайте это расстояние меньше, и вам практически придется сидеть у насекомого на коленях, чтобы сделать снимок. А если оно будет больше, каждое движение и дыхание объекта будет преувеличено - удачи с фокусировкой.

Насекомые, пауки, букашки!

Вам нужны букашки.

Лучше всего начинать с цветов. Проведя небольшое исследование, вы узнаете, на какие именно цветы любят садиться нужные вам букашки. Например у моей бабушки растет Буддлея, которую часто называют "бабочкин куст", догадайтесь, почему. Верно, бабочки любят его!

Умоляю вас, старайтесь снимать мелких тварей в их естественной среде, насколько это возможно - дайте им быть там, где они живут. Многие фотографы берут насекомых, кладут их в морозилку, чтобы они стали медленными и заторможенными, тогда их легко фотографировать. Я видела эти снимки, кажется, объект на снимке приклеен к поверхности. Лучше я вовсе не сделаю снимок, чем сделаю его таким образом. Это не только обман, но представьте, что кто-то бросит вашего кота или собаку в морозильник, или накачает их лекарствами, или приклеит к земле, чтобы они не двигались во время съемки. Это неправильно.

Если вам необходимы снимки заторможенных насекомых, подумайте о времени дня. Рано утром вы можете "захватить" этих букашек, когда они еще не совсем проснулись и ведут себя немного неуклюже. Особенно это удается сделать поздним летом или ранней осенью.

Если вам непременно нужно подвинуть что-то где-то, будьте аккуратны и осторожны: эти создания могут быть очень хрупкими, и я всегда советую оставлять их в своей естественной среде.

Вдохновение

Муравей

Photodune

Вот хороший пример неглубокого ГРИП. Получилось удачно! Фотограф уловил муравья в долю секунды от того, как его усико закрыло глаз. Может быть, именно это и произошло в остальных ста снимках, нам этого не узнать, но так вознаграждается терпение и твердая рука - это самые необходимые качества в макро фотографии.

Приглушенная цветовая палитра из приземленных коричневых тонов хорошо гармонирует с темой снимка, и служит хорошим контрастом в противовес ярко окрашенным макро-снимкам, которые мы часто видим.

Бабочка на цветке

Изображение лицензировано из: Photodune

Цветастая бабочка на ярком цветке - то, что мы часто видим, но мне этот снимок нравится, потому что он не слишком перегружен. Три ярких цвета доминируют в снимке, но фон - простой, поэтому фото выглядит хорошо. И бабочка, и цветок находятся в фокусе, и темный фон позволяет бабочке выделяться по-настоящему!

Паук в паутине

Изображение лицензировано из: Photodune

Букашка в своей среде обитания часто задает контекст; в этом случае - это паук в паутине. Я не особый любитель композиции с объектом в центре, но здесь отблеск от линзы в верхнем правом углу и темно-синий в верхнем левом углу немного сдвигает центральную композицию и придает ей качество более трехмерного изображения.

Не уверена, естественно ли там возник эффект боке на фоне, или эта текстура была добавлена в пост-обработке, но ему удается разбить фон, не отвлекая от сюжета снимка.

Пчелы

Изображение лицензировано из: Photodune

Помните, что фон нужно оставлять простым и не перегруженным? Иногда стоит игнорировать это правило, чтобы добиться таких результатов, как эти пчелы в сотах. Хаотическое нагромождение пчелок в этом фото притягивает ваш взгляд, и вы продолжаете разглядывать его, так как глаз не может найти главного субъекта, на котором остановиться.

Черно-желтая цветовая схема - причина, по которой этот снимок столь удачен, и она создает нечто абстрактное, хотя нам видно, что это не так!

Еще одна бабочка

Изображение лицензировано из: Photodune

Эта бабочка по композиции похожа на более ранний пример, однако если он был ярким и броским, у этого совершенно другой эффект. Мягкий фон боке выглядит красиво, у него есть небольшой всплеск цвета в верхнем левом углу, который по тону подходит бабочке. Только самое необходимое находится в фокусе, придает достаточно интереса, и при этом не отвлекает.

Методы

Проблемы с ГРИП

Одна из потрясающих вещей в макро-фотографии - умное использование ГРИП (глубина резкозти изображаемого пространства). Грубо говоря, чем больше размер объектива, чем больше зум, тем меньше ГРИП. Если вы хотите, чтобы насекомое было полностью в фокусе, возможно вы уже не снимаете "макро", говоря техническим языком, так как вы выйдете за рамки соотношения 1:1, из-за того, что вам придется воспользоваться зумом, чтобы получить желаемый результат. Усложняет все еще то, что в работе на камере DSLR и компактной камере будут отличия.

  • . Хорошая новость в том, что ограничения низкого ГРИП можно обойти. Наложение фокуса сложно сделать, когда у вас движущиеся объекты, вроде жуков. Они не будут терпеливо сидеть или стоять и ждать, когда у вас будет хорошая композиция. Но этот полезный метод пригодится вам.

Пусть ваша букашка предстанет в самом выгодном свете

Иногда маленькая букашка может потеряться на перегруженном фоне из цветов и растений. Один из способов справиться с этим - использовать неглубокий ГРИП, но, как обсуждалось выше, это может вызвать проблемы. Альтернативой может стать съемка объекта на темном фоне, чтобы он "заиграл". Повысьте выдержку для яркого переднего плана, чтобы фон выглядел более темным. Если вы не можете его достаточно затенить, подложите картон или ткань под него, будем надеяться, что это не потревожит насекомое!

  • У камер довольно точные световые примборы, и они постоянно улучшаются. Однако вам стоит знать, как самим точно настраивать выдержку - это приятный бонус.

Ручной фокус

Использование автофокуса с зумом для движущегося объекта сведет вас с ума. Ручная фокусировка - дело не столь простое, но стоит научиться ей. Автофокусировка будет постоянно заставлять камеру "прицеливаться", особенно на небольших расстояниях, когда необходимо сфокусироваться на небольшом участке. Вы только зря потратите время в ожидании правильного фокуса.

Если сложно добиться нужного фокуса перед тем, как насекомое будет двигаться, то почему вам не расположиться самим в первую очередь. Я упоминала Буддлею, которая привлекает бабочек: сфокусируйтесь на одном из цветков и ждите, пока на него не приземлится бабочка. Тогда вам достаточно будет небольшой корректировки, чтобы включить в снимок бабочку, когда она окажется в кадре.

Скорость затвора

Быстрая скорость затвора - супер необходима, и как говорилось ранее, как узнать, что именно нужно вам? Хорошее правило - выбирать скорость равную или больше фокусного расстояния, используемого вами. Значит, если вы находитесь на 200 мм, тогда вам лучше выбрать скорость 1/200.

  1. Используйте большую скорость затвора, и выбирайте непрерывную "очередь" из снимков, чтобы у вас было больше шансов заполучить один с удачным фокусом.
  2. Фотография объектов в естественной среде обитания, например, паука в паутине, позволяет добавить контекст и рассказать историю.
  3. Более длинный объектив поможет вам не спугнуть объект съемки.
  4. Нацельтесь на цветок и ждите, когда на нем окажется насекомое, вместо того, чтобы отслеживать движение насекомого.
  5. Картон и ткань служат в качестве хорошего фона, если естественный фон слишком перегружен.

Дополнительные ресурсы

  • В саду есть гораздо более интересного помимо букашек!
  • если погода за окном плохая, и букашки спрятались, займитесь макросъемкой в помещении.
  • : Не любите, когда что-то ползает? Попробуйте вместо этого съемку цветов.

Заключительные мысли

Никто не станет отрицать, что на макро-съемку насекомых потребуется время и терпение, но результаты могут быть потрясающими. Макро фотография - не то, что можно сразу начать снимать, только взявшись за камеру, но есть шанс ухватить нечто уникальное и интересное, что при этом будет выглядеть реальным, и вызывать вопрос: "Вот это да! Как им это удалось?"

Время на макро-съемку насекомого ограничено, если вам необходимо разнообразие. Весна и лето - лучшее время, но не игнорируйте и более холодные, влажные сезоны. Много уловить очень много интересного в осенней букашке или "поймать" паука, покрытого инеем в паутине. Вряд ли такие снимки найдешь в интернете, потому что обычно насекомых снимают в теплую погоду!

Правильный фокус - самое важное. Если вы упустите глаза или крылья, или то, что вас интересует, вам придется выбросить весь снимок, потому что он уже не будет производить нужного эффекта без хорошего фокуса. Подумайте о компромиссе между фокусным расстоянием и ГРИП, когда задаете настройки снимка. Стоит ли помещать так много вашего объекта в кадр, если у вас узкая фокусировка в неправильном месте?

Как и все остальное, потребуется много тренировки. Лучше всего начать "охотиться" на растения, которые привлекают насекомых, - до тех пор, пока вы не поймете на опыте, какие места наиболее выгодны для съемки. Иногда очень хочется принести букашку домой и фотографировать ее там, где вам удобно. Попробуйте, но избегайте делать это. Не думаю, что нам бы понравилось, если бы нас вытащили из привычной нам обстановки, поэтому и вам необходимо так себя не вести.

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.