Михаил михайлович пришвин рассказ выскочка. Михаил Пришвин — Выскочка: Сказка. Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Выскочка»

Михаил Михайлович Пришвин

Выскочка

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
- Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.
Это у них значило:
- Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
- Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.
Это у нее значило:
- Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок и подумают - наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.
Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.

Это у них значило:

Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.

Это у нее значило:

Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок и подумают - наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» (на доске).

Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»

Образовательные задачи (предметные результаты):

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.

4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование:

Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут О.А., я у вас сегодня проведу урок литературного чтения.

Поприветствуйте наших гостей кивком головы.

Садитесь, сядьте ровно, спинки выпрямите, приготовьтесь слушать.

II. Актуализация знаний. (1,2,3 слайд)

– Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будите слушать, рассмотрите иллюстрации. (Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).

НА слайде «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин.

Учитель: Что за звуки вы услышали?
(Я слышу звуки леса. А я пение птиц и дуновение ветра. Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев).
Учитель: Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)

Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.

Ребята, а работать мы с вами будем в группах. «Солнце», «Вода», «Трава», «Цветы». Все готовы. Молодцы. А следить за временем сегодня буду я.

Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету каждая группа, а затем выступают). (4 слайд)

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ : - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

IV. Тема, цель урока.

- Как вы считаете, кто автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин).

1. Приём «Дешифратор» (карточка № 1).

Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. Придвиньте карточки под №1 и расшифруйте это название. Работаем группой. (Дети разгадывают название в группах). Молодцы.

Давайте подумаем, а какие цели (СЛАЙД 5 ) мы с вами поставим на урок? Обсудите их в группах. Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).

ИТОГ : Итак, ребята, тема нашего урока М. Пришвин «Выскочка», (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) а цель урока (ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ 6 )- Знакомиться с новым произведением. Читать и понимать прочитанное.

Высказывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в группе.

2.Приём «Предложение»

По названию произведения предложите, о ком или о чём пойдёт речь? Молодцы.

Писатель дал своему произведению название «Выскочка». А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Правильно, молодцы.

3.–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями произведения .(7 слайд)

Читаем вместе со мной:

уаф – уаф – Франция

уон – уон - Япония

бау – бау - Англия

гау – гау - Вьетнам

гав – гав - Россия (Собака)

Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

4. Работа со скороговоркой по группам. (8 слайд).

А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя, и поработайте в группе, придвинув белую карточку. Отвечаем все вместе. (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.) ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ГРУППЫ.

–Группа «Солнце». Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

– Группа «Вода». Выделите голосом, что же делали сороки?

Группа «Трава». Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?

Группа «Цветы». Покажите голосом, какие это были сороки?

(На ДОСКЕ)- Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения? (собака, сорока).

IV. Первичное чтение.

(9 СЛАЙД) - Сейчас мы прочитаем произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»

Ребята, кто будет помощником при чтении? Обсудите в группах и предложите . (учитель +уч-ся из каждой группы). Открыли страницу 14четвёртую.

V. Вопросы на первичное восприятие.

1.Прочитайте вопрос на слайде и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»? ) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).

ДЛЯ ВСЕХ: Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).

Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).

5. Физминутка

VII. Вторичное чтение.

Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте мы прочитаем произведение еще раз. При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события, описание героев, непонятные слова.

Словарная работа.

Какие слова вам были не понятными при чтении? Обсудите в группах.(обсуждают). СПРОСИТЬ, ИТАК, КАКИЕ ЖЕ СЛОВА ВАМ БЫЛИ НЕПОНЯТНЫ? (одна говорит, а другая может отвечать).

Работа в группах. (карточка № 2) Сами читаете вопрос и говорите ответ.

Придвиньте карточки №2. Прочитайте вопрос и обсудите в группах.

1 гр «Солнце»: - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?

Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).

Итак, группа «Солнце», вы готовы? Молодцы.

Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки у нас в Алтайском крае. Протекает она, ребята, в г. Бийске. (Пишется с большой буквы, т.к. обозначает географическое понятие). (10 СЛАЙД)

ГРУППА «Вода», как вы ответили на свой вопрос?

2 гр «Вода»: Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

3 гр «Трава»: Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

4 гр «Цветы» : Какой была Выскочка? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).

  1. Выборочное чтение в группах.

Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент ? Обсудите в группах. Чья группа готова отвечать? С. (со слов..Только бы ещё одно мгновение..). А вы как считаете?

Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? (Выскочка поскакала дуром).

Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок). Кто готов?

Как вы понимаете крылатое выражение «в семье не без урода»? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).

Учитель: Какова главная мысль произведения? Обсудите в группах . (НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ). А как вы считаете?

  1. Работа со всем классом. (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ?)

Итак, ребята, какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).

Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому – нибудь).

Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? Обсудите в группах.

Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

VIII. Закрепление.

А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Придвиньте карточку №3.

1.Работа с таблицей в группах. (карточка № 3)

X. Домашнее задание:

Ребята, а кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?

И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании. (РАЗДАТЬ ПО ГРУППАМ). Как вы поняли д/з? А ваша группа? Группа «Цветы».

XI. Рефлексия: (НА ДОСКЕ)

Ребята, на парте у вас лежат символы ДВУХ цветов: лучики, капельки, лепестки, листочки. Выберите тот, который остался в вашей душе после сегодняшнего урока.

Если вам понравился урок, вы достигли целей, поставленных в начале урока, прикрепите яркий символ, если было трудно, не интересно – символ другого цвета. Работает каждый в группе. (ДЕТИ САМИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ). Молодцы, хорошо потрудились на уроке. Посмотрите, какая яркая, радостная картина у нас получилась.

СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ВОДА, БУДЬТЕ С НАМИ ВСЕГДА!

МОЛОДЦЫ. Мне понравилось с вами работать, и я считаю, что вы все сегодня заслужили оценку «5».Спасибо за урок. До свидания. (слайд 11)


Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.