Монашеский орден. Монашеские ордена Средневековья. Рыцарские ордена

Они основывали государства и диктовали свою волю европейским монархам. История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.

Орден тамплиеров

Дата основания Ордена: 1119 год.
Интересные факты: Тамплиеры, храмовники - самый известный рыцарский орден, истории и загадкам которого посвящено множество книг и фильмов. Тема «проклятия Жака де Моле» до сих пор активно обсуждается любителями конспирологии.

После изгнания из Палестины, храмовники переключились на финансовую деятельность и стали самым богатым орденом в истории. Они придумали чеки, вели доходную ростовщическую деятельность, были главными кредиторами и экономистами Европы.

В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Тамплиеров обвинили в ереси - в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и практиковали мужеложство. В «доказательство» последнего пункта до сих пор принято упоминать про одну из эмблем храмовников - два бедных рыцаря сидят на одной лошади, что служило символом нестяжательства рыцарей ордена.

Тевтонский орден

Дата основания ордена: 1190 год.
Интересные факты: Девиз тевтонцев - «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался - помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно. «Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение.
Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.

Орден Дракона

Дата основания ордена: 1408 год.
Интересные факты: Официально орден Дракона был основан королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом, однако в сербской фольклорной традиции его основателем считается легендарный герой Милош Обилич.
Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом, свернувшегося в кольцо. В родовых гербах дворян, состоявших в ордене, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит.
В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене - dracul по-румынски значит «дракон».

Орден Калатравы

Дата основания ордена: 1158 год.
Интересные факты: Первый католический орден, основанный в Испании, был создан для обороны крепости Калатрава. В XIII веке он стал самой влиятельной военной силой в Испании, способной выставить в поле от 1200 до 2000 рыцарей. В период наибольшего расцвета, при Хироне и его сыне, орден контролировал 56 командорств и 16 приоратов. На орден работало до 200 000 крестьян, его чистый годовой доход оценивался в 50 000 дукатов. Однако полной независимости орден не имел. Звание гроссмейстеров, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли.

Госпитальеры

Дата основания ордена: около 1099 года.
Интересные факты: Странноприимный орден, Госпитальеры, Мальтийские рыцари, или иоанниты - древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь госпиталя и церкви Святого Иоанна Крестителя. В отличие от других орденов, госпитальеры принимали в свои ряды женщин-послушниц, а все мужчины, вступавшие в орден, должны были иметь дворянский титул.

Орден был международным, а его члены по языковому принципу были разделены в Средние века на семь лангов. Интересно, что славянские языки относились к германскому лангу. 72-м Великим магистром ордена был Российский император Павел Первый.

Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры были одним из самых богатых рыцарских орденов. Французская армия во время захвата Наполеоном Мальты нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.

Орден Святого Гроба Господня

Дата основания ордена: 1099 год.
Интересные факты: Этот могущественный орден был создан во времена Первого Крестового похода и появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Миссией ордена была защита Гроба Господня и других святых мест Палестины.

Долгое время Великими магистрами ордена были Папы римские. Только в 1949 году титул был передан членам Курии Ватикана.
Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру являются представители королевских семей, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита. Согласно отчету 2010 года численность ордена превысила 28000 членов. Штаб-квартира его находится в Риме. На благотворительные проекты ордена в период с 2000 по 2007 годы было потрачено более 50 миллионов долларов.

Орден Алькантара

Дата основания ордена: 1156 год.
Интересные факты: Орден изначально был создан как товарищество для защиты от мавров пограничной крепости Сан-Хулиан-де-Пераль в Испании. В 1177 году товарищество было возведено в рыцарский орден; он обязался вести вечную войну с маврами и защищать христианскую веру.
Король Альфонсо IX в 1218 году подарил ордену город Алькантару, где он под новым названием и обосновался. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 53 городами и деревнями. История ордена был полна перипетий. Он богател и беднел, его несколько раз упраздняли и снова восстанавливали.

Орден Христа

Дата основания ордена: 1318 год.
Интересные факты: Орден Христа был правопреемником тамплиеров на территории Португалии. Орден также называют Томарским - по названию замка Томар, ставшем резиденцией Магистра. Самым известным томарцем был Васко да Гама. На парусах его кораблей изображен красный крест, являвшийся эмблемой ордена Христа.
Томарцы были одной из главных опор королевской власти в Португалии, и орден был секуляризирован, что, конечно, не устроило Ватикан, который стал вручать собственный Верховный орден Христа. В 1789 году орден был окончательно секуляризирован. В 1834 году произошла национализация его имущества.

Орден меченосцев

Дата основания ордена: 1202 год.
Интересные факты: Официальное название ордена - «Братство воинов Христа». Прозвание «меченосцы» рыцари ордена получили из-за изображенных на их плащах мечей под лапчатым тамплиерским крестом. Их главной целью был захват Восточной Прибалтики. По договоренности 1207 года 2/3 захваченных земель отходили в собственность ордена.
Планам восточной экспансии меченосцев помешали русские князья. В 1234 году в сражении на Омовже рыцари потерпели сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, после чего Литва вместе с русскими князьями начала походы на земли ордена. В 1237 году, после неудачного Крестового похода на Литву, меченосцы присоединились к Тевтонскому ордену и стали Ливонским орденом. Он был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне в 1561 году.

Орден Святого Лазаря

Дата основания ордена : 1098 год.
Интересные факты : Орден Святого Лазаря примечателен тем, что изначально все его члены, включая Великого магистра, были прокаженными. Свое название орден получил по месту основания - от названия больниц Святого Лазаря, располагавшейся неподалеку от стен Иерусалима.
Именно от названия этого ордена происходит название «лазарет». Рыцарей ордена также называли «лазариты». Их символом стал зеленый крест на черной сутане или плаще.
Сперва орден не был военным и занимался исключительно благотворительной деятельностью, помогая прокаженным, однако с октября 1187 года лазариты стали участвовать в боевых действиях. Они шли в бой без шлемов, их лица, обезображенные проказой, наводили ужас на врагов. Проказа в те годы считалась неизлечимой и лазаритов называли «живыми мертвецами».
В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял почти весь свой личный состав, а после изгнания крестоносцев из Палестины обосновался во Франции, где и в наши дни занимается благотворительностью.

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Н.Ф. Усков

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 320-331

Монашество (от греч. monachos - «отшельник») - одна из форм осуществления аскетического идеала, характерная для ряда «религий спасения», требующих от своих последователей полной или частичной систематизации поведения ради обретения как «духовной сопричастности божественному» при жизни, так и спасения послесмерти (М. Вебер). В средневековом монашестве неследует видеть выражение устремлений однихаскетов: оно являлось непременным компонентом представлений общества о себе самом,своих ценностных ориентирах и задачах.

Переход от аскезы к монашеству

В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. ОднакоИисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19,10-12, 27-28; Мар. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12,
22-31). Утверждение бренности «образа мирасего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31).Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало,что человек должен победить не плоть, но своюгордыню и себялюбие во имя любви к Богу. Вдействительности христианство заимствовалоу различных дуалистических учений позднейантичности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике монашества, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это,в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирноговремени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитетмонашества среди мирян и в церкви.

Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio ) с сакральным (отсюда частоеобозначение монахов как religiosi , с ростом.христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, в пустыню (Мат. 4), где и конституируется монашество как институт, обособленныйот остальной церкви. Еще авторы житий первых монахов подчеркивали своеобразный эгоизм аскетов, стремившихся, покинув общину, обрести личное спасение, «лишь насебя одного обращать внимание» (св. Афана-сий), не участвуя в отправлении тех или иных общественных функций. В концентрированном виде это стремление выразил один из крупнейших западных отцов монашества Иоанн Кассиан (ум. 435): «Монах всеми путями должен бежать от епископа и женщины».

Ок. 275 г. св. Антоний Великий (ок. 250-356), которого называют «родоначальником» монашества, примкнул к одному из аскетов, жившихв пустыне Нижнего Египта. Египетские колонии отшельников, появившиеся вскоре подвпечатлением подвигов св. Антония и заложившие основу еремитизма (от греч. «пустынножительство»), вскормили и другую форму М.а - киновийную (от греч. «общежитийный»), подражавшую общине апостолов: «Умножества... было одно сердце и одна душа,... все у них было общее» (Деян. 4, 32-35),Постоянная молитва (лат. laus perennis ) и физический труд (лат. ореra manuum ), согласно1 Феc . 4, 11; 5, 17, вменялись в обязанностьчленам общины и стали основными занятиями киновитов. Родоначальником киновииявляется св. Пахомий Великий (ок. 292-348),написавший первый устав (правило), нарядус властью аббата (настоятеля, от сир. «отец»)регулирующий жизнь общины. В IV в. монашествораспространяется в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении, Грузии и Западной Европе. В Х в. из Византии монашество проникаетеБолгарию и Сербию, а в XI в. на Русь.

Монашество в раннее средневековье:

междуцерковью, знатью и королевской властью

Первые известные нам очаги монашества на Западе возникают в наиболее романизированных,а соответственно и христианизированных регионах: Италии и Галлии. Древнейшие монастыри в Западной Европе были основаны в Аквитании св. МартиномТурским (336-401).Независимо от него в У-У1 вв. на юго-востоке Галлии сложилась целая семья монастырейс центром в Лерене близ Канн. К крупнейшимиз них принадлежали монастыри Юры (Конда, Локон, Бальма). Существенное влияние наюжногалльское монашество оказал опыт восточныхподвижников, обобщенный в трудах ИоаннаКассиана - «Собеседованиях» и «Установлениях». В окрестностях Рима в нач. VI в., по-видимому, не без влияния традиций Лерена,было составлено «Правило учителя» (лат. Regula Magistri ), которое легло в основу Regula Benedicti - устава, написанного св. Бенедиктом Нурсийским (ум. 555/560) для основанного им ок. 530 г. монастыря Монте-Кассиноблиз Неаполя.

С появлением киновии происходят существенные сдвиги в психологии монашества. От киновита требовалось не столько стремление остa вить мир и вести аскетический образ жизни Христа ради, сколько готовность к послушанию и смирению вплоть до растворения своей воли в воле предстоятелей общины монахов с ее строгой дисциплиной, неусыпнымконтролем и системой наказаний. В УставеБенедикта монахи определяются как «воиныцаря небесного», сражающиеся в «братскомстрою» под водительством аббата. Жизнь вмонастыре есть приуготовление к вышнемупод защитой от козней дьявола, опасных длявольного отшельника. Лишь пройдя обучениев монастыре - «школе служения Господу»,беспрекословно подчиняясь учителю-аббатукак «викарию Христа», монах мог стать отшельником. Странничество Бенедикт рассматривал как извращенный вариант монашества, не могущий обеспечить воспитания в монахесмирения.

Спонтанный аскетический порыв подменялся подражанием, воспроизведением вбыту тех норм, которые были апробированыболее святыми мужами древности на пути к«вершинам совершенства». С появлениемкомпендиумов Кассиана и писаных уставов,изучение таких норм казалось важнее поиска подходящей пустыни или добывания «египетских кореньев». Чтение (лат. lectio divina ),прежде всего корректное осмысление Библии, наряду с молитвой и физическим трудом,выдвигается на первый план в жизни общины. Фундамент монастырской учености былзаложен в Италии в VI в. Кассиодором, основателем Вивария, и папой Григорием Великим, автором Moralia in Job - главного средневекового свода монашеской спиритуальности. Героический подвиг аскета сменила рутина «мастерской», в которой братья овладевают «инструментами духовного ремесла»(у Бенедикта их 72), восходят по 12 ступеням смирения от «беспрекословного послушания» старшим до глубокого переживания неизбывной греховности своего «Я», побуждения любить одного Бога. Монах должен вести не созерцательную, но активную жизнь,«выстраивать» себя и созидать, таким образом, небесный Иерусалим, «гражданами» которого монахов нередко называют средневековые источники. Не случайны поэтомустроительные мотивы в дидактической монашеской литер а туре, изобразительном и прикладном искусстве. От требования ухода измира остались «закрытость монастыря» иобет «оседлости» (лат. stabilitas loci ), впервыеупоминаемый в У-УI вв. в монашеских текстах круга Лерена и зафиксированный в Уставе Бенедикта.

Устав Бенедикта, как и другие монашеские правила, предлагал новую систему социальных связей, мыслившуюся как антитезаотношениям, существующим в миру. Вступление в монастырь приравнивалось к новому рождению и фиксировалось специальнымправовым актом, практически не имевшим обратной силы. Символом этого служила перемена одежды, отказ от прежнего имени, всякой собственности и родственных отношений, позднее и отказ от волос и бороды, олицетворявших социальный статус и пол вмиру. Монах должен был стать neutrum , т.е.,подобно ангелам, ни мужчиной, ни женщиной. Вся иерархия внутри братии строиласьв соответствии с возрастом обращения, воглаве же нее стоял новый «отец» монахов -аббат, которому вменялось в обязанностизаботиться о всех нуждах братьев, наставлятьи наказывать непослушных «чад».

Растущей внутренней регламентации монашеской жизни соответствовала и внешняя. монашество, зародившееся вне церкви и представлявшее собой «свободную» форму жизнимирян, согласно канонам Халкидонского собора 451 г., превратилось в институт публичного и церковного права. Для основания монастыря требовалось отныне согласие епископа, за которым утверждалось
321

Право контроля и попечения над жизнью монахов. Эторешение, поддержанное галльскими соборами, было обусловлено ростом светского и духовного могущества епископата в условиях разложения муниципальной системы в городах и создания имперской церкви в Византии и королевских церквей в варварскихгосударствах. Стремление обеспечить монополию епископата в духовной жизни, монополию на «святость», легитимировавшую исветскую власть прелата, становилось пороюпричиной пренебрежительного и ревнивогоотношения к монашеству, как в случае с отшельником и столпником Вульфилаихом VI в., высмеянным, по словам Григория Турского,епископами, разрушившими затем его столп.

Наряду с обязанностями по интенсификации религиозной жизни, в том числе и участием в пастырском служении, епископатвозлагал на подчиненные ему отныне монастыри также задачи репрезентации собственной власти. Таким образом, в V-VI вв. спонтанный, вызванный лишь аскетическими мотивами рост монашества уступил место жестко регулируемому процессу, инициатором которого
являлись по преимуществу прелаты, отводившие монастырям в сфере церковной организации особые функции. Это в конечном итоге предопределило появление и длительноесуществование всевозможных форм «монашеско-клерикального симбиоза» (Р. Шиффер), которые Алкуин (ок. 735-804) в своевремя обозначил как tertius gradus (лат. «третий разряд»), т.е. нечто среднее между монашествоми клиром. Сближению клира и монашества способствовали, с одной стороны, рост значениямессы в жизни монахов (а соответственно, и увеличение числа монахов, имеющих посвящение), развитие культа святых, регулярное почитание которых, сопряженное с пастырским окормлением паломников, становится конститутивным элементом многих монастырей, а с другой - представление о желательности «культовой чистоты» для клира,соприкасающегося со святыми дарами, что подразумевало не только безбрачие, но и vita communis (лат. «общинная жизнь») по примеру апостолов, преемником которых клирсчитается.

Иной путь клерикализации прошло ирландское монашество, возникшее в У-У1 вв. В Ирландии отсутствовали города в римском понимании слова, и епископат, не обладавшийсветской властью, оказался значительно слабее монастырей, являвших важное звено клановой организации древнеирландского общества. В Ирландии сложилась монастырскаяцерковь: крупнейшие монастыри (Килдаре, Клонард, Клонмакнойз, Бангор, Иона и др.)стали центрами диоцезов (paruchia ), а их аббаты или аббатиссы сами назначали епископов. Свой авторитет монастыри во многом заслужили невероятной строгостью аскезы. Одной из ее форм стало паломничество Христа ради, понимаемое как добровольное отлучение от родины, с тем, чтобы вдали от нееобрести уединенную обитель. В кон. VI в. вГаллию прибыл св. Колумбан (ум. 615), подвлиянием которого число монастырей удвоилось. Наряду с углублением христианизации франков, а соответственно усложнением их духовных потребностей, немаловажную роль в успехе миссии св. Колумбана сыграла и притягательность модели ирландского монашества, декларировавшего независимость отвласти епископата.

В первой половине VII в. стремление к автономии монастырей нашло поддержку прифранкском дворе, в политике которого явственно просматривалось желание усилитьвлияние королевской власти на епископат,сосредоточивший в своих руках обширныевластные полномочия, что в отдельных регионах приводило к созданию «епископскихреспублик» (О. Эвиг). Широкого распространения достигает привилегия ехеmptio (лат.«изъятие»), изымавшая внутреннюю организацию монастыря, а также его имущество изсферы юрисдикции епископата. В тоже время создать полностью независимую от диоцеза монастырскую церковь, подобную ирландской, на континенте не удалось.

Изменение в погребальном обряде в VII в.,выразившееся в почти повсеместном исчезновении погребального инвентаря, стремительном росте захоронений ad sanctos (лат. «при святых», т.е. поблизости от гробницысвятого), совпадает с первой волной основания «частных» монастырей. В агиографии начиная с VII-IX вв. отшельник - это уже побольшей части не энтузиаст-одиночка: в делеоснования кельи или монастыря он действует сообща с благочестивыми мирянами, пекущимися о благе собственной души,
322

Что вграмотах находит выражение в универсальной мотивировке оснований или дарений - pro remedio animae (лат. «во спасение души»).В VIII в. в монастырях фиксируются поминальные книги живых и мертвых (Дурхэм,Англия; Санкт-Петер, Зальцбург и др.), асама причастность монашеской молитвенной общине при жизни или после смерти приобретает немалую духовную значимость.«Право частной церкви», кристаллизовавшееся в процессе нарастания центробежных тенденций в меровингском государстве, лежало в основании множества монастырей,возникших в УП-УШ в. вне власти как короля, так и местного епископа. «Частный» или домениальный монастырь обеспечивалне столько аскетические потребности своихнасельников, сколько гарантировал личное иродовое благополучие собственника, служилзалогом его земного преуспеяния, а такжезагробного вознаграждения, в то же времясообщая власти магната надлежащую духовную санкцию.

Майордомы, а затем и короли из династии Каролингов в кон. VII-VIII вв., стремясьв борьбе с местным сепаратизмом, в том числе и с «епископскими республиками», упрочить властные вертикали, основали на своих землях, а позднее на землях фиска, множество частных монастырей, аббаты которых приносили присягу на верность династии.Позднее они требовали такой присяги и отвсех частных монастырей королевства, допуская вместе с тем существование частныхмонастырей у верных династии епископов. Лишь с ослаблением центральной власти вовторой половине IX в. вновь во множествевозникают частные монастыри отдельныхмагнатов, в той или иной степени сохранившие и после запрета института «частной церкви» в 1095 г. зависимость от своих сеньоров на основе права патроната.

Каролингские монастыри получали комплекс привилегий:короли гарантировали имбезопасность и покровительство, что означало правовую независимость от епископа иместных сеньоров, а также налоговый и судебный иммунитет, позднее и право свободного выбора аббата с последующим утверждением его монархом. Каролинги содействовали превращению монастырей в крупнейших и привилегированных землевладельцевЕвропы. Монастыри были обязаны королюслужбой (servitium regis ), прежде всего военной, помещая на своих землях воинов; молились за благополучие империи, помогалигосударю советом, оказывали ему гостеприимство, вносили различные денежные отчисления, наконец, организовывали школыдля мирян и клира и тиражировали книги. Благодаря политике Каролингов монастыристановятся крупнейшими центрами раннесредневековой книжности и учености.

То, что монашество к нач. IX в. сделалось однойиз важнейших опор системы имперской церкви, не только добавило сану аббата политическое значение, введя настоятелей монастырей в состав высшей аристократии, но исделало возможным передачу этого сана мирянам в качестве поощрения за службу. Изменился социальный состав монастырей: вних превалировали представители знати, ктому же не избравшие монашескую жизньдобровольно, в сознательном возрасте, нопредназначенные к ней с детства как pueri oblati (лат. «дети, принесенные в дар»). Их передача монастырям мотивироваласьстремлением повысить духовный авторитетсемьи, но иногда и ее социальный статус,обеспечить содержание и будущность не участвующих в наследовании детей, обзавестисьсобственным молитвенником перед Богомили популярным святым.

Еще в VII в. в монастырях св. Колумбанаи его последователей распространялось «смешанное правило», основывавшееся на ирландских традициях и Уставе Бенедикта. ЕгоКолумбан, возможно, получил из Рима от папы Григория Великого (590-604), написавшего и житие Бенедикта, - отчего к северу от Альп Устав Бенедикта вскоре стал восприниматься как «римский», угодный «князю апостолов» Петру, обладателю ключей отцарства небесного; а значит, следование такому уставу в наибольшей степени должнобыло гарантировать обретение спасения.

Популярность Уставу Бенедикта доставилии англосаксонские миссионеры в кон. VII -первой половине VIII в. Устав, освященныйименем папы Григория Великого, основателя английской церкви, уже с кон. VII в. преобладал в английских монастырях. Реформа франкской церкви, осуществлявшаяся англосаксом св. Бонифацием (672/75 - 754) при поддержке Каролингов,
323

Предусматривалаводворение в ней «единообразия и подчинения Риму». Введение во всех монастыряхфранкского королевства Устава Бенедикта, вытеснение других правил, становится важной составной частью универсалистской политики Каролингов, преследовавшейцель внутренней консолидации обширногополиэтнического государства и легитимации, прежде всего духовной, узурпированной королевской власти (751 г.). Формирующийся новый этос христианского государя, правителя imperium Christianum (лат.«христианской империи» - Алкуин), требовал от Каролингов покровительства не только религии и церкви, но и попечения о монашестве.

Окончательно Устав Бенедикта как единственно угодный Богу и потому допустимый в монастырях франкской империи, был утвержден на соборе в Ахене в 816 г., который также строго отделил монашество от общежитийныхформ организации белого духовенства. Инициатор собора, советникЛюдовика Благочестивого (814-840) св. Бенедикт Анианский (ум.821), стремясь унифицировать даже толкование устава, подготовил тогда же законодательное утверждение единого и обязательного для всех монастырей «обычая» (una regula - una consuetudo - лат. «одно правило - один обычай»), своего рода расширенного и более детализированного Устава Бенедикта.

В то же время не стоит преувеличиватьстепень унификации монашества франкской империи на этой основе. Действенность ахенских постановлений 816г. была столь же ограниченна, как и эффективность других каролингских капитуляриев, служивших скорее манифестацией общих принципов власти. Устав Бенедикта являлся для монастырей своего рода символом верности Каролингской династии, которая трактовала ordo monasticus (лат. «монашеское сословие») лишь как ordo benedictinus (лат. «бенедиктинское сословие»). Это представление, потеряв связь сконкретными идеологическими и политическими обстоятельствами своего возникновения, было усвоено со временем и монашеством, сохранившись в целом вплоть до XII в. УставБенедикта наслаивался на многочисленныелокальные обычаи и правовые регламентации отдельных аббатов, являвшихся на практике regula viva . (лат. «живым правилом»). Естественно, что обретение монастырямимногообразных неаскетических функций,изменение статуса аббата и состава монастырей, не могло не отразиться на облике монашества.Молитвы перед Богом и особо торжественное почитание святых, поминовение живыхи усопших, образование, наука, исполнение servitium regis (или обязанностей перед инымсеньором монастыря), востребованные обществом, занимают центральное место в повседневной практике монашества, оттеснив на задний план задачи единения с Богом, достижения индивидуального спасения и т.д.

Монастырские реформы. Клюнийцы

Эволюция монашества в раннее средневековье отражала рост его духовного авторитета, социальной значимости занимаемого им секторасредневекового общества. В то же время сложившийся в сознании мирян и духовенства«образ монашества» (Л.П. Карсавин) в известной степени существовал независимо от своего реального воплощения. Стремление достичьвнутренней однородности монашества, его идентичности идеалу породило известную формулу:«Монастырь надлежит всегда реформировать». Термин reforma в его средневековомсловоупотреблении означал возвращение кнекой исконной, а потому аутентичной forma .Для Бенедикта Анианского, а в Х-Х1 вв. дляклюнийцев и других монашеских движенийтакую «единственно правильную», а потомуобязательную для каждого монастыря формуявлял Устав Бенедикта. Эти «возродителимонашества» (Л. П. Карсавин), по сути своей традиционалисты, пытаясь вернуть монашество к его «истокам», видели в нереформированных монастырях лишь «обмирщение» и «порчу» и стремились, сломив обособленность обителей, навязать им свое, в целом утопическое, понимание целей и образа монашеского служения. Искусственность формы монашеской жизнинаходила отражение в «обычаях», составляемых реформаторами (как правило, в ужесточение требований Устава Бенедикта), и призванных до мельчайших подробностей описать воображаемую социальную практику монастыря. Так, бенедиктинский обет молчанияполучил у клюнийцев продолжение в видеразвернутого словаря жестов. Следствием реформ явилась поэтому дальнейшая ритуализация монашеской повседневности.
324

Следует отличать реформу БенедиктаАнианского, которая была обусловлена идеологическими и политическими факторами,проводилась сверху и ограничивалась пределами франкской империи, от унификаторских монашеских движений Х-Х1 вв., являвшихся составной частью массового религиозного подъема, питаемого эсхатологическими ожиданиями в преддверии тысячелетия
рождества, а затем страстей Христовых. Наметившийся в Х-Х1 вв. переход от формального благочестия к поискам индивидуальныхпутей общения с Богом обозначился преждевсего в сфере монашеской жизни. В этот период звучит не только критика практики передачи в монастырь детей, но и отмечаетсямассовое, сознательное обращение мирян. Современники полагали, что монахи не только обладают большими шансами на спасение, чем миряне и клирики, но и на небесахони, а не епископы, будут предводительствовать сомном праведников и вместе с Богомвершить затем Страшный суд над миром.

Сходство с каролингской реформой имели преобразования монашества в германской империи при Оттонах и первых Салиях (936-1054), а также в Англии при короле Эдгаре(после 970). В противоположность им клюнийское движение с центром в бургундскомаббатстве Клюни, основанном в 910 г., исходило из среды монашества, а сложившееся вокругКлюни монашеское объединение не былообусловлено какими-либо потестатными границами. Клюни находился вне сферы правачастной и королевской церкви, а также власти епископа, будучи переданным своим основателем, герцогом Вильгельмом Аквитанским, под покровительство папы. В правлениеаббата Одона (927-942) Клюни становится центром монастырской реформы, нацеленной на освобождение монашества от влияния извне,со стороны епископа или светского сеньора,что трактовалось как последовательное отрешение от мира, условие исполнения УставаБенедикта и одновременно гарантия верности ему. Стремление к независимости монашества нашло зримое выражение в особых, черныходеяниях, впервые введенных у бенедиктинцев именно клюнийцами.Клюнийцы, однако, не добивались отмены права частной церкви. Напротив, онисами пользовались этим правом для осуществления реформы монастырей, получая их
в дар во спасение души, покупая или вступаяс сеньором в совместное владение - так чтореформа скорее шла не от монастыря к монастырю, но от замка к замку. Если церковьвиделась клюнийцам по преимуществу монашеской, как, по их мнению, было во времена апостолов, то и сеньор в идеале, даже оставаясь в миру, должен был скрывать подшлемом тонзуру.

Средоточием монашеской жизни клюнийцы считали молитву перед Богом во спасениесебя и мира. Построенная в 1088- 1125 гг. новая церковь аббатства (т.н. Клюни III) явля-лась самым грандиозным храмом католического мира; на его многочисленных алтаряхпрактически не прекращалось богослужение,пышность и торжественность которого заслужили у современников ироничное прозвище - «свинцовая месса». Частью литургического цикла Клюни являлось поминовениеживых и усопших, достигшее беспрецедентных масштабов. Аббат Одилон (993-1049) учредил особый праздник всех усопших душ (2 ноября), который со временем стал обще церковным.. Приоритет богослуженияобусловил наличие у большинства монаховсвященнического сана.

Клюнийское объединение включало сотни монастырей Западной Европы, так что современники могли называть его главу «королем» и даже «августом», т.е. императором. Вто же время клюнийцам не удалось достичьстрогой унификации обителей, многих изкоторых по мере роста популярности Клюнив объединение влекли скорее соображениясоциального престижа или уверенность втом, что посмертное поминовение именноклюнийских монахов обеспечит им спасение.

Движение еремитов в Х-Х1 вв.

Частью религиозного подъема Х-Х1 вв. было также движение еремитов. Еремитизми ранее существовал в Западной Европе,правда, лишь как явление хотя и глубоко почитаемое, но все же маргинальное по сравнению с киновийным монашеством. «Золотой век» еремитизма стал во многом реакцией на распространение с кон. IX в. симонии и браков клириков, обмирщение белого духовенства,толкавших аскетически настроенных мирянк радикальному бегству от мира. Особый жеразмах движения в Италии заставляет предполагать и некоторое влияние греческого монашества(со свойственным ему культом отшельничества), сохранившегося на юге полуострова современ византийского владычества. Тщательно разработанная метода аскезы, дажесоревнование в измождении плоти на фонеопасностей неосвоенных человеком лесов игорных круч составляли основное содержание подвига еремита. В то же время отшельники, иногда в поисках образцов для подражания, а порою из-за неуверенности в собственных силах и страха перед искушением,очень скоро объединялись в общины и даже конгрегации, состоявшие из нескольких колоний и, наряду с текстами своих наставников, руководствовались Уставом Бенедикта,сочетая, таким образом, строгости инидивидуального подвижничества с общежитийным укладом. Такие объединения сложились в Италии вокруг св. Ромуальда (950-1027) в Камальдоли (орден камальдуленсов),Иоанна Гвальберта (990-1073) в Валлумброзе (орден валлумбразианцев), во Франции вокруг Бруно Кёльнского (1030/35-1101),основавшего в 1081 г. под Греноблем обительШартрез (орден картузианцев).

Создание орденов. Цистерцианцы

Со временем в движение еремитов стали вливаться и монахи реформированных монастырей, недовольные как ростом численности братии, так и обогащением обителей,роскошью их храмов и богослужения, рождавшими тоску по первоначальной простотеУстава Бенедикта. В таких монастырях, казалось, все труднее обрести спасительноеединение с Богом, особенно учитывая то, чтогромкая слава прежде всего клюнийских монастырей нередко привлекала туда людей, пытавшихся продвинуться по социальнойлестнице. В 1098 г. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырьи удалилась в уединенную местность Сито(лат. Cistercium ) в Бургундии. Эта обительдала название ордену цистерцианцев, основанному в 1118 г. Благодаря усилиям св. Бернара Клервоского (1090-1153) орден цистерцианцев распространился к сер. XII в. по всейЗападной Европе, и современник мог воскликнуть: «Мир стал цистерцианским!»

Цистерцианцы не реформировали старыемонастыри, но закладывали новые, резкопротивопоставляя себя прежнему монашеству, чтоинституционально закрепила созданная иминовая форма организации монашества - орден. Ониполагали, что старые монастыри с их давними традициями, привилегиями и связями,земельными владениями и вассалами не пригодны для «подлинного» монашества. In heremo (лат.«в пустыне»), в еще не обжитых человекомместах, в простоте и бедности, цистерцианцы надеялись в полной мере осуществитьУстав Бенедикта. Идеал бедности зримо отражали белые (без красителя), дешевые «ангелические» одеяния, а также строгая, лишенная излишеств, архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей.

В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родовая преемственность):по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашескогоидеала не смягчалась, посылал часть братьевдля основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители отныне регулярно визитировал. В отличиеот клюнийского объединения, главой которого являлся аббат Клюни, верховной властью в ордене цистерцианцев обладал генеральный капитул - ежегодное собрание всехаббатов цистерцианских монастырей. Их уклад регулировали статуты ордена, утвержденные генеральным капитулом, тогда как клюнийские «обычаи» были обычаями преждевсего самого Клюни и в других монастыряхклюнийского объединения наслаивались на местные монашеские традиции. Так же иправовой статус монастырей цистерцианцевопределяли общие орденские привилегии,дарованные папством, а не частные, свои укаждого монастыря, как в прежнем монашестве.Впоследствии по образцу цистерцианцеввсе монашество, включая и клюнийское, организуется в различные ордена. Независимость,как правило, сохраняли лишь древние королевские (имперские) аббатства, периодичес-кие попытки реформировать которые следовали на протяжении всего средневековья.Противостояние монастырей и унифицирующих монашеских течений сменилось, таким образом, противостоянием орденов, врамках которых унификация доходила дообщности святых-покровителей и единообразия в архитектурном облике отдельных монастырей.
326

Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в которомони видели средство воспитания смирения иобуздания «духа соблазна», а также гарантиюнезависимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате онибольше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории, школе или храме за богослужением.Вскоре, однако, занятия физическим трудомбыли переданы конверсам (лат. «обращенные»), которые, будучи выходцами из сельской бедноты, хотя и принимали монашескийобет, жили отдельно от основной братии.Интенсивное высокорентабельное товарноехозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобныНоеву ковчегу, на который братья собрали
все богатства, оставив снаружи запустение.

Цистерцианский культ труда, интенсивноеосвоение лесов и пустошей, внедрение всевозможных технических новшеств позволяют рассматривать цистерцианское движение врамках внутренней колонизации в ЗападнойЕвропе XII в., а также отчасти приписать емузаслугу в «реабилитации труда» (А.Я. Гуревич).Насколько именно социальная значимостьактивной трудовой деятельности в условияхотносительно перенаселенной Европы повлияла на быстрый успех ордена, судить сложно,хотя в зонах военной колонизации, в западнославянских землях и Испании, цистерцианские монастыри действительно были желанны, и их основание поддерживали различные светские и духовные институции, притокже насельников обеспечивался, среди прочего, высоким авторитетом миссионерского служения в сочетании с надеждой на лавры мученичества. И все же рост ордена в большейстепени обусловили: неудовлетворенностьрезультатами реформ монашества в Х-Х1 вв. и церкви во второй половине XI - первой четвертиXII в., нарастание социальных конфликтов всвязи с развитием товарно-денежных отношений (отсюда цистерцианский культ бедности)и в то же время изменения в религиозном сознании общества, прежде всего его радикализация, выразившаяся, помимо прочего, в крестовых походах, создании духовно-рыцарских орденов, массовом, со второй половиныXII в., распространении еретических учений.

«Возвращение» в мир

По мере роста городов в XI-XII вв., укрепления их роли в экономической, интеллектуальной и политической жизни монашество, укорененное в аграрной сфере, теряло свое значение, ав общественном сознании все большее местозавоевывало представление о богатстве монастырей, изнеженности, праздности и алчности их насельников. Церковь стремилась сохранить свой контроль над городами, своюмонополию в духовной жизни общества. Папство, которое еще в эпоху реформ активноопиралось на монашеские движения и стремилось, раздавая монастырям привилегии апостольского покровительства, укрепитьиерархический принцип церковной организации, в 20-е гг. XII в. отказывается от поддержки монашества в его борьбе за автономию внутри церкви, расширяет прерогативы епископов.

Показательна в этой связи метаморфозадвижения регулярных каноников, возникшего во второй половине XI в. в среде городского клира, стремившихся уподобиться в своейорганизации духовно притягательному тогдамонашеству и противопоставить чистоту общежитийной жизни порокам остального духовенства.В нач. XII в. происходит размежевание регулярных каноников с монашеством. В качестве правила общежития они избрали не Устав Бенедикта, а устав, приписываемый Августину, древнейший список которого датируется VI-VIIвв. Поскольку IV Латеранский собор 1215 г.запретил создание орденов на основании новых уставов, то практически все духовные ордена XII-XIII вв., включая нищенствующие (кроме францисканского), принимали уставсв. Августина. В его основе лежала особая мистическая категория христианского вероучения - любовь (лат. caritas ). Высшая любовь кБогу требовала жертвенной любви к ближнему, которая выражалась в активной пастырской деятельности в миру, в ответственности заспасение всех христианских душ. Именно вэтом смысле стал трактоваться и идеал vita apostolica (лат. «апостольская жизнь»), в котором видели теперь не столько следование Христу по примеру апостольских общин, уход отмира и киновийный уклад, сколько уподобление апостолам, несшим благую весть людям.
327

В практике ордена премонстрантов (отлат. Praemonstratum - «Предуказанный», какназывался первый монастырь в окрестностяхРеймса), основанного в 1120 г. каноникомНорбертом из Ксантена (ок. 1082-1132),впервые идеал апостольской проповеди и пастырского служения в миру соединился с требованиями монашеской аскезы, которая освобождается от внешних условностей (уединение в «пустыне», затворе, оседлость), спиритуализируется, переносится в сферу внутреннего духовного труда. Эту эволюцию облегчало и мистическое определение монаховв уставе Августина как «влюбленных в духовную красоту».

Нищенствующее ордена

Возникновение нищенствующего монашества(лат. mendicantes ) в XIII в. тесно связано с развитием новых воззрений на монашескуюаскезу, восходящих к идеалам регулярных каноников и премонстрантов, а также сформировавшихся под влиянием еретических ииных массовых религиозных движений второй половины XII - нач. XIII в. Идеологиянищенствующего монашества несла на себе отпечаток острых социальных конфликтов эпохи,вызванных интенсивным развитием денежной экономики и растущей социальной поляризацией, особенно ощутимой в городах.Новизна, стремительность и безжалостностьэтих процессов порождали кризис традиционного христианского миросозерцания, усиливали ожидание конца света. СледованиеХристу понималось теперь как отказ от всякого имущества и даже крыши над головойради проповеди всеобщего покаяния. С самого начала нищенствующее монашество поддерживалось папством, стремившимся опереться нанего в борьбе с еретическими движениями, укрепить пастырское служение в городах иповысить авторитет церкви. Кроме того,мендиканты, более мобильные, чем прежнеемонашество, не связанные с местными интересами,укрепляли вертикаль папской власти.

В основе организации нищенствующегомонашества лежало представление об «апостольскойжизни», эволюцию понимания которой отразили отказ от киновии и замена мендикантами традиционного именования «монахи», т.е. «отшельники», на «братья». Нищенствующеемонашество сосредоточилось на проповедническойдеятельности в городах, исповеди, а такжемиссионерстве, что предполагало принятиевсеми братьями священнического сана. Организация проповеди в нищенствующих орденахсущественно отличалась от территориальной,практиковавшейся в церкви, и базироваласьна опыте еретиков - катаров и вальденсов.Проповедник не ждал, когда к нему, в церковь, соберется паства, но сам искал ее, шел клюдям, «со всем смирением», «пешком, беззолота и серебра, словом, во всем подражаяапостолам». Если для цистерцианцев идеалбедности был связан со стремлением обрестинезависимость от мира, что подразумевалоразумное обогащение, то нищенствующиебратья поначалу исходили из невозможностиобладания каким-либо имуществом; трудовойдеятельности предпочитали милостыню какдоход нерегулярный, а в длительной оседлости видели угрозу для души.

Число нищенствующих орденов за несколько десятилетий увеличилось настолько,что II Лионский собор 1274 г. вынужден былоставить только четыре наиболее крупных(доминиканцы, францисканцы, августинцы-еремиты и кармелиты), а остальные распустить. В XIII-XIV вв. разрешенные ордена широко распространились во всех странах Западной Европы, проникли за ее пределы - в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державумонголов в Центральной Азии, Китай, имелиженское ответвление - «второй орден», и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в «третий орден».

Несмотря на ряд общих черт, важнейшиеиз нищенствующих орденов, доминиканцыи францисканцы, имели свою ярко выраженную специфику, обусловленную личностямиотцов-основателей, что в свою очередь отражало растущую индивидуализацию религиозной практики. И в основанных ими орденах, отказавшихся от строгостей киновии,акцент впоследствии делался на индивидуальных усилиях и ответственности братьев-проповедников, теологов, инквизиторов.

Св. Доминик (ок. 1170-1221), испанскийканоник-августинец, в нач. XIII в. оказался наюге Франции, охваченном ересью альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь ворганизации эффективной проповеди во имясохранения целостности католической церкви. Официальное название доминиканцев,выражающее специфику ордена, - братья-проповедники. Апостольская неприкаянность и аскеза представлялись Доминику орудиями обретения святости, главным условием успешной проповеди, которая должнабыла приобщить людей «плодам созерцания».Нужды грамотной проповеди определили идругое важнейшее направление деятельностидоминиканцев- изучение теологии. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города средневековой Европы.. Доминиканцысоздали разветвленную сеть теологическогопреподавания, включавшего также изучениеязыков, необходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно доминиканцы во многомопределяли, что есть истинное христианскоеучение. Из их числа вышел св. Фома Аквинский (1225/26-1274) - крупнейший авторитеткатолического богословия. Симптоматично,что большинство инквизиторов были доминиканцами, а их неистовость в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище Domini canes (лат. «псы Господни»).

Св. Франциск (1181-1226), сын ассизского купца, еще в юности отказался от семьи и наследства с тем, чтобы принадлежать одному Христу, уподобиться ему, умершему нищим на кресте. Краеугольным камнем францисканского учения была «госпожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения, что выражало официальное название ордена - братья меньшие (лат. минориты). Франциск, утверждая, что «не может человек владеть, ибо владеет только Бог», запрещал братьям искать для себя даже минимальные удобства, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, даи то исключительно богослужебные. Следование Христу, воплощенной любви, означало для Франциска и всепоглощающую любовь к ближнему, выражавшуюся в проповеди спасения. Со временем францисканцысоздали свою систему теологического образования, которая, в отличие от аристотелизма доминиканцев, в основном опиралась научение Августина.

По мере превращения нищенствующих орденов в разветвленные и влиятельныеорганизации пересматривалось прежнее отношение к бедности. Доминиканцы, которым с самого начала для занятий теологиейнеобходимы были отдельные кельи, обширные библиотеки, значительные финансовыересурсы, быстро согласились со смягчением требований нестяжательства (1228 г.). Первые же постоянные обители были основаныеще св. Домиником. Напротив, у францисканцев стремление, несмотря на рост ордена, сохранить верность «госпоже бедности»,породило сложные юридические конструкции, призванные, без видимого отступленияот завещания Франциска, обеспечить жизнеспособность обителей миноритов. Попытки смягчить требования бедности вызвали, однако, во второй половине XIII в. раскол ордена на сторонников строгого следованиязаветам Франциска - спиритуалов и тех, кто
осуждал чрезмерное увлечение бедностью,выступал за развитие больших монастырскихобщин (конвентов) - конвентуалов. Их идеолог, св. Бонавентура, генерал ордена (1257-1274), в написанном им житии св. Франциска (Legenda major ), признанном официальной биографией отца-основателя, мифологизировал образ святого, называя его «новымХристом», «ангелом седьмой печати», темсамым внедряя в сознание братьев мысль, чтопростым смертным не под силу во всем подражать св. Франциску.

К нач. XIV в. в порожденной радикализмом спиритуалов теологической дискуссии обедности центральное место занял вопрос отом, обладал ли Христос собственностью. Вконечном итоге утверждение о бедностиХриста и его апостолов ставило под сомнение не только всю существующую системусоциальных отношений, но и побуждало кпересмотру прежних теологических и канонических теорий, обосновывавших церковную собственность. Согласно же популярному тогда учению Иоахима Флорского (ум.1202), правление белого духовенства как рази должно было смениться эрой Св. Духа,правлением монахов, не имеющих собственности. Отвратительный образ «худой» волчицы-алчности, преследовавший Данте, современника полемики о бедности, в сознанииспиритуалов нередко отождествлялся с авиньонскими папами. В 1322 г. папа Иоанн XXII(1316-1334) объявил ересью утвержение обедности
329

Христа, а различение понятий «собственность» и «использование» - юридической фикцией, отказавшись от права собственности на имущество миноритов. Вскоре былиотлучены от церкви и спиритуалы (1329 г.),что, однако, не остановило дальнейшей поляризации ордена, внутри которого уже во второй половине XIV в. появилось движение обсервантов (от лат. observare , «соблюдать»),ратовавших за соблюдение altissima paupertas (лат. «величайшая бедность»). Возвращение в1428 г. недвижимости миноритов в собственность апостольского престола не предотвратило окончательного раскола ордена в 1517 г.,а затем и отпочкование в 1528 г. от ордена обсервантов ордена капуцинов, утвержденного в 1560г.

Нищенствующее монашество, представляя несомненный вызов именно денежной экономике крепнущих городов, в то же время былонеотделимо от городской жизни и даже немогло, в силу «привилегии бедности», рассчитывать на длительный успех в деревне, неспособной обеспечить его необходимымисубсидиями и помещениями. Кроме того,города с их высокой плотностью и циркуляцией населения гарантировали максимальный эффект проповеди. Даже если ориентация мендикантов только на низшие и средние слои городского населения не безусловна, очевидно, что открытость конвентов нищенствующего монашества городу, их конкуренцияв отправлении сига аштагит (пастырскихфункций) с клиром, доходившая до открытых конфликтов, толкавшая их к сближениюс властями города, служили укреплению духовного и политического самосознания городских общин.

Женское монашество

О женском монашестве в средние века, развивавшемся в тени мужского и во многом перенимавшем характерные для него формы внутренней организации, известно сравнительнонемного. Очевидно, что оно с самого началатесно было связано с представлением о значимости девственности, уподоблявшей девуангелам, непорочной Марии и сообщавшейей преимущество перед мужчинами в достижении спасения. Принятие монашеской вуали (velamen ), символизировавшее вступление женщины в монастырь, превращало ее вневесту Христову, что со временем способствовало спиритуализации представления одевственности, распространению его такжена овдовевших женщин. Для последних уединение в монастыре рассматривалось даже как наиболее предпочтительная в моральномплане форма жизни, доставлявшая покойному супругу через молитвы облегчение в его загробной участи. монашество являлось для женщины единственной социально притягательной альтернативой обычной модели жизни, подразумевавшей вступление в брак, материнство и ведение домашнего хозяйства.

Женскому монашеству вменялась еще более жесткая закрытость от внешнего мира, призваннаягарантировать драгоценный дар целомудрияи непорочность брака со всевышним. Это изначально предполагало наличие постоянногоимущества и доходов, достаточных для проживания в монастыре вне общения с миром, а потому и социальный состав женского монашествабыл в целом ограничен либо представительницами знати, либо, как обстояло дело в городах высокого и позднего средневековья, городского патрициата. Основание женскихмонастырей часто преследовало цель обеспечить подобающее и благочестивое существование незамужним дочерям, которым не удавалось подыскать достойную партию, вдовам,родственницам духовных лиц.

Женщины, кому запрещалось приниматьсвященнический сан, уединившись в монастыре, нуждались в духовном окормлениимужчин-священников. Поэтому женскиеобители всегда тяготели либо к епископскимрезиденциям, либо к мужским монастырям.В раннее средневековье существовали исдвоенные монастыри, но их опыт тогда неприжился. Мотив родственной бестелеснойлюбви или духовной дружбы главенствовалв осмыслении взаимоотношений, соединявших монахинь с их пастырями-мужчинами.Так, например, св. Бонифаций даже завещалпохоронить себя вместе со своей ученицей ипоследовательницей, св. Лиобой, дабысмерть, соединив их тела, не разлучила души.

В кон. ХI -ХП в. по мере массового распространения женского аскетического движения остро стала ощущаться проблема укрепления регулярной жизни в многочисленных женских обителях и организации пастырской опеки над ними силами прежде всегомужского монашества. Ок. 1100 г. французский проповедник Робер д"Арбриссель (ум. ок. 1114)основал в Фонтевро двойной монастырь, который возглавляла аббатисса. Орден Фонтевро распространился затем во Франции, Испании и Англии. В свою очередь св. Доминик и св. Франциск осознавали необходимость попечения над женским аскетическимдвижением. Так, женский монастырь Провилль под Тулузой явился даже первым опорным пунктом складывавшейся вокруг Доминика группы последователей. Клара Ассизская (1194-1253), основательница женского ответвления ордена миноритов - кларисс -находилась в тесных контактах со св. Франциском. Однако женские монастыри, существовавшие под опекой нищенствующих орденов, оставались в целом ближе к традиционному монашеству, тем более, что большинство изних возникло независимо от движения мендикантов. Монахиням была предписана жесткая оседлость, они, разумеется, не могли заниматься пастырским служением, а такжесобирать милостыню. Женщины составлялизначительную часть упомянутого «третьегоордена» мендикантов. В силу своей относительно свободной формы он позволял им, неопасаясь обвинений в распутстве и ереси, реализовать популярный идеал бедности и активной благочестивой деятельности в миру.Независимо от мужских орденов действовали многочисленные с Х1-ХП вв. полумонашеские объединения женщин: оставаясь вмиру или живя небольшими общинами, их члены занимались помощью обездоленным,уходом за больными, приготовлением усопших к погребению и т.п. Наибольшую известность приобрели в ХП-Х1П вв. бегинки.

Литература:

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизнив Италии ХП-Х1П вв. СПб., 1912; Он же. Монашество в средние века. 2-е изд. М., 1992; Культура аббатства Санкт-Галлен / Под ред. В. Фоглера. Баден-Баден, 1996

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

Важные позиции занимает , организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в , поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия . С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.