Обучение детей чтению по методике зайцева. Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева

Ни одна из методик обучения чтению и письму не может быть совершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая Зайцева.

Достоинства методики

Беглое чтение

Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв - он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.

Грамотное письмо

Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.

Отсутствие возрастных ограничений

Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.

Быстрый эффект

Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4-5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.

Самостоятельность

По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными - они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно - ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.

Укрепление здоровья и общее развитие

Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.

Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.

Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру.

Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.

Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.

Правильно размещенные таблицы - выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки

А в школе все не так

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова - сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.

Отсутствие последовательности

Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие - нет.

Дороговизна и трудоемкость методики

Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.

Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри.

Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.

И методика Глена Домана, и многие другие.

Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.

Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

  • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
  • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.


Склад – что это?

Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

Что такое кубики Зайцева?

Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

Кубики подразделены по нескольким признакам:

  • По размеру:

  1. большие (кубики с твердыми слогами)
  2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
  • По наполнению или звуку:

  1. золотые (кубики с гласными),
  2. Железные (кубики со звонкими складами),
  3. Деревянные (кубики с приглушенными складами),
  4. деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
  5. железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
  • По цвету написанных букв на кубиках:

  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.
  • Кубики одинарные и двойные.
  • Белый кубик со знаками препинания на нем.
  • Кубики различаются по весу.

Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

Какие отличительные особенности методики Зайцева ?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно , а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать . Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.


Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) - обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет" (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу - Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).


Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы


Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода


  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

Кубики Зайцева - это качественно новая методика обучения. Основной принцип - выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева - это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица - как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» - два склада и два слога, а в слове «СЛОН» - один слог, но три склада - С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» -- один слог, но четыре склада - В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева - это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие - «мягкие» склады.
  • «Железные» - это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» - это «глухие» склады.

Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев - противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу - это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты - «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, - все сразу, а не по 1-2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить - включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз - А, банан- Б, ведро - В, гусь - Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», - пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство - только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики - имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное - пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики - трогать, крутить в руках, аудиалы - слушать и проговаривать (пропевать).

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева - методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Особенности методики

Буквально с каждым днем кубики Зайцева приобретают все больше последователей. В чем уникальная особенность данной методики? Почему дети, еда вышедшие из грудного возраста, начинают читать самостоятельно буквально после нескольких занятий?

Методика обучения чтению Н.А.Зайцева подразумевает чтение по складам. За одну единицу здесь принимается не буква, как принято в обычных методиках обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, которое производит при произношении. Т.к. склад является естественным усилием, произносить его не составит труда ребенку практически любого возраста.

На основе чтения по складам и разработана такая методика обучения, как кубики Зайцева. Они представляют собой целое учебное пособие, способствующее гармоничному развитию личности ребенка.

Кубики Зайцева - это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Многие мамы уверены, что их дети, занимающиеся по данной методике, в будущем добьются очень многого.

Великий педагог Николай Александрович Зайцев

Практически каждый взрослый слышал такое словосочетание, как «кубики Зайцева». Методика обучения чтению на основе складов с каждым днем завоевывает все больше последователей. Однако мало кто знает, кто же стал автором уникальной методики.

Николай Александрович Зайцев - великий российский педагог-новатор. Рожденный в семье педагогов, с раннего детства он мечтал дарить знания детям.

Идея создания особой методики обучения чтению у него зародилась еще в годы студенчества, когда будущий педагог для прохождения преддипломной практики был распределен в Индонезию. Там ему предстояло учить основам и особенностям русского языка местное население.

Основы своих разработок Николай Александрович стал применять во время работы в школе. Постепенно свои труды он внедрял в детские сады.

Когда эффективность созданных педагогом методик была подтверждена несколькими поколениями детей, на свет появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения по которым принципиально отличалось от общепринятой.

Уникальной авторской методике уже более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Он улучшает кубики Зайцева. Методика обучения по ним постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, в основе которых лежат занятия по таким необычным кубикам.

Как выглядят кубики Зайцева?

Что такое кубик? Одна из самых любимых детских игрушек. Каждый из нас может вспомнить, с какой радостью в далеком детстве складывал с их помощью замки и башни. Зная, как дети любят подобные игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики.

Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. Что они представляют собой?

Склады могут состоять:

  • Из одной буквы.
  • Из двух букв (согласная - гласная).
  • Из двух букв (согласная - мягкий знак).
  • Из двух букв (согласная - твердый знак).

Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения:

  • Кубики золотистого цвета с В методике Зайцева они имеют название «золотые».
  • Серые кубики - склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики.
  • Коричневые кубики - глухой склад, «деревянные» кубики.
  • Кубики белого и зеленого цветов - знаки препинания.

Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое. Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание.

Кубики Зайцева могут быть наполнены:

  • деревянными палочками;
  • колокольчиками;
  • камушками;
  • песком;
  • мелкими металлическими предметами;
  • крышками;
  • пробками.

Благодаря своему наполнению кубики также различают и по весу.

Каждый ребенок с самого начала занятий буквально влюбляется в кубики Зайцева. Методика обучения по ним представляет собой не привычную учебную деятельность, а игровую. В процессе игры дети незаметно переходят от просматривания кубиков к самостоятельному чтению.

Для ускорения процесса обучения для каждого кубика был разработан собственный размер.

  • Сдвоенные кубики имеют большой размер. Они представляют собой твердые склады.
  • На кубиках стандартного размера изображены мягкие склады.

На что оказывает влияние методика Зайцева?

Благодаря уникальной структуре, цвету и размеров кубиков, разработанная методика способствует не только обучению чтению детей любого возраста, но и влияет на их всестороннее развитие.

Занятия по кубикам Зайцева затрагивают следующие сферы:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную.

Кроме того, во время занятий по методике Зайцева происходит музыкальное, физическое, эмоциональное развитие детей.

Как заниматься по методике Зайцева?

Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает.

Для организации процесса обучения используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят и таблицы, где отображены все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами у детей. Это способствует повышению эффективности обучения.

С какого возраста можно начинать занятия?

Автор рекомендует знакомить детей со своей методикой как можно раньше. Малыши до двух лет могут просто играть с кубиками, изучать склады на гранях. Так ребенок будет подготовлен к процессу чтения в более старшем возрасте.

Оптимальный период для начала занятий - время, когда ребенок начинает самостоятельно разговаривать. Обычно это происходит к 2 годам. В этот период ребенок готов начать обучение.

Если малыш начинает заниматься по методике Зайцева в возрасте до трех лет, то самостоятельно читать он сможет примерно через полгода. Данный период считается наиболее благоприятным для обучения чтению, т.к. происходит одновременное развитие речевого аппарата ребенка и закладываются основы обучения чтению.

Занятия с детьми 4 лет принесут положительные результаты после проведения 16-20 "уроков".

Дети в возрасте от 5 до 6 лет научатся самостоятельно читать за 5-8 занятий. Этот возрастной период также считается одним из наиболее благоприятных для начала обучения чтению, т.к. уровень умственного развития ребенка наиболее способствует началу занятий.

Если ребенок стал заниматься по методике Зайцева в 6 лет, для начала самостоятельного чтения ему потребуется всего лишь 5-6 занятий.

Учимся играя

Кому из детей нравится постоянно учиться? Основной род деятельности для дошкольного возраста - игра. Поэтому занятия по кубикам также должны быть построены в форме игры.

Какие существуют игры с кубиками Зайцева? На сегодняшний день разработано множество данных методик. Рассмотрим наиболее популярные типы заданий, основанных на игровой деятельности:

  1. Веселый паровоз. Составляем из понравившихся кубиков с гласными складами паровозик. Чтобы он начал «движение по рельсам», склады на гранях кубиков необходимо пропеть.
  2. Колобок. Бросаем кубик - «колобок» в какую-либо часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и читает склад на верхней его грани.
  3. Найдем пары. Для игры потребуются кубики и таблицы. Выбираем любой кубик. Читаем склад на его верхней грани. Находим такой же склад в таблице.
  4. Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и т.д.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, му, ав и т.п.).

Что говорят родители?

Эффективность использования кубиков Зайцева доказана временем. На протяжении 2 десятилетий растет число последователей уникальной методики.

А что говорят родители про кубики Зайцева? Отзывы взрослых, чьи по данной методике:

  • За период обучения по методике Зайцева дети буквально влюбляются в процесс чтения.
  • Гармоничное развитие детей в области обучения, воспитания, искусства.
  • Занятия по кубикам Зайцева учат ребятишек не только чтению. Они их дисциплинируют, развивают заставляют мыслить критически.
  • Процесс обучения достаточно легкий. В процессе игры дети даже не замечают, как переходят к самостоятельному чтению.

Однако не все родители хвалят и одобряют кубики Зайцева. Отзывы взрослых, когда обучение не дало результатов:

  • Многие дети не усваивают суть чтения по складам.
  • После обучения по кубикам Зайцева детям сложно перейти на слоговое чтение.
  • При индивидуальных занятиях по данной методике у ребенка могут возникнуть трудности с пониманием принципов чтения. Коллективная методика обучению более приемлема.

Чтение - основа для гармоничного развития человека в детском возрасте. Занятия с детьми по методике Зайцева - наиболее короткий и естественный путь к миру букв. Кубики Зайцева - настоящий кладезь мудрости, доступный каждому.