Основные положения по разработке общих требований по обеспечению безопасности полетов экипажей пка. Военная стандартизация - фундамент ниокр

© В.И.Ярополов, М.В.Чернобривцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2001 г.

В настоящее время имеется несколько нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих требования по безопасности полетов экипажей пилотируемых космических аппаратов (ПКА) (ГОСТ В 24159-80, ОТТ КС-88, ОТТ ВВС-86 и др.). Анализ указанных нормативно-технических документов, а также целого ряда других документов, содержащих частные требования по безопасности (к внекорабельной деятельности, бортовым манипуляторам и др.), свидетельствует о наличии в имеющейся системе НТД ряда недостатков. В частности не учитывается опыт обеспечения безопасности в процессе длительной эксплуатации орбитального комплекса (ОК) «Мир», не отражен целый ряд новых проблем обеспечения безопасности полетов экипажей, появившихся в связи с созданием Международной космической станции (МКС).

Учитывая это, назрела необходимость создания единого документа, свободного от указанных недостатков. С целью обеспечения актуализации требований безопасности необходимо осуществлять регулярное дополнение требований безопасности, для чего могут быть использованы два способа:

Дополнение существующих требований по результатам анализа нештатных ситуаций, имевших место в выполненных полетах;

Дополнение существующих требований по результатам выявления новых видов опасностей, вытекающих из особенностей перспективных пилотируемых космических комплексов.

Первый способ предназначен для учета опыта обеспечения безопасности экипажа ПКА по результатам выполненных полетов.

Второй способ внесения дополнений в общие требования обеспечения безопасности полетов экипажей ПКА связан с созданием перспективных пилотируемых космических комплексов. При их создании требования безопасности должны опережать саму разработку с тем, чтобы они были заложены в ТТЗ на этот комплекс с целью их последующей реализации.

На основании анализа требований по безопасности, изложенных в существующих НТД, а также сформированных специалистами РГНИИЦПК им. Ю.А.Гагарина по результатам космических полетов на ОК «Мир», анализа возможных опасностей в полетах МКС и нештатных ситуаций, имевших место в полетах по программе МКС с момента запуска ее первого модуля, были разработаны «Общие требования по обеспечению безопасности полетов экипажей ПКА».

Процедура дополнения общих требований обеспечения безопасности полетов экипажей ПКА по результатам анализа нештатных ситуаций, имевших место в выполненных полетах;

Процедура дополнения общих требований обеспечения безопасности полетов экипажей ПКА по результатам выявления новых видов опасностей, вытекающих из особенностей перспективного ПКА.

В.А. Худяков, ЦНИИМаш, г. Королев, Московская обл.

В процессе изучения и определения воздействия ракетно-космической техники (РКТ) на окружающую природную среду (ОПС) выделяют несколько уровней, подробно рассмотренных в докладе Клюшникова В.Ю на прошлогоднем семинаре "Проблемные вопросы контроля экологической обстановки в районах эксплуатации ракетно-космической техники :

теоретические исследования воздействия РКТ на ОПС, разработка необходимых математических моделей и их реализация в программах для ЭВМ, выявление различного рода закономерностей в поведении ОПС в процессе ракетно-космической деятельности;

экспериментальные исследования воздействия РКТ на ОПС и последующее уточнение математических моделей;

экологический контроль и мониторинг районов эксплуатации РКТ.

Ввиду сложности экспериментального определения и контроля воздействия РКТ на ОПС важную роль играют теоретические исследования, математическое моделирование процессов и определение характеристик воздействия с помощью ЭВМ.

При этом следует выделить две стороны теоретических исследований и оценок воздействия на ОПС. Первая связана с изучением процессов и явлений, происходящих в окружающей среде при ракетно-космической деятельности, накоплением полученных данных и формированием понимания проблемы экологического воздействия от РКТ. Вторая сторона определяется необходимостью оценки воздействия на окружающую среду и представления соответствующих материалов на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которая является обязательной в соответствии с Федеральными Законами "Об охране окружающей природной среды" и "Об экологической экспертизе". Если в первом случае для теоретических исследований пригодны и нужны самые различные методики на основе точных, приближенных и других моделей воздействия, то при подготовке материалов ОВОС для целей ГЭЭ требования к методикам резко возрастают и должны использоваться только аппробированные, прошедшие достаточно большую практику использования методики в той или иной мере согласованные ведущими научными организациями.

В целом это достаточно ясно и без акцентирования специального внимания. Однако как обстоит дело в реальности.

Материалы ОВОС в части влияния ракет-носителей (РН) на атмосферу должны включать, в частности, разделы по составу продуктов сгорания двигателей, воздействию продуктов сгорания на озоновый слой атмосферы - предмет интересов авторов доклада. В 2000 году вышла объемная книга "Экологические проблемы и риски воздействия ракетно-космической техники на окружающую среду. Справочное пособие" . Надо отметить, что впервые сделана попытка комплексно охватить все экологические проблемы и воздействия ракетно-космической техники на окружающую природную среду и дать специалистам возможность увидеть влияние различных видов воздействия от химического, электромагнитного, ударного и др. до техногенного загрязнения природной среды как, в качественном, так и количественном отношении.

В табл. 28 этого справочного пособия приведены данные по выбросам компонентов продуктов сгорания в отдельные слои атмосферы при полете различных ракет. Эти данные сильно отличаются от данных ЦНИИМАШ в части компонентов продуктов сгорания, которые сильно зависят от кинетики протекания химических реакций, в частности, одного из основных катализаторов разрушения озона оксида азота.

Суммарные выбросы NO ракетой "Протон" по данным, приведенным в пособии, составляют несколько сот килограмм, тогда как по расчетам ЦНИИМАШ более 5 тонн. Разница весьма заметная.

В соответствии с общими техническими требованиями ОТТ КС-88 в качестве частных показателей воздействия РКТ на ОПС рассматриваются масса озона, разрушаемая в одном пуске РН, масса выбрасываемых в атмосферу парниковых газов и некоторые другие.

Частный показатель, такой как масса разрушенного озона в одиночном пуске, не является удачным. Локальное разрушение озона по оценкам составляет порядка 100 кг и никакого значения для проблемы озонового слоя не имеет. В течение короткого времени, не превышающего несколько часов, фоновое содержание озона восстанавливается. Однако воздействие на озон выброшенным NO, точнее окислами азота, будет продолжаться 3-5 лет в течение времени их жизни в озоновом слое.

По воздействию пусков ракет на озоновый слой проведен достаточно большой объем исследований. ЦНИИМАШ разработаны методики определения количества выбросов вредных веществ при полете ракет, учитывающие взаимодействие струи продуктов сгорания с воздухом и кинетику протекания химических реакций в камере двигателя и струе ракеты. С их использованием подготовлены данные о выбросах различных веществ отечественными ракетами. Имеющиеся экспериментальные данные по составу вредных веществ, выбрасываемых РН в атмосферу, и влиянию их на озоновый слой (3 испытания твердотопливной ракеты на полигоне "Плесецк") качественно согласуются с результатами теоретических оценок.

Для определения воздействия на озоновый слой НПО "Тайфун" разработало отдельные модели и методики, позволяющие с использованием данных о выбросах вредных веществ определять локальное воздействие на озоновый слой при одиночных пусках ракет, а также оценить региональное и глобальное уменьшение содержания озона при различных сценариях запусков ракет. С использованием этих методик получены данные о воздействии различных ракет на озоновый слой. Результаты этих работ отражены в указанном выше пособие.

В других организациях есть свои методические разработки по затронутым вопросам.

В связи с этим необходимо провести анализ используемых методик по определению воздействия пусков ракет на атмосферу включая расчет выбросов вредных веществ и разработать нормативные методики, согласованные с соответствующими организациями и предприятиями Росавиакосмоса, Министерства обороны, Росгидромета для использования при подготовке требуемых разделов материалов ОВОС, представляемых на ГЭЭ.

Одним из важных свойств нормативных методик для расчетов таких характеристик как выбросы продуктов сгорания, воздействие на озон или другие составляющие атмосферы, получаемых в результате решения сложной системы уравнений, является наличие соответствующего программного обеспечения. Без программной реализации на ЭВМ методика не может использоваться. Причем должно быть очевидным, что программа должна быть отделена от разработчика и передана в соответствующий фонд алгоритмов и программ с целью ее последующего использования заинтересованными специалистами на определенных законных основаниях. Последнее время об этом стали забывать, что должно отрицательно сказываться на развитии программно-методического обеспечения РКТ.

Несколько слов о фондировании программ. В 70-х годах практически во всех оборонных отраслях были созданы фонды алгоритмов и программ для накопления и последующего использования прикладного программного обеспечения. В РКА такой фонд, а именно ОФАП САПР был создан в 1976 г. До 1996 г. в фонд предприятиями отрасли ежегодно сдавалось до 300 программных средств и большое количество программ, порядка 100, запрашивалось для внедрения. Общее количество программ в фонде более 4000 тысяч.

После перехода на новые экономические условия и резкого снижения финансирования ракетной техники фондирование ПС, разрабатываемых предприятиями ракетной отрасли, пошло на убыль. Для этого есть много причин, и они могут быть предметом специального рассмотрения. В 1995 г. ОФАП САПР был преобразован В ФАП РКТ были подготовлены "Положение о ФАП РКТ" и "Руководство по разработке и оформлению программной документации", и совместным приказом РКА и ГК РФ по оборонным отраслям эти нормативные документы введены в действие на предприятиях РКА и Госкомоборонпрома. Никто их пока не отменял. В соответствии с ними при заключении выполняемых за счет средств госбюджета контрактов и договоров на проведение НИОКР, связанных с разработкой программных средств, должны быть предусмотрены этапы оформления и сдачи программных средств в ФАП РКТ. Хотя есть все основания для развития программно - методической базы разработки РКТ, тем не менее большинство программ, которые создаются в рамках НИОКР, обходят фонд стороной, не документируются или документируются в произвольной форме. В тоже время их разработка проводится за счет финансирования из Госбюджета, и сами программы относятся к научно - технической продукции, которая подлежит передаче Заказчику.

Как видится автору, одно из направлений совершенствования и повышения эффективности методического обеспечения экологических расчетов и исследований, в особенности нормативно - методического обеспечения, является рассмотрении методики и программы ее реализующей, как единого целого.

Литература

1. Клюшников В.Ю. Основные аспекты изучения состояния окружающей природной среды в районах эксплуатации ракетно-космической техники. Материалы научно-практического семинара "Проблемные вопросы контроля экологической обстановки в районах эксплуатации ракетно-космической техники" // войные технологи. - 2000. - №3.

2. Экологические проблемы и риски воздействий ракетно-космической техники на окружающую природную среду. Справочное пособие - М.: Анкил, 2000.

3. ОТТ 11.135.95. Общие технические требования к космическим средствам. ОТТ КС-88. Системы и комплексы космические. Общие требования по экологии, 1995.

1.4.1 Разработка составных частей каналов СНА и КПА должна производиться с учетом технически и экономически обоснованной унификации, стандартизации и взаимозаменяемости деталей узлов и блоков.

1.4.2 Составные части каналов СНА должны быть унифицированными, чтобы позволять их максимальное использование в составе КА.

1.4.3 Количественные показатели уровня стандартизации и унификации составных частей каналов СНА (коэффициент применяемости Кпр и коэффициент повторяемости Кп) должны рассчитываться в соответствии с ГОСТ В 15.207-90.

Коэффициент применяемости должен быть не менее 25%.

Коэффициент повторяемости должен быть не менее 1,5.

1.4.4 На этапе разработки РД должна быть проведена экспертиза на соответствие требованиям по стандартизации и унификации согласно ГОСТ В 15.207-90 и ОСТ 92-8550-98.

2 Требования к видам обеспечения

2.1 Требования к метрологическому обеспечению

2.1.1 Метрологическое обеспечение каналов СНА должно соответствовать требованиям

Положения РК-98, ОТТ 11.1.4 – 88 часть 9.

2.1.2 Методы измерений должны обеспечить контроль (измерение) параметров и характеристик приборов каналов СНА с требуемой точностью и с учетом требуемого времени измерений.

2.1.3 Методы измерений должны исключать возможность снижения качеств надежности приборов и быть безопасными.

2.1.4 Результаты измерений должны выражаться в узаконенных единицах величин в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 и представляться с указанием значений характеристик погрешности измерений в соответствии с МИ 1317-86.

2.1.5 Методики выполнения измерений параметров и характеристик приборов СНА должны помещаться в соответствующих руководствах по эксплуатации.

2.1.6 Для измерений параметров приборов в процессе эксплуатации должны применяться средства измерений, тип которых утвержден Госстандартом России в соответствии с ГОСТ РВ 8.560-95.

2.1.7 Все средства измерений должны быть обеспечены методами и средствами поверки.

2.1.8 На этапе ПРИ должна быть проведена метрологическая экспертиза конструкторской документации на каналы СНА и составные части каналов СНА.

3Требования к материалам и комплектующим изделиям межотраслевого применения

3.1 В составных частях каналов СНАдолжны применяться электрорадиоизделия (ЭРИ) повышенной надежности с индексами «ОС», «ОСМ», «М» и «Н», а при их отсутствии – ЭРИ категории качества “ВП” в соответствии с «Положением об электрорадиоизделиях с индексом «ОС» и «Положением о перечне электрорадиоизделий, разрешенных к применению при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения. РД В 22.02.196-2000».

3.2 В составных частях каналов СНА (при наличии) должны применяться электромагнитные слаботочные реле повышенной степени герметичности в соответствии с Решениями ОАО “Северная заря” и НПО ПМ № 2003-1 и № 2003-2.

3.3 Примененные ЭРИ должны содержаться в «Перечне электрорадиоизделий, разрешенных к применению в КА системы 14К034» или должны быть согласованы с отделом 510 и 2359 ПЗ.

На этапе разработки документации на опытные образцы в службу качества должен быть представлен «Перечень ЭРИ составных частей канала СНА КА 14Ф141» для формирования ограничительного перечня ЭРИ на изделие.

3.4 ЭРИ должны применяться со снижением электрических и тепловых режимов с коэффициентами нагрузок, приведенными в требованиях к ЭРИ «Космические аппараты системы 14К034. Требования к электрорадиоизделиям», требованиях к гарантии качества или в нормативной документации на ЭРИ (руководствоваться наиболее жесткими требованиями).

Для оценки правильности применения ЭРИ должен быть выпущен комплект карт рабочих режимов в соответствии с «Руководством по оценке правильности применения электрорадиоизделий» РД В 319.01.09-94 (ред.2-2000).

3.5 ЭРИ должны подвергаться входному контролю в соответствии с 154.ВВК003.

3.6 Составные части каналов СНА, предназначенные для проведения натурных испытаний и эксплуатации в составе КА должны комплектоваться ЭРИ, прошедшими дополнительные испытания (ДИ) в соответствии с 154.ДО3.7 в ИТЦ (ИЛ), аккредитованных в системе «Военэлектронсерт». Привлечение других организаций должно быть согласовано со службой качества.

На каждую партию ЭРИ, предназначенную для комплектования штатных приборов и прошедших ДИ, должен быть выпущен « Формуляр соответствия партии ЭРИ»

3.7 В отдельных, технически обоснованных случаях допускается применение ЭРИ иностранного производства (ЭРИ ИП) в соответствии с «Положением о порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях. РДВ 319.04.35.00».

На каждую позицию применяемых ЭРИ ИП должно быть представлено техническое обоснование с количественной оценкой достигаемого эффекта от их применения.

Снижение коэффициентов нагрузок на ЭРИ ИП должно проводиться в соответствии с требованиями, приведенными в стандарте ESA PSS-01-301 или его аналогами.

Все ЭРИ ИП должны пройти сертификационные испытания по программам, согласованным с 22ЦНИИИ МО. Сертификационные испытания должны быть завершены до начала предварительных испытаний составных частей каналов СНА.

Уровень качества ЭРИ ИП должен быть не ниже индустриального. ЭРИ ИП индустриального уровня качества, предназначенные для комплектования штатных образцов составных частей каналов СНА, должны подвергаться отбраковочным испытаниям.

3.8 Выбор и назначение материалов следует производить в соответствии с 771.0000‑0ТМ «изд. Т. 771. Требования к материалам», из числа включенных в 154.ТБ 074 «Перечень материалов, разрешенных к применению на КА, разрабатываемых НПО ПМ, и комплектующем оборудовании смежных организаций».

3.2.11.1 НКПОР-К предназначен для планирования целевого применения КА, приема, структурного восстановления, предварительной и тематической обработки, хранения и распространения всех видов информации, передаваемой с КА «Канопус-В», и создается с учетом НКПОР-М.

3.2.11.2. Программно-технические средства НКПОР-К в автоматизированном режиме должны осуществлять:

Информационное взаимодействие с внешними территориально-распределенными абонентами;

Обновление информации во всем диапазоне условий наблюдения.

3.2.11.3 Аппаратно-программные средства НКПОР-К в автоматизированном режиме должны обеспечивать:

Восстановление измерительных свойств измерений и изображений (получение измерений в терминах энергетических величин);


Геометрическую и яркостную нормализацию принятых изображений;

Формирование цифровых многозональных композитных (цветосинтезированных) изображений;

Координатную геопривязку получаемых изображений на основе данных бортовых измерений;

Формирование файлов изображений в типовых или специализированных стандартах;

Контроль качества информационных продуктов;

Архивирование, каталогизацию и распространение информации.

Примечание: НКПОР-К должен создаваться с учетом максимальной унификации с существующими средствами.

3.2.11.4. Технические средства существующей базовой инфраструктуры НКПОР должны быть оснащены необходимыми аппаратно-программными средствами, обеспечивающими прием, обработку, распространение и архивацию информации, поступающей с КА «Канопус-В». Работы по созданию НКПОР-К выполняются в рамках ОКР «Канопус-В» по отдельным ТЗ, выдаваемым головным исполнителем и согласованным с организациями заказчиков.

3.3 Требования по электромагнитной совместимости.

3.3.1. Должна быть обеспечена электромагнитная совместимость (ЭМС) радиоэлектронных средств (РЭС) и оборудования космического комплекса, а также межсистемная ЭМС космического комплекса с РЭС в пристартовом районе, по трассе выведения и в процессе полета КА.

3.3.2. Характеристики РЭС космического комплекса должны соответствовать требованиям действующих ГОСТ, нормам ГКРЧ и рекомендациям Международного союза электросвязи (МСЭ).

3.3.3. Полосы радиочастот радиолиний КА должны соответствовать «Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц» (утверждена решением ГКРЧ России от 8.04.96 г.) и Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи. Радиочастоты радиолиний КА и пассивных датчиков космического мониторинга должны быть заявлены в установленном порядке в ГКРЧ РФ и МСЭ.

3.3.4. Должна быть проведена экспертиза представляемых в ГКРЧ и МСЭ материалов радиочастотной службой Роскосмоса.

3.4. Требования по стойкости к внешним воздействиям.

3.4.1. Космический аппарат, его аппаратура и оборудование должны сохранять работоспособность (надежно функционировать и удовлетворять всем техническим требованиям) после и при воздействии внешних воздействующих факторов (ВВФ) в процессе наземной подготовки, выведения на рабочую ССО и в условиях воздействия ВВФ на рабочей ССО.

В зависимости от этапов наземной подготовки, выведения и эксплуатации КА должны учитываться следующие виды ВВФ: механические, климатические, радиационные, электромагнитные, тепловые, помехи по цепям питания, метеорные частицы, плазма ЭРДУ (при наличии), специальные среды.

3.4.2. Космический аппарат, его аппаратура и оборудование (в пределах заданного срока активного существования на заданной ССО) должны надежно функционировать и удовлетворять всем техническим требованиям в условиях воздействия электронного и протонного излучения внешнего естественного радиационного пояса Земли, протонов и тяжелых заряженных частиц (ТЗЧ), солнечных и галактических космических лучей с уровнями, определенными по ГОСТ В 25645.311- 86, ГОСТ В 25645.312-86, ГОСТ В 25645.314-86.

Для аппаратуры КА устанавливаются следующие критерии стойкости к воздействию ионизирующих излучений космического пространства:

Аппаратура считается стойкой по дозовым эффектам, если коэффициенты запаса стойкости к электронному (Ке) и протонному (Кр) излучениям (определяются отношением предельно допустимой и расчетной поглощенных доз) равны или более 3. Если 1<Ке(р)<3, аппаратура подлежит испытаниям с целью оценки соответствия требованиям стойкости. Если аппаратура не выдержала испытания или если Ке(р)<1, то аппаратура не считается радиационно-стойкой и подлежит доработке;


Аппаратура считается стойкой к воздействию высокоэнергетичных протонов и ТЗЧ СКЛ и ГКЛ по стохастическим обратимым сбоям (перемежающимся отказам), если расчетная интенсивность потока сбоев при солнечном событии большой мощности меньше или равна предельно допустимой величине, результаты расчета не противоречат результатам испытаний наиболее чувствительных к сбоям узлов и блоков аппаратуры, а последствия сбоев устраняются программными средствами и не приводят к снижению вероятности выполнения целевой задачи КА;

Аппаратура считается стойкой к воздействию высокоэнергетичных протонов, ТЗЧ СКЛ и ГКЛ по катастрофическим отказам, если средняя расчетная наработка на отказ за срок активного существования КА превышает срок службы аппаратуры, результаты испытаний наиболее чувствительных к катастрофическим отказам узлов и блоков аппаратуры не противоречат результатам расчетов, а последствия отказов устраняются программными средствами и не приводят к снижению вероятности вы­полнения целевой задачи КА.

3.5. Требования по надежности.

3.5.1. Надежность проектируемого КК на различных этапах его функционирования должна характеризоваться следующими показателями надежности:

Вероятностью выведения КА на рабочую орбиту: РРН (W) ≥ 0,97;

Вероятностью выполнения задачи орбитального полета КА: Рка (α > 80%) = 0,9

3.5.2. Задача орбитального полета КА считается выполненной, если за время активного существования на орбите передано на приемные средства НКПОР-К не менее 80% запланированной информации.

3.5.3. Вероятность выполнения средствами НКУ макроопераций суточного технологического цикла управления КА: Рнку ≥ 0,99.

3.5.4. Указанные значения показателей надежности КК должны быть подтверждены расчетными или расчетно-экспериментальными методами в соответствии с требованиями ГОСТ В. На стадии разработки рабочей документации должен быть произведен расчет надежности КА.

3.5.5. Для обеспечения заданных требований по надежности должны быть разработаны программы обеспечения надежности КК и его составных частей в соответствии с требованиями Положения РК-98-КТ и ГОСТ В. Должны быть определены задачи, состав, объем и требования к экспериментальной отработке КК и его составных частей.

3.5.6. При штатной эксплуатации КА переход на резервные комплекты аппаратуры или проведение регламентных работ на служебных системах КА (за исключением СЭС) не должны вызывать перерывов в работе целевой аппаратуры.

3.5.7. Бортовые системы КА должны обеспечить сохранение работоспособности КА при наличии в каждой из служебных систем одного отказа любого функционального элемента, выполняющего самостоятельную операцию (режим). Если это требование не может быть выполнено вследствие габаритно-массовых или других ограничений технического характера, должны быть приняты дополнительные организационно-технические меры по обеспечению надежности этих элементов и к ним должны быть предъявлены повышенные требования по надежности.

3.6. Требования по эргономике и технической эстетике.

Вновь разрабатываемые технические средства космического комплекса должны соответствовать ГОСТам: «Эргономические требования и эргономическое обеспечение» (ССЭТО), «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ), «Система общих технических требований к космическим средствам ОТТ КС-88. Космические системы и комплексы ОТТ 11.1.4-88 часть 4. Общие эргономические требования», а также «Руководству по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации космической техники» (РЭО-80-КТ, кн. № 1-4).

3.7. Требования по эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта.

3.7.1. При проведении летных испытаний, подготовке составных частей РКН на ТК, СК и запуске КА должны обеспечиваться:

Автоматизация электрических испытаний и обработка их результатов, а также механизация проводимых работ;

Максимальное использование унифицированного и стандартизованного на­земного проверочно-пускового, электросилового и испытательного оборудования.

3.7.2. Для подготовки КА на ТК на этапе летных испытаний должны максимально использоваться существующие наземные испытательные средства и методики проведения электрических испытаний.

3.7.3. Бортовая аппаратура КА должна иметь общий ресурс работы, обеспечивающий проведение автономных и комплексных испытаний в полном объеме на заводе-изготовителе, на ТК и СК при подготовке КА к запуску, проведение технического обслуживания при хранении КА на заводе-изготовителе и выполнение целевых задач в процессе орбитального полета. Техническое обслуживание КА должно проводиться не чаще 1 раза в 3 года.

3.7.4. Аппаратура и оборудование составных частей КК должны быть укомплектованы запасными частями, инструментом и принадлежностями, имеющими гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку не менее, чем соответствующие элементы комплекса (при большем гарантийном сроке хранения).

3.7.5. ТК КА должен обеспечивать следующие условия окружающей среды при проведении работ с КА:

Температура воздуха от 10°С до 30°С;

11.2. Перечень конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну по элементам КК «Канопус-В», определяется Положением по сохранению коммерческой тайны, разрабатываемым Заказчиком и согласуемым Головным исполнителем. Положение доводится до всех смежных организаций, принимающих участие в разработке.

Срок действия названного перечня, а также обязательства по сохранению коммерческой тайны юридическими и физическими лицами , владеющими ими, сохраняются в течение всего времени разработки и эксплуатации КС.

12. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР.

12.1 Разработка КК должна осуществляться в соответствии с «Положением РК-98-КТ» и включать следующие этапы:

Разработка рабочей документации на опытные изделия комплекса;

Изготовление опытных изделий комплекса, автономные испытания и корректировка рабочей документации;

Проведение комплексных испытаний и корректировка КД;

Проведение межведомственных испытаний (при необходимости) и корректировка КД;

Проведение летных испытаний КА;

Проведение летных испытаний КС в составе КА № 1 и КА № 2.

13. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ПРИЕМКИ ЭТАПОВ ОКР.

Порядок выполнения и приемки этапов ОКР определяется государственным контрактом между Заказчиком и Головным исполнителем, требованиями «Положения РК-98-КТ», ГОСТ В, другими действующими нормативными документами.

14. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.

Требования настоящего ТЗ могут уточняться и дополняться в установленном порядке.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСН - аппаратура спутниковой навигации

РЭС - радиоэлектронные средства

САС - срок активного существования

СЕВ - система единого времени

СЗБ - специальный защитный бло

СИ - средства измерений

СК - стартовый комплекс

СКЛ - солнечные космические лучи

СОТР - средства обеспечения теплового режима

СП - служебная платформа

ССО - солнечно-синхронная орбита

ССПД - система сбора и передачи данных

СЭС - система электроснабжения

ТЗЧ - тяжелые заряженные частицы

ТК - технический комплекс

ТМИ - телеметрическая информация

ЦМ. - центр масс

ЦУП - центр управления полетом

ЭД - эксплуатационная документация

ЭМС - электромагнитная совместимость

W/H - отношение наклонной дальности к высоте

Подписи…..

Последний лист ТЗ

Со стороны

организаций (предприятий) – исполнителей

От Федеральногокосмического агентства

Генеральный (главный) конструктор

комплекса (системы)

Зам. начальника Сводного управления организации космической деятельности

(должность, подпись, инициалы, фамилия)

« ___ « _______________ 200 __ г.

Начальник отдела Службы безопасности

(должность, подпись, инициалы, фамилия)

« ___ « _______________ 200 __ г.

Руководители головных НИИ отрасли

(должность, подпись, инициалы, фамилия)

« ___ « _______________ 200 __ г.

Приложение

к государственному контракту

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 37-42

Военная стандартизация - фундамент НИОКР

Генерал-майор Н.И. КОНОН ,

начальник 29-го научно-исследовательского института

Вооруженных сил Российской Федерации,

доктор военных наук

Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ ,

начальник Научно-исследовательского института

доктор военных наук

В.И. САВЧЕНКО ,

главный специалист 29-го научно-исследовательского института

Вооруженных сил Российской Федерации

В.В. ЗЕНЗИН ,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат технических наук

Техническое оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой (ВВТ), необходимым для обеспечения требуемого уровня обороноспособности и безопасности государства, представляет собой сложный многоплановый процесс, одним из важнейших элементов которого является этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Эффективность НИОКР определяющим образом зависит от умения органов военного управления (совместно с организациями промышленности) заблаговременно формировать научно-технический (технологический) задел (НТЗ) для создания (модернизации) ВВТ и затем рационально его использовать путем обоснования и качественного задания требований в тактико-технических заданиях на НИОКР. Приводятся основные составляющие НТЗ, способы их формирования, оформления (регистрации) и распространения методами военной стандартизации. Дается сравнительный анализ развития основных систем военной стандартизации в вооруженных силах Республики Беларусь и Российской Федерации.

На этапе НИОКР проводится изыскание путей и обоснование возможностей создания новых (модернизации существующих) образцов ВВТ, осуществляется формирование их облика, отвечающего ранее установленным требованиям, с последующей реализацией разработанных образцов на существующей промышленной основе. На этом этапе закладываются и фиксируются в «железе» все преимущества и недостатки создаваемого (модернизируемого) вооружения, которые затем окончательно проявляются в процессе боевого применения, эксплуатации и утилизации ВВТ. После завершения этапа НИОКР изменение полученных тактико-технических характеристик и других показателей образца ВВТ становится уже практически нереальным. Поэтому этап НИОКР является весьма затратным и фактически важнейшим «созидательным» этапом развития ВВТ, определяющим перспективность и технико-экономическую эффективность создаваемого образца ВВТ

Общие расходы на развитие системы вооружения (НИОКР и закупки ВВТ), по опыту вооруженных сил СССР, России и армий основных зарубежных стран, колеблются в пределах 25 60% статьи «Национальная оборона». При этом доля затрат на НИОКР до настоящего времени колебалась в пределах 8 12%. В развитых в военном отношении странах мира она достигает 16% (общий интервал составляет 10 16%) .

Из всего многообразия разноплановых и распределенных по времени на всех этапах жизненного цикла ВВТ составляющих эффекта и затрат, определяющих эффективность НИОКР, целесообразно выделить следующие:

технико-экономический эффект результатов НИОКР, проявляющийся в «приросте» боевых и эксплуатационных возможностей создаваемых (модернизируемых) образцов, изменении стоимостных, временных и других показателей их производства, эксплуатации и утилизации, увеличении экспортного потенциала новых (модернизируемых) ВВТ;

материальные затраты, связанные со стоимостью и продолжительностью выполнения НИОКР.

В связи с перестроечными процессами и ростом научно-технического прогресса идет постоянное увеличение стоимости ВВТ, удорожание НИОКР, что на фоне уменьшения ассигнований, выделяемых на оборонные нужды, ухудшения состояния и снижения потенциала оборонной промышленности еще больше усугубляет положение в области технического перевооружения Вооруженных Сил (ВС). В этих условиях неизмеримо возрастает роль соответствующих структур, заказывающих (закупающих) органов и военных представительств Министерства обороны, а также научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил (далее - органов военного управления) в эффективном использовании выделяемых государственных средств.

Органы военного управления являются фактически главным звеном в структуре государственных органов, участвующих в обосновании, формировании и реализации Государственной программы вооружения (ГПВ) и Государственного оборонного заказа (ГОЗ), имеющим реальную возможность обеспечить эффективное использование средств, выделяемых на НИОКР, за счет целенаправленных и квалифицированных действий в процессе обоснования, задания и контроля выполнения требований Министерства обороны к разрабатываемому ВВТ.

Именно поэтому органы военного управления уделяли, уделяют и обязаны уделять самое пристальное внимание проблемам НИОКР с целью наиболее рационального использования средств, выделяемых на оборонные нужды. Обязательным условием эффективности работы органов военного управления и НИОКР в целом является постоянное, тесное и плодотворное взаимодействие по всем решаемым вопросам с соответствующими организациями промышленности, выполняющими основной объем работ на этом этапе.

Главной задачей органов военного управления на этапе НИОКР является формирование (выбор) наилучшего (для данных условий) варианта построения создаваемого образца ВВТ путем задания в ТТЗ на ОКР взаимоувязанных и обоснованных требований к:

составу, оперативно-тактическим и техническим характеристикам образца, а также к другим показателям его качества;

заимствованию из образцов-прототипов устройств, хорошо зарекомендовавших себя в войсках, типовых (стандартных, базовых, унифицированных) изделий, программ и других технических (технологических) решений;

процессам проектирования, производства, боевого применения, эксплуатации и утилизации образца;

методам государственных испытаний и др.

Не менее важной задачей органов военного управления является постоянный контроль выполнения организациями промышленности этих требований на всех этапах разработки и испытаний данного образца.

Наиболее весомый вклад в повышение эффективности НИОКР вносят требования по рациональному использованию имеющегося научно-технического (технологического) задела (НТЗ), которые заключаются в умении заказчика и разработчика применять при создании ВВТ новые «прорывные» научно-технические (технологические) достижения в разумном сочетании с уже реализованными, проверенными на практике и «вылизанными» в результате проведенных доработок «бывшими новыми» научно-техническими достижениями, решениями, требованиями, программами, моделями, методиками и т.п.

В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова под «заделом» понимается «то, что выработано, сделано про запас, для будущей работы». Определение НТЗ, приведенное в , значительно сужает область научно-технических достижений, пригодных для использования при создании ВВТ. Это определение ориентировано на новые «прорывные» достижения фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и оставляет без внимания научно-технические достижения результатов НИОКР, реализованные в конкретных образцах ВВТ, уже находящихся в войсках. Тем более что эта часть НТЗ является более представительной, освоенной промышленностью и проверенной в войсках. При этом она уже менее «затратна», так как является собственностью заказчика ОКР - Министерства обороны.

Поэтому, не претендуя на полноту определения, в данной статье под научно-техническим заделом будет пониматься комплекс научно-технических (технологических) решений, пригодных для использования при создании ВВТ и полученных на определенный момент времени в результате выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных НИР в виде новых перспективных технических (технологических) решений, а также решений, полученных в ходе ранее проведенных НИОКР и реализованных в принятых на вооружение образцах ВВТ. При этом к НТЗ могут быть отнесены только те достижения, технические решения, показатели и характеристики которых закреплены в соответствующих нормативно-технических документах (НТД) и доступны заказчикам НИОКР и их исполнителям.

Основными составляющими НТЗ (применительно к рассматриваемой проблеме) являются:

типовые требования к ВВТ, их составным частям, комплектующим изделиям, материально-техническому имуществу и др.;

требования к процессам создания, производства, боевого применения, эксплуатации, ремонта, хранения, утилизации и др.;

«опережающие» типовые или уже реализованные в образцах ВВТ технические решения (унифицированные компоненты ВВТ, базовые военные технологии, «серийные» технологии и др.);

стандартные (типовые, базовые, унифицированные) изделия, типоразмерные и параметрические ряды, ограничительные перечни и др.;

разрабатываемые (закупаемые) или находящиеся в войсках образцы ВВТ, их составные части и другие предметы снабжения.

Полнота и доступность (в соответствии с предоставленной компетенцией) характеристик НТЗ является очень важным фактором, так как отсутствие подобной информации приводит к серьезному удорожанию НИОКР. Рассмотрим самые типовые случаи. Например, образцы вооружения, военной или специальной техники, их устройства, составные части и комплектующие изделия, военно-техническое и другое имущество (далее - ВВТ или предметы снабжения), ранее разработанные по заказам Вооруженных Сил или других силовых ведомств, появляются вновь в том же или слегка измененном (вплоть до обозначений) виде в качестве «впервые» разработанных уже в других ОКР для других (или этих же) видов ВС или силовых ведомств. Обычным явлением считается и такая ситуация, когда ни заказчик, ни разработчик не знают (в силу ведомственных барьеров или скудности информации) о наличии аналогичного (идентичного) изделия на снабжении этого же или другого вида ВС и тратят силы и средства на разработку нового, по существу не отличающегося по своим показателям от уже имеющегося. Без наличия достоверных сведений (характеристик и др.) о таких однотипных (идентичных) предметах снабжения (ПС) и проведения их сравнительного анализа заказчик (а во втором случае и разработчик) о факте «псевдоразработки» и (или) наличия серийно выпускаемого аналога практически никогда не узнает. И в том, и в другом случае налицо дублирование работ и неоправданный рост многообразия предметов снабжения ВС, что ведет вначале к увеличению стоимости ОКР без какого-либо прироста показателей качества изделий, а затем и к увеличению стоимости эксплуатации ВВТ.

Таким образом, представление заказчику и разработчику формализованной и доступной информации об имеющемся научно-техническом заделе и умелое ее использование позволят расширить возможности по выбору наиболее рациональных вариантов развития военно-технических систем, сократить сроки и стоимость разработки (модернизации) перспективного ВВТ. Отдельным вопросом стоит задача рационального использования НТЗ при формировании облика ВВТ и нахождении оптимальных технических решений для его реализации. Решение этой задачи на основе опыта и интуиции часто приводит к грубым ошибкам, зачастую обусловленным «несовершенством» человеческого фактора, что в условиях НИОКР приводит к непоправимым последствиям. Эффективным инструментом решения указанных оптимизационных задач являются математические модели и методы стандартизации и унификации ВВТ, которые наиболее полно изложены в . Их суть состоит в определении номенклатуры элементов, отдельных узлов, изделий и их систем, удовлетворяющих заданным требованиям при минимальных затратах.

Решение перечисленных выше задач по формированию, оформлению (регистрации), распространению и использованию данных о научно-техническом заделе наилучшим образом возможно осуществить методами военной стандартизации.

Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Основными направлениями стандартизации были :

письменность (знаки, пиктограммы, цифры появились в Египте 4-6 тыс. лет назад);

строительство (стандартные кирпичи 8 х 16 х 32 см появились в Китае 7 - 8 тыс. лет назад, эталоны длины появились в Египте более 7 тыс. лет назад и др.);

военное дело (типовые размеры, материалы и формы стрел, копий, наконечников, мечей и др. возникли практически одновременно с письменностью).

Наиболее впечатляющие достижения стандартизации в военном деле получены в период перехода к машинному производству. Например, в Еермании на королевском оружейном заводе для организации массового производства был установлен стандартный калибр ружья в 13,9 мм. В 1785 г. во Франции было разработано 50 типов оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример взаимозаменяемости и совместимости). В России при Иване Грозном для измерения пушечных ядер были введены стандартные калибры-кружала .

Стандартизация (в том числе и в военном деле) практически не обладает «прорывным» характером для получения «революционных» открытий, хотя весьма заметные результаты в этой области существуют благодаря методам «опережающей» стандартизации. Основная задача стандартизации «скромнее» - сделать достоянием общества (специалистов) уже имеющиеся в различных сферах достижения (результаты), доработанные (там, где это необходимо) для неоднократного их применения в тех областях деятельности, где это применение оправданно и эффективно. Историей человечества уже доказано, что решение этих «скромных» задач дает весьма ощутимые результаты.

Под военной стандартизацией понимается «деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач при разработке, производстве, обеспечении эксплуатации и ремонта военной техники, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в этих областях» . Обоснование, разработка и закрепление в технических нормативных правовых актах (ТИПА) этих решений, имеющегося научно-технического задела может осуществляться как без привязки к этапу НИОКР, так и, в ряде случаев, непосредственно в начальный период его проведения. Внедрение полученных решений происходит только на этапе создания (модернизации) ВВТ, а эффект от их применения проявляется на всех этапах жизненного цикла образцов ВВТ, включая важнейшие для Вооруженных Сил - ОКР, боевое применение и эксплуатацию.

Военная стандартизация применительно к рассматриваемым задачам базируется на трех (связанных «родственными и функциональными» узами) «китах»:

системе общих технических требований к ВВТ,

системе технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ и других предметов снабжения ВС;

системе каталогизации предметов снабжения ВС.

Поэтому основное направление мероприятий военной стандартизации должно заключаться в проведении работ по созданию, развитию и обеспечению эффективного функционирования взаимоувязанных между собой перечисленных систем. В документах этих систем содержится (должна содержаться) фактически вся взаимоувязанная и формализованная информация об имеющемся научно-техническом заделе, утвержденная (согласованная) Министерством обороны и пригодная для применения при создании (модернизации) ВВТ. Планирование развития указанных систем должно осуществляться организациями Министерства обороны по согласованию с организациями промышленности.

Система общих технических требований (ОТТ) к ВВТ. Система ОТТ устанавливает взаимоувязанный по степени обобщения (общевидовой, межвидовой, видовой) и степени разукрупнения (системы, комплексы, образцы, их составные части) комплекс требований Министерства обороны ко всем видам (типам) ВВТ по следующим направлениям :

по условиям их боевого применения (по стойкости к поражающим факторам оружия, радиоэлектронной защите, защите от высокоточного оружия, заметности, живучести и др.);

по условиям эксплуатации (стойкости к воздействию климатических факторов, безопасности, стойкости к вибрационным и ударным нагрузкам и др.);

по совместимости ВВТ в условиях боевого применения и эксплуатации (электромагнитной и радиоэлектронной совместимости, транспортированию, хранению, ремонту и др.).

Эти группы требований дополняют задаваемые в программах развития ВВТ основные тактико-технические характеристики образцов ВВТ количественными показателями и качественными требованиями, необходимыми для их создания (модернизации). Особенность групп этих требований состоит в том, что они менее динамичны, чем требования по назначению, и обладают повторяемостью (общностью) не только внутри вида (типа) образцов, но и между видами (типами) ВВТ. Эта особенность указанных требований позволяет большинство из них нормировать в периодически пересматриваемых нормативно-технических документах системы ОТТ.

Система ОТТ включает документы трех категорий :

основополагающие (системообразующие) нормативные документы;

нормативные документы, устанавливающие общие тактико-технические требования к ВВТ (сгруппированные в комплекты общевидовых, межвидовых и видовых документов);

нормативные документы, устанавливающие требования к методам государственных испытаний (также сгруппированные в комплекты общевидовых, межвидовых и видовых документов).

Требования системы оформляются в виде НТД, действующих в статусе обязательных государственных ТИПА, разрабатываемых органами военного управления в обеспечение Государственной программы вооружения и утверждаемых руководством Министерства обороны. В части военной техники являются главенствующими, поскольку содержат требования заказчика к системам, комплексам и образцам ВВТ, а также методам их государственных испытаний, а другие ТИПА (стандарты, технические кодексы и др.) на оборонную продукцию разрабатываются в их обеспечение и развитие.

НТД системы ОТТ являются важнейшими и обязательными документами для организаций Министерства обороны и промышленности, участвующих в задании и выполнении НИОКР по созданию и модернизации образцов ВВТ. Требования в ТТЗ на НИОКР задаются в виде ссылок на НТД в целом или путем извлечений из него.

Заблаговременная подготовка специалистами различных органов военного управления, занимающихся вопросами обоснования развития, разработки, боевого применения и эксплуатации ВВТ, квалифицированного научно-технического обеспечения для задания общих технических требований в ТТЗ на НИОКР, позволило Вооруженным силам Российской Федерации значительно повысить эффективность разработок ВВТ за счет:

обоснованности, конкретизации и детализации требований, включаемых в ТТЗ (например, вместо ссылок в ТТЗ на ГОСТы, устанавливающие номенклатуру показателей, указываются конкретные значения этих показателей);

практического устранения негативных последствий влияния «человеческого» фактора, не имеющего необходимого научно-технического обеспечения (задела);

искоренения случаев, когда в силу отсутствия проработки ряда требований они исключались из числа задаваемых или отдавались на откуп разработчику (например, разработка методик испытаний и др.), что приводило к проблемам в сфере применения и эксплуатации ВВТ.

Состояние развития системы ОТТ к видам ВВТ в России и Беларуси отличается.

В ВС России в рамках постоянно действующей организационно-штатной структуры функционирует и успешно развивается система ОТТ к видам ВВТ, основы которой были заложены еще в советское время в начале 70-х годов прошлого столетия. Следует отметить, что прообразом НТД ОТТ стали руководящие указания Министерства обороны СССР по созданию авиационной техники, разработанные в структурах ВВС еще в период Великой Отечественной войны.

В Республике Беларусь сохранилось некоторое количество экземпляров НТД ОТТ еще с советских времен, которые разбросаны по различным органам военного управления и организациям оборонно-промышленного комплекса. Достоверных сведений о наличии, названии, содержании и применении НТД ОТТ СССР в Республике Беларусь нет. Штатные структуры в органах военного управления отсутствуют.

В Республике Беларусь активно начала проводиться поэтапная модернизация вооружения, что требует нштичия научно-технического обеспечения разработки и создания систем вооружения в соответствии с потребностями Вооруженных Сил в ходе организации и выполнения опытно-конструкторских работ . Позиция руководства Министерства обороны полностью совпадает с положениями «Концепции развития технического нормирования и стандартизации оборонной продукции Республики Беларусь на 2007 - 2015 годы» (утвержденной 26.07.2006 г.), где в качестве основных направлений предусмотрены поэтапные шаги по формированию фонда НТД ОТТ к ВВТ и его развитию применительно к ВВТ Республики Беларусь по приоритетным направлениям.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь нет необходимости развертывать полномасштабную систему НТД ОТТ (в России создано и действует около 600 документов). Пересмотр (доработку или использование без изменений) имеющихся или поступивших НТД ОТТ необходимо проводить с учетом специфических особенностей Республики Беларусь под конкретные образцы (типы) ВВТ, модернизация (создание) которых предусмотрена в ГПВ.

Система технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ и других предметов снабжения ВС. Введение в России и Беларуси в 2003 г. законов «О техническом регулировании (нормировании и стандартизации)» привело к необходимости изменения технической политики стран в области стандартизации народнохозяйственной и оборонной продукции, а также других направлений нормирования, оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг.

Предстоящая реформа изменяет как организационную структуру военной стандартизации (стандартизации оборонной продукции), так и принципы стандартизации, виды нормативных документов по стандартизации, вызывает необходимость пересмотра механизма ведения, применения, обновления, отмены стандартов действующего фонда в рамках новой системы. На первом этапе реформирования системы стандартизации оборонной продукции (до 2010 г.) в Республике Беларусь предусматривается совершенствование и развитие государственного законодательства в области технического нормирования и стандартизации оборонной продукции, уточнение организационно-функциональной структуры проведения работ, разработка и выполнение части мероприятий Программы технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции на 2007 - 2015 г. (далее - Программа), а также проведение целого ряда других мероприятий, затрагивающих интересы и определяющих обязанности Министерства обороны в системе технического нормирования и стандартизации оборонной продукции.

Анализ состояния ТИПА, регламентирующих требования к ВВТ и другой оборонной продукции, показал , что комплексные системы государственных стандартов, используемые военными и промышленными организациями Республики Беларусь при разработке, модернизации, производстве, эксплуатации, ремонте и утилизации ВВТ, устарели, не актуализированы, не соответствуют изменившимся политическим и экономическим условиям, не отвечают современному уровню.

Основными системами стандартов для оборонной продукции, разработанными ранее при непосредственном участии организаций Министерства обороны СССР, являются :

Комплексная система общих технических требований (КСОТТ);

Система стандартов разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

Комплексная система контроля качества (КСКК);

Единая система защиты от коррозии и старения;

Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения.

Эти системы стандартов детализируют и развивают требования НТД ОТТ к видам ВВТ.

Стандарты СРПП составляют основу для проведения работ по созданию техники, в том числе ВВТ, от прикладных работ и освоения военной техники в производстве, до обеспечения ее эксплуатации и применения, ремонта и утилизации. Эта система устанавливает этапы и виды работ на всех этапах жизненного цикла изделий (систем, комплексов) ВВТ, порядок их проведения и контроля, оформления результатов и взаимоотношения участников работ. Именно поэтому в качестве первоочередных работ в Программе предусмотрена разработка комплекса государственных военных стандартов Республики Беларусь Системы разработки и постановки на производство оборонной продукции.

Особое место в общей системе стандартов занимает и группа стандартов ЕСТПП (единая система технологической подготовки производства). Ее целью является использование стандартных технологических процедур (сварка, пайка, покраска, склеивание, сборка и т.п.) для повышения качества и ускорения выпуска новой продукции.

Основные цели, задачи и принципы технического нормирования и стандартизации, изложенные в законах о техническом нормировании в Беларуси и России и в последующих нормативных правовых актах, практически совпадают . Так, например, реализация целей и задач технического нормирования и стандартизации продукции в Беларуси должна базироваться на следующих новых принципах:

государственные стандарты являются добровольными для применения;

технические регламенты являются обязательными для применения;

государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов;

технические регламенты устанавливают непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

в случае отсутствия технических регламентов в отношении продукции военного назначения, обязательными являются требования государственных стандартов и других документов (НТД ОТТ к видам ВВТ - действовавшие в СССР), порядок разработки, утверждения и применения которых устанавливается Министерством обороны и Госстандартом;

плановые документы по техническому нормированию и стандартизации оборонной продукции должны быть увязаны с основными направлениями военно-технической политики как Республики Беларусь, так и Союзного государства;

опережающее проведение работ по техническому нормированию и стандартизации оборонной продукции на основе научно обоснованных и достоверных данных и др.

Общие задачи стандартизации и унификации оборонной продукции и задачи технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции практически совпадают, только с введением технического нормирования жестче стали требования к безопасности оборонной продукции для жизни, здоровья, наследственности человека, имущества и окружающей среды в процессе ее производства, эксплуатации, ремонта, утилизации, максимальной безопасности при чрезвычайных и техногенных ситуациях . Основное содержание задач технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции состоит в следующем :

создание и совершенствование организационно-методических основ технического нормирования и стандартизации оборонной продукции;

установление прогрессивных требований к оборонной продукции, разработке, модернизации, производству, эксплуатации, ремонту и утилизации ВВТ и других предметов снабжения, а также к методам и средствам контроля качества, обеспечивающим выполнение тактико-технических требований;

установление параметрических и типоразмерных рядов, стандартных (типовых, базовых, унифицированных) устройств, конструкций, составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;

создание ограничительных перечней комплектующих изделий и материалов, разрешенных к применению при разработке и модернизации ВВТ, с целью контроля их качества и рационального ограничения номенклатуры;

обеспечение конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной, диагностической и других видов совместимости оборонной продукции, а также взаимозаменяемости составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;

совершенствование действующих систем конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной, ремонтной и других видов документации;

установление единых терминов и определений в области стандартизации оборонной продукции;

обеспечение единства и требуемой точности измерений при разработке, модернизации, производстве, эксплуатации и ремонте оборонной продукции (ВВТ);

создание условий для применения современных информационных технологий (каталогизации) на всех этапах жизненного цикла ВВТ;

обеспечение увязки требований на народнохозяйственную продукцию, применяемую для нужд обороны, с требованиями на оборонную продукцию.

В современных условиях, когда осуществляется формирование структур системы технического нормирования и стандартизации оборонной продукции, поиск форм и методов рационального сочетания государственной и негосударственной стандартизации в интересах ВВТ, значительно усиливается роль Министерства обороны как органа государственного управления, заказывающего оборонную продукцию и отвечающего за формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации закупаемой для государственных нужд военной продукции .

Однако в настоящее время в ВС Республики Беларусь (в отличие от ВС Российской Федерации) организационно-штатной структуры для обоснования и реализации политики Министерства обороны в области стандартизации военной продукции в органах военного управления нет.

Система каталогизации предметов снабжения ВС . Под каталогизацией предметов снабжения (ВВТ, их составные части и комплектующие изделия, военно-техническое и другое имущество), разрабатываемых и закупаемых для нужд Министерства обороны, понимается скоординированная деятельность органов военного управления (совместно с организациями промышленности) по их единообразному описанию, распознаванию (идентификации), присвоению им номенклатурных номеров, документированию, хранению и распределению этой информации в виде единого автоматизированного каталога.

Система каталогизации предметов снабжения ВС является по своей сути единой информационной базой для всех государственных органов, органов военного управления и организаций промышленности, участвующих в формировании и реализации военно-технической политики при решении задач планирования развития, заказа, разработки, производства, поставки, эксплуатации, утилизации и экспорта оборонной продукции, обеспечивает их эффективное взаимодействие и предназначена для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения. Наличие такой базы позволит избежать необходимости создания (ведения) целого ряда ведомственных, узконаправленных, зачастую несовместимых автоматизированных баз данных, поставить на единую правовую основу сбор, обработку и распространение информации, сократить объемы представляемых данных за счет устранения их дублирования, увязать различные существующие системы заказа и поставок, учета наличия и движения запасов.

Каталог содержит в формализованном виде полные сведения о номенклатуре, составе, области применения, оперативно-тактических, технических и ценовых характеристиках предметов снабжения, сведения о разработчиках, производителях и поставщиках, условиях боевого применения и эксплуатации, хранения и т.п., сроках разработки, закупки и поставки, а также, при необходимости, фотографии, схемы, чертежи, ТНПА (НТД ОТТ, стандарты, технические регламенты и др.) и любую другую информацию, но уже в неформализованном виде. Каждый предмет снабжения, подлежащий каталогизации, должен быть зарегистрирован в установленном порядке путем присвоения ему единого тринадцатиразрядного номенклатурного номера. Номенклатурный номер предназначен для однозначного обозначения и идентификации каждого предмета снабжения, начиная с момента его разработки (закупки) и до снятия со снабжения Министерства обороны и исключения из каталога .

Проводимый на основе системы каталогизации предпроектный (предзакупочный) контроль позволяет выявлять избыточную номенклатуру предметов, которые не требуется приобретать, поскольку они (или их более качественные аналоги) уже имеются в наличии. Известно, что система каталогизации НАТО выявляет в среднем в год более 30% таких предметов из общего числа заявленных к закупке .

Каталогизация теснейшим образом связана со стандартизацией. Так, в процессе управления номенклатурой (при прочих равных условиях) каталогизация отдает предпочтение стандартным (типовым, базовым, унифицированным) предметам снабжения, и в свою очередь (за счет широких возможностей сравнительного анализа однотипных) предлагает варианты создания (выбора) ряда стандартных (типовых, базовых, унифицированных) ПС для замены неоправданного их многообразия или инициирует проведение работ по стандартизации в конкретной области.

В практическом плане (применительно к НИОКР) использование такой информационно-управляющей системы позволяет:

создать единое информационное обеспечение задач планирования развития, разработки, производства и закупок ВВТ, решаемых органами военного управления и организациями промышленности;

оценивать целесообразность создания и состав новых образцов ВВТ, определять возможные пути их технической реализации при планировании и проведении НИОКР на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших комплектующих (в том числе и зарубежных) для определения перспективности разработки, исключения дублирования и рационального использования в разработках имеющегося НТЗ;

выявлять однотипные (одинаковые) системы, устройства, составные части и комплектующие изделия различных образцов ВВТ, неразличимые в настоящее время из-за отличающихся названий и обозначений, в целях устранения дублирования их разработок и закупок, проведения работ по типизации и стандартизации этих изделий, а также оптимизации размещения заказов и структуры кооперации промышленности;

определять взаимозаменяемость и заменяемость однотипных ПС (вне зависимости их от ведомственной принадлежности), оценивать их технический уровень и качество, удовлетворять потребности Вооруженных Сил в этих предметах снабжения (особенно по составным частям ВВТ) путем использования уже имеющихся на вооружении, избегая ненужных расходов на создание новых.

Главными направлениями работ по созданию, развитию и использованию системы каталогизации являются подготовка правовых, нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы каталогизации, формирование и ведение разделов каталога, разработка автоматизированного банка данных, информационное обеспечение задач формирования и реализации развития, эксплуатации и утилизации ВВТ.

В Республике Беларусь в настоящее время работы по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил не проводятся и соответствующие структурные подразделения в органах военного управления отсутствуют.

Высокая эффективность системы каталогизации предметов снабжения ВС доказана многолетним международным опытом. В основу международной системы каталогизации положена федеральная система каталогизации США, которая была введена законом «О военной стандартизации» в 1952 г., а в 1956 г. была принята всеми государствами - членами НАТО и в настоящее время применяется в 59 государствах мира, в том числе с 1994 г. и в России. Внедрение системы каталогизации позволило США обеспечить высокоэффективное управление номенклатурой предметов снабжения вооруженных сил, оптимизировать накопление и распределение их запасов, значительно повысить оперативность снабжения войск. На первом этапе работ за счет исключения дублирования втрое сокращена (с 12 до 4 млн. наименований) номенклатура предметов снабжения, учитываемая в системе МТО, и получена экономия более 12 млрд. долларов. Объем материальных ценностей, хранящихся на складах, сокращен на 20% без снижения боеготовности войск. Так, например, стоимость запасов на складах ВВС США только за период 1960 - 1965 гг. была уменьшена с 19 до 12 млрд. долларов. Использование системы позволило только за один год исключить 524 тыс. наименований предметов снабжения, которые заказывались не для войск, и 290 тыс. наименований, которые перестали интересовать министерство обороны, выявить излишки у одних видов ВС и устранить их нехватку у других, за счет оперативного перераспределения .

В заключение необходимо отметить следующее. Формирование, регистрация, распространение и рациональное использование научно-технического задела для обеспечения обоснования, задания и реализации требований Министерства обороны при создании (модернизации) образцов ВВТ наиболее эффективным образом нужно осуществлять методами военной стандартизации в рамках взаимоувязанных систем: общих технических требований к ВВТ; технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ; каталогизации предметов снабжения ВС.

Создание и успешное функционирование указанных систем возможно лишь при наличии четко функционирующих организационно-штатных структур в органах военного управления.

Основные задачи военной стандартизации для обеспечения этапа НИОКР - формирование комплекса иерархически и функционально взаимоувязанных требований Министерства обороны к образцам ВВТ, их составным частям, комплектующим изделиям, военно-техническому имуществу и общехозяйственной продукции, приобретаемой Министерством обороны, к процессам их создания и модернизации, производства и закупки, эксплуатации и утилизации, к полному и единообразному автоматизированному учету всех находящихся в разработке, закупаемых или находящихся в войсках предметов снабжения. Закрепление этих требований будет осуществляться в разрабатываемых межгосударственных, государственных и ведомственных технических нормативных правовых актах на военную и оборонную продукцию (НТД системы ОТТ, стандартах, технических регламентах и кодексах, каталогах предметов снабжения и др.), обязательных к применению при формировании и реализации программных и плановых документов развития ВВТ и оборонной продукции.

Использование опыта СССР и России, наличие даже незначительного фонда ТИПА значительно ускоряет и упрощает проведение работ, уменьшает их стоимость и трудоемкость, однако не обеспечивает возможность «административного» принятия решения по их применению без тщательных научных проработок, учета природных, климатических, «военных», «промышленных» и других специфических особенностей Республики Беларусь. Принятие серьезных решений, определяющих перспективность создаваемых (модернизируемых) ВВТ, на основе опыта и интуиции, часто приводит к серьезным ошибкам, что в условиях НИОКР и закупки ВВТ совершенно недопустимо.

Результатом целенаправленной и настойчивой работы по военной стандартизации станет единая информационная база создаваемого и имеющегося научно-технического задела, которая и явится той основой, тем фундаментом НИОКР, на котором должно строиться развитие военно-технических систем. Наличие и обязательное использование такой информационной базы научно-технического задела позволит эффективного расходовать государственные средства, выделяемые на поддержание требуемого уровня обороноспособности и безопасности страны, что обеспечит:

повышение качества разрабатываемых (модернизируемых) образцов ВВТ, их составных частей и других предметов снабжения за счет проведения сравнительного анализа, определения перспективности и задания научно обоснованных и конкретных требований в ТТЗ;

устранение дублирования разработок и обеспечение рационального использования при создании ВВТ имеющегося научно-технического (технологического) задела, в том числе и предметов снабжения, уже находящихся в войсках (вне зависимости от их видовой принадлежности);

совершенствование процессов создания, производства, эксплуатации и утилизации ВВТ и других предметов снабжения ВС;

предотвращение закупки и поставки в войска неоправданного многообразия однотипных предметов снабжения ВС;

создание единой (территориальной) автоматизированной системы учета и движения запасов предметов снабжения ВС и, как следствие, сокращение их номенклатуры и требуемых запасов за счет наведения порядка, оптимизации, перераспределения между органами военного управления и исключения ненужных.

По оценке российских специалистов (на основе опыта США) только создание и внедрение системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ позволит :

получить среднегодовую экономию в размере 7 11% от общего объема расходов на разработку и закупку ВВТ, их составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;

сократить в 3 - 4 раза существующую номенклатуру составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения и не менее чем на 20% их запасы на складах и базах без ущерба для боеготовности войск;

обеспечить необходимые условия совместимости и интеграции систем материально-технического снабжения и ремонта ВВТ на межвидовом уровне

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудрое В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. А.М.Московского. - М.: Вооружение. Политика. Конверсия, 2005. - 419 с.

2. Анисимов В.Т., Анисимов Е.Г., Синявский В.К. Математические модели и методы оптимизации в задачах стандартизации и унификации продукции военного назначения. - Минск, ГУ «НИИ ВС РБ», 2006. - 208 с.

3. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер,2006. - 432 с.

4. Дырман И.В., заместитель министра обороны по вооружению - начальник вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь. Наши приоритеты - развитие и глубокая модернизация вооружения // Белорусская военная газета. - 3 февраля 2007. - № 25.

5. Концепция развития технического нормирования и стандартизации оборонной продукции Республики Беларусь на 2007- 2015 годы. Утверждена постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.07.2006 года № 34.

6. Закон Республики Беларусь. О техническом нормировании и стандартизации. 5января 2004 г. № 262- 3.

7. Постановление Правительства Российской Федерации. О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну... 8декабря 2005г. № 750.

8. Приказ министра обороны Российской Федерации. Об организации единой системы каталогизации вооружения, военной техники, военно-технического и другого имущества Вооруженных сил Российской Федерации. 13 октября 1994 г. № 338.

9. Карташев А.В. Основы каталогизации продукции. - Рязань: «Русское слово», М. Центр каталогизации и информационных технологий «Каталит», 2004. - 217 с.

10. Порядок формирования, ведения и использования разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд / под редакцией Рахманова А.А. - МО РФ, 2003. - 186с.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте