Песня вокальный жанр. Вокальные жанры. Неторопливая важная колючая

Лекция

Пение – исполнение музыки голосом; искусство передавать средствами голоса образное содержание музыкального произведения; самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. На заре существования человеческого общества, тогда же, когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки, тесно связанные с самими формами существования первобытных племен. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний возникли в последствии трудовые песни.

Уже тогда музыка и именно вокальная сопутствовала человеку на протяжении всей его жизни. Матери убаюкивали младенцев колыбельными песнями, песня сопровождала игры детей и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких тоже в песнях-причитаниях.

С тех давних времен человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось и музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но и многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов, и при этом не как пережиток, а как естественное выражение человеческих чувств. К таким бессмертным формам вокальной музыки относится, например, колыбельная песня, да и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое.

Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и кончая большими сложными произведениями современности, вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словом, так как речь и пение очень близки между собой. Чем живее, выразительнее речь человека, тем она напевнее, тем яснее мы слышим в ней подъемы и понижения голоса (так называемые речевые интонации), иногда столь яркие, что ухо ясно улавливает своеобразную «мелодию» речи, хотя звуки этой мелодии не имеют фиксированной высоты и не могу быть поэтому точно записаны по нотном стане. Чем менее выразительна речь (например, скучное выступление оратора «по бумажке»), тем она монотоннее, тем однообразнее ее интонации, тем меньше в ней в ней музыки. Но между ними есть и существенная разница. Для произнесения и понимания слов важно не столько различие звуков по высоте, сколько их окраска, различие, получающееся благодаря изменению положения губ, зубов и языка, в результате чего мы и слышим гласные и согласные звуки.

Вокальная музыка - богатая и многообразная область музыкального творчества. Классификация пвческих голосов:


Детские голоса (дисконт). Известно, что голоса мальчиков, прошедшие специальную подготовку, отличаются легкостью, подвижностью, красотой, «серебристостью» звучания. Именно на эти качества детских голосов всегда обращало внимание духовенство использовало пение мальчиков в церковных Хорах.

Каждый из этих голосов обладает своей ярко выраженной тембровой окраской. Скажем, для передачи кокетливого девичьего щебетания подходит колоратурное сопрано, а сурово рокочущий бас способен воплощать образы величавые, мужественные, грозные звуки.

Существуют разные формы вокальной музыки , требующие от слушателей творческого напряжения. Таковы монументальные классические композиции для солистов, хора и оркестра: оратории Генделя и Баха, реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди, кантаты Танеева, Рахманинова, Прокофьева. Их музыкальное содержание отнюдь не ограничивается привычными песенными мотивами. В них встречается и сложное хоровое многоголосие, и сольные арии, и развернутые симфонические фрагменты. Чтобы постигнуть музыку этих классических композиций, охватить во всем объеме их величавую масштабность, надо обладать необходимым эстетическим опытом.

Хотя мелодия каждой любимой песни в нашем представлении неразрывно сливается со словами, надо все же ясно представить себе, что музыка ее составляет особую, вполне самостоятельную художественную ценность. Великий австрийский композитор Густав Малер как-то остроумно заметил, что «музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова».

Итак, слушая вокальную музыку, мы не только следим за развитием поэтического сюжета, но и воспринимаем самую душу песни, романса, их музыкальную сущность, выросшую из данного словесного образа.

Существуют разные типы вокальной музыки и соответственно три манеры пения:

- певучий стиль . В этих произведениях преобладает завершенная плавная мелодия, близкая песне. Такая музыка особенно доходчива и любима массами. Широкое, плавное, связное пение - кантилена;

- декламационный стиль - стиль, похожий скорее на театральную декламацию, нежели на пластичный песенный мотив. В таких случаях мелодический рисунок воспроизводит различные оттенки человеческой речи - интонации гнева и удивления, радости и нежности, злобы и возмущения. Например, вокальная сценка Даргомыжского «Возвратился ночью мельник» на слова Пушкина. В ней явно преобладает декламационный принцип исполнения: певец подражает, то пьяному бормотанию загулявшего мельника, то гневным выкрикам его сварливой жены.

Декламационные приемы особенно широко используются в опере. Не следует искать в вокальной музыке, в частности оперной, только завершенные мелодии песенного склада. Надо уметь слушать и декламационное пение. Оно, правда, не всегда ласкает слух, как красивая плавная кантилена, но зато в нем нередко запечатлены тончайшие детали человеческих переживаний, реальных живых страстей.

Такой прием исполнения в музыки называется – речитатив (род вокальной музыки, приближающейся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и ритма). Применяется в опере, оратории, кантате. В 17 – 18 вв. возникли «сухой речитатив», «аккомпанированный речитатив», т.е. в сопровождении аккордов клавесина (позднее - оркестра).

- Колоратурный стиль - здесь наблюдается отход от слова, большое количество украшений (иногда дробящих слово), пассажей, быстрое движение мелодии.

Конечно, бывает и так, что на превосходные стихи пишется посредственная музыка. В этом случае удачной арии или песни все же не получится, как бы ни хорош был текст. И наоборот, бывали примеры, когда гениальная музыка сочеталась с посредственными стихами. Так, Чайковский создал некоторые свои романсы на слова второстепенных поэтов Д. Ратгауза или К. Романова. Следовательно, именно музыка определяет художественную ценность вокальной пьесы, ее подлинное содержание. И слушая песню, романс, арию, мы, прежде всего, наслаждаемся красотой мелодии, навеянной поэтическим словом. Критерием художественного качества такой музыки служит еще одно важное обстоятельство: насколько верно воплощает она идеи и образы стихов.

Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах, песнях, оперных ариях аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией.

В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчеркивается звуковой фон, на котором разыгрывается действие.

Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем в неразрывной связи три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает цельный единый образ.


Вокальная музыка может быть представлена произведениями со словами, без слов, для сольного (одноголосное), ансамблевого (1,2,3,4,5 голосов) и хорового исполнения.

Пение без слов – вокализ (от франц. Vocalise – гласный звук). Рассматривается вокализ скорее как упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинов «Вокализ»).

Обычно пение сопровождается инструментальным сопровождением, но бывает a cappella (без сопровождения).

Вокальные примеры этих стилей: в певучем стиле выдержано большинство опер 19 века: "Тоска" Пуччини, "Аида" Верди.

В декламационном стиле написаны сцены и монологи 19 и, особенно, 20 века: "Воцек" Берга, "Игрок" Прокофьева, "Нос" Шостаковича. В колоратурном стиле пишутся чаще всего произведения для высоких, легких голосов, которые обладают подвижностью, однако на рубеже 18-19 веков в Италии было повальное увлечение колоратурным стилем. Этот технический прием практиковался всеми певцами, независимо от типов голоса. Примером служит музыка Дж. Россини, опера "Золушка", где главная партия написана для меццосопрано и даже басовая партия тоже колоратурная.

Очень часто в одном произведении используется вокальные мелодии разных стилей для создания разных характеров и образов.

Замечательно интересно писал о пении прекрасный итальянский певец Л. Вольпи: "Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различных школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства, заполняет бреши. Но методы меняются, и каждая школа, каждый преподаватель, к сожалению, имеет свой собственный метод".

Вопросы и проблемы вокальной техники затрагивались в трудах Гиппократа (греческий врач, основоположник античной медицины 4-5 в. до н.э.) и Платона (греческий философ, ученик Сократа 4 в. до н.э.). 2500 лет назад Гиппократ написал, что "голос рождается в голове, то есть в черепных полостях", чем подчеркивал значение резонанса и резонаторов.

Один из первых дошедших до нас сочинений по искусству пения, указаний по постановке голоса и технике пения считается трактат араба Абуаль-Хасана (прозвище - Зираб - дрозд). Трактат издан в Испании на рубеже 8-9 веков. В средние века (13 век) был известен трактат о пении Джероламо ди Моравиа.

Наиболее известны авторы вокально-педагогических сочинений 16,17,18 веков - Л. Цаккони, Дж. Каччини, П. Ф. Този, Дж. Манчини. На протяжении всех веков продолжалось изучение голосового аппарата человека и его возможностей, совершенствование школ, методов, принципов исполнения, однако все работы имели описательный характер, их авторы детально останавливались на развитии вокальной техники, принципах исполнения.

После изобретения ларингоскопа (зеркало с ручкой) в 1855 году испанским педагогом М.Гарсиа и исследования дыхательных движений в пении (40е годы 19 века Дидей и Петрекен), методические установки и приемы обучения начинают получать научное обоснование. Профессиональное вокальное искусство было известно еще в античном мире, об этом говорят литературные свидетельства Греции 8-4 веков: Гомер, Сапфо, Эсхил, Софокл.

Аэды сочиняли и исполняли свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. До нас дошло несколько имен певцов-композиторов Древней Греции, в частности имя Терпандра, певцов Стехизора, Ксенокрита, Клеомена, певицы Ниссиды из Локр и другие. Аэдов сменили рапсиэды, это были греческие декламаторы, которые речитативом, без музыкального сопровождения, исполняли на праздниках и пирах отрывки из разучиваемых по записи текстов, то есть они не сочиняли, а соединяли и исполняли фрагменты известных поэм преимущественно Гомера. В странах древнего Востока музыка занимала очень важное место. Считается, что самое древнее искусство профессионального пения возникло в Китае (из стран Востока).

К 6 веку до н.э. относится "Книга песен" - "Шицзин", составление которой приписывается Конфуцию. Согласно конфуцианству, музыка представляла собой микрокосм, воплощающий великий Космос, а песня играла в китайской музыке очень важную роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, именно поэтому она обладает строго определенной структурой. В период Хань (2 в. до н.э.) при дворе императора создается специальная музыкальная палата Юэфу, при ней существовал коллектив (до 800 человек) певцов и танцоров из различных областей Китая. Деятели Юэфу занимались собиранием и обработкой народных песен. В 714 году в Китае открылось 5 специальных учебных заведений, где обучали музыке, пению, танцам.

Поэты Ду Фу, Ли Бо, Бо Дзюй писали песни на свои стихи.

В 10 веке появляется крупнейший музыкально - теоретический трактат "Записи о музыке". В 13-14 веках возникает и развивается театр, музыка и пение в нем занимают главенствующее место.

Музыка Индии - древнейшая самобытная культура. Древние индийские литературные памятники сохранили многочисленные свидетельства неотъемлемой части музыки в жизни общины, в которой музыканты окружались большим почетом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных и магических обрядов. Ритуальные песнопения нашли свое отражение в "Ригведе" - одном из наиболее древних письменных памятников Индии (2-е тыс. до н.э.).

Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1 в. н.э.) дает основание считать, что еще задолго до его создания индийцы располагали высокоразвитой, глубоко своеобразной и оригинальной музыкальной системой.

Искусство индийских певцов и инструменталистов органично соединялось в народном и классическом индийском театре. В период расцвета санскритской драматургии в 4-7 веках индийская классическая музыка достигла большого развития. Изменения, которые испытывала музыкальная система Индии в процессе длительного исторического развития, не коснулись ее основных теоретических положений. Древние музыкальные каноны оставались незыблемыми для многих поколений индийских музыкантов, их унаследовали и современные индийские теоретики и музыканты. В начале 20 века Р.Тагор, который возвратил индийской профессиональной музыке утерянную в средние века традицию единства слова и его музыкального выражения, впервые выдвинул идею синтеза музыкальной культуры Востока и Запада, что явилось началом нового этапа развития музыкального искусства Индии.

Европейское вокальное искусство развивалось главным образом в форме народного и культового пения. Первые исторические представители вокального искусства - народные певцы. В средневековье в Западной Европе – это: барды - Англия 10 век, трубадуры - Франция 11 век, минезингеры - Германия 12 век, скоморохи - Россия 11 век, бандуристы, кобзари - Украина, Польша 15 век, гусляры - Россия 16 век, "лирники - Белоруссия, Молдавия, Литва, Украина 17 век; на Кавказе, в Армении, Азербайджане - гусаны 5 век, а "шуги 10 век; в Средней Азии, в Киргизии, Казахстане - акыны 19 век.

Народные певцы часто бывали и творцами песен. Искусство передавалось в устной традиции из поколения в поколение. С возникновением христианства пение вошло в церковное богослужение и распространилось в этой форме по всему миру. До 10-12 веков -одноголосное, а затем многоголосное.

Древние певцы не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание среднего голосового регистра и сопровождавшихся аккордами простых музыкальных инструментов. Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств.

Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является, таким образом, открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления.

Школы пения и возникают для того, чтобы человеческий голос мог владеть двумя октавами, необходимыми при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной и головоломной.

Культивировалось искусство пения и в Древнем Риме. Известно, что там, в 5 веке н.э. при папе Илларии открылась первая европейская школа пения.

Известно также о существовании в 8 веке специальных церковнопевческих школ в Метце и Суассоне, где первыми учителями были римские певцы Петр и Роман, присланные Карлу Великому папой Адрианом Первым, а также в Сен-Гальском и Турском монастырях (в Швейцарии), а в 9 и 10 веках в Дижоне, Туле, Камбре, Шартре и Невере (во Франции).

Не следует смешивать "школьное" пение с "народным", они представляли два различных течения, которые позже оказали значительное влияние друг на друга. Народное пение внесло в школьное неожиданность полета, блеск звучания и смелость вариаций.

Светская музыкальная культура развивалась в эпоху Возрождения, возникали новые, более сложные жанры вокальной и вокально-инструментальной музыки, что привело к бурному росту и дальнейшему развитию певческого искусства.

Окончательное формирование вокального искусства, подлинной и настоящей школы пения началось лишь с возникновением оперы. В 1599 году в Палацце Кореи во Флоренции представлением "Дафны" Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

Преподаванием занимались сами композиторы, тоже прославленные певцы, стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития силы звука и в соответствии со строго продуманной системой. Позже, в 1600 году, властители Флоренции были поражены вышколенными голосами Франчески и Сеттимии Каччини, дочерей композитора, чью оперу "Эвридика" они исполнили в Палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV королем Франции. В 17 веке формируются национальные вокальные школы в странах Западной Европы, каждая из них характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

Появляются певцы-композиторы-педагоги, одновременно складываются национальные композиторские школы, выдвигающие перед певцами определенные художествественно-исполнительские требования. В национальной вокальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамента, характера, интонационные, ладовые и ритмические компоненты конкретной страны и региона, их народная музыка. Уже в начале 17 века сложилась итальянская школа сольного пения, выделяясь совершенной техникой бельканто (красивого пения) и блестящими голосами. Климат Италии, вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяли максимально использовать певческие возможности голосового аппарата.

Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, она оказала влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ.

Наиболее яркие музыканты того времени: Я.Пери, Дж.Каччини, К.Монтеверди, А.Скарлатти. Оперное искусство сначала было привилегией придворных кругов, но в 1637 году в Венеции открылся первый платный театр, что делало оперу доступной для народа.

На рубеже 18-19 веков итальянское пение характеризовалось обилием колоратур. Колоратурный стиль исполнения связан главным образом с исполнительским искусством певцов-кастратов, господством "мужских сопрано", фальцетистов. Они пели в церквах, капеллах, театрах, переодевались в женские наряды, исполняя женские партии. Женщины в публичных театральных действиях не участвовали. О блестящих успехах кастратов остались авторитетные свидетельства (Казанова, Россини). Голоса лучших кастратов звучали чисто, легко, красиво, беспредельно, им уступало звучание даже блестящих певиц Патти и Котоньи. Отказавшись от всего земного во имя пения, они звучали как голоса из других сфер, но в них не было жизни и тепла женского сопрано, да и физиологические нарушения, как результат кастрации, влекли за собой чудовищную тучность, что было малоэстетично.

Различные вокально-технические украшения в ариях стали сочинять и собственно певцы, исходя из своих технических голосовых возможностей. Пение стало превращаться в "турниры вокальной техники", мысль и слово из музыки стали исчезать, уступая место чисто звуковым красотам, производившим на слушателя огромное впечатление. "Поэзия потонула в декорационном пении". Россини положил конец "вокальному хулиганству". Он стал выписывать в партии обязательные для исполнения каденции, требуя их точного исполнения. К концу 19 века установилось природное равновесие, а оперное творчество

Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, а позднее Дж. Верди, привело итальянскую вокальную школу к развитию кантиленного звучания голоса, к расширению диапазона и увеличению его динамических достоинств. Вокальные партии стали более индивидуализированными в соответствии с характеристикой образов.

Позднее творчество Дж. Пуччини, Р. Леонковалло, П. Масканьи, У.Джордано привело к усилению ариозно – декламационного начала, к эмоциональной обостренности пения, которым характеризуется современное искусство итальянских певцов. Наиболее известные
итальянские певцы:

Дж. Паста, А. Каталани, А. Бозио, Дж. Рубини, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, А. Галли-Курчи, Дж. Лаури-Вольпи, Дж. Симионато, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Дж. Ди Стефано, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, П. Каппуччилли. Против итальянской школы бельканто восстала французская школа, руководимая Ж. Б. Люли. Особенность этой школы определялась декламационным стилем, ведущим происхождение от распевной декламации поэтов и актеров французской классической трагедии 16 века. Находит отражение в этой школе и национальный характер песенности. Этот стиль формировался под влиянием творчества Ж.Б.Люли, Рамо, К. В. Глюка, А. Гретри, а затем Дж. Мейербера. Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Масне, Ж. Бизе. Крупнейшими представителями школы явились певцы: А. Нурри, Ж. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо, Ж. Девойо.

Интересен факт раскола общества Франции на 2 лагеря сторонников итальянской и французской школы пения. Разделились мнения короля, королевы, всего двора, Руссо и Вольтера. Этот "раздел" общества остался в истории под названием "войны шутов". Вокальную школу Франции 18-19 веков Ромен Роллан характеризует как школу великолепной актерской игры и декламации. Не случайно и Парижская консерватория получает название консерватории "музыки и декламации".

Немецко-австрийская школа стремилась объединить итальянское бельканто и чрезмерный "экспрессионизм" французской школы, чтобы эмоция и мысль заняли подобающее место. Так возникло творчество И.С.Баха, Г.Ф.Генделя. В.А.Моцарт синтезировал достижения всех основных современных ему школ.

Музыка немецких композиторов Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа очень связана с немецкой национальной песенностью, истинно национальна, она дала начало нового в ту пору амплуа: камерного пения, камерного певца. Особняком в немецкой музыке стоит творчество Р.Вагнера. Оно вызвало к жизни особый стиль пения возвышенной декламационности, мощности тембра, насыщенности звучания голоса (часто чрезмерное, даже губительное для человеческого голоса), исполнение длинных фраз с нарастающей звучностью. Голоса вокалистов у Вагнера вплетались в звучание оркестра, как один из инструментов. Оперы огромные полотна. Некоторые исполнялись по 5 вечеров подряд ("Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна"). На стиль исполнения немецких певцов последующих поколений оказало влияние оперное творчество Р.Штрауса, А.Шенберга, А.Берга, П.Хиндемита, К.Орфа и других.

Наиболее известные певцы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, Э. Шварцкопф, Л. Фишер-Дискау, Т. Адам. В других странах появились свои вокальные национальные школы, свои замечательные певцы и педагоги, но ведущее место всегда занимала итальянская школа и певцы.

В 19 и 20 веках в историю мирового вокала вошли: Е.Линд - Швеция; К. Новелло - Великобритания; Э.Решке, А. Дидур, Е. бандровска-Турска - Польша; Х. Даркле - Румыния; Э. Дестинова -Чехословакия. К середине 20 века вокальное искусство широко развивается во всех еввропейских государствах, в США, Канаде, Южной Америке, а также в Японии, Корее и других странах.

В России до начала 18 века вокальное искусство существовало только в форме народного и церковного пения. Со времен утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырях, а затем и в приходских церковных школах. Имеются исторические данные, подтверждающие наличие отечественной певческой культуры еще в 10-11 веках. Так, например, известно, что при киевском князе Владимире Святославовиче (978-1015) существовали профессиональные певчие.

Попытки организации музыкального театра в России относятся к середине 17 века, потом при Петре Великом была приглашена труппа из семи актеров во главе с Кунстом, которые давали музыкальные представления. В 1735 году в Россию была приглашена на постоянную работу итальянская оперная труппа, которая пустила на русской земле прочные корни.

Русский оперный певец складывался как явление самобытное. Очевидна несостоятельность некоторых историков, пытающихся рассматривать пение русских певцов только как результат влияния итальянской вокальной культуры. На самом же деле своеобразие исполнительского стиля русских певцов, свойственная русскому человеку глубина чувств, наконец, и фонетические особенности русского языка, дали возможность национальной русской вокальной школе пойти по своему пути. Конечно, влияние итальянской школы пения на русских певцов несомненно было и ощущалось в течение долгого времени. Одним из первых русских учителей пения был И. А. Рупин, крепостной костромской губернии, учившийся пению в Италии. В Придворной певческой капелле преподавал композитор

Д. Бортнянский.

К этому периоду (18 век) относится артистическая деятельность русских певцов и певиц, заложивших основы русской школы пения: А.Михайлова, Е.Уранова-Сандунова, Н.Семенова, А.Крутицкий, Н.Воробьев, П.Злов, В.Самойлов, Н.Лавров и другие. Нельзя не отметить огромную роль русского "городского" романса в истории отечественного вокального искусства, а также деятельности композиторов, певцов и педагогов А.Варламова и П.Булахова.

С именем М.Глинки связано становление русской оперы как самостоятельного музыкального жанра, не менее значительной была и роль Глинки - исполнителя и вокального педагога, создателя своеобразной школы "концентрического развития голоса".

Ученики Глинки: О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский.

В дальнейшем на развитие русской вокальной школы и ее исполнительские принципы оказали влияние творчество, а также критическая и педагогическая деятельность А. С. Даргомыжского, А. М. Серова, М. А. Балакирева, П. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Характерные черты русской вокальной школы - это мастерство драматической игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом.

Выдающиеся певцы России: Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, К. Г. Держинская, В. В. Барсова, Н. А. Обухова, Е. К. Катульская, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нелепп, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Читателям, которых интересует подробное изложение разных вокальных школ, могу порекомендовать работу И. К. Назаренко "Искусство пения".

Замечательный певец и педагог 19 в. С. П. Юдин сказал: «Ученик должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий, он никогда не сможет осуществить свое желание - стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, - это еще не все! Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить по-настоящему, с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно, считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно.

Вопросы для самоконтроля:

Литература:


Как нам всем известно вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения, и голос в этой музыке занимает главную или равноправную роль с остальными инструментами. К вокальной музыке относятся произведения, как написанные для одного или множества голосов, так и любые музыкальные произведения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех произведениях, исключая вокализ, голос тесно связан с поэтическим текстом, и такие произведения рассматриваются как музыкально-поэтические произведения. В прошлом практически все музыкальные произведения были связаны с бытом, существовали различные трудовые песни, игровые, колыбельные, обрядовые, плясовые, хороводные.

К одним из старейших вокальных жанров относится песня . Различают народную и авторскую песню. Но, как часто бывает в искусстве эти два элемента постоянно взаимодействуют, авторы берут в свои произведения попевки или мелодические ходы из народных песен, чтобы придать им специфическое звучание. Истоки этого жанра уходят в глубокую древность, в античность, где музыка и поэзия были неотделимы друг от друга. В основном песня – это многократное повторение одного и того же напева, которому придаёт разные оттенки меняющийся от куплета к куплету текст. Песни исполняются как с аккомпанементом, так и без него. Но надо сказать, что любой даже самый простой аккомпанемент придаёт песне выразительность.

Вместе с песней большую популярность вокальным жанрам принёс романс. Это камерное музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Интенсивное развитие получили в XVIII-XIX веке. В отличие от песни мелодия в романсе более детализирована, связана со стихом, отражая не только общий характер, но и отдельные поэтические образы. Очень важное значение имеет музыкальное сопровождение, которое является в романсе равноправным участником. Романс подразделяется на отдельные жанры: баллады, элегии, баркаролы и т.д. Романсы занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Они бывают любовного, шуточного, сатирического, трагедийного содержания.

Существуют произведения для нескольких голосов, такие произведения называются вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.) или хоры (произведения для большого певческого коллектива). Сочинения для хора делятся на две группы — произведения с инструментальным или оркестровым сопровождением и без него a capella.

Одним из самых масштабных вокальных жанров является опера . Она соединяет в себе театральное действие, Вокальную музыку, инструментальную музыку, изобразительное искусство, хореографию. В опере можно встретить все формы вокальной музыки: здесь и арии, ариозо, монологи, песни, речитативы, дуэты, трио, квартеты, хоры.

В отличие от оперы оратория, являясь также крупным произведением для певцов хора и симфонического оркестра, исполняется без декораций, театральных костюмов и декораций. Обычно пишется на драматический или библейский сюжет. Оратория занимает промежуточное место между оперой и кантатой и включает в себя сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Действие в оратории так же как и в опере развивается на драматической основе, но здесь больше идёт рассказ действии, нежели показ как в опере. Первоначально оратории писались на библейские или евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни церковных праздников, но позднее оратория приобрела светский характер и перешла из храма на сцену.

Также, к развёрнутым произведением для певцов-солистов, иногда хора с оркестром, является кантата . Они бывают лирическими, повествовательными, торжественными, сочинёнными в честь какого-либо события или даты. Это обычно произведение небольшого размера с однородным содержанием, состоящие из вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т.д.), арий, речитативов и хоров. Кантата похожа на ораторию, но отличается меньшим размером и масштабом действия, отсутствием драматической разработки сюжета и камерным характером.

Мы рассмотрели наиболее крупные жанры вокальной музыки, которые включают в себя ещё большое множество подтипов и разновидностей, таких как серенада, частушки, баркаролла, гандольера, ария, ариетта, ариозо, эпиталама, псалом, спиричуэл, шансон и т.д.

Человеческий голос - музыкальный инструмент, который есть с рождения у каждого из нас. Этот трепетный механизм, нуждающийся в особом уходе и постоянной настройке, способен защекотать все нервные окончания в организме и довести их до предела.

Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.

Главное

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него "инструмент" под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма.

К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

Жанры вокальной музыки

За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:

  • камерную;
  • концертную.

Камерный жанр


Камерный вокальный жанр (с латинского camera - "комната") – музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • баркарола;
  • серенада;
  • элегия и другие миниатюрные сочинения.

Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.

Песня

Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен - это всем известная "Калинка".


Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.

Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

Романс


Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на "романском" языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

Баллада

Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

  • «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
  • Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
  • Ф. Лист;
  • Ф. Брамс;
  • Ф. Мендельсон (для хора "Первая Вальпургиева ночь").

Не остались в стороне и наши соотечественники:

  • М. П. Мусоргский ("Забытый");
  • А. Г. Рубинштейн ("Баллада");
  • П. И. Чайковский ("Корольки");
  • А. П. Бородин ("Море");
  • А. Н. Верстовский;
  • А. Е. Варламов - титан вокального жанра.

Баркарола

Изначально была "песней на воде", ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.

Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.

С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:

  • Ф. П. Шуберт ("Любовное счастье рыбака");
  • М. И. Глинка ("Уснули голубые");
  • Ф. Брамс (из опуса 44 для женского хора).

Серенада

Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, "Дон Жуан" Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.

Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

Элегия

Элегия в переводе с греческого языка – это "траурное пение". Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

Один из ярких примеров – " Не искушай меня бед нужды" Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным - известным в нынешнее время камерным певцом.

Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

Концертный жанр

К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:

  • вокализ;
  • кантату;
  • оперу;
  • ораторию;
  • рапсодию;
  • арию;
  • гимн.

Вокализ

Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.

Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.

Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:

  • С. В. Рахманинов;
  • Ж. М. Равель (в форме хабанеры);
  • Н. К. Метнер - "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ".

Кантата

Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.

Первые русские кантаты появились в XVIII веке благодаря П. А. Скокову. В дальнейшем его дело продолжили Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и др. Одна из знаменитейших кантат - "Александр Невский" С. С. Прокофьева.

Опера

Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

В 1597 году был написана первая опера "Дафна" итальянским композитором Якопо Пери.

В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается "отцом русской оперы". Прорывным являлось сочинение "Руслан и Людмила".

В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).


Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

Оратория

Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.

В России к оратории обращались не так часто. Одно из немногих произведений - "Минин и Пожарский" С. Дягтерева.

Рапсодия

Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.

Ария

Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.

Арию следует разделить на 2 подвида:

  • ариетта - меньшая по объему и простейшая по структуре;
  • ариозо - сочинение, находящееся между арией и речитативом, больше напоминает на разговорный напев.

Гимн

Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.

Гимном Российской империи являлся "Боже, царя храни".

Жанры инструментальной музыки

Камерные инструментальные жанры:

  • вариации;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • прелюдии;
  • музыкальный момент;
  • ноктюрн.

Крупная форма:

  • симфония;
  • концерт;
  • увертюра;

5 класс

Тема урока: Жанры вокальной музыки.

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной . Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

  • Ансамбль

    Песня (фрагмент из м\ф «Чебурашка» - песня «Голубой вагон»)

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

    Романс («А на последок я скажу» фрагмент из к\ф «Жестокий романс»)

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

    Баллада (Владимир Высоцкий «Баллада о любви»)

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

    Ария (Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»)

    Вокализ (Вокализ из к\ф «Русалочка, Анна Руднеева)

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

    Ансамбль (It`s sand, Man - вокальный ансамбль Эва)

Ансамбль (от французского слова ensemble, что значит «вместе») - это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. В зависимости

для двух исполнителей - дуэт ,

для трех - трио, или терцет ,

для четырех исполнителей - квартет ,

для пяти исполнителей - квинтет ,

для шести - секстет ,

для семи - септет ,

для восьми - октет , и т. д.

Поют еще и вместе по 20 - 30 человек и это уже называется хор.

    Хор (Jingle Bells в исполнении хора МВД)

Хор - это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор - это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные - отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

    Канон (В. А. Моцарт. Канон "Аллилуйя". Исполняет молодежный вокально-хоровой ансамбль "Ирис")

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что интересного вы узнали на уроке?

    А что было не интересного на уроке сегодня?

    Какие жанры вокальной музыки вы знали? А какие жанры узнали?

    Какой жанр вокальной музыки вам показался наиболее интересным? Почему?

Домашнее задание : Приготовить не большое сообщение о любом великом вокалисте 19-21 века (www.muz-urok.ru)

). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.

Жанры вокальной музыки:

  • Оперный,
  • Ораториальный,
  • Камерный,
  • Оперетта,
  • Джаз.

Кантата - произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема). Опера (c латинского - труд, изделие) вид синтетического искусства. Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.

Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную (соло) ансамбль (хор), инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм) хореографию (балет). В опере воплощаются все формы вокальной музыки: (ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).

Опера свое время подразделяется на жанры

  • Историко-героическая;
  • Историко-романтическая;
  • Героико-поэтическая;
  • Народно-сказочная;
  • Лирическая;
  • Драматическая;
  • Комедийная;
  • Сатирическая.

Оратория (c лат. говорю, молю.) - крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты. Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Пение требует виртуозности и шикарности. Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра. Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией. В пении рядом с кантиленой изощренные каденции. Мадригал -(лат.песня на родном языке). (куплеты, припевы) - коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 - 5 человек) В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине. Кантата -произведение торжественного или лирико-эпического характера Отличается от оратории меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно- церковное. Романсы - занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. (романсо, петь по-романски.) Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский. Оперетта (с итал. - Маленькая опера) Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вокальная музыка" в других словарях:

    Музыка, в которой главная часть состоит в пении, и игра на инструментах составляет лишь дополнение к ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА пение с аккомпанементом на к. н.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом … Большой Энциклопедический словарь

    Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки; теперь звучит какое то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу... Все это вокальная музыка (от латинского vocalis звучащий, поющий), то есть… … Музыкальный словарь

    Произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом. * * * ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного,… … Энциклопедический словарь

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относят произведения для одного, нескольких или многих голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры а капелла) и любые сочинения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех… … Большая советская энциклопедия

    Музыка, предназначенная для пения. К В. м. относятся как произведения для одного, нескольких или мн. голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые муз. сочинения для пения с инстр. сопровождением разл.… … Музыкальная энциклопедия

    Вокальная музыка - (от итал. voce голос) музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения. Самая обширная и популярная область муз. иск ва, включающая в себя нар. песенное творчество, культовую музыку и разветвл … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - – собственно говоря музыка, исполняемая одними человеческими голосами (voces), без инструментального сопровождения; тем не менее этим же именем обозначается в наше время и музыка для пения с сопровождением инструментов. Человеч. голос… … Музыкальный словарь Римана

    Древнейший из всех родов музыки. Всякая музыка, исполняемая человеческими голосами, без инструментального сопровождения или с сопровождением, играющим второстепенную роль, называется вокальною. К вокальной музыке относятся: вокализы, сольфеджио,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона