Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности. Полномочия и деятельность ликвидационной комиссии или ликвидатора при закрытии ооо

Ликвидационная комиссия — это временный орган, создаваемый учредителями юридического лица с целью ликвидации организации. Порядок создания, состав и полномочия ликвидационной комиссии определяются ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ и другими нормативными актами. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия .

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии , не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии . Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии , направленные на ликвидацию организации.

Цель работы ликвидационной комиссии

После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.

Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.

После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).

Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия :

  • проводит инвентаризацию;
  • находит всех кредиторов и должников;
  • формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).

Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.

Итоги

Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

— процедура, требующая неукоснительного соблюдения положений действующего законодательства. Такая необходимость связана с тем, что процесс прекращения деятельности организации достаточно сложен. Кроме того, он требует не просто осуществления всех необходимых юридических процедур, но и строгого соблюдения их последовательности. А в случае если учредитель или учредители предприятия нарушат ее или пропустят какие-либо шаги, предусмотренные законом в , например, ими не будет назначен председатель ликвидационной комиссии, регистрирующие органы вправе отказать в удовлетворении заявления о прекращении деятельности коммерческой компании и все придется начинать сначала. Кроме того, немаловажно, что такая ситуация может повлечь за собой не только временные и организационные, но и финансовые расходы, связанные, например, с необходимостью повторной оплаты государственной пошлины за оказание услуг.

Именно поэтому некоторые руководители компаний, приняв решение о ликвидации предприятия, прибегают к услугам специализированных организаций, которые за определенную плату готовы взять на себя все тяготы общения с регистрирующими органами. Однако, прибегая к услугам подобных специалистов, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы такого решения. В частности, следует принимать во внимание, что финансовые расходы, связанные с осуществлением процедуры ликвидации при самостоятельной реализации всех необходимых действий, не так уж велики, а основную работу возьмет на себя ликвидационная комиссия. При этом специализированная организация, готовая принять на себя большую часть такой работы по взаимодействию с органами государственной регистрации, потребует за свои усилия немалую сумму.

Основные этапы юридической процедуры остановки работы организации в соответствии с законодательством

Вместе с тем внимательное и вдумчивое изучение законодательства, регламентирующего процедуру прекращения организацией своей деятельности, способно дать весьма четкое представление о том, какие действия необходимо осуществить учредителю или учредителям, принявшим решение об остановке работы предприятия. При этом в случае наличия каких-либо вопросов они всегда могут обратиться к изучению дополнительных источников, которые способны разъяснить сложившуюся ситуацию.

Первым шагом, который заинтересованному лицу стоит предпринять в процессе такого изучения, является ознакомление с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит все основные положения, регулирующие деятельность юридических лиц в нашей стране. Несколько статей данной главы специально посвящено порядку и требованиям к коммерческих организаций с указанием всех необходимых действий, которые требуется предпринять учредителю или учредителям.

Назначение председателя ликвидационной комиссии

Более внимательное изучение содержания этого раздела указанного нормативно-правового акта дает понять, что объем работы, который должны взять на себя учредители, принявшие решение об остановке деятельности коммерческой компании, не так уж велик. В первую очередь им принадлежит прерогатива сделать основной шаг в этом направлении, приняв решение о ликвидации компании. Такое решение должно быть зафиксировано соответствующим приказом или другим документом, с которым следует ознакомить всех сотрудников ликвидируемой организации. При оформлении приказа, фиксирующего факт прекращения работы компании, учредителю или учредителям необходимо учитывать, что, помимо самого факта ликвидации компании, этот приказ должен указывать сроки и порядок ее осуществления.

Кроме того, отдельный раздел документа следует посвятить вопросу назначения председателя ликвидационной комиссии. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента его назначения председатель, осуществляя руководство деятельностью ликвидационной комиссии, получает весь объем полномочий, связанных с осуществлением деятельности компании в период ее ликвидации. Как правило, руководитель назначается из числа действующих сотрудников предприятия, которые должны быть поименно упомянуты в приказе с указанием должностей, занимаемых ими в компании. Нередко функции и статус председателя ликвидационной комиссии принимает на себя сам руководитель организации, который в этой ситуации и будет заниматься организацией основных процедур, связанных с процессом прекращения работы юридического лица.

Полномочия председателя ликвидационной комиссии

Статус председателя подлежит отдельной фиксации в приказе благодаря тому, что на ликвидатора будут возложены особые полномочия по осуществлению действий и процедур, требуемых для остановки деятельности учреждения действующим законодательством.

Таким образом, на него ложится ответственность за всю работу, осуществляемую членами комиссии в рамках своей профессиональной деятельности, и именно он подписывает документы, издаваемые этим органом.

В частности, в обязанности председателя входит проследить за тем, чтобы о решении о прекращении работы организации был уведомлен орган государственной регистрации, который осуществляет ведение и пополнение информацией основного федерального ресурса, содержащего сведения о коммерческих организациях Российской Федерации, — Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В целях обеспечения сохранения актуальности информации, содержащейся в указанной базе, орган государственной регистрации после получения данного уведомления обязан немедленно внести сведения о том, что данная компании находится в стадии ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, эта компания будет исключена из общей численности действующих предприятий Российской Федерации, однако в течение она будет числиться в специальном столбце этого реестра, где фиксируются компании, прекращающие работу.

Информирование кредиторов о ликвидации юридического лица

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности. Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Необходимым компонентом такой работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публикация в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством для этих целей, . Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев.

Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано. Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для компании, определяются действующим законодательством. Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года «Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации».

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства. В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании. В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале «Вестник государственной регистрации». В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены. Согласно сложившейся практике, подобные информационные сообщения направляются в форме письма с уведомлением о вручении и подписываются председателем ликвидационной комиссии.

Составление ликвидационного баланса

В ожидании поступления финансовых требований к компании, объявившей о прекращении своей деятельности, обязанности председателя комиссии требуют организации начала работ по составлению ликвидационного баланса, отражающего инвентаризацию имеющегося имущества данной коммерческой организации. В данном финансовом документе необходимо отразить все имущество, подвергшееся инвентаризации, которое имеется у организации на момент составления приказа об остановке работы. В отношении такого имущества может быть осуществлена продажа. По мере поступления финансовых требований от кредиторов их претензии следует вносить в составляемый ликвидационный баланс.

При этом на данном этапе осуществления процедуры остановки работы организации составление такого баланса, отражающего состояние инвентаризации имущества, носит предварительный характер. Тем не менее, председатель комиссии должен позаботиться о том, чтобы он был подписан учредителем или учредителями предприятия, которые тем самым подтверждают факт ознакомления с состоянием финансовых дел и проведением инвентаризации имущества своего учреждения. После завершения срока принятия финансовых требований от кредиторов и инвентаризации организации председатель действующей ликвидационной комиссии в рамках своих полномочий должен осуществить все необходимые расчеты с кредиторами, доказавшими обоснованность своих материальных претензий в отношении имущества данной организации.

Завершение процедуры осуществления расчетов с кредиторами и инвентаризации имущества требует перехода к следующему этапу деятельности ликвидационной комиссии — составлению окончательного ликвидационного баланса имеющегося имущества. В этом документе должен быть отражен весь объем имущества, оставшегося в распоряжении организации после завершения всех расчетов и проведения инвентаризации. В случае если такое имущество имеется в наличии, его необходимо распределить между учредителями компании в соответствии с достигнутыми между ними договоренностями. Окончательный ликвидационный баланс после проведения инвентаризации имущества председателю ликвидационной комиссии необходимо представить на подпись учредителю или учредителям компании, а также ознакомить с его содержанием орган налоговой инспекции в соответствии с территориальной принадлежностью организации. Подтвердить свое ознакомление с окончательной версией баланса инвентаризации имущества территориальный орган Федеральной налоговой службы должен подтвердить постановкой на документе соответствующей отметки.

Этот документ со всеми необходимыми подписями и отметками об инвентаризации имущества должен стать одним из компонентов пакета, формируемого председателем ликвидационной комиссии для предоставления в регистрирующий орган. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческая организация признается ликвидированной только в момент внесения соответствующей записи об этом факте в Единый государственный реестр юридических лиц. В свою очередь, для внесения этой записи государственные регистрирующие органы требуют предоставления всех документов, подтверждающих факт прекращения организацией своей деятельности, исполнения в пределах ее возможностей всех принятых на себя обязательств и инвентаризации имущества.

Формирование пакета документов для государственной регистрации факта ликвидации коммерческой организации

После формирования окончательного баланса председатель комиссии в рамках своих полномочий приступает к формированию пакета документов для предоставления в орган государственной регистрации. Помимо окончательного ликвидационного баланса, в этот пакет должно войти заявление о ликвидации предприятия, подписанное председателем ликвидационной комиссии. При этом следует иметь в виду, что действующее законодательство не предусматривает возможности составления такого заявления в свободной форме — председателю ликвидационной комиссии необходимо заполнить специальную форму такого заявления.

Помимо оформления заявления, председателю ликвидационной комиссии необходимо позаботиться об оплате государственной пошлины за регистрацию факта ликвидации организации, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, эта процедура является платной. Размер этой пошлины установлен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, данный раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что размер пошлины за государственную регистрацию факта ликвидации организации взимается плата в размере 20% от стоимости внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц при ее формировании. В частности, такая пошлина в соответствии с указанной статьей составляет 4 тысячи рублей; таким образом, величина государственной пошлины за услугу по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении предприятием своей деятельности обойдется в 800 рублей.

Ликвидационная комиссия – это специальный орган (ликвидатор), который создается для организации добровольного или принудительного прекращения деятельности юридического лица. О факте создания комиссии информируется регистратор (налоговая структура), которая вносит в ЕГРЮЛ информацию о формировании ликвидатора и предъявляет юридическому лицу подтверждающие документы - свидетельство и выпуску.

Ликвидационная комиссия – это группа лиц, которые по законам РФ набираются владельцем компании или назначенная им структура. Процесс формирования ликвидатора может протекать совместно с другими учредителями компании. В случае принудительной ликвидации назначение ликвидатора – задача арбитражного суда.

Состав ликвидационной комиссии

Члены ликвидатора назначаются владельцем ликвидируемой компании (в случае добровольной ликвидации) или представителями судебной инстанции (в случае принудительной ликвидации). При этом в состав комиссии могут входить:

Назначенный на период ведения дела о банкротстве распорядитель собственности ликвидируемой компании;
- представители от собрания банковских учреждений, кредиторов ликвидируемой компании или финансовых органов;
- работники Фонда государственного имущества. Как правило, такие представители должны быть в комиссии при ликвидации государственной структуры. В случае прекращения деятельности частной компании их присутствие – редкое явление;
- прочие лица, которые могут принять участие в комиссии по предложению одной из сторон.

Деятельность ликвидационной комиссии

Особенность ликвидатора в отсутствтии каких-либо прав и ведение деятельности от имени ликвидируемого юридического лица. Для проведения операций (к примеру, получения средств в продажи и их распределения) комиссия может использовать предприятия. В ряде случаев может быть открыт и персональный счет.

При переоформлении банковского счета на имя ликвидатора банк должен получить :

Решение о прекращении деятельности юридического лица;
- карточку с подписями всех участников комиссии-ликвидатора с нанесенным на ней оттиском печати.

Ликвидационная комиссия получает документы в течение 72 часов с момента назначения ликвидатора. Речь идет о финансовых бумагах, штампах, печати и прочей документации. В случае если управляющие органы ликвидируемой компании противятся передаче бумаг, то они могут понести ответственность, прописанную в законодательстве Российской Федерации. После получения всех документов ликвидационная комиссия берет на себя функции руководящего органа компании-банкрота.

В течение пяти дней с момента принятия решения о банкротстве компании, комиссия обязуется проинформировать об этом общественность путем предоставления соответствующие данные в печатную прессу. В сообщении указывается, что начался процесс ликвидации компании, а сама ликвидируемая компания объявлена банкротом.

Последующая деятельность ликвидационной комиссии связана непосредственно с имуществом компании – его оценкой, инвентаризацией, вычислением ликвидационной массы и так далее.

Особое внимание уделяется ликвидационной массе – совокупности всех видов имущества предприятия-банкрота, которые находятся у него в ведении или на правах собственности. Также к ликвидационной массе можно отнести активы других лиц, которые по закону РФ или по учредительным документам должны нести ответственность по текущим обязательствам.

Ликвидационная комиссия принимает решение, продавать ли имущество юридического лица и каким способом это делать. При этом решение должно быть согласовано с комитетом кредиторов. Сначала председатель ликвидатора передает информацию о продажи имущества через СМИ. В оповещении содержатся все необходимые данные о составе имущества, условиях и сроках его продажи.

Форма продажи имущества зависит от вида предприятия:

1. При ликвидации государственных субъектов комиссия дает команду на организацию аукциона уполномоченному органу.
2. В случае когда объявляет частная компания, то ликвидатор может самостоятельно провести или поручить эту работу другой специальной структуре.

В любой из упомянутой выше форм продажа имущества ликвидируемого юридического лица должна заключаться через между покупателем имущества и ликвидатором, выступающим от лица банкрота.
Если в качестве банкрота выступает получатель объекта лизинга, то имущество лизинговой компании отделяется от общей ликвидационной массы и возвращается лизингодателю.

Ликвидационная комиссия следит, чтобы при реализации процедуры банкротства все инвестиции компании были учтены и реализованы. Если , которое подлежит ликвидации, имеет долю в учредительном капитале другой компании, то такая часть может быть выкуплена другими акционерами или же удалена из уставного фонда. В последнем случае должен быть уменьшен, а полученный внесен в ликвидационную массу.

Если ликвидационная комиссия обнаружила, что имущества компании-банкрота недостаточно для удовлетворения запросов кредиторов, то совершается продажа активов других лиц, которые были ответственными за обязательства компании-банкрота. После продажи полного объема ликвидационной массы ликвидатор производит расчеты со всем персоналом компании, кредитором, государством и владельцами корпоративных прав. В процессе разделения в расчет принимаются требования кредиторов, условия реестра и права по очереди.

По завершении всех ликвидационных работ, продажи имущества и расчетов с долгами ликвидационная комиссия формирует несколько документов, которые подаются на утверждение в вышестоящие структуры :

2. Акт ликвидационной комиссии содержит общую информацию и выступает в качестве дополнения к протоколу заседания. В нем указывается:

Принятые решения;
- причина ликвидации общества (указывается и его полное название);
- подписи всех участников комиссии.

Управляющий, который исполнял функции председателя компании, может рассчитывать на вознаграждение (размер последнего определяют кредиторы). Если в назначении ликвидационной комиссии участвуют учредители, то именно они и определяют величину вознаграждения каждого из представителей.

Полномочия ликвидационной комиссии

Таким образом, после назначения на ликвидатора возлагается целый ряд задач по организации процесса ликвидации юридического лица. К основным полномочиям ликвидационной комиссии можно отнести:

Управление собственностью компании, которая прекращает свою деятельность;

Проведение подробной инвентаризации и оценки всего имущества, которое находится на балансе ликвидируемой компании;

Вычисление общей величины ликвидационной массы и управление ею;

Продажа имеющегося имущества, а также принятие ряда других мер для покрытия требований кредиторов ликвидируемого объекта;

Истребование дебиторских долгов, а также проведение расчетных операций с кредиторами;

Формирование ликвидационного баланса и его отправка на утверждение субъекту, назначившему ликвидационную комиссию или владельцу компании;

Принятие решений относительно увольнения работников ликвидируемой компании (в том числе и руководителя);

Осуществление других действий, направленных на окончательную ликвидацию копании.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ликвидационная комиссия формируется сразу после того, как принято решение о закрытии предприятия. В неё обычно входят ключевые лица организации – директор, главный бухгалтер, юрист. Выбирается председатель ликвидационной комиссии. Именно он координирует все действия комиссии. На него возложена основная ответственность за исполнение процедуры. Его кандидатура крайне важна, так как он осуществляет контроль над всеми этапами мероприятия, коммуникацию с государственными органами.

Кого могут избрать председателем ликвидационной комиссии?

Закон устанавливает необходимость в избрании председателя. Однако не установлено, кто именно может выступать в этой роли. Кандидатуры определяются учредителями предприятия. К примеру, могут рассматриваться следующие варианты:

  • Орган, принявший решение о закрытии организации;
  • Участник или учредитель предприятия;
  • Лицо, у которого есть соответствующие полномочия, а также лицензия.

Однако такой выбор может быть выполнен только в том случае, если упразднение проводится добровольно. Подробнее о процедуре добровольной ликвидации ООО . Если же осуществляются , ликвидатор будет назначен судебным органом. Контроль переходит к арбитражному управляющему. Данный специалист должен состоять в саморегулируемой организации.

Если общество включает в себя одного участника, формирования комиссии не происходит. Единственный участник становится ликвидатором.

Назначение ликвидатора

Принятие решения о назначении председателя осуществляется на общем собрании учредителей. Однако все полномочия ему будут переданы только после того, как о составе ликвидационной комиссии и назначении её ключевого лица, а также о начале процедуры закрытия, будут уведомлены следующие органы:

  • Налоговая инспекция (ей достаточно отправить заявление об упразднении, данные о комиссии отправлять не нужно);
  • ФСС (направить уведомление необходимо в течение 10 дней с даты утверждения протокола);
  • Банковское учреждение, в котором у предприятия имеются расчётные счета.

После того, как все уведомления отправлены, полномочия и обязанности по упразднению переходят к выбранному лицу.

Полномочия председателя комиссии при ликвидации предприятия

Права и обязанности председателя определяются в соответствии с необходимостью проведения процедуры. Лицо действует в интересах закрываемой компании.

Перечень прав

Ликвидатору передаются все полномочия, снимаемые с директора. Однако лицо может не получить некоторые права, которые закреплены за учредителями в уставе фирмы. К примеру, участники могут оставить за собой права на утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса. В этом случае, председателю требуется только составить эти документы.

Ликвидатор действует в пределах компетенции комиссии. Если он снимает средства со счетов предприятия, осуществляет продажу его имущества, все полученные средства должны пойти на погашение задолженностей, в том числе, перед сотрудниками.

Обязанности и ответственность

На ликвидатора возлагается ответственность за осуществление упразднения в соответствии с законами. От него требуется следить за очерёдностью всех этапов, своевременное предоставление документации в государственные органы. Председатель несёт следующую ответственность:

  • Субсидиарная . Если у организации обнаружились признаки несостоятельности, в течение десяти дней требуется направить уведомление об этом в суд. Если этого не будет сделано, наступит субсидиарная ответственность. То есть, именно с председателя может быть взыскана задолженность;
  • Уголовная . Наступает при сокрытии информации о собственности закрываемой фирмы, документов, бухгалтерских отчётов. Уголовная ответственность предусматривается статьёй 195 УК РФ;
  • Административная . Предполагает штрафы в размере 100-150 000 рублей. Вводится в том случае, если ликвидатор не отслеживает очерёдность и правильное прохождение всех этапов.

Во избежание проблем, председатель должен скрупулёзно подходить к составлению бумаг, приёмке собственности от директора. Необходимо проверять все документы, которые переданы прежним руководством.

От ликвидатора требуется знать основы бухгалтерского и налогового учёта.

Какие действия должен исполнять ликвидатор?

Председатель имеет определённые обязанности. Это актуально и при принудительной, и при добровольной ликвидации. Перечень включает в себя проведение всех этапов, контроль над деятельностью остальных участников комиссии. Полный освещён в отдельной статье.

Оповещение кредиторов о закрытии

Для уведомления кредиторов о закрытии предприятия ликвидатором помещается соответствующая . Размещение информации платное. Оплата зависит от размера сообщения. Кредиторам предоставляется определённый срок для направления своих претензий. Минимальный срок – 2 месяца.

Инвентаризация имущества

Инвентаризация имущества председателем включает в себя следующие операции:

  • Проверка полноты и достоверности учётной документации;
  • Анализ обязательств предприятия;
  • Проверка фактического наличия имущества, указанного в бумагах;
  • Выявление ошибок в операциях с наличными, проведённых фирмой;
  • Оценка финансового состояния организации;
  • Определение стоимости имущества.

На каждой стадии проверки формируется сопутствующая документация. В завершение создаются отчёты, которые предоставляются учредителям фирмы и позволяют оценить финансовое состояние организации, её платёжеспособность. Оценка имущества требуется для того, чтобы убедиться, что средств, если будет проводиться продажа, хватит на покрытие задолженностей.

Ликвидатор действует в интересах закрываемой компании.

Инвентаризация имущества включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка . Инвентаризация потребует формирование комиссии. Минимальный её состав – три человека. В комиссию могут входить специалисты сторонней организации. Участники получают всю нужную информацию в бухгалтерии, производят проверку имущества;
  2. Пересчёт имущества . Выполняется в соответствии с информацией, полученной в бухгалтерии. Перерасчёт имущества должен осуществляться в присутствии всех членов комиссии, на которых возложена инвентаризация, а также лица, несущего материальную ответственность. В том случае, если при процедуре будут присутствовать не все лица, она потеряет свою юридическую силу, инвентаризация затянется;
  3. Оформление итогов процедуры . После того, как опись имущества передана в бухгалтерию, выполняются сличительные ведомости. Требуется подвести итоги проверки. Если обнаружились недостачи или излишки, сведения об этом вносятся в бухгалтерский счёт.

Инвентаризация проводится непосредственно в ликвидируемой организации. Если обнаружилась собственность, которой нет в прежних учётных документах, требуется также провести её оценку.

Уведомление сотрудников об увольнениях

Каждый сотрудник предприятия должен быть извещён о том, что проводится закрытие и предстоят увольнения. Права сотрудников при ликвидации предприятия . Также необходимо направить уведомление об увольнениях в службу занятости. В бумаге указываются сведения обо всех сотрудниках: должность, образование, стаж работы.

Ликвидатор обязан следить за тем, чтобы каждый работник получил все требуемые выплаты. Документы по платежам, а также их исполнение – обязанность кадровых и бухгалтерских отделов. Информация о том, как насчитывается выходное пособие при ликвидации организации, .

Дополнительные обязательные действия

Ликвидатор должен также исполнять следующие обязанности:

  • Разработка плана упразднения предприятия;
  • Анализ дебиторских и кредиторских долгов;
  • Разработка действий по покрытию задолженностей и взысканию дебиторских долгов. Как проводится взыскание дебиторской задолженности ;
  • Подготовка документов и подача заявления о банкротстве, если это требуется;
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, их предоставление в ФНС;
  • Оплата пошлины.

Председатель ликвидационной комиссии обязан проследить за законностью каждого из этапов. Не каждый специалист имеет требуемые знания. Поэтому актуально назначать ликвидатором профессионала, оказывающего соответствующие услуги.

Ликвидатор должен знать основы бухгалтерского и налогового учёта.

В каких случаях происходит смена председателя?

Иногда производится смена ликвидатора. Выполняется это по следующим причинам:

  • Специалист не справляется со своими функциями, относится к ним недобросовестно. Решение о смене принимается на общем собрании, в результате которого составляется протокол;
  • Председатель имеет право уйти с назначенной должности по собственному желанию. Для этого он может расторгнуть договор в одностороннем порядке;
  • Если принимается решение о банкротстве предприятия, ликвидатор снимается с прежней должности по решению суда.

Председатель является ключевым лицом процедуры ликвидации, а потому он должен обладать соответствующими знаниями и представлением об ответственности. Часто в этой роли выступают профессиональные юристы, которые обеспечивают законность каждого из этапов, соблюдение сроков и правильное оформление документов.