Проект "удивительные свойства воды". Проектная деятельность "Удивительные свойства воды!" Проект на тему свойства воды по фгос

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Тип проекта: Информационно – познавательный

I ч. Введение

II ч. Практическая опытно – экспериментальная деятельность

III ч. Релаксационная пауза

IV ч. Выводы

V ч. Заключение

Vi ч. Библиографический список

I. Актуальность темы:

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Она есть во всех уголках вселенной.

II. Цель : знакомство с физическими и химическими свойствами воды в опытно – экспериментальной деятельности.

III. Задача : ознакомиться со свойствами воды; установить связь между tº воздуха и состоянием воды

IV. Методы реализации проекта:

Определение темы

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

V. Пути реализации проекта:

Изучение научной литературы

Наблюдения в природе

Наблюдение в окружающей действительности

Проведение практических опытов

Обобщение результатов

VI. Направленность развития деятельности комплексная: познавательно-речевая,

наблюдение,

экспериментирование.

Случилось так, что в Новый год я получила в подарок от Деда Мороза несколько книг из серии «Большая детская энциклопедия». В одной из них я прочитала о воде. Меня заинтересовали эти сведения и мне захотелось узнать побольше о её свойствах.

- Вся поверхность планеты Земля состоит из суши и воды.

    Суша занимает треть Земли, а остальное пространство – водное, то есть моря, океаны. Землю называю голубой планетой. Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ.

Вода – одно из ценнейших природных богатств. Состав воды: 11% водорода и 89% кислорода.

Без воды не было жизни на Земле. Каждый живой организм по меньшей мере наполовину (50%) состоит из воды.

Например:
Медуза -98%
Мозг человека – 77%
Взрослый человек – 60%
Кости и дерево – 50%

Китайская мудрость гласит:

    Когда я слушаю, я забываю.

    Когда я вижу, я долго помню.

    Когда я делаю, я понимаю.

Слайд 10 (вступление к практической деятельности)2-3 предложения

Практическая работа:

Опыт 1. Я взяла пустой стакан и поставила его под кран с водой. Вода заполнила стакан и стала выливаться из него – вода текуча.

Слайд 12

Опыт 2. Я взяла два стакана, в один из них налила молоко, а в другой воду. Потом в оба стакана положила ложки. В стакане с водой – ложка видна, а в стакане с молоком – нет: вода – прозрачна.

Слайд 13

Опыт 3. В стакан с водой добавляем немного зеленки, в воде она растворилась.

Вода растворяет жидкие вещества.

Слайд 14

Вода меняет цвет в зависимости от веществ, которые в нее добавили.

Слайд 15 и 16

Опыт 4. На столе стаканы с водой. Добавляем в один соль, в другой сахар. Соль и сахар растворились.

Вода растворяет и твердые вещества.

Слайд 17

Опыт 5. Наливаем воду в разные сосуды. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита, в каждом сосуде она принимает разную форму.

Вода не имеет формы.

Слайд 18

Опыт 6. Мы нагреваем воду до кипения. Чайник кипит. Вода превращается в пар и испаряется.

Слайд 19

Опыт 7. Я налила воду в стакан и поставила в морозилку. Вода превратилась в лед.

При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.

Опыт 8. На столе стакан с водой. Если понюхать воду, мы понимаем, вода не имеет запаха.

Опыт 9. На столе стакан с водой. Я попробовала на вкус воду.

Если я положу сахар, вода будет – сладкая.

Если положить соль, вода станет – соленая.

При добавлении лимона? Вода становится – кислая.

20 слайд

Вода не имеет вкуса.

НАЙТИ ФОТО ДЛЯ СЛАЙДА( ПЬЁТ КОМПОТ И ВОДУ « КАРТИНКИ)

Выводы:

В своих наблюдениях я узнала, что вода в природе существует в 3 состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

1) - жидкость

2) - твердая

3) - газообразная

    Вода жидкая и может течь.

    У воды нет вкуса, запаха и цвета.

    Вода прозрачная.

    Вода может изменить свой цвет.

    Вода растворяет жидкие и твердые вещества.

    Вода не имеет формы, а при нагревании превращается в пар.

    При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.

22 слайд стихотворение музыка

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без неё нам не умыться.

    Не наесться, не напиться

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить!

Родник иссяк, ручей ослаб.

А мы из крана – кап, кап, кап….

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря….

А то пройдет немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет….

Информационные источники:

1. «Секреты природы – это так интересно» - Л.В.Ковинько, г. Москва 2004г.

2. «Большая детская иллюстрированная энциклопедия» - Клуб семейного досуга,

г. Харьков 2013г.

3. Большая энциклопедия «Почемучек» - В.А. Жукова, г. Москва 2012г.

4. «Волшебница - вода» - Н.А. Рыжова – г. Москва, Минка – пресс, 1988г.

5. www.ppt4web.ru

www.mashared.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г.Карабаша

Проект

Тема: «Вода и её свойства».

Выполнила:

Воспитатель

подготовительной группы »А»

Т.В.Селиванова

г.Карабаш

Вид проекта : творчески– познавательный, исследовательский, долгосрочный.

Продолжительность проекта : сентябрь – март.

Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы «А».

Актуальность: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, причинах и следствиях идр.). Активное внедрение детского экспериментирования позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно, детям предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире.

Цель проекта:

1.Создание условий для исследовательской деятельности детей.

2.Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире.

2.Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.

3.Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях.

4.Развивать элементарные математические представления.

5.Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

6.Развивать умственные (мыслительные) способности детей – анализ, классификация, сравнение, обобщение.

7.Формировать способы познания путём сенсорного анализа.

Предполагаемый результат:

В свободной атмосфере дети разовьют свои умения:

Коммуникативные (умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею);

Манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями);

Социальные (совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные роли, терпимость к другому, самодисциплина).

Эксперимент с водой: Приложение 1

«Вода – растворитель».

Дата проведения:

Руководитель:

М.В.Быстрова.

Цель: Развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Ознакомление детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.

Задачи:

2.Развивать умение пользоваться оборудованием.

3.Побуждать детей высказывать свои действия, обсуждать, делать выводы.

4. Воспитывать самостоятельность, интерес, любознательность.

Оборудование: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложки, пипетка.

Ход эксперимента:

1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено Вике Черкашиной размешать в воде в первом стакане – сахар, Коле Степанову во втором стакане – соль, Дамиру Хайбуллину в третьем стакане – аскорбиновую кислоту и попробовать её на вкус.

Вопрос к детям: Какая вода стала на вкус?

Ответы детей: сладкая, солёная, кислая.

Результат эксперимента : вещества, которые дети положили в воду, растворились и изменили вкус воды.

2.Опыт выполнил воспитатель. В первом стакане с водой размешала муку, а во второй стакан с водой накапала растительное масло. Дети наблюдали, что мука не растворилась полностью в воде, осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось масло, оно плавало на поверхности воды.

Результат эксперимента : не все вещества могут растворяться в воде.

Фото отчёт к эксперименту «Вода - растворитель»



Эксперимент с водой: Приложение 2

«Куда исчезает вода?»

Дата проведения:

Руководитель:

Т.В.Селиванова

Цель: Определение свойств воды (впитывается, не впитывается, испаряется).

Словарная работа : впитывается, не впитывается, испаряется.

Определение материалов, которые впитывают воду.

Задачи:

1.Развивать умение выслушать и понять задание воспитателя.

2.Познакомить детей со свойствами предметов.

3.Развивать умение аккуратно пользоваться оборудованием.

4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обсуждать, делать выводы.

Оборудование: губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, ёмкость с водой, ложки, маркер.

Ход эксперимента:

1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено детям аккуратно ложкой лить понемногу воду на предметы. Обсудили, какие предметы впитали в себя воду, а какие не впитали.

2.Воспитатель налила воду в тарелку. Обсудили с детьми, что она не впитала в себя воду, так как она пластмассовая. Воспитатель отметила границу воды в тарелке маркером и поставила его на подоконник на два дня. Ещё на день. Через несколько дней посмотрели, что произошло с водой. Куда же вода делась? Обсудили с детьми и пришли к выводу, что вода исчезла, испарилась.

Результат эксперимента: Вода может впитываться и испаряться.

Эксперимент с водой: Приложение 3

«Прозрачность воды»

Дата проведения:

Руководитель:

Т.В.Селиванова

Цель : Определение свойств воды - «Чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».

Задачи:

1.Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».

2.Развивать умение внимательно выслушать и понять задания воспитателя.

3.Развивать умение пользоваться оборудованием.

4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обобщать, делать выводы.

5.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес, любознательность.

Оборудование : два стакана с водой, пуговицы, камешки, бусины, тарелочка с землёй, ложка.

1.В ходе опыта воспитатель предложила детям найти в группе прозрачные предметы (стекло в окне, стакан) для того, чтобы выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».

Результат : Предметы видны. Следовательно, вода в стакане прозрачная.

Затем, Яна В. высыпала землю во второй стакан с водой, размешала.

Вода стала мутной, непрозрачной.

Дети опустили в стакан предметы и убедились, что они не видны

Результат эксперимента : Чистая вода – прозрачная, через неё видны предметы; мутная вода – непрозрачная, через неё не видны предметы.

Фото отчёт к эксперименту «Прозрачность воды»




Эксперимент с водой Приложение 4

«Вода не имеет формы, вкуса,

запаха и цвета»

Дата проведения:

Руководитель:

Т.В.Селиванова

Цель: Доказательство свойств воды (вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета).

Задачи:

1.Продолжать развивать умение выслушать и понять задания воспитателя.

2.Продолжать развивать умение пользоваться оборудованием.

3. Продолжать знакомить со свойствами воды.

4.Побуждать детей высказывать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

5.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.

Оборудование: прозрачные сосуды разной формы, стаканчики прозрачные, гуашь белая, синяя, соль, сахар, лимон, большой поднос, чайник с кипячёной водой, чайные ложки.

Ход эксперимента:

1.Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Далее выливает воду из сосуда на поднос, она растекается бесформенной лужей.

Результат: это всё происходит потому, что вода не имеет своей формы.

2.Воспитатель предлагает детям понюхать воду, налитую в стакан.

Вопрос: пахнет ли она?

Ответ: нет.

Вспоминаем запахи лимона, жареной картошки, цветов. Всё это действительно имеет запах.

Результат : вода ничем не пахнет, у неё нет своего запаха.

3.Воспитатель предлагает Андрею Букину попробовать воду на вкус. Вопрос: какая она на вкус?

Даше Данильцовой положить в стакан с водой сахар и размешать,

воспитатель выжимает сок лимона в третий стакан с водой и размешивает. Затем дети пробуют воду.

Вопрос: какая стала вода?

Ответы детей: солёная, сладкая, кислая.

Сравниваем с водой в первом стакане и делаем вывод.

Результат: чистая вода не имеет вкуса.

4.Продолжая знакомиться со свойствами воды, воспитатель разливает воду в прозрачные стаканы. Вопрос: какая вода по цвету? Ответы детей: белая, не цветная, нет цвета. После высказываний детей предлагается Кате положить в стакан с чистой водой синюю гуашь и размешать, а Радде – белую гуашь.

Результат: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Общий результат : вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Фото отчёт к эксперименту

«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»




Проект может быть использован при работе с детьми по программе " От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 года) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Вода и ее свойства» Подготовила воспитатель: Ильина И.В. Москва 2016

Проект Проект может быть использован при работе с детьми по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 года) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Тип проекта: исследовательско -творческий, среднесрочный. Срок реализации проекта: январь 2016 года – март 2016 года Участники проекта: дети разновозрастной группы (дети от 3,5 до 5), воспитатель группы, родители воспитанников.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Образовательные задачи Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед). 2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие задачи 1.Развивать у детей фонематический слух. 2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. 3.Учить отгадывать загадки. 4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные задачи Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Актуальность Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Реализация проекта осуществляется в блоке специально организованном обучении и в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня.

Результаты проекта Рассматривали иллюстрации, мультфильмы, слайд-шоу по теме «Вода и ее свойства» Прослушивали аудиозаписи из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя». Наблюдали за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. Провели консультацию для родителей на тему: «Как организовать опыты с водой дома». Подготовлена памятка для родителей «Как организовать опыты дома».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Познавательное развитие ФЭМП Ознакомление с предметным окружением Развитие познавательно - исследовательской деятельности Ознакомление с социальным миром Экология Ознакомление с миром природы

Исследуем и экспериментируем «Вода жидкая, может течь»

« Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»

«У воды нет вкуса»

«У воды нет вкуса»

Вода бывает теплой, холодной, горячей. Горячая Холодная

«Вода прозрачная»

«Вода растворитель» Опыты

«Тонет не тонет»

«Растениям тоже нужна вода»

Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе»

Развитие речи Дождик, дождик, веселей! Капай, капай не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи. Брызги в поле пуще: Станет травка гуще! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлепаем по лужам. Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Зонтик нам не нужен. Нам не страшен сильный дождь! Ну, промокли мы! И что ж? Будем мыться с мылом!

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

НОД Рисование «Ветка сирени»

«КОРАБЛИК »

НОД по рисованию «Фонтан»

Художественное творчество – аппликация «Аквариум»

Подвижные игры

Совместная работа родителя с ребенком

В играх с водой ребенок, при помощи взрослого, не только познает ее свойства, но вода оказывает на организм релаксационный эффект. Очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Спасибо за внимание







Теоретическая часть учебного проекта. План. Что мы знаем о воде? Физические свойства воды. Роль воды и растворов. Профессии воды. «Живая» и «мёртвая» вода. Круговорот воды в природе. Запасы воды на земле. Экологическое состояние воды. Водоёмы Калининского района.


Что мы знаем о воде? Капля. Качественный состав – состоит из водорода и кислорода, Тип вещества – сложное вещество, Количественный состав - в молекуле содержится 2 атома водорода и 1 атом кислорода, Относительная молекулярная масса – Мr (Н 2 О) =2 +16=18, Соотношение масс элементов в этом веществе: m (Н): m(О) =2:16=1:8 Массовые доли элементов – W (H)=11,11% W (O)=88,89% Качественный состав – состоит из водорода и кислорода, Тип вещества – сложное вещество, Количественный состав - в молекуле содержится 2 атома водорода и 1 атом кислорода, Относительная молекулярная масса – Мr (Н 2 О) =2 +16=18, Соотношение масс элементов в этом веществе: m (Н): m(О) =2:16=1:8 Массовые доли элементов – W (H)=11,11% W (O)=88,89%


Очищенная вода намного полезнее. Чтобы освободить природную воду от взвешенных в ней частиц, ее фильтруют сквозь слой пористого вещества, например, угля, обожженной глины и т. п. При фильтровании больших количеств воды пользуются фильтрами из песка и гравия. Фильтры задерживают также большую часть бактерий. Кроме того, для обеззараживания питьевой воды ее хлорируют; для полной стерилизации воды требуется не более 0,7 г хлора на 1 т воды


Жёсткая и мягкая воды. Количество примесей в пресных водах обычно лежит в пределах от 0,01 до 0,1% (масс.). Морская вода содержит 3,5% (масс.) растворенных веществ, главную массу которых составляет хлорид натрия (поваренная соль). Вода, содержащая значительное количество солей кальция и магния, называется жесткой в отличие от мягкой воды, например дождевой. Жесткая вода дает мало пены с мылом, а на стенках котлов образует накипь


Запасы воды на Земле. Вода весьма распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.


Виды водназваниеОбъём, млн. куб. км. Количество по отношению к общему объёму гидросферы, % Морские водыморская Подземные (за исключением почвенной) воды грунтовая61.44 Лёд и снег (Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледниковые обл.) лёд24,02 Поверхностные воды суши: озёра, водохранилища, реки, болота, почвенные воды пресная0,50,4 Атмосферные водыАтмосферн ая 0,0150,01 Воды, содержащиеся в живых организмах биологическ ая 0,000050,0003 Виды вод гидросферы.




Температура кипения воды С, плавления – 0 0 С. Эти аномально высокие значения учёные объясняют тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей На разрыв этих связей и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании Строение воды


Плотность воды Плотность воды Плотность воды при переходе из твёрдого состояния в жидкое не уменьшается, как почти у всех веществ, возрастает. Если это было бы не так, то при приближении зимы поверхностные слои природных вод охлаждались бы до 0 о С и опускались на дно, освобождая место более тёплым слоям. Так бы продолжалось до полного замерзания водоёма и жизнь в воде была бы невозможна


Плотность воды Но наибольшей плотности вода достигает при 4 о С. При этой температуре заканчивается перемещение слоёв, вызываемого охлаждением. В дальнейший момент охлаждённый слой с меньшей плотностью остаётся на поверхности, превращается в лёд и предотвращает остальные слои от замерзания.


Теплоёмкость воды Вода обладает аномально высокой теплоёмкостью – 4,18 Дж/(гК). Ни одно вещество не требует таких больших затрат теплоты для повышения его температуры на 1 о С. Вода медленно нагревается, но и медленно остывает, поэтому она является переносчиком тепла на всей планете






Обладает ли вода памятью? При плавлении льда его структура разрушается. Но и в жидкой воде сохраняются водородные связи между молекулами: образуются ассоциаты как бы обломки структуры льда, состоящих из большего или меньшего числа молекул воды. Однако в отличит от льда каждый ассоциат существует очень короткое время: постоянно происходит разрушение одних и образование других агрегатов. В пустотах таких ледяных агрегатов могут размещаться одиночные молекулы воды.


Строение воды. Молекула воды имеет угловое строение; входящие в ее состав ядра образуют равнобедренный треугольник, в основании которого находятся два протона, а в вершине ядро атома кислорода, Межъядерные расстояния ОН близки к 0,1 нм, расстояние между ядрами атомов водорода равно примерно 0,15 нм. Из восьми электронов, составляющих внешний электронный слой атома кислорода в молекуле воды две электронные пары образуют ковалентные связи ОН, а остальные четыре электрона представляют собой две неподеленных электронных пары.


Строение молекулы воды Структура молекулы воды: а геометрия молекулы H 2 O (в парообразном состоянии); б электронные орбиты в молекуле H 2 O; в электронная формула молекулы H 2 O (видны необобществленные электронные пары); г четыре полюса зарядов в молекуле H 2 O расположены в вершинах тетраэдра.


«Подобное растворяется в подобном» Вещества с ионным типом химической связи лучше растворяются в полярных растворителях, неполярные вещества - в неполярных растворителях. Растворимость твердых веществ, как правило, увеличивается при повышении температуры, а у газов падает. Растворимость газов увеличивается при повышении давления.


Роль воды и растворов. хлорнатрийкислородкальций прочие Вода в океане 55,030,65,61,26,5 Кровь челове ка 49,330,69,90,88,2 происхождение жизни связывается с морем. вода представляет собой среду, в которой протекают химические процессы. вода принимает участие в биохимических реакциях. Кровь человека по химическому составу близка к морской воде Относительное содержание элементов в %


Вода в живом организме. Мозг человека-81%; В 5 л крови- 4л воды; Кости-30%; Хрящи-60%; Печень-70%; Мышцы-50-75%; Почки-83%; Высохшая мумия человека весит только 8кг. В сутки человек выделяет 3 л воды. Хлеб-40%; Яйца-65%; Мясо- 75%; Рыба-80%; Молоко-87%; Овощи-90%; Огурцы-98%;




Плазмолиз – это уменьшение тургора, высасывание воды из клетки, что приводит к увяданию растения. Если почва очень засолена, то будет происходить высасывание воды из растений и их увядание! На черноземах осмотическое давление равно – 2,5 атм, на солончаках – 12,5 атм, клеточный сок растений – 5-10 атм.




Профессии воды. Вода… -колыбель жизни на Земле. -основа жизни на Земле. -преобразователь природы, землекоп. -среда обитания живых существ. - главный растворитель. -целитель. -измеритель. -пожарник. -политик. -вода угрожает. -вода и магия. -источник энергии. -транспортное средство. -регулятор климата.






Экологическое состояние воды. На качество воды и биологическую продуктивность Мирового океана влияют: Бесхозяйственная деятельность людей Увеличение количества стоков, содержащих вещества, опасные для всего живого; Синтетические моющие средства, сливаемые в моря, скапливаются у поверхности, губя молодь и водоросли, блокируя процесс природного самоочищения; В морской пене содержание радиоактивных изотопов в сотни и тысячи раз выше, чем на глубине; Водный транспорт; Сплав леса; ВОДОЁМЫ Калининского района. Калининский МР расположен в Среднем Поволжье, и все реки, протекающие по его территории, относятся к бассейну реки Дон ниже Цимлянской ГЭС. На территории района находится 360 прудов и озёр, общая площадь которых 1257 га. А также три реки: Баланда, Медведица, Терса и около десяти их притоков. Общая площадь рек 949 га. 1.р.Баланда: общая протяжённость164 км (в нашем районе – 158км), берёт начало в с. Упоровка Екатериновского района 2.р.Терса – вторая по протяжённости на территории нашего района (42 км). 3.р. Медведица (10 км). Все реки впадают в ДОН – батюшку. Все водоёмы в районе находятся под контролем (пять на федеральном уровне). 22 Марта – Всемирный день водных ресурсов.


Практическая часть проекта. ОПЫТ 1. Определение прозрачности воды. Оборудование и реактивы: стеклянный цилиндр диаметром см и высотой см, печатный текст (газета, учебник); дистиллированная вода, образец речной воды, линейка.


Содержание и порядок выполнения опыта. 1.Изучите инструкцию по проведению опыта. Установите стеклянный цилиндр диаметром см и высотой см на печатный текст (газета, учебник) и наливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба воды линейкой. Проведите опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоёма. Сравните результаты исследования. 2. Проведите описанный опыт.


Содержание и порядок выполнения опыта. 1.Изучите инструкцию по проведению опыта. В коническую колбу налейте исследуемую воду (до 2/3 объёма). Возьмите пробку, закройте ею колбу и сильно встряхните её в закрытом состоянии. Затем откройте колбу. Отметьте характер и интенсивность запаха. 2. Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности.


Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей: Характеристика запахаИнтенсивность запаха (балл) Отсутствие ощутимого запаха1 Очень слабый запах (не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами) 2 Слабый запах (обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание) 3 Отчётливый запах (неприятный и может быть причиной отказа от питья) 4 Очень сильный запах (делает воду непригодной для питья) 5


Заключение Нет предела человеческому разуму. Нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – воде, открывает перед вами, перед теми, кто читает книгу ещё большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы ещё узнаете, умейте только видеть и удивляться. Вода, как и всё в мире, неисчерпаема. Вода – загадочное вещество. До сих пор учёные не могут ещё понять и объяснить очень многие её свойства. Будет вода – будет мир! Все будущие экономические и политические проекты будут связаны с водой,

Введение

«Все хорошо в природе,
но вода - краса всей природы!»

Каждый день мы сталкиваемся с этим веществом. Это вещество знает всякий.
Это самое распространенное вещество на нашей планете. Это океаны, моря, реки, озера, водохранилища. Она и в нас самих: мы на две трети состоим из неё.
Это самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в ней зародилась жизнь. Без неё невозможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть она. Это вещество - вода: простая и таинственная, обыкновенная и удивительная.
Люди издревле догадывались, что самое распространенное вещество на Земле - вода, не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа,у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека.

Актуальность:
Вода - бесценный дар природы, главное богатство на Земле. Без воды мы не можем жить. Поэтому, необходимо ее изучение.

Гипотеза: Есть вещества, которые мы используем часто, очень часто, редко или вообще не используем. Но лишь без воды не обходится никто!

Объект исследования: вода

Предмет исследования: свойства воды, влияние воды на живой организм.

Цель работы: выяснить роль воды в жизни человека и окружающего мира.

Задачи работы:
1.изучить литературу по данной теме;
2. узнать о свойствах воды;
3. изучить роль воды в жизни растений и человека;
4. провести анкетирование учащихся;
5. построить диаграммы по результатам опроса;
6. проделать опыты с водой;
7.проанализировать результаты, сделать выводы.

Методы исследования:
- анализ литературных источников;
-социологический опрос учащихся 1-5 классов;
-проведение опытов и анализ опытов;
-работа с Интернет ресурсами;
-обработка собранного материала и оформление работы.

Роль воды в нашей жизни
Об огромной роли воды в жизни мы не раз говорили на уроках окружающего мира, классных часах. Из бесед мы узнали, что вода важнее пищи. О роли воды я прочитала в различных литературных источниках, в энциклопедии «Я познаю мир», воспользовалась информацией сети Интернет. Я была удивлена огромному количеству предоставленного материала. Эта тема волнует очень многих.
О роли воды в нашей жизни мы с моим руководителем сочинили стихотворение.

Наша круглая планета получает много света,
Есть и воздух, и вода, жизнь на ней идет всегда.
И хотя наш шар Земной, больше он покрыт водой.
Уж доказано везде: зародилась жизнь в воде.
Вот поэтому все мы жить не можем без воды.
Человеку, чтобы жить, надо воду всегда пить.
Если воду нам не пить,
То недели не прожить.
Чтоб деревья все росли и цветы в степи цвели,
Нужен дождик, нужен снег, эта влага ведь для всех.
Вода крутит нам турбины, вода двигает машины,
Электричество дает, пароход в воде плывет.
Чтобы хлеб был на столе, овощи и фрукты,
Потрудиться на земле людям много нужно.
И полоть, и поливать, поля влагой орошать.
Чтобы чистым быть всегда, здесь опять нужна вода.
И опять же без воды не приготовить нам еды.
Чтоб простудой не болеть, нужно закаляться.
Рано утром каждый день водою обливаться.
Вот вода, кругом вода. Жизнь всему дает она.
Надо всех предостеречь: воду нужно нам беречь.
На земле, чтоб жизнь была, нужна чистая вода.
Берегите водоемы, реки и моря.
Экономьте воду и не лейте зря!

Удивительные свойства воды
Вода - жидкость, бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, может переходить в газообразное и твердое и состояние. Вода при замерзании образует плоские шестигранные ледяные кристаллы. Когда капельки воды в облаке соприкасаются с мельчайшими частичками - пылинками и иными мелкими веществами, присутствующими в воздухе, а также крохотными частицами растений, уносимых ветром, - они замерзают, превращаясь в ледяные кристаллы, и начинают падать. Снежинки - это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.
А еще вода является уникальным растворителем. Многие вещества легко в ней растворяются, образуя растворы. И если получить насыщенный раствор какой либо соли, то из такой воды можно вырастить замечательные кристаллы. Меня это заинтересовало. В интернете я нашла информацию о кристаллах, выращенных в домашних условиях и описание опыта как их вырастить.
Мне захотелось самой вырастить кристаллы. Для опыта мы брали поваренную соль, медный купорос и химическое вещество, купленное в магазине «Магнит».
Приготовили насыщенный раствор соли. Поначалу соль хорошо растворялась, но потом все хуже и хуже. Чтобы растворить еще немного соли, я нагрела стакан с раствором на плите, помешивая при этом его содержимое. Соль растворилась, поэтому я добавила еще порошка. Добавляла до тех пор, пока соль не перестала растворяться.
После чего раствор профильтровала. Опустила в стаканы с растворами кусочек керамической плиточки, веточку, обмотанную шерстяной ниткой, звездочку. И оставила на несколько дней. Вот такие кристаллы у меня получились.
Растворю вещество в воде.
Профильтрую.
Вот какие замечательные кристаллы у меня получились.

Какую воду мы пьем?
Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать до 3 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 тонн воды.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Каждый из нас нуждается в чистой воде. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье. Вода, которую мы потребляем, обязательно должна быть чистой, то есть умеренно жёсткая вода без избыточного содержания различных солей. Если человек принимает загрязненную жесткую воду, то следственно часто болеет. К сожалению, мы не можем полагаться на чистоту воды прямо из крана. Даже если она прозрачна на вид и отсутствует неприятный запах, вода содержит невидимые невооруженным глазом загрязнения, которые являются угрозой для нашего здоровья. В нашей семье все пьют воду из фильтра. Мама говорит, что воду из крана пить нельзя. Среди учеников 1- 5 классов мы провели социологический опрос, чтобы выяснить какую воду пьют в их семьях?

Ребятам были предложены следующие вопросы:

-купленную в магазине;
- сырую из-под крана;
- из фильтра;
-кипяченую.

- да
-нет
3.Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?
-очищаем
-нет


-уверены
-нет
-не знаю

Вот, что выяснили.

В анкетировании принимало участие 20 учеников из 20 семей

Результаты:
1.Какую воду пьют в вашей семье?
-купленную в магазине - 2 ученика;
- сырую из-под крана - 7 учеников;
- из фильтра - 8 учеников;
-кипяченую - 3 ученика.
2. Как Вы считаете, пригодна ли для питья сырая вода, которая течет из наших кранов?
- да -7 учеников;
-нет-13 учеников.
3. Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?
- очищаем -8 учеников;
-нет - 12 учеников.
4. Каким фильтром пользуются у Вас дома?
5. Уверены ли Вы, что этот фильтр хорошо очищает воду?
-уверены - 8 учеников;
-нет -7 учеников;
-не знаю -5 учеников.

Какую воду пьют в вашей семье?
Опрошено 20 обучающихся из 20 семей

2.Как Вы считаете, пригодна ли для питья сырая вода,
которая течет из наших кранов?

3.Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?

4.Уверены ли Вы, что этот фильтр хорошо очищает воду?

Выводы:
В семи семьях считают, что из наших кранов можно пить сырую воду, две семьи для питья покупают воду в магазина, остальные пьют кипяченую воду или из фильтра. Чаще всего люди пользуются фильтром «Барьер», но даже после проведенной дополнительной очистки они не уверены в том, что они пьют воду хорошего качества.
Вместе со своим руководителем мы постарались исследовать простейшими способами качество воды, которую мы пьем. Конечно, очень детально мы не можем исследовать воду, это делается в специальных лабораториях.
(Все исследования я проводила под руководством учителя химии, Калабановой Надежды Александровны)
Я взяла разные образцы воды: водопроводную, родниковую, колодезную, кипяченую

Все образцы воды без цвета и без вкуса.

№ Образец воды Вкус Цвет
1 Водопроводная Без вкуса Без цвета
2 Колодезная Без вкуса Без цвета
3 Родниковая Без вкуса Без цвета
4 Кипяченая Без вкуса Без цвета

Опыт №1 Обнаружение солей в воде.
Нанесла небольшую каплю воды на предметное стекло. Необходимо выпарить воду, если стеклышко останется чистым, то вода, скорее всего, является чистой. Если же на нем образуются белый налет, то вероятное всего есть наличие солей.

Вывод: больше всего белых пятен образовалось на стеклышке с колодезной водой. Значит в этой воде присутствуют соли. В остальной воде белых пятен не было.

Опыт №2 . Обнаружение органических веществ в воде при помощи раствора марганцовки.
Приготовила раствор марганцовки. Добавила в каждый стакан с водой.

Вывод: если вода остается розовой некоторое время и не светлеет, то данная вода чистая. По опыту видно, что любая вода пригодна для питья и не содержит каких -либо органических веществ.

Опыт №3. Определение жесткости.
Количество солей судим по образовавшимся хлопьям и осадкам в стаканах с водой.
1.Водопроводная 2.Колодезная 3. Родниковая 4.Кипяченая

Раствор мыла добавили в каждую баночку с водой. Я вижу по опыту, что самая жесткая вода - колодезная, в ней очень много мыльных хлопьев и она соленая.
Все образцы воды пригодны для питания, но желательно дополнительно очищать воду, используя фильтры.

Такая разная вода
На уроке окружающего мира я узнала, что для роста растений необходимы почва, солнечный свет и вода. Я знала, что роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах.
Но мне стало интересно, как будут расти растения, если их поливать различными видами воды.
Опыт: «Влияние разной воды на рост и развитие растений»
Объекты исследования: рассада томатов и огурцов.
Цель: выяснить влияние воды на растения.
Выполнение работы:
1.Вырастили рассаду томатов и огурцов.
Поливали рассаду разной водой: кипяченой, обычной из крана, соленой.
3.Через неделю заметила, что в третьем стаканчике, где полив проводила соленой водой- растение начинает погибать. Еще через 3 дня стало погибать растение из первого стаканчика, где поливали кипяченой водой.

Я сделала вывод: для нормальной жизнедеятельности растений необходима вода с необходимыми минеральными веществами. Но все должно быть в норме: избыток солей в воде для полива, как и недостаток - вредно для растений.

Я очень люблю читать. В сказках я читала, что для оживления человека использовали «живую и мертвую воду». «Разве такая вода бывает?» - спросила я у бабушки, хотя понимала, что такое бывает только в сказках. Бабушка сказала, что в домашних условиях можно получить воду, которая имеет другие свойства по сравнению с водопроводной водой. Меня это заинтересовало. Схему такого пробора мы нашли с папой в интернете, смастерили его и поставили опыт: «Получение воды, которая по свойствам должна отличаться от водопроводной». Мы получили воду в мешочке (она желтоватого цвета) и воду в банке (она имеет белый осадок). Я не могу сейчас с точки зрения химических процессов объяснить состав полученной воды. Эту воду мы начали использовать для полива растений. Мой опыт называется: «Влияние водопроводной, родниковой воды и воды, полученной экспериментальным путем на растения».
Мои исследования не закончились, я продолжу изучать свойства воды.
С результатами своей работы я поделюсь со своими одноклассниками на занятиях химического кружка.

Зачем надо беречь пресную воду?
Да, вода самое распространенное вещество на Земле, но запасы пресной воды не безграничны. Надо научиться беречь этот ценнейший дар природы.
22 марта - объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она все чаще требует защиты.
Для всего мира возникла проблема недостатка чистой воды из-за загрязнения водоемов промышленными отходами и стоками.
Заводы и фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные вещества. Вода становится непригодной для питья. Рыбы и растения гибнут в такой воде.
Наш х.Красный со всех сторон окружен прудами. В прудах водилось много рыбы, хуторяне и гости летом купались в пруду, отдыхали.
Недалеко от моего дома один из бывших прудов. Дно пруда заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно пруда никто и никогда не чистил, пруд обмелел Пруды исчезают и никому до этого нет дела. Взрослые, помогите возродить пруды!!!

Вода-источник жизни. Об этом знают все.
Так почему же свалки мы делаем в воде?
На дне лежат осколки разбитого стекла,
И банки от консервов, и пластик от ведра.
Губительно все это для рыбы и для нас.
И пруд, любимый всеми, опасен стал сейчас.

Свойства воды не перестают удивлять ученых. Вода — довольно простое вещество с химической точки зрения, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять ученых. Ниже предложены несколько фактов, о которых мало кто знает.
А знаете ли вы, что…
*«Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо до 3 литров воды ежесуточно, а за 70 лет жизни - почти 80000 кг воды»;
* «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги - 250 т., синтетических волокон - 4000 т.»;
*«Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника - 10 000 т.»;
*«На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты»;
*«Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг - около 81%, кости- 15-20%»;
*Горячая вода замерзает быстрее чем холодная;
* Вода имеет память.
(Из источников ИНТЕРНЕТ)

Заключение
Меня очень заинтересовало простое на вид вещество. Оказалось, что о нем можно узнать много интересного и познавательного. Работая над данной темой, я поняла, что данное вещество играет огромную роль в жизнедеятельности живых организмов. Нельзя недооценивать важность и необходимость воды в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании.
В настоящее время данная проблема чистой воды является актуальной и современной. Каков же выход из положения? Самый правильный - разумное использование чистой воды.
Таким образом, исходя из цели и задач работы, изучая литературу по данному вопросу,
проводя собственные исследования и наблюдения, на основании полученных результатов, я пришла к выводу:
1. состав колодезный воды, водопроводной, родниковой оптимален для питья и в воде не содержится вредных примесей;
2 колодезная вода обладает средней жесткостью и требуется кипячения;
3. что соленая и кипяченая вода неблаготворно действует на живые организмы;
4.что вода - действительно бесценный дар природы, главное богатство на Земле. Без воды мы не можем жить. Поэтому изучение его необходимо. Это очень актуально.
Есть вещества, которые мы используем часто, очень часто, редко или вообще не используем. Но лишь без воды не обходится никто!
Материал, собранный в результате исследовательской работы будет использован во внеклассной работе по химии, на уроках окружающего мира.