Происхождение и история очков. Соши «умид



Очки мы видим вокруг повсеместно. Они значительно повышают комфорт жизни, дают людям больше возможностей. Многие носят их, причем, не только для коррекции зрения, но и для создания своего неповторимого образа, для защиты от солнца и от лазерного излучения.

Но когда же были изобретены очки? Какими они были на протяжении истории? Какие изменения претерпели? Об этом и о многом другом читайте в данной статье.

Очки. Зарождение

Когда и кто изобрел первые очки точно неизвестно. По этому поводу имеется множество историй. Одна из них, к примеру, говорит о том, что первыми очками можно назвать изумруд, сквозь который император Нерон следил за боями гладиаторов. За изменением размеров предметов при просмотре через осколок случайно разбившегося стеклянного шара наблюдал арабский исследователь Ибн - аль - Хайсам (10-11 век).

Немецкие историки утверждают, что в их средневековой национальной поэзии есть явные упоминания об очках как о средствах, способных улучшить зрение.

У англичан своя версия. Они полагают, что очки были изобретены Роджером Бэконом (13 век).

В Китае из дымчатого кварца изготавливались оригинальные очки еще до нашей эры. Они были нужны в случаях, когда судья хотел скрыть от людей свою реакцию на обсуждение очередного дела.

Официально же принята следующая точка зрения. Если говорить об очках, влияющих на качество зрения, первые упоминания о них относят к 1289 году.

Однако исследователи утверждают, что они были изобретены в 1284 году итальянцем Сальвино Д"Армате. Возможным такое значимое событие стало благодаря получению прозрачного стекла.

Если же говорить об очках, защищающих глаза от солнца, слишком яркого света, то они появились чуть раньше, в 12 веке. Представляли собой кости животных либо куски дерева, в которых были вырезаны узенькие щелочки для глаз. Так физически ограничивался поток света.

Первые очки были не очень - то похожи на современные. Оправы для них делались из костей животных, из дерева, из различных металлов. Они никак не закреплялись на лице, поэтому при необходимости их держали возле лица.

Первыми появились очки, корректирующие дальнозоркость. Им было дано название «очки для старых». В оправы помещались двояковыпуклые линзы. Они стали становиться все популярнее в 15 веке, благодаря появлению книгопечатанья.

Вогнутые линзы, используемые для коррекции близорукости , изобрели случайно, примерно через 100 лет после дальнозорких. Очки, в которые они устанавливались, назывались «очки для молодых».

Очки. Развитие

Сначала оправа была жесткой, т.е. линзы в оправах прочно соединялись между собой. В 16 веке крепление стало шарнирным, т.е. очки могли несколько меняться в своих размерах. Следующий шаг – изобретение очков на дужках.

Придумывались самые разнообразные способы крепления очков. К примеру, одно время они приделывались к шляпам. Нравился такой способ женщинам 15 - 18 веков. В 16 веке стал использоваться специальный металлический обруч, который одевался на голову. К нему крепились очки. В это же время придумали удерживать очки с помощью ленты, которая одевалась вокруг головы.

Знакомые всем нам дужки в 18 веке придумал Эдвард Скарлетт (Англия).

А первую масштабную копию таких приспособлений (200 000 единиц) заказал Наполеон. Очки должны были защитить его армию от слишком активного египетского солнца (имеется в виду Египетская экспедиция).

В 19 веке Бенджамин Франклин, как раз тот, которого мы видим на стодолларовой купюре, изобрел бифокальные линзы для очков . Их особенность заключалась в том, что они имели две оптические зоны. Нижняя часть линзы позволяла хорошо видеть предметы, расположенные вблизи, верхняя часть – те, что находятся далеко.

Нумерация стекол в зависимости от диоптрий была введена в 1873 году. Через некоторое время, врачи, прежде чем выписать очки тому или иному пациенту, стали основываться на каких - то научных изысканиях.

Также была выявлена проблема со зрением, которую не удавалось скорректировать ни вогнутыми, ни выпуклыми линзами. Она получила название «астигматизм ». Его научились корректировать при помощи цилиндрических линз.

Появление монокля

Появление монокля историки относят к 14 веку. Сначала это была линза в оправе с ручкой. За нее держали монокль либо возле глаза, либо перед текстом. В 16 веке появились монокли без ручки. Их нужно было зажимать между бровью и щекой. К оправе крепилась специальная цепочка, которая позволяла прикрепить предмет для улучшения зрения к одежде.

Особой популярностью монокль стал пользоваться в 19 веке. Этот не очень практичный улучшатель зрения полюбился русским и немцам в особенности, стал символом аристократизма, богатства, благовоспитанности. Даже сегодня некоторые ценители изысканных манер надевают монокли.

Появление лорнета

Некоторые утверждают, что лорнет появился в 15 веке в результате неправильного (вверх ногами) использования очков.

Другая версия гласит, что данное приспособление изобрел англичанин Джордж Адамсон в 1780 году. Это своего рода аристократические очки с двумя линзами, которые оснащены специальной ручкой для держания. Были крайне популярны в аристократической среде вплоть до конца 19 века.

Позднее изготавливались скорее лорнеты как ювелирные украшения.

Появление пенсне

Еще одна разновидность очков – пенсне – появилась в 16 веке, а в 17 приобрела популярность. Представляет собой очки, но без привычных заушных дужек, крепятся которые при помощи пружины, зажимающей переносицу (сначала использовались другие, менее комфортные способы крепления).

Выпускались сначала только пенсне с круглыми линзами, затем стали делаться и с овальными. В некоторых моделях было предусмотрено отверстие, в которое продевался шнурок, цепочка , закреплявшая предмет на одежде.

Пенсне пользовалось популярностью как среди мужчин, так и среди женщин. Данный аксессуар являлся символом интеллигентности, высокого положения в обществе.

Очки. Современность

Прошли столетия с момента изобретения первых очков. Теперь это не атрибут богатых и обеспеченных, не символ аристократизма и хороших манер, а средство коррекции зрения .

Да, конечно, очки часто отражают определенный статус. Но это не так ярко выражено как 200, 300, 400 лет назад, когда средства коррекции зрения могли себе позволить исключительно богатые представители общества.

Со временем оправы становились все удобнее, все практичнее, все многообразнее.

То же можно сказать и о линзах. Все более и более тонкие, с самыми различными свойствами, которые делают ношение очков максимально удобным. Стекло постепенно стало уступать место пластику, более современному и практичному материалу.

Большинство проблем со зрением может быть скорректировано сегодня благодаря правильно подобранным очкам.

При желании человек может иметь столько очков, сколько ему захочется. Одни из них пусть подходят к классическим нарядам, другие – к спортивным. Одни пусть защищают от солнца, другие – от пыли, частиц, брызгав на стройке. Кроме того, благодаря современным технологиям, очки способны сочетать в себе сразу несколько функций, к примеру, защитную и корректирующую.

Благодаря использованию продуманных оправ, новейших материалов, очки получаются максимально безопасными для человека. Их без проблем носят дети, даже самые активные.

Появляются все новые виды очков. К примеру, не так давно вошли в моду линзы - хамелеоны. Это те, которые в зависимости от уровня освещенности меняют своей цвет. Популярностью пользуются поляризационные, антибликовые покрытия.

До появления очков служили полированные кристаллы, то есть куски стекла для одногоглаза . Заметили также, что увеличивают предметы стеклянные шары. В гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона были найдены самые старые очки : два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. Древние греки пользовались оптическими линзами из шлифованного горного хрусталя. Их также использовали для исправления дефектов зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. В них помещали разные предметы, которые казались больше, чем на самом деле.

Римский император Нерон часто смотрел гладиаторские бои через изумруд. Он либо использовал оптическую линзу из изумруда длякоррекции зрения , либо защищался с помощью изумруда от солнечного света. Увеличение букв шаровидным куском стекла описано 900 лет тому назад арабским ученым Ибн аль-Хайсам (Альгазен).

Ему удалось установить, что эффект видения предметов вызывается внешними световыми лучами, приходящими в глаз от предметов. Альгазен описывает особенности преломления световых лучей через шаровидные стекла: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Этого ученого считают одним из первых предшественников создателей очковой оптики.

Он писал о возможности применения стеклянного шара для людей со слабыми глазами. В 1240 г. западноевропейские монахи начинают изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Их располагали прямо на поверхности текста рукописи, получая значительное увеличение букв или рисунка. Стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению. Такие линзы вначале делали из кварца или горного хрусталя. Края стали оправлять деревянными или роговыми ободками, предотвращая скол стекла.

Для изготовления этих линз использовали полудрагоценный камень берил. В последствиии линза из берилла была названа "brill", что в переводе с немецкого означает «очки». К 13 веку стало понятно: поднося линзу к глазу, поле обзора увеличивается.

С 12 по 16 век

Стало понятно, что две линзы лучше, чем одна. Для укрепления их на лице, линзы вставили в оправу, соединив их вместе. Так появилисьпервые очки . Со временем расплавленное стекло заменило кварцевые линзы. Секрет прозрачного стекла был найден в 13 веке в Венеции. Знаменитый Петрарке с возрастом стал плохо видеть (1304 - 1374гг). Ему прописали очки - шлифованные линзы из зеленого берилла.

Практически до середины XIII века роль очков играли тонкие полированные кусочки прозрачных кристаллов или стекла, причем их изготавливали только для одного глаза. Позднее их стали обрамлять в металлическую оправу – так появились монокли. Такие линзы были широко распространены на территории Древней Греции и Рима, о чем свидетельствуют многие археологические находки. При раскопках Трои и на острове Крит, например, были найдены линзы из горного хрусталя. Одни ученые полагают, что ими пользовались для коррекции зрения, другие склонны думать, что при помощи таких линз в древности зажигали огонь.Есть даже версия согласно которой древнейшие линзы служили просто украшениями.

Если же говорить о появлении очков, то есть оптического прибора, предназначенного для улучшения зрения, то случилось это в Италии. Точных данных нет, поэтому за дату изобретения очков принят 1285 год – именно этим годом датирован документ, в котором впервые были упомянуты очки. Согласно другим источникам, очки изобрел неизвестный стекловар в 1280 году. Переливая жидкую стекольную массу в форму, он нечаянно пролил некоторое ее количество на гладкую поверхность. Когда стекло застыло, оказалось, что одна его сторона ровная, другая несколько выпуклая, то есть получилась обыкновенная линза, преломляющая световые лучи. Стекловар посмотрел через нее на предметы и понял, что кусок стекла увеличивает их контуры. Чуть позднее он убедился, что такая линза значительно улучшает зрение пожилых людей. Первое художественное изображение очков относится к 1352 году, когда в церкви Тревизо в Италии была создана фреска, на которой один из персонажей изображен в оправе со стеклами на переносице.

Широкое распространение очки получили в Китае во второй половине XIV века. Об этом свидетельствуют отрывки из древней книги философа Чао Цзи Ку «Разъяснение загадочных вещей». Ученые полагают, что первые очки в Китае появились благодаря персидским и арабским купцам, которые привозили в Азию европейские товары. В одной из летописей упоминается, что правитель небольшого королевства на Малазийском полуострове преподнес в дар китайскому императору десять пар очков. Сначала этот оптический прибор был доступен только самым состоятельным гражданам, но впоследствии очки появились и у средних слоев населения. Кстати, китайцам принадлежит честь изобретения очков с затемненными стеклами – их изготавливали преимущественно из дымчатого кварца специально для судей. Считалось, что затемненные стекла должны скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. За несколько последующих столетий это изобретение стало популярным практически повсеместно, поскольку дымчатые стекла хорошо защищали глаза от яркого солнечного света. Правда, долгое время такие очки изготовляли по индивидуальным заказам для состоятельных господ. В промышленных же масштабах производство солнцезащитных очков началось в конце XVIII века, когда Наполеон заказал крупную партию для своей армии, воевавшей в Египте.

До XVI века очки крепились к носу при помощи распорки, по форме напоминающей разведенные ножницы. Такой оптический прибор именовался пенсне. Это крепление было не очень удобным, зачастую болезненно пережимало переносицу, да и оправа держалась довольно плохо. И лишь в конце XVI столетия додумались привязать к оправе веревочки, которые завязывалась на затылке, не позволяя очкам слетать с носа. Когда же вместо веревочек появились жесткие дужки, а потом и носоупоры, очки приняли свою современную форму.

Сначала были двояковыпуклые стекла для исправления дальнозоркости, их называли "очки для старых". Двояковогнутые стекла для исправления близорукости появились позже. Их назвали "очками для молодых".


На портрете папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519), мы видим первое свидетельство использования очков при близорукости. Лев X был близорук и надевал очки, отправляясь на охоту. Леонардо да Винчи первым попытался перенести теоретические знания в оптике в прикладную область. Он предложил модель человеческого глаза и провел первые эксперименты с ней. "Чтобы увидеть, - писал Леонардо, - какую функцию выполняет роговая оболочка в отношении зрачка, вели сделать из хрусталя нечто подобное роговой оболочке глаза" .

Наконец-то весна полностью вступила в свои права, солнечных дней становится все больше, и мы с удовольствием начинаем носить наши любимые темные очки, модный аксессуар и функциональный предмет, позволяющий защититься от солнечных лучей.

Парадоксально, но факт: родиной солнцезащитных очков считается не юг, а север. Жители крайнего Севера использовали кусочки коры, кожи или кости с узкими прорезями, чтобы защититься от солнечного света, отраженного снегом.

Сохранились свидетельства об использовании прародителей современных солнечных очков и в Древнем Египте (в гробнице Тутанхамона были найдены два очень тонких спила изумруда, соединенных пластинками из бронзы) и Древнем Риме. Так, император Нерон по свидетельствам, любил наблюдать гладиаторские бои, которые проходили на открытых аренах под яркими солнечными лучами через изумрудные стекла. В Индии женщины высших сословий наклеивали на веки маленькие кусочки шелка, пропитанные специальной смолой. В Древнем Китае (в XII веке) носили очки из дымчатого кварца, но не для защиты от солнца. Судьи надевали их, чтобы скрыть выражение глаз во время опросов.

В средневековье мастера также использовали драгоценные камни, но уже толченые, в производстве солнцезащитных очков, чтобы придать стеклам эффект светопоглощения.

В Европе очки с темными линзами носили слепые, их изображения встречаются на итальянских фресках XIV века.

В XIX веке широкое распространение получили очки с коричневыми и желтыми стеклами, их носили люди с повышенной чувствительностью к свету.

Тогда же темные очки стали использоваться и для военных нужд: первая промышленная партия была изготовлена для египетского похода Наполеона. Стекла очков покрывались черной сажей, которая закреплялась специальным лаком. Правда, такие очки очень сильно ограничивали видимость.

В середине XIX века в Англии очки с цветными стеклами носили пассажиры железных дорог. Вагоны тогда были открытыми, от паровоза летел дым, смешанный с искрами и угольной пылью. Красили стекла очков для того, чтобы глаза меньше уставали от постоянного мелькания яркого света.

Использовались очки и во время I мировой войны, авиаторы сами красили стеклам акварельными красками.

В начале XX века темные очки носили киноактеры, но не для того, чтобы избежать ненужного внимания, а для защиты глаз: они постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет. Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929 году. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

В популяризации солнцезащитных очков огромную роль сыграла Коко Шанель. В моду вошел и загар. Самой модной моделью считались очки-авиаторы, защищавшие не только глаза, но и значительную часть лица.

Сыграли свою роль и первые гонщики, носившие очки для защиты от ветра. Первой женщиной, запечатленной в темных очках стала Биби Лартиг, модница и жена фотографа Жака-Анри Лартига.

В 1938 году в Harper`s Bazaar появилась съемка фотографа Луизы Даль-Вульф. На одном из кадров изображена девушка в темных очках.

В те годы очки еще были достаточно эксклюзивным предметом, доступным лишь обеспеченным слоям населения. Основными материалами для производства оставались металл, черепаховый панцирь и рог, а в стеклянные линзы добавляли драгоценные камни: изумруд, рубин и сапфир, поскольку они усиливали эффект защиты от ультрафиолетового излучения.

Переворотным моментом стали 1930-е годы. Американский ученый и изобретатель Эдвин Лэнд создал поляризующие стекла. Вскоре новинка появилась в свободной продаже, и с тех пор началось ее триумфальное шествие по всему миру. Эдвин Лэнд же стал основателем корпорации Polaroid.

Знаменитая марка Ray Ban создала анти-бликовые очки для летчиков с поляризованными стеклами, которые защищали глаза от излишнего света, которые широко использовались летчиками во время II Мировой войны.

В 50-х годах XX века солнцезащитные очки окончательно стали товаром массового потребления. В 1960-е их популяризировали рок- и поп-звезды. Тогда же Йоко Оно выбирает радикально черные очки как знак траура после гибели Джона Леннона.

Носила очки и Жаклин Кеннеди-Онассис. Ее любимая оверсайз-форма теперь носит название Jackie O.

Темные очки стали синонимом крутости. Их носили музыканты, актеры, политические активисты-оппозиционеры. Женщина в темных очках казалась роковой красоткой, вспомним, к примеру фильм «Двойная страховка» 1944 года и femme fatale Барбару Стэнвик.

В 1960-е в Америке даже была марка очков Boywatcher, позиционировавшая свою продукцию, как предмет для эмансипированных женщин, которые сами не прочь понаблюдать за мужчинами, чтобы сделать выбор.

В 1980-е солнцезащитные очки появились в коллекциях всех модных марок, и с тех пор считаются непременным аксессуаром в составлении модного образа. Множество моделей и форм, различные материалы, — каждая девушка может создать образ на свое усмотрение.

фото: coldunited.com, spyopticsunglasses.blogspot.com, wired.com, glasseshistory.com

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.


1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.


1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», — сетовал Цицерон .

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая — выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского — «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV .

Естествоиспытатель монах Роджер Бэкон. Фото: www.globallookpress.com

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, — монокль. А первые очки на переносице — это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках — в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Интересно

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин-ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет... Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий-ский оптик Дж. Эскю . А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция — преломление луча света, и аккомодация — способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку , где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» — кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

Памятник русскому полководцу Ивану Гудовичу в Анапе. Фото: Shutterstock.com

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла — дер-зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»