Производитель самолета для камикадзе времен второй мировой. Японские летчики камикадзе. Последствия атаки камикадзе

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Близился конец Второй мировой войны, американские военно-морской флот подступал к японским берегам, и Японии было просто необходимо предпринять какие-то радикальные меры, чтобы предотвратить нежелательный исход. Так было решено создать уникальный отряд под названием «Специальный ударный отряд». Но это подразделение было больше известно как отряд камикадзе, что переводится как «божественный ветер». Дивизия состояла из добровольцев, которые должны были намеренно врезаться на своих самолетах в американские судна.

10. Битва в Филиппинском море

Одним из ключевых военно-морских сражений во время Второй мировой был бой в Филиппинском море, состоявшийся 19 и 20 июня 1944 года. Победительницей вышла американская армия, серьезно навредив японскому флоту при минимальных личных потерях.

Причиной такой уязвимости Японии оказалось то, что ее армия летала на самолетах Mitsubishi A6M Zero (коротко Зик), которые были абсолютно неэффективны в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету японские самолеты взрывались на подлете от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу. В ходе этой битвы японцы потеряли 480 боевых машин, что составляло 75% их воздушного флота.

По мере приближения американских сил к побережью Филиппин, оккупированных тогда Японией, японские военнокомандующие все больше задумывались о том, что им необходимо предпринять радикальные меры. На собрании самых высших чинов военно-морской капитан Мотохару Окамура сказал, что ситуацию спасет только отряд самоубийц. Окамура был уверен, что спасти свою Родину от позора вызовется достаточно добровольцев, и для них нужно будет выделить около 300 самолетов. Капитан был уверен, что это изменит ход войны и развернет ситуацию в пользу Японии.

Все присутствующие на собрании согласились с Окамурой, и ему были выделены необходимые ресурсы. Для этой миссии самолеты специально облегчили, демонтировали пулеметы, сняли броню и даже радио. Зато топливный бак был увеличен, и на борт самолетов погрузили по 250 кг взрывчатки. Теперь все, что нужно было Окамуре, это найти пилотов для этого отчаянного задания.

9. Японские пилоты согласились на самоубийство из страха опозориться

Но как же удалось набрать летчиков для такого страшного задания? На самом деле начальство просто попросило людей стать добровольцами.

А что до того, как вообще кто-то может согласиться на такую смерть, тут уже стоит обратиться к культуре Японии. В этой стране позор – это очень напряженная тема. Если бы начальство попросило пилота пожертвовать собой, а он бы ответил: «Нет, я не хочу умирать за свою страну», это бы не просто опозорило его, но и обесчестило всю его семью. К тому же, погибших пилотов-смертников повышали в звании на два ранга.

Так что на самом деле добровольческий отряд не был таким уж и свободным в выборе. Они могли остаться в живых, опозориться на всю страну и замарать репутацию своей семьи в обществе, чрезвычайно крепко ориентированном на чести и гордости. Или же добровольцы могли погибнуть и быть превознесены как герои, погибшие за свою Родину.

8. В первом рейде погибли лучшие пилоты авиации

Когда японские власти решили сформировать эскадрон из камикадзе, первым пилотом, которого они выбрали на роль истребителя, стал их лучший лейтенант, молодой паренек 23 лет, Юкио Секи. Можно было бы предположить, что когда парню сообщили, что он нужен для такого ответственного задания, он ответил, что с радостью послужит стране. Но существуют слухи, что Секи поделился с журналистом сомнениями в том, это будет лучшее применение его талантам.

В октябре 1944 года Секи и еще 23 летчика начали подготовку к миссии. 20 октября адмирал Такихиро Ониши сказал: « в смертельной опасности. Спасение нашей страны сейчас совсем не в руках начальников и министров, подобных мне. Оно может прийти только от таких смелых молодых людей, как вы. Поэтому от лица всей нашей страны я прошу у вас об этой жертве и молюсь за ваш успех.

Вы уже боги, освобожденные от земных желаний. Но единственное, что еще имеет для вас смысл – это знание, что ваша жертва будет не напрасной. К сожалению, мы уже не сможем вам этого сообщить. Но я буду следить за вашими усилиями и сообщу о ваших поступках самому императору. Вы можете быть в этом уверены.

И я прошу вас сделать лучшее, на что вы способны».

После этой речи 24 пилота сели за руль своих самолетов и вылетели на верную смерть. Однако за первые пять дней полетов им не удалось совершить ни одного столкновения с американскими судами, пока они не встретились с соперником в районе Филиппин.

Американцы были немало удивлены самоубийственной атаке японцев. Пилоту-камикадзе удалось потопить один из немаловажных кораблей ВМФ США, целый авианосец. Столкновение японского самолета с судном вызвало множественные взрывы внутри корабля, и он затонул. На борту тогда было 889 человек, и 143 из них были убиты или считаются пропавшими без вести.

Кроме потопления авианосца группе камикадзе удалось повредить еще три других корабля. Японцы восприняли это хорошим знаком и расширили состав отряда самоубийц.

7. Японцы сконструировали самолет специально под миссию камикадзе

Как было упомянуто выше, японские Зики были довольно неэффективны против американских самолетов. С летающими бомбами дела обстояли не лучше. Другой проблемой было то, что пилотов приходилось обучать в срочном порядке очень непростому делу. И для того, чтобы хотя бы подобраться к военным кораблям США, нужно было быть очень хорошим летчиком. Вместо того, чтобы просто отменить операцию, японцы решили упростить сам самолет, сделать его более подходящим для целей и специфики миссии камикадзе. Новый аппарат был назван Yokosuka MXY7 Ohka или просто «Вишня в цвету».

Самолет фактически стал управляемой ракетой 6 м в длину с короткими крыльями. Значительным недостатком снаряда было то, что он мог пролететь только 32 км. Так что японцам пришлось использовать еще один самолет, который бы доставил «Вишню в цвету» к цели. Им стал бомбардировщик Mitsubishi G4M. Как только пилот-камикадзе приближался к своей цели, он запускал ракетные ускорители, что позволяло ему обойти защитный огонь врага и поразить броню корабля противника.

Кроме того, что эти новые самолеты были легче, они также были более простыми в управлении, чем Зики. Пилотам не нужно было учиться взлетать и приземляться, они просто должны были держать верное направление и запускать ускорители, чтобы не пришлось маневрировать и уклоняться от защитного огня американцев.

Кабина летчиков «Вишни» тоже была особенной. За изголовьем кресла пилота было специальное отделение для самурайского меча на случай, если смертник переживет столкновение.

6. Это должна была быть именно психологическая война

Конечно, основной задачей камикадзе было потопить как можно больше кораблей. Тем не менее, японцы полагали, что на поле боя новая тактика непременно поможет им получить еще и психологическое преимущество над врагом. Японцы хотели, чтобы их считали яростными воителями без чувства меры, которые лучше погибнут, чем проиграют и сдадутся.

К сожалению, это не возымело ожидаемый эффект. Мало того, что американцы легко отбивали атаки японцев, они еще и прозвали самолеты камикадзе «Бака», что на японском языке означает «дурак» или «идиот».

5. Пилоты–камикадзе, управлявшие торпедами

Кроме облегченных самолетов, японцы создали для камикадзе управляемые торпеды, которые позже прозвали кайтенами.

Процедура была такая: сначала пилот должен был высмотреть в перископ корабль, затем с помощью секундомера и компаса ему надо было практически вслепую протаранить судно врага. Как вы могли догадаться, это было не так просто, и на обучение пилотов уходили месяцы.

Еще одной сложностью стал размер торпед. Они были большими, и это не позволяло отправлять их на слишком далекие расстояния. Торпеды приходилось доставлять сначала на больших подлодках. «Материнский» корабль перевозил до места назначения от 6 до 8 кайтенов.

20 ноября 1944 года в американский танкер USS Mississinewa было выпущено 5 кайтенов. Один из них попал в цель, и взрыв был мощнейшим, как можно увидеть в ролике выше. Японцы подумали, что потопили целых 5 кораблей из-за того, что взрыв был невероятно сильным. В результате руководство сочло идею с торпедами настолько успешной, что производство кайтенов было увеличено.

4. Нацистский отряд самоубийц

Японцы не были единственными в коалиции агрессоров, кто под конец войны так отчаялся, что пустил в ход бомбардировщики под управлением пилотов-самоубийц. Германия тоже сформировала свой отряд специального назначения, прозванный «Эскадроном Леонида». Создание отряда было предложено Ханной Райч (Hannah Reitsch), немецкой летчицей-испытателем. Райч дважды была награждена Железным Крестом и стала немецкой женщиной, которая ближе всех других представительниц прекрасного пола подобралась к непосредственным военным действиям.

В 1944 году, когда Райч получала ее второй Крест, она рассказала о своей идее самому Адольфу Гитлеру, участвовавшему во вручении награды. Она предложила посадить пилотов в модифицированные ракеты V-1, заряженные взрывчаткой и использовать их в качестве оружия. Сначала Гитлеру эта идея не понравилась, но позже он передумал. Канцлеру приглянулась приверженность Ханны этой затее, и он дал согласие на создание самолетов для самоубийственных миссий. Самолетом для этого проекта был назначен Fieseler Fi 103R под кодовым именем Райченберг. Ракеты смертников оснастили бомбами весом в 900 кг.

Райч была первой переведена в Эскадрон Леонида и первая принесла присягу, в которой подтверждала, что добровольно принимает участие в миссии и понимает, что ее ждет смерть.

Всего в новом отряде было 70 волонтеров, но программу свернули еще до того, как кто-либо успел использовать Райченберги.

Райч пережила войну и впоследствии издала свою автобиографию. Кроме того Ханна даже стала управляющей национальной школы по планерному спорту в Гане в послевоенные годы. Летчица умерла в 65 лет от сердечного приступа. Это случилось в 1979 году.

3. Возможно, пилоты принимали метамфетамин

На самом деле метамфетамин был изобретен в Японии еще в 1893 году. Но он не получил широкое распространение, пока на этот наркотик не обратили внимание на Второй мировой войне. Немецкая армия использовала тип метамфетамина под названием Первитин, а японская – наркотик Филопон.

Во время войны японцы давали наркотики своим солдатам, когда тех сликшком сильно одолевали голод или усталость. Филопон также оказался полезным и для пилотов камикадзе. Перед лицом верной смерти они должны были быть решительными и собранными. Поэтому перед посадкой в свои летающие бомбы и несколько часовыми полетами навстречу гибели летчикам выдавали высокие дозы метамфетамина. Это помогало самоубийцам оставаться сконцентрированными до самого конца. Еще одним преимуществом для солдат было то, что «мет» повышал уровень агрессии.

И хотя такой побочный эффект для наркоманов является довольно неприятным проявлением в обычной жизни, для японских камикадзе он служил верную службу, помогая самоубийцам придерживаться плану во время полета сквозь пулеметный обстрел.

2. Последний пилот камикадзе

В 1945 году адмирал Матоме Угаки был назначен командующим подразделениями камикадзе. Месяц спустя 15 августа, когда император Японии объявил по радио о капитуляции, Угаки решил, что самым достойным концом для него будет такая же смерть, на которую ежедневно шли его подчиненные. Перед своим последним вылетом он даже сфотографировался (фото выше). Правда, Угаки не имел навыков пилотирования, и для этой цели в самолет пришлось посадить еще одного добровольного смертника.

На пути к своей гибели Угаки передал по радио следующее сообщение:
«В нашем провале винить надо только меня одного. Доблестные усилия всех офицеров и солдат под моим началом в течение последних 6 месяцев были высоко оценены.

Я собираюсь нанести удар на Окинаве, где погибали мои люди, пав словно отцветшая вишня. Там я рухну на тщеславного врага в истинном духе Бусидо (кодекс самурая) с твердой убежденностью и верой в бессмертность японской империи.

Я уверен, что все подразделения под моим командованием поймут мои мотивы, преодолеют все трудности в будущем и приложат все усилия для возрождения нашей великой Родины.

Да здравствует Его императорское величество!»

К сожалению для Угаки, миссия провалилась, и его самолет, вероятно, был перехвачен до того, как ему удалось достичь своей цели.

1. Операция оказалась провальной

Японцы были наивны в своих надеждах на успех пилотов-камикадзе. Атаки смертников оказались довольно неэффективными против сильнейшего флота Второй мировой войны.

В результате летчикам-самоубийцам удалось потопить только 51 корабль, и лишь один из них был крупным броненосцем (судно USS St. Lo). По вине камикадзе погибло около 3000 американских и британских солдат.

Но если сравнивать эти цифры с потерями со стороны японцев, сложно поверить, что они пытались вести наступательные бои. Порядка 1321 единиц японских самолетов и субмарин разбились об американские суда, и около 5000 пилотов погибло в этих попытках нанести ущерб армии объединенных сил.

По большому счету американский военно-морской флот разбил японскую армию благодаря тому, что у него было больше людей и боевой техники. На сегодняшний день проект камикадзе считается одним из величайших промахов в истории Второй мировой войны.

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.


К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Школы камикадзе

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).

Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.

История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Мидуэйская операция

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

Из неба в воду

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Провал проекта «Кайтен»

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

А вообще можно и более подробно вспомнить историю японских сверхмалых лодок. Вашингтонское морское соглашение 1922 года стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений, начавшейся в годы Первой мировой войны. По этому договору, японский флот по числу авианосцев и «капитальных» кораблей (линкоров, крейсеров) существенно уступал флотам Англии и США. Некоторой компенсацией за это могло служить разрешение на строительство пунктов передового базирования на островах Тихого океана. А поскольку договоренностей о количестве подводных лодок достичь в Вашингтоне так и не удалось, японские адмиралы стали планировать размещение на удалённых островных базах малых прибрежных лодок.

В 1932 году капитан Кисимото Канеджи заявил: «Если мы пустим большие торпеды с людьми на борту, и если эти торпеды проникнут глубоко в неприятельские воды и, в свою очередь, пустят небольшие торпеды — промахнуться будет практически невозможно». Это высказывание определяло, что в случае атак вражеских баз и якорных стоянок противника к месту проведения операции малые лодки будут доставлять на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. Кисимото считал, что если установить на четырёх кораблях по двенадцать сверхмалых подводных лодок, то победа в любой морской битве будет обеспечена: «В решающем сражении между американским и японским флотами мы сможем выпустить почти сотню торпед. Этим мы сразу сократим силы противника вдвое».

Разрешение на реализацию своей идеи Кисимото получил от главы морского штаба, адмирала флота, принца Фушими Хирояси. Кисимото вместе с группой морских офицеров, состоящей из четырёх специалистов, разработал чертежи и в условиях строжайшей секретности в 1934 году были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки. Официально их классифицировали как А-Нуotek («лодки-мишени тип А»), Для достижения сверхмалыми лодками высокой подводной скорости на них установили мощный электродвигатель, а корпусу придали веретёнообразную форму.

По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство лодок под обозначением Ко-Нуotek Изменения в конструкции подлодки оказались небольшими — возросло водоизмещение (47 т вместо 45 т), до 450 мм уменьшился калибр торпед (вместо 533 мм) и до 19 узлов (с 25) уменьшилась максимальная подводная скорость субмарины.

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты Chiyoda и Chitose, а также подлодки типа Неі-Gаtа (С). Есть данные, что модернизацию с этой же целью проходили также гидроавиатранспорты Mizuihо и Nisshin, каждый из которых мог перевозить 12 сверхмалых подводных лодок.

Палуба с уклоном к корме и рельсы давали возможность быстро, всего за 17 минут, спустить на воду все лодки. Корабли-базы сверхмалых подлодок предполагалось использовать в морском бою вместе с линейными кораблями.

15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Они встретились на борту гидроавианосца Сhiуоdа. Командир корабля Харада Каку объявил им, что японский флот обладает сверхсекретным оружием, которое внесёт революцию в морские битвы, их же задача — овладеть им. Все молодые офицеры имели опыт подводного плавания, а лейтенант Иваса Наодзи и сублейтенант Акиеда Сабуро уже больше года проводили испытания нового оружия.

Тренировки экипажей подводных лодок проводились на Базе-II, располагавшейся на небольшом островке Оуразаки в 12 милях к югу от Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли и экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…

Первые сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой же причине невозможно было использовать лодки с необорудованных стоянок на островах. Для устранения этого недостатка осенью 1942 года началось проектирование усовершенствованного варианта субмарин типа В, в котором был учтён опыт эксплуатации типа А.

В начале 1943 года последние пять подлодок типа А (полный заказ на них составлял 51 единицу) переоборудовали в тип В.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Первой из усовершенствованных субмарин на испытания вышла На-53, а после их завершения была построена серия уже специально спроектированных модернизированных подлодок типа С. Основное отличие от субмарин типа А заключалось в установке дизель-генератора — с его помощью полная перезарядка аккумуляторной батареи производилась за 18 часов.

В качестве кораблей-носителей для лодок типа В и С использовались десантные корабли типа Т-1.

В декабре 1943 года на основе подлодки типа С началось проектирование более крупной лодки типа D (или Коryu). Основные отличия от подлодок типа С заключались в установке более мощного дизель-генератора — с ним процесс зарядки аккумуляторов снизился до восьми часов, повысилась мореходность и улучшились условия обитаемости экипажа, возросшего до пяти человек. Кроме того, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 года, ещё до окончания испытаний головного корабля, было развёрнуто серийное строительство субмарин. В соответствии с планами морского командования, к сентябрю 1945 года предполагалось сдать флоту 570 единиц с последующим темпом строительства -180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применён секционный метод (лодка собиралась из пяти секций), что сокращало строительный период до 2-х месяцев. Однако, несмотря на привлечение к программе строительства Koryu большого числа верфей, темп сдачи флоту этих субмарин выдержать не удалось, и к августу 1945 года в строю насчитывалось всего 115 лодок, а ещё 496 находились на разных стадиях постройки.

На основе сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) Koryu в 1944 году был разработан проект подводного сверхмалого минного заградителя M-Kanamono (дословный перевод — «Металлическое изделие Тип М»), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования противника. Вместо торпедного вооружения он нёс минную трубу, вмещающую четыре донных мины. Построить успели только одну такую подлодку.

В конце войны помимо семейства карликовых субмарин, ведущих свою родословную от подлодок типа А (типы А, В, С и D), японский флот пополнился также подлодками меньшего размера типа Kairyu (характерной их особенностью были фиксированные бортовые рули (плавники) в средней части корпуса. Проектное вооружение состояло из двух торпед, однако нехватка их привела к появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо торпедных аппаратов, что фактически превращало их в человеко-торпеды.

Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 года. Для ускорения работ оно велось секционным методом (подлодка делилась на три секции). Планами морского руководства предусматривалось к сентябрю 1945 года поставить флоту 760 сверхмалых лодок этого типа, однако к августу было сдано только 213 единиц, и ещё 207 находились в постройке.

Информация о судьбе японских сверхмалых подводных лодок носит обрывочный и зачастую противоречивый характер. Известно, что во время нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года было потеряно 5 сверхмалых лодок типа А.

Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок в операцию против Пёрл-Харбора. И, наконец, в октябре командование разрешило включить их, с условием, что водители возвратятся после атаки. Закипела работа. В Куре первой прибыла I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок.

Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку, І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.

На подводные лодки прибыли командиры: лейтенант Иваса Наодзи (І-22), сублейтенант Ёкояма Масахару (I-16), сублейтенант Харуно Сигэми (I-18), младший лейтенант Хироо Акира (1-20) и младший лейтенант Сакамаки Кацуо (І-24). Вторыми членами экипажей были унтер-офицеры: Сасаки Наохару (І-22), Уэда Тэдзи (I-16), Ёкояма Харунари (I-18), Катаяма Ёсио (І-20), Инагаки Киодзи (І-24). Характерная деталь: экипажи формировали только из неженатых подводников, из многодетных семей и не старших сыновей. Сакамаки Кацуо, например, был вторым из восьми сыновей.

Соединение сверхмалых подводных лодок носило название «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак», или «Специальное морское ударное соединение».

Рано утром 18 ноября подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держась в 20 милях друг от друга. Флагман — І-22 -находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам. По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Ещё раз проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были затем уйти к Пёрл-Харбору, занять позицию в 5 — 10 милях от входа в гавань и рассредоточиться дугой. За три часа до рассвета первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая субмарина I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22, I-18. И, наконец, карликовая лодка с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета. В гавани всем лодкам было приказано лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести врагу максимальные разрушения своими десятью торпедами.

В 3:00 сверхмалые лодки спустили на воду, а лодки-носители приступили к погружению. Не повезло «малютке» лейтенанта Сакамаки. Вышел из строя гирокомпас, устранить неисправность не удалось. Уже было 5:30, а она ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.

Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противолодочных сетей. Американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Проскочить за ними в бухту не составляло труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала. В 3:42 тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск включился старый эсминец «Уорд» постройки 1918 года. Около 5:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также транспорт, буксир и баржу. Видимо, две сверхмалых подводных лодки сумели скрытно проникнуть в гавань, а третья была замечена с «Уорда» и с кружащейся над морем летающей лодки «Каталина».

Над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса. Казалось, что она никого не замечала, двигаясь в гавань со скоростью 8 узлов. «Уорд» открыл орудийный огонь прямой наводкой с дистанции 50 метров и со второго выстрела попал в основание рубки. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Взрывы четырёх глубинных бомб разорвали лодку пополам. Свою лепту внесла и «Каталина», также сбросив несколько бомб. Предположительно, под удар попала лодка лейтенанта Иваса с лодки-носителя I-22.

Младший лейтенант Сакамаки и унтер-офицер Инагаки больше часа отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным. Сакамаки был вынужден поднять перископ, и лодку заметили с эсминца «Хелм». Погрузившись и уходя от него, лодка налетела на риф и высунулась из воды. Эсминец открыл огонь и бросился на таран. Однако он проскочил мимо, в то время как лодке удалось освободиться от рифа и уйти, но в результате удара о риф один из торпедных аппаратов заклинило, в корпус стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ. Где-то в 14:00 подлодка снова налетела на риф. Вышел из строя второй торпедный аппарат.

Под утро 8 декабря беспомощная неуправляемая лодка оказалась вблизи берега. Сакамаки запустил двигатель, но лодка снова наткнулась на риф! На этот раз она застряла накрепко. Сакамаки принял решение лодку взорвать, а самим добираться до суши вплавь. Вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур. Сакамаки и Инагаки бросились в море. Было 6ч. 40 минут… Прыгнувший в воду вслед за командиром Инагаки утонул. Обессилившего Сакамаки на берегу пленили пятеро патрульных 298-й американской пехотной дивизии…

Ещё одна сверхмалая подводная лодка, вероятнее всего, была потоплена в 10:00 крейсером «Сен-Луис». Направляясь к выходу из бухты, он подвергся торпедной атаке. Уклонившись от двух торпед, крейсер обнаружил лодку за внешней стороной сетевого ограждения и обстрелял её. Что касается пятой лодки, то она, по современным данным, сумела пробраться в гавань, где участвовала в торпедной атаке линейного корабля, а потом затонула вместе с экипажем (возможно, была потоплена им).

Из других операций сверхмалых подлодок следует упомянуть, что ещё три лодки этого типа погибли 30 мая 1942 года в районе Диего-Суареса, и четыре -в гавани Сиднея 31 мая 1942 года.

В ходе боёв у Соломоновых островов в 1942 году погибли восемь подлодок типа А (в том числе На-8, На-22 и На-38). В районе Алеутских островов в 1942 — 1943 годах погибли ещё три лодки типа А. В 1944 — 1945 годах в ходе обороны Филиппин и острова Окинава погибло восемь лодок типа С.

источники

http://www.furfur.me/furfur/all/culture/166467-kayten

http://modelist-konstruktor.com/morskaya_kollekcziya/yaponskie-sverxmalye

http://www.simvolika.org/mars_128.htm

Еще что можно почитать по теме войны и Японии: , а вот смотрите какие интересные . Могу еще напомнить про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Америка? Нет больше вашей Америки..

Японские военные обычаи способствовали той неизвестности, в которой прибывали японские истребители-асы. Причем не только для своих противников, но и своего же собственного народа, который они защищали. Для японской военной касты того времени идея обнародовать военные победы была просто немыслима, также немыслимым было и какое-либо признание асов истребительной авиации вообще. Только в марте 1945 года, когда окончательный разгром Японии стал неминуем, военная пропаганда позволила упомянуть в официальном сообщении имена двух летчиков-истребителей - Шиоки Сугита и Сабуро Сакаи. Японские военные традиции признавали лишь мертвых героев, По этой причине в японской авиации не было принято отмечать на самолетах воздушные победы, хотя исключения и имели место. Несокрушимая кастовая система в армии заставила также выдающихся летчиков-асов провоевать почти всю войну в чине сержантов. Когда после 60 воздушных побед и одиннадцати лет службы боевым летчиком Сабуро Сакаи стал офицером Японского Императорского Флота, он установил рекорд быстрого продвижения по службе.

Японцы опробовали свои боевые крылья в небе над Китаем еще задолго до начала второй мировой войны. Хотя они редко сталкивались там с каким-либо серьезным сопротивлением, но тем не менее получили бесценный опыт в реальной боевой стрельбе по воздушным целям, а самоуверенность, возникшая в результате превосходства японской авиации, стала исключительно важной частью боевой подготовки.
Пилоты, которые сметали все над Перл-Харбором, сеяли смерть над Филиппинами и Дальним Востоком, были выдающимися боевыми летчиками. Они отличались как в искусстве высшего пилотажа, так и в воздушной стрельбе, что принесло им немало побед. Особенно пилоты морской авиации проходили такую суровую и строгую школу, как нигде в мире. Например, для развития зрения использовалась конструкция в виде коробки с направленными в небо телескопическими окнами. Внутри такого бокса проводили долгие часы начинающие летчики, всматриваясь в небо. Их зрение становилось столь острым, что они могли днем увидеть звезды.
Тактика, которую использовали американцы в первые дни войны, играла на руку японским летчикам, сидевшим за штурвалами своих "Зеро". В это время истребителю "Зеро" не было равных в тесных воздушных "собачьих свалках", 20-мм пушки, маневренность и малый вес самолета "Зеро" стали малоприятным сюрпризом для всех пилотов союзной авиации, которым довелось с ними встретиться в воздушных боях начала войны. До 1942 года в руках хорошо подготовленных японских летчиков, "Зеро" находился в зените своей славы, сражаясь с "Уайлдкетами", "Аэрокобрами" и "Томагавками".
Американские пилоты палубной авиации смогли перейти к более решительным действиям, только получив на вооружение лучшие по своим летным данным истребители F-6F "Хеллкет", а с появлением F-4U "Корсар", Р-38 "Лайтнинг", Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг" воздушная мощь Японии понемногу начала сходить на нет.
Лучшим из всех японских летчиков-истребителей, по числу одержанных побед, был Хироси Нишизава, который всю войну сражался на истребителе "Зеро". Японские пилоты называли Нишизаву между собой "Дьяволом", поскольку ни одно другое прозвище не могло так хорошо передать манеру его полетов и уничтожения противника. При росте 173 см, очень высокий для японца, с мертвенно-бледным лицом, он был замкнутым, надменным и скрытным человеком, который демонстративно избегал общества своих товарищей.
В воздухе Нишизава заставлял свой "Зеро" проделывать такое, что не мог повторить ни один японский летчик. Казалось, часть его силы воли вырывалась наружу и соединялась с самолетом. В его руках пределы конструкции машины не значили ровным счетом ничего. Он мог удивить и привести в восторг даже закаленных пилотов "Зеро" энергией своего полета.
Один из избранных японских асов, летавших в составе Авиакрыла Лае в Новой Гвинее в 1942 году, Нишизава был подвержен приступам тропической лихорадки и часто болел дизентерией. Но когда он вскакивал в кабину своего самолета, то сбрасывал одним махом все свои хвори и немощи как плащ, сразу обретая свое легендарное зрение и искусство полета взамен почти постоянного болезненного состояния.
Нишизаве было засчитано 103 воздушные победы, по другим данным 84, но даже и вторая цифра, возможно, вызовет удивление у всякого, кто привык к гораздо меньшим результатам американских и английских асов. Однако Нишизава взлетал с твердым намерением победить в войне, и был таким пилотом и стрелком, что сбивал противника почти каждый раз, когда вступал в бой. Никто из тех, кто воевал вместе с ним, не сомневался в том, что Нишизава сбил больше сотни самолетов врага. Он был также единственным пилотом второй мировой войны, сбившим более 90 американских самолетов.
16 октября 1944 года Нишизава пилотировал невооруженный двухмоторный транспортный самолет, имея на борту пилотов, которые направлялись для получения новых самолетов на базу Кларк филд на Филиппинах. Тяжелая неуклюжая машина была перехвачена "Хеллкетами" флота США, и даже непобедимое искусство и опыт Нишизавы оказались бесполезными. После нескольких заходов истребителей транспортный самолет, объятый пламенем, рухнул вниз, унося с собой жизнь "Дьявола" и других пилотов. Надо отметить, что презирая смерть, японские пилоты брали с собой в полет не парашют, а только пистолет или самурайский меч. Только когда потери пилотов стали катастрофическими, командование обязало летчиков брать с собой парашюты.

Звание второго японского аса носит пилот Первого класса морской авиации Шиоки Сугита, на счету которого 80 воздушных побед. Сугита воевал на протяжении всей войны до ее последних месяцев, когда американские истребители стали летать уже над островами самой Японии. В это время он летал на самолете "Синден", который в руках опытного пилота не уступал любому истребителю союзников, 17 апреля 1945 года Сугита был атакован во время взлета с авиабазы в Каноя, и его вспыхнувший "Синден" молнией врезался в землю, став погребальным костром второго аса Японии.
Когда в связи с воздушными боями вспоминают о человеческой храбрости и выносливости, нельзя обойти молчанием карьеру лейтенанта Сабуро Сакаи - лучшего из переживших войну японских асов, имевшем на своем счету 64 сбитых самолета. Сакаи начал воевать еще в Китае и закончил войну после капитуляции Японии. Одной из его первых побед во 2-й мировой войне было уничтожение В-17 воздушного героя США - Колина Келли.
История его военной жизни ярко описана в автобиографической книге "Самурай", которую Сакаи написал в содружестве с журналистом Фредом Сайдо и американским историком Мартином Кейдином. Авиационный мир знает имена безногого аса Бейдера, русского летчика Маресьева, потерявшего ступни, нельзя забыть и Сакаи. Мужественный японец летал на заключительном этапе войны, имея только один глаз! Аналогичные примеры найти очень трудно, поскольку зрение является жизненно важным элементом для летчика-истребителя.
После одной жестокой схватки с американскими самолетами над Гуадалканалом, Сакаи возвращался в Рабул почти ослепшим, частично парализованным, на поврежденном самолете. Этот перелет является одним из выдающихся примеров борьбы за жизнь. Пилот оправился от ран и несмотря на потерю правого глаза, вернулся в строй, вновь вступая в жестокие схватки с противником.
С трудом можно поверить, что этот одноглазый летчик, в самый канун капитуляции Японии, ночью поднял в воздух свой "Зеро" и сбил бомбардировщик В-29 "Суперфортресс". В своих воспоминаниях он впоследствии признал, что выжил в войне только благодаря плохой воздушной стрельбе многих американских пилотов, которые часто просто не попадали в него.
Другой японский летчик-истребитель - лейтенант Наоши Канно прославился благодаря своим умением перехватывать бомбардировщики В-17, которые своими размерами, прочностью конструкции и мощью оборонительного огня наводили страх на многих японских пилотов. Личный счет Канно из 52 побед включал в себя 12 "Летающих Крепостей". Тактика, использованная им против В-17, заключалась в атаке с передней полусферы на пикировании с последующей бочкой и была впервые опробована в самом начале войны в южной части Тихого океана.
Погиб Канно в ходе финальной части обороны японских островов. В то же время немцы приписывают майору Юлиусу Мейнбергу (53 победы), служившему в эскадрильях JG-53 и JG-2, изобретение и первое применение лобовой атаки бомбардировщиков типа В-17.

Японские летчики-истребители могут похвастаться по крайней мере одним исключением из "японского характера" в своих рядах. Лейтенант Тамея Акаматсу, служивший в японском Императорском флоте, был весьма своеобразной личностью. Он был чем-то вроде "белой вороны" для всего флота и источником постоянного раздражения и беспокойства для командования. Для своих товарищей по оружию он был летающей загадкой, а для девушек Японии обожаемым героем. Отличаясь бурным нравом, он стал нарушителем всех правил и традиций и тем не менее сумел одержать громадное количество воздушных побед. Вполне обычным для его товарищей по эскадрилье было видеть Акаматсу, который шатаясь брел через площадку перед ангарами к своему истребителю, размахивая бутылкой саке. Будучи равнодушным к правилам и традициям, что кажется невероятным для японской армии, он отказывался присутствовать на инструктажах для пилотов. Сообщения о готовившихся вылетах ему передавали со специальным посыльным или по телефону, чтобы он мог валяться в облюбованном им публичном доме до самого последнего момента. За несколько минут до взлета он мог появиться на древнем побитом автомобиле, несясь по аэродрому и ревя как демон.
Много раз его разжаловали. После десяти лет службы он все еще оставался лейтенантом. Его необузданные привычки на земле удваивались в воздухе и дополнялись каким-то особым ловким пилотированием и выдающимся тактическим мастерством. Эти его характерные черты в воздушном бою были настолько ценными, что командование позволяло Акаматсу идти на явные нарушения дисциплины.
А он блестяще демонстрировал свое летное мастерство, пилотируя тяжелый и трудный в управлении истребитель "Райден", разработанный для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Имея максимальную скорость около 580 км/ час он практически не был приспособлен для высшего пилотажа. Почти любой истребитель превосходил его в маневре, и вступать в воздушный бой на этой машине было сложнее, чем на любом другом самолете. Но, несмотря на все эти недостатки, Акаматсу на своем "Райдене" не раз нападал на грозные "Мустанги" и "Хеллкеты", и, как точно известно, сбил не менее десятка этих истребителей в воздушных боях. Его развязанность, чванство и ухарство на земле не могли позволить ему здраво и объективно признать превосходство американских самолетов. Возможно, что только таким образом ему удалось уцелеть в воздушных боях, не говоря уже о его многократных победах.
Акаматсу является одним из немногих лучших японских летчиков-истребителей, которым удалось уцелеть во время войны, имея на своем счету 50 воздушных побед. После окончания боевых действий он занялся ресторанным бизнесом в городе Нагоя.
Отважный и агрессивный летчик унтер-офицер Кинсуке Муто сбил не менее четырех огромных бомбардировщиков В-29. Когда эти самолеты впервые появились в воздухе, японцы с трудом оправились от шока, вызванного мощью и боевыми качествами. После того как В-29 с его громадной скоростью и убийственной силой огня оборонительного вооружения принесли войну на острова самой Японии, он стал моральной и технической победой Америки, которой японцы так и не смогли реально противостоять до самого конца войны. Только немногие пилоты могли похвастаться сбитыми В-29, Муто же имел на своем счету несколько таких самолетов.
В феврале 1945 года бесстрашный пилот в одиночку поднялся в воздух на своем стареньком истребителе "Зеро", чтобы сразиться с 12 самолетами F-4U "Корсар", атакующими с бреющего полета цели в Токио. Американцы с трудом поверили своим глазам, когда, летая как демон смерти, Муто короткими очередями поджег один за другим два "Корсара", деморализовав и расстроив порядок оставшихся десяти. Американцы все же смогли взять себя в руки и начали атаковать одинокий "Зеро". Но блестящее искусство высшего пилотажа и агрессивная тактика позволили Муто остаться на высоте положения и избежать повреждений, пока он не расстрелял весь боезапас. К этому времени еще два "Корсара" рухнуло вниз, а уцелевшие пилоты поняли, что они имеют дело с одним из лучших летчиков Японии. Архивы свидетельствуют, что эти четыре "Корсара" были единственными американскими самолетами, сбитыми в тот день над Токио.
К 1945 году "Зеро" был уже в сущности оставлен далеко позади всеми истребителями союзников, атаковавшими Японию. В июне 1945 года Муто все еще продолжал летать на "Зеро", оставаясь верным ему до самого конца войны. Сбит он был во время атаки на "Либерейтор", за пару недель до окончания войны.
Японские правила подтверждения побед были похожими на правила союзников, но применялись очень свободно. В результате этого многие личные счета японских летчиков могут оказаться под вопросом. Из-за стремления свести вес к минимуму они не устанавливали на свои самолеты фотопулеметы, и не располагали поэтому фотосвидетельствами для подтверждения своих побед. Однако вероятность преувеличения и приписывания себе ложных побед была довольно мала. Поскольку каких-либо наград, отличий, благодарностей или продвижения по службе, а также известности это не сулило, то мотивов для "дутых" данных о сбитых самолетах противника не было.
У японцев было множество пилотов с двадцатью и менее победами на счету, немало с числом побед от 20 до 30, и небольшое число стоявших рядом с Нишизавой и Сугитой.
Японские пилоты, при всех их доблестях и блестящих успехах, сбивались летчиками американской авиации, которая постепенно обретала свою мощь. Американские пилоты были вооружены лучшей техникой, имели лучшую согласованность действий, превосходные коммуникации и отличную боевую подготовку.