Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Здравствуйте, друзья! А у нас радостное событие! В этом году мой младший сын Артёмка пойдет в первый класс! И перед нами, как и перед многими другими родителями дошкольников, во весь свой немаленький рост встал вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?»

Да, мне не в первой отправлять учиться свою кровиночку. Моя дочь Саша сейчас в четвертом классе. А старший сын Денис уже студент. Но, все равно, волнуюсь как в первый раз. Ведь дети все разные, да и вокруг все так быстро меняется.

В общем, решила я выяснить, какие рекомендации родителям по подготовке детей к школе дают специалисты. Поговорила с воспитателями, учителями начальных классов, детским школьным психологом, прибавила к этому опыт своих знакомых и свой собственный. Результатами своего расследования поделюсь с вами в этой статье.

Итак, детишек к обучению готовят:

  1. Воспитатели в детском саду. Не даром же группа называется «подготовительная».
  2. Учителя на курсах для будущих первоклашек при школах. Здесь речь идет о длительных годовых курсах.
  3. Учителя в тех же школах, но только на краткосрочных курсах, состоящих из 10 занятий.
  4. Педагоги различных детских развивающих центров. Благо, что сейчас этих центров очень много.
  5. Репетиторы в индивидуальном порядке. О том, как правильно выбрать репетитора читайте .

У каждого из вышеперечисленных вариантов есть свои плюсы и минусы.

Место подготовки Плюсы Минусы
1 Детский сад 1. Бесплатно.
2. Не нужно никуда специально ходить.
3. Подготовку проводят специалисты.
4. Воспитатель хорошо знаком с ребенком, и знает как ему преподнести ту или иную информацию.
5. Воспитатель может дать рекомендации родителям, на что нужно обратить внимание.
1. Если в группе слишком много детишек, то подготовка может получиться поверхностной, так как времени на всех у воспитателя просто не хватит.
2. Приобретение набора учебников и тетрадей для занятий.
3. Не происходит адаптации к школьным условиям, так как занятия проводятся на базе детского садика.
2 Годовые курсы при школе 1. Занятия ведут специалисты - учителя, которые в новом учебном году и будут набирать себе первоклашек.

4. Учитель по окончании подготовки может дать рекомендации по имеющимся проблемам.
1. Платно.
2. Может не подойти для непоседливых детей. Им это все просто надоест.
3. Много детей в группах, что исключает возможность индивидуального подхода к обучению.
4. Приобретение довольно большого набора учебников и рабочих тетрадей для занятий
3 Краткосрочные курсы при школе 1. Бесплатно.
2. Ребенок адаптируется к условиям, у него складывается понятие о том, что такое урок, кто такой учитель, как нужно вести себя.
3. Подготовку ведут специалисты, учителя начальных классов.
4. В конце обучения можно получить рекомендации от учителя.
1. Есть не везде.
2. Краткосрочные. Всего десять занятий. За это время трудно научить чему-либо.
3. Много детишек в классах. Нет возможности использовать индивидуальный подход.
4. Небольшие траты на бумагу и карандаши.
4 Детский развивающий центр 1. Подготовку ведут дипломированные педагоги.
2. Занятия в небольших группах.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4. Отсутствие дополнительных затрат.
1. Платно
2. Представления о школе как таковой у ребенка на этих курсах не складывается.
3. Будут заниматься с ребенком столько, сколько вы будете за это платить, даже если у ребенка уже вполне достаточно знаний.
5 Репетитор 1. Подготовку ведет дипломированный педагог.
2. Индивидуальные занятия - индивидуальный подход к ребенку.
3. Возможность выбора времени и места проведения занятий.
1. Платно
2. Занятия чаще всего проходят на дому, так что никакого представления о школе ребенок не получает.
3. Репетитор будет заниматься с ребенком столько, сколько вы будете платить. Находить все новые и новые пробелы.


Рекомендация № 2. Выберите свой вариант подготовки

Здесь нет какого-то единственно верного решения. Нужно учесть и особенности вашего любимого дошкольника и вашу конкретную ситуацию.

Например, мой сын Артемка ходит в садик. Группа логопедическая, детишек в ней мало, так что подготовительным занятиям времени уделяется довольно много. Готовят их по полной программе, обучают грамоте, проводят занятия по математике. Артем уже вполне сносно читает, считает, решает простые примеры. В принципе, такого уровня подготовки уже достаточно.

Но мы с Артемом решили все-таки записаться в школу на краткосрочные бесплатные курсы. Артем у меня всегда очень волнуется, когда идет в какое-нибудь в новое место. Поэтому курсы мы посещаем с целью адаптации, чтобы в сентябре не было так волнительно.

А у моей знакомой Натальи, ситуация другая. Сын Мишка — мальчик ну очень подвижный, с богатейшим воображением. В садике заниматься его не заставишь, дома тоже, на школьных курсах ему скучно. А вот развивающий центр ему понравился. Там к нему подход нашли. И теперь он с нетерпением ждет, когда же снова нужно будет идти на занятия.

Так что думайте сами, решайте сами.

Рекомендация № 3. Не сваливайте всю ответственность на педагогов

Какой бы вариант подготовки вы ни выбрали для своего ребенка, нужно заниматься с ним еще самостоятельно . По чуть-чуть и каждый день. Не стоит относиться к этому как к каторжному труду. Наоборот, это возможность больше времени проводить со своим будущим первоклашкой и узнать, чему же его уже научили.

Занятия, кстати, не сводятся только к чтению или счету. Возьмите на вооружение игры и упражнения, которые развивают и , и усидчивость. Без этого в первом классе никуда.

На организационном собрании перед началом подготовительных курсов, выступала учительница. Запомнила я ее фразу. Она сказала: «Ребенок может не уметь читать и писать. Главное, чтобы он умел сосредотачиваться, был внимательным, и я его легко всему научу».

По теме домашней предшкольной подготовки с методическими рекомендациями от специалистов можно легко найти в любом книжном магазине

Рекомендация № 4. Обратите внимание на распорядок дня ребенка

Школа - это вам не садик, где можно прийти до завтрака или уже после него. Здесь с этим строго. Так что вставать придется рано. А для этого нужно и ложиться раньше. И привыкать к этому нужно постепенно. Подарите ребенку часы и научите ими пользоваться, чтобы он мог самостоятельно оценивать ситуацию с точки зрения времени.

Подумайте, поразмышляйте вместе о том, как ребенок будет собираться на учебу утром и что нужно будет сделать вечером. Можете даже расписание составить. Обычно деткам это очень нравится. А потом потренируйтесь, поживите по этому расписанию.

Рекомендация № 5. Разговаривайте с ребенком на школьные темы

Это так называемая психологическая подготовка к школе, значение которой трудно переоценить и о которой я подробно рассказывала . О школе нужно обязательно с малышом разговаривать. Главное знать, что именно говорить. Кстати запретные темы тоже имеются.

  • нельзя при ребенке обсуждать дороговизну школьной формы, школьных принадлежностей и т. п.;
  • нельзя делиться с ребенком своими страхами (а вдруг тебя ударят, а вдруг упадешь, а если шнурок развяжется, а если голодный останешься и т. п.). Верьте в то, что все будет хорошо;
  • оценки. Темы оценок лучше вообще не касаться пока, тем более что первые полтора года обучения оценки деткам не ставят. Я такую ошибку совершила по отношению к своей дочери Сашуле. Мы с ней все время обсуждали, как она в школу пойдет и пятерку принесет. А потом еще пятерку. В результате у Александры в голове установка, что все, что ниже пятерки - это трагедия. И любая четверка и тем более тройка доводила ее просто до истерики. Так было во втором классе. Сейчас мы с этой неверной установкой уже разобрались.
  • никогда при ребенке не обсуждайте и не осуждайте учителя.

А о чем же тогда говорить? Расскажите, о том, как вы пошли в первый класс, как вы познакомились с хорошими друзьями, о своей первой учительнице. Ваша задача дать ребенку понять, что школа - это место, где очень интересно, где можно узнать много нового, и познакомиться с отличными ребятами. Необходимо, чтобы у ребенка была четкая мотивация для обучения. И вера в то, что все у него получится. А еще чаще гуляйте в школьном дворе.

Рекомендация № 6. Приобретайте школьные принадлежности вместе

Как же это здорово идти вместе с мамой и с папой в магазин, чтобы выбрать первый в жизни ранец, и , и ручки, и тетрадки. Очень волнительно! И не нужно ребенка лишать этого удовольствия. Наоборот, сообщите ему, что дело это очень ответственное и что вам без него ну никак не справиться.

А дело, кстати, и правда ответственное! Ведь или — это целая наука!

Рекомендация № 7. Не забывайте о возможности сэкономить

На некоторых подготовительных курсах делают скидки многодетным семьям (аж до 50 %). Только уточнить наличие скидки нужно еще до того, как вы произведете оплату. А еще многодетным семьям положена компенсация за школьную и спортивную форму, которую можно получить уже после начала обучения.

О том, что существует бесплатная подготовка при некоторых школах так же советую не забывать.

Можно получить хорошие скидки на школьную форму. Главное знать, где и когда ее нужно покупать.

Так же можно не тратиться на подготовку вообще, а заниматься с ребенком дома. Задача ответственная, но вполне выполнимая.

Это к вопросу о подготовительных курсах при школах. Обычно годовые курсы стартуют в октябре и финишируют в мае. Но записываться на них нужно в самом начале учебного года. Вот прямо в начале сентября, собирайтесь и идите. Хотя лучше даже в конце августа (для надежности).

Можете сразу взять с собой документы. Обычно требуется: свидетельство о рождении, паспорт, справка с места жительства и документы, подтверждающие право на льготы, например удостоверение многодетной семьи. Заранее снимите с них копии, вдруг принтер сломается или с бумагой напряженка. В общем, будьте готовы.

Главное не опоздайте! А то в середине сентября можно прийти в школу и узнать, что прием заявлений окончен.

Что касается бесплатных подготовительных курсов при школах, то они начинаются уже после нового года. По крайней мере в нашей школе так. Артём начал заниматься в феврале, а заявление о зачислении его на курсы я писала еще перед новым годом.

Рекомендация № 9. Обращайте внимание на программу подготовки

Наших детишек готовят к школе по специально разработанным и утвержденным программам. Кто-то идет по системе «Монтессори», а кто-то обучает по программе «Открытие» или «Преемственность». Не буду сильно распространяться про отличительные особенности данных программ. Тем более что вы имеете полное право как родители ознакомиться с программой подготовки. Посмотрите и тогда будете знать точно, чему и как будут учить вашего ребенка.

Рекомендация № 10. Заранее определитесь с программой обучения в начальных классах

В начальных классах детей тоже обучают не просто так, а по специальным . Все эти программы соответствуют ФГОС. О том, что такое ФГОС я рассказывала . Например, в нашей школе начальные классы идут либо по программе , либо по программе . А всего таких программ десять штук.

Когда вы пойдете писать заявление на зачисление ребенка в первый класс желательно уже знать, какие программы предлагает ваша школа, и что они из себя представляют. Чтобы точно понимать в какой класс записать ребенка.

Совсем не готовить ребенка к школе нельзя. Но есть и другая крайность. Это когда уровень знаний дошкольника слишком высок. То есть можно перестараться и во время подготовки дать ребенку всю программу первого класса. Учителя рассказывают, что когда такие детки приходят в первый класс, то им банально становится скучно на уроках. Потому что они уже и так все знают. Да, в первом классе будет слишком легко. А во втором начнутся проблемы.

Ищите золотую середину, дорогие родители, надеюсь, приведенные выше рекомендации помогут вам в этом.

Теперь, для закрепления материала, предлагаю дополнить вышесказанное мнением профессионального психолога.

Еще больше рекомендаций по подготовке ребенка к школе вы сможете получить посетив абсолютно бесплатный вебинар, который называется «Как подготовить ребенка к школе без проблем за 20 — 30 минут в день?»

А может быть у вас есть свои секреты успешной подготовки ребенка к школе? Буду вам очень признательна, если вы поделитесь ими в комментариях.

До новых встреч!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

по подготовке детей к школе.

O Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

O Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

O Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

O Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

O Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

O Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

  • Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.).
  • Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  • Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  • Выражение уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек»).

Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).

v Оптимизация родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

v Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

v Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и родители. «Мы скоро идём в школу!» - с гордостью говорят мамы и папы, бабушки и дедушки. «Я уже иду в первый класс!» - восторженно сообщает всем подряд, близким и посторонним, ваш ребёнок.

Наконец наступает день «икс» - первое сентября. Ваш малыш счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями. Звучит первый звонок. и вот первоклашки усаживаются за парты… наверное, именно в этом момент они начинают понимать, как это серьёзно - школа.

Как это трепетно - дети и школа.

Однажды, в один далеко не прекрасный день, наш школьник со слезами на глазах сообщает» «Я больше не пойду в школу!». Вы в растерянности, ребёнок рыдает и наотрез отказывается собираться в школу. В чём причина?

Объяснений тому может быть великое множество – от страха остаться одному, без поддержки родителей, до конфликтных отношений с одноклассниками и учителями. Но самая распространенная причина нежелания детей идти в школу заключается в том, что они попав в непривычную обстановку, не могут в ней адаптироваться, найти своё место в новом коллективе.

Отсюда частым последствием становится их страх перед посещением школы, дети упрямо отказываются туда идти. Здесь. в первую очередь, необходимо выяснить реальную причину отказа. Но, как бы то ни было, ни в коем случае нельзя позволять ребёнку остаться дома. Даже если причины, по которым он не хочет посещать школу, вполне реальны и объективны. Его боязнь только упрочится, а к ней может добавиться ещё и отставание по программе, что крайне нежелательно.

Вы должны быть тверды и настойчивы в своём стремлении вернуть вашего ребёнка в учебный класс школы. У ребёнка, особенно маленького, нет ещё мотивации, которая оправдывала бы посещение школы. Дети идут в школу, повинуясь родителям. Поэтому, в случае нежелания идти в школу, именно родители должны объяснить необходимость её посещения.

Ребёнку дошкольного возраста достаточно объяснить, что там он сможет узнать много нового и интересного. Детям постарше можно объяснить, что без образования для них будет закрыта дорога в будущее, или сослаться на закон, согласно которому все дети обязаны получить хотя бы базовое образование.

Безусловно, родители должны время от времени наведываться в школу, в которой учится их чадо. В силах родителей внушить ребёнку симпатию к учителю. Вы вполне можете сказать ему, что вам лично очень симпатичен его наставник. Дети склонны отвечать взаимностью на добрые чувства. Если они будут уверены в расположении учителя, это поможет им преодолеть барьер, возникающий у них в общении с новым человеком.

Пока ваш ребёнок мал, не оставляйте его в школьном дворе, проводите его до класса, пусть его встретит учитель. Со временем негативная реакция на школу утихнет. Обязательно интересуйтесь у учителя, как он ведёт себя после вашего ухода. Если его слезы прекращаются сразу после того, как вы исчезаете из поля зрения, можете перестать беспокоиться – адаптация прошла успешно.

Но бывает и так, что в школу отказываются идти дети, которые на протяжении нескольких лет охотно её посещали. В таком случае неизбежен разговор по душам. Вам необходимо выяснить, что же беспокоит ребёнка. Здесь не помешает и беседа с учителем. Внимательный педагог обязательно заметит неладное и поделится с вами своими соображениями о причине нежелания вашего чада ходить в школу. Здесь может быть всё что угодно – и неуспеваемость по предметам, и конфликт между учениками, и первая любовь. Вариантов бесчисленное множество. Немаловажное значение имеет и домашняя обстановка. Семейные неурядицы, развод родителей, смерть кого-то из близких – всё это отражается на способностях и желании ребёнка учиться. Обязательно скажите ему всю правду – ложь может только усугубить положение.

Объясните, что дела семейные – это одно, а учёба – совсем другое, что вы обязательно справитесь с трудностями, и самое лучшее, что он может сделать в трудную для семьи минуту – это избавить вас от беспокойства по поводу его успеваемости.

Однако родителям стоит знать: то, насколько хорошо и с каким удовольствием учится ваш ребёнок, зависит не только от него интеллекта. Отношение родителей к его учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе пренебрежительных отзывов о наставнике вашего ребёнка. Старайтесь наладить теплые отношения с педагогами, добивайтесь взаимопонимания с ними. В конце концов, они хотят того же, что и вы – чтобы ваш ребёнок стал хорошо образованным человеком. Проявляйте понимание по отношению к учителям вашего ребёнка. вы же знаете, насколько трудно проявлять справедливость и добиваться дисциплины, имея дело даже с двумя детьми, а в классе их не двое, и даже не четверо, а гораздо больше.

Учителя – тоже люди. Они с большим пониманием будут воспринимать родительскую критику, если увидят, что к ним относятся с дружелюбием и без предубеждения. Старайтесь объективно относиться к рассказам своих детей – им свойственно очернять «несправедливого учителя» и обелять себя – «невинную жертву». Стремитесь разобраться и найти истину. Как правило, она где-то посередине. Будьте дружелюбны, сговорчивы, старайтесь не высказывать претензий в агрессивной форме, лучше завуалируйте свои чувства, выражая требования в виде пожеланий и просьб. Чаще хвалите учителя, благодарите его за прекрасное преподавание, скажите, что ваш ребёнок в восторге от методов изложения материала – всё это польстит ему и настроит на доброжелательное отношение к вам и вашему ребёнку.

  • И в самом деле, ведь у таких приятных людей ребёнок не может быть разгильдяем, верно? При хорошем отношении учитель пойдёт вам навстречу.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • В занятиях с ребенком нужна мера.
  • Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  • Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
  • Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;

научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

И еще несколько советов для родителей:

1. НЕ ПЕРЕПОЛНЯЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться, и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. БОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу.

10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание.

УСПЕХА ВАМ И – БОЛЬШЕ ВЕРЫ В СЕБЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА!

«Подготовка детей к школе»

Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.

Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить.

Готов ли ребенок к школе?

Рассмотрим основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой:

  • психологическая готовность
  • физическая готовность
  • познавательная готовность.

Физическая готовность

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:

Высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;

Соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;

Развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:

Если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;

Если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.

Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках и др.

Конечно, существуют и специальные игры для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка.

Развитие зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.

Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)

Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.

Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:

Внимание. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Память. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.

Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Чего не стало»

«Чего не стало»

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.

Мышление. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей… », «Суп горячий, а компот… » и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».

Назови разными словами .

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

Речь и речевой слух.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.

Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.

Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.

Различать в словах звуки.

В качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому».

Как сказать по-другому.

Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).

Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Сравнение чисел. Арифметические знаки «> », «< », «= ».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.

Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Психологическая готовность

Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Личностная и социальная готовность предполагает:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

В желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни.

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитаном;

Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;

Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;

Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку) ;

Подготовьте дома рабочее место школьника.

Чего делать не стоит:

Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками) ;

Формировать отрицательное отношение к школе;

Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него) .

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

Подготовка ребёнка к школе - это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать и какие шаги предпринять для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика. Если объединить все по подготовке детей к школе, то можно выделить три основных показателя.

Общее развитие

Первый показатель - это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. Советы родителям по 5-6 лет главным образом направлены на выявление имеющихся знаний у ребёнка и каких-либо представлений об окружающем мире, а также на его способностей производить действия в уме и мыслить.

Произвольное управление

Второй показатель - это произвольное управление собой и своими мыслями. У дошкольников очень яркое восприятие, отличная память и легко переключаемое внимание, но управлять всем этим в полной мере они не умеют. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.

Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Советы родителям, чётко указывают - он должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.

Мотивы

Третий показатель - это формирование мотивов у ребёнка, побуждающих его к обучению за партой. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, направляющей и являющейся причиной стремления к получению знаний в школе. Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.

Факторы готовности к школе

Можно выделить несколько основных факторов, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению:


В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.

Критерии подготовленности

Кроме факторов, влияющих на будущий учебный процесс, можно выделить некоторые критерии подготовленности ребёнка:


Многие как подготовить ребенка к школе, доказывают, что у детей уже в возрасте 6-7 лет начинают работать все органы познания. Именно в этот период формируется начальный объём знаний и навыков - развивается логическое мышление, воображение и память, что позволяет направлять внимание ребёнка в нужное русло: слушать, запоминать, анализировать и делать выводы.

Что должен уметь дошкольник?

Перед тем как сесть за парту, ребёнок должен овладеть некоторыми знаниями и умениями.


Окружающий мир

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе, приведенные ниже, очень многие игнорируют или просто забывают сконцентрироваться на них. Но ребёнок должен чётко понимать и знать свою фамилию, имя и отчество, а также имена родителей, название города, где он живёт, улицы, столицу своей Родины, дни недели, месяцы вместе с последовательностью и принадлежностью к временам года, виды флоры и фауны (хищники, травоядные, деревья, кусты), а также название планеты, где мы живём, и её спутника.

Не все советы родителям, как подготовить ребенка к школе, подходят для специализированных заведений, но качество ответов на вышеперечисленные вопросы об окружающем мире оценивается примерно одинаково. Критериями правильного ответа на вопросы считаются: папа работает доктором, маму зовут Смирнова Светлана Алексеевна, вместо: папа работает на работе и маму зовут Света. Согласно ответам на такие простые вопросы, можно определить уровень подготовленности дошкольника.

Для того чтобы ребёнок был подготовлен к учебному процессу и с радостью пошёл в первый класс, стоит обратить внимание на следующие рекомендации.

Не требуйте от ребёнка слишком многого. Нет смысла спрашивать обо всём и сразу. Помните, что ваши усилия в подготовке должны соответствовать общему уровню развития дошкольника, поэтому нет смысла обучать его каким-то дополнительным навыкам из старших классов.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежность никогда не формируются сразу - на это нужно время и усилия. Очень часто ребёнок нуждается в простой поддержке со стороны взрослого человека.

Ошибки и режим дня

Дети всегда имеют право на ошибку - это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребёнок не боялся ошибиться. Многие родители ругают детей за это, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребёнок допустил промах, на него просто нужно указать и предложить исправить. Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

Обратите внимание и при необходимости сбалансируйте питание ребёнка, режим дня, время отдыха и занятий. Подстройтесь под будущий ритм школы и постарайтесь его придерживаться.

«Подготовка ребенка к школе»

Уважаемые мамы и папы!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Находить сходства и отличия между предметами, картинками

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.
Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3)Память.
Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

В первый класс: с шести или семи лет?

В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Статья разработана учителем-логопедом Справцовой Е. Л. МБОУ « Майкорской СОШ»