Сказка большая печка. Сказка большая печка Большая печка толстой

У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.
Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.
Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.
Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему:
- Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь!
А человек говорит:
- Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, тем холоднее становится.
Сосед засмеялся и говорит:
- Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.
- Такое моё несчастие, - сказал человек. - У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжёг - и то недостало.
Сосед сказал:
- Тебе надо только печку переделать.
А человек сказал:
- Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, - и не послушался соседа и сжёг потолок, и сжёг дом и пошёл жить к чужим людям.

У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.

Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.

Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.

Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему
- Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь!

А человек говорит:
- Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, то холоднее становится.

Сосед засмеялся и говорит:
- Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.- Такое моё несчастие, - сказал человек. - У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжёг, - и то недостало.

Сосед сказал:
- Тебе надо только печку переделать.

А человек сказал:
- Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, - и не послушался соседа и сжёг потолок и сжёг дом, и пошёл жить к чужим людям.

Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью культуры русского народа.

По печи предсказывали погоду; на ней сушили травы, грибы и ягоды; в печи парились (да, русская печь была и баней); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.

Сюжеты с печкой часто фигурирует в фольклоре - в народных сказках, поговорках, загадках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи.

Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, прежде чем встал и сделался богатырем - народным защитником и героем. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи даже в лес по дрова.

Сейчас все говорят, что Емеля - это образ русского ленивого человека. Но тогда сейчас все и в Европе и в Америке страшные лентяи, так как ездят даже в булочную на автомобилях. Печка Емели - это прообраз теперешнего мерседеса.

Большую любовь к печи обнаруживает и пожилая Баба-Яга.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?



Кто жил в деревне, тот знает, как много значит русская печь для дома. По-моему, женщина может почувствовать себя по-настоящему хозяйкой только управляясь с русской печкой. Фото с сайта: http://www.1001tema.ru/index.php?option=com_presscan_ article&pl=10970&doc=4003907430



Жильцы деревенских домов с русскими печками - более свободные люди, чем жители многоквартирных домов с удобствами. Они не зависят ни от ЖКХ, ни от мэров, ни от прочих пэров. Вот это и есть настоящая свобода русского народа! А свобода болтать что вздумается на Руси никогда не ценилась. Про таких "свободных" с насмешкой говорили: "Мели Емеля - твоя неделя". Фото с сайта:
http://karelia.aif.ru/issues/1426/02_05?print

Вы спросите, отчего же я поставил пусть и полезное, но мирное изобретение - русскую печь - в один ряд с таким современным изобретением, как трехступенчатая баллистическая ракета? Я вам отвечу на этот вопрос так. Ни одно изобретение не дало русскому народу больше, чем русская печь! Благодаря ей стало возможным освоение Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока и Аляски! Попробуйте, погрейтесь зимой, в Забайкальском крае, английским камином.

Я уж не говорю о Якутии. Именно она, русская печка, помогла прирастить к России и освоить такие территории, которые не помогли бы сделать ни ружья, ни гаубицы! Низкий поклон изобретательности русского народа. В прямом смысле слова - "от печки" ведет начало Империя Российская. И нам не следует об этом забывать. Благодаря русской печи наши предки смогли обжить холодную Сибирь с ее несметными богатствами - нефтью, газом, золотом, всякими рудами. Так что олигархи российские должны молиться на русскую печку и памятники из золота ей ставить.

Как всякий зрелый этнос, русские имеют свой язык и свои культурные традиции. Но почему-то о русских национальных технологиях известно немного. Мы как-то не ценим наше родное, а все на заморское заглядываемся. А ведь в России не только девушки краше, чем в Западной Европе. У нас и еда вкуснее и полезнее: возьмите щи, борщ, каши наши знаменитые, пироги, а русские блины, а квас, а огурцы соленые, капуста квашеная, грибы соленые и грибы сушеные!.. Всего и не перечислить сразу-то. И это все наше национальное. Вот в США национальной едой, изобретенной именно в США, можно назвать разве только жевательную резинку да кока-колу. Все остальное они позаимствовали у разных народов.

Разожженная русская печь в зимнее время была одним из основных источников света. А важнейшим женским рукоделием в зимнее время тогда было прядение пряжи - изготовление льняной нити. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, а левой сучила нить, вытягивая ее из кудельки на прялке, и, конечно, то и дело поглядывали в сторону кудельки. Ещё в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, в которых, словно полторы тысячи лет назад, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа ""избой - неряхой"" за то, что в подобном жилище женщине было ""не с руки"" прясть - не с той стороны свет на кудельку падал.


Обычная утварь русского сельского дома: большой ларь для муки и круп, корзины для картофеля и овощей. В бочках квасили капусту, солили огурцы, грибы. На стене висят коромысловые весы. Вот на таких широких досках пола я, забравшись под стол или под лавку, тайком рисовал, подражая иконам, которые стояли на полочке в левом красном углу избы. Когда в дом к нам заходили старушки, то они всегда крестились на эти иконы. Стариков же в нашей деревне было мало, все погибли на Первой и Второй мировых войнах. Фото с сайта:



Парень приглядел девушку себе в жены. Она тоже не против стать его женой - парень ей явно люб. Вот теперь и сватов можно засылать. Сваты обговаривали все имущественные вопросы, размер приданого, где жить будут молодожены, в доме родителей жениха, или родители парня и девушки в складчину построят им отдельный дом. Жениху и невесте обсуждать эти вопросы как-то не с руки, ведь у них любовь, а ее как-то грубо мешать с материальной стороной женитьбы. Это сегодня жениха и невесту приучают сразу же самих брачный контракт заключать. Фото с сайта: ceotd_ug.giport.ru

Пока печь в доме топилась, живы были и ее хозяева. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи. Даже при пожаре, когда дом сгорал, русская печь на своем фундаменте еще долго стояла среди других домов в деревне. Наверное, на такую вот беcхозную печь на месте сгоревшего дома - на пепелище - и набрела сказочная девочка Маша в поисках своего братца Иванушки.

Не удивительно, что печника (мастера класть печи) в народе чтили больше, чем священника. Требовалось немалое умение, чтобы печь была: во-первых, не угарной; во-вторых, достаточно большой, чтобы было где полежать ребятам и старикам; в-третьих - жаркой, но не жадной на дрова; в-четвёртых - чтобы дым не выкидывало во время ветра в избу; в-пятых - чтобы печка была красива, миловидна. О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме. При декоративном оформлении интерьера печь, естественно, играет роль одного из главных декоративных компонентов.

Существовали заговоры-обращения к печи, а рядом с ее устьем вмазывали небольшую иконку с образом Христа или Пресвятой Богородицы. С печью в сознании были связаны понятия надежности, защиты, основательности. Она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.

Печная труба, согласно языческим поверьям, является выходом из дома, предназначенным для сверхъестественных сил. Из нее в сказках вылетает ведьма - обязательно верхом на помеле, которым выметают золу из печи, через нее в дом проникают огненный змей и черт.

Под русской печкой в доме обитал домовой - суседко. Хозяйка должна была позаботиться о том, чтобы суседко (домовой) перебрался в новый дом при переезде. Часто, переселяясь, хозяйка в первую очередь переносила клюку и помело, клала их на печь в новом доме, тем самым приманивая домового - покровителя хозяйства и семьи. При этом она должна была приговаривать: «Суседушка-братушка, пойдем к нам на ново место».

Для домового нужно было наломать сосновых лап и положить их в голбец - создать ему удобное место-постель. Крестьяне считали, что обитал суседка где-то в подполье, рядом с печью, или же на чердаке.

По мнению В. И. Дынина, различия, связанные с местом обитания домового, обусловлены особенностями северорусских и южнорусских жилищ. Северную русскую избу строили на подклете, который и считался местом пребывания домового, поскольку туда был вход через голбец. Южнорусская изба ставилась на земле и подполья не имела, поэтому пристанищем домового здесь мог служить только чердак. Южнорусские казаки, заселяя Сибирь, стали строить дома на подклети с полом, как на севере, но домовой у них по-прежнему обитал на чердаке. Так устойчивы обычаи, связанные с верованиями.



На лежаке этой печи устроен барьер из широкой доски, чтобы во сне не скатиться на край и не упасть на пол. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…



Такие половики традиционно ткали в деревнях. Еще в середине прошлого века кое у кого сохранялись ткацкие станки. Но ткать умели уже немногие старушки. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Символика печи имела особое значение в народной медицине и в магии. В заговорах от тоски по умершему часто обращались к русской печи: «Как ты, матушка-печь, не боишься ни воды, ни пламени, так бы и ты (имярек) не боялся, не страшился». Наговорить нужно было на воду и сбрызнуть наотмашь того, кто страдал такой боязнью. При этом он должен был стоять около печи и смотреть в устье, к чему его нужно было принудить, сказав: «Что-то неладно у вас в печи».

Используя угольки из печи, лечили от испуга. Приговаривая необходимые слова, нужно было бросить три уголька в воду. Если угольки утонут - человек вылечится, если же нет, то причина болезни не в испуге. Некоторые заговоры необходимо было произносить обязательно при затопленной печи. При отравлении глотали угольки, которые абсорбировали в желудке отраву и выводили ее из организма.

Уезжая в долгие опасные путешествия или в город на заработки, прощаясь, нужно было обязательно заглянуть внутрь печи, это обеспечивало благополучное возвращение домой.

Чтобы прекратить град, грозивший побить урожай на поле, советовали выбросить из окна печную заслонку и нож. Сомневаюсь, чтобы это всегда помогало. Но такое действие во время беды хотя бы придавало некоторую надежду и успокаивало. Русский человек никогда не смирялся даже тогда, когда, казалось бы, предотвратить беду было невозможно. Но и на чудо он пытался активно воздействовать.

В стене над печью делали специальное отверстие, чтобы в определенный день в него проникли первые лучи восходящего солнца, что сулило семье мир, добро и счастье в дом. Устройство окон-отверстий рядом с печью с восточной стороны встречалось в жилищах в XVIII-XIX вв. и имело широкий ареал распространения.



Огонь в печи осмыслялся как живое существо. Был известен на Руси разговор двух огней. Один из них жаловался другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщал, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Фото с сайта: ceotd_ug.giport.ru


Несмотря на то, что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей.


Например, в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы утишить и прекратить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у русского народа использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор заслонку, хлебную лопату и кочергу, либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.


Прежде домашний огонь непрерывно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей в загнетке. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового.

Во время эпидемий или эпизоотии тушили все огни в селении во всех печах и зажигали новые от живого огня, который получали трением деревянной палочки о доску. И сегодня в память о безымянных погибших на войне и пропавших без вести на площадях зажигают вечные огни.

С другой стороны, горение огня в печи может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, поддерживаемое пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба. На Украине о счастливом человек говорят, что он «у печурце родився», а в Белоруссии о стариках, у которых родятся дети, говорят: «И в старой печи огонь хорошо гориць».

Когда кто-нибудь уходил из дома, печку надо было закрыть заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали печь заслонкой, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из печи хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она (хозяйка) умрет, у нее будет рот «раззявлен». Русские женщины и на смертном ложе хотели выглядеть красивыми. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и чтобы гром не ударил в хату. Действительно, шаровые молнии нередко проникают в дом тогда, когда в нем есть сквозняк - тяга воздуха вверх через трубу.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных. Делалось это для того, чтобы летом скотина не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи и тоже в печь, «штоб у печ пошло».

В Житомирском районе рассказывают что, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И наоборот, в Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее в избу могли проникнуть души умерших.

Печь участвовала во многих важнейших обрядах, в том числе и в свадебном. Сваты, которые приходили в дом невесты, в первую очередь должны были положить руки на печь, показывая таким образом общность с семьей нареченной. А гость, которому предложили лечь спать на печи, автоматически признавался членом семьи.

Я был свидетелем совершения этого обычая, когда сватали невесту младшему брату моей мамы. Когда сваты зашли в дом невесты, то стали прикладывать руки к русской печке. Был еще сентябрь, было совсем не холодно, и я тогда удивился, что у них почему-то замерзли руки. Мой дядюшка в браке был счастлив, они родили и вырастили сына и дочь и никогда не ссорились друг с другом. Наверное, им помогли сваты, выполнившие древний обряд.

Доказательством важности русской печи в жизни русского человека говорит огромное количество поговорок, идиом, прибауток, пословиц и загадок, в которых присутствует образ русской печи. Вот некоторые из них: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь". "Гости на печь глядят, видно, каши хотят". "Добра та речь, что в избе есть печь". "У ленивого крыша течет и печь не печет". "Сажает в печь хлебы как пышки, а вынимает как крышки". "И за морем горох не под печью сеют". "Печь нам мать родная". "На печи все красное лето".

"Хлебом не корми, только с печи не гони". "Печь без дров - гора". "Кого зовут пиво пить, а нас печь бить" (бить печь - значит делать ее не из кирпича, а из глины, а не хлыстом или палкой по ней стучать). "Коли вру, так дай бог хоть печкой подавиться!".

"Ты что, словно с печи свалился". "Пока баба с печи летит, 77 дум передумает". "Бабья дорога, от печи до порога". "Всяк сверчок знай свой шесток". "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". "В бане веник хозяин, в печи - кочерга". "Чёрной совести и кочерга виселицей кажется". "Невестой прелестна, а женой кочерга". "Не по носу табак, не по печке заслонка". "Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают" (так узка улица).

Приведу еще народные приметы: "Головня на шесток упала - нечаянный гость"."Уголье на загнетке само разгорается - к морозу". "Печка начинает дымить - к плохой погоде" (давление падает). "Тяга очень хорошая - к морозу". "Красный огонь и дрова трещат - к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска - скоро наступит оттепель".



Так жили не такие уж и далекие наши предки в XIX веке. Печь - это не только самое теплое, но и самое спокойное место в русской избе. Это домашний очаг, место священное и центральное для всякого дома.Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…


Долгими зимними вечерами печка собирала вокруг себя всех домочадцев, в ее уютной близи занимались ремеслами, рассказывали детям сказки, беседовали и мечтали.


Русская печь - лечебница, она с успехом исцеляла от простудных заболеваний. Печная глина фильтрует вредное излучение, образующееся при горении дров - так что остаётся только малая часть инфракрасного излучения. Излучение печи удивительно похоже по своим биофизическим характеристикам на тепло, излучаемое самим человеком. Спать на тёплой печи - всё равно, что быть в утробе матери. Поэтому все болячки заживают.


Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари. В северных русских деревнях в старину женщины рожали дома, роды принимала знахарка - бабка повитуха. Так вот новорожденного ребенка вначале клали на печь, а потом вечером мыли в русской печке. Новорожденных первое время бабушка мыла в русской печке каждый вечер, да еще веничком березовым слегка парила. Думаю, оттого русский народ и таким крепким вырастал, что никакой француз и немец нас победить не могли.

.

СКАЗКА ПРО РУССКУЮ ПЕЧКУ

У нас в селе Вознесенье много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!
Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!
Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!
Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла
занавесочки. Печь платила им тем же – исправно топилась и грела избу.
Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь – микроволновка!
Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!
Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!
Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»
Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!
Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!
Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Ноябрь 2007 год – Январь 2008 год.

Главный герой сказки Толстого «Большая печка» — деревенский житель. Этот человек хотел, чтобы в его доме всегда было тепло, и он построил очень большую печь, полагая, что от большой конструкции будет много тепла.

Но большая печь требовала слишком много дров. Всего за один месяц зимы человек истратил все запасы дров. Тогда он начал использовать в качестве топлива дворовые строения, а когда сжег их все, разобрал на дрова крышу, а после крыши принялся за потолочные перекрытия.

Его пытался образумить сосед, говоря, что разобрав потолок, он заморозит дом. Сосед посоветовал не ломать потолок на дрова, а переложить печь. Тогда она будет потреблять гораздо меньше дров, а тепла будет давать сколько надо. Но герой сказки решил, что сосед завидует его большой печи, и не стал его слушать. В результате в печке были сожжены и потолок, и стены дома, после чего незадачливому упрямцу пришлось пойти жить к чужим людям.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Большая печка», заключается в том, что важно определить истинную причину появления проблемы, тогда ее можно будет решить. Герой сказки пытался протопить большую печь, чтобы в доме стало тепло. Он пытался решить проблему холода напрямую, истратив на печку все, что горит, но успеха не добился. Большая печь слишком прожорлива. А для решения проблемы надо было переложить печь, чтобы повысить ее эффективность.

Сказать Толстого учит искать корень проблемы. Надо уметь взглянуть на проблему со стороны. Нужно уметь анализировать, стремиться докопаться до сути. И тогда результат не заставит себя ждать.

В сказке мне понравился сосед главного героя. Он не остался равнодушным, видя, как герой сказки бездумно ломает на дрова свой дом. Сосед дал верный совет, но герой сказки не стал его слушать. Следует всегда прислушиваться к умным советам.

Какие пословицы подходят к сказке «Большая печка»?

Усердия много, а ума мало.
Бездонную бочку не наполнишь.
На огонь дров не напасешься.