Собор петропавловской крепости. Петропавловский собор. История строительства собора

Хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Четыре нижних и один верхний. В промежутках между нижними киотами находятся царские врата (в конце центрального нефа) и северные и южные двери (соответственно в концах левого и правого нефов). Над царскими вратами переброшена величественная арка. Над аркой возвышается верхний, пятый, киот, уходящий в подкупольное пространство барабана на высоту почти в двадцать метров.

Иконостас богато украшен пышной резьбой и сверху донизу покрыт позолотой. В киотах размещены пять икон большого размера и тридцать шесть малого; две иконы большого размера помещены на северных и южных дверях. Хотя киоты иконостаса по отдельности напоминают заалтарные образа барочных католических храмов XVII-XVIII веков, иконостас в целом никаких аналогов в других странах не имеет. Более того, подобных иконостасов никогда не создавали ранее и в самой России, если только подобного резного иконостаса, отдельными частями напоминавшего католические заалтарные образа, не было в уже упоминавшейся выше петербургской церкви Воскресения, стоявшей в 1713-1730 годах на Васильевском острове (ведь автор франк-фуртско-лейпцигского описания Санкт-Петербурга 1718 года писал о том, что в церкви Воскресения "имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и род алтаря, хотя все это не очень принято у русских"). И действительно, иконостасы в русских церквах XVII века выглядели совсем не так, как иконостас Петропавловского собора. Они представляли собой стену с царскими вратами в центре и северными и южными дверями по бокам, на которой горизонтальными рядами в строго определенном порядке были размещены иконы.

На царских вратах русских иконостасов XVII века всегда помещалось шесть икон: две изображали благовествуемую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила, остальные четыре - четырех евангелистов; над царскими вратами всегда помещалась икона с изображением Тайной вечери. На царских же вратах иконостаса Петропавловского собора все совершенно по-другому. На них вообще нет ни одной иконы - они представляют собой четыре створки с барельефным изображением Тайной вечери, совершающейся в ротонде с куполом, прорезанным круглыми окнами. Купол ротонды увенчан изображением скрещенных ключей - символом апостола Петра. Участники вечери изображены идущими к столу, стоящему в центре ротонды; над столом, в овальном обрамлении, изображена Дева Мария, а над ней Святой Дух в виде голубя.

Слева от царских врат, на высокой тумбе,- статуя благовествующего архангела Гавриила с ветвью, а справа от царских врат, в пару к ней, на такой же тумбе,- статуя архангела Михаила , попирающего дракона. Михаил держит меч в виде длинного языка пламени и щит с монограммой Христа. За каждым горизонтальным рядом икон в традиционных русских иконостасах закреплялась определенная тематика. Совсем иначе с точки зрения тематики своих икон членится наш иконостас: в нем выделяется центральная часть с царскими вратами внизу, южная (правая) часть, которую можно назвать "мужеской"4, ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "мужей" (то есть героев), и северная (левая) часть, которую можно назвать "женской", ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "жен" (то есть героинь). Такое членение нашего иконостаса, судя по всему, обусловлено тем, что он должен был напоминать о его дарителях - "муже" Петре I и "жене" Екатерине I.

Правда, в иконостасе Петропавловского собора можно выделить ряд из шести больших икон, соответствующий самому нижнему ряду икон в русских иконостасах XVII века. Однако лишь помещение больших образов Христа и апостола Петра справа от царских врат, больших образов Богоматери и апостола Павла слева от этих врат и большого образа пророка Иезекииля на северных дверях соответствует правилам, определявшим набор и размещение икон русских иконостасов XVII века. Большой образ судии Самсона, несущего на себе городские ворота, помещенный на южных дверях, для русских иконостасов XVII века совершенно необычен. Наличие в иконостасе Петропавловского собора, в верхнем киоте, седьмой большой иконы (образа Воскресения) правилам, определявшим набор икон прежних русских иконостасов, не противоречит, но помещение этого образа над царскими вратами опять-таки нетрадиционно.

Среди персонажей двадцати шести икон, изображающих "мужей" и "жен", выделяются очень интересные группы. Прежде всего, это некоторые члены дома Рюриковичей, правившего на Руси с 862 по 1598 год,- канонизированные церковью Ольга, Владимир, Борис, Глеб, Александр Невский, Дмитрий Иоаннович. Затем, это святые, в честь которых свои имена получили супруга Петра I - Екатерина и некоторые члены его семьи и его родственники - Наталия, Елизавета, Прасковия, Анна. Далее, это провозглашенные святыми римский император Константин, его мать Елена и римская императрица Пульхерия. И наконец, это двенадцать ветхозаветных персонажей, причем изображения некоторых из них в нашем иконостасе являются едва ли не единственными или, по крайней мере, редчайшими их изображениями за все время существования русской иконописи.

Речь должна идти прежде всего о Вирсавии и Иаили. Красавица Вирсавия была женой хетта Урии, одного из военачальников древнеизраильского царя Давида. Увидев однажды купающуюся Вирсавию, Давид приказал своим слугам привести ее к себе на ночь во дворец. Спустя некоторое время Давид отправил Урию к своему главнокомандующему, тайно приказав последнему: "Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер". Урия погиб в бою, а Вирсавию Давид сделал своей женой.

Ветхозаветный автор дал, описывая поступок царя, такой комментарий: "И было это дело, которое сделал Давид, зло", однако Вирсавию осуждать не стал. Задолго до этой истории произошла другая, героиней которой была женщина из палестинского племени кенеев по имени Иаиль. Во время завоевательных войн древних израильтян в Палестине один из их разбитых противников, ханаанский военачальник Сисара, попросил у Иаили убежища.

Когда утомленный Сисара заснул в шатре Иаили, она "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле". Поступок Иаили воспела в своей победной песне правившая тогда древними израильтянами пророчица Девора. Ни Вирсавия, ни Иаиль святыми в православной церкви не считались. Почему же во второй половине 1720-х годов их изображения появились в иконостасе главного православного храма Петербурга? Ответ пока можно дать один: это было, по-видимому, своеобразной формой апологии Екатерины I, для которой Петр I - как и для Вирсавии Давид - был не первым мужем и которая для русских - как и Иаиль для древних евреев - была иноплеменницей.

Большинство икон нашего иконостаса написаны в реалистичной манере. С этой точки зрения особенно показательны изображения Деворы и Есфири (они помещены в "женской", левой, части, наверху, в рамах, напоминающих цветок с тремя лепестками) или пейзаж, на фоне которого написаны апостол Петр и апостол Павел.

На иконостасе есть изображения российских императорских регалий - короны и державы (на боковых стенках нижних киотов и на куполе ротонды царских врат). Органичное включение иконостаса в общую композицию интерьера собора подчеркивается тем, что в нем повторяются отдельные детали капителей соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон (херувимы, урны с пламенем и т. д.). На иконостасе много надписей, своим шрифтом напоминающих надписи в соборе святого Петра в Риме. Именно поэтому в надписях иконостаса вместо русских букв В и У часто употребляется латинское V и вместо русской буквы Н - латинское N. Крупные ремонты иконостаса в XVIII и XIX веках практически не изменили его первоначального облика. В мае 1756 года он вновь собирался, после того как 30 апреля был поспешно разобран и вынесен из охваченного пламенем собора. В 1832-1833 годах под иконостас для предохранения его от сырости был подведен мраморный цоколь. В 1865-1866 годах обветшавшие деревянные царские врата были заменены их точной копией, отчеканенной из меди и покрытой позолотой.

В центре алтаря, над престолом, стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах - надпрестольная сень. Она имеет своим прототипом одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора и скульптора Дж.-Л. Бернини - великолепную бронзовую сень собора святого Петра в Риме, установленную там в 1633 году.

В надпрестольной сени, как и в иконостасе, повторяются отдельные детали соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон; есть здесь и прапорцы, подобные тем, которые вы уже видели в основании барабана. Всем этим подчеркивается, что сень также является органичной частью композиции интерьера собора.

Вензель Петра I с короной, изображенный на сени, напоминает о ее дарителе.

На четвертом пилоне левого ряда укреплена деревянная резная кафедра с сенью над ней. Кафедру украшают деревянные скульптуры: апостолов Петра и Павла - под сенью, четырех евангелистов с их "живыми символами" (Матфея с ангелом, Марка со львом, Луки с быком и Иоанна с орлом) и Святого Духа в виде голубя, окруженного облаками и херувимами,- на сени. Кафедру украшают также картины; из них особенно интересна своей реалистичностью одна, иллюстрирующая известную евангельскую притчу о сеятеле. Из мелких деталей художественного оформления сени кафедры стоит обратить внимание на прапорцы, подобные тем, которые украшают основание барабана и надпрестольную сень. Кафедра была установлена в соборе в 1732 году; к сожалению, мы не знаем, кто был автором ее проекта.

Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были пересены сюда из Дании.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 87‚ 88‚ 101‚ 516‚ 517-113‚ 189) 22.02.2012 г. 00:22
2) 27.10.2013 г. 13:37
3) (Стр. 119-125) 12.05.2014 г. 13:39
4) 09.06.2014 г. 14:57

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.


В 1703 году при строительстве Петропавловской крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини начал строительство нового большого каменного храма. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года была проведена церковная служба освящения будущего храма. Официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Петропавловский собор начали строить по настоянию Пётр I с колокольни. Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты, украшавшие некоторые европейские храмы. Такие же Пётр захотел иметь и в России. Были закуплены трое курантов, одни из которых доставили в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхъярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717-1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. Здесь применены не только библейские, но и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре - царские врата со скульптурами апостолов.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского, по которым предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс, на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первую часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привезли в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплатили первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удалось, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умер. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.