Страницы истории и культуры ацтеков. Кто такие ацтеки Какая основная культура была у ацтеков

Многие испанские хронисты, равно как и современные археологи, склонны сосредоточивать внимание на ярких аспектах мексиканской цивилизации, забывая о том, что культурная жизнь городов была бы невозможна без податей и труда крестьянства. Основа ацтекской экономики – агрикультура. На излишек продуктов питания, производимых селом и провинциями, содержались храмы и армии, выплачивалось жалованье чиновникам и обеспечивалось комфортное существование знати.

Самой важной сельскохозяйственной культурой был маис, и во времена ацтеков все пригодные земли использовались для культивации. В то время многие сельские районы были населены куда более плотно, чем сегодня, и Мексиканская долина обеспечивала около 1,5 миллиона человек, почти три четверти из которых были заняты в сельском хозяйстве.

Ацтеки, как и все мексиканцы, не имели тягловых животных, повозок и плуга. Земля рыхлилась инструментом с длинной ручкой, который мог служить и лопатой, и мотыгой. С помощью этого примитивного орудия мексиканцы не могли справиться с плотным вязким грунтом, поэтому они предпочитали иметь дело с аллювиальными отложениями и полузасушливыми почвами нагорий. В языке науатль имелись слова для обозначения различных категорий почвы – от самой плодородной, обогащенной перегноем, до бесплодной земли, непригодной из-за ее повышенной минерализации.

Методы земледелия менялись от региона к региону. В тропических лесах побережья Мексиканского залива использовалась паровая система земледелия. Фермер расчищал небольшой участок леса, срубая и сжигая кустарник, после чего обрабатывал землю в течение двух или трех лет, пока земля не истощалась, затем он переводил свое поле на другое место, позволяя первоначальному участку зарастать лесом в течение по крайней мере десяти лет, прежде чем снова начать там сев.

В горных районах поля можно было засевать в течение многих лет поочередно, оставляя землю под паром лишь на короткий период. Основной опасностью в горных районах были перебои с дождями, приводившие к засухе и голоду. Во время правления старшего Монтесумы было четыре засушливых года подряд, начиная с 1454-го; во время этой засухи люди так страдали от голода, что многие из них добровольно продались в рабство тотонакам, платившим 400 початков маиса за молодую женщину и 500 за работоспособного мужчину. Смертность была столь высока, что тела не успевали хоронить, и их пожирали стервятники. Подобная засуха поразила страну и при Монтесуме II, кроме того, согласно хроникам, сельские районы также пострадали от нашествия саранчи и крыс. Иногда поднимался уровень озера, затопляя сады и находящиеся в низинах поля. В долине и соседних с ней горных районах широко использовалась ирригация. Каналы и рвы шли от пресноводных источников и озера к полям в долине, и одной из постоянных забот фермера была очистка этих каналов. В саду Монтесумы в Уаштепеке ирригационная система была так хорошо развита, что там выращивались такие тропические растения, как ваниль и какао. За ними ухаживали сорок садовников, которые по приказу правителя вместе со своими семьями были перевезены в Уаштепек из жарких провинций, родины этих растений. В других регионах, особенно в засушливых землях около реки Бальсас на западе Мексики, совершенно невозможно было вырастить урожай без искусственного орошения, и местные жители вынуждены были рыть каналы или сеять свой маис на ежегодно затопляемых землях.

Чинампы

Самыми плодородными участками земли были чинампы, сады, выращенные на месте осушенных болот, окружавших Теночтитлан, Шочимилько и другие приозерные города. Когда ацтеки основали Теночтитлан в месте небогатом сельскохозяйственными угодьями, они вынуждены были использовать технику мелиорации, которая была популярна среди живших в долине племен. Ацтеки прорыли в болотах каналы, а между этими каналами насыпали кучи водных растений, создав искусственные островки, окруженные водой по крайней мере с трех сторон. Поверх растений был насыпан слой плодородного ила, вычерпанного со дна озера, откосы чинами укреплялись кольями. На островках высаживались ивы, корни которых также помогали укреплять новообретенную землю.

Каждая чинампа представляла собой узкую прямоугольную полоску земли. Самые маленькие были всего 1,5 на 15 метров, но, как правило, размеры островков составляли до 100 метров в длину и 4– 10 метров в ширину. На таких более прочных платформах фермеры строили себе дома из тростника. Уже в 1590 году появились сведения, что некоторые чинампы представляли собой плоты, которые буксировались с одного берега озера на другой, однако большая их часть все же была стационарной, как те, что используются и сегодня.

Рис. 34. Фрагмент карты начала XVI в., показывающей чинампы Теночтитлана-Тлателолько. Участки чинамп разделены водой, дом владельца стоит на твердой почве. Имена владельцев даны ацтекскими иероглифами и на испанском языке. Важные каналы отмечены волнистыми линиями и изогнутыми символами, а улицы вдоль каналов – отпечатками следов.


Ацтекская карта Теночтитлана отражает упорядоченные клетки садов, разделенные сетью каналов. Вдоль некоторых каналов проложены пешеходные дорожки. На плане отмечено около четырехсот домов, имена их владельцев написаны иероглифами с более поздними примечаниями на испанском языке. Каждое владение состояло из одного дома, окруженного шестью-семью полосками чинами. Эти сады снабжали город цветами и свежими овощами, а также некоторым количеством маиса. Все растения, за исключением маиса, вначале проводили несколько недель в питомнике, где рассада окружалась неусыпной заботой. Из-за отсутствия крупного рогатого скота в Новом Свете ацтеки не знали навоза, вместо этого они использовали человеческие экскременты – их собирали в городских отхожих местах и продавали фермерам. Семена поливали в сухую погоду и защищали от неожиданных заморозков, затем в нужное время их пересаживали в землю, обкладывая корни растений перегноем.

Время высева каждого растения было строго определено (стручковый перец – в сентябре, томаты – в октябре, тыква – в феврале), так что чинампы работали круглый год. Если почва начинала истощаться, ее восстанавливали с помощью свежего ила со дна озера. При должном уходе одна чинампа давала несколько урожаев в год, и ее не надо было оставлять под паром.

Землевладение и взимание налогов

Каждый свободный незнатный человек являлся членом одного из кальпулли – кланов, которые составляли ацтекскую нацию. Именно клан, а не единоличный фермер владел землей, и семьям, входившим в кальпулли, выделялись земельные участки в зависимости от количества едоков. Эти земли передавались семье в бессрочное пользование и могли переходить от отца к сыну при условии, что, если род прекратится, земля вновь перейдет в собственность клана. С другой стороны, если семья увеличивалась и начинала нуждаться в большем количестве земли, ей предоставлялся дополнительный участок из свободной земли, которую кальпулли держал в резерве. Если из-за нерадивости или сокращения размеров семья не обрабатывала свою часть земли в течение двух лет, им направлялось строгое предупреждение, и поля, не обрабатывавшиеся и на третий год, вновь возвращались в клан. Клан не мог продать или отдать свою землю – хотя и мог сдать ее в аренду другому кальпулли. Но любой человек, собирающийся покинуть клан, лишался всех прав на его земли.

Таким образом, свободный крестьянин был наделен определенными правами, но у него, разумеется, были и обязанности. Одна из самых обременительных – уплата подати товаром или услугами, что было необходимо для поддержания государственной машины. Знать, жрецы, чиновники и некоторые воины освобождались от уплаты подати, равно как и рабы, вдовы, сироты и увечные люди. Основной груз прямого налогообложения ложился на плечи свободных крестьян, составлявших около сорока процентов всего населения.

Фермеры платили подати своей продукцией, в основном продуктами питания и полотном, вытканным женщинами. Торговцы и ремесленники вносили подать частью товаров, которыми они торговали или которые производили. Все собранные налоги поступали в кладовые правителя. Некоторая часть шла на выплаты губернаторам, чиновникам, придворным и армии, оставшееся хранилось в резерве и раздавалось во время празднеств или голода.

Каждый кальпулли выделял участок земли для содержания местного храма и школ, а также для социального обеспечения – предоставление пищи путникам и нищим. Жалованье административным службам клана также выплачивалось из этого источника. Эти общественные земли возделывались местными крестьянами.

Другой обязанностью крестьян было содержание государственных и религиозных институтов. Например, каждый год семьям двух кварталов поручалось собирать дрова для храма Уицилопочтли. Чтобы оплатить свою часть расходов, семья должна была пожертвовать одну большую и четыре обычные накидки, корзину очищенного маиса и сто початков. На следующий год эта обязанность переходила к семьям двух других кварталов.

Людей можно было на добровольной основе позвать на строительство или другие общественные работы, и в чрезвычайных ситуациях на работу выходило внушительное количество работников, которых кормили за счет государства, пока есть нужда в их услугах.

Несмотря на то что жизнь в целом была довольно тяжелая, свободный крестьянин все же мог гордиться тем, что является полноправным членом общества со всеми правами и обязанностями, которые налагает этот статус, а также мог утешаться мыслью, что некоторым людям приходится еще хуже. В самых жалких условиях пребывали майеки, свободные люди, не являвшиеся членами какого-либо клана и, следовательно, не имевшие права на свой земельный надел. Не имея своих полей, они становились испольщиками, арендуя землю у знати или храмов и уплачивая своим хозяевам арендную плату – как услугами, так и частью урожая.

Собственник земли нанимал собирателей подати, каждый из которых контролировал от двадцати до пятидесяти хозяйств. Во время сбора урожая эти агенты обходили хозяйства и собирали часть ежегодного урожая, оставляя арендаторам лишь необходимый для пропитания минимум. Из-за отсутствия такой возможности майеки не платили податей ни государству, ни кланам.

Владельцы земли имели определенные права в отношении своих арендаторов. Майекам не разрешалось покидать арендованные ими земли, поэтому, когда земля меняла владельца, майеков передавали ему вместе с участком. Майеки подчинялись землевладельцу, но, как свободных людей, их нельзя было продавать или, как рабов, направить на любые работы по желанию хозяев.

Кроме клановой собственности и храмовых наделов, или «земель богов», была еще третья форма землевладения, когда поля приписывались не человеку, а определенной должности. Из доходов от этих земель выплачивалось жалованье чиновнику, а когда он выходил в отставку или умирал, земля переходила к преемнику, сменившему его на должностном посту.

Однако были и частные землевладельцы, которые владели землей единолично, и вовсе не благодаря занимаемой ими должности. Пожилым воинам и знати часто передавались поместья вместе с работавшими на них майеками. Как правило, такие участки выделялись на завоеванных землях, где присутствие землевладельцев способствовало умиротворению местных жителей. Самыми крупными землевладельцами были правители. Сам Монтесума имел собственность в шести городах за пределами Теночтитлана, его супруга также владела несколькими земельными участками. Доход от находящейся в единоличном владении земли отходил не обществу, а самому владельцу земельного участка, подобные поместья переходили по наследству от отца к сыну или другому родственнику мужского пола. Эту землю можно было продавать, но лишь другому знатному человеку, а если прямая линия наследования прерывалась, право собственности на землю переходило правителю.



Рис. 35. Земледелец с орудием для рыхления земли (Флорентийский кодекс).

Маис

Основным продуктом питания всех ацтеков был маис. Это растение, которое дает хороший урожай, обеспечивает достаточно питательной пищей и может выращиваться на песчаных или каменистых почвах точно так же, как и на плодородной земле. Маис хорошо переносит засуху, но неожиданные заморозки в вегетационный период могут за одну ночь уничтожить весь урожай. Если такая катастрофа разражалась в конце года, когда уже не было времени для нового сева, ацтеков постигала беда.

Мексиканцы выращивали несколько разновидностей маиса. Сеяли маис в период с марта по начало мая – уже довольно поздно для заморозков, но самое время для дождей, которые обычно начинаются в мае и достигают максимума в июле и августе. Осенью откладывались лучшие семена с собранного урожая, затем перед севом их приносили в храм, чтобы благословила богиня маиса, Чикомекоатль, праздник в честь которой выпадал на четвертый месяц ацтекского года (13 апреля – 2 мая). После этого зерна очищали и замачивали в воде на два или три дня, чтобы они набухли перед посадкой.



Рис. 36. Посев маиса (Флорентийский кодекс).


Тем временем фермеры готовили поля, рыхля землю своей палкой и насыпая земляные кучки, образовывающие ряды на расстоянии около ярда друг от друга. В вершине каждой кучки делалось углубление. Во время сева фермер двигался вдоль рядов, неся зерна в полотняном мешке, висящем у него на шее, бросал в каждое углубление по нескольку зерен и движением ноги присыпал углубление землей. В случае необходимости зерна поливали водой, а в период роста маиса почва два или три раза рыхлилась.

К середине июля каждое растение уже имело два или три небольших початка. Все, кроме одного початка, удалялись, и из молодого нежного маиса готовились лепешки, которые ели во время празднества в честь Шилонен, богини молодого маиса и первых фруктов. К августу початки становились мягкими и белыми, теперь фермеры сгибали стебли прямо под початками и оставляли их дозревать. Август и сентябрь были трудными месяцами, если в период созревания початков выпадало много осадков, урожай мог погибнуть. В одиннадцатый месяц календаря (месяц Метел) проводились церемонии, во время которых в жертву приносили женщину, олицетворявшую Богиню Спелого Зерна. Ацтеки не скупились на выполнение множества других ритуалов, нацеленных на уменьшение количества дождей во время уборки урожая. В сентябре початки желтели, теперь их можно было собирать. Фермер возвращался на свои поля, срывал початки и связывал их в пучки. Часть очищенных зерен маиса хранилась в кувшинах у дома, оставшаяся часть – в больших плетеных корзинах, обмазанных известью.



Рис. 37. Наполнение закромов (Флорентийский кодекс).


Сейчас семья майя, состоящая из пяти человек, съедает порядка 3 килограммов маиса ежедневно, то есть в среднем один человек потребляет в день около 0,6 килограмма, а в ранние колониальные времена наемному работнику выдавалось около килограмма в день, а если это был фермер, то в два раза больше. Женщины и дети едят меньше мужчин, и ацтекской семье для своих собственных нужд требовалось чуть больше 25 центнеров маиса в год. Во времена испанского завоевания нормой для платящих подать земель считалась цифра в 16 бушелей с акра. Следовательно, семье из двоих взрослых и троих детей требовалось около 3 акров земли, чтобы у них оставался маис и для своих нужд.

Сегодня на территории майя средняя семья обрабатывает от 10 до 12 акров земли. Для того чтобы поля приносили в два раза больше маиса, чем нужно было для пропитания, члены семьи должны работать 190 дней в году (включая время, затраченное на расчистку леса, в которой не было необходимости в Мексиканской долине).

Для ацтеков эти цифры, вероятно, тоже справедливы. Теперь понятно, почему ацтекское общество могло позволить столь многим людям отвлекаться от производства продуктов питания и служить обществу в качестве жрецов, воинов, чиновников и ремесленников. Ацтекская жизнь с ее бесконечными празднествами и церемониями, часто затягивавшимися на несколько дней, была бы невозможна на земле, где сельское хозяйство требовало бы большего количества времени и сил.

Другие растения

На маисовых полях росли и два других растения. Это были тыквы (из семейства бутылочных тыкв и тыкв пепо), которые обеспечивали тень и сохраняли влажность вокруг корней растущего маиса, и разновидности бобовых, насыщавшие почву азотом и снабжавшие ацтеков протеином, которого они были лишены по причине того, что почти не употребляли мясных и молочных продуктов.

Другими важными зерновыми культурами, наряду с маисом и бобами фигурирующими в реестрах податей, были чиа и ауатли. Чиа (Salviahispanica) – это растение семейства шалфейных, из семян которого готовилась каша. Из них также выжимали масло, подобное льняному, которое использовалось в производстве красок и лаков. Зернышки ауатли (Amarantuspaniculatus) поджаривали или измельчали, а затем использовали для приготовления каши или тестообразной смеси, из которой хозяйки делали фигурки, съедаемые во время празднеств, посвященных уборке урожая. Амарант был важной культурой для фермеров – он созревал в конце сезона дождей и непосредственно перед тем, как можно было убирать маис. Таким образом, хороший урожай амаранта давал некоторую уверенность в том, что удастся собрать столь же хороший урожай маиса.

Одним из наиболее полезных и универсальных растений была агава, которая растет без полива на сухой и бесплодной почве, и даже там, где земля насыщена известью и солью и непригодна для прочих растений. Агава в состоянии выдержать большие перепады влажности и температуры, ей нипочем морозы и засухи, столь опасные для маиса. Агава культивировалась на плантациях в засушливых северных районах долины. Плантация агавы была долгосрочным вложением, поскольку это многолетнее растение, которому для полного созревания требуется до десяти лет. Листья растения высушивали и использовали как топливо. Колючки применяли для усмирения плоти во время ритуальных кровопусканий, но из них же делали и швейные иглы. Волокна агавы шли на одежду, сандалии, веревки, сети, мешки и разного рода предметы домашнего хозяйства. Стебель цветка надрезался у основания, вытекающий сок собирался и хранился в мехах или бутылях из тыкв. Одно растение могло дать свыше 8 литров сока в день. Часть сока превращалась в сироп, который использовали в медицинских целях, а также как подсластитель пищи. Однако большую часть этого сока оставляли бродить, чтобы получить алкогольный напиток октли. Этот напиток – под названием пульке – все еще распространен в Мексике.

Фермеры выращивали перцы, помидоры и разные виды фруктов, некоторые (как авокадо и папайя) можно ныне встретить в европейских ресторанах, другие, такие же сочные и мясистые, неизвестны за пределами Центральной Америки. Кактус опунция культивировался из-за его плодов (содержащих больше семян, чем мякоти). Кроме того, ацтеки выращивали ананасы и сладкий картофель. В жарких районах побережья Мексиканского залива культивировали ваниль, но самым важным из тропических растений было какао, которому требовался жаркий влажный климат и тень.

Ацтеки разводили уток и индеек, а также пригодных в пищу собак, которых кормили хлебом, незрелыми початками маиса, мясом и испортившейся пищей. Мексиканцы занимались пчеловодством, держа безжальных пчел, производящих мед и воск. В одной из хроник записана небольшая молитва-извинение, которую произносил фермер, забирая у пчел мед:

«Я, тот, что пришел, чтобы совершить это злое деяние, принужден к этому необходимостью, ибо я беден. Я пришел только затем, чтобы найти себе пропитание, поэтому не бойтесь и не страшитесь меня. Я пришел только затем, чтобы взять вас, чтобы вы увидели сестру мою, богиню Шочикецаль!»

Охота и рыболовство

Если обычный крестьянин и ел мясо, то, как правило, это было мясо дичи. Самыми крупными животными в долине были дикие свиньи (пекари) и белохвостый олень. К нему подкрадывались охотники, одетые в шкуры, и с близкого расстояния стреляли из луков. Другие охотники использовали манки. Небольших животных – кроликов, зайцев и койотов – либо заманивали в ловушки, либо ловили сетями, а более крупные животные попадались в ямы-ловушки, прикрытые ветками и травой. Оленья шкура и кроличий мех были важным побочным результатом охоты, их можно было продать живущим в городах ремесленникам для изготовления сандалий и роскошных накидок. Среди небольших животных, которые шли в пищу, броненосцы, мешетчатые крысы, игуаны и дикие морские свинки. Обитатели жарких провинций охотились на оцелотов, шкуры которых шли на воинские облачения и накидки для ацтекской знати. Маленьких птичек ловили с помощью клейких растений, развешанных повсюду, куда прилетали кормиться птичьи стаи.

Состоятельные люди, которым не нужно было охотиться ради пропитания, тем не менее развлекались, гоняясь за перепелками и павлинами с трубками, стреляющими маленькими шариками. Среди даров, которыми Монтесума наделил Кортеса, была дюжина таких трубок, украшенных «множеством птиц, животных, деревьев, цветов и другими изображениями», а их поверхность была «инкрустирована золотом и покрыта причудливой резьбой». По желанию правителя шарики для его трубки делались из золота вместо привычной обожженной глины.

Озера обеспечивали крестьян рыбой и водной дичью. Из-за разницы в солености между северными и южными озерами можно было поймать как пресноводную, так и морскую рыбу, хотя они редко вырастали более 20 сантиметров в длину. Ацтеки сооружали ловушки и запруды, в манускриптах можно найти множество изображений рыбака в каноэ: он держит трезубец и сети, сплетенные из травы. Когда мужчины охотились, они молились о хорошей добыче: «Мои дядья, раскрашенные и украшенные пятнами. Вы, кто имеет рога и плавники словно бирюза, идите сюда, спешите, ибо я ищу вас».




Рис. 38. Ловля водной дичи сетями (ранняя колониальная карта).


Некоторые птицы не были перелетными, и на них можно было охотиться в течение всего года, но в период с октября по март в долину на зимовку прилетали огромные стаи уток и гусей. Птицеловы сбивали их палками или выплывали в сумерках на каноэ, издавая громкий шум, спугивая птиц и заставляя их лететь в сети, натянутые на шестах над водой.

Крестьянские дома

Жилищем обычной крестьянской семьи являлась однокомнатная прямоугольная хижина с земляным полом, низким дверным проемом, не имеющая дымохода или окон. Стены складывались из камня или, чаще всего, из глиняных кирпичей на каменном основании или прутьев, обмазанных глиной – традиционным строительным материалом в сельской местности. У более богатых домов были плоские крыши, сооруженные из деревянных планок или соломы, уложенных на горизонтальные балки, но наиболее привычной формой крыши, изображения которой часто встречаются в манускриптах, была простая остроконечная конструкция из тростника. Рядом с главным домом стояли птичники, парильня и несколько ульев, сделанных из выдолбленных колод.



Рис. 39. Крестьянский дом из дерева и тростника (Кодекс Мендосы).


Дом прежде всего был местом для принятия пищи и сна, а не для отдыха. Факелы из пучка смолистых веток давали скудный свет. Обстановка – минимальная. Тростниковые циновки служили одновременно постелями и стульями, в деревянных сундуках хранили одежду и утварь, а по всей комнате стояли предметы домашнего обихода – метлы, корзина для семян, инструменты, охотничье или рыболовное снаряжение, ткацкий станок, кувшин для воды, горшки для приготовления и хранения пищи, сосуд, в котором отмокали в известковом растворе зерна маиса, и камень, на котором измельчали маис. В каждом доме была одна или несколько фигурок богов, сделанных из дерева, камня или обожженной глины, а в некоторых жилищах на стене висела клетка с говорящим попугаем или певчей птицей.

Главное место в комнате и самое священное в доме – очаг с тремя камнями, образовывавшими треугольник и поддерживавшими комалъ – глиняный диск, на котором хозяйка пекла тортильи, основную пищу семьи. В качестве топлива использовали хворост, листья, стебли маиса и высушенные листья агавы, но, поскольку в доме не было вентиляции, он вскоре наполнялся едким дымом. В этой единственной комнате, душной и полной дыма, семья готовила пищу, ела и спала.

Этого района поражает своим разнообразием: покрытые снегом горы с вулканическими вершинами, равнины с реками и тропическими лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих местностей складывался своеобразный стиль жизни, однако все племена объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают ученые, из Сибири и с Аляски во времена, когда Берингова пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев. От европейских, азиатских и африканских народов американский континент отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканских племен носило вполне самостоятельный характер .

Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не употреблялась ими для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел и копий делались из кремня или обсидиана. Торговля была меновой, монет не существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозки. Древние американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы были завезены сюда из Старого света европейцами. Гончарный круг также не был известен. Земля , однако, была плодородной. Тыква, кукуруза , бобы, картофель , помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии. Возделывались какао и табак. Из различных растений изготавливались одурманивающие напитки.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению культуры ацтеков, скажем несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.

Города Юкатана были религиозными центрами; в них на вершинах ступенчатых пирамид находились храмы. Религия играла в жизни майя очень большую роль.

Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуатации народа майя. Так продолжалась до 1528 г., когда Юкатан был завоеван испанцами.

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера , передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.


Ацтекский Календарь

Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь ", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии. Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.

Заключение

Монтесума II расширил сферу власти своего народа в гораздо более обширных пределах , чем его предшественники; он, по-видимому, обложил данью 371 город. Покоренные города сохраняли независимость правления. Ацтекские гарнизоны находились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов эстафетного курьерского сообщения служила для связи со столицей. Отдельные города, например, Тласкала, даже сохраняли полный суверенитет в рамках империи.

У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога войны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса на центральной площади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной церемонии во славу бога дождя Тлалока на площадь выводили детей 5-8 лет и при стечении народа пытали их; слезы детей символически изображали дождь : чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощенные города также были обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше расширялись границы империи, тем большим становилось число его врагов. Для того, чтобы объединить всех противников Теночтитлана, необходимы были лишь внешний толчок и личность Кортеса.

Для того чтобы объяснить причину поразительных успехов испанцев, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в религии индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа ацтеков, направленный против европейских пришельцев, сдерживался их собственной верой. Роковые предзнаменования возвещали близкий конец света и повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать героем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что Кетцалькоатль, которого вскоре стали почитать как бога, по-видимому, носил бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест . Согласно преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью далекого Тлапаллана, дав перед этим обещание вернуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки, исполненные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого тростника» мог соответствовать в христианском летосчислении лишь годам 1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суеверный страх Монтесумы, который никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.

13 августа 1521 года назрел момент для штурма города. Кортес еще раз обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было отвергнуто. Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и, ведя ожесточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить сопротивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.

Согласно данным Кортеса, в боях и в результате голода и эпидемий погибло 70 000 мексиканцев , более половины населения города. В других источниках, например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко, приводится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также не установлена; по крайней мере 100 человек попали в плен и были принесены в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников приближались к десяти тысячам.

Литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет памятника , который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как его противника, индейца Куаутемока , в стране чтут.

Список литературы

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону , “Феникс”, 1997.

Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962.

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 262)

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 221)

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 271)

Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962. (стр. 98)

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 286)

Введение. 3

1. История культуры ацтеков. 6

2. Шедевры искусства ацтеков. 9

2.1 Пирамиды Майя. 9

2.2 Ацтекские изделия из перьев. 9

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.

Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.

Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.

Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).

Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.

Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.

Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.

Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.

Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.

"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".

Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.

Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.

Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.

Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.

В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

2. Шедевры искусства ацтеков

2.1 Пирамиды Майя

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

2.2 Ацтекские изделия из перьев

К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня - порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.


Ацтеки принадлежали к последней волне индейских племен, переселившихся из более северных районов американского континента в долину Мехико. Культура этих племен вначале не обладала какими-либо ярко выраженными чертами, но постепенно они выкристаллизировались в единое прочное целое – ацтекскую цивилизацию. Первоначально племена жили обособленно в своем селении и удовлетворяли свои жизненные потребности обработкой земли. Эти ресурсы по возможности дополнялись данью покоренных народов. Во главе племени стоял наследственный вождь, одновременно выполнявший жреческие функции. Религиозные представления характеризовались сложной политеистической системой, основанной на поклонении природе, с выделением почитания одного или нескольких богов в особые культы.

1168 г.н.э. – начинается история ацтеков. Ацтеки (мешики или теночки) начинают свой исход из прародины Ацтланы, направляемые своим верховным богом войны Уицилопочтли. Около 1325 г. они основали город Теночтитлан, который был расположен на месте города Мехико, ставший в дальнейшем столицей самого могущественного государства Мексики. Первоначально теночки попали в зависимость от города Кулуакана. Это был огромный город, игравший важную роль в долине Мехико. Другим крупнейшим центром этого времени был город Тескоко, расположенный на восточном берегу Мексиканских озер. Около семидесяти городов платили дань его правителю Кинацину (1298-1357 гг.). Его преемнику Течотлалу удалось объединить все наречия долины Мехико в один ацтекский язык.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Мезоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14 – 3 вв. до н. э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди. Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях.

Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 – начале 16 вв. с центром в городе Теночтитлан до 1348 находилось в зависимости от правителей города Кулуакан в 1348-1427 гг. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил «союз трех городов» Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники (Монтесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 гг.; Ашаякатль 1469-1486 гг.; Ауицотль 1486-1503 г. г.), в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1503–1519 гг.). В 15 – начале 16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского царства тлакатекутли или тлатоани формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не было завершено. Положение члена общества определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше десяти.

К моменту прихода испанцев в начале XVI в., Ацтекская империя охватывала огромную территорию – около 200 тыс. кв. км – с населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи – Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек. С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами – дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал ритуально – административный центр: «священный участок»– обнесенный стенами квадрат длиной 400м, внутри которого находились главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей – «тлатоани». По словам очевидцев, дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конкистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: «И мы увидели огромное количество лодок, одни приходили с различными грузами, другие … с разнообразными товарами… Все дома этого великого города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение».

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1525 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город – Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей почти невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния – творения древних мастеров. Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70-х – 80-х гг. XX в. при раскопках Главного храма ацтеков – «Темпло Майор»– в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уицилопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки – сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы – тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV – XVI в..

Ацтеки находились в той начальной фазе общественного развития, когда чужеродный пленник-раб еще не был полностью включен в экономический механизм зарождавшегося классового общества, когда еще не были до конца осознаны те выгоды и преимущества, которые мог дать труд рабов. Однако уже возник институт долгового рабства, распространявшийся на местную бедноту; раб–ацтек находил свое место в новых, развивавшихся производственных отношениях, но он сохранял за собою право выкупа, которого, как известно, лишен «классический» раб. Конечно, иноплеменных рабов тоже подключали к экономической деятельности, однако труд раба пока не стал основой основ этого общества.

Бессмысленное уничтожение тысяч пленников-рабов на жертвенных алтарях ацтекских храмов было возведено в основу культа. Человеческое жертвоприношение стало центральным событием любого праздника. Жертвоприношения совершались чуть ли не ежедневно. В жертву приносили одного человека с торжественными почестями. Так, ежегодно из числа пленных выбирался самый красивый юноша, которому суждено было в течение года пользоваться всеми благами и привилегиями бога войны Тескатлипока, чтобы по истечении этого срока оказаться на жертвенном камне-алтаре. Но были и такие «праздники», когда жрецы отправляли в мир иной сотни, а по некоторым источникам, и тысячи пленных. Правда, в достоверность подобных утверждений, принадлежащих очевидцам конкисты, трудно поверить, но мрачная и жестокая, не признающая компромиссов религия ацтеков с массовыми человеческими жертвоприношениями не знала пределов в своем ревностном служении правящей кастовой аристократии.

Ацтекское государство было непрочным территориальным образованием, подобным множеству территориальных империй древности. Характер его экономики был полиморфный, однако основу составляло интенсивное поливное земледелие. Набор культур, выращиваемых ацтеками, был типичен для долины Мехико. Это – кукуруза, кабачки, тыква, зеленый и красный перец, многие виды бобовых и хлопок. Выращивался также табак, который ацтеки курили большей частью в полых стеблях тростника, наподобие папирос. Любили ацтеки и шоколад, приготавливаемый из бобов какао. Последние служили и средством обмена. Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строившиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду. Ацтекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы, кабачки, масленичные культуры, хлопчатник. Болота осушались с помощью сети каналов. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке.

Домашних животных у ацтеков было немного. У них водилось несколько пород собак, одна из которых шла в пищу. Наиболее распространенная домашняя птица индюки, возможно, гуси, утка и перепелка. Значительную роль в ацтекской экономике играло ремесло, особенно гончарное, ткацкое, а также обработка камня и дерева. Металлических изделий было немного. Некоторые из них, например, тонко выкованные медные ножи в форме серпа служили наряду с бобами какао средством обмена. Золото употреблялось ацтеками только для изготовления украшений, а серебро, вероятно, представляло большую ценность. Важнейшее значение у ацтеков имел нефрит и камни, напоминающие его по цвету и структуре. Ремесла отделились от земледелия и достигли высокого развития.

Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане. Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Единственным видом обмена у ацтеков была меновая торговля. Средством обмена служили бобы какао, стержни перьев, наполненные золотым песком, куски хлопковой ткани (куачтли) и упоминавшиеся выше медные ножи. Из-за высоких затрат человеческого труда на транспортировку в ацтекском государстве было разумно максимально приближать места производства изделий и продуктов к местам их потребления. Поэтому население городов оказывалось крайне пестрым и в профессиональном, и в социальном отношении, а многие ремесленники значительную часть времени работали на полях и огородах. На дальние расстояния было выгодно перемещать лишь самую дорогостоящую или же легкую по весу и небольшую по объему продукцию – например, ткани или обсидиан; зато необычайно оживленным был местный обмен. У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны. Было развито искусство танца и множество видов спорта, также театр и поэзия. Они имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол.

Правителя или царя называли «тлатоани». В речах, посвященных новому правителю, подчеркивалось, что он лишь представитель Тескатлипоки на земле, его подобие, инструмент посредством которого всемогущее божество правит людьми. Роль правителя как посредника между богами и людьми, или даже точнее орудия богов.

В социальной структуре ацтекского общества выделялись следующие пять групп: войны, жрецы, купцы, простолюдины, рабы. Первые три сословия составляли привилегированные классы общества, четвертая и пятая группы – его эксплуатируемую часть. Сословия не были однородны. Внутри них существовала определенная иерархия, обусловленная размером собственности и общественным положением. Все сословия четко разделялись, причем это можно было определить даже по одежде. Согласно одному из законов, введенных Монтесумой I, каждое сословие должно было носить свой вид одежды. Это касалось и рабов. Решающую роль в ацтекском обществе играла военная знать. Титул текутли («знатный») обычно получали люди, занимавшие важный государственный и военный пост. Большинство гражданских чинов на деле были теми же военными. Наиболее знатные, отличившиеся в бою войны образовывали своего рода «орден», особый союз «Орлов» или «Ягуаров». Знать получала от тлатоани натуральное довольствие и земельные наделы. Никто кроме знатных и вождей не мог под страхом смерти строить дом с двумя этажами. Существовала разница в наказаниях за правонарушения для знатного человека и простолюдина. Причем зачастую сословные нормы были более жестокими. Так, если человек, побывавший в неприятельском плену, был «низкого происхождения», то ему не угрожало изгнание из общины и семьи, «знатного» же убивали сами соотечественники, родственники. Это отражало стремление сохранить верхушкой общества прочность своего положения.

К числу привилегированных сословий ацтекского общества относилось и жречество. В укреплении религии завоеватели-ацтеки были крайне заинтересованы, ибо она, проповедуя войну, как высшую доблесть, а ацтеков как самых достойных ее носителей, давала идеологическое обоснование политики захватов, какую они проводили на протяжении всей своей независимой истории. Жрецы шли в первых рядах во время военных походов. Они первыми встречали у ворот столицы воинов, возвращающихся домой. Свои богатства храмы увеличивали за счет подарков и добровольных пожертвований. Это могли быть дарения землей или частью дани знатью и тлатоани. Пожертвование населения могло быть по самому разному поводу: гадание, предсказание, приношения ради успеха своей деятельности. Было при храмах и собственное ремесленное производство. Все доходы шли на содержание жречества и проведение многочисленных религиозных обрядов. Жизнь жречества регулировалась определенными нормами. Жреца, виновного в связи с женщиной, тайно забивали палками, отбирали имущество, а дом разрушали. Убивали также всех тех, кто был причастен к этому преступлений. Если жрец имел противоестественные склонности, то его заживо сжигали.

Низшую социальную ступеньку в иерархии ацтекского общества занимали рабы. Источники рабства у ацтеков были разнообразные. Практиковалась продажа в рабство за кражу. Было распространено долговое рабство. Неволей наказывалось и предательство по отношению к государству или своему непосредственному господину. Однако наиболее характерным для древнеацтекского общества было патриархальное рабство. Родители могли продать в рабство своих «нерадивых» детей. Это случалось чаще в неурожайные годы, когда проходила широкая работорговля.

В состав государства ацтеков входило около 500 городов и иных поселений, разделенных на 38 административных единиц во главе с местными правителями или специально присланными управляющими. Для сбора дани, наблюдением за царскими землями и служебными наделами имелись специальные должностные лица – калпишки, назначавшиеся из военного сословия. Существовало и местное судопроизводство. Суды на местах рассматривали только незначительные преступления, или же, очевидность которых легко доказуема. Основную массу дел рядовых граждан решали именно эти суды. Для записи дел в тех или иных институтах имелся специальный штат «писцов». В большинстве случаев записи делались с помощью пиктографии, однако, иногда применялась и майское иероглифическое письмо.

Многообразные межличностные отношения в ацтекском обществе регулировали брачно-семейные нормы. Наиболее характерной чертой их была безграничная власть отца и мужа. Основу семьи составлял брак, процедура заключения которого была в равной степени актом и религиозным и юридическим. Он строился, как правило, по принципу моногамии, но для состоятельных людей допускалась и полигамия. Существовало два вида наследования – по закону и по завещанию. Наследовали только сыновья. Расплатой за супружескую измену была смерть в разных вариантах. Карались смертью кровные родственники за интимные отношения: виновных вешали. Однако допускались левиратные браки. Сурово каралось пьянство. Только люди, достигшие пятидесяти, могли потреблять пьянящие напитки, причем строго определенное количество. Молодых людей, уличенных в пьянстве, наказывали в школе, иногда забивая насмерть.

Последним правителем ацтеков в Теночитлане был Монтесума II Шокойотцин (1502–1520). Испанцы, пришедшие в Америку, завоевали континент.

Ацтеки не только поклонялись Пернатому змею как одному из главных обитателей пантеона своих богов, но и хорошо помнили, историю его изгнания. Жрецы, стремясь держать в страхе и покорном повиновении народ, постоянно напоминали о возвращении Кетсалькоатля. Они убеждали народ, что оскорбленное божество, ушедшее на восток, с востока и вернется, чтобы покарать всех и вся. Более того, легенда гласила, что Кетсалькоатль был белолиц и бородат, в то время как индейцы безусы, безбороды и смуглы! Белолицые испанцы, носившие бороду, пришли с Востока. Как ни странно, первым, и при этом безоговорочно, уверовал в то, что испанцы – потомки легендарного божества Кетсалькоатля, не кто иной, как пользовавшийся неограниченной властью всесильный правитель Теночтитлана Моктесума. Страх перед божественным происхождением чужеземцев парализовал его способность к сопротивлению, и вся дотоле могучая страна вместе с великолепной военной машиной оказалась у ног завоевателей. Ацтекам следовало немедленно убрать своего обезумевшего от страха правителя, однако та же религия, внушавшая незыблемость существующих порядков, препятствовала этому. Когда же разум, наконец, победил религиозные предрассудки, было поздно. В результате гигантская империя была стерта с лица земли, цивилизация ацтеков прекратила свое существование. Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания с 1519 по 1521 года. Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.

Обобщая историю и быт ацтеков, можно сказать, что их культура складывалась из религии и политики. Жрецы имели практически полную власть над народом. Пожалуй, в истории вряд ли найдется другой подобный пример, когда именно религия оказалась решающим фактором разгрома и полного уничтожения тех, кому она должна была служить верой и правдой. Жизнь людей полностью контролировалась законами, основанными на религии. Даже одежда и пища были строго регламентированы. Торговля процветала, и на рынке ацтекской столицы Теночтитлана можно было купить все, что угодно.



Существовали два основных календаря: цолькин – «год Луны» – 260 дней и хааб – «год Солнца» – 365 дней. Ученый Л. Шульце – Йена высказал предположение, что продолжительность цолькина определялась периодом беременности и рождения человека. Третьим элементом системы календаря был «календарный круг», состоящий из 18980 дней, а четвертым – длинный счет «катунам» по 20 лет от исходной даты 3113 г. до н. э. Окончание каждого цикла отмечалось грандиозными праздниками. Месяцы в календаре состояли из 20 дней, в году было 18 месяцев и 5 дней без названия. Начало года приходилось на 23 декабря, а каждый четвертый год считался несчастливым или високосным, поскольку в нем был «лишний» месяц.

Священными цифрами в календаре и науке майя были 13, 20 и др. Существовала двадцатеричная система вычислений с использованием понятия нуля. При записи цифры обозначались точками и черточками. Для вычислений применялись счетные доски. Особые знаки фиксировали цифры в десятки и сотни миллионов. Зачем им понадобились столь сложные расчеты – еще одна загадка культуры. Известно более 400 видов лекарств, применяемых майя, многие из которых используют в современной медицине. Изучение анатомии позволило широко применять хирургические операции, лечить опухоли. Борьба

с язычеством индейцев, которая способствовала уничтожению их книг, привела

к забвению многих достижений науки. Они возрождаются и переосмысливаются уже в наше время.

5.3. Культура ацтеков

Ацтеки (или теночки) на территорию современной Мексики пришли вместе с другими воинствующими племенами. От кочевого образа жизни они перешли к оседлому, обосновавшись в долине Мехико в ХIII в., и стали властителями, создав в 1427 г. союз городов – государств «Тройственную лигу». Это была рабовладельческая империя, а название «ацтеки» распространилось на

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

всех носителей культуры их государства. Однако развитие их цивилизации было прервано в период конкисты. В 1519 г. испанец Э. Кортес возглавил военную экспедицию в район проживания ацтеков и был принят подобно богу. Эта миссия закончилась разорением их империи. В 1521г. испанцы казнили последнего правителя страны, разграбили столицу и другие города. Из снятых с индейских построек каменных блоков был возведен новый европейского типа город Мехико.

Пораженные новым миром, представшим перед ними, испанцы сохранили сведения о нем в исторических работах, этнографических описаниях, таких как «Подлинная история завоевания Новой Испании» (12 книг) монаха Б. де Саахуна. Это были сведения повседневной жизни индейцев, культов и обрядов, описавшие их с точки зрения христианина европейской цивилизации.

Языческая мифология ацтеков представляла весь мир как борьбу двух противоположных начал: свет – мрак, жара – холод и т.п. Из двух частей бога – чудовища Тлальтекутли появилась Вселенная, где правили многочисленные божества. Пантеон ацтеков состоял из различных групп богов: стихий и дождя; солнца, ночного неба и творца мира; астральных богов, а также божества священного напитка октли; смерти и преисподней, а завершает эту систему пятая группа богов – творцов.

Главным в пантеоне был бог Солнца Уицилопочтли. Самих ацтеков называли «детьми Солнца», которому приносили на алтарь человеческие сердца. Божество огня Уэуэтеотль требовало сожжения жертв, богу плодородия Тлалоку даровали жизни детей, а богине Земли жертвовали женщин. Миллионы людей были принесены на алтарь ацтекских богов. Индейцы постоянно воевали во благо своих богов, которым нужна была кровь людей – «божественная влага». Эта пища поддерживала божественную жизнь.

Мифология, как и вся культура ацтеков, формировалась под влиянием тольтеков. Таким стал их общий бог Кетцалькоатль или «Пернатый Змей». Он

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

был героем, владыкой, жрецом и богом. Необычный, согласно легендам, образ этого светлокожего бога и стал причиной особого отношения ацтеков к испанцу Эрнану Кортесу.

Центральной частью ацтекских городов были комплексы пирамид. Их храмы, более низкие, чем у майя, стоят на массивных пирамидах. На земле ацтеков когда-то возвышался храм в г. Чолуле, пирамида которого была больше знаменитой египетской пирамиды Хеопса. Священные военные ритуалы проходили в уникальном храме Малиналько, вырубленном в скале в течение 14 лет. Известно, что ацтеки достраивали свои храмы в соответствии с 52летними циклами, носившими мистическое значение.

Самые значительные храмовые постройки были в столице ацтеков – г. Теночтитлане. Главный храм города имел высоту 46 м, а на его вершине возвышались два святилища – бога Солнца и Дождя. Существуют легенды о возникновении главного города ацтеков. Они повествуют о странствиях этого народа и пророчествах верховного жреца, о знаке, ставшим символом основания столицы. Это был орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею. Этот знак привел ацтеков в долину с сетью озер, площадь которой была 6500 кв. км. На острове озера Тескоко и был в 1325 г. построен удивительный город с четырьмя кварталами, искусственными островками и дамбами. Впоследствии ему дали название «американская Венеция». Одноэтажный и возведенный из дерева дворец правителей империи насчитывал 300 комнат и отличался комфортом и роскошью. В одном из таких тайных помещений солдаты Э. Кортеса обнаружили сокровищницу империи.

В 1972–1982 гг. проводились археологические раскопки в столице Мексики, что позволило обнаружить и изучить более 7000 предметов материальной культуры ацтеков. Подобные исследования проводили к сенсационным находкам, таким, как «Камень Солнца» диаметром 3,5 м. и весом

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

24 т., обнаруженный в 1790 г. На этом, некогда цветном диске, фиксировались астрономические и астрологические представления ацтеков.

Культовый календарь индейцев во многом повторяет календарь майя. Его основу составлял 52-летний цикл, завершавшийся праздником «Нового огня». Число дней в году делилось на четыре периода в соответствии со сторонами света. Особое понимание в календарных циклах времени и пространства оказало влияние на мировоззрение ацтеков. Четыре царства было в мире живых и в обители мертвых. Воины, купцы, жертвы богам отправлялись в восточный мир, умершие при родах – в западное царство. Северная земля называлась Миктлан – здесь души умерших четыре года странствовали по девяти «кругам ада».

С поклонением богам связаны у ацтеков особые фестивали, «цветочные войны», похожие на современные военные учения, а также культовая игра в мяч. Войну ацтеки считали одним из видов служения богам, а пленные, приведенные с полей сражений, были обречены стать жертвой ацтекским богам.

На периоды или эры разделили ацтеки и историю человечества: первая – царство ягуаров, которые истребили гигантов; вторая – эра ветра, завершилась ураганами, период огня закончился всемирным пожаром. Эру воды уничтожил потоп, а последняя, современная нам эра, исчезнет в результате гигантского землетрясения.

Подобные представления индейцев были неразрывно связаны с их религией, служившей в обществе основой образования и воспитания. В школах при храмах суще6ствовало совместное обучение девочек и мальчиков. Детям аристократии жрецы преподавали историю, военное дело, астрономию, основы государства и управления, грамматику и различные системы письма.

Пиктографическое письмо ацтеков основано на фонетических, иероглифических символах и значках для передачи звучания слов. Большое значение имел цвет рисунка, который нес смысловую нагрузку. При записи