Строение глотки у детей. Строение горла. Строение органа у малышей

Лимфатическое глоточное кольцо (кольцо Вальдейера-Пирогова), состоящее из глоточной, 2 трубных, 2 небных, язычной миндалин и лимфоидной ткани задней стенки глотки, до рождения и в первые месяцы после рождения развито слабо. В постнатальном периоде миндалины претерпевают ряд изменений.

У новорожденных миндалины недоразвиты и функционально неактивны. Небные миндалины еще не вполне развиты, в них выявляются формирующиеся фолликулы, а развитие происходит еще долго.

Основная часть лимфоидного кольца глотки состоит из 2-4 тонких складок слизистой оболочки передней части миндалин, идущих в сагиттальной плоскости, и 6 в задней части, более коротких и несколько загибающихся кпереди, располагающихся во фронтальной плоскости. Представлена при рождении в виде небольших шарообразных скоплений лимфоцитов. "Реактивные центры" в них возникают в первые 2-3 мес жизни. Окончательное развитие фолликулов завершается в первые 6 мес жизни ребенка, а иногда к концу 1-го года. Средние размеры глоточной миндалины в норме составляют у новорожденных 7x4x2 мм.

У детей грудного возраста начинается активное развитие лимфоидного кольца.

Дифференциация фолликулов небных миндалин наступает раньше, на 5-6-м месяце жизни, так как после рождения организм сразу же начинает подвергаться действию бактерий и токсичных веществ, стимулирующих формирование фолликулов.

Аденоиды формируются активнее других миндалин. Складки слизистой оболочки утолщаются, удлиняются, приобретая вид валиков, между которыми хорошо видны борозды. Средние размеры миндалины: после 3 мес 10x7x4 мм и после 1 года 11x8x5 мм, полного развития миндалина достигает к 2-3 годам.

У детей 1-го года жизни полость носоглотки низкая и остроугольная, в связи с чем даже небольшое увеличение глоточной миндалины может значительно нарушить носовое дыхание.

Микроскопически структура миндалин у плодов, новорожденных и детей грудного возраста различна.

У плодов покровный эпителий слизистой оболочки многорядный цилиндрический. В подэпителиальном слое лимфоидная ткань располагается в вице тонкой полоски, состоящей в основном из лимфобластов, малых и средних лимфоцитов. Достаточно хорошо выражена ретикулярная строма. Кровеносные сосуды наполнены кровью.

У новорожденных покровный эпителий многорядный цилиндрический. Борозд немного, они неглубокие. В подлежащей ткани диффузно расположены лимфоидные клеточные элементы типа малых и средних лимфоцитов, много кровеносных сосудов и слизистых желез.

Развитие небной миндалины начинается с образования складок слизистой оболочки, которые пронизываются лимфоидной тканью.

Язычная миндалина развивается благодаря скоплению лимфоидной ткани у корня языка.

Миндаликовая ткань после рождения находится в состоянии постоянного раздражения.

У детей первого полугодия жизни уже определяются хорошо выраженные фолликулы с четкими границами; покровный эпителий миндалин многослойный плоский, с участками многорядного цилиндрического.

У детей старше 6 мес в подэпителиальной ткани наблюдается сравнительно много зрелых лимфоидных фолликулов различной величины и формы с хорошо выраженными "реактивными центрами". Они располагаются обычно вокруг борозд. Среди лимфоидных клеток и в соединительнотканной строме много кровеносных сосудов.

В раннем возрасте глоточная миндалина покрыта многорядным цилиндрическим мерцательным эпителием, у детей старшего возраста и у взрослых - плоским эпителием.

Небные миндалины достигают полного развития на 2-м году жизни. Лакуны небных миндалин у детей раннего возраста глубокие, у устья узкие, густо ветвящиеся, часто распространяются до капсулы. Лакуны не всегда направляются в глубину миндалин, иногда они круто поворачивают и идут под покровным эпителием; узкие ходы отдельных лакун заканчиваются расширениями. Все это способствует возникновению воспалительного процесса.

У детей старше 5 лет наблюдается гиперплазия фолликулов, которые нередко оказываются отграниченными от окружающей лимфоидной ткани.

Трубные миндалины достигают наибольшего развития в детском возрасте.

У детей лимфоидной ткани в области корня языка меньше, чем у взрослых; крипты язычной миндалины более мелкие и менее ветвистые.

У детей раннего возраста между превертебральным апоневрозом и мышцами глотки от свода носоглотки до входа в пищевод между двумя листками апоневроза цепочкой расположены ретрофарингеалъные лимфатические узлы и рыхлая соединительная ткань по обеим сторонам позвоночника. Эти узлы являются регионарными для задних отделов носа, носоглотки и барабанной полости. Их нагноение приводит к образованию заглоточного абсцесса.

В области носоглотки заглоточное пространство разделено связкой на две половины, поэтому заглоточные абсцессы в верхних отделах глотки чаще бывают односторонними.

После 4-5 лет эти лимфатические узлы атрофируются, в связи с чем у детей старшего возраста и взрослых ретрофарингеального лимфаденита не бывает.

Для детей младшего возраста характерна гипертрофия (возрастная эволюция) лимфоидной ткани. Увеличение миндалин обусловлено гипертрофией лимфоидных фолликулов, а также повышением их числа.

Миндалины достигают наибольшей величины к 5-7 годам. В этом возрасте у детей отмечаются наибольшая инфекционная заболеваемость и повышенная потребность в защите от инфекций. В этом же возрасте детям проводят наибольшее число профилактических прививок, которые мобилизуют всю лимфоидную ткань на выработку иммунитета. Гипертрофия лимфоидной ткани обусловлена интенсивным формированием активного иммунитета с местной выработкой антител при эндо- или экзогенном пути проникновения инфекционного агента в лимфоидную ткань глотки.

По мере накопления в организме антител и совершенствования иммунной системы после 9-10 лет у ребенка начинается возрастная инволюция лимфоидной ткани с частичной ее дегенерацией и заменой на фиброзную, соединительную. Размеры миндалин уменьшаются, и к 16-20 годам обычно сохраняются их небольшие остатки, иногда они полностью исчезают ввиду атрофии лимфоидной ткани. В этом периоде появляется тонкий периферический пояс из зрелых лимфоцитов, увеличивается количество ретикулярных клеток в центре миндалин.

Лимфатическое глоточное кольцо (кольцо Вальдейера-Пирогова), состоя­

щее из глоточной, 2 трубных, 2 небных, язычной миндалин и лимфоидной

ткани задней стенки глотки, до рождения и в первые месяцы после рождения

развито слабо. В постнатальном периоде миндалины претерпевают ряд изме­

У новорожденных миндалины недоразвиты и функционально неактивны. Неб­

ные миндалины еще не вполне развиты, в них выявляются формирующиеся

фолликулы, а развитие происходит еще долго.

Основная часть лимфоидного кольца глотки состоит из 2-4 тонких складок

слизистой оболочки передней части миндалин, идущих в сагиттальной плос­

кости, и 6 в задней части, более коротких и несколько загибающихся кпереди,

располагающихся во фронтальной плоскости. Представлена при рождении в

виде небольших шарообразных скоплений лимфоцитов. «Реактивные центры»


ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ



Глава4


в них возникают в первые 2-3 мес жизни. Окончательное развитие фоллику­

лов завершается в первые 6 мес жизни ребенка, а иногда к концу 1-го года.

Средние размеры глоточной миндалины в норме составляют у новорожден­

ных 7x4x2 мм.

У детей грудного возраста начинается активное развитие лимфоидного кольца.

Дифференциация фолликулов небных миндалин наступает раньше, на 5-6-м

месяце жизни, так как после рождения организм сразу же начинает подвер­

гаться действию бактерий и токсичных веществ, стимулирующих формирова­

ние фолликулов.

Аденоиды формируются активнее других миндалин. Складки слизистой обо­

лочки утолщаются, удлиняются, приобретая вид валиков, между которыми

хорошо видны борозды. Средние размеры миндалины: после 3 мес 10x7x4 мм

и после 1 года 11x8x5 мм, полного развития миндалина достигает к 2 - 3 годам.

У детей 1-го года жизни полость носоглотки низкая и остроугольная, в

связи с чем даже небольшое увеличение глоточной миндалины может значи­

тельно нарушить носовое дыхание.

Микроскопически структура миндалин у плодов, новорожденных и детей

грудного возраста различна.

У плодов покровный эпителий слизистой оболочки многорядный цилинд­

рический.В подэпителиальном слое лимфоидная ткань располагается в виде

тонкой полоски, состоящей в основном из лимфобластов, малых и средних

лимфоцитов. Достаточно хорошо выражена ретикулярная строма. Кровенос­

ные сосуды наполнены кровью.

У новорожденных покровный эпителий многорядный цилиндрический. Бо­

розд немного, они неглубокие.В подлежащей ткани диффузно расположены

лимфондные клеточные элементы типа малых и средних лимфоцитов, много

кровеносных сосудов и слизистых желез.

Развитие небной миндалины начинается с образования складок слизистой

оболочки, которые пронизываются лимфондной тканью.

Язычная миндалина развивается благодаря скоплению лимфондной ткани у

корня языка.

Миндаликовая ткань после рождения находится в состоянии постоянного

раздражения.

У детей первого полугодия жизни уже определяются хорошо выраженные

фолликулы с четкими границами; покровный эпителий миндалин многослой­

ный плоский, с участками многорядного цилиндрического.

У детей старше 6 мес в подэпителиальной ткани наблюдается сравнительно

много зрелых лимфоидных фолликулов различной величины и формы с хоро­

шо выраженными «реактивными центрами». Они располагаются обычно о­

круг борозд. Среди лимфондных клеток и в соединительнотканной стропе

много кровеносных сосудов.

В раннем возрасте глоточная миндалина покрыта многорядным цилиндри­

ческим мерцательным эпителием, у детей старшего возраста и у взрослых-

плоским эпителием.

Небные миндалины достигают полного развития на 2-м году жизни. Лакуш

небных миндалин у детей раннего возраста глубокие, у устья узкие, густо в ­

вящиеся, часто распространяются до капсулы. Лакуны не всегда направляют-

в
ет

Болезни глотки


ся в глубину миндалин, иногда они круто поворачивают и идут под покров­

ным эпителием; узкие ходы отдельных лакун заканчиваются расширениями.

Все это способствует возникновению воспалительного процесса.

У детей старше 5 лет наблюдается гиперплазия фолликулов, которые неред­

ко оказываются отграниченными от окружающей лимфондной ткани.

Трубные миндалины достигают наибольшего развития в детском возрасте.

У детей лимфондной ткани в области корня языка меньше, чем у взрослых;

крипты язычной миндалины более мелкие и менее ветвистые.

У детей раннего возраста между превертебральным апоневрозом и мышца­

ми глотки от свода носоглотки до входа в пищевод между двумя листками

апоневроза цепочкой расположены ретрофарингеапьные лимфатические узлы и

рыхлая соединительная ткань по обеим сторонам позвоночника. Эти узлы яв­

ляются регионарными для задних отделов носа, носоглотки и барабанной по­

лости. Их нагноение приводит к образованию заглоточного абцесса.

В области носоглотки заглоточное пространство разделено связкой на две

половины, поэтому заглоточные абсцессы в верхних отделах глотки чаше быва­

Ют односторонними.

После 4-5 лет эти лимфатические узлы атрофируются, в связи с чем у детей

старшего возраста и взрослых ретрофарингеального лимфаденита не бывает.

Для детей младшего возраста характерна гипертрофия (возрастная эволю­

ция) лимфондной ткани. Увеличение миндалин обусловлено гипертрофией

лимфоидных фолликулов, а также повышением их числа.

Миндалины достигают наибольшей величины к 5-7 годам. В этом возрасте

у детей отмечаются наибольшая инфекционная заболеваемость и повышенная

потребность в защите от инфекций.В этом же возрасте детям проводят наи­

большее число профилактических прививок, которые мобилизуют всю лим-

фоидную ткань на выработку иммунитета. Гипертрофия лимфондной ткани

обусловлена интенсивным формированием активного иммунитета с местной

выработкой антител при эндо- или экзогенном пути проникновения инфек­

ционного агента в лимфоидную ткань глотки.

По мере накопления в организме антител и совершенствования иммунной

системы после 9-10 лет у ребенка начинается возрастная инволюция лимфоидной

ткани с частичной ее дегенерацией и заменой на фиброзную, соединительную.

Размеры миндалин уменьшаются, и к 16-20 годам обычно сохраняются их не­

большие остатки, иногда они полностью исчезают ввиду атрофии лимфоидной

ткани. В этом периоде появляется тонкий периферический пояс из зрелых лим­

фоцитов, увеличивается количество ретикулярных клеток в центре миндалин.

ВРОЖДЕННЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ГЛОТКИ

Этиология. При нарушении развития плода отдельные элементы, формиру­

ющие глотку и лицо, срастаются неполно или вообще не срастаются. Возмож­

ны частичное отсутствие мягкого или твердого неба, щели в небных дужках

или мягком небе, расщепление язычка по средней линии. В области груше­

видных карманов, реже в области небных миндалин могут развиться диверти­

кулы и кисты.


ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ



Глава4


Классификация.

1. Врожденная атрезия хоан.

2. Расщелина губы («заячья губа»):

Дефект одно- и двусторонний (по обе стороны эмбриональной межчелюс­

тной кости);

Дефект частичный (неполное расщепление верхней губы в виде выемки)

или полный (щель во всей толше верхней губы до носа сбоку от средней ли­

нии), изолированный или в сочетании с расщелиной неба («волчья пасть»).

3. Двойная верхняя губа (валик в среднем отделе верхней губы).

4. Гипертрофия губ вследствие разрастания соединительной ткани и лим-

фовенозного стаза.

5. Микростома (сужение отверстия рта).

6. Аномалии языка:

Малый или большой язык (микроглоссия, макроглоссия);

Расщепление языка (двойной или добавочный язык);

Слишком короткая или длинная уздечка;

Полное отсутствие языка;

Задержка эктопированной дольки щитовидной железы в области корня

7. Врожденные кисты и свищи шеи:

- срединные кисты и свиши шеи расположены по средней линии шеи на

уровне подъязычной кости, тесно связаны с ее надкостницей;

- боковые кисты расположены кпереди от грудино-ключично-сосцевидной

Клиническая характеристика. Приврожденной атрезии хоан возможно так­

же закрытие устья слуховой трубы. Этой аномалии развития обычно сопут­

ствуют высокое небо, короткий язычок, нередко срашенный с задней стен­

кой глотки.

К наиболее частым аномалиям принадлежит врожденное уродство верхней

губы {«заячья губа»). Это является результатом незаращения носовой борозды

(шели между средним носовым и верхнечелюстными отростками у эмбриона!.

Односторонние расщепления чаще наблюдаются слева и встречаются чаше

двусторонних.

Обычно одновременно с «заячьей губой» образуется расщепление между

боковым резцом и клыком, которое может ограничиться краем альвеолярного

отростка или распространяться на твердое и мягкое небо, формируя ««<шм

пасть». Данная патология имеет следующие клинические проявления.

Синдром дисфагии обусловливает поперхивание и заброс пищи в полость

носа при глотании, резко выраженная гнусавость в последующем приводит к

нарушению формирования речи.

Возникают трудности при сосании ребенком груди. Обычно при сосания

мягкое небо опускается и закрывает ротовую полость сзади, а спереди полость

рта закрывается действием т. orbicularis oris, удлиняющей губы ребенка, охва­

тывающие сосок. При «заячьей губе» целость т. orbicularis oris нарушается,

сосание затрудняется или становится невозможным. Детей кормят с ложечки

или с помощью зоида. Аспирационный синдром приводит к развитию реци­

дивирующей пневмонии.


Болезни глотки


В период полового созревания эктопированная часть щитовидной железы в

области корня языка может обусловить нарушение глотания (дисфагию) и

дыхания (стеноз).

У ребенка могут развиться аномалии артикуляции из-за выступания верх­

ней (прогнатия) или нижней (прогения) челюсти.Причины, влияющие на ано­

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. II.2. Методика построения напорной и пьезометрической линий
  4. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  5. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  6. А) 14 дней для детей до 7 лет, если больной коклюшем госпита­лизирован
  7. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  8. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  9. Автотрансформаторы, особенности конструкции, принцип действия, характеристики

Лимфатическое глоточное кольцо (кольцо Вальдейера-Пирогова), состоящее из глоточной, 2 трубных, 2 небных, язычной миндалин и лимфоидной ткани задней стенки глотки, до рождения и в первые месяцы после рождения развито слабо. В постнатальном периоде миндалины претерпевают ряд изменений.

У новорожденных миндалины недоразвиты и функционально неактивны. Небные миндалины еще не вполне развиты, в них выявляются формирующиеся фолликулы, а развитие происходит еще долго.

Основная часть лимфоидного кольца глотки состоит из 2-4 тонких складок слизистой оболочки передней части миндалин, идущих в сагиттальной плоскости, и 6 в задней части, более коротких и несколько загибающихся кпереди, располагающихся во фронтальной плоскости. Представлена при рождении в виде небольших шарообразных скоплений лимфоцитов. «Реактивные центры» в них возникают в первые 2-3 мес жизни. Окончательное развитие фолликулов завершается в первые 6 мес жизни ребенка, а иногда к концу 1-го года. Средние размеры глоточной миндалины в норме составляют у новорожденных 7x4x2 мм.

У детей грудного возраста начинается активное развитие лимфоидного кольца.

Дифференциация фолликулов небных миндалин наступает раньше, на 5-6-м месяце жизни, так как после рождения организм сразу же начинает подвергаться действию бактерий и токсичных веществ, стимулирующих формирование фолликулов.

Аденоиды формируются активнее других миндалин. Складки слизистой оболочки утолщаются, удлиняются, приобретая вид валиков, между которыми хорошо видны борозды. Средние размеры миндалины: после 3 мес 10x7x4 мм и после 1 года 11x8x5 мм, полного развития миндалина достигает к 2-3 годам.

У детей 1-го года жизни полость носоглотки низкая и остроугольная, в связи с чем даже небольшое увеличение глоточной миндалины может значительно нарушить носовое дыхание.

Микроскопически структура миндалин у плодов, новорожденных и детей грудного возраста различна.

У плодов покровный эпителий слизистой оболочки многорядный цилиндрический. В подэпителиальном слое лимфоидная ткань располагается в виде тонкой полоски, состоящей в основном из лимфобластов, малых и средних лимфоцитов. Достаточно хорошо выражена ретикулярная строма. Кровеносные сосуды наполнены кровью.



У новорожденных покровный эпителий многорядный цилиндрический. Борозд немного, они неглубокие. В подлежащей ткани диффузно расположены лимфондные клеточные элементы типа малых и средних лимфоцитов, много кровеносных сосудов и слизистых желез.

Развитие небной миндалины начинается с образования складок слизистой оболочки, которые пронизываются лимфондной тканью.

Язычная миндалина развивается благодаря скоплению лимфондной ткани у корня языка.

Миндаликовая ткань после рождения находится в состоянии постоянного раздражения.

У детей первого полугодия жизни уже определяются хорошо выраженные фолликулы с четкими границами; покровный эпителий миндалин многослойный плоский, с участками многорядного цилиндрического.

У детей старше 6 мес в подэпителиальной ткани наблюдается сравнительно много зрелых лимфондных фолликулов различной величины и формы с хорошо выраженными «реактивными центрами». Они располагаются обычно вокруг борозд. Среди лимфондных клеток и в соединительнотканной стропе много кровеносных сосудов.

В раннем возрасте глоточная миндалина покрыта многорядным цилиндрическим мерцательным эпителием, у детей старшего возраста и у взрослых -плоским эпителием.



Небные миндалины достигают полного развития на 2-м году жизни. Лакуны небных миндалин у детей раннего возраста глубокие, у устья узкие, густо ветвящиеся, часто распространяются до капсулы. Лакуны не всегда направляются в глубину миндалин, иногда они круто поворачивают и идут под покровным эпителием; узкие ходы отдельных лакун заканчиваются расширениями. Все это способствует возникновению воспалительного процесса.

У детей старше 5 лет наблюдается гиперплазия фолликулов, которые нередко оказываются отграниченными от окружающей лимфоидной ткани.

Трубные миндалины достигают наибольшего развития в детском возрасте.

У детей лимфондной ткани в области корня языка меньше, чем у взрослых; крипты язычной миндалины более мелкие и менее ветвистые.

У детей раннего возраста между превертебральным апоневрозом и мышцами глотки от свода носоглотки до входа в пищевод между двумя листками апоневроза цепочкой расположены ретрофарингеальные лимфатические узлы и рыхлая соединительная ткань по обеим сторонам позвоночника. Эти узлы являются регионарными для задних отделов носа, носоглотки и барабанной полости. Их нагноение приводит к образованию заглоточного абцесса.

В области носоглотки заглоточное пространство разделено связкой на две половины, поэтому заглоточные абсцессы в верхних отделах глотки чаще бывают односторонними.

После 4-5 лет эти лимфатические узлы атрофируются, в связи с чем у детей старшего возраста и взрослых ретрофарингеального лимфаденита не бывает.

Для детей младшего возраста характерна гипертрофия (возрастная эволюция) лимфондной ткани. Увеличение миндалин обусловлено гипертрофией лимфоидных фолликулов, а также повышением их числа.

Миндалины достигают наибольшей величины к 5-7 годам. В этом возрасте у детей отмечаются наибольшая инфекционная заболеваемость и повышенная потребность в защите от инфекций. В этом же возрасте детям проводят наибольшее число профилактических прививок, которые мобилизуют всю лимфоидную ткань на выработку иммунитета. Гипертрофия лимфоидной ткани обусловлена интенсивным формированием активного иммунитета с местной выработкой антител при эндо- или экзогенном пути проникновения инфекционного агента в лимфоидную ткань глотки.

По мере накопления в организме антител и совершенствования иммунной системы после 9-10 лет у ребенка начинается возрастная инволюция лимфоидной ткани с частичной ее дегенерацией и заменой на фиброзную, соединительную. Размеры миндалин уменьшаются, и к 16-20 годам обычно сохраняются их небольшие остатки, иногда они полностью исчезают ввиду атрофии лимфоидной ткани. В этом периоде появляется тонкий периферический пояс из зрелых лимфоцитов, увеличивается количество ретикулярных клеток в центре миндалин.

1. Аденоиды, их влияние на состояние слуха и речи. 3атрудненное носовое дыхание, как причина нарушений слуховой и речевой функции.

Аденоиды патологическое разрастание глоточной миндалины. Могут встречаться изолированно или в сочетании с увеличенными небными миндалинами.
Аденоиды развиваются в детском возрасте; приблизительно с 12 лет они становятся меньше, а у взрослых нередко полностью атрофируются.
Аденоиды чаще всего наблюдаются у детей 3-10 лет, но могут появиться раньше - в первые годы жизни, а также после периода полового созревания.
Увеличению аденоидов способствуют детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия), часто повторяющиеся вирусные и микробные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, иммунодефицитные состояния, склонность к аллергии. В их появлении не исключается роль наследственного фактора. Проявляется нарушением носового дыхания, обильными выделениями слизистого секрета, заполняющего носовые ходы, а после - стекающего в носоглотку, хроническим набуханием и воспалением слизистой оболочки носа, Наряду с насморком, заложенностью носа у больных отмечается закладывание, а иногда и боль в ушах, приступообразный кашель по ночам, храп. У школьников часто снижается успеваемость из-за ослабления памяти, внимания.
нарушение слуха. В норме у человека работает система, которая регулирует разницу давления между внешним атмосферным давлением и внутренним, которое существует в полости носа и носоглотке. Этот процесс регулируется благодаря анатомическому образованию, которое носит название слуховая (евстахиева) труба. По этому образованию воздух проникает в среднее ухо из полости носа. Вход в слуховую трубу находится в носоглотке, в непосредственной близости от места нахождения аденоидной ткани. Поэтому, если у ребенка увеличивается носоглоточная миндалина, она перекрывает устье слуховой трубы, затрудняя свободное прохождение воздуха в среднее ухо. В результате, барабанная перепонка теряет свою подвижность, что отражается на слуховых ощущениях - ребенок недостаточно хорошо слышит.
воспалительные заболевания среднего уха. Уже отмечено, что рост аденоидов нарушает физиологию среднего уха, так как перекрывают устье слуховой трубы. В данной ситуации создаются благоприятные условия для проникновения и развития инфекции в среднем ухе. Поэтому, ребенок, страдающий аденоидами часто переносит катаральные и гнойные средние отиты. Это может вызвать понижение слуха, иногда значительное. Искажается речь - голос теряет звучность, принимает гнусавый оттенок. Нарушение развития лицевого черепа и речевого аппарата. Как уже выше отмечено, при наличии у ребенка аденоидов нарушается рост костей лицевого скелета. Это в свою очередь может неблагоприятно влиять на формирование речи. Ребенок не выговаривает отдельные буквы, постоянно говорит в нос (гнусавит). Причем, родители часто не замечают этих изменений, так как "привыкают" к произношению ребенка. Кроме того, у ребенка формируется неправильный прикус, что ведет к разрушению эмали и зубов.

2. Диагностическое значение «слухового паспорта». «Слуховой паспорт» при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуха начинается по определенному плану (слуховой паспорт).

Сначала необходимо выяснить наличие субъективного ушного шума у больного и его характер.

Проводится исследование криком с использованием трещотки Барани для заглушения здорового уха при определении полной односторонней глухоты. -естественная речь позволяет определить состояние слуховой функции + дифференцировать характер поражения. Применяются 2-хзначные цифры от21 до99. острота слуха – расстояние, на котором различает слова. Норма (шепот)- на расстоянии не менее 6 метров различает слова. Исследуют каждое ухо по отдельности. шепот произносят за счет резервного воздуха после спокойного выдоха, на небольшое расстояние с постепенным удалением. Исследование криком проводят для определения полной глухоты. Здоровое ухо заглушают трещоткой БАРАНИ

Проводится камертональное исследование воздушной проводимости с использованием двух камертонов: басового и дискантного. Исследование костной проводимости проводится с помощью басового камертона.

Камертоны – определяется время, в течении которого исследуемый слышит звук камертона от начала его звучания до порога слышимости. Камертоны – басовый- для определения костной проводимости, дискантный – для определения воздушной проводимости

Проводятся опыты Швабаха. Вебера, Ринне.

В топической диагностике нарушений слухового анализатора необходимо основываться на следующих показателях камертоналыюго исследования:

1. Сравнении времени восприятия высокочастотного и низкочастотного камертонов при исследовании воздушной проводимости.

2. Сравнении длительности восприятия низкочастотного камертона при воздушной и костной проводимости.

3. По характеру костной латерализации.

4. По изменению длительности восприятия по кости по отношению к норме.

В качестве дополнительных тестов камертонального исследования, используемых в топической диагностике, проводятся опыт Бинта, а также опыт Желле, с помощью которого определяется подвижность стремени в овальном окне.

Проводится опыт Кутурското. основанный на резком нарушении функции ототопики, который позволяет диагностировать полную одностороннюю глухоту (выключение слуха на одно ухо).

(Зиндера и Покровского, Гринберга и др.).

При исследовании определяют порог слышимости, который для нормально слышащих людей соответствует примерно 10 дБ; порог разборчивости, т.е.50% разборчивость (он примерно на 35 дБ выше порога тонального) и 100% разборчивость речи, которая достигается в норме при интенсивности 45-50 дБ. Результаты исследования изображают графически в виде речевых аудиограмм. На оси абсцисс отмечают интенсивность речи в дБ, на оси ординат - разборчивость в процентах к общему числу поданных обследуемому слов.

БИЛЕТ № 19

1. Клиническая физиология полости носа и околоносовых пазух. Острый гнойный гайморит, обострение хронического гнойного гайморита (этиология, патогенез, клиника, диагностика, виды лечения)

Нос выполняет следующие физиологические функции: дыхательную, обонятельную, защитную, резонаторную (речевую).

Организм человека уникален, каждый орган имеет свою функцию, сбой одного из них приводит к нарушению функций большинства, а в некоторых случаях всех анатомических структур. Работу органов можно сравнить с механизмом часов, сломалась одна мизерная деталь и часы перестают идти, поэтому же принципу устроен и человеческий организм. Одним из органов, отвечающим сразу за два жизненно важных процесса в организме является глотка. Её основными функциями является дыхательная и пищеварительная функция.

Строение глотки

Глотка имеет незамысловатое строение, представляет она собой воронкообразную трубку, которая берет своё начало от шейного позвонка и спускается вниз к пищеводу до 5-7 позвонка. Размер глотки варьируется от 12 до 16 сантиметров. Орган состоит из мышц, слизистой оболочки и лимфоидной ткани. От позвонка цилиндрическая трубка отделена мягкими тканями, что позволяет органу быть подвижным. Основные особенности строения глотки заключаются в том, что пока не активизирована глотательная функция, дыхательные пути открыты, а в момент глотания пищи, гортань блокирует дыхание, чтобы пища была направлена в пищевод, а не лёгкие.

Помимо этого, глотка имеет достаточно много лимфоидной ткани, что позволило ей образовать миндалины в ротовой части. Миндалины служат так называемыми стражами на входе в глотку, они обладают клетками иммунитета, которые блокирует попадание микробов в гортань и ниже по дыхательным путям.

В своем строении глотка имеет три отдела:

  • носоглотка — это отдел, который соединен между носом, ртом и гортанью;
  • ротоглотка является продолжением носоглотки. Отделяет этот отдел от полости рта мягкое небо, небные дужки и спинка языка;
  • гортаноглотка, свое начало этот отдел берет примерно в районе 4 позвонка (могут быть отмечены возрастные особенности). В этом отделе расположена гортань, состоит практически полностью из мышц и является проводником пищи к пищеводу.

Строение органа подразумевает возрастные изменения. Так, у грудничка длина глотки составляет порядка трех сантиметров, за первые два года жизни размер увеличивается в два раза, а у взрослого человека этот параметр составляет 12-16 сантиметров. Также нижний край органа, за счет увеличения размеров смещается вниз. У новорожденного конец глотки расположен в районе 3-4 шейного позвонка, а к подростковому возрасту нижний край размещается на уровне 6-7 позвонка. Возрастные изменения происходят и в глоточном отверстии слуховой трубы. В детском возрасте оно имеет форму щели, а за период взросления приобретает овальную форму. Из-за этой возрастной особенности, дети больше подвержены стенозам и развитию асфиксии, так как просвет гортани у них очень узкий, любой воспалительный процесс в органе приводит к отёчности и перекрытию просвета, что сопровождается нарушением функции дыхания.

Миндалины также переносят возрастные изменения, пик их роста приходится на возраст до двух лет. В период 12-14 лет, происходит обратное развитие, то есть лимфоидная ткань немного уменьшается в размере. После этого периода, возрастные изменения миндалины больше практически не имеют.

Функции

Так, о дыхательной и пищеварительной функции было сказано, но помимо этих двух важных процессов, есть
еще. Речевая функция, возможность произносить звуки у человека появляется благодаря голосовым связкам, расположенным в среднем отделе гортани, а также в этом процессе участвует мягкое небо. За счёт мышечного слоя и подвижности, анатомическая структура позволяет правильно распределять поток воздуха, создавая при этом тембр голоса. Если мягкое небо имеет какие-то анатомические изменения в своем строении — это приводит к нарушению голосовой функции.

И еще одной функцией обладает глотка — защитная. Процесс становится возможным благодаря лимфоидной ткани, которая содержит в себе иммунных агентов и специфичному покрытию слизистой на задней стенке. Эта стенка покрыта слизью с мельчайшими ворсинками, которые в свою очередь также удерживают попадающую пыль и бактерии, чтобы они не распространялись на гортань и дальше. Вот почему довольно часто воспалительные процессы происходят именно в горле, инфекция задерживается здесь, не опускаясь ниже, и вызывает симптомы простудного заболевания.

Болезни глотки и гортани

Есть ряд патологических процессов, которые могут стать причиной нарушений в работе гортани и глотки. К основным заболеваниям этого органа относят:

Глотка — это важный орган в организме человека, которые претерпевает возрастные изменения в течении жизни и выполняет свои уникальные и жизненно необходимые функции, такие как дыхательная, глотательная, речевая и защитная. Орган подвержен различным заболеваниям, которые негативно сказываются на его функциях, поэтому требуют к себе внимания со стороны медицинского персонала и соответственного лечения. При любых изменениях в нормальной работе гортани либо глотки, следует обращаться к врачу, а не заниматься самолечением, в противном случае даже незначительная болезнь, может вызвать серьёзные осложнения.

Когда малыш заболевает, мама еще до приезда врача пытается самостоятельно осмотреть горло чада, но разобрать толком ничего не получается. Все потому, что нет четкого представления о том, как должно выглядеть горло здоровое, а как - больное. Покраснение гортани - не всегда признак серьезной болезни, а отсутствие красноты, которую в большинстве случаев и пытаются разглядеть мамы, не всегда является признаком здоровья. Нужно разобраться во всем по порядку.

Симптомы

У детей часто болит горло , причин может быть много - от аллергии до химического ожога, но чаще всего детей поражают респираторные вирусы. Могут быть также бактериальные воспаления, травмы.

Посмотреть, что происходит с горлышком ребенка, нужно тогда, когда малыш начинает демонстрировать определенные симптомы или открыто жаловаться на них:

  • боль при глотании;
  • затрудненное дыхание;
  • насморк;
  • головная боль, озноб;
  • внезапная лихорадка, повышенная температура;
  • увеличение подчелюстных лимфатических узлов;
  • отказ от питья и еды.

Как проводить осмотр?

Если мама мельком заглянула в горло ребенку, который вяло сделал «а-а-а-а», осмотром это считать нельзя.

Есть определенные правила осмотра горла:

  • Ребенка следует поставить у окна, выходящего на солнечную сторону. Если такого окна нет или естественного освещения не хватает, можно воспользоваться небольшим фонариком.
  • Понятно, что не в каждом доме есть медицинский шпатель, но обычная столовая ложка есть у всех. Чистыми руками, вымытыми с мылом, возьмите чистую ложку, обдайте ее ручку кипяченой водой. После этого руками касаться ручки уже не надо.
  • С помощью ложки аккуратно надавите на серединку языка. Если давить на кончик, можно ничего не разглядеть. Если давить на корень, то ребенка обязательно стошнит, так как это самый простой и легкий способ вызвать рвотный рефлекс.

  • Миндалины видно лучше всего , но для оценки их состояния нужно попросить ребенка как можно шире открыть рот, чтобы язык оказался прижатым к нижней губе.
  • Чтобы оценить состояние задней стенки гортани , имеет смысл слегка придавить язык шпателем или ложкой.
  • Ребенок должен дышать ртом, делая глубокие вдохи , при которых язык рефлекторно несколько опускается. Так область миндалин и боковых частей гортани рассмотреть значительно проще.

Чтобы не перепутать небную миндалину с глоточной, нужно хотя бы в общих чертах представлять себе строение горла.

Норма

Нормальное здоровое горло выглядит так:

  • В ротовой полости нет видимых изменений, ран, язв. Язык чистый, с небольшим физиологическим налетом или без него.
  • Миндалины не увеличены, симметричны, имеют бледно-розовый оттенок. Налета, пузырьков, язвочек, увеличенных бугорков с выраженными границами и уплотнений на них не видно.
  • Небо и небные дужки имеют розовый цвет – иногда более, а иногда менее насыщенный, но равномерный. Налета, гнойников, пятен на них нет.
  • Боковые части гортани в норме не отекшие, розовые.
  • Задняя часть гортани, богатая кровеносными сосудами, может быть краснее , чем остальные части горла, но оценивать следует исключительно состояние сосудов - не увеличены ли они, нет ли выраженных бугорков, гнойников и налета.

Как выглядит патология?

Визуальные признаки больного горла гораздо более разнообразны и указывают на вполне определенные заболевания. Точный диагноз может поставить только квалифицированный врач, который будет основываться не только на осмотре горла, но и на суммарном значении других симптомов, а также результатах лабораторных анализов.

Однако знание отличительных признаков патологий горла еще ни одному родителю не мешало. Это полезно хотя бы для того, чтобы знать, в каких случаях срочно вызвать скорую помощь, а в каких - отправиться на прием в поликлинику или вызвать доктора на дом.

На ранних стадиях ангины миндалины становятся ярко-красными, через несколько часов они покрываются белым налетом . Могут появляться гнойники, отдельные участки гнойного или некротического характера. Просвет гортани может быть сужен. При таких воспаленных миндалинах могут увеличиться близлежащие лимфатические узлы.

Ангина всегда сопровождается высокой температурой, выраженной интоксикацией. После острого периода может начаться фолликулярная ангина, которая хорошо различается при осмотре благодаря яркому признаку - рыхлому гнойному налету на миндалинах.

О том, как распознать ангину, смотрите в следующем видео.

  • Некротическая ангина характеризуется омертвевшими серыми участками лимфоидной ткани на миндалинах, иногда процесс распространяется и на небные дужки, и на язык.

  • Грибковая ангина , как правило, сопровождается покраснением и воспалением миндалин, появлением визуальной рыхлости, а также желтовато-зеленого налета. Грибки в горле чаще всего имеют отношение к роду Candida.

  • Фарингит – распространенное детское заболевание, которое довольно часто начинает развиваться при вирусном заболевании, при аллергии, при некоторых грибковых поражениях (реже), а также при бактериальном заражении. Почти при всех видах фарингита поражается слизистая оболочка гортани.
  • При самой простой форме (катаральном фарингите ) наблюдается небольшое покраснение, а также незначительный отек в области гортани, который не затрагивает ни миндалины, ни небо.
  • При видимом увеличении глоточных миндалин, выраженном покраснении и отечности самой гортани можно говорить о возможном гипертрофическом фарингите .
  • Атрофический фарингит связан с атрофией слизистой оболочки, горло «лаковое», яркий признак - сосуды на задней части глотки. Они становятся более крупными, визуально их становится как бы меньше.

  • Гранулезный фарингит определить легче всего: задняя стенка гортани покрывается гранулами, напоминающими наросты в горле. Могут наблюдаться сгустки слизи.

  • Может возникнуть кандидоз . Это заболевание также называют молочницей горла, за характерный грибковый налет. Температура тела при белом налете в гортани повышается редко, жалобы на трудности с глотанием и боли могут быть, а могут и не быть. Самый важный визуальный симптом - белый творожистый налет на гортани и небе, иногда – на миндалинах. Эти части гортани могут быть несколько увеличены, воспалены.

  • Аденоиды – это часто детское заболевание. Оно сопровождается затруднением носового дыхания, ночным храпом, иногда - снижением слуха. В домашних условиях разглядеть состояние аденоидов из-за их анатомического расположения нельзя. Ведь аденоиды в горле расположены в своде носоглотки. Увидеть их, оценить размер, степень отечности, стадию недуга способен только врач – с применением специального зеркала, которым он может заглянуть за мягкое нёбо.

  • Дифтерия . Это инфекционное заболевание, при котором чаще всего поражается ротоглотка. При дифтерии у ребенка будут увеличенные миндалины, воспаленное отечное горло. Характерным визуальным признаком заболевания является плёнчатый налёт в гортани и на миндалинах. Налёт может быть обширным, а может быть островками, он с трудом снимается шпателем, и после этого остаются красные кровоточащие пятна. Обычно пленка имеет сероватый цвет. При дифтерии может развиваться отек шеи, часто воспаляются лимфатические узлы, повышается температура до 38,0-39,0 градусов.

  • Ларингит сопровождается воспалением слизистой оболочки гортани. При осмотре фиксируется сильное покраснение, а также припухлость горла. Потом покраснение распространяется и на слизистую оболочку надгортанника.

Сосуды задней стенки гортани сильно увеличены, из них может просачиваться кровь, это выражается появлением красных точек. Красные точки свойственны, кстати, и осложненному гриппу. При ларингите у ребенка, как правило, есть осиплость голоса, сухой лающий кашель, который становится сильнее в ночное время.

  • Коклюш – заразное бактериальное заболевание, которое сопровождается сильными приступами кашля. Иногда сопровождается воспалением гортани, которое носит механический характер. При постоянных сильных приступах удушливого кашля раздражается слизистая горла. Однако сам по себе визуальный осмотр гортани не может быть основанием для постановки диагноза.

  • Скарлатину очень просто распознать, всего лишь осмотрев горло малыша. Наиболее ярким признаком является так называемый скарлатиновый язык: в первые дни – с белым налетом и с едва различимыми пузырьками, а затем – насыщенного яркого малиново-алого цвета, с выраженной зернистой структурой. Миндалины воспалены, зачастую покрыты сыпью, похожей на прыщики.

При тяжелом протекании этой заразной болезни могут наблюдаться небольшие язвочки на горле. Распознать скарлатину помогут и другие ее характерные симптомы - покраснение кожи, появление сыпи (за исключением носогубного треугольника).