Свойствами психического отражения являются. Понятие о психике и психическом отражении. Предмет и задачи психологии

Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Центральная категория в этом определении – это активное отображение или отражение реальности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отображение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей. Можно определить психику как "субъективный образ объективного мира" - это наше представление или картина мира, соответственно которой мы чувствуем, принимаем решения и действуем.

Фундаментальное свойство психики – субъективность - определило интроспекцию как основной метод её исследования с древних времен до появления первых научно-исследовательских центров в конце 19 века. Интроспекция – это организованное по специальным правилам самонаблюдение.

В отечественной психологии, в основном, принят рационалистический способ познания, основанный на логике и опыте, который связывает психику с деятельностью головного мозга, развитие которого обусловлено эволюцией живой природы. Однако психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его - во внешнем пространстве и мире.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.) формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Следовательно, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих, как это показано на рис.3.


Рис.3. Структура психического отображения субъектом внешнего и внутреннего мира.

Функции психики.

Определение и понятие психики, проанализированное выше, дает представление о функциях психики или отвечает на вопрос – зачем субъекту психика.

Ещё В.Джемс, основоположник функционального подхода в психологии (предтечи бихевиоризма – науки о поведении) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и поэтому его отражает. Соответственно, к функциям психики можно отнести: 1) отражение, 2) адаптацию, необходимую для выживания и взаимодействия с окружающей средой – биологической, физической, социальной. Из определения психики видно, что она выполняет также 3) регулятивную функцию, то есть направляет и регулирует активность субъекта и управляет поведением. Для того, чтобы регулировать поведение адекватно условиям внешней и внутренней среды, то есть адаптивно, необходимо в этой среде ориентироваться. Следовательно, логично выделить и 4) ориентационную функцию психики.

Названные выше психические функции 5) обеспечивают целостность организма, что необходимо не только для выживания, но и для сохранения физического и психического здоровья субъекта.

Современные отечественные психологи расширяют перечень традиционно рассматриваемых функций психики. Так, В.Аллахвердов в своих работах уделяет большое внимание 6) когнитивной или познавательной функции психики и рассматривает психику как идеальную познающую систему. Один из известных российских методологов Б.Ломов, исходя из системного подхода, выделяет 7) коммуникативную функцию психики, так как психика субъекта возникает и развивается во взаимодействии с другими, то есть она включена компонентом в другие системы (индивид внутри группы и т.д.).

Я.Пономарев обратил внимание на то, что поведение человека бывает неадаптивным, (например, творческое поведение – где человек при реализации своих идей иногда поступает вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения). Соответственно, им была добавлена 8) функция творческой активности, которая ведёт человека к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего.

Думается, что это неполный перечень функций психики, то есть того, зачем и для чего она нужна индивиду, личности и субъекту деятельности. Психологическая наука ждёт новых открытий на пути исследования психических явлений.

Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.

Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.

Психика - удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.

Определение

Психическое отражение - это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Особенности процесса

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность

Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность

Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность

Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость

Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

Опережающий характер

Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.

Объективность

Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.

Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.

Формы психического отражения

Традиционно принято выделять несколько направлений:

1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.

2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.

3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.

Уровни психического отражения

В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.

Сенсорно-перцептивный уровень

Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.

Уровень представлений

Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.

Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.

Вербально-логический уровень

Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.

Высшая форма психического отражения - это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.

Согласно позициям советской психологии уже на уровне животных психически отражается не столько сама по себе стимуляция, инициирующая акты отражения и вызывающая субъективные впечатления различной модальности, сколько опыт индивида в отношении воспринимаемой ситуации, открывающий то, как эта стимуляция - способна измениться и какими действиями ее можно изменить. Именно этот опыт, существующий в виде навыков, умений, ожиданий, когнитивных схем и т. п., а не актуализирующие его внешние и внутренние воздействия, является главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности. Каким богатым ни был бы индивидуальный, а также видовой, передаваемый генетически опыт биологического индивида, он ни в каком отношении не может сравниться с беспрерывно накапливающимся опытом всего человечества, являющимся источником и основой развития процессов психического отражения в условиях общества. Присвоение этого опыта отдельным человеком, продолжающееся на протяжении всей жизни, вооружает его уже не только комплексом чувственных представлений о ближайшей среде и возможностях ее непосредственного преобразования, но взаимосвязанной и обобщенной системой знаний о всем мире, скрытых его свойствах, происходящих в нем взаимодействиях и т. п. В советской психологической литературе эта система присваиваемых представлений, в которой неизбежно локализируется и содержательно обогащается все отражаемое, в последние годы стала обобщенно называться «образом мира». Общий тезис, разрабатываемый в этих работах, утверждает, что

«главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом» (Смирнов, 1981. С. 24).

Важнейшую роль в процессе присвоения человеком опыта социального происхождения, постепенно складывающегося во все более сложный «образ мира», играет язык. Сам язык-его морфология, отражающая принципиальное строение и всеобщие формы объективных взаимоотношений, система взаимосвязанных понятий, обозначающих в действительности иерархию явлений и отношений между ними различной степени обобщенности и др. представляет собой концентрированный продукт общественно-исторического опыта, накапливающий наиболее существенные и отстоявшиеся в широком практическом применении его элементы (см. Выготский, 1982; Леонтьев, 1963; Лурия, 1979). Усвоенный язык-это уже расширенный, целостный и упорядоченный «образ мира», в котором при помощи понятийной идентификации узнаются непосредственно-чувственно отражаемые явления и ситуации. Разумеется, язык не является единственным источником формирования человеческого «образа мира», задавая только своего рода каркас, остов такого образа, который постепен но наполняется более дифференцированным и отточенным содержанием на основе присвоения специаль ных знаний (при помощи того же языка и других знаковых систем), опыта, овеществленного в создан ных человеком предметах и формах действий с ними, передаваемого средствами искусства, и др.

Психическое отражение в результате опосредствования присвоенным социальным опытом приобретает ряд новых качеств. А. Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: он существует в трехмерном пространстве и во времени (движении). ...Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести «еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это-«смысловое поле», система значений». Речь идет о том, что явления, отражаемые человеком, как правило, категоризуются, называются, т. е. идентифицируются не только по чувственным параметрам, но и в системе значений. Это автоматически локализует их в «образе мира», открывая все множество свойственных им особенностей: происхождение, функциональные качества, скрытые связи, дальнейшую судьбу и т. п. Отвечая на вопросы ребенка «Зачем это в каждую черешню кладут косточку?», «Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках?» (Чуковский, 1966. С. 124), взрослый в развернутой форме объясняет то, что при восприятии этих явлений ему открывается сразу как само собой разумеющееся: откуда снег, как он попадает на крыши и др. «Образ мира» ребенка такой информации еще не содержит, тем не менее он уже существует, активно проявляется и наделяет воспринимаемые явления развлекающими взрослого качествами: снег специально для того, чтобы кататься, черешня - чтобы есть и т. п. Таким образом, опосредствованность отражения системой присваиваемых знаний предельно расширяет границы отражаемого содержания, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации и отодвигая до границ общечеловеческого познания, вернее, до пределов того, что из этого познания известно конкретному человеку. Одно из последствий наличия «квазиизмерения » значений состоит в том, что оно практически снимает ограничения с отражения пространственно-временных измерений действительности. Знакомясь с историей, человек легко переносится в мыслях через века и в любое изображаемое место, с астрономией через чувственно невообразимые отрезки времени и пространства.

Столь же свободно он способен представлять события, возможные в самом отдаленном будущем. Подобных отвлечении от наличной ситуации, хотя и не столь внушительных, требуют и повседневные дела, осуществляя которые человек обычно без заметных усилий контролирует как предшествовавшие приготовления к ним, так и будущие более или менее отдаленные последствия.

И в этом случае пространственно-временные параметры отражаемого содержания определяются не внешней стимуляцией, а «образом мира », вернее, той его частью, которая может быть названа «образом своей жизни». Наряду с изменением физических измерений содержание человеческой психики существенно расширяется также по линии отражения самых различных внутренних соотношений и взаимодействий, обнаруживающихся во всем диапазоне пространственно-временной протяженности. «Квази измерение » значений несомненно следует представлять многомерным, передающим принципиально различные характеристики. объективной действительности: классификационные, атрибутивные, вероятностные, функциональные и т. п. Для понимания изменений в мотивационной сфере человека особенно важен тот качественный скачок, который произошел в отражении причинно-следственных отношений . Основной феномен состоит здесь в том, что любое явление, отражаемое человеком, кроме других более или менее общих характеристик получает, как правило, еще и интерпретацию с точки зрения отношений детерминизма: все существующее отражается как следствие определенных причин, обычно целого разветвленного их комплекса, и в свою очередь как причины ожидаемых изменений.

Стремление к выяснению причинной обусловленности явлений настолько характерно человеку, что можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер - деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения. Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

«людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею».

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер-деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения.

Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать-это значит отражать явление «прописанным» в главных системообразующих параметрах «образа мира» и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи. Описание и уточнение упомянутых и ряда других особенностей отражения в человеческой психике требуют обозначения процессов их формирования. Отметим наиболее важные в этом отношении положения. Знания и умения, отложившиеся в языке и других формах общественно-исторического опыта, не могут быть переданы человеку непосредственно; для их присвоения он должен быть вовлечен в специально направленную деятельность , определяемую другими людьми или овеществленными продуктами этого опыта и воспроизводящую такие способы преобразования предметного мира (или его знаковых эквивалентов), в результате которых выявляются новые и все более сложные его свойства. Именно деятельность, вступающая в практический контакт с внешней действительностью, деятельностью других людей и ее продуктами, снимает своей формой и составом первую копию с различных образующих предметного мира, которая впоследствии в результате многократного проигрывания, сворачивания и перехода во внутренний план становится основой для психического отражения этих образующих.

Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном происхождении человеческой психики, подчеркнем, что она вытекает из заложенной И. М. Сеченовым (1953) рефлекторной концепции психического, объясняющей субъективное отражение внутренним выполнением тех действий, которые сложились в практической деятельности с отражаемыми предметами. Качественные отличия между дочеловеческим и человеческим уровнями психического отражения объясняются не различиями в принципиальном способе формирования этих уровней (поскольку в обоих случаях отражение является свернутым продуктом сложившихся в практике форм активности), а различиями между формирующими эти уровни процессами - поведением животных, испытывающих внешний мир возможностями индивидуального организма, и деятельностью человека, испытывающего этот мир на основе опыта и средствами, накопленными многими поколениями людей. Ряд особенностей психики человека связан с тем, что при присвоении им нового опыта происходит постоянное сокращение изначально развернутых процессов деятельности во все более и более сжатые и автоматизирующиеся ее формы.

Особенно важно, что наряду с исчезновением из деятельности многочисленных повторений, поисковых, пробных или уточняющих действий происходит постепенное сокращение внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее совершения исключительно во внутреннем плане, мысленно. Этот интимнейший в формировании психического и во многих аспектах таинственный феномен «вращивания » содержания деятельности во внутренний план получил название интериоризации: «Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации-обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности».

Именно сокращение и интериоризация изначально развернутой деятельности создают возможность присвоения человеком практически неограниченного объема знаний. В более конкретном описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на первых этапах овладения полной отдачи и продолжительных усилий субъекта, впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понимания и других форм человеческого отражения, которым свойственна минимальная выраженность изначально-процессуального и максимальная-результативно-содержательного моментов. В таком итоговом выражении новосформированные элементы опыта могут сравниваться, обобщаться, всевозможно «испытываться» друг другом, т. е. использоваться в дальнейшей активности присвоения уже в качестве ее объекта или средства. Это создает возможность формирования более сложных, обобщенных и опосредствованных «единиц» опыта, которые тоже переходят (после соответствующей отработки и интериоризации) в результативную форму спонтанно понимаемых значений, принципов, идей, используемых в свою очередь для формирования обобщений еще более высокого уровня, и так далее.

Своего рода накопителем для таких многоступенчатых переходов из развернутой в свернутую, из внеш ней во внутреннюю форму деятельности и является индивидуальный «образ мира», представляющий собой конечный упорядоченный продукт присвоения человеком знаний об объективной действительности и себе. Как отмечалось выше, локализованность отражаемых явлений в «образе мира » составляет один из главных признаков сознательного отражения действительности. Данные о развитии способности осознания в онтогенезе свидетельствуют о том, что изначально она тоже проходит стадию развернутого процесса, направляемого взрослым (или затем самим человеком) при помощи вопросов типа: «Что это значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К чему это может привести?». Решение таких вопросов, способствующее рефлексии явлений во все более широком контексте отчета о происходящем, как и всякие другие действия при повторении в сходных условиях, сокращается и автоматизируется, и, став своего рода операцией узнавания явлений в системе «образа мира», обеспечивает возникновение феноменов сознательного отражения. Таким образом, деятельностная интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных действий по локализации отражаемых явлений в «образе мира», как навык идентификации этих явлений в упорядоченной системе знаний. Спонтанность и мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной автоматизированности этого процесса, его независимости от активности субъекта.

Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с одинаково полной развернутостью содержания, характеризующего воспринимаемое явление. Наиболее детально и отчетливо отражается то, что оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического образа, что воспринимается в качестве «фигуры» на составляющем «периферию» сознания «фоне», иначе говоря, на что направлено внимание субъекта. Способность внимания улучшать качество отражаемого содержания часто рассматривалась наиболее существенной его чертой и выносилась в определения, характеризующие его как «состояние, которое сопровождает более ясное восприятие какого-нибудь психического содержания», «обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты». С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал:

«Внимание обычно феноменологически характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный предмет, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью» (1946. С. 442).

Таким образом, хотя отражение многократно и разносторонне обыгранного и в результате этого прочно освоенного материала в значительной мере автоматизировано и не требует выраженных усилий субъекта, некоторую минимальную активность (в виде направления внимания) он при этом должен обнаружить. Естественно, что в тех случаях, когда степень освоенности знаний недостаточно высока, субъект для их актуализации должен приложить специальные усилия: выяснение того, что профессионалом отражается сразу (например, возможность устранения неполадок в технической системе), от начинающего может потребовать многих часов интенсивной умственной работы.

Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения в индивидуальной психике представлен неоднородно и наряду со знаниями, актуализирующимися при направлении внимания на некоторое содержание автоматически, существуют менее освоенные знания, извлекаемые в результате произвольных попыток субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед ним случай, и т. п. Это значит, что содержание, реально отражаемое в некоторый момент человеком, зависит не только от освоенного им опыта, касающегося данного содержания, но и от специфики стоящей перед ним задачи, которая определяет, какой именно аспект этого опыта будет им активно извлекаться и отражаться.

Способность человека произвольно управлять процессами отражения, актуализировать и просматривать те аспекты «образа мира », которые необходимы с точки зрения стоящих перед ним задач, представляет собой важнейшую особенность социально развитой психики, благодаря которой он получает возможность полного отвлечения от реально воспринимаемой ситуации и отражения любых необходимых элементов и составляющих присвоенного опыта. Проявляясь во внутренней деятельности, способность произвольной регуляции существенно изменяет протекание «натуральных» психических процессов, составляя одну из самых характерных особенностей так называемых высших психических функций. Мышление как своего рода сводный продукт развития этих функций, как «интегратор интеллекта» осуществляется при помощи, в частности, высших (произвольных) форм внимания, памяти, воображения и состоит в процессе произвольного поиска, актуализации и проигрывания во внутреннем плане опыта, необходимого для решения стоящих перед человеком задач.

Возникновение способности к произвольной регуляции связано с тем обстоятельством, что не только содержание, но и форма деятельности человека определяется ее социальным происхождением-тем, что она осуществляется либо под прямым или опосредствованным (например, письменным текстом) руководством других людей, либо в сотрудничестве с ними с неизбежным учетом их интересов и возможностей, результатов их труда и т. п. Общение как одна из наиболее характерных форм активности человека пронизывает практически всякий род его деятельности, служа не только удовлетворению соответствующей потребности, но и универсальным средством-катализатором формирования психических новообразований. Поэтому взрослый передает свой опыт ребенку не по типу одностороннего перекачивания через деятельность в его «образ мира» все новой информации, а скорее в режиме диалога с этим образом с постоянной экстериоризацией из него в деятельность уже усвоенных знаний и их использованием для формирования более сложных новообразований. Понятно, что необходимые для этого системность и преемственность между отдельными актами формирующей деятельности, вся ее организация могут быть заданы только в общении с другими людьми, предлагающими ребенку на доступном ему языке и в определенном порядке нечто сделать, сопоставить, повторить, «подумать» и т. д. В результате взаимосвязанность и системность приобретает и формирующийся в деятельности «образ мира».

Внешние, заложенные другими людьми способы организации деятельности постепенно осваиваются самим человеком и, став в результате интериоризации внутренними средствами ее регуляции, наделяют новыми качествами формирующееся в ней психическое отражение. Особенно в этом отношении важны последствия того разрыва между мотивацией и действием, который образуется при выполнении деятельности под руководством взрослого вследствие того, что действия направляются не возникающими в ситуации побуждениями, а взрослым, которому мотивация (сотрудничества с ним, игровая, познавательная) как бы передает эту функцию. Освоение навыков, позволяющих действовать независимо от непосредственных побуждений, становится основой для способности человека произвольно регулировать внутреннюю и внешнюю деятельность. Об этом свидетельствуют специальные исследования, показавшие, что способность к произвольной регуляции активности в онтогенезе формируется постепенно: сначала как умение ребенка действовать, подчиняясь речевым командам взрослого, затем-выполняя собственные развернутые команды, и, наконец-согласно свернутым распоряжениям самому себе на уровне внутренней речи. Отметим, что формирование этой особенности психики человека тоже опосредствовано языком-именно речь служит универсальным средством, при помощи которого человек овладевает собственными психическими процессами и поведением.

Вооружение человеческой психики «образом мира» и особенно способность к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания способствовали видоизменению и развитию особого внутреннего структурного образования-субъекта. Это образование представляет собой онтологически трудноуловимую, но функционально отчетливо проявляющуюся регулирующую инстанцию, которой в образе открываются, с одной стороны, мотивация в виде побуждений к целям, с другой-условия достижения этих целей, в том числе собственные возможности действия, и самое общее назначена которой состоит в организации их достижения. Речь идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась «Я» как «познающим элементом в личности» (1911 С. 164), 3. Фрейдом-«Я», или «это».

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

По , сознание = психика.
По , сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.
. Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла (пр/р.: загонщик). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмета.

Специфика психологического отражения

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения : физическая, биологическая, психическая.

Физическое отражение – прямой контакт. Этот процесс конечен во времени. Эти следы безразличны для обоих объектов (симметричность следов взаимодействия). По А.Н.Леонтьеву происходит разрушение.

Биологическое отражение – особый вид взаимодействия – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы. На основе сигнального преобразования возникает ответная реакция. (на внешний мир или на себя). Избирательность отражения. Отсюда отражение не симметрично.

Психическое отражение – в результате возникает образ предмета (познание мира).

Образы – чувственные, рациональные (знания о мире).

Особенности психического отражения : а) чисто субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в) психическое отражение является более или менее правильным.

Условия построения образа мира : а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего