Святой роман о чем молятся. Преподобный роман сладкопевец - покровитель всех поющих. О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников - прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях - Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник - житие святого Артемия - имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману - другая группа свидетельств - канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно - во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому - кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

История сохранила очень мало данных о св. Романе Сладкопевце. Он родился в конце V в. в еврейской семье* в городе Эмесе близ Бейрута. Согласно древнему синаксарю, там он служил диаконом. Но другое предание говорит, что св. Роман был рукоположен в диакона уже в Константинополе, что было много позднее. В его житии говорится, что Роман проводил аскетический образ жизни. Сохранилось также предание, что прежде получения чудесной помощи свыше, он был безграмотным.

То ли низкий моральный уровень жителей Бейрута, то ли иное какое побуждение было у св. Романа оставить этот город, но он переселяется в Константинополь. В этой блестящей столице Византийской империи ему было трудно. Он получил место пономаря в одном из храмов столицы. Дни он проводил в месте своего служения, усердно трудясь в храме, а на всю ночь уходил всегда открытый храм Божией Матери во Влахернах. В этом знаменитом храме Роман молился в течение всей ночи. Спустя некоторое время он перешел на службу в патриарший кафедральный собор столицы. Здесь своим усердным служением он обратил на себя внимание патриарха Евфимия. В Греческой Церкви, как и во всех Балканских Церквах, пономари были одновременно и псаломщиками, т.е. совмещали службу уборки храма с клиросным служением. Но, в отличие от других служителей храма, св. Роман не умел читать и не мог петь церковных песнопений. Однако патриарх приравнял его в отношении жалования к другим служащим храма, которые несли также и клиросное служение. Это вызвало их раздражение на Романа, которое перешло в открытое преследование. Его всячески притесняли. Чувствительный душой, добрый, сердечный и незлобивый святой от этого очень страдал. А однажды издевательства над ним превзошли всякую меру: во время совершения Царских часов в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал царь Анастасий и было много духовенства и мирян, певчие насильно потащили святого, который в это время был занят лампадами, на амвон, возвышавшийся посередине церкви, говоря: "Получаешь равное с нами жалование - неси и равную с нами службу". Преподобный не умел петь и не мог прочесть текста, а потому со стыдом покинул амвон. Ему казалось, что все смеялись над ним, и особенно тяжело ему было потерпеть такой стыд пред лицом царя... Тогда Роману казалось, что выхода нет, и, рассуждая по-человечески, он был прав. Сказать о своей обиде было некому. Обратиться к патриарху? - Но патриарх - лицо слишком высокое и недоступное, да часто и нельзя ожидать сердечности от тех, которые достигли высоких постов. Кроме того, если бы патриарх и принял бы участие в нём и сделал бы выговор клирикам, то можно себе представить, как они стали бы мстить ему. Но когда положение действительно безнадежно, когда человек совершенно не в силах помочь себе и ни от кого ждать поддержки, и в то же время он отчаянно нуждается в ней, вот тогда-то являет себя помощь Христа и Его Матери. К Ним-то и прибег святой. После завершения службы, когда все ушли из храма, он повергся ниц перед образом Божией Матери, и со слезами просил Ее не оставить его Своей помощью. В печали он пошел домой, и от печали не вкусив пиши, уснул. Во сне он увидел видение, которое должно было совершенно переменить его жизнь. Он увидел Божию Матерь, в Ее руках был маленький свиток. Она сказала ему тихим голосом: "Открой уста". И когда он открыл уста, Владычица вложила в его уста этот свиток и сказала: "Съешь его". Он проглотил свиток, и тут же проснулся. И почувствовал в сердце необыкновенную радость, и ощутил, что и разум его просветился. Неграмотность и необразованность вдруг совершенно исчезли, как будто их и не было, он ощутил себя в полноте великих знаний и великой силы. И если несколько часов назад он покинул храм в печали, с горькими слезами, то теперь он возвращался в этот же храм с великим торжеством и радостью, а в сердце его слагалась чудесная песнь... Началась божественная служба. Служил патриарх с сонмом епископов и священников, присутствовал царь с вельможами и военачальниками; храм был полон. Наступило время пения кондака праздника. И вот, к удивлению и даже немалому страху других клириков, на амвон взошел Роман. Он развил свиток, который держал в руках, и с лицом ангела начать петь вдохновенным голосом сочиненные им слова и мелодию. Какая это была мелодия, мы не знаем, потому что византийские мелодии не разгаданы, а, кроме того, как можно заключить из надписания кондаков, они имели свою собственную мелодию. Но слова, сочиненные св. Романом, мы знаем и ежегодно торжественно воспеваем их на Рождество Христово. Слова эти следующие:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

В нескольких словах здесь представлена и глубина догматической тайны и обширность евангельской повести о Рождестве Христовом. Вечное чудесно сочеталось с временным; небо - с землей, невместимое слилось в гармонию с крайне ограниченным: Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком, и земля принесла своему Творцу в подарок - пещеру, небо - звезду, а человечество принесло Богу Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, участвовавшую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять человеческую плоть от Той, Которая всю Свою жизнь отдала Богу в совершенную жертву.

Затем Роман пропел 24 икоса, которые сопровождали этот кондак. (В настоящее время, после кондака читается только один икос, и кондак не воспевается на амвоне с той торжественностью, как это было при св. Романе.)

Все бывшие в храме были глубоко тронуты. Преп. Роман свернул свиток и смиренно сошел с амвона и затерялся в толпе. Патриарх немедленно пригласил его в алтарь и спросил его, каким образом он сочинил это боговдохновенное произведение? И святой открыл ему всё. Патриарх предложил Роману диаконское служение в соборе. И тогда, вероятно, он открыл патриарху, что он уже имеет диаконский сан, полученный им в Бейруте, и живет монашеской жизнью. Клирики, которые перед тем обижали святого, припали к его ногам, прося его прощения и моля его взять их в свои ученики. Преподобный сразу же их простил и обнял их и исполнил их просьбу.

Впоследствии св. Роман написал множество кондаков: на Господни и Богородичные праздники, на события Страстной седмицы, на Пасху и воспоминания евангельских событий, на события из Ветхого Завета, на темы христианской жизни, как-то: покаяние, пост и т.п. Эти кондаки и сопровождающие их икосы, числом от 20 до 30, написаны в стихотворной форме и в ритме соответствующих им мелодий, которые, увы, не разгаданы.

В дни больших праздников царь приглашал к себе во дворец соборных певчих, и здесь исполнялись кондаки св. Романа. В его кондаках обычно представлена назидательная проповедь, диалог и заключительная молитва: они богаты и по догматическому содержанию, и по красоте. Вероятно, кондаки пелись на два клироса антифонно, а затем последний стих, которым кончаются все икосы, пели оба хора вместе. Пели в унисон (гармонизация не была известна до XV-го в.), без сопровождения каких-либо инструментов, хотя и на Востоке, и в древней Элладе религиозное пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, но Православная Церковь эту практику отвергла. Возможно также, что кондаки исполнялись наподобие чтения у нас акафистов: после положенного евангельского чтения, вместо проповеди, священник или диакон читали или, лучше сказать, пели текст кондака, а клирос пел последнюю строфу-припев. Как говорится в одной древней рукописи, царь Юстиниан Великий знал Романа, но стал ли он, так сказать, дворцовым композитором, - как утверждают некоторые - остается не подтвержденным источниками. Можно сказать одно: сам святой этой земной славы не искал; в одном из своих икосов он выражает печаль о том, что ему приходится вести слишком светский образ жизни. Это был период величайшего расцвета, мощи и культуры Византии.

Из множества кондаков св. Романа до нас дошли только 85; только несколько из них переведены на русский язык. В нашей Церкви творения св. Романа Сладкопевца, в сущности, не используются: осталось только несколько кондаков в сопровождении одного икоса. Каноны и стихиры, написанные по определенному плану более поздними песнопевцами Православной Церкви, оказались более жизненными.

Умер св. Роман в Авасском монастыре под Константинополем около 555 года.* В его житии говорится, что он был весьма любим всеми и почитаем; и, прожив свою жизнь богоугодно и праведно, ушел в вечные селения и ныне с ангельскими хорами воспевает Богу Трисвятую песнь.

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был , память которого отмечается 14 октября , в праздник Покрова Пресвятой Богородицы . Роман Сладкопевец почитается Церковью как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

Роман Сладкопевец/греч. Ρωμανός ο Μελωδός — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками, некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; «Душе моя, душе моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых (память 14 октября н/ст).

Западнополесская икона (1649)

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман - грек по происхождению - родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вёл благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита - так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии - мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Необученный с детства грамоте и лишённый возможности читать духовную литературу, Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия - человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз в праздник Рождества Христова в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.


Роман Сладкопевец и Богородица. Чудо о Романе Сладкопевце

Из рукописи Менологий Василия II, X в

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы


Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.



Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.


Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям церковное пение приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа


Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества - поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический , сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка - византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа


Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к лику святых. Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: 14 октября отмечается как профессиональный праздник . В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.


Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

Житие Романа Сладкопевца

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.


В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов - очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы , но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески "Кондакион"), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: "Дева днесь Пресущественнаго раждает". От того свитка ("кондака") и все песнопения преподобного стали называться кондаками . Святой Роман первый написал и икосы песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески "икосах").

За усердное служение был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.

До самой кончины, последовавшей около года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак, глас тойже

Божественными добродетельми духа / измлада украсився, Романе премудре, / Церкве Христове пречестное украшение был еси, / пением прекрасным украсив ю, блаженне. / Тем молим тя, подаждь желающим божественнаго дарования твоего, / яко да вопием ти: / радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Библиография

  • Успенский Н. Д., проф. Kондаки святого Романа певца.- "Богословские труды". сб. 4, 1968, с. 191-201.

Использованные материалы

  • Полный Тропарион. Издательство "Троица", 2006. Т. 1, с. 92. Т. 2, с. 540.