Установите соответствие между основными путями достижения состояния. Промежуточная аттестация по биологии в форме тестирования тест по биологии (9 класс) на тему. ДЕ: Психические познавательные процессы

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: к одномембранным органеллам, наряду с ЭПС, косплексом Гольджи и лизосомам, относятся вакуоли (они бывают пищеварительные, сократительные и т.д.), органеллы еще бывают немеммбранными и двумембранными (хлоропласты и митохондрии). Правильный ответ - вакуоль.

Задание №2.

Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Биосферный

2. Генный

3. Популяционно-видовой

4. Биогеоценотический

5. Абиогенный

Объяснение: среди перечисленных, уровнями организации живого являются - биосферный, популяционно-видовой и биогеоценотический, а генного и абиогенного уровней не бывает. Правильный ответ - 25.

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один стоп-кодон иРНК?

Объяснение: любой кодон в РНК состоит из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Рост клетки

2. Расхождение гомологичных хромосом

3. Расположение хромосом по экватору клетки

4. Репликация ДНК

5. Синтез органических веществ

Объяснение: три признака описывают процессы в клетке, происходящие от деления до деления клетке (в ходе интерфазы) это - рост клетки, репликация ДНК и синтез, а два остальных процесса (расхождение гомологичных хромосом и расположение хромосом по экватору клетки) происходит непосредственно во время деления клетки. Правильный ответ - 23.

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой процессов и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы

А. Образование половых клеток у млекопитающих

Б. Рост организмов

В. Деление зиготы

Г. Конъюгация и кроссинговер

Д. Уменьшение числа хромосом вдвое

Способ деления

1. Митоз

2. Мейоз

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки). Митоз - процесс деления соматических клеток (из одной диплоидной клетки получается две диплоидных). Разберем каждый процесс.

Образование половых клеток происходит при помощи мейоза, так как половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

Рост организмов происходит при помощи митоза (так как делятся соматические клетки).

Деление зиготы - дробление - происходит при помощи митоза.

Конъюгация и кроссинговер входят в процесс мейоза.

Уменьшение числа хромосом - это мейоз, так как при этом из одной диплоидной клетки возникает 4 гаплоидных.

Правильный ответ - 21122.

Задание №6.

Сколько разных фенотипов получится при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика в случае неполного доминирования?

Объяснение: если мы имеем два розовых растения, которые образовались при неполном доминировании, значит эти растения - гетерозиготны - Аа. Скрещиваем два таких растения: Аа х Аа.

Получается три генотипа и три генотипа: АА, Аа, аа. Правильный ответ - 3.

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Полиплоидия

2. У-хромосома

3. Аллель

4. Консумент

5. Мимикрия

Объяснение: полиплоидия, У-хромосома и аллель являются генетическими терминами, а консумент и мимикрия относятся к экологии. Консумент - гетеротроф, второе звено в пищевой цепи. Мимикрия - явление подражающей окраски. Может быть выражено различными способами: подражание среде обитания, подражание запаха хищника (для защиты), копирование окраски хищного или (и) опасного животного и другие способы. Служит для борьбы с окружающей средой и межвидовой конкуренции. Правильный ответ - 45.

Задание №8.

Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

А. Спирогира

Б. Пеницилл

В. Серобактерии

Г. Цианобактерии

Д. Дождевой червь

Способ питания

1. Фототрофный

2. Гетеротрофный

3. Хемотрофный

Объяснение: гетеротрофы - организмы, потребляющие готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии), то есть гетеротрофия - потребление органических веществ и их переработка в неорганические. Фотосинтез - процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами (и сборка органических веществ в неорганические). Хемотрофы - организмы, превращающие неорганические вещества в органические при помощи энергии окисления химических соединений (бактерии). Поэтому, к фототрофам отнесем спирогиру и цианобактерии, к гетеротрофам - пеницилл и дождевого червя, к хемотрофам - серобактерии. Правильный ответ - 12312.

Задание №9.

Три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий

1. Имеют неоформленное ядро

2. Размножаются только в других клетках

3. Не имеют мембранных органоидов

4. Осуществляют хемосинтез

5. Способны кристаллизоваться

6. Образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Объяснение: вирус - белковый капсид, содержащий внутри себя нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК). Проявляет активность только внутри живой клетки. Поэтому, к признакам вирусов, в отличие от бактерий, относят размножение в других клетках, способность кристаллизоваться и то, что они образованы белковой оболочкой (капсидом) и нуклеиновой кислотой. Правильный ответ - 256.

Задание №10.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен

Признак Класс

А. Наличие шейного позвонка 1. Рыбы

Б. Отсутствие ребер 2. Земноводные

В. Непрямое развитие

Г. Наличие конечностей

Д. Двухкамерное сердце

Е. Отсутствие легких

Объяснение: для начала напомним, что рыбы являются менее организованными животными, чем амфибии, рыбы живут в воде, дышат через жабры растворенным кислородом, не имею конечностей, а только плавники, имеют один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Поэтому, к рыбам относятся ответы - Д и Е, а к амфибиям - А, Б, В, Г. Правильный ответ - 222211.

Задание №11.

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Фиалка

2. Двудольные

3. Фиалка трехцветная

4. Покрытосеменные

5. Фиалковые

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Отдел - Покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Фиалковые

Род - Фиалка

Вид - Фиалка трехцветная

Правильный ответ - 42513.

Задание №12.

При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы

1. Расширяются артерии

2. Повышается артериальное давление

3. Усиливается перистальтика кишечника

4. Сужается зрачок

5. Увеличивается количество сахара в крови

6. Учащаются сокращения сердца

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система - наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. Правильный ответ - 145.

Задание №13.

Установите соответствие между особенностями строения и функциями головного мозга человека и отделом, для которого они характерны.

Особенности строения и функции Отдел головного мозга

А. Содержит дыхательный центр 1. Продолговатый мозг

Б. Поверхность разделена на доли 2. Передний мозг

В. Воспринимает и обрабатывает

информацию от органов чувств

Г. Содержит (включает) сосудодвигательный центр

Д. Содержит центры защитных реакций

организма - кашля и чихания

Объяснение: продолговатый мозг содержит дыхательный и сосудодвигательный центр, а также центры кашля и дыхания (безусловных рефлексов). Передний мозг разделен на доли и воспринимает и перерабатывает информацию от органов чувств. Правильный ответ - 12211.

Задание №14.

Установите, в какой последовательности происходят процессы обмена жиров в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Образование собственных жиров в клетках кишечника

2. Расщепление жиров под действием ферментов в пищеварительном канале

3. Всасывание жирных кислот и глицерина в ворсинки кишечника

4. Поступление жиров в лимфу

Объяснение: обмен жиров в организме начинается с расщепления жиров под действием ферментов в пищеварительном канале на глицерин и жирные кислоты, затем они всасываются в ворсинки кишечника, а потом поступают в лимфу и, наконец, собственные жиры организма образуются в клетках кишечника. Правильный ответ - 2341.

Задание №15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. 2. Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. 3. Направляющий фактор эволюции - борьба за существование. 4. Элементарная единица эволюции - класс. 5. Главные формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, разрывающий.

Объяснение: ошибки есть в третьем предложении, так как направляющий фактор эволюции - естественный отбор, а не борьба за существование, и в четвертом: элементарной единицей эволюции является популяция, именно на уровне популяции идет эволюция (из популяций образуются новые виды). Правильный ответ - 125.

Задание №16.

Установите соответствие между признаком и путем достижения организмами биологического прогресса в эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признак

А. Мелкие эволюционные изменения

Б. Образование типов и классов животных

В. Частные приспособления к среде обитания

Г. Общий подъем организации

Д. Усиление узкой специализации

Путь эволюции

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация

Объяснение:

Ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.).

Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.).

К ароморфозам отнесем: образование типов и классов животных и общий подъем организации, а к идиоадаптациям - мелкие эволюционные изменения, частные приспособления к среде обитания и усиление узкой специализации. Правильный ответ - 21212.

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Биогеоценозы характеризуются

1. Сложными пищевыми цепями

2. Простыми пищевыми цепями

3. Отсутствием видового разнообразия

4. Наличием естественного отбора

5. Зависимостью от деятельности человека

6. Устойчивым состоянием

Объяснение: биогеоценоз - это совокупность организмов, обитающих на определенной территории и имеющих трофические связи, обеспечивающие круговорот веществ и энергии. примерами биогеоценоза являются смешанный лес, луг, тропики и т.д. Поэтому, к признакам биогеоценоза относятся: сложные пищевые цепи, наличие естественного отбора и устойчивость. Правильный ответ - 146.

Задание №18.

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика организмов

А. Синтезируют органические вещества из неорганических

Б. Используют готовые органические вещества

В. Используют неорганические вещества почвы

Г. Растительноядные и плотоядные животные

Д. Аккумулируют солнечную энергию

Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу

Функциональная группа

1. Продуценты

2. Консументы

Объяснение: консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка. Продуценты - автотрофы (зеленые растения или бактерии) (фототрофы или хемотрофы), создающие органические вещества из неорганических. Образуют первый трофический уровень пищевой цепи. Значит, продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, используют неорганические вещества почвы и аккумулируют солнечную энергию (только фототрофы). Все остальные характеристики относятся к консументам. Правильный ответ - 121212.

Задание №19.

Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Синтез иРНК на ДНК

2. Доставка аминокислоты к рибосоме

3. Образование пептидной связи между аминокислотами

4. Присоединение аминокислоты к тРНК

5. Соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

Объяснение: синтез белка - процесс экспрессии определенного гена при помощи нуклеиновых кислот и ферментов. Начинается синтез белка с синтеза иРНК на матрице ДНК, потом иРНК выходит из ядра и соединяется с двумя субъединицами рибосомы, потом нужные аминокислоты присоединяются к тРНК, которая доставляет аминокислоты к рибосоме и заканчивается образованием пептидной связи между аминокислотами, в результате чего образуется белок. Правильный ответ - 15423.

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов и понятий

1. Биологический прогресс

2. Общая дегенерация

3. Появление четырехкамерного сердца у млекопитающих

4. Конвергенция

5. Обитание в океане рыбы латимерии

6. Биологический регресс

Задание №21.

Изучите график колебания численности зайцев в зависимости от численности хищников. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Колебания численности вида - популяционные волны, или "волны жизни"

2. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база

3. Возрастание численности хищников опережает возрастание численности жертв

Объяснение: представленные графики колеблятся, такие колебания называются популяционными волнами, еще мы видим, что численность волков, лисиц и рысей возрастает с уменьшением численности зайцев и зайцев было так много, что они смогли накормить собой и волков и лисиц и рысей. Правильный ответ - 12.

Задание №22.

Предложите опыт, доказывающий необходимость света для жизни растений.

Объяснение: свет растениям дает энергию для образования органических веществ, поэтому без света растение не будет расти (не сможет образовывать сахара и молекулы АТФ). Например, можем взять два растения, одно поставить на свет, а другое - в темноту. При этом будем одинаково их поливать. И увидим, что у растения в темноте светлеют листья и оно перестает расти, а растение на свету растет как и прежде.

Задание №23.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Объяснение: на рисунке изображена анафаза митоза, так как хроматиды (гомологичные хромосомы) расходятся по разным полюсам клетки. Набор хромосом - 4n, так как перед делением хромосомы удвоились, такое же и число молекул ДНК.

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 2. Первичная моча сходна по составу с плазмой крови. 3. Во вторичной, или конечной, моче содержится мочевина, вода и некоторые минеральные соли. 4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

Объяснение: предложение 1 - фильтрация плазмы крови происходит не в надпочечниках, а в почках. Предложение 2 - первичная моча не сходна по составу с плазмой крови, а отличается отсутствие белков. Предложение 3 - мочевой пузырь не является органом половой системы, а только выделительной.

Задание №25.

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения.

Объяснение: газообмен в листьях цветкового растения осуществляется при помощи двух процессов: фотосинтеза и дыхания. При фотосинтезе фиксируется углекислый газ и выделяется кислород, при дыхании кислород поглощается, а выделяется углекислый газ. Смесь газов накапливается в межклеточном веществе, они выделяются и поглощаются при помощи устьиц, расположенных на обратной стороне листа.

Задание №26.

Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных

Объяснение: начнем описание эволюции кровеносной системы хордовых с ланцетника, у него замкнутая кровеносная система, сердца нет, но есть один круг кровообращения. У рыб сердце двухкамерное (одно предсердие и один желудочек) и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек (кровь в желудочке смешивается), два круга кровообращения. У рептилий - трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек с неполной перегородкой, два круга кровообращения. У птиц - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения. У млекопитающих - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

Задание №27.

Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: папоротникам характерна смена поколений (полового и бесполого). Споры образуются из спорангия при помощи мейоза. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом и образуются из споры путем митоза, то есть споры тоже имеют тоже гаплоидный набор хромосом.

Задание №28.

В скрещивании самки мыши с черной окраской тела и укороченным хвостом с самцом с коричневым телом и укороченным хвостом получилось потомство: с черной окраской тела и длинным хвостом, с черной окраской тела и укороченным хвостом, с коричневым телом и длинным хвостом, с коричневым телом и укороченным хвостом. Длина хвоста контролируется геном, который в доминантном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном - мыши погибают на эмбриональной стадии развития. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех особей. Поясните фенотипическое расщепление в скрещивании.

Объяснение: АА - длинный хвост

Аа - укороченный хвост

аа - летальный ген

Вв - черная окраска

вв - коричневая окраска

АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

Имеем генотипы потомства:

1ААВа - длинный хвост и черная окраска

1ААвв - длинный хвост и коричневая окраска

2АаВв - укороченный хвост и черная окраска

2Аавв - укороченный хвост и коричневая окраска

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕГЭ формы достижения биологического прогресса.

Какие признаки называют конвергентными? 1) возникшие у неродственных видов в сходных условиях 2) имеющие общность происхождения 3) возникающие у особей внутри популяции 4) сходные у близкородственных организмов

Гомологичными называют органы, которые развиваются 1) из одинаковых эмбриональных зачатков 2) из образовательной ткани 3) под влиянием аллельных генов 4) в сходных условиях среды обитания

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) развитие жаберного дыхания у рыб и раков Б) обтекаемая форма тела у рыб и китов В) окраска шерсти у серой и чёрной крыс Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц Д) наличие крыльев у птиц и бабочек 1) дивергенция 2) конвергенция

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ВИД НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) австралийская ехидна Е) заяц русак 1) биологический прогресс 2) биологический регресс

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) сходное расположение глаз у лягушки, крокодила, бегемота Б) обтекаемая форма тела синего кита и тигровой акулы В) окраска шерсти белого и чёрного медведей Г) разная форма клюва у галапагосских вьюрков Д) наличие крыльев у летучей мыши и птицы 1) дивергенция 2) конвергенция

Установите соответствие между ароморфозом и классом животных, у которых он впервые появляется в ходе эволюции. АРОМОРФОЗ КЛАСС ЖИВОТНЫХ А) возникновение зародышевых оболочек Б) появление шерстного покрова В) внутреннее оплодотворение Г) возникновение лёгочных пузырьков Д) появление четырёхкамерного сердца 1) Пресмыкающиеся 2) Млекопитающие

АРОМОРФОЗ КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ А) два круга кровообращения Б) диафрагма В) альвеолярное дыхание Г) трёхкамерное сердце Д) рычажные конечности Е) развитие эмбриона в матке 1) Земноводные 2) Млекопитающие

По пути общей дегенерации и идиоадаптации происходила эволюция 1) плоских ресничных червей 2) плоских ленточных червей 3) свободноживущих круглых червей 4) кольчатых малощетинковых червей

Установите соответствие между примером животного и типом приспособления, которое для него характерно. ПРИМЕР ЖИВОТНОГО ТИП ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) морской конёк-тряпичник Б) осовидная муха В) насекомое палочник Г) бабочка шмелевидка Д) гусеница бабочки берёзовой пяденицы Е) муха пчеловидка 1) маскировка 2) мимикрия

Установите соответствие между примером приспособления и его значением в жизни животных. ПРИМЕР ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) изменение окраски тела Б) наличие стрекательных клеток В) способность впадать в спячку Г) мигрирование в поисках пищи Д) сезонное изменение густоты шерсти Е) наличие игл на спине 1) защита от врагов 2) перенесение неблагоприятных условий

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление. ПРИМЕР ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) лёгочное дыхание у земноводных Б) семена у голосеменных растений В) длинная шея у жирафа Г) корни-прицепки у плюща Д) усики у гороха Е) половое размножение у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует. ПРИМЕР ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) отсутствие органов пищеварения у ленточных червей Б) редукция пальцев у лошади В) отсутствие органов зрения у бычьего цепня Г) отсутствие конечностей у змей Д) редукция хорды у взрослой формы асцидии Е) редукция органов зрения у кротов 1) общая дегенерация 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи В) молочные железы у млекопитающих Г) мягкий короткий шерстный покров у крота Д) два круга кровообращения у земноводных Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса. ПРИМЕРЫ ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется данным примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) наличие короткого клюва с широким ртом у ласточек и стрижей Б) возникновение многоклеточности у организмов В) появление у организмов полового процесса Г) наличие хорды у бесчерепных Д) образование зелёной окраски у лесного клопа Е) наличие хорошо развитой механической ткани в листьях подорожника 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей – пример 1) биологического регресса 2) общей дегенерации 3) биологического прогресса 4) ароморфоза

Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) неполная перегородка в желудочке сердца Б) покровительственная окраска тела В) яйца с яйцевыми оболочками Г) сухая кожа без желёз Д) ласты у морских черепах Е) редукция конечностей у змей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Из указанного перечня выберите пример морфофизиологического прогресса. 1) наличие волосяного покрова у млекопитающих 2) образование плавательных перепонок у озёрной лягушки 3) разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах 4) наличие воскового налёта на листьях клюквы

Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник. ПРИЗНАК ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений Б) различия в строении ротового аппарата у насекомых В) появление семени у голосеменных растений Г) образование зоба у некоторых видов птиц Д) возникновение полового процесса Е) возникновение проводящей ткани у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) переход от размножения спорами к размножению семенами Б) возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка В) образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных Г) формирование тканей и органов у моховидных Д) появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых Е) преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих Б) уменьшение количества пальцев у лошадей В) большое количество мелких цветков в соцветии одуванчика Г) двойное оплодотворение у цветковых растений Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы 1) дивергенция 2) конвергенция

Элементарной единицей эволюции считают 1) популяцию 2) семейство 3) вид 4) организм

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Выберите признак, характеризующий виды-двойники. 1) не обладают морфологическим сходством 2) могут скрещиваться между собой 3) репродуктивно изолированы друг от друга 4) формируют на общей территории одну популяцию

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) листья-иголки у хвойных 2) млечные железы у млекопитающих 3) корнеплоды у свёклы 4) половое размножение 5) ткани у растений 6) стебель соломина у злаков

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует 1) дрейфу генов 2) проявлению мутаций 3) приспособленности видов 4) фенотипической однородности популяций

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации 2) увеличению числа популяций и видов 3) широкому распространению 4) упрощению организации 5) возникновению частных приспособлений к условиям среды 6) понижению плодовитости

Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела. ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ А) медоносная пчела Б) речной окунь В) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк 1) покровительственная 2) предупреждающая

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца

Покровительственная окраска и форма тела животных сформировались в процессе 1) онтогенеза 2) изоляции 3) миграции 4) эволюции

Разнообразие формы листьев у разных растений возникло в результате 1) модификационной изменчивости 2) действия антропогенных факторов 3) действия движущих сил эволюции 4) проявления законов наследственности

Приспособленность растений к опылению насекомыми – это 1) мутационная изменчивость 2) модификационная изменчивость 3) направление эволюции 4) результат эволюции

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов Б) ласты пингвина и тюленя В) длинные задние конечности страуса и кенгуру Г) окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака Д) копательные конечности у крота и насекомого медведки 1) дивергенция 2) конвергенция

Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример? 1) маскировку 2) мимикрию 3) сезонную окраску 4) расчленяющую окраску

Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют 1) подражательным сходством 2) предупредительной окраской 3) индустриальным меланизмом 4) мимикрией

Выберите пример ароморфоза. 1) появление корневой системы у древних папоротников 2) формирование разнообразных листьев у растений 3) формирование различий в строении цветков у растений 4) образование нектарников в цветках

Результатом эволюции является 1) изоляция 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

Короткие крылья или их отсутствие у насекомых, обитающих на островах с сильными ветрами, – пример 1) общей дегенерации 2) идиоадаптации 3) биологического регресса 4) конвергенции

Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции? 1) особи связаны пищевыми цепями и сетями питания 2) она состоит из отдельных взаимодействующих особей 3) это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени 4) в ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии


Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М. : Дрофа, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по биологии по курсу 9 класса в форме тестирования. Учитель Корявикова Н.Т.

Пояснительная записка.

Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М. : Дрофа, 2009.

Цель промежуточной аттестации: оценка качества образовательной подготовки по биологии обучающихся 9 классов. Материалы направлены на контроль усвоения обучающимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Экзаменационная работа представлена в 4-х вариантах, состоит из 2 частей:

Часть 1 содержит 20 заданий (А1 – А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из них только один, верный.

Часть 2 включает 5 заданий (В1- В5) :

2 (В1, В2) - на выбор трех правильных ответов из шести предложенных;

2 (В3, В4) - на умение устанавливать соответствие;

1(В5) – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Критерии оценивания результатов: за каждый правильный ответ в части А - ставится 1 балл. В части В – за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов. Сумма баллов – 30 баллов.

Шкала оценивания.

правильное выполнение 100-90% заданий теста (30 - 28 баллов) – отметка «5»

правильное выполнение 89-75% заданий теста (27- 20 баллов) – отметка «4»

правильное выполнение 74-50% заданий теста (19 -16 баллов) – отметка «3»

правильное выполнение 49% и менее заданий теста (менее 15 баллов) – отметка «2»

Ответы:

Вариант - 1

Вариант - 2

Вариант - 3

Вариант - 4

Вариант - 1

211122

122112

ДГВАБ

Вариант - 2

212112

121212

БАГВД

Вариант - 3

221331

121221

ВБДГАЕ

Вариант - 4

222111

212211

ГАБВ

ВАРИАНТ 1.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган–ткани–организм – клетки – молекулы – системы органов
  2. Молекулы–ткани–клетки–органы–системы органов – организм
  3. Молекулы–клетки–ткани–органы–системы органов – организм
  4. Система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм–клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток
  2. животные организмы состоят из клеток
  3. все низшие и высшие организмы состоят из клеток
  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8 . В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

10. К эукариотам относятся

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы
  2. результаты эволюции
  3. движущие силы эволюции
  4. основные направления эволюции
  1. лишайником и березой
  2. лягушкой и комаром
  3. раком-отшельником и актинией
  4. человеческой аскаридой и человеком
  1. выборочная вырубка леса
  2. соленость грунтовых вод
  3. многообразие птиц в лесу
  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы
  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа
  3. участвуют в разложении органических веществ
  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами
  2. они растут в течении всей своей жизни
  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  4. в клетках содержится хитин
  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги :

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
  4. Листопад осенью.
  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

Установите правильную последовательность .

В5 . Расположите в правильной последовательности фазы митоза.

А) метафаза В) профаза

Б) телофаза Г) анафаза

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 2.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм – клетки
  2. Орган–ткани– организм – клетки – молекулы – системы органов
  3. Молекулы–ткани–клетки–органы– системы органов – организм
  4. Молекулы–клетки–ткани–органы – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды
  2. способность к неограниченному размножению
  3. единовременный акт творения
  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

15. Конкуренция в сообществах возникает между

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

18. К редуцентам, как правило, относятся

  1. низшие растения
  2. беспозвоночные животные
  3. грибы и бактерии
  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических
  2. питаются органическими веществами живых организмов
  3. способствуют нейтрализации ядов в почве
  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

1.растут в течение всей жизни

2.всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3.растут только в начале своего индивидуального развития

4.питаются готовыми органическими веществами

5.являются производителями в экосистемах

6.имеют клеточное строение

В2. Назовите ключевые события профазы I мейоза.

1. репликация ДНК

2.обмен гомологичными участками хромосом

3.разрушение центромеры и расхождение сестринских хроматид

4.деспирализация хромосом

5.деление цитоплазмы

6.конъюгация гомологичных хромосом

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

В4 . Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

2)идиоадаптация

В5. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи.

А) организмы-деструкторы В) плотоядные животные

Б) растительноядные животные Г) автотрофные растения

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 3.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах
  1. т-РНК 3) белков
  2. ДНК 4) полисахаридов
  1. Универсальным источником энергии во всех живых организмах являются молекулы

1) углеводы 3) жиры

2) АТФ 4) полисахариды

  1. Только клеткам растений характерно наличие
  1. митохондрий 3) плазматической мембраны
  2. хлоропластов 4) цитоплазмы
  1. Главным структурным компонентом ядра являются
  1. хромосомы 3) митохондрии
  2. рибосомы 4) хлоропласты
  1. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы
  1. белков 3) АТФ
  2. воды 4) неорганических веществ
  1. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках
  1. любого организма 3) содержащих лизосомы
  2. содержащих хлоропласты 4) содержащих митохондрии
  1. Белок состоит из 50 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка?

1) 50 3) 150

2) 100 4) 250

  1. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют
  1. бесполым 3) половым
  2. вегетативным 4) споровым
  1. Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?

1) полное превращение 3) непрямое

2) прямое 4) неполное превращение

  1. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - это
  1. свойства живой природы 3) движущие силы эволюции
  2. результаты эволюции 4) основные направления эволюции
  1. К результатам эволюции относят
  1. изоляцию 3) приспособленность
  2. наследственную изменчивость 4) дрейф генов
  1. Органоид клетки, участвующий в делении клетки
  1. рибосомы 3) клеточный центр
  2. лизосомы 4) митохондрии
  1. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству
  1. животных 3) бактерий
  2. растений 4) грибов
  1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы 3) лишайники

2) бактерии 4) грибы

  1. Темные бабочки встречаются в промышленных районах Англии чаще, чем светлые, потому что

1) в промышленных районах темные бабочки откладывают больше яиц, чем светлые

2) темные бабочки более устойчивы к загрязнениям

3) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

4) в загрязненных районах темные бабочки менее заметны для насекомоядных птиц

  1. К антропогенным факторам относят
  1. образований колоний птиц 3) кормовые миграции животных
  2. истребление саранчи скворцами 4) запрет охоты на хищных птиц
  1. К биотическим компонентам экосистемы относят
  1. газовый состав атмосферы 3) особенности климата и погоды
  2. состав и структуру почвы 4) продуцентов, консументов, редуцентов
  1. Определите верно составленную пищевую цепь.
  1. еж - растение- кузнечик - лягушка
  2. кузнечик - растение - еж - лягушка
  3. растение - кузнечик - лягушка - еж
  4. еж - лягушка - кузнечик - растение
  1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Результатом эволюции является

1. появление новых засухоустойчивых сортов растений

2. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5. сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

6. получение высокопродуктивных бройлерных кур

В2. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?

1.происходит в цитоплазме

2.происходит в митохондриях

3.образуется пировиноградная или молочная кислота

4.энергетический эффект - 2 молекулы АТФ

5.завершается образованием АТФ, углекислого газа и воды

6.энергетический эффект - 36 молекул АТФ

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.

В3 .Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

А) приводит к образованию новых мелких систематических групп

Б) совершенствование органов достигается путем частных изменений в строении и функции органов

В) затрагивает все уровни организации организмов

Д) упрощение организации и снижение активности ряда органов

Е) приводит к образованию новых крупных систематических групп

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

1)ароморфоз 3) общая дегенерация

2)идиоадаптация

В4. Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) не имеет заведомо приспособительной направленности

Б) носит групповой характер

В) носит индивидуальный характер

Г) характеризуется адекватностью

Д) отличается непостоянством

Е) носит случайный характер

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

1)генотипическая

2)фенотипическая

Установите правильную последовательность.

В5. Расположите в правильной последовательности периоды палеозойской эры, начиная с самого раннего.

А) карбонский Г) девонский

Б) ордовикский Д) силурийский

В) кембрийский Е) пермский

Итоговый тест по биологии за курс 9 класса

ВАРИАНТ 4.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются
  1. гормоны и витамины 3) неорганические вещества
  2. вода и углекислый газ 4) белки, жиры и углеводы
  1. Универсальным источником энергии во всех живых организмах являются молекулы

1) углеводы 3) жиры

2) АТФ 4) полисахариды

  1. К биологическим полимерам НЕ относятся

1) полисахариды 3) белки

2) нуклеиновые кислоты 4) аминокислоты

  1. О единстве живого мира свидетельствует
  1. круговорот веществ 3) взаимосвязь организмов и среды
  2. клеточное строение организмов 4) приспособленность к среде

5 .Основная функция митохондрий -

  1. редупликация ДНК 3) выработка энергии АТФ
  2. биосинтез белка 4) синтез углеводов

6 .В рибосомах происходит

  1. окисление углеводов 3) синтез липидов и углеводов
  2. синтез молекул белка 4) окисление нуклеиновых кислот

7. Клетки прокариот, в отличие от клеток эукариот,

  1. не имеют плазматической мембраны 3) состоят из более простых

органических веществ

  1. не имеют оформленного ядра 4) содержат цитоплазму

8.Пластический обмен в клетке характеризуется

  1. распадом органических веществ с освобождением энергии
  2. образованием органических веществ с накоплением в них энергии
  3. всасыванием питательных веществ в кровь
  4. перевариванием пищи с образованием растворимых веществ

9.Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов?

  1. 1800 3) 300
  2. 200 4) 1200

10.Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате

  1. мейоза 3) оплодотворения
  2. митоза 4) конъюгации

11.Какие клетки образуются путем мейоза

  1. мышечные 3) половые
  2. эпителиальные 4) нервные

12.К абиотическим- факторам относят

  1. подрывание кабанами корней 3) образование колоний птиц
  2. нашествие саранчи 4) обильный снегопад

13.Определите правильно составленную пищевую цепь.

  1. ястреб - дрозд-- гусеница- крапива
  2. крапива- дрозд - гусеница- ястреб
  3. гусеница - крапива - дрозд - ястреб
  4. крапива - гусеница - дрозд- ястреб

14.Расширение озоновых дыр приводит к

  1. повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
  2. усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

15.Видом называется группа особей,

  1. обитающих на общей территории
  2. появившаяся в результате эволюции
  3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
  4. созданных человеком на основе отбора

16.Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют

1) доминантным 3) гибридным

2) рецессивным 4) мутантным

17.Парные гены гомологичных хромосом называют

  1. сцепленными 3) аллельными
  2. неаллельными 4) диплоидными

18.Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Развитие каких из перечисленных признаков обусловлено неаллельными генами?

  1. длинные ресницы, короткие ресницы
  2. есть складка в углу глаза, нет складки в углу глаза
  3. голубые глаза, большие глаза
  4. карие глаза, светлые волосы

20. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

  1. 10% 3) 40%
  2. 20% 4) 90%

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1 . В клетке бактерий:

  1. нет митохондрий
  2. клеточная стенка содержит хитин
  3. есть одна кольцевая молекула ДНК
  4. отсутствует ядро
  5. имеется оформленное ядро
  6. ДНК линейная и находится в хромосомах.

В2. К продуцентам относят

1) плесневый гриб - мукор

2) северного оленя

3) сосну обыкновенную

4) землянику лесную

5) дрозда-рябинника

6) ландыш майский

В3. Установите соответствие между процессами и способами деления клетки.

В4. Установите соответствие между организмами и группой, к которой их относят.

Установите правильную последовательность.

В5. .Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого.

А) лещина, бересклет

Б) груша, клён, яблоня

В) дуб, липа

Г) звездчатка, ветреница


Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учеными и взглядами на историческое развитие живой природы.

а) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству

б) изменения условия среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения

в) благоприобретенные признаки наследуются

г) движущей силой эволюции является естественный отбор

д) элементарной эволюционной еденицей является отдельная особь

е) элементарной эволюционной еденицей является популяция

1) Ч. Дарвин

2) Ж.Б. Ламарк

а б в г д е
2 1 2 1 2 1

В13. Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического процесса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ

а) приводит к образованию новых мелких систематических групп

б) совершенствование органов достигается путем честхы изменений в строении и фунции органов

в) затрагивает все уровни организации организмов

д) упрощение организации и снижение активности ряда органов

е) приводит в образованию новых крупных систематических групп

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

1) ароморфоз

2) общая дегенерация

3) идиоадаптация

а б в г д е
2 2 1 3 3 1

В14. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями.

МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

а) железо

б) натрий

д) соляная кислота

е) фосфорнокислый кальций

ж) магний

1) переносит кислород (в составе гемоглобина)

2) входит в состав хлорофилла

3) обеспечивает прочность костной ткани

4) обеспечивает высокую кислотность желудочного сока

5) участвует в генерации и проведении нервных импульсов

6) придает прочность эмали зубов

В16. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

ОРГАНИЗМЫ

б) инфузории

в) дрожжевые дрожжи

г) жгутиковые

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

2) почкование

В18. Установите соответствие между организмами и их признаками.

ПРИЗНАКИ

а) образуют два сорта гамет

б) образуют один сорт гамет по данному гену

в) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака

г) при скрещивании организмов отмечается расщепление признака

д) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака

е) при скрещивании организмов не наблюдается расщепление потомства по данному признаку

ОРГАНИЗМЫ

1) гомозиготные

2) гетерозиготные

В20. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации.

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ

а) уменьшение количества воды в клетках

б) накопление сахаров и глицерина

в) коллективная терморегуляция (пчелы)

г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)

д) испарение воды через кожу и дыхательную систему

е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь)

ж) транспирация воды (растения)

МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

1) защита от замерзания

2) защита от перегрева

а б в г д е ж
1 1 1 2 2 1 2

В21. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и ее определением.

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

а) хищничество

б) конкуренция

в) симбиоз

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекают пользу

2) форма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питания

3) форма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок и т.д.

4) форма отношений, при которой один вид организмов питается особями другого вида, ловя и умершвляя их.

а б в г
4 3 1 2