В северо-крымский канал запустили воду из рек. Время собирать воду: что происходит с Северо-Крымским каналом Кто строил северо крымский канал

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

Северо-Крымский канал был построен в 1971 году

Се́веро-Кры́мский кана́л (СКК; укр. Північно-Кримський канал), оросительно-обводнительный. Построен в 1961-1971 годах для орошения земель засушливых регионов Херсонской и Крымской областей Украинской ССР водами реки Днепр при отборе её из из Каховского водохранилища (заполнено в 1955-1958 г.г.), возникшего после строительства плотины и комплекса Каховской ГЭС (1950-1956 г.г.). При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени комсомола Украины.

Сооружался очередями (на сегодня выполнены 3 очереди строительства, но в перспективе намечались ещё 4-я, 5-я и 6-я очереди дальнейшего строительства). Ширина канала в его начале - 150 м, глубина - 7 м. Среднегодовой сток - 380 м³/с (из этого объёма обычно 60-80 м³/с уходило на сельскохозяйственные нужды юго-запада Херсонской области, 300-320 м³/с - в Крым). Максимально технологически возможный сток - до 500 м³/с (это составляет 30 % стока Днепра в нижнем его течении, равном 1670 м³/с).

До 80 % воды СКК в Крыму используется для нужд сельского хозяйства, из них 60 % уходит на обеспечение выращивания риса.

Из-за относительно небольшого количества осадков и бедной речной сети, в Крыму издавна наблюдалась нехватка пресной воды, которая усилилась по мере быстрого роста населения в послевоенные годы. Для подачи воды из Днепра было сооружено обширное Каховское водохранилище. Строительство канала было начато в 1961, в 1963 вода дошла до Красноперекопска, в 1965 - до Джанкоя, в 1971 пришла в Керчь. Канал позволил решить проблему водоснабжения степного Крыма. Однако, несмотря на то, что в настоящее время воды канала удовлетворяют нужды жителей полуострова на 80-85 %, проблема нехватки пресной воды сохраняется в некоторых регионах полуострова, например, на участке от Алушты до Судака. После прихода Северо-Крымского канала в Феодосию в город перестала поступать вода Субашского источника.
Марка Почты СССР, 1951 год

В 1951 году была выпущена марка Почты СССР, посвященная Северо-Крымскому каналу, как одной из великих строек коммунизма.

Перекрытие канала

Весной 2014 года зависимость полуострова от пресной воды Северо-Крымского канала могла быть одним из аргументов против провозглашения независимости Крыма от Украины. Впрочем, руководство Госводагентства сообщило о том что оно не рассматривало возможности отключения водоснабжения канала, поскольку это грозит гуманитарной катастрофой. Кроме Крыма, воду посредством данного канала получает примерно треть Херсонской области. Датой начала эксплуатации было назначено 19 марта. 26 апреля Украина прикрыла шлюзы Северо-Крымского канала, после чего доступ воды на территорию Крымского полуострова почти полностью прекратился. Госводагентство Украины и власти Крыма не смогли договориться об условиях поставки воды; канал был заполнен до уровня, обеспечивающего водоснабжение Херсонской области, который позволял получать лишь незначительный объём воды на насосной станции под Джанкоем, направляющей её дальше в Крым. 7 мая 2014 года было опубликовано сообщение с фотографией того, как на территории Херсонской области примерно в 40 км от границы с Крымом возводится дамба в русле Северо-Крымского канала. Работы велись с автомобильного моста по трассе Армянск - Херсон в районе поселка Каланчак. По информации главы Херсонской областной государственной администрации Юрия Одарченко, Украина строит не дамбу, а узел учёта воды, «который будет отмерять абсолютно точно, какое количество воды будет передаваться на Крымский полуостров».

Характеристика

Начинается из Каховского водохранилища, далее проходит через Перекопский перешеек, мимо Джанкоя и далее - на юго-восток. Под конец доходит до окрестностей Керчи. Длина 402,6 км, максимальная пропускная способность 294 м³/с, что в два раза больше среднегодового расхода современной Москвы-реки в устье (150 м³/с, половину которoго обеспечивает канал имени Москвы). Несмотря на высокую потенциальную водность, Северо-Крымский канал является сезонным, а не круглогодичным. Его наполнение обычно осуществляется в конце мартa. Дату начала эксплуатации определяет Государственное агентство водных ресурсов Украины. Подача воды завершается в ноябре. Канал не является судоходным.

Главный водозабор размещён на Каховском водохранилище, откуда вода самотёком через Перекопский перешеек подаётся на расстояние 208 км к насосной станции № 1 под Джанкоем (высота подъёма - 9,2 м).
Второй самотёчный участок длиной 79 км между 208 и 287 км подаёт воду к насосной станции № 2 (высота подъёма 25,6 м).
Третий самотёчный участок длиной 82 км (от 287 до 369 км) заканчивается насосной станцией № 3, от которой вода по напорному водоводу диаметром 1800 мм и длиной 322 м подаётся к насосной станции № 4.
Напорный участок 30-километрового водовода (диаметром 900 и 1200 мм) заканчивается у очистных сооружений г. Керчи.

В 1986 году площадь орошения составляла 380 тыс. га и обводнения свыше 600 тыс. га. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Судак, часть сёл Ленинского района (Феодосийское, Ленинское, Зелёноярское и Керченское водохранилища), посёлки Симферопольского района (Комсомольское, Грэсовский), некоторые районы города Симферополя через Межгорное водохранилище.

В Херсонской области от канала отходит на запад Краснознаменский канал (в сторону одноимённого села).

Строительство Северо-Крымский канал начался еще при правлении Никиты Сергеевича Хрущева, а закончился уже при правлении Леонида Ильича Брежнева, а вот тут Вы можете посмотреть другие вопросы об строительства моста через Керческого пролива.

Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым

В 2014 году Украина прекратила подачу днепровской воды по Северо-Крымскому каналу на полуостров. Тогда этот акт назвали "водной блокадой" и до этих пор ни одного литра "украинской влаги" в СКК не попадает. Однако в том же году власти Республики приняли экстренные меры, что позволило и сейчас частично канал наполнять. Корреспонденты РИА Новости Крым проверили, как содержится "сухая часть" канала и увидели ту точку, где он становится вновь полноводным.

Были на грани

Заместитель председателя Госкомводхоза Республики Крым Андрей Лисовский рассказал, что сейчас используется ровно половина канала.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Из 270 километров магистральной части Северо-Крымского канала сейчас в работе 50%. Это около 140 километров. В 2014 году Украина перекрыла воду, и нам надо было в кратчайшие сроки решать проблему водообеспечения. Если бы тогда вовремя не среагировали, то Феодосия была бы уже в июне 2014 года совсем без воды, Керчь - в августе. Эти регионы исторически обеспечивались днепровской водой. По предложению Госкомводхоза в районе села Новоивановка было построено гидротехническое сооружение, это дало нам возможность сбрасывать воду из Белогорского и Тайганского водохранилищ в речку Биюк-Карасу, которую мы перенаправили в Северо-Крымский канал. В средине мая 2014 вода начала закачиваться в Феодосийское водохранилище. В 2015 году были введены в строй Нежинский и Просторненский водозаборы и вода по временным водоводам начала поступать в СКК", — пояснил Лисовский.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

Правда, по его словам, тяжелым выдался не только 2014 год, но и 2018.

"Это лето было жаркое, поэтому мы загодя попросили подрядчиков подключить к построенным водоводам скважины хотя бы по временной схеме. 5 июля сброс с водохранилищ был прекращен, поскольку объемы воды стали минимальными. Раньше у нас вода в Белогорском водохранилище заканчивалась в конце октября", — рассказывает замглавы Госкомводхоза.

Круглый год

Текущая ситуация заставила специалистов принять решение, на которое не готовы были даже советские строители СКК - канал решили использовать зимой, что не было предусмотрено проектом.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Северо-Крымский канал построен для работы девять месяцев в году и не запроектирован для работы в зимний период. Но с 2014 года мы обеспечиваем его работу и в холодное время. Система полностью сохранена и находится в рабочем состоянии. В случае какого-то решения по подаче воды, в кратчайшие сроки проведем все подготовительные мероприятия. Я это гарантирую. Да, при пуске будут определенные потери, но никаких серьезных последствий это не будет иметь", — гарантирует Лисовский.

Сухая половина

Красноперекопский филиал ГБУ РК "Крыммелиоводхоз" находится в нескольких десятках километров от места, где Северо-Крымский канал "входит" с территории Украины на полуостров. Антонина Лисовская, заместитель директора филиала сейчас вынуждена смотреть на "сухой" СКК: здесь в канал вода не подается. Тем не менее, и сама "водная артерия", и все оборудование в полностью рабочем состоянии.

"У нас есть три насосные станции, по шесть агрегатов, каждый из которых весит 57 тонн. Первая насосная находится на участке, где воды нет, но поддерживается в рабочем состоянии. Если воду сегодня откроют, то мы сможем ее взять. Остальные две насосные станции работают", — рассказывает Лисовская.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

По ее словам, работа по содержанию канала идет полным ходом.

"На участках, которые не задействованы, идет поросль, но все службы работают на то, чтобы сохранить мелиоративные системы: убирается трава и наносы, ремонтируются швы. У нас есть служба эксплуатации, которая в соответствии с дефектными ведомостями проводит все необходимые работы", — гарантирует она.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Реки в канал

В сотне километров от "сухого" Красноперекопска находится вполне полноводный Нижнегорский. Здесь в Северо-Крымский канала направлена река Биюк-Карасу и несколько водозаборов. Андрей Спасенов — главный инженер Нижнегорского филиала "Крыммелиоводхоз" — рассказывает: все это дает больше ста тысяч кубометров воды в сутки, которые направляют на восток Крыма.

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.

История строительства Северо-Крымского канала

Впереди археологов и строителей шли саперы, обезвреживающие снаряды


Построеный всем СССР и с риском для жизней Северо-Крымский канал перекрыт Киевскими властями ().

Более полувека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.


Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки. Северо-Крымский канал строили в три очереди - с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации всего проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и не довели. Но днепровская вода в город все равно дошла по водоводу из Сак.

«Вести» нашли ветеранов строительства канала и узнали подробности большой стройки.


На первых этапах землю копали вручную.


ОШИБКА В ПРОЕКТЕ


Один из мастеров строительства, 80-летний Николай Карнаух, в числе первых начал рыть канал. «До запуска артерии вокруг Красноперекопска, кроме перекатиполя, ничего не росло. И когда комиссия решала, нужно ли строить канал, ее привезли в этот район. Тогда все вопросы и отпали», - вспоминает ветеран стройки. Не обходилось на строительстве без ЧП: «Однажды выкопали траншею 2,5 метра, но никто не увидел, как бригада спустилась туда работать, а тут пришла днепровская вода, и стенки обвалились, один человек погиб. Уже после строительства в проекте была обнаружена ошибка - при пробах грунта под Красноперекопском нашли гипс. От воды он растворился - и канал прорвало. Это было ЧП государственного масштаба. Потом эти участки около семи лет ремонтировали: делали дренажную систему, затягивали пленкой», - вспоминает Карнаух.


После ЧП около семи лет делали дренажную систему канала. Фото: Музей Северо-крымского канала.


КОПАЛИ ПО МИНАМ


Людмила Овсянникова, которая сейчас заведует музеем Северо-Крымского канала, во время строительства работала в отделе капитальной планировки: «Нам нужно было так спланировать площадь, чтобы вода под определенным уклоном шла и равномерно распределялась на поля. Можно сказать, я собственными руками создавала оросительную систему Крыма. Буквально на каждом шагу строителей подстерегала опасность, поскольку со времен войны осталось в земле столько боеприпасов, что только за один год было извлечено более пяти тысяч снарядов. Поэтому впереди археологов и строителей шли саперы. Бывало, снаряды взрывались, выводили из строя технику, но о ЧП особо не распространялись, поэтому количество жертв неизвестно», - делится женщина.


При строительстве использовали самую современную на то время технику . Фото: Музей Северо-крымского канала.


А вот Александр Новальнев, работавший фотокорреспондентом газеты «Строитель канала», вспоминает, что при строительстве третьей очереди канала выяснилось, что и своей воды в Крыму было много. «В Черноморском районе начали рыть котлован для насосной станции, и вдруг из-под земли ударил мощный источник воды. Какой-то работник залез по пояс в воду, подошел к этой бреши и начал ее затыкать, чем придется. После этого вода остановилась, ее откачали и срочно залили бетоном. А я в этот момент стоял рядом с Героем соцтруда Николаем Слипченко. Он смотрит и говорит: «Вот у меня недавно ведро оторвалось в колодце. Так его нашли аж в Керкинитском заливе через несколько дней. А узнали, что это именно то ведро, по маркировке - там каждая вещь была подписана. Это говорит о том, что в степном Крыму под землей целые реки текли», - рассказывает журналист.


Дмитрий Востриков
Источники - http://vesti.ua/