Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.
Это у них значило:
– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.
Это у нее значило:
– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Выскочка" Пришвин М. М. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Выскочка" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.
Н аша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.
Это у них значило:
– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.
Это у нее значило:
– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» (на доске).
Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»
Образовательные задачи (предметные результаты):
- Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
- Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
2. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательные задачи (личностные результаты):
- Воспитывать любовь к природе, Родине.
- Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
- Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оборудование:
Техническая оснащенность: компьютер; проектор.
Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут О.А., я у вас сегодня проведу урок литературного чтения.
Поприветствуйте наших гостей кивком головы.
Садитесь, сядьте ровно, спинки выпрямите, приготовьтесь слушать.
II. Актуализация знаний. (1,2,3 слайд)
– Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будите слушать, рассмотрите иллюстрации. (Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).
НА слайде «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин.
Учитель:
Что за звуки вы услышали?
(Я слышу звуки леса. А я пение птиц и дуновение ветра. Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев).
Учитель:
Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)
Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.
Ребята, а работать мы с вами будем в группах. «Солнце», «Вода», «Трава», «Цветы». Все готовы. Молодцы. А следить за временем сегодня буду я.
Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету каждая группа, а затем выступают). (4 слайд)
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ : - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
IV. Тема, цель урока.
- Как вы считаете, кто автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин).
1. Приём «Дешифратор» (карточка № 1).
Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. Придвиньте карточки под №1 и расшифруйте это название. Работаем группой. (Дети разгадывают название в группах). Молодцы.
Давайте подумаем, а какие цели (СЛАЙД 5 ) мы с вами поставим на урок? Обсудите их в группах. Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).
ИТОГ : Итак, ребята, тема нашего урока М. Пришвин «Выскочка», (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) а цель урока (ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ 6 )- Знакомиться с новым произведением. Читать и понимать прочитанное.
Высказывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в группе.
2.Приём «Предложение»
По названию произведения предложите, о ком или о чём пойдёт речь? Молодцы.
Писатель дал своему произведению название «Выскочка». А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Правильно, молодцы.
3.–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями произведения .(7 слайд)
Читаем вместе со мной:
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау - Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия (Собака)
Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?
А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.
4. Работа со скороговоркой по группам. (8 слайд).
А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя, и поработайте в группе, придвинув белую карточку. Отвечаем все вместе. (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.) ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ГРУППЫ.
–Группа «Солнце». Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
– Группа «Вода». Выделите голосом, что же делали сороки?
Группа «Трава». Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?
Группа «Цветы». Покажите голосом, какие это были сороки?
(На ДОСКЕ)- Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения? (собака, сорока).
IV. Первичное чтение.
(9 СЛАЙД) - Сейчас мы прочитаем произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»
Ребята, кто будет помощником при чтении? Обсудите в группах и предложите . (учитель +уч-ся из каждой группы). Открыли страницу 14четвёртую.
V. Вопросы на первичное восприятие.
1.Прочитайте вопрос на слайде и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»? ) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).
ДЛЯ ВСЕХ: Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).
Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).
5. Физминутка
VII. Вторичное чтение.
Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте мы прочитаем произведение еще раз. При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события, описание героев, непонятные слова.
Словарная работа.
Какие слова вам были не понятными при чтении? Обсудите в группах.(обсуждают). СПРОСИТЬ, ИТАК, КАКИЕ ЖЕ СЛОВА ВАМ БЫЛИ НЕПОНЯТНЫ? (одна говорит, а другая может отвечать).
Работа в группах. (карточка № 2) Сами читаете вопрос и говорите ответ.
Придвиньте карточки №2. Прочитайте вопрос и обсудите в группах.
1 гр «Солнце»: - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?
Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).
Итак, группа «Солнце», вы готовы? Молодцы.
Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки у нас в Алтайском крае. Протекает она, ребята, в г. Бийске. (Пишется с большой буквы, т.к. обозначает географическое понятие). (10 СЛАЙД)
ГРУППА «Вода», как вы ответили на свой вопрос?
2 гр «Вода»: Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
3 гр «Трава»: Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
4 гр «Цветы» : Какой была Выскочка? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).
- Выборочное чтение в группах.
Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент ? Обсудите в группах. Чья группа готова отвечать? С. (со слов..Только бы ещё одно мгновение..). А вы как считаете?
Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? (Выскочка поскакала дуром).
Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок). Кто готов?
Как вы понимаете крылатое выражение «в семье не без урода»? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).
Учитель: Какова главная мысль произведения? Обсудите в группах . (НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ). А как вы считаете?
- Работа со всем классом. (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ?)
Итак, ребята, какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).
Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому – нибудь).
Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? Обсудите в группах.
Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.
VIII. Закрепление.
А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Придвиньте карточку №3.
1.Работа с таблицей в группах. (карточка № 3)
X. Домашнее задание:
Ребята, а кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?
И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании. (РАЗДАТЬ ПО ГРУППАМ). Как вы поняли д/з? А ваша группа? Группа «Цветы».
XI. Рефлексия: (НА ДОСКЕ)
Ребята, на парте у вас лежат символы ДВУХ цветов: лучики, капельки, лепестки, листочки. Выберите тот, который остался в вашей душе после сегодняшнего урока.
Если вам понравился урок, вы достигли целей, поставленных в начале урока, прикрепите яркий символ, если было трудно, не интересно – символ другого цвета. Работает каждый в группе. (ДЕТИ САМИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ). Молодцы, хорошо потрудились на уроке. Посмотрите, какая яркая, радостная картина у нас получилась.
СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ВОДА, БУДЬТЕ С НАМИ ВСЕГДА!
МОЛОДЦЫ. Мне понравилось с вами работать, и я считаю, что вы все сегодня заслужили оценку «5».Спасибо за урок. До свидания. (слайд 11)
Урок литературное чтение
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»
Цели: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постоянным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,
Метапредметные УУД:
Р
. - формулирование учебной задачи; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке;
П.-
анализ художественного и научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск информации в учебной и справочной книге, самостоятельной и целенаправленный выбор книги;
К. -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре и в группах;
Личностные УУД: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям,уважение к старшим).
Оборудование : выставка книг М.М.Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями, презентация, компьютер,
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя С добрым утром, начат день. Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения: | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные : планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||
Какое
чудесное утро! | |||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Знакомство с жизнью и творчеством писателя по группам. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». – О чем мог писать Пришвин? 2 группа: | Учащиеся заполняют таблицу Каждая группа рассказывает о писателе. 1.Карточка – О чем мог писать Пришвин? Что мы можем сказать о таком человеке? 2.Карточка. – Что волновало писателя больше всего? Почему он не мог быть равнодушным к природе? 3 карточка | Коммуникативные:планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
||||||
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать. Повторяйте за мной: гуау – гуау – Испания Так, о каком же животном пойдет сегодня речь? А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? – Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте и определите главное. Итак, сегодня на уроке… Отгадать загадки С хозяином дружит, Непоседа, пестрая, Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть. А что вы знаете о сороках? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
(это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). | Регулятивные:целеполагание;коммуникативные: постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические -формулирование проблемы |
||||||
Словарная работа | Пользуясь словарем, определить значение слов и словосочетаний. (Работа в парах) | Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз. Бдительность– внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные одной птицей. С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении. Поскакала дуром – двигалась странно. Срам –стыд и позор. На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность. | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные : моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
||||||
5. Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление | Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки. «Чтение с остановками» (1,2,3 часть рассказа читает учитель, 4 часть – ученик) 1 остановка – Это у неё означало тревогу и начало бдительности. – Как вы думаете, почему Вьюшка тревожилась? 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром… 3 остановка – наступали шесть умныхсорок… – Как вы думаете, кому достанется косточка? 4 остановка– и торчал из пасти ее… – Как закончится рассказ? – Понравился ли вам рассказ? – О ком говорится в рассказе? – Кто больше понравился? – Какой представляете Вьюшку? А Выскочку? – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен? Устанавливает осознанность ситуации. | Читаем и обсуждаем группами вопросы и отвечаем на вопросы; | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;познавательные :общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||||||
6. Самостоятельная работа по рассказу. | Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана. Организует деятельность по применению новых знаний. | Составляют план рассказа: Вьюшка получила подарок. Украденная косточка Выскочка. Хитрость Вьюшки. Выскочка осталась без хвоста Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки. Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение |
||||||
7.Итог по уроку | – Какой вывод делает Пришвин? О чем предупреждает? М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать. – И мы сегодня познакомились с такой ситуацией, где сорока ведет себя как выскочка. – У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» – Как понимаете? | Тест напечатан на карточках. А) лайка Б) овчарка | |||||||
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Рассказ «Выскочка»………..
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные : рефлексия;личностные : смыслообразование |
||||||
9. Домашнее задание | Описать главных героев. |
Список литературы
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
Родная речь: учебник для 4 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992
Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 4 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.:
Приложение 1.
Карточки для работы в парах.
1.Познакомиться | с новым произведением |
не понимать понимать прочитанное |
|
3. Высказывать и доказывать | недовольство собственное мнение пожелание |
Приложение 2.
Карточка
Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»
– О чем мог писать Пришвин?
Что мы можем сказать о таком человеке?
2 Карточка.
Михаил Михайлович Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
– Что волновало писателя больше всего?
Почему он не мог быть равнодушным к природе?
3 карточка
Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
Приложение 3.
Просмотр содержимого презентации
«ПРИШВИН. Выскочка»
урок литературное чтение
4класс Брагина Светлана Анатольевна МАОУ «Ошибская СОШ» учитель начальных классов
- Выскочка
- Какое чудесное утро!
- Какое чудесное утро!
- Какое чудесное утро!
гуау – гуау -Испания
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау -Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(собачка)
Трещала самого утра:
«Пор-р-ра! Пор- р-ра!»
А что –пора?
Такая с ней моррока
Когда трещит …
Словарная работа
полено – кусок распиленного бревна для растопки;
сородичи – родственники.
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (с
срам – подберите синонимы: стыд, позор;
бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;
Чтение рассказа по частям
1 часть -Это у неё означало тревогу и начало бдительности. 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…
3 остановка – наступали шесть умныхсорок… 4 остановка– и торчал из пасти ее…
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
ВЬЮШКА
ВЫСКОЧКА
- Вьюшка получила подарок.
- Украденная косточка.
- Выскочка.
- Хитрость Вьюшки.
- Выскочка осталась без хвоста
Рефлексия:
Рассказ «Выскочка» ….
Сегодня я задал вопрос……. Сегодня на уроке я задумался……...
Вы можете использовать данный шаблон при создании своих презентаций. Но при этом обязательна ссылка на источник шаблона.
учитель английского языка
Бугаева Светлана Васильевна
МБОУ ООШ № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко
ст. Петровской Славянского района
Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru
План рассказа Выскочка
- Вьюшка получила подарок.
- Украденная косточка.
- Выскочка.
- Хитрость Вьюшки.
- Выскочка осталась без хвоста.
Текст рассказа Выскочка
Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.
Это у них значило:
Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.
Это у нее значило:
Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок и подумают - наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.
Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
Тест по рассказу Выскочка
после чтения рассказа предложите ребёнку пройти короткий тест
- Кто автор рассказа «Выскочка»
А) А.И.Куприн
Б) М.М.Пришвин
В) К.Г.Паустовский - Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка
Б) овчарка - Откуда приехала Вьюшка?
А) с р.Енисея
Б) с р. Бии
В) с о.Байкал - Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась
Б) сторожила
В) охраняла хозяина - От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия»
Б) «Байкал»
В) «Виться» - Как выглядела Вьюшка?
А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок - Какая трава росла во дворе?
А) майник
Б) мурава
В) медуница - В какое время года происходят действия
А) ранняя весна
Б) зимний денёк
В) поздняя осень - Сколько сорок было в сорочьей семье?
А) семь
Б) шесть
В) пять - Что значит у сорок: - Тра-та-та-та-та!
В) Скачу как хочу, лечу и молчу. - Что значит у сорок: - Тра-ля-ля-ля
А) Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
Б) Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
В)Скачу как хочу, лечу и молчу. - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого в жизни называют «Выскочкой»?
А) это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание
Б) это человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.
В) скачу куда хочу - Нет в сорочьем быту большего сраму,…как
А) как лишиться семьи
Б) как остаться одной
В) как лишиться хвоста.
Ответы на тест по рассказу Выскочка
:
1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а, 11-б, 12-а,б, 13-в