Фронтальное освещение. Изготовление объемных букв

Из самого названия МК следовало, что эта встреча будет очень познавательной. Так оно и получилось. Специалисты своего дела Катя и Митя поделились с блогерами своими знаниями по теме света в фотографии. Многие участники этой встречи уже написали свои отчеты. Теперь дошла очередь и до меня. Приехал я в Симферополь слушать и пытаться понять услышанное. Поэтому почти не снимал. А теперь вот что я понял и вынес с этого МК.


Фотография в переводе с греческого означает "запись света", "светопись". Без света ни одна фотография не получится. А хорошая фотография получается при правильном свете.

Что такое фотография для обыкновенного человека? Это - лист специальной бумаги, на котором определенным образом нанесен цветовой рисунок. Воспринимая его, человек ассоциирует в своем сознании определенный образ, который постарался донести до него фотограф. Но как это получается? Ведь лист бумаги - это плоский объект. А образ, который рисует себе зритель, наверняка трехмерный, объемный. Как этого добивается фотограф?

Небольшое отступление. Двумерными являются практически все носители информации, созданные человеком. Это и бумага, на которой мы пишем или печатаем книги, это и доска в аудитории, где преподаватель делает пометки слушателям, это и плоский экран монитора или телевизора. Плоскими являются дискеты, CD- и DVD-диски. Все это связано с особенностью человеческого мышления, которое плоско по своей природе. Мы относительно легко воспринимает двумерную информацию, и с большим трудом - трехмерную. Вспомним хотя бы школьные уроки геометрии. Планиметрия и стереометрия - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Хотя планиметрия и сложна для понимания и восприятия, но до стереометрии ей далеко. Можно также вспомнить как трудно даются школьникам и студентам уроки по черчению, задачи на проекции, сечения, а особенно построение изометрий и диметрий. Про 4D вообще лучше не вспоминать. Сознание человеческое его вообще никак не воспринимает. Кто хочет поэкспериментировать, может попытаться представить и нарисовать четырехмерный куб.

Итак, задача понятна: на двумерном объекте - на листе бумаги или на экране монитора - нужно воспроизвести картинку так, что возникло ощущение трехмерности снимаемого объекта, или как еще говорят фотографы, чтобы картинка получилась не плоской, объемной. Какие возможности есть для этого у фотографа, да и любого художника. Первое - это композиционные. Под ними я имею в виду и передачу перспективы (а также связанные с ней прием направляющих линий). Это и разбиение изображения на планы (передний, средний, дальний). Конечно, это и управление ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что достигается установкой соответствующего значения диафрагмы. Ну и, наконец, - это свет.

Каким бывает свет для фотографии? Каждый знает, что он бывает жестким и мягким. Возникает закономерный вопрос: как достигается "жесткость" или "мягкость" света? До этого МК я ошибочно полагает, что размягчить свет можно путем применения различных рассеивающих насадок на источник света. Теперь, благодаря Мите, я знаю правильный ответ на этот вопрос. Жесткость света будет определятся угловыми размерами источника света по отношению к снимаемому объекту . Если источник света сравним или больше по размерам с тем, что мы хотим снять, то свет будет мягким. А чем ближе источник света к точечному - тем жестче будет свет. Поэтому, всякие рассеивающие насадки на вспышки, различные "стаканы", бумажки и проч. не сделают вам свет мягче. Они лишь уменьшат интенсивность света, не более того.

В условиях уличной съемки мы имеем дело с тремя источниками света. Первый - это нами всеми любимое Солнце, или Луна ночью. Очевидно, что эти небесные тела являются точечными источниками света и, соответственно, дают жесткий свет. Второй источник - это небо. Так как оно большое и занимает аж всю полусферу, что над нами, оно является огромным софтбоксом и дает мягкий свет. Наконец, есть еще третий игрок на этой сцене света - отраженный свет. Это такое совокупное понятие, включающее все тела, окружающие наш предмет съемки. Это тоже мягкий свет.

Фронтальным
- переднедиагональным
- боковым
- заднедиагональным
- контровым
- верхним
- нижним.

Фронтальный свет - это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотографа. Другими словами, фотограф, источник света и объект находятся на одной линии. Это - самый плохой вид света, так как он полностью освещает объект. И хотя он хорошо показывает форму, достаточного свето-теневого рисунка он не дает. Изображение выглядит плоским. Это как раз та ситуация, когда снимают со встроенной вспышкой "в лоб". Митя советовал заклеить ее жвачкой.

Боковой свет - это свет, падающий сбоку оси объект-фотограф. Такой свет дает хороший свето-теневой рисунок. Он хорошо прорисовывает текстуру объекта. Именно его Митя использовал в дальнейшем, показывая нам пример на шедевре народного творчества "Рыба-колесо".

Контровый свет - это свет, падающий сзади снимаемого объекта. Сам источник свет может затеняться объектом и в камеру не попадать. Тогда мы увидим на снимке очертания в виде узкой полоски света по краям снимаемого объекта. Широко используется для отделения объекта от фона. Его очень любят киношники: в кинофильмах с хорошей операторской работе его можно найти практически в любом кадре. Если же источник света попадает хоть как-то в кадр, он становится самостоятельным элементом композиции. Такие фото очень любит делать Катя.

Передне-боковой и задне-боковой - это комбинация указанных выше типов света.

Также звучали советы повышать ISO при съемках в темное время суток и не бояться при этом шумов. Было сказано, что эти шумы видит только один человек на свете - это сам фотограф, который рассматривает свой снимок в 100% разрешении. Все остальные будут довольствоваться просмотром фотографий на экране плазмы. Кроме того, Митя утверждает, что на печати шумы не видны. Не пробовал, не знаю. Надо профессионалу верить на слово.

Это пока что все, что вспомнил. Если вспомню что другое, напишу в другом посте.

Сам МК класс прошел в очень добросердечной, домашней обстановке. Чувствовалось, что хозяева подготовились хорошо. Ни одного недовольного мною замечено не было. Если такие встречи будут повторяться - это будет просто здорово.

На фото lena_mi5 .

Много фоток со встречи можно найти в отчетах других блогеров. Вот те, которые мне известны на данный момент:

На МК присутствовали geser , puristka_maga , igor_salnikov с супругой, a_chernyh , yuhanson ,

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст - это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно - на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно - там есть и тёмные тени, и яркие пятна.


Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три - фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Боковой свет - это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени - с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Контровый свет - это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма - это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева - большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.


Цвет против чёрно-белого

"Фигура - враг цвета" , - Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.


Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось -- теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

Я использовал большой софт-бокс 4х6 , который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным - в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.

Стильные, яркие, современные

Пожалуй, самый стильный и современный тип наружной рекламы это вывеска с объемными буквами. Трехмерные конструкции из нержавеющей стали, алюминия, акрилового стекла или других материалов; с подсветкой или без, такие вывески всегда в центре внимания.

В центральных районах Москвы и на объектах культурного наследия объемные буквы - единственный вид вывесок, разрешенный действующим законодательством.

Объемные световые буквы и рекламные буквы без подсветки — направленный «выстрел» в мишень: трансляция целевой аудитории нужного сообщения без посредников в виде конструкций, фона, картинок и прочего «шума». Помимо действенности объемных букв, следует учитывать и правовой аспект. Для центрального округа столицы этот вид рекламы — единственный, разрешенный соответствующими инстанциями. Здания, имеющие статус памятников истории и архитектуры, позволено «декорировать» только вывесками с объемными буквами. Все остальные виды рекламы — вне закона на территории Москвы.

Объемные буквы используются для световых вывесок на фасадах, установок на крыше и как дополнение к световым коробам.

Изготавливаются из металла, пластика и композитных материалов по различной технологии: целиком методом высокотемпературной вакуумной формовки или склеиванием, пайкой, свариванием из отдельных деталей, вырезанных фрезой/лазером из листового материала. Толщина варьируется в широком диапазоне — от 15 мм до 150 мм.

  • С внутренней подсветкой (используется один из трех вариантов освещения).
  • С подсветкой контражуром.
  • С подсветкой наружной.

  • Объемные, склеенные из пластика.
  • Металлические сварные — из алюминия или анодированной стали.
  • Псевдообъемные — установленные на расстоянии от подложки.
  • Плоские — из пластика, акрила, металла, пенопласта.

Источники света для световых букв

  • Светодиоды — самая востребованная современная энергосберегающая технология, светодиодные модули позволяют любую конфигурацию знаков;
  • Неоновая подсветка — классика жанра: трубки из разноцветного стекла заполняются инертным газом (неоном или аргоном), светящимся при пропускании тока высокого напряжения;
  • Люминисцентные лампы — размещаются внутри букв простого печатного шрифта, постепенно уходят в прошлое в силу неэкономичности и короткого периода работоспособности.


Буквы со светодиодной внутренней подсветкой

Световые объемные буквы разделяются на виды по особенностям расположения светящейся плоскости: на лицевой, боковой стороне или на подложке. Последний вариант именуется контражуром: несветящиеся буквы окружаются ярким ореолом и словно парят на подушке из света. Днем неподсвеченные буквы не бросаются в глаза, они рассчитаны на привлекающее внимание сияние в темное время суток.

Этот вариант текстовой рекламы — самый дорогостоящий и эффективный. Материалом для букв служат пластик или металл. В последнем случае приходится преодолевать такую характерную особенность металла как непрозрачность. В ход идет следующий прием: для букв, имеющих профиль из алюминия или анодированной стали, лицевая панель производится из прозрачного материала.
Другой прием: свет на этот раз пропускает торец или задняя стенка из оргстекла или акрила, поднятая над основой, и подсветка располагается под буквой. Возникает эффект контражура.

Контражурная подсветка очень декоративна и изысканна. Светодиоды, дающие свет в направлении фона, создают в темное время суток пылающий ореол вокруг каждого знака надписи. Яркость свечения следует отрегулировать так, чтобы вывеска целиком не превратилась в световое пятно.

Применяются и комбинированные буквы: одновременно используются как прозрачные лицевые панели, так и эффект контражура.

Еще один вид внутренней подсветки — открытая. Светодиоды располагаются в отверстиях на лицевой поверхности знака. Часто точечное освещение дополняется анимацией.

Внутреннее расположение светящихся элементов несет не только эстетическую функцию. Таким образом достигается защита осветительной системы от внешних повреждений.

Использование светодиодов повышает стоимость буквы на 20% по сравнению с неоном, однако разница в цене в конечном итоге окупается низким энергопотреблением и длительным сроком службы светодиодов — до ста тысяч часов.

Люминисцентные лампы в качестве источника освещения

Распространенный вариант, популярный из-за невысокой стоимости и легкости монтажа. Однако появление на рынке светодиодов быстро отправило люминисцентные лампы на обочину рекламной сферы. Причины: эти лампы потребляют чрезмерно электроэнергии и недолговечны. Срок службы люминисцентной лампы редко достигает даже одного года.

Буквы с использованием неона

Световые буквы, в которых используются газосветные трубочки диаметром 10-15 мм, бывают с открытым и с закрытым неоном. Инертный газ, закачанный в стекло, светится под воздействием электрического тока высокого напряжения.

Открытый неон используется для рекламы, предполагающей осмотр на расстоянии не менее пяти метров. Вблизи неоновые буквы не производят эстетически приемлемого впечатления: трубочки внутри корпусных букв или по их контурам выглядят непривлекательно.

Плюсы открытого неона: долговечность, контрастность и яркость. Минусы — подверженность атмосферным воздействиям, незащищенность перед пылью и грязью. Постоянное очищение подобных букв от принесенных ветром наслоений — обязательное действие при эксплуатации.

Закрытый неон — трубочки размещены внутри, лицевая поверхность объемных букв делается из акрилового стекла, а боковины — из металла, пластика или алюминиевого профиля.

Буквы с подсветкой снаружи

Довольно экономичный вид объемных букв. Для торцовых поверхностей используется алюминиевый профиль ALS шириной 12,5 см. Периметр торца закрывается металлопластиковым профилем «трим» шириной два с половиной сантиметра. Основанием служит ПВХ (вспененный листовой поливинилхлорид) пяти-десятимиллиметровой толщины. Текст монтируется на панели из композитного материала и освещается металлогалогеновыми прожекторами сверху. Эффект дополняется контрастной тенью, отбрасываемой буквами.

Особенности монтажа

Объемные буквы не висят в воздухе и не крепятся непосредственно к поверхности. Они монтируются на несущую раму по нескольким соображениям: защита от стекающей по стене влаги в случае осадков; необходимость монтажа проводки; неровности стены. Когда рама видна, это наносит ущерб эстетическому восприятию. Как спрятать неказистые детали этой рамы? Замаскировать окраской под цвет фасада.
Для крышных установок употребляются объемные буквы с мощной внутренней рамой в расчете на повышенную ветровую нагрузку.

Как сэкономить при заказе световых букв

Можно не снабжать внутренность каждой буквы диодами или другими источниками света, а поместить слова на светящейся панели, сделав под каждой буквой пропускающее свет отверстие.

Материалы и технология изготовления объемных букв

  • Корпусные объемные буквы из ПВХ или акрила

Материал — пластик ПВХ толщиной 3-4 мм или акриловое стекло. Могут быть плоскими толщиной 1-10 мм или объемными до 100 мм глубины. Пластиковые буквы оклеиваются виниловой пленкой или окрашиваются эмалью.

Строится шаблон. Согласно ему вырезается задняя стенка (реверс) из ПВХ 4-5 мм и передняя стенка (аверс) из молочного или цветного акрилового стекла. Аверс и реверс обрамляются профилями из алюминия — «трим» или иными.
На заднюю стенку накладывается торцовая часть высотой от 40 до 60 мм. Если проект предусматривает светящуюся надпись, на заднюю стенку монтируются источники освещения. Аналогично изготавливается клееная объемная буква.

  • Буквы из стали

При надлежащем уходе долговечны. Элегантны, престижны. Основные варианты цветового оформления: шлифованная нержавейка, глянцевое «золото», глянцевое «серебро».

Раскрой производится лазером. Соединение элементов — методом сварки. Для лицевой панели используется металл до 1,5 мм толщиной, увеличивающий прочностные характеристики. Боковины выкраиваются из металла более тонкого: около 0,8 мм, позволяющего изготовление шрифта любой конфигурации. Реверс часто делается из пластика: для несветовой буквы или освещения посредством панели употребляется ПВХ, для световой — акриловое стекло или поликарбонат.

Световая буква, выполненная в таком материале как металл, — это буква, подсвеченная по технологии «контражур». Прозрачная задняя стенка буквы служит для рассеивания светового потока. Лучи падают на панель, на которую прикреплена буква. Вокруг знака возникает световой ореол.

Металлические буквы также производят солидное впечатление при лицевой подсветке. Аверс буквы тогда изготавливается из оргстекла со светорассеивающим эффектом.

Буквы из металла устойчивы к агрессивным компонентам атмосферы. Минусы — солидный вес, что требует особой прочности креплений, и высокая стоимость.

Факторы, влияющие на цену изготовления объемных букв

Шрифт (тонкие штрихи и имитация рукописного шрифта трудны в изготовлении);

  • Стоимость материала;
  • Наличие/отсутствие подсветки и ее вид (неон, светодиоды);
  • Размер букв;
  • Место монтажа и материал основания.

Как сэкономить при заказе букв

  • Буквы из пенопласта

Пеноплест (пенополистирол) — недорогой материал, который очень просто обрабатывать и монтировать. Буквы из него применяются не только в интерьере, они выдерживают и пребывание в условиях различных атмосферных воздействий и перепадов температуры. Преимуществом можно считать небольшой вес конструкции и скорость изготовления.

Нарезка букв выполняется на термоплотере согласно рисунку в формате TIFF, BMP, JPG. Размер букв может достигать метра и более.

Готовое изделие окрашивается или оклеивается пленкой с различными эффектами. Монтаж надписи посредством простого приклеивания сберегает фасад здания, избавленный от сверления.

Преимущество объемных букв без подсветки — низкая цена. Специфика использования — в интерьере или снаружи, когда нет необходимости в привлечении клиентов ночью.

  • Буквы псевдообъемные

Вырезанные фрезой или лазером плоские буквы помещаются на световой короб, пропускающий свет только под буквами. При включении светодиодов или ламп знаки «парят» над подложкой на световых лучах. Этот прием по эстетическому воздействию напоминает контражур или световые буквы с пропускающими свет торцами, однако обходится в три раза дешевле.

Универсальность .
Объемные буквы хорошо смотрятся на любом фоне, благодаря чему одинаково уместны для оформления развлекательных, торговых, медицинских, спортивных, деловых и государственных учреждений - от ресторана до налоговой инспекции.

Гибкость .
Если ваша вывеска - не единственная на фасаде или к оформлению здания предъявляются особые требования, мы разработаем проект с учетом ограничительных условий.

Комплексность
Объемные буквы подчеркнут дизайн внутреннего интерьера заведения, что сделает вывеску не просто рекламным инструментом, но и частью дизайнерской концепции.

Индивидуализация .
Фирменный дизайн и логотип на вывеске повысят узнаваемость вашей компании и станут яркими элементами корпоративного стиля.

Эстетика
Объемные буквы привлекают внимание, но не раздражают, к тому же фасад не выглядит загроможденным.

Подсветка
Подсветка делает вывеску заметнее и отлично выглядит в темное время суток.
Светодиодная подсветка ‒ наиболее прогрессивный и экологичный вариант. Экономичность и долговечность компенсируют высокую стоимость.

Монтаж
Объемные буквы закрепляют на фасаде вплотную к стене либо с помощью дистанционных держателей, которые крепятся к задней поверхности букв. Если рекламная конструкция размещается на крыше здания, буквы необходимо дополнительно укрепить, например стальным каркасом.
Непрофессиональный монтаж может сократить срок службы вывески и привести к несчастным случаям, поэтому его должны выполнять специалисты.

Свет, падающий на объект спереди, со стороны фотоаппарата, принято называть фронтальным. Большинство примеров показывает, что это чаще всего неблагоприятные для съемки условия освещения: выразительный световой рисунок в этих случаях отсутствует, нет необходимой градации светов и теней, объемные формы и пространства на снимках передаются плохо, рисунок становится плоским, тени от предметов падают назад и скрываются за самими фигурами и предметами, следовательно, со стороны фотоаппарата тени не видны.

Соответственно и пространство при фронтальном освещении очерчивается очень вяло, поскольку предметы, находящиеся на разных расстояниях от точки съемки, освещены в этом случае одинаково ярко и передаются тонами, близкими по светлоте, что скрадывает расстояния, разделяющие предметы; ничто не указывает на распределение фигур в пространстве, и детали изображения воспринимаются как находящиеся в непосредственной близости друг к другу.

Равнозначное по силе и контрасту тонов изображение всех без исключения деталей объекта съемки приводит к излишней пестроте фотоснимка, перегруженности его подробностями.

Все эти обстоятельства дают достаточные основания для того, чтобы признать фронтальное освещение в большинстве случаев нежелательным. В практической работе такого света по возможности следует избегать, если только фронтальный свет не является хорошо продуманным способом решить особые изобразительные задачи, специально поставленные фотографом. Что это за случаи съемки?

Фронтальным освещением можно воспользоваться, если фотограф задался целью передать собственные тона объекта, не изменяя их световым рисунком, т. е. яркими светами или глубокими тенями. Тогда изображение получается очень тонким, нежным, как иногда говорят, пастельным. Но, разумеется, такой эффект достигается далеко не всегда и только в особых случаях. Здесь есть важное требование к самому объекту съемки; он должен быть собранным в тоне: либо состоять из близких по светлоте тонов, либо из небольшого количества контрастирующих тонов (например, черного и белого без промежуточных серых). Вот тогда при обязательной совершенной технике фотографических процессов можно получить изображение, подобное фото 72 (Э. Даулбаев "Этюд в белом тоне").

Гипсовая модель освещалась только одним источником света – мягким широким пучком, направленным точно от фотоаппарата и с той же высоты, на которой была установлена модель. Второй источник освещал белый фон. Его яркость несколько больше яркости модели, и фигура отделяется от фона легким теневым контуром.