Характеристики политических процессов. Типы политических процессов и их краткая характеристика

по дисциплине: «Политология»

«Характеристики политических процессов»


Москва 2012 г.



Введение

1. Понятие политического процесса

Особенности политических процессов

Типы политических процессов

Анализ политических процессов. Социологический подход к анализу политических процессов

Заключение


Введение


На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.


1.Понятие политического процесса

политический процесс

Под процессом вообще (от лат. Processo - продвижение) понимается ход какого - либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития, а также совокупность последовательных действий для достижения какого - либо результата.

Процессуальный подход в науке дает возможность исследовать явления и факты в динамике, в развитии, в движении и оказывать влияние на эти изменения или использовать полученную информацию для иных целей. Это достигается путем определения изменений во времени, выяснения стадий, направления, интенсивности, тенденций этих изменений, принятии определенных решений и операций.

Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти, как явление динамическое, предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, то есть речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.

Наиболее существенное отличие процессуальной трактовки мира политики состоит в том, что она раскрывает постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, характеристике, которая разворачивается во времени и в пространстве.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро-, мезо - и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы в целом, ее основных институтов, таких как законодательная, исполнительная, судебная ветви власти федерального или национального уровня. Воспроизводство в данном контексте означает не только выборы или перевыборы этих институтов, но и непрерывность их работы в течение определенного цикла, возобновление деятельности ежедневно, еженедельно, после каждых отпускных каникул. Мезоуровень политического процесса включает мезосубпроцессы регионального уровня: политические события в регионах, взаимодействие центральных и местных властей с региональными по выработке политики определенного региона, воспроизводство региональных элит и политических систем. Микроуровень политического процесса включает совокупность микросубпроцессов, составляющих локальный политический субпроцесс. Его также можно представить как равнодействующую акций (действий) различных местных политических субъектов.

Политический процесс в целом выступает как результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро-, мезо - и микроуровня, как результат воздействия групп интересов всех уровней на органы власти, что приводит к принятию решений, учитывающих локальные, региональные и центральные интересы.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым; а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равноденствующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и, в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».



Содержание политического процесса в современной России составляет реализацию принятой в 1993 г. Конституции, которая предполагает построение в стране демократического правового социального светского государства, соблюдающего права и свободы человека, и гражданского общества, взаимодействующего с этим государством. Более конкретно смысл последних реформ означает укрепление и повышение эффективности исполнительной власти, реформирование государственного аппарата, развитие рыночных отношений, утверждение прозрачности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического процесса оказывает влияние состояние политической системы, всех политических институтов и политических отношений, а именно: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных, региональных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности, степень бюрократизации чиновничества). На состояние политического процесса в данной стране оказывают влияние также мировые тенденции.

Одной из наиболее распространенных современных мировых тенденций является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов. Первый из них гласит: «политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть. Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.

Временные и пространственные единицы измерения политического процесса, а также факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между его участниками, называются параметрами политического процесса. Изменения параметров политического процесса зависят от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воздействие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие этих двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международных отношений) на политический процесс приводит к его консервации и застою всех социальных отношений.

Ведущими субъектами или факторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых - государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных факторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.

Деятельность политических факторов характеризуется такими показателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов.

Вид действий является функцией средств, форм и методов политической борьбы. Его могут формировать парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между факторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам факторов политического процесса могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, система информации, организация, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного давления.

Способом осуществления власти, методом функционирования политической системы выступает политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.


.Особенности политических процессов


Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости. С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.


.Типы политических процессов


Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, факторам, характеру взаимодействия между факторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.

Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это, прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» факторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных факторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные факторы - в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием крупных факторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Кроме того, А.И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий». Также, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают «устойчивое воспроизведение политических отношений», а переходные - отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов».

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Многие исследователи выделяют различные виды политических процессов, понимая под ними типы политических изменений и политического развития.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития. Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом, следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию. Другими типами политического развития являются политическая модернизация, демократизация.


.Анализ политических процессов


Социологический подход к анализу политических процессов.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях политическая ситуация и политическое изменение.

Если понятие анализ политического изменения характеризует специфику динамики политического процесса, то анализ политической ситуации дает «фотографию» политического процесса в конкретный момент времени. Для анализа ситуации характерно статическое представление о параметрах политического процесса. В ходе такого анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами политического процесса, сложившаяся на данный конкретный момент. Таким образом, создается основа для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени. Другими словами создается основа для выявления динамики политического процесса (особенностей политического изменения).

Российский политолог А.Ю. Шутов предлагает следующий алгоритм анализа политической ситуации:

)определение степени информационного обеспечения, верификация принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации, ее качества;

)первичный отбор информации, исключение бесполезной информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации;

)описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении;

)описание содержания действий доминирующего политического субъекта;

)описание состояния и политического поведения других субъектов;

)описание воздействия внешних факторов, влияющих на политическое изменение;

)интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей, средств их реализации;

)анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия;

)анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта;

)анализ «идеологии политического изменения, ее адекватности достигнутым (достигаемым) целям и задачам».

Для выявления динамических характеристик политического процесса очень важным является анализ его сюжета. Подобный анализ может осуществляться с помощью инструментария, выработанного в рамках такого научного подхода, как анализ политического дискурса. Кроме того, достаточно интересные результаты для представления динамики процесса дает применение методов формального моделирования, теории игр, а также теорий принятия политических решений.

Сочетание статического и динамического принципов анализа можно сравнить с процессом производства и просмотра видеопленки. Каждый отдельный ее кадр характеризует ту или иную ситуацию. На основе просмотра каждого отдельного кадра мы можем в какой-то степени охарактеризовать основных факторов, характер и условия их взаимодействия и т.д. Однако данный анализ будет неполным: он будет похож на фотографию, лишен динамики и во многом контекста. Лишь просматривая череду быстро сменяющихся кадров, мы можем составить полное представление о сюжете фильма, о динамике, а также об основных параметрах происходящего процесса.

Важным элементом изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ его внешней среды, которая включает в себя социальные, экономические, культурные факторы, влияющие на политический процесс, а также политические изменения более высокого уровня.

Одним из подходов к исследованию политических процессов, уделяющих значительное внимание анализу среды, является социологический подход. Он предполагает анализ воздействия социальных и социокультурных факторов.

Влияние социальных и социокультурных факторов может проявляться не только в особенностях индивидуальных или групповых политических факторов в виде интересов, политических установок, мотивов, способов поведения и т.п. Это влияние может также проявляться в виде специфики «разделения» труда в политике, распределения властных ресурсов, а также особенностей отдельных политических институтов. Социальные и социокультурные факторы могут оказывать влияние и на структурные характеристики политической системы. Социальный и социокультурный контекст во многом определяют значения («смыслы») тех или иных действий, а также специфику сюжета политического процесса. Поэтому анализ этих факторов является неотъемлемой частью исследования политического процесса.

Как правило, такой анализ проводится в рамках такой субдисциплины, как политическая социология. Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы. Нередко крупные политологи являются одновременно и социологами. Среди них можно назвать такие имена, как С. Липсет, Х. Линц, Дж. Сартори, М. Каазе, Р. Арон и многие другие.

Специфика этой субдисциплины заключается в том, что, она представляет собой, по меткому выражению Дж. Сартори, «междисциплинарный гибрид», использующий социальные и политические независимые переменные для объяснения политических явлений.


Заключение


Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений.

Характеристики политической жизни как совокупности действий, осуществляемых ее субъектами, отражается в понятии политический процесс. В содержательном смысле его можно рассматривать как производство и воспроизводство политической системы, средств политического властвования способов презентации интересов классовых, социально-этнических и иных социальных групп в институтах власти, форм принятия и реализации властных (управленческих) решений, политического участия, типов политической культуры и т.д.

Понятие политического процесса фиксирует отношение «общество - политическая система». Отдельные люди, социальные группы стремятся к осуществлению собственных интересов, опираясь на признанные этические и правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы. Все это процесс волеобразования и волеизъявления, различные способы «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство в партии и т.д.). В той мере, в какой группы по интересам пытаются навязать свою волю обществу, государство навязывает собственную волю посредством принуждения или компромиссов, осуществляемую политическими лидерами и элитами.

Политический процесс обнаруживается как отношение «общество - власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической системы, ее поддержка или оппозиция к ней; артикуляция как процесс формирования интересов индивидами и группами и активность групп интересов, ассоциаций; агрегирование как деятельность партий, политический курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций формирует в каждой политической системе определенные структуры, способы поведения. Это касается групп интересов, групп давления, политических партий и выборов, составляющих в своей совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли.

В современном общение постоянно воспроизводится и обновляется политическая и бюрократическая элита (выборные политики и назначаемые управленцы), непосредственно обеспечивающие политический процесс. Эта своего рода «центральная политическая система», как совокупность органов управления политическим процессом и его координации (парламент, правительство, администрация), имеет своей задачей трансформацию потребностей, интересов и требований общественности в политические решения. Претензии организаций на компетентное разрешение все большего количества проблем на уровне формализованной структуры принятия решений дополнится действиями неформальных организаций и лиц, располагающих доверием власти.

Обнаружение механизмов выдвижения людей на государственные должности и выявление источников централизации и децентрализации процессов принятия политических решений - центрального звена политического процесса - является актуальной задачей политологии.


Список использованной литературы


1.Белов А.А., Елисеев С.М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

2.Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

.Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.

.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.

.Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000. С. 293.

.Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994

.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001.

.Политология на российском фоне / Под. ред. В.В. Рябова. М., 1993. 480с.

.Политология в вопросах и ответах / Под. ред. Ю.Г. Волкова. М 1999. с. 347-390.

.Современный политический процесс в России. М., 1998.

.Современная российская политика: Курс лекций/Под ред. В. Никонова. М., 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические .

По характеру преобразования государства выделяют:

Революционные и эволюционные политические процессы.

В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладанием насилия при их реализации.

Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивости процедур и институтов принятия решений; преобладания в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса и терпимости к инакомыслию и обязательного наличия института политической оппозиции.

Различают также открытый и закрытый политические процессы.

Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.

Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.

В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.

Это так потому, что всегда рядом с запланированным результатом обязательно возникает нечто непредвиденное, непланируемое. Лучшим прогнозом в этом контексте является формула: «хотим как лучше, а получается как всегда». Дело также в том, что в политическом процессе существует множество переменных величин, возникновение и поведение которых не поддается учету, прогнозированию. К тому же в политике есть закономерность, что если существуют два или более способов сделать что-либо, и при этом использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь (рано или поздно) изберет именно этот способ.

Тема 11 Деятельность субъектов политических процессов

1 Природа и функции политических элит и лидеров

2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты

3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров

1 Природа и функции политических элит и лидеров.

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С 17 в. он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала 20 в., т.е. до появления работ В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941), Р. Михельса (1876-1936).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.

Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);

Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);

Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:

Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;

Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;

Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;

Итальянский исследователь Г. Моска считал, что элита представляет собой сплоченное меньшинство, которое монополизирует власть и осуществляет все политические функции. Способность меньшинства к организации обеспечивает ему власть. Сплоченность меньшинства обеспечивается собственностью, образованием, происхождением и т.д.

Преимуществами политической элиты являются широкие каналы связи и информации, что позволяет четко и оперативно принимать и реализовывать решения. Отсутствие отмеченных качеств у большинства лишает его возможности самоорганизации и ставит это большинство в положение управляемого.

Таким образом, политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.

Функции политической элиты имеют высшее значение для всего общества и наиболее существенными из них являются следующие:

Изучение, анализ и артикуляция интересов определенных социальных общностей: классов, групп, слоев, наций и т.д.;

Отражение социальных интересов в политических установках (идеалах, выступлениях, обращениях) с целью интеграции общества;

Выработка политической программы, доктрины с определенной политической стратегией и тактикой;

Определение ресурсов, путей и способов укрепления (либо свержения) существующей политической системы;

Идеологическое обеспечение идеалов, ценностей, моделей политического поведения с целью достижения общественного согласия;

Создание государственного механизма воплощения политических программ и решений путем назначения кадрового аппарата органов управления, выдвижения из своей среды политических лидеров и их продвижение на высшие государственные посты, корректировки политической системы.

Таким образом, более кратко существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.

В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:

    По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Неправящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.

В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:

Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;

Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;

Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;

Интегрированность и представительность;

Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;

Смена у власти в результате конкурентной борьбы.

    По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К ней относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений. Однако в современных условиях правящей элите сложно выдерживать показатели однородности и интегрированности. Специализация управления привела к усилению роли функциональных субэлит – менеджеров, интеллектуалов, различных групп давления, которые в конкретных вопросах принятия политических решений разбираются лучше правящей элиты.

    По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.

    По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.

    По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.

Таким образом, подчеркивая важность и значение политической элиты, следует указать те особенности, которые выступают ее неотъемлемыми качественными характеристиками.

Универсальность и обязательность для всего общества принимаемых политической элитой решений;

Обособленность от общества и привилегированное положение политической элиты, особенно высшей, в силу выполняемых функций;

Нетерпимость к конкуренции и постоянная борьба за власть в зависимости от степени интегрированности и способов рекрутирования элиты;

Стремление к неподконтрольности обществу в силу действия закона «олигархических тенденций»;

Обладание практически всеми ресурсами государственной власти и использование их с целью господства и управления.

Политическое лидерство

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способная направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий , объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяют человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Однако в современной политологии приоритетное значение приобретают интегративные теории лидерства. Например, американский политолог М. Херманн полагает, что при рассмотрении лидерства следует учитывать все факторы: 1) личностные черты и качества самого лидера; 2) характерные особенности его сторонников; 3) взаимосвязь лидера и конституентов (сторонников); 4) конкретная ситуация осуществления лидерства;

Следовательно, политическое лидерство – это процесс взаимодействия (влияния, коммуникации, отношений), в ходе которого одни индивиды (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и на этой основе обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть властных полномочий для осуществления представительства и реализации собственных интересов.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость.

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

Лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

Лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

Лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

Лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

В литературе встречаются и другие типологии лидеров: «формальный», «неформальный», «правящий», «прагматик», «романтик» и другие.

Отдельную классификацию лидерства предлагают ученые-психологи, используя особенности темперамента и характера индивидов.

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

Управленческая (по принятию политических решений);

Интеграционная, связанная с объединением народа, нации, социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

Коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и обществом;

Мобилизующая, направленная на организацию выполнения определенных целей и задач;

Функция социального арбитража;

Функция легитимации политического режима с помощью личности

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

по предмету: «Политология»

на тему: «Понятие, типы и разновидности политического процесса»

Выполнила:

студентка Надежина А.А.

специальность ГМУ

заочное отделение

Проверил:

преподаватель Кисельман А.В.

Канск

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Понятие политического процесса..……………………….………………4

3. Структура и факторы политического процесса………………………….6

4. Особенности политического процесса…………………………………..13

5. Типология политического процесса……………………………………..12

6. Политические изменения и их типы……………………………………..16

7. Заключение…………………………………………………………………20

8. Список использованной литературы……………………………………..22

Введение

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);

2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. Политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной разработанности политологических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.

Понятие политического процесса

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов.

Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер - с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Структура и факторы политического процесса

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Поэтому политический процесс представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между факторами.

Таким образом, политический процесс - целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими факторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Факторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс - параметры политического процесса.

Основными факторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных факторов политического процесса, выступает государство. Другим важнымф актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические факторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.

Менее масштабными факторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.

Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

Определение 1

Политический процесс является одной из категорий, которая позволяет проанализировать политические явления как определённый набор упорядоченных событий, которые происходили, происходят и будут происходить.

Политический процесс контролируется и упорядочивается с помощью принятия законодательных правовых актов, а также при помощи соблюдения определённых политических традиций.

Субъекты политики. К субъектам политики относятся люди, политические и общественные организации которые выражают интерес определённых групп и слоев населения и участвуют в политическом процессе.

Объекты политики. К объектам политики относятся прочие индивиды, различные общественные организации не участвующие в политическом процессе как самостоятельные игроки.

Типология политического процесса

Процесс может быть:

  • внутриполитический
  • внешнеполитический.

Второй тип политического процесса предполагает наличие внешних субъектов – глав государств, корпораций, партий и т. д. которые влияют на сам внешнеполитический процесс. При этом действия таких субъектов способны влиять и на внутриполитические процессы. В зависимости от особенностей внешних проблем субъекты принимают, в том числе и на основе внешней политики, решения, касающиеся внутренней социальной и экономической политики.

Процессы также подразделяют на

  • добровольные
  • контролируемые.

Для первых из них характерны субъекты принимающие участие в политическом процессе, на основе своей воли и не подверженные какому- либо внешнему влиянию. Примером могут быть выборы, участие в которых дело добровольное как для кандидатов, так и для избирателей.

Контролируемый тип политического процесса протекает при административном контроле со стороны государственных служб, как например, при миграционном контроле за приезжими

Еще один вид деления - открытый и теневой процесс. При открытом типе политического процесса субъекты политического процесса действуют открыто и публично, соблюдая правовые норм ими же установленных законов. При теневом - субъекты действуют тайно, не открывая широкой общественности своих непубличных договорённостей. При этом они могут демонстрировать как раз открытость и независимость всего политического процесса. Наиболее показательным примером здесь служат выборы, происходящие в большинстве стран мира.

Будет процесс революционный или эволюционный зависит от условий социально-экономического, политического и социо-культурного развития общества, государства. Если в стране основным источником законности являются установленные законодательные нормы, если власть и общество находят общий язык между собой, то происходит эволюционный путь развития. Если в государстве назрели насущные проблемы которые необходимо как можно быстрее решить, но политическая элита не решается что то резко менять в силу каких – либо причин, а с большинством населения утеряна возможность договориться, то возникает революционный процесс, сметающий со своего пути старую политическую элиту. Наиболее ярким примером является Англия XVII в., Франция XVIII в., и Россия начала XX века, где произошли революции, повлиявшие на весть мировой исторический процесс.

Процессы могут быть:

  • стабильные,
  • волатильные.

В случае стабильного политического процесса возможно развитие на основе уже устоявшихся и общепринятых правовых норм. В случае же волатильного нестабильного политического процесса происходит вольная трактовка законодательных норм, обращение к иным источникам права.

Повседневный политический процесс – постоянно действующие механизмы политической жизни общества и государства. В качестве примера можно привести ход законодательного процесса в любом парламенте.

Исторический политический процесс – он связан со свершениями неких исторических событий влияющих на развитие общества, государства, региона и мира в целом.

Структура политического процесса.

Основными субъектами или акторами политического процесса являются и отдельные люди, которые преследуют свои цели в текущем политическом процессе.

В роли субъектов могут выступать государства, политические институты, общественные организации, группы людей и отдельные индивидуумы.

Определение 2

Политический институт – представляет собой форму представительства интересов определенных коллективов и организаций. Через них происходит трансляция собственных взглядов и идей. В качестве примера политического института может выступать государство, различные общественные объединения выражающие политические взгляды (политические партии) и т.д.

Отметим особенности государства как форму политического института.

Это присутствие единоначальной власти управляемой группой людей. Они составляют государственный аппарат управления страной. В его функции входит принуждение и управления в зависимости от ситуации и возможностей. Люди которые входя в государственный аппарат обладают полномочиями создания и публикации обязательных к исполнению правовых законодательных актов, имеющих обязательный характер.

Также только государство может выступать как единственный и легитимный субъект и на территориях принадлежащих ему.

Также власть государства распространяется на всех граждан своей страны, в том числе и иностранных, которые находятся во владениях этого государства.

Объект – объектами политического процесса могут являться в частности экономика и экономические проблемы, отражающие социальное положение населения.

Таким образом, целью субъектов политики выступает налаживание хозяйственной и экономической жизни в стране, что может решить как социальные, так и политические проблемы.

Методы политического процесса

Выборы – через выборы в местные муниципалитеты, областные и государственные органы власти и на должность президента происходит получение власти в свои руки для проведения необходимых преобразований в стране, области, районе.

Законотворчество - является средством реализации своих властных полномочий в проведении модернизации и решении насущных проблем внутренней и внешней политики.