КАРТОТЕКА
дидактических игр по теме:
«Народные промыслы»
Узнай по описанию
Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.
Количество играющих 1 – 3 ребенка.
Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной
Игрушки, которую описывает воспитатель или которую
Воспитатель рассказывает стихотворением.
Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать
игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен
узнать какую игрушку описывает ребенок.
Раз матрешка, два матрешка
Цель» Закрепить знания детей о матрешках. Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.
Количество играющих 4 – 8 человек.
Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного
размера выложить наряд, подобрав правильно размер
деталей и цвет. Можно предложить детям выложить
семеновскую матрешку или выложить матрешку по
образцу воспитателя.
Филимоновская роспись
Цель: Закрепить знания детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи.
Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.
Количество играющих 4 - 5 человек.
Описание: На шаблонах филимоновских игрушек детям
предлагается выложить узор, используя
полосочки зеленого, красного, желтого цветов.
Подбери узор к платью барыни
Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.
Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить
узор, используя детали для того или иного вида
росписи.
Заплатки
Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.
Методическое сопровождение: картинки филимоновских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки), недостающие элементы картинок.
Ход игры
Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.
Укрась дымковскую игрушку
Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.
Количество играющих 4 – 5 человек.
Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается
выложить узор, используя кружочки синего, красного,
желтого цветов.
Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.
Цели:
Формирование представления детей о русских народных промыслах.
Умение детей определять характерные черты филимоновского народного промысла.
Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет по ознакомлению с филимоновской игрушкой.
Дидактическая игра «Продолжи узор».
Цель: Умение детей выкладывать из деталей орнамент по мотивам филимоновской народной росписи на текстильной основе - полосе по образцу. Содействовать развитию мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: 8 широких полос жёлтого цвета, мягкого ворсистого материала (например, хозяйственные салфетки), на которых нарисовано начало узора. Наборы красных и зелёных узких полосок, длинной 3,5 и 7 см.
Ход игры.
В игре участвуют один – восемь игроков.
Волшебный сундучок
Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.
Задачи:
Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, богородском, городецком, дымковском, мезенском и др.)
Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.
Методическое сопровождение:
коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).
Ход игры.
В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок).
Чок-чок-чок, открывайся сундучок!
Сундучок открывается, игра начинается.
Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.
Варианты заданий:
Поставь на почку филимоновские игрушки.
Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла.
Поставь на почку посуду. Скажи, как её называют.
Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла.
Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах.
Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.
И так далее.
Разрезные картинки
Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций филимоновских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли игрушки на базар,
Да рассыпали товар.
Все свистулечки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.
Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному):
1 – составление изображения путём накладывания деталей на картинку;
2 – составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;
3- составление изображения из деталей по памяти.
Дидактическая игра «Трафареты
Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской росписи. Ознакомление с техникой исполнения филимоновских узоров.
Методическое сопровождение: плоскостные силуэты филимоновских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.
Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.
Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.
Наконец, ребёнок самостоятельно украшает филимоновскую игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.
Дидактическая игра «Украсим юбку барышне» для детей средней-старшей группы ДОУ
Посохова Марина Григорьевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 5 «Вишенка» ст. Советской муниципального образования Новокубанский район, Краснодарский крайОписание: интересная и красочная игра для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Игра полезна для воспитателей, педагогов дополнительного образования. Развивает эстетическое восприятие народных игрушек, мышление и память у дошкольников, прививает познавательный интерес у детей, закрепляет знания и расширяет кругозор детей о различных узорах и их расположении на дымковских игрушках. Можно использовать на развлечениях, занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель: закрепление знаний детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
- Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца, точки, полосы). Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.
= Учить украшать орнаментами фигурки, определять последовательность выполнения росписи, использовать в работе ранее приобретенные навыки рисования знакомых элементов.
- Прививать интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
1. Сделала шаблон юбки из бумаги, по которому выпилила лобзиком юбку и силуэт барышни из ДВП. Затем оклеила юбку клеевой белой бумагой.
2. Далее раскрасила силуэт барышни акварелью, корону, кофту.
3. Сделала элементы узоров для украшения юбки детьми. Дети после предварительной работы – ознакомления с дымковской игрушкой, чтения, рассматривания, рисования, лепки прекрасно ориентируются в оформлении узорами юбки. Для крепления в вертикальном положении когда использую эту игру на мероприятиях использую двусторонний скотч.
4. Далее пусть барышни придут и примеряют юбки, понравятся ли они им?
5. Дети сказали, что понравились.
Можно сделать эти барышни двусторонние и использовать дважды с разными элементами узоров на одном мероприятии.
Также использую эту игру в повседневной жизни, в горизонтальном положении дети прекрасно украшают юбки различными элементами.
6. Как вариант использую такую игру «Укрась лошадку»
Вот такая игра!
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Цели:
Закреплять представления о видах матрешек (Загорская, Полхов-майдан, Семеновская и т.д.);
Развивать пространственное мышление, мелкую моторику.
Описание игры:
Детям предлагается рассмотреть фигурки матрешек, разрезанные на части, и составить из частей целую матрешку, обращая внимание на элементы узора. Затем ребенку предлагается вспомнить, как называется эта матрешка.
2. Дидактическая игра «Собери пословицу»
Цель:
Развивать умение понимать смысл пословиц,
Упражнять в умение подбирать к началу пословицы ее окончание,
Развивать память, связную речь,
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Описание игры:
Игровые карточки, изображающие русские народные пословицы, делятся на две группы: карточки в красной рамке – это начало пословицы, карточки в синей рамке – это окончание пословицы. Карточки в красной рамке раздаются детям-участникам игры. Водящий показывает по очереди карточки в синей рамке, ребенок, который находит окончание своей пословицы, забирает карточку, называет пословицу, объясняет ее смысл.
3. Дидактическая игра «Составь узор»
Цели:
Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка.
Побуждать самостоятельно подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.
Развивать интерес к народным промыслам.
Описание игры:
Игра состоит из картонных заготовок предметов обихода и отдельных элементов городецкой росписи. Детям предлагается разместить узор на заготовках, учитывая их форму.
4. Дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»
Цель:
Закреплять представление об элементах русского народного костюма,
Развивать фантазию и воображение при выборе узора;
Воспитывать уважение к народной культуре.
Описание игры:
Детям предлагаются заготовки нарядов для куклы, необходимо раскрасить их и украсить русскими народными узорами, вспомнить названия элементов народного костюма. Все наряды можно надеть на куклу и поиграть с ней.
5. Дидактическая игра «Собери картинку. Русские богатыри»
Цель:
Закрепление представлений о русских богатырях, их оружии, доспехах;
Развитие пространственного мышления, памяти.
Описание игры:
Детям предлагаются картинки с изображением русских богатырей, разрезанные разными способами. Детям необходимо собрать из частей целую картинку и рассказать о богатыре, который на ней изображен.
6. Дидактическая игра «Что было – что стало»
Цель:
Закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях;
Развивать интерес к историческому прошлому русского народа.
Описание игры:
Игра состоит из двух групп карточек: в первой - предметы быта на Руси, во второй – предметы, которые их заменяют в современном мире. Детям необходимо составить пары из предметов, установив соответствие «что было – что стало».
Пары предметов: лапти – ботинки, колодец – водопровод, корыто – стиральная машина, самовар – чайник, сундук – шкаф, лавка – стул, керосиновая лампа - электрическая лампочка, корзинка – сумка, деревянная ложка – металлическая ложка, печь – газовая плита, печь – радиатор отопления, угольный утюг – электрический утюг, чугунок – кастрюля, люлька-качка – детская кроватка.
7. Дидактическая игра «Найди лишнее. Русские народные головные уборы»
Цель:
Закреплять представления о старинных русских головных уборах;
Развивать мышление, внимание;
Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Описание игры:
На карточках изображены различные виды головных уборов. Детям необходимо найти среди старинных головных уборов современный (он лишний), объяснить свое мнение, назвать знакомые головные уборы.
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"
Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.
Производитель: ООО "Развивающие игры"
Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.
Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.
Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.
Как играть
Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.
Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать
несколько простых правил:
- выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
- находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
- игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
- заканчивайте игру до того, как она наскучит.
И не забывайте создавать стимулы в игре.
Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация
детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь
придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно
придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры
с карточками, играть в которые будет особенно интересно!
Игра 1. Лото «Народные промыслы»
Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.
Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.
Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.
В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.
В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.
Игра 2. «Парные картинки»
Цель игры
.
Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите
по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре
народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем
предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны,
попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на
картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае
подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым
рассортирует свои картинки на пары.
Игра 3. «Мемори»
Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.
Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).
Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.
Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.
Игра 4. «Угадай по названию»
Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.
Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.
Взрослый.
Я буду называть
народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал
- молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка.
Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.
Игра 5. «Кто первый»
Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.
В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.
Игра 6. «Сортировка»
Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.
Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.
Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или
уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать
картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить
на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.
Дополнительные игры
С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.
Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.
Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.
Игра
«Выложи ряд»
(развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их
названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд
картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок
выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать
разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из
каждого промысла.
Сканы карточек