Развивающее лото "народные промыслы". Дидактические игры по изобразительному искусству

КАРТОТЕКА

дидактических игр по теме:
«Народные промыслы»

Узнай по описанию
Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.
Количество играющих 1 – 3 ребенка.
Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной
Игрушки, которую описывает воспитатель или которую
Воспитатель рассказывает стихотворением.
Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать
игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен
узнать какую игрушку описывает ребенок.

Раз матрешка, два матрешка
Цель» Закрепить знания детей о матрешках. Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.
Количество играющих 4 – 8 человек.
Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного
размера выложить наряд, подобрав правильно размер
деталей и цвет. Можно предложить детям выложить
семеновскую матрешку или выложить матрешку по
образцу воспитателя.

Филимоновская роспись
Цель: Закрепить знания детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи.
Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.
Количество играющих 4 - 5 человек.
Описание: На шаблонах филимоновских игрушек детям
предлагается выложить узор, используя
полосочки зеленого, красного, желтого цветов.

Подбери узор к платью барыни
Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.

Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить
узор, используя детали для того или иного вида
росписи.

Заплатки
Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.
Методическое сопровождение: картинки филимоновских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки), недостающие элементы картинок.
Ход игры

Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.

Укрась дымковскую игрушку
Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.
Количество играющих 4 – 5 человек.
Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается
выложить узор, используя кружочки синего, красного,
желтого цветов.
Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.
Цели:
Формирование представления детей о русских народных промыслах.
Умение детей определять характерные черты филимоновского народного промысла.
Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет по ознакомлению с филимоновской игрушкой.
Дидактическая игра «Продолжи узор».
Цель: Умение детей выкладывать из деталей орнамент по мотивам филимоновской народной росписи на текстильной основе - полосе по образцу. Содействовать развитию мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: 8 широких полос жёлтого цвета, мягкого ворсистого материала (например, хозяйственные салфетки), на которых нарисовано начало узора. Наборы красных и зелёных узких полосок, длинной 3,5 и 7 см.
Ход игры.
В игре участвуют один – восемь игроков.

Волшебный сундучок
Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.
Задачи:
Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, богородском, городецком, дымковском, мезенском и др.)
Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.
Методическое сопровождение:
коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).
Ход игры.
В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок).
Чок-чок-чок, открывайся сундучок!
Сундучок открывается, игра начинается.
Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.
Варианты заданий:
Поставь на почку филимоновские игрушки.
Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла.
Поставь на почку посуду. Скажи, как её называют.
Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла.
Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах.
Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.
И так далее.

Разрезные картинки
Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций филимоновских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли игрушки на базар,
Да рассыпали товар.
Все свистулечки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.
Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному):
1 – составление изображения путём накладывания деталей на картинку;
2 – составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;
3- составление изображения из деталей по памяти.

Дидактическая игра «Трафареты
Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской росписи. Ознакомление с техникой исполнения филимоновских узоров.
Методическое сопровождение: плоскостные силуэты филимоновских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.
Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.
Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.
Наконец, ребёнок самостоятельно украшает филимоновскую игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.

Дидактическая игра «Украсим юбку барышне» для детей средней-старшей группы ДОУ

Посохова Марина Григорьевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 5 «Вишенка» ст. Советской муниципального образования Новокубанский район, Краснодарский край
Описание: интересная и красочная игра для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Игра полезна для воспитателей, педагогов дополнительного образования. Развивает эстетическое восприятие народных игрушек, мышление и память у дошкольников, прививает познавательный интерес у детей, закрепляет знания и расширяет кругозор детей о различных узорах и их расположении на дымковских игрушках. Можно использовать на развлечениях, занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель: закрепление знаний детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
- Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца, точки, полосы). Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.
= Учить украшать орнаментами фигурки, определять последовательность выполнения росписи, использовать в работе ранее приобретенные навыки рисования знакомых элементов.
- Прививать интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.


1. Сделала шаблон юбки из бумаги, по которому выпилила лобзиком юбку и силуэт барышни из ДВП. Затем оклеила юбку клеевой белой бумагой.

2. Далее раскрасила силуэт барышни акварелью, корону, кофту.


3. Сделала элементы узоров для украшения юбки детьми. Дети после предварительной работы – ознакомления с дымковской игрушкой, чтения, рассматривания, рисования, лепки прекрасно ориентируются в оформлении узорами юбки. Для крепления в вертикальном положении когда использую эту игру на мероприятиях использую двусторонний скотч.


4. Далее пусть барышни придут и примеряют юбки, понравятся ли они им?


5. Дети сказали, что понравились.
Можно сделать эти барышни двусторонние и использовать дважды с разными элементами узоров на одном мероприятии.
Также использую эту игру в повседневной жизни, в горизонтальном положении дети прекрасно украшают юбки различными элементами.


6. Как вариант использую такую игру «Укрась лошадку»


Вот такая игра!

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Цели:

Закреплять представления о видах матрешек (Загорская, Полхов-майдан, Семеновская и т.д.);

Развивать пространственное мышление, мелкую моторику.

Описание игры:

Детям предлагается рассмотреть фигурки матрешек, разрезанные на части, и составить из частей целую матрешку, обращая внимание на элементы узора. Затем ребенку предлагается вспомнить, как называется эта матрешка.

2. Дидактическая игра «Собери пословицу»

Цель:

Развивать умение понимать смысл пословиц,

Упражнять в умение подбирать к началу пословицы ее окончание,

Развивать память, связную речь,

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Описание игры:

Игровые карточки, изображающие русские народные пословицы, делятся на две группы: карточки в красной рамке – это начало пословицы, карточки в синей рамке – это окончание пословицы. Карточки в красной рамке раздаются детям-участникам игры. Водящий показывает по очереди карточки в синей рамке, ребенок, который находит окончание своей пословицы, забирает карточку, называет пословицу, объясняет ее смысл.

3. Дидактическая игра «Составь узор»

Цели:

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка.

Побуждать самостоятельно подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.

Развивать интерес к народным промыслам.

Описание игры:

Игра состоит из картонных заготовок предметов обихода и отдельных элементов городецкой росписи. Детям предлагается разместить узор на заготовках, учитывая их форму.

4. Дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»

Цель:

Закреплять представление об элементах русского народного костюма,

Развивать фантазию и воображение при выборе узора;

Воспитывать уважение к народной культуре.

Описание игры:

Детям предлагаются заготовки нарядов для куклы, необходимо раскрасить их и украсить русскими народными узорами, вспомнить названия элементов народного костюма. Все наряды можно надеть на куклу и поиграть с ней.

5. Дидактическая игра «Собери картинку. Русские богатыри»

Цель:

Закрепление представлений о русских богатырях, их оружии, доспехах;

Развитие пространственного мышления, памяти.

Описание игры:

Детям предлагаются картинки с изображением русских богатырей, разрезанные разными способами. Детям необходимо собрать из частей целую картинку и рассказать о богатыре, который на ней изображен.

6. Дидактическая игра «Что было – что стало»

Цель:

Закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях;

Развивать интерес к историческому прошлому русского народа.

Описание игры:

Игра состоит из двух групп карточек: в первой - предметы быта на Руси, во второй – предметы, которые их заменяют в современном мире. Детям необходимо составить пары из предметов, установив соответствие «что было – что стало».

Пары предметов: лапти – ботинки, колодец – водопровод, корыто – стиральная машина, самовар – чайник, сундук – шкаф, лавка – стул, керосиновая лампа - электрическая лампочка, корзинка – сумка, деревянная ложка – металлическая ложка, печь – газовая плита, печь – радиатор отопления, угольный утюг – электрический утюг, чугунок – кастрюля, люлька-качка – детская кроватка.

7. Дидактическая игра «Найди лишнее. Русские народные головные уборы»

Цель:

Закреплять представления о старинных русских головных уборах;

Развивать мышление, внимание;

Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Описание игры:

На карточках изображены различные виды головных уборов. Детям необходимо найти среди старинных головных уборов современный (он лишний), объяснить свое мнение, назвать знакомые головные уборы.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек