Сочинение про волонтерство. «Предлагать помощь впервые очень страшно». Истории волонтеров, помогающих детям

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее. Возможно, не все понимают, на каких принципах базируется волонтерская работа, поэтому в этой статье мы детально рассмотрим, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.

Что такое волонтерство?

Для того чтобы понять, кто такие волонтеры, нужно определиться с основным термином, а именно что подразумевает под собой волонтерство. На самом деле все просто: это вид любой бескорыстной деятельности, работы, не подразумевающей денежную оплату. Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца, называют волонтерской помощью.

Существует ряд требований к возрасту волонтера. Дети до 14 лет должны получить разрешение на эту деятельность у своих родителей и у руководителя/куратора волонтерского отряда. Несовершеннолетние дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, если она не наносит вред их здоровью и не мешает обучению. Оказывать помощь при чрезвычайных ситуациях могут только совершеннолетние волонтеры, которые имеют необходимый уровень подготовки. В любом случае волонтер должен заниматься этим действительно добровольно, а не по наущению авторитетного лица или родителя, начальника и т. д. На первый взгляд это кажется безумием или фикцией со скрытым подвохом, ведь кто захочет работать бесплатно, иногда в довольно тяжелых условиях, и при этом ничего не получать взамен? Если бы все так думали, то история волонтерства, его высокая идея так и осталась бы в прошлом, претерпев полный провал.

В чем плюс добровольного служения?

На самом деле современное волонтерство имеет очень много плюсов, особенно для молодых людей, которые еще непрочно обосновались в обществе. Например:

  • Многие фирмы отказываются трудоустраивать молодых сотрудников без опыта работы, но как его приобрести, если никто не предоставляет место работы? Выход есть: волонтеры работают бесплатно, получая взамен весомый опыт и хорошую рекомендацию для будущего продвижения карьеры.
  • Приобретение необходимых навыков, будь то работа в строительстве, агрономии или в госпитале с тяжело больными людьми.
  • Отличный повод изучить иностранный язык и познать новые страны, ведь волонтерство в России и за рубежом имеет общие идеи и цели, а также практикует активный обмен сотрудниками.
  • Иногда человеку просто не хватает общения в силу различных обстоятельств, поэтому волонтерство для него является отличным способом расширить круг друзей и познакомиться с новыми интересными людьми.

Виды волонтерской помощи

Чтобы более ясно понять суть этого движения, можно подробно рассмотреть основные направления волонтерства:

  • Помощь инвалидам, старикам или людям с ограниченными возможностями.
  • Работа в больницах, санаториях, детских домах разного спектра: некоторые работают медиками, санитарами, уборщиками территорий, а другие просто организовывают моральную поддержку больным, особенно не имеющим родственников, а также занимаются сбором средств на лечение.
  • Занятость в сельской местности. Это может быть что угодно: от производства молочных продуктов, высадки овощных культур до переработки фруктов или работы в теплицах. Этот вид часто выбирают пенсионеры, не желающие сидеть дома, и семьи, желающие оздоровить детей на деревенском просторе.
  • Помощь в детских и школьных учреждениях (детсадах, школах, лицеях, а также на курсах, в кружках и прочее). К этой же категории можно отнести всевозможные службы спасения, экстренной помощи, телефоны доверия, поисковые группы пропавших и прочие.
  • Реализация социальных идей: сбор данных, анкетирование, изготовление различных флаеров, брошюр и их последующее распространение.
  • Проведение тематических мероприятий и вечеров, лекций на актуальную тему и всевозможных тренингов.

Направлений волонтерства множество, и перечислять все просто бессмысленно, так как практически в каждом виде деятельности может оказываться безвозмездная помощь другим. При этом важно выбирать то, что близко по духу, ведь бесплатно заниматься нелюбимой работой бессмысленно - пользы от этого не будет никому. Формы волонтерства бывают временные и постоянные: первые подразумевают участие в краткосрочных проектах, например, помощь при организации фестиваля, олимпиады или высадка деревьев в парке, сбор урожая яблок или от садиста-хозяина. Волонтер на регулярной основе занят по-разному: кто каждый день по два-три часа, кто раз или два в неделю после основной работы или занятий в университете.

Первые упоминания

История возникновения волонтерства в мире уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома. В них на пожертвования мирян содержались дети. Они обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях или шли в услужение к вельможам. Кроме того, всем известная христианская добродетель по всему миру являлась ярчайшим признаком волонтерской работы, пусть даже и в малых масштабах. Самим сотрудникам движения волонтеров нравится упоминать исторических личностей: королей, царей и даже древних жрецов, которые лично выходили к простым людям и раздавали милостыню в значимые для них дни.

Некоторые исследователи старины утверждают, что история волонтерства началась позже, в 17 веке в Европе: людей, по доброй воле отправляющихся на войну, называли добровольцами, что на французском звучит как volontaire. Обязательной военной службы в те времена еще не было, а добровольно служить в ней хотели далеко не все, поэтому факты волонтерства привлекали всеобщее внимание и были достаточно необычными. Дошедшее в Россию слово несколько исказилось до «вулентер» и со временем приобрело тот вид, который имеет сейчас. На рубеже двадцатого века волонтерами стали называть не только добровольцев, идущих в армию, но и всех, кто был готов добровольно, бескорыстно и с самоотдачей трудиться во благо общества.

С чего все началось?

Считается, что история волонтерского движения началась во времена буйства в Европе «черной смерти» - чумы, которая уносила тысячи жизней ежедневно. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы собирать трупы по улицам и сжигать их, очищая свои города от заразы - это и был первый массовый шаг волонтерской деятельности, который постепенно вовлекал все больше добровольцев, желающих посвятить себя благому делу. Они, как никто другой, понимали, что только так можно спасти мир от страдания: путем самоотдачи и вложения в общее дело совместных усилий.

Такое же проявление широты души показали русские монахини Свято-Никольской обители, которые в 1870 году добровольно пошли на фронт медсестрами. Именно этот поступок считается основной точкой отсчета начала истории волонтерства. В течение короткого времени к ним присоединились многие женщины всего мира, образовав движение Красного Креста для помощи раненым.

Чуть позже, в двадцатых годах прошлого столетия, после Первой мировой в Европе было образовано еще одно движение добровольной помощи: активная молодежь решила в кратчайшие сроки устранить последствия войны. Первый сбор был недалеко от Страсбурга и состоял в основном из французских и немецких молодых людей, которые помогали местным жителям восстанавливать жилье, разрушенное вследствие столкновений противоборствующих сил. С этого момента история волонтерства постепенно стала обрастать новыми случаями бескорыстной помощи: люди собирались большими артелями и заново отстраивали школы, фермы для скота и новые дороги.

Как развивалось это движение?

Практически в каждой стране Восточной и Западной Европы находились люди, которые самоотверженно бросали привычную жизнь и посвящали себя миру, что часто описывалось в романах того времени, делались публикации в газетах и журналах. Ближе к 60 годам двадцатого века, когда после Второй мировой войны отношения между странами были натянутыми вследствие военных действий, стали формироваться отдельные группы, стремившиеся наладить былую дружбу. Благодаря настойчивым попыткам заинтересованных людей лед между Европой и Россией постепенно растаял: стали проводиться международные волонтерские программы разного спектра воздействия.

Развитие волонтерского движения было настолько мощным, что в 1985 году 17 декабря на Всемирном собрании ООН был назначен новый праздник: День добровольца, который стали отмечать пятого декабря на международном уровне. Тогда же была создана организация IAV E- волонтерская ассоциация, которая включает в себя более ста стран мира. Идея бескорыстной помощи нуждающимся настолько захлестнула мир, что 2001 год был провозглашен Годом волонтера.

Несколько известных организаций добровольцев

Одним из первых примеров волонтерства стала деятельность Всемирной Гражданской Службы (SCI), основанной Питером Серезоли в 1920 году. Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения волонтеров, несмотря на более ранние упоминания в истории. Группа молодых французов делала акцент на пропаганду и развитие уважения к другим нациям, верованиям и традициям: пацифисты из многих стан мира ежегодно участвуют в многочисленных кампаниях SCI, призывающих всех жителей планеты с пониманием относиться к разным культурам. Каждый год более четырех тысяч человек становятся представителями этого движения пацифистов.

«Волонтеры ООН» - сообщество, которое было создано в 1970 году и отличалось от остальных тем, что в него входили в основном люди среднего и старшего возраста, в то время как остальные движения были больше молодежными. Более того, условия участия в нем были довольно требовательны: необходимо иметь высшее или профессиональное образование и стаж работы в своей профессии не менее пяти лет. Только сравнительно недавно была создана отдельная ветвь, в работе которой берут участие молодые волонтеры. Спектр воздействия «Волонтеров ООН» довольно объемный, но предпочтение отдается работе с инвалидами и детьми, беженцами. Существенно поддерживаются права женщин в странах «третьего мира».

Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века. К сожалению, до европейского уровня альтруизма российский дух бескорыстности пока не дотягивает, но подает определенные надежды: появляется все больше отзывчивых людей, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущим не за барыш или рекламу, а ради человеческого сострадания. Из самых действенных организаций можно выделить:

  • «Седьмой лепесток» - добровольцы сотрудничают с онкобольными, оказывая им весомую моральную поддержку: навещают, делают маленькие приятные презенты, общаются на разные темы, стараясь сделать мир этих людей немного ярче.
  • «Я без мамы» - направлена на работу с детьми-сиротами.
  • «Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2010 году).
  • Фонд «София». Работа с пожилыми людьми и инвалидами.
  • «Город против наркотиков». Эта организация уделяет большое внимание работе с зависимыми от наркотиков людьми и пропаганде здорового образа жизни.
  • «Доноры - детям». Московская организация, взаимодействующая с тяжелобольными детьми. Волонтеры занимаются сбором средств на дорогостоящие операции, посещают детишек в больницах, устраивают для них различные вечера и представления, гуляют с ними, общаются, бескорыстно дарят тепло своего сердца.

Youth Actionfor Peaceand & Greenpeace

Молодежная акция «За мир» - организация, которая сотрудничает с пятнадцатью странами мира, активно пропагандирует пацифизм, работает с беженцами и участвует в разрешении военных конфликтов путем проведения антивоенных митингов, семинаров. Основана в 1923 году и на данный момент имеет большой вес в мероприятиях волонтерского движения.

Масштабное движение гринписовцев известно по всему миру своими действиями против насилия над животными, уничтожения лесов. Также современное волонтерство корпорации «Гринпис» весомо влияет на проблему загрязнения планеты токсичными отходами, активно выступает против использования ядерного оружия и загрязнения атмосферы. Информация об их действиях обширно публикуется во всех средствах СМИ, а филиалы организации расположены в сорока странах мира! Движение «Гринпис» основано в Ванкувере в 1971 году простым бизнесменом, который выступил с протестом против ядерных испытаний и мгновенно получил мощную поддержку единомышленников. Со временем спектр влияния добровольцев-пацифистов расширился и стал отличаться тем, что организация никогда не вступает ни в одну партию, не принимает поддержку от коммерческих структур, а существует исключительно на пожертвования заинтересованных в чистоте природы людей.

2018-й: Год волонтера в России

Союз добровольцев России считает, что действия добровольцев должны быть в первую очередь социально-значимые, несущие ощутимую пользу для населения. Поэтому деятельность этой организации направлена на помощь инвалидам и пожилым людям, находящимся за чертой бедности. Также настойчиво ведется работа по искоренению детской порнографии, проституции и педофилии: чистятся просторы интернета, создан мониторинговый центр.

Нынешний год примечателен тем, что президент В. Путин признал заслуги людей, самоотверженно отдающих свое время и силы на благо страны и мира, указал на важность волонтерского движения в развитии страны. Поэтому еще в 2017 году он подписал указ о том, что объявляет 2018-й Годом волонтера и призвал всех поддержать движение для того, чтобы сделать его более популярным.

Президент указал: необходимо дать понять людям, что бескорыстные благие дела существенно влияют на мировой престиж страны, показывая широкую русскую душу, которая издревле славится своей добротой, человеколюбием и милосердием. Была даже разработана специальная эмблема в виде нескольких рук с сердечками в ладошках, которые тянутся вверх.

Немного статистики

Волонтерские движения настолько популярны в европейских странах, что:

  • В Германии каждый год в добровольных работах принимают участие свыше двух миллионов (!) человек, то есть каждый третий, что является показателем высокой нравственности жителей этой страны. Примечательно, что после окончания учебного заведения немец обладает правом «социального года», который дает возможность работать волонтером в понравившемся месте, что впоследствии существенно повлияет на резюме при поступлении на работу.
  • В Ирландии 32 % всего населения являются сотрудниками волонтерских служб. Они утверждают, что совершают то, что никогда не сделает человек, требующий оплаты за свой труд.
  • В Японии четвертая часть населения имеет опыт волонтерской работы в прошлом, утверждая, что это - хорошая жизненная школа и проверка человека на положительные моральные качества.
  • 18 % французов хотя бы раз участвовали в работе добровольцев, при этом большинство из них посвящает этому всю жизнь, отдавая бескорыстному служению людям не менее двадцати рабочих часов в месяц.

В США до недавнего времени волонтерство было не очень популярно, так как президент Рейган не поддерживал таких начинаний: в годы его пребывания на посту всего 8 тысяч американцев являлись сотрудниками добровольных служб. К счастью, с приходом Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась, и в настоящее время работе волонтером отдают себя 26 % американцев.

В любом случае, чтобы ни происходило в прошлом в процессе зарождения движения добровольцев, это создало ответный резонанс во всем мире, доказывая, что не все сердца людей зачерствели в погоне за материальными благами и удовольствиями.

Волонтеры — люди, которые становятся настоящими друзьями для «особых» людей; которые помогают им во всем и учат новому… Люди, которые просто дарят свое тепло и любовь. Почему они стали добровольцами? Почему решили помогать? Своей историей, пережитым опытом и впечатлением о волонтёрских буднях делится доброволец нашей благотворительной организации «Шаг навстречу » -Екатерина Григорьева .

Я – мама «особенного» ребёнка, у моего ребёнка сенсомоторная алалия. В 3 года он не знал и не говорил ни одного слова, у него были нарушения в поведении — гиперактивность, синдром дефицита внимания, на основании этого психиатры поставили ему диагноз „умственная отсталость“.

В 5 лет с ним отказались заниматься коррекционные педагоги. Сказали, что он необучаемый, что ему нужно давать специальные препараты, иначе, его и невозможно будет обучать. Я прислушалась к совету специалистов… Мы целых 3 недели пробыли в дневном стационаре детской психиатрической больницы. Мой ребёнок менялся на глазах. Из гиперактивного, шумного, жизнерадостного, здорового ребёнка он начал превращаться в безвольное, ничем не интересующееся, малоподвижное существо.

Я была в панике, побежала советоваться с другими специалистами и (чудо!) случайно нарвалась на отличного опытного врача и хорошего человека во Пскове. Она рекомендовала мне сейчас же прекратить такое лечение, так как оно тормозит развитие. И я прекратила, написала отказ от приема препаратов. За это нас выгнали из отделения дневного стационара и отказались с нами заниматься. Я была в отчаянии, потому что из детского сада нас тоже «высадили» за нарушения в поведении – последствия от приема препаратов.

Стучалась во все двери, но, везде, где работают с такими детьми, получала одни и те же рекомендации – принимайте препараты и готовьтесь к школе, учиться будете по программе «особый ребенок». Но я знала и верила, что у моего ребёнка есть потенциал для нормального развития! Что он сообразительный и к нему просто нужно найти подход. И только в одном месте нам были рады. Оказалось, что там готовы и умеют работать с детками «любой сложности». Эта организация — отделение дневного пребывания Центра реабилитации инвалидов и детей инвалидов Пушкинского района Санкт-Петербурга. Так что, выражаю благодарность специалистам и руководству ОДП ЦСРИиДИ! Этот центр мы посещаем до сих пор, там и сейчас принимают всех детей без оговорок на сложности в поведении и всем стараются помочь. Это место для моего ребёнка — второй дом и уже неотъемлемая часть жизни. Другого такого теплого приёма мы не встретили пока нигде, по крайней мере, в нашем районе города Санкт-Петербурга.

Я очень хотела, чтобы мой ребёнок учился в общеобразовательной школе! Поэтому, после того, как успокоилась, решила справляться с проблемой обучения и подготовки к школе самостоятельно. Конечно, иногда моя деятельность была не педагогичной, а методики не очень гуманные, но… В 5,5 лет мой «особый» ребёнок бегло читал, хотя не умел разговаривать, и на раз-два выполнял все невербальные тестовые задания для ребёнка его возраста. Психиатры разводили рукам и говорили: «Но он же не разговаривает!» Диагноз не снимали, направление после детского сада на районной комиссии дали в школу VIII вида, но я опять не согласилась. Мы потерпели год, к 7.5 годам мой сын заговорил (очень плохо, конечно), и я настояла на нашем участии в городской медико-педагогической комиссии. Там оказались более грамотные и более «душевные» специалисты, они дали нам шанс. Мы получили направление в школу V вида, это общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сейчас моему ребенку 11 лет и он учится в 4 классе. Он отличник! Такого результата не ожидала даже я, а такого удовлетворения от проделанной работы я не испытывала никогда в жизни! Так я поняла, что хочу заниматься развитием детей, и что у меня получается это!

У моего ребёнка есть инвалидность, это позволяет нам посещать дополнительные занятия, мероприятия, заведения, оздоровительные лагеря для детей с ОВЗ. Коренным образом изменилась моя жизнь, поменялся круг моих интересов и круг общения, изменилось моё мировоззрение. У меня появилось много знакомых с «особенными» детками, мы встречаемся, обмениваемся информацией, делимся впечатлениями, со многими мы познакомились в оздоровительных лагерях. Я начала узнавать этих детей, и чем больше, тем больше они мне нравились. Эти дети — другие, не такие, как обычные, они чище и лучше, в них нет лукавства. Они не притворяются, всегда абсолютно ясно, кто и что им нравится, а что нет. Они жизнерадостны, мир вокруг них сияет яркими красками, люди рядом с ними становятся добрее и терпимее. Они открыты для контакта, с ними можно и нужно заниматься. Результат от работы с таким ребёнком может быть самым неожиданным, это я знаю на личном опыте. Мне с такими детьми интересно, хорошо и комфортно. Я поняла, что хочу заниматься именно с такими детьми. Я хочу помогать тем, от кого «отказались» другие педагоги, тем, от кого уже не ждут никаких достижений и результатов.

Как я пришла в «Шаг навстречу»:

В 2015 году я поступила в РГПУ им. Герцена на факультет коррекционной педагогики на специальность «олигофренопедагогика». Обучение моё проходит в сокращенные сроки, так как у меня уже есть высшее образование, однако, завершится только через три года. Поэтому я решила поменять сферу деятельности и найти возможность «набрать» опыт, «войти в специальность», познакомиться ближе с «особенными» детьми. В октябре 2015-го увидела пост «Шага навстречу» в одной из групп города Пушкина «В контакте» о наборе волонтеров. Позвонила, договорилась о встрече, начала работать. Сначала очень испугалась, что не справлюсь, потому что (как мне показалось) дети сильно отличаются от «домашних». С «домашними» всегда рядом родители, и, если что-то не получается с ребёнком, можно посоветоваться с ними. А здесь – дети «сложные», подсказок нет, налаживай контакт сам, как знаешь. Через несколько первых дней даже начала сомневаться в выборе будущей специальности. Но, постепенно втянулась, подружилась с детьми, появилось взаимопонимание. Главное в работе с любыми детьми – это доброта, любовь и желание достичь результата. И если это есть, то дети отвечают взаимностью. Дети очень «остро» чувствуют, а «особые» дети особенно остро.

Эти дети возрастом от 1 мес. до 3 лет, оказавшиеся без попечения родителей и еще не определившиеся в приюты и детские дома города и области, обычно сразу попадают в больницы, где им приходится пребывать порой неопределенный срок.

Давайте познакомимся с героиней нашего рассказа, — это Татьяна, молодая женщина 36 лет, которая регулярно посещает одну из детских больниц Воронежа с октября 2009 г. Она занимается волонтерской деятельностью в отделении младшего возраста ГКДБ №1, а также помогает выявлять и покрывать материальные потребности детей, которые возникают во время их пребывания в больнице.

— Татьяна, мы понимаем, что неотъемлемым условием любой деятельности является систематичность и регулярность. Как с этим обстоит дело в вашей волонтерской деятельности?

— Я для себя в самом начале определила некоторые дни посещения больницы, понедельник и четверг – для меня детские дни, и просто не планирую в это время ничего важного, а если что-то возникает, часто делаю выбор в пользу детей, ведь я же обещала принести банан для Ванечки, или книжку для Руслана, или посудку для Вики.

— А что-то изменилось в вашей жизни с тех пор, как Вы начали заниматься этой деятельностью?

— Вы знаете, появилась какая-то наполненность, привычный уклад жизни, если можно сказать, приобрел дополнительный смысл. Например, я раньше не думала над тем, что нужно делать, чтобы расположить к себе очень закрытого и ранимого малыша, оказывается, что есть потребности у малышей, которые мне удается хотя бы немного покрыть. Они очень любят, когда их носят на руках, когда их баюкают, когда с ними играют.

— Скажите, а детки-отказники отличаются чем-то от домашних детей?

— Да, глазами – у детей постарше в них часто можно увидеть нескрываемую боль, и, как это не парадоксально, некоторые дети после пребывания в больнице выглядят лучше, ведут себя уравновешеннее, чем при первой встрече, когда они только были привезены от родителей.

— А были ли среди детей те, которые вам особенно чем-то запомнились?

— Признаюсь, у меня из каждой группы детей были любимчики. В основном — это почему-то мальчишки. Ваня, Влад, мой Сашенька… Они для меня подсознательно были «моими».

А какие трудности встречаются на вашем пути?

— А что помогало вам преодолевать все эти сложности?

— Без сомнения помощь Божия. Я часто удивлялась, откуда у меня возникает в нужный момент терпение, понимание, сдержанность. Иногда помогал совет людей, которым волонтерское дело не безразлично.

— А были ли в вашей практике курьезные случаи?

— Да, конечно, а как без этого, один раз прихожу, а в палате нет ни тумбочки, да ничего из того, что раньше стояло, одни кровати, в то время там находилось 6 детей. Смотрю, чего-то очень не хватает, и вдруг понимаю, что у раковины нет колена. Оказывается. детишки так пошалили – разобрали колено на части. Чем вам не курьез.

Или вот еще один, девочка Вика никак не хотела есть из столовой кашу, в которую мы добавляли вкусное детское питание, сначала я не понимала, почему она отказывается, а потом предложила ей попробовать из баночки, оказывается, она просто привыкла еще дома питаться из баночки и не воспринимала еду на тарелке. Вот так…

— Скажите, какими, на Ваш взгляд, качествами характера должны обладать люди, желающие заниматься волонтерской деятельностью?

Я думаю, что главное в этом — желание, желание отдать, то что ты можешь дать. Ты только позже начинаешь понимать, сколько ты получаешь взамен. Мне трудно забыть Влада и Сашу, которые поступили в 3-ех месячном возрасте и находились в больнице достаточно долго. Научились переворачиваться и приобрели свойственные для их возраста навыки и ведь ты в этом тоже участвовал, их победы становились твоими победами, их потребности становились твоими потребностями. Вот сейчас вспомнила о главной трудности, которую мне приходится преодолевать, часто бывает просто жгучее желание взять их всех, отогреть, пожалеть…

— Татьяна, сейчас все жалуются на нехватку времени, как вам удается сочетать решение личных вопросов и служение в качестве волонтера?

— С Божией помощью все возможно, и правда, часто не хватает времени на какие-то дела, а может они и не нужны вовсе, могу сказать прямо, на посещение детей у меня время есть, и я очень надеюсь, что это продлиться долго.

— Что бы вы пожелали своим подопечным?

— А пожелать мне хочется только одного, чтобы они узнали, что такое семья и мама. Чтобы в их глазках не было печали, чтобы их обнимали и жалели, понимали и поддерживали на жизненном пути близкие люди.

провела беседу Бородулина Ирина

В Минске одна группа волонтеров уже несколько лет регулярно приезжает в гости к проживающим в интернате на улице Ваупшасова 35. Устраивают дискотеки, просто гуляют и общаются. Для чего они это делают и почему самая лучшая помощь не стоит денег, читайте в нашем репортаже.

Пришли с праздником

Команда молодых девушек бодро идет от остановки автобуса к желтому дому, в котором расположен психоневрологический интернат № 2. «Психоневрологический» звучит страшновато. Вначале чувствуешь себя неуютно в казенных коридорах. Запахи и звуки тоже непривычны для пришедшего сюда впервые.

Это ощущение снимает веселый настрой девушек. В рюкзаках у них костюмы и реквизит для самодеятельного концерта. Все они студентки педагогического университета, будущие педагоги-дефектологи. Их учат работать с людьми с особенностями развития. Проживающие в этом интернате относятся именно к таким.

«Прийти с улицы в интернат и начать что-то хорошее там делать особо-то и не получится. Некоторые проживающие могут быть непредсказуемы, нужно иметь багаж знаний хоть небольшой, чтобы помогать людям. Ничего страшного тут нет, достаточно знать, как себя вести», – рассказывает Яна, руководитель волонтеров.

Работники интерната встречают девочек с улыбкой – они тут частые посетители. Маленькая комната культработника становится гримеркой для всей команды волонтеров. Зеленое боа, воздушные шарики, шапочка для плавания – и Катя становится проводницей Веркой. Яркий образ сразу же зажигает местную публику.

Девочки поют вживую. Действительно стараются, волнуются перед выходом на сцену, репетируют в коридоре. Всем весело, хороводы, объятия, селфи. Для проживающих в интернате такой концерт – настоящее событие в череде однообразных дней. Местные обитатели с нетерпением его ждут, а потом долго вспоминают, просматривая фото на телефонах.



Приезд волонтеров – классный способ познакомиться с красивой девушкой. Обитатели интерната просят у гостей номера телефонов. Девушки не отказывают, а местные жители любят звонить друзьям в «большой мир». Поздравляют с праздниками, рассказывают о событиях в своей интернатской жизни. Простое общение порой важнее веселых концертов.

– Представьте: живете вы в своей квартире и выйти погулять можете только вокруг дома. Выезжаете в большой мир редко. Соседи не меняются – всегда одни и те же люди. Вот в похожих условиях живут люди в интернате. Им не хватает простого нормального общения, – говорит Яна.
Я в первый приезд оставила свой номер одному из проживающих. Оказалось, у них есть чем похвастаться. В интернате работает театральная студия и единственный в СНГ оркестр людей с особенностями психоневрологического развития. Эти коллективы периодически ездят с гастролями на конкурсы и фестивали. Каждое выступление – радость и гордость «особенных» артистов, они обожают звонить и рассказывать друзьям о своих достижениях. Достаточно просто выслушать – и человеку приятно.

«Мы не можем не приезжать»

Следующий визит в интернат прошел без музыки и зеленого боа. Яна приехала одна, проведать давних знакомых. Идем в комнату к Андрею, они с Яной знакомы семь лет. Теплые тапочки, коляска, разрешение санитаров – двигаемся на прогулку. Выехать на улицу сам Андрей не может, а санитары не всегда могут уделить внимание каждому проживающему.

Андрей живет в интернате с 1990 года. До этого он жил в детском интернате. Можно сказать, типичная история для обитателей подобных учреждений. Вся жизнь так и проходит. Мама Андрея жива, но перестала его навещать. А во дворе интерната яблони цветут. По очереди везем Андрея по дорожке вокруг интерната и разговариваем с Яной о волонтерстве.

– Когда мы начинали с моей командой, с девочками, ездить, у нас всегда какая-то акция, концерт. После пар мы собирались и все ехали в интернат дружно. Минимум раз в неделю бывали. Постепенно эта деятельность переросла в дружбу. Когда можно просто пообщаться. Распределялись по интернату, знакомились и подолгу болтали.
У каждого тут своя история, у кого-то из них мама умерла. У кого-то мама не приезжает и бросила. Для каждого человека это очень важно, а поговорить о таких проблемах в интернате, по большому счету, не с кем.

Андрей понемногу участвует в нашем диалоге. Речь у него затруднена, мне трудно его понимать, а у Яны это получается без проблем. Разговор о жизни плавно переходит к воспоминаниям о том, как все начиналось.

– Сначала было психологически тяжело. Я сидела, слушала и плакала порой. Такая жизнь тяжелая. Потом привыкаешь, рассказываешь в ответ о своих проблемах – и всем становится легче.

Сейчас учеба закончилась, появилась работа, у кого-то уже семьи. Стало тяжелее выбираться сюда. Но мы не можем перестать ездить вообще. Пусть редко, но мы должны здесь бывать. Просто перестать ездить – означает бросить. А для людей в интернате это сильный удар. Волонтерство для меня теперь – это когда ты приедешь, с кем-то поплачешь, погуляешь, выпьешь кофе.

Людей немало ездит в интернат. Ездят ребята из Военной академии с хорошими концертами, приезжают священники, мы делаем концерты и дискотеки. Каждая такая движуха – яркое событие. Но без простого общения все равно очень тяжело.

А зачем?

– Мы не преследуем какой-то большой цели, не пытаемся что-то кардинально изменить. Просто общаемся и все. Хоть здесь живут люди с особенностями, но они тоже люди. Также хотят дружить и любить. Пока они не включены в жизнь общества, мы приносим им свое общество.

Наш подход не требует ни денег сильно больших, ни каких-то очень серьезных знаний. Было бы желание. Но излишнее внимание – тоже плохо. Когда ездят толпы волонтеров, интернат начинает напоминать музей. Приедут люди, поохают, поахают и уедут. Многих проживающих такой подход раздражает. Интернаты – закрытые учреждения, и они должны оставаться закрытыми и допускать только серьезно заинтересованных в такой работе людей. Волонтерство – это ответственная дружба.
Директор психоневрологического интерната № 2 считает, что деятельность волонтеров важна для «особенных» людей.

– Мы обеспечиваем людям в нашем интернате полноценную жизнь. Работаем для того, чтобы они не чувствовали себя какими-то ущербными или выброшенными за борт. И красивые молодые люди, готовые дарить свое общество нашим проживающим, только помогают нам – рассказала директор интерната Эльмира Шерметова.

(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью):

Помимо всего сказанного, волонтеры — это целый коллектив. Это новые интересные знакомые, которые поддержат, поделятся опытом. Здесь есть психологи, к которым можно обратиться за помощью в случае какой-то трудной ситуации. Проходят различные тренинги и семинары.

Алла, проект« Волонтерский уход »

(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью)

Сначала было страшно. Прийти на первую встречу в фонд, оставить свой номер телефона: а вдруг я не смогу, разочаруюсь, перегорю, надоест, не справлюсь… Страшно было идти на собеседование с психологом.

Внутри был огромный, тугой пучок сомнений и страхов. Но так всегда: самое желанное — пугает больше всего. Я решила идти за желанием, идти туда, куда зовёт сердце.

Популярное

И в первый день в больнице было страшно. Несмотря на то что с новичком выходит опытный волонтер и необязательно тут же с порога проводить ребенку сложные медицинские процедуры — было страшно. Было больно и трудно.

Но только когда я начала приходить к детям в больничные палаты, мне раз за разом становилось легче. Я поняла, насколько мне не хватало этого в жизни, как много мне дают эти дети, как меняют моё отношение ко всему происходящему вокруг. Как я становлюсь спокойнее, терпимее, мудрее. Как открывается сердце и наполняется теплом, любовью…

Я вывела для себя свою волонтерскую миссию: главное — чтобы дети со мной улыбались и получали хоть немного столь недостающей, ценной и нужной для них любви взрослого. Своего личного взрослого! А остальное блестяще делают врачи.

Анна, волонтер проекта« Близкие люди »

(помощь приемным семьям, которые берут детей с особенностями развития)

Я являюсь куратором одной семьи вот уже 3 года. Сперва название проекта« Близкие люди» меня немного путало, и мне казалось, что я должна быть для них кем-то вроде родственника. Потом на семинаре я поняла, что ни в коем случае не должна сама активно внедряться в жизнь семьи, а должна быть готова оперативно откликнуться на ее просьбу, но не навязывать своих позиций и помощи, даже если я считаю, что надо для ребенка что-то делать иначе. Эта работа учит меня не только помогать приемной маме, которой бывает нужна помощь фонда и моя помощь как куратора семьи, но и лучше чувствовать баланс в отношениях людей. И, конечно, наполняет мою жизнь дополнительным смыслом.

Полина, волонтер команды по мероприятиям

Сложно сказать, когда у меня появилось желание помогать людям. Кажется, я с ним родилась, и еще в детстве стремилась помочь, где только могла. С возрастом узнала о таком явлении, как волонтерство. Сначала не понимала, как к этому делу подступиться. Потом, осмелев, хваталась абсолютно за все, старалась быть везде, перечисляла деньги, ездила в детдома, отправляла посылки малообеспеченным семьям и делала еще тысячу вещей… Однако скоро пришло понимание, что успеть везде невозможно. Сейчас у меня 2 основных направления волонтерской работы: проведение творческих мастерских в фонде« Волонтеры в помощь детям-сиротам» и работа по поддержке неофициального благотворительного движения в подмосковной Дубне. Я рада, что мои умения приносят пользу: игрушки, созданные на мастерских, реализуются за пожертвования на мероприятиях и приносят средства в фонд, мои тексты на интернет-площадках помогают волонтерскому движению« Добрая Дубна» информировать людей о своей деятельности, собирать средства для помощи, привлекать внимание к проблемам.

Анна, волонтер программы« Профилактика социального сиротства »

(помощь кровным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на грани отказа или изъятия ребенка)

Я пришла в фонд полтора года назад. Получила рассылку как слушатель курсов повышения квалификации в Институте перинатальной психологии. Меня пригласили в команду психологов, занимающуюся профилактикой отказов от новорожденных в родильных домах. В течение месяца мы проходили обучение, которое дало мне не только новые знания, но и возможность общения с коллегами-единомышленниками и принесло кучу положительных эмоций. За время моей волонтерской деятельности я выезжала в родильные дома больше 10 раз. В мои дежурства часто случаются вызовы в роддома. Наверное, это действительно« мое». Если даже не удается предотвратить отказ от ребенка, я все равно считаю свою работу не напрасной. Ведь оказать женщинам психологическую поддержку в такой сложный момент — это уже очень важно, а в их окружении обычно нет людей, способных это сделать. Мой самый счастливый случай — это мамочка, которая обратилась за помощью в наш фонд 31 декабря. Ей некуда было идти из роддома с новорожденным, и если бы не помощь фонда, она вынуждена была бы отказаться от ребенка. 1 января мы забирали ее в наш приют:) Сейчас я потихоньку втягиваюсь в еще один вид профессиональной деятельности — начинаю проводить собеседования с волонтерами, поступающими в различные программы нашего фонда. Я очень благодарна за подаренную мне возможность профессионального обучения, роста и развития.

Мария Федулова, проект« Быть рядом »

(поддержка детей в детских домах, наставничество, помощь в учебе и выборе профессии)

Очень трудно однозначно ответить, почему уже шестой год свое свободное время я посвящаю поездкам к детям. Наверное, потому что дети — это моя жизнь, потому что я получаю от них в сотни раз больше, чем отдаю, потому что дети — это наше будущее. При этом я отчетливо представляю, что мои(хоть и регулярные поездки) вряд ли кардинальным образом изменят их жизнь сейчас. Но есть пара« но», которые заставляют меня не опускать руки и ехать в интернат снова и снова, несмотря ни на что. Отношения с детьми выстраивались очень долго, кропотливо, и только по прошествии более трех лет я наконец поняла, что дети по‑настоящему приняли меня и я стала для них близка, стала их другом. За это время я, как волонтер, не прогуляла
ни одной поездки к ним, и дети всегда меня встречали тепло и радостно, но не было чего-то. И вот оно появилось — появилась дружба, доверие. И я просто не могу предать эту дружбу, обмануть их ожидания. Иногда так случается, что чья-то мимолетная фраза, поступок или пример может изменить жизнь или отношение к каким-то вещам. И пока есть вероятность, что мои — пусть и не очень идеальные — пример, совет, мнение да и просто мои слова, поступки могут направить их в жизни, я буду продолжать поездки.

Если ты хочешь помогать детям, но не знаешь, как это сделать — заходи на страницу благотворительного фонда«