Урок «Методы и приемы на уроках физики. Методы работы на уроке

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы1. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках -- этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата -- целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание -- сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну -- на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении -- историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, -- литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений других искусств.

Важнейшим средством выразительности урока МХК -- урока искусства является его речевой текст. учитель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению -- артистизм.

К художественно-педагогическим средствам выразительности урока мировой художественной культуры нужно отнести и приемы организации «высказывания» искусства , к которым относится выбор художественных произведений (или фрагментов из них), которые будут «высказываться» на уроке. Важно отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие автора и эпоху, в которую они созданы, и в то же время интересные и близкие нашим ученикам. Необходимо также, учитывая психологические аспекты восприятия, определить количество «высказываний» и их продолжительность. К внешним условиям восприятия относятся и качество аудиовизуальных средств и звуковоспроизводящей аппаратуры, и создание в классе обстановки, близкой к обстановке концертного зала или театра.

Организацию процесса восприятия учениками «высказываний» искусства на уроке, т. е. внутренних условий восприятия, продумана в соответствии с его этапами, которые определены наукой о художественном восприятии: это подготовка к восприятию (или пред настройка), непосредственный процесс восприятия (или процесс первоначального восприятия) и осмысление восприятия.

Первый этап -- подготовка к восприятию заключается в создании условий для внутренней готовности учеников к общению с искусством -- установки на восприятие. Она формируется всем предшествующим восприятию ходом урока с помощью художественно-педагогических средств, о которых говорилось выше. Наши ученики должны захотеть увидеть, услышать или прочитать то или иное произведение, ожидать его «высказывания» на уроке.

Второй этап -- непосредственная, «лицом к лицу», встреча учеников с искусством. Первое впечатление, полученное школьниками от художественного произведения, может оказаться очень сильным, надолго им запомниться, определит дальнейший ход восприятия. На чем нужно заострить внимание при организации этого важного этапа? Во-первых, на постановке перед учениками задачи предстоящего литературного чтения, прослушивания музыкального произведения или просмотра картины. Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников В-третьих, на предоставлении достаточного (не меньше, но и не больше) количества времени для первоначального восприятия, в которое должна войти обязательная пауза после прослушивания или просмотра произведения искусства. Переход к следующему этапу восприятия -- осмысление увиденного или услышанного -- следует осуществлять очень мягко, осторожно, боясь разрушить то эмоциональное состояние, в котором еще находятся ученики. На третьем этапе восприятия у учеников должно начаться прояснение первого впечатления, его корректировка, проникновение в глубь произведения -- т. е. должно начаться его осознание. (Отметим, что осознания как такового на уроке может и не произойти, у кого-то оно произойдет спустя некоторое время или же не произойдет вовсе.) Здесь школьники вступают в диалог с автором произведения, выражают свое согласие или несогласие с ним. Средством организации деятельности учащихся на этом этапе восприятия станет художественно-педагогический анализ. Выделим его принципы.

  • 1. Художественно-педагогический анализ не разрушает целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».
  • 2. Художественно-педагогический анализ осуществляет подход к произведению, который наполнен смыслом для ученика. А это значит, что он: вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мысль; делает восприятие учениками произведения искусства сознательным; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновению у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих учеников.
  • 3. Проникая в замысел произведения и выводя учеников на диалог с его автором, художественно-педагогический анализ опирается на форму произведения, которая рассматривается не как набор технических средств, а как форма содержательная, выражающая художественное содержание.
  • 4. Конспект урока МХК «Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен(1810-1849).

План урока.

Этапы урока.

Их логический смысл.

Вопросы к ученикам.

I.литературные и муз.эпиграфы

(Второй концерт для фортепиано с оркестром)

Экспозиция.

II.Шопен- нац. польский композитор

Завязка и постановка

проблемы.

Почему музыку Шопена, которого поляки национальной гордостью,

называют близкой люди всего мира?

III.Концерт в парке Шопена.

«Революционный этюд».

  • 1)прослушивание-1
  • 2)Беседа. Шопен и борьба Польши за нац. Независимость.
  • 3)прослушивание-2 С одновременным просмотром картины Э.Делакруа «Свобода,

ведущая народ».

4)Беседа. Шопен и Делакруа.

Разработка.

Образ Польши, борющейся за национальную

независимость в

творчестве Шопена.

Свободолюбивые идеи в

Тоска по Родине в

творчестве Шопена.

Какие события происходили в это время в Польше?

Что роднят эти произведения?

IV.Мазурка №2, соч.24.

  • 1)прослушивание
  • 2)картина народного сельского быта
  • 3)самобытность произведений Шопена

Шопен- нац. Польский

композитор. Влияние на

творчество Шопена

польской народной

Какую картину вызывает в вашем воображении эта муз. миниатюра?

Можно ли сказать, что мазурка Шопена является только лишь

Подражанием народному танцу?

V. Исполнительское

мастерство Шопена

Разработка

VI.Полонез №6- напоминание о былом величии Польши

  • 1)прослушивание
  • 2)беседа
  • 3)высказывания великих людей о

4)значение музыки Шопена.

Кульминация . Конкретно-

исторический смысл

музыки Шопена и её

общечеловеческое

значение

О чём повествует музыка

полонеза, обращенная к современникам композитора?

VII.Ноктюрн №2

Развязка. Своеобразие

ноктюрнов Шопена.

Сценарий урока- концерта.

«Мое сердце там, где моя родина».

Надпись на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце Шопена.

« …Какая красота в творчестве,

Какое совершенство…

Какое величие!»

А.Рубинштейн.

Урок начинается звучанием второй части фортепианного концерта № 2 Фридерика Шопена, написанного в 1829г. в Варшаве. Далее следует рассказ учителя. В центральном парке Варшавы стоит памятник Фридерику Шопену. Он создаёт возвышенный романтический образ национального польского композитора, вдохновенного своей родиной. Люди всего мира любят музыку Шопена, но особенно чтут память о нём в Польше, в стране, где находится сердце композитора. Тело Шопена покоится на кладбище пер-Лашез во Франции, где композитору пришлось прожить последние двадцать лет жизни, а его сердце по просьбе самого Шопена, было привезено на родину и с тех пор бережно хранится в костеле Св. Хреста в Варшаве.

Музыку этого композитора считают родной и близкой люди самых разных национальностей. Его музыка звучит в лучших концертных залах всей планеты. Чем же это объяснить? Задумаемся над этим вопросом, слушая музыку Шопена на сегодняшнем уроке.

Представим, что мы находимся на родине композитора, в Варшавском парке Шопена. Здесь каждое летнее воскресение устраиваются концерты: лучшие пианисты разных стран исполняют произведения Шопена. И вот концерт начинается. Все слушают музыку… звучит этюд №12. После окончания музыки, ученики, стараясь не нарушать возвышенные атмосферы, отвечают на вопросы: какие чувства охватывают нас, когда мы слушаем это произведение? Какой образ создает оно? Весь этюд пронизан горячим дыханием борьбы, переел нами возникает образ революционной Польши. Этюд написан в 1831 году. Ученики отвечают на вопрос: какие события происходили в это время в Польше? Как раз тогда, в 1830-1831 гг. в Польше произошло восстание за национальную независимость.

Фридерик Шопен воспитывался в духе свободолюбия и патриотизма, еще в юности Фридерик слышал речи, исполненные горячей любви к родине, ненависти к угнетателям. Закончив в 1826 году Лицей, Шопен поступил в высшую музыкальную школу. Ее студенты часто посещали университет, который был одним из центров национально - освободительного движения. В ноябре 1830 года Шопен покинул Польшу совершенствовать свое мастерство. В ноябре это го же года в Варшаве вспыхнуло восстание. Скорбь и отчаяние охватили Шопена, именно тогда он создал «Революционный этюд». На экран проецируется картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Что роднит эти произведения? Музыка Шопена и картина Делакруа удивительно созвучны друг другу. И этюд и картина - произведения романтические, ярко раскрывающие меры ощущения людей того времени, создают образ вдохновенной борьбы, оба пронизаны жаждой свободы.

Несколько позже французский художник Эжен Делакруа и Польский композитор Фридерик Шопен стали близкими друзьями. На экране - «Портрет Шопена» Э Делакруа.

Другая музыка - другие представления и образы рождает она. Начинает звучать Мазурка № 2. Соч. 24. Какую картину вызывает в нашем воображении эта миниатюра? Мы слышим танец - веселый и живой, и в то же время несколько сдержанный. Музыка его очень изобразительна - благодаря тому, что Шопен, создавая ее воспользовался средствами выразительности широко распространенного в польском народе танца мазурки. Шопен вводит в свою мазурку подражание народному польскому музыкальному инструменту. Шопен прекрасно знал и любил польскую народную музыку, она взрастила его талант. За свою жизнь Шопен написал около 60 мазурок. Назвав мазурку жанровой «картинкой», можно-ли сказать, что она является лишь простым подражанием народному танцу? Нет, это не подражание танцу, а как бы рассказ о нем, где главное - личность композитора, образ его души. Шопен - романтик поэтизирует народный быт, любуется им. Поэтому деревенская мазурка превратилась под рукой художника - музыканта в изящную, отточенную музыкальную миниатюру.

Представим, что у себя на родине играет для своих соотечественников сам Шопен. И для выступления он выбрал один из своих знаменитых полонезов. Звучит полонез №6 о чем повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композиторам? Перед слушателями разворачивается грандиозное торжественное шествие. Повелительные аккорды и размеренное движение старинного танца, влекут за собой, напоминая о страницах прошлого Польши. Нужна ли была такая музыка полякам? Напоминание о былом величии Польши было необходимо полякам, охваченным идеей национальной независимости. И тогда, во времена Шопена, его полонезы имели огромное общечеловеческое значение, определившее им вечную жизнь - в них, по словам Ф. Листа, «слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».

  • - Трудно найти что-нибудь столь же совершенное. Он больше, чем кто-нибудь другой напоминает Моцарта.
  • - Да, Шопен - самый выдающийся композитор, Шопен в музыке - это то же, что Пушкин в поэзии, - выразил мнение о своем любимом композиторе Л.Н. Толстой.

Теперь под Варшавским небом звучит лирическая мелодия Ноктюрна №2. Шопен не был основоположником ноктюрна, но он «вознес ноктюрн на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей романтического стиля».

Методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока.

Плохой учитель преподносит истину,

Хороший - учит её находить.

А. Дистервег

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно»

Так может и не стоит ничего менять?

Главная задача учителя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следуют совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к обучению.

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности

учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала;

оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя. Каждый

метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее

эффективно реализовать метод на практике.

Очень многие методы мы с вами знаем:

Словесные методы (источником является устное или печатное слово);
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
методы проблемного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

А разных приемов и того больше.

Но это все мы и так хорошо помним и используем в своей работе. Я бы хотела остановиться на тех приемах, о которых не каждый учитель слышал, а если даже слышал, то не всегда применяет.

Например, такие приемы эффективного урока

  • «Корзина идей»
  • Составление кластера
  • «Пометки на полях»
  • Составление маркировочной таблицы ЗУХ
  • Написание синквейна
  • Написание эссе
  • «Лекция со стопами

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме

Прием “Составление кластера”

  • Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”(знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее)

  • Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
  • В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием “Написание синквейна”

  • В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
  • Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной.

Прием “Написание эссе”

  • Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Я остановилась частично лишь на тех приемах, которые дети воспринимают с удовольствием.

Все перечисленные методы и приемы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в

образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения

овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые

пригодятся им не только в учебном процессе, но и в жизни. Взаимодействие и

сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.


Методы и приемы на уроках физики.

Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной школе.

Эффективным являются активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В своей работе применяю различные приемы мотивации:

Создаю проблемные ситуации . В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности

Организация дискуссии. Дискуссия это - коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

На уроках применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у обучающихся взаимопомощь.

На уроках физики применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.

Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний обучающихся является физический диктант .

При решении задач использую алгоритм - как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.

Пример урока.

План-конспект урока 8 класс.

ТЕМА УРОКА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

Цель урока. 1. Закрепить у учащихся навыки решения задач: качественных и расчетных;

2. Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

Оборудование. Компьютер, экран.

Формы работы учащихся: самостоятельная; - групповая;

Эпиграф к уроку « Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Русская пословица

План урока.

Ι. Организационный момент урока.

ΙΙ. Основные этапы урока

А. Составьте текст, отвечая на вопрос

Группа №1.

Что такое электрический ток?

Что принято за направление электрического тока?

Какие основные действия электрического тока вы знаете?

Какая физическая величина является основной характеристикой электрического тока? Её единица измерения.

Группа №2

Какая физическая величина характеризует интенсивность электрического тока? Её единица измерения.

Как называется прибор для измерения силы тока?

Группа №3.

Какая физическая величина характеризует работу электрического тока? Её единица измерения.

Как называется прибор для измерения напряжения?

Как он обозначается в электрической цепи и как он включается в цепь?

В каком месте электрической цепи он может находиться?

Группа №4.

Группа№5.

Какое соединение имеют лампочки в гирлянде?

В чём недостаток этого соединения?

Какая физическая величина не изменяется при таком соединении потребителей?

Как определяется общее напряжение цепи?

Как определяется общее сопротивление цепи?

Вопросы для всех.

Из каких основных частей состоит электрическая цепь?

Перечислите основные элементы электрической цепи?

Главное условие существования тока в электрической цепи?

Как называются чертежи, на которых изображены способы соединения приборов?

Б. Начертите схему.

Задание №1.

А. Начертите схему, состоящую из последовательно соединённых лампочки и электрического звонка, ключа и источника тока.

Б. Покажите на схеме, как можно измерить напряжение на электрическом звонке.

Задание №2.

А. Начертите схему, состоящую из параллельно соединённых двух электрических звонков, ключа и источника тока.

Б. Покажите на схеме, как можно измерить силу тока на одном электрическом звонке.

В. Где можно применить такое соединение?

В. Решение задач.

1. Составьте и решите задачу по указанной схеме.

2. Составьте и решите задачу по указанной схеме.

Г. Самооценка учащихся своей работы на уроке.

Д. Итоги урока.

Используется технологию графических образов. С помощью метода графических образов удается совместить изучаемые объекты природы и образы - восприятия их обучающимися. В данной технологии сотворчество учителя и ученика отображается в графических образах. Этот метод позволяет совместно строить визуальные картины изучаемого явления в последовательные промежутки времени. На уроках проявляется высокая активность обучающихся, осознанное овладение поиском.

Метод графических образов позволяет сделать обучение развивающим.

Алгоритм действий ученика:

Погружение в эксперимент и его субъективное отображение;

Поиск связей видимого и воображаемого, направляемый вопросами учителя;

Работа со своим воображением;

Соединение видимого и невидимого средствами графики;

Работа с графическим образом.

Метод работы с текстом.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.

Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Метод кейса.

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс-метод - это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.

Этот метод используется для предварительной подготовки обучающихся к уроку, примером, это проведении уроков - конференции. Такой урок проводился в 11 классе

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • 1. словесные,
  • 2. наглядные и практические методы,
  • 3. репродуктивные и поисковые методы,
  • 4. методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  • 1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  • 2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  • 3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
  • 4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

  • ? вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • ? вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
  • ? Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, дома нарисовать рисунок на понравившуюся тему).
  • ? Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
  • ? Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок - один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Виды деятельности: урок - путешествие, беседы, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, работа в разных художественных техниках с различными художественными материалами.

Виды работ, выполненных учениками: Рисунки, поделки, коллективные проекты.

Желательно, проведение выставок в конце урока.

Следует отметить важность наглядных пособий, различных репродукций, распечатанного текста.

Использовать внеурочные формы обучения: экскурсии в художественные галереи, архитектурные заповедники, культурные центры. Такие формы работы, расширяют кругозор, и формирует эстетический вкус ребенка.

Коменский считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики преподавания.

Что касается непосредственно самих уроков, следует учитывать возраст учеников. В данном случае мы рассматриваем среднюю школу. 6-7 класс.

Необходимо следить за дисциплиной. Это залог успеха и продуктивной работы в данной возрастной категории.

Так же не стоит забывать о ведущей роли интереса.

Например, при проведении урока «Народный костюм» следует принести на занятие как можно больше наглядных пособий. На моих уроках были настоящие китайские костюмы и соломенные шляпы. Так же распечатанные репродукции и прочий дополнительный материал. Чем больше материала, тем больше полет фантазии, а соответственно более продуктивная работа.

Необходимо помнить о технике безопасности, особенно на декоративно прикладных уроках.

Например, урок посвященный азиатским животным.

Во время работы с ножницами следует тщательно следить за дисциплиной. Нельзя допускать, чтобы дети передвигались по классу или проворачивались к соседям по партам. Педагог должен внимательно следить за этим.

Так же стоит приучать детей к порядку. Не стоит завершать урок и освобождать детей до того. Как они уберут свое рабочее место и протрут парты от клея и грязи. Можно назначить дежурного или же попросить каждого убрать за собой.

Что касается урока «Далекая Азия. Особенности флоры» то тут следует сделать акцент на «чистое творчество» и экспрессию.

Не следует ожидать от учеников качественных и хороших работ. Но нужно заинтересовать их. Продемонстрировать новую технику и пробудить желание работать с ней.

Именно поэтому стоит, как можно больше времени посвятить практической части.