Все животные попадают в рай

Ас-Саляму алейкум!

Уважаемые знающие братья ответьте! Слышал что есть 10 животных, которые попадут в рай. Есть ли такой хадис? А на счет того, что животные друг перед другом ответят это правда? Точно не помню слова Аллаха или хадис, но говорится с примерным смыслом, что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.Есть животные которые попадут, это помоему баран котрого зарезал Ибрахим (мир ему) верблюдица Пророка,салляллаху алейхи ва салям. Правда ли это и есть ли такой хадис? И есть ли указание в шариате что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день? Приведите пожалуйста доводы и слова ученых!

Ва алейкум салям ва рахматуллах!

Слышал что есть 10 животных которые попадут в рай- есть ли такой хадис?

Такого хадиса скорее всего нет. Об этом передается от Мукъатиля, который сказал, что десять животных будут в раю:
верблюдица Салиха, теленок Ибрахима, баран Исма’иля, корова Мусы, рыба Юнуса, осел Азиза, муравей Сулеймана, удод Балкъиса, собака обитателей пещеры и верблюдица Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Во-первых, то, что при передаче этого сообщения использовано слово «передается», указывает на слабость данного сообщения.
Во-вторых — Мукъатиля обвиняли во лжи. Ибн Хиббан говорил о нем, что он брал от иудеев и христиан знания о Коране, которые совпадали с их книгами. Он уподоблял Господа своим творениям, и вместе с этим был лжецом. См. «аль-Маджрухин» 2/15. Похожие высказывания также приводятся в других книгах, например, «ат-Та’диль ва-т-таджрих» (1/197) аль-Баджи; «ад-Дуафаъ» (1/136) Ибн аль-Джаузи, и др.
Основываясь на этом нельзя доверять данному высказыванию.

А на счет того что животные друг перед другом ответят это правда? точно не помню слова Аллаха или хадис но говорится с примерным смыслом что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» . Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.

И есть ли указание в шариате, что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день?

От Абу Хурайры сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (сура Весть, 40)
Шейх аль-Албани после того как привел этот хадис в «Сильсиля ас-сахиха» (1966) сказал: «Его привел Ибн Джарир в своем «Тафсире» от Исма’иля ибн Рафи’и аль-Мадани от Язида ибн Зияда от Мухаммада ибн Ка’ба аль-Курази от человека из числа ансаров от Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Я (аль-Албани) говорю: этот иснад слабый, об Исма’иле ибн Рафи’и аль-Мадани, хафиз (Ибн Хаджар) сказал о нем: «У него слабая память»…
Однако шейх аль-Албани привел после этого хадиса два асара, смысл которых подобен вышеупомянутому хадису, от Абу Хурайры и ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, которые также приводятся в «Тафсире» Ибн Джарира ат-Табари, и сказал, что эти два асара возвышают степень, вышеприведенного хадиса до достоверного.
Эти асары: От Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах соберет все творения: всех животных, птиц и людей. И Он скажет животным и птицам: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”»(Весть,40)
После этого асара шейх аль-Албани сказал: «И этот иснад достоверный, передатчики его заслуживают доверия, передатчики, которые встречаются у Муслима, кроме Ибн Саура, а он Мухаммад ас-Сан’ани. И хотя этот асар от сподвижника (Абу Хурайры), однако он является сильным подтверждением для того хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как такое не говорят от себя. Также его подтверждает, что есть также у Ибн Джарира от ‘Ауфа от Абуль-Мугъиры от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что он сказал: «Когда наступит Судный день, будет распростерта земля, и будут собраны животные. Потом будет возмездие между животными. Барану, у которого не было рог, будет возмещено от барана, у которого были рога за то, что он бодал его. И когда возмездие между животными закончится, Он скажет им: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть,40)
Есть еще вот такие хадисы:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл». Этот хадис передали аль-Баззар, Абу Я’ля 4231 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара (13467), а ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса (11058) и Ибн Мас’уда (10487). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3442.
Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» 10/390 сказал: «Его передал Абу Я’ля и его передатчики заслуживающие доверия». Хусайн Сулейм сказал: «Его иснад хороший». См. «Та’ликъ аля Муснад Абу Я’ля» 7/230.
Похожие хадисы с хорошими иснадами от Ибн ‘Аббаса (11058), Ибн ‘Умара (13467) и Ибн Мас’уда (10487) передал ат-Табарани. В совокупности с его путями этот хадис является достоверным.
Аль-Мунави сказал: «Все мухи будут в огне» — для того, чтобы ими подвергать мучениям обитателей Огня, а не для того, чтобы подвергать мучениям их (мух). Так это растолковал аль-Хаттаби.
«Кроме пчёл» — так как в них есть исцеление (или лечебное средство)». См. «Файдуль-Къадир» 3/569.
В «Мусаннафе» ‘Абду-р-Раззакъа (9415) передается от ас-Саури, который передал от Лейса, который передал от Муджахида, сообщившего от ‘Убайды ибн ‘Умайра или Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл» , и он запрещал убивать их, а также сжигать еду.

Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда он стоял рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подошел один из иудейских раввинов ….
Он спросил: «Кто будет первыми из людей, кому будет позволено (перейти мост ас-Сырат)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бедняки из числа мухаджиров». Иудей спросил: «А что им будет подарено, когда они войдут в Рай?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Самую лакомую часть печени кита». Он спросил: «А что будет их пищей после этого?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для них будут зарезаны Райские буйволы (быки), которые паслись на его окраинах». Он спросил: «А что они будут пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Питье их будет из (Райского) источника, который называется “Сальсабиль”». Муслим 315 (часть длинного хадиса).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вытирайте слизь с овец и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных рая» . Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ма’рифа» со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1385, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1128.
_______________________________________________
Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!
ВаЛлаху а’лям!

| Печать |
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший

Вечный вопрос

Печальные события всегда наводят на мысли о вечном. Это неизбежно. Каждый домашний любимец яркая личность, целый мир, и встает вопрос "А дальше?" Говорю по своему опыту: разум не принимает того, что все ушло навсегда и безвозвратно, какое бы атеистическое воспитание не было, и как бы не относился к официальной церкви. Точка зрения РПЦ по этому вопросу лично мне неизвестна, если узнаю, то напишу. Есть веское подозрение, что, так как животные не вносят пожертвования, то и рассматривать этот вопрос не стоит. Возможно, я не прав.

Я посмотрел западные источники. Оставив в стороне теологический вопрос разницы души и Духа, в принципе сходятся на том, что животные попадают в рай. Христианский. Насколько я знаю, все основные религии осуждают плохое отношение к животным.

Есть ли душа у животных?

Вопрос задан ребенком, написавшим: "Попадают ли животные в рай? Я думаю, у животных есть душа. У них точно есть личности. Мы их так сильно любим, и когда они умирают, мы надеемся, что они перешли в лучший мир. Это нас успокаивает?"

У меня дома две собаки, кот, три кролика и птица, и я могу заверить, что каждое из этих животных личность. Но душа? Принятие концепции может изменить пищевой рацион миллионов людей, так как убивать существа, имеющих душу - варварство. И кроме того, все знают, что животные не такие умные как люди (их можно поработить, но они не зарабатывают на жизнь), у них нет цивилизации (у них нет войн), и, вдобавок, они зависят от людей (сколько видов исчезло за последние 100 лет?!).

Но есть ли у них душа? Обратимся к Священному писанию и посмотрим, что там.

Первое, нам надо посмотреть, что говорится о сотворении животных, а потом посмотреть, как обозначается душа на иврите. Словарь указывает, что nephesh chaya обозначает душу. В официальном переводе ( King James Version) говорится, что человек был сотворен с живой душой, буквально nephesh chaya.

Хорошо, у человека душа есть, но как у животных.

И сотворил Бог рыб больших и всякую nephesh chaya (душу) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее. (Бытие.21).

Рыбы и птицы явно имеют душу.

И сказал Бог: да произведет земля nephesh chaya душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Бытие.24.

Очевидно, что душа есть и у остальных животных. Но если животные имеют душу, можем ли мы их есть? Поедание животных явно не входило в первоначальный Божественный замысел. В Бытие 1.29-30 Бог предписывает людям есть овощи, фрукты и траву сеящую семя , в то время как животные должны есть всю зелень травную . Животные не были сотворены в пищу ни нам, ни друг другу (см. Бытие 2.18-19, чтобы узнать, зачем они были сотворены).

У животных есть личность, душа, и они не были сотворены для наших гастрономических удовольствий. Но попадают ли они в рай?

Библия не особо описывает, что такое рай. Те места, которые часто понимаются как описание рая, фактически описывают новую землю и новый Иерусалим.

Единственное, в чем мы уверены, это то, что это то место, где есть Бог, и что там есть животные. Животные в раю? Так говорит Библия. В разных местах неоднократно упоминаются лошади, Иоанн видит орлов, собравшихся вокруг трона Господня. Очевидно, Бог любит и животных. Животные показаны как часть рая, и, представляется наиболее вероятным, что, так как животные имеют душу живую, рай для них также открыт, так как они были частью мира с начала времен.

И если у них есть душа и они попадают в рай, почему люди относятся к ним так плохо, используя в пищу и пуская на обувь, куртки и так далее? Потому, что в отличии от животных, люди могут выбирать зло. Животные могут только выбирать оставаться животными. У нас есть выбор, что есть, бургер или спагетти? Новая фабрика или сохранение вида? Новый оттенок помады или жизнь подопытных обезьян?

Животные попадут в рай. Истинный вопрос… какова наша ответственность перед ними, как перед нашими сожителями в мире, сотворенном Богом?

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, - так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <...> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.