Акафист муч авраамию болгарскому. Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар. Почитание во Владимирской епархии

Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик. Память 1 апреля (14 апреля) в день кончины, 9 марта (22 марта) в день 1-го перенесения мощей, в Неделю о расслабленном в день 2-го перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых

Летописец говорит о нем что он был «иного языка, не русского» — вероятно Авраамий происходил из камских болгар и воспитывался в исламе. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство. Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар, в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честную главу.

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович, повелел перенести тело святого мученика во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 года.

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого — так, в рукописи XVII-XVIII века имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого.

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела». Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра».

11 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном, мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани. В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония, известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках. В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии:

«Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев».

Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию. В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возражденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

Кондак 1

Избранный страстотерпче Христов и чудотворче предивный, во страдании твоем венец приемый от руки Вседержителя и со ангелы предстояй Его престолу, песньми восхваляем тя любовию и молимтися, молитвами твоими от всяких бед и скорбей свобождай нас, тебе зовущих: Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Икос 1

Ангелов сожитель и человеков заступник воистину явился еси, мучениче достохвальне, благоволением всех Творца Христа Бога, Его же возлюбил еси и за Него же пострадал еси даже до крове во исповедании непоколебимом. Темже приими от нас сия хваления: Радуйся, звездо пресветлая благочестия; радуйся, светило, во тме нечестия преславно возсиявшее. Радуйся, зловерия магометова обличителю; Радуйся, веры христианския небоязненный проповедниче. Радуйся, Евангельскаго учения добрый послушателю; Радуйся, закона Господня теплейший хранителю. Радуйся, куплю временную пременивый на стяжание вечное небесное; Радуйся, веры Христовы бисер многоценен стяжавый. Радуйся, Христовым учением душу твою просветивый; Радуйся, удостоившийся благодатнаго осенения свыше. Радуйся, явивыйся добродетелей жилище, преукрашенное чистотою; Радуйся, Духа Святаго обитель прекрасная. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 2

Видя Христос Господь душу твою, ко приятию семени слова Божия чистотою и милостынею предуготованную, светом познания Своего просвети тя, блаженне, яко Корнилия сотника древле, тако и твоя добродетели преждебывшия помянув любоблагоутробно, спасаемых части сотвори тя общника в Небеснем Царствии, идеже со ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещенный даровася тебе, Авраамие, имже ясно проразумел еси тщету душепагубную зловерия магометова, и онаго уклонитися, Христа же взыскати потщался еси вседушно; темже взываем ти: Радуйся, блаженный последователю Христов; Радуйся, любителю заповедей Его преискренний. Радуйся, крине благоуханный рая превышняго; Радуйся, цвете прекрасный вертограда Иисусова. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый; Радуйся, стяжания тленная презревый. Радуйся, нищия удовливый; Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославый. Радуйся, яко не уклонился еси в сеть лихоимания; Радуйся, яко неуловим пребыл еси мрежею сребролюбия. Радуйся, мудрый купец Царствия Небеснаго; Радуйся, верный рабе, данный тебе мнас усугубивый. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепи тя на подвиг страдальческий, мучениче святый Авраамие; не терпя бо видети пагубу душ человеческих, ревностию разжеглся еси по Бозе живе, и став посреде торжища, небоязненно обличил еси магометову прелесть, поучая собратий твоих благочестно веровати во Христа, за Него же и страдати не уклонился еси, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имея зловерием потемненныя души, не восхотеша болгаре приникнути в разум словес твоих божественных, но руце убийственныя на тя возложивше, биением лютым содробляху твоя составы. Мы же, ублажая страдания твоя, глаголем: Радуйся, Христа вседушно возлюбивый; Радуйся, любовь к Нему язвами, за Него подъятыми, явивый. Радуйся, апостолом поревновавый; Радуйся, орган Святаго Духа бывый. Радуйся, благовестия Евангельскаго уста благоглаголивая; Радуйся, словеса жизни вечныя провещаяй. Радуйся, биение лютое за пресладкаго ти Иисуса сладце претерпевый; Радуйся, поругание и досаждение за Него благодушно восприявый. Радуйся, яко во исповедании Христове непоколебим пребыл еси; Радуйся, яко ласканми и прельщенми непреклонен явился еси. Радуйся, страстотерпче, в мужестве неодоленный; Радуйся, добропобедниче, в терпении непреложный. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 4

Бурею злобы дышуще, нечестивии болгаре терзаху тя, яко агнца незлобива зверие дивии, покушаяся муками отвратити тя от Христа ко своему нечестию; но ничтоже успеша потемненнии, силою бо свыше укрепляемь, посрамил еси оных ухищрение, посреде мучений немолчно исповедуя Христа, единаго Творца и Бога, и вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав увещательныя твоя глаголы, мучителие твои, аспидом глухим уподобльшеся, сугубыми ранами уязвляху тело твое многотерпеливое, Авраамие святе, яко не быти на нем места цела и неуязвлена. Дивяся убо величеству терпения твоего, зовем ти: Радуйся, учителю благочестия; Радуйся, посрамителю нечестия. Радуйся, ранами, яко утварьми многоценными украшенный; Радуйся, кровию твоею, яко багряницею, украшенный. Радуйся, всесожжение тучное себе Христу принесший; Радуйся, за прелюбезнаго ти Иисуса душу положивый. Радуйся, страданием сочетавыйся Христу, ради нашего спасения распятому; Радуйся, ликовствуяй в чертозе небеснаго Домовладыки. Радуйся, у престола Божия предстояй с горними силами; Радуйся, откровенным лицем созерцаяй славу трисияннаго Божества. Радуйся, от райских высот приникаяй благосердием твоим к нам земнородным; Радуйся, спасаяй от бед веру и любовь к тебе имущих. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 5

Богомудрым проповедником апостолом, за имя Христово раны радостно приемшим, подражал еси во страдании твоем, Авраамие, вопия сопротив мучащих тя: Христа чту, Его единаго люблю и умрети за Него преискренне желаю, да и с Ним живу во веки, зовый: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя, злочестивии мучителие болгаре, непреклонна и непобедима исповедника Христова, первее руце и нозе твои отсекоша, таже и главу твою честную мечем отъяша, и тако доблестно течение твое скончав, прешел еси к обителем небесным, от нас же земных слышиши похвалы сия: Радуйся, исповедниче Христов непобедимый; Радуйся, адаманте терпения крепчайший. Радуйся, новый мучениче, древним великим мучеником равночестне; Радуйся, преславный венценосче, горе увенчанный. Радуйся, чудотворения благодатию от Господа обогащенный; Радуйся, целеб подателю всеблагий. Радуйся, во благоухании святыни почиваяй; Радуйся, ароматы райскими облагоухаяй души верных. Радуйся, источниче даров многоразличных; Радуйся, реко приснотекущая чудес. Радуйся, милосердия к страждущим сокровище неистощимое; Радуйся, болящих врачевство неоскудное. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 6

Проповестся в стране Российстей доблесть подвига твоего страдальческаго, мучениче всехвальный; темже слышав твою кончину славную и чудотворений твоих благодать, благоверный великий князь Георгий восхоте стяжати тя заступника стольному граду своему Владимиру, в онь же мощи твоя от болгар принести потщася, зовый венчающему мученики Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси преславно чудотворения лучами, по пренесении мощей твоих честных, Авраамие святе, во град Владимир, иже оными светло красуется, яко сокровищем многоценным; мы же, чтущии тя, раку твою многоцелебную любезне обстояще, зовем ти: Радуйся, града нашего похвало и утверждение; Радуйся, обители Богоматерния, в нейже почиваеши, присное заступление. Радуйся, подвизающимся в ней благодатное вспоможение; Радуйся, оных покрове и защищение. Радуйся, недугующих скоро предстательный целебниче; Радуйся, унывающих благонадежное возбуждение. Радуйся, скорбящих всежелательное утешение; Радуйся, нищих изобильное богатство. Радуйся, болящих младенцев исцеление; Радуйся, изнемогающих укрепление. Радуйся, ревнующих о благочестии помощниче; Радуйся, пребывающих в посте и молитве споспешниче. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 7

Хотя человеколюбец Господь явити щедрот Своих обилие стране Российстей, дарова нам тебе страстотерпца новаго и молитвенника богоприятнаго, чудес благодать источающа и недужных безмездно врачующа; темже благодарим тобою благодеющаго нам Господа и светло празднуем честных мощей твоих пронесение, к ним с любовию припадающе и Христу зовуще: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя мученика и добляго страдальца, Христова исповедника и чудотворца славнаго, любовию ублажаем, и радующеся о твоем к нам пришествии, глаголем: Радуйся, деннице лучезарная, от болгар во Владимир град притекшая; радуйся, лучу немерцающий солнца правды Христа. Радуйся, угодниче Господень, предивный в чудесех; Радуйся, праведниче, прославленный на небеси и на земли. Радуйся, нетлением мощей твоих в истине воскресения мертвых уверяяй; Радуйся, образ безсмертия в смертнем телеси показуяй. Радуйся, яко тебе дана бысть благодать за ны молитися и возбуждати нас ко благим делам; Радуйся, яко и по преставлении твоем благодеяние требующим подаваеши. Радуйся, от смертоносных язв и болезней притекающих к тебе сохраняяй; Радуйся, бедствующим и обидимым помогаяй. Радуйся, боголюбивых душ непостыдное упование; Радуйся, любящих тя присное утешение. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 8

Странно есть видети мертвенное тело, жизнь присносущную являющее, во гробе лежащее и недуги врачующее; но, мучениче Христов Авраамие, мощами твоими святыми в храме сем почиваяй, веруем несомненно, яко и духом твоим не отлучаешися от нас недостойных, честную раку твою с любовию обстоящих и Христу благодарне зовущих: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в вышних еси, святче Божий, во светлости святых торжествуеши и наслаждаешися неизреченных благ небесных; вемы же, яко и нас земных и перстных не забываеши, но от горних высот милостивно к нам приникаеши, подвизая нас чествовати тя сими похвалами: Радуйся, благочестия утверждение; Радуйся, православия похвало. Радуйся, земли Российския благодатное осенение; Радуйся, града Владимира светлое радование. Радуйся, многострадальная розго винограда Христова; Радуйся, гражданине горняго града, Иерусалима небеснаго. Радуйся, в преславном мученическом лике пребываяй; Радуйся, рая жителю всеблаженный. Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, вечныя блаженныя жизни сопричастниче. Радуйся, прибежище наше и защищение; Радуйся, скорое и безмездное недугов врачевание. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 9

Вси ангели небеснии восприяша тя радостно во обители райския, страдальче богомудре Авраамие, идеже святая твоя душа, огнем страдания искушенная, почесть победную восприя от Христа Бога нашего, праведнаго мздовоздаятеля подвизающихся за имя Его святое на земли; прославляя бо их на небеси, с горними вои у престола Своего предстояния сподобляет, идеже поется Ему немолчная песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийством злочестивым и прельщением лукавым неуловлен пребыл еси, страстотерпче, изволивый паче умрети, неже Христа и веры в Него святыя отрещися, темже, яко добляго исповедника Христова, ублажаем тя и зовем: Радуйся, пречудное мужество явивый; Радуйся, яко просвещен был еси зарею Пресвятаго Духа. Радуйся, яко страх малодушный от себе отрясл еси; Радуйся, яко щитом веры оградился еси. Радуйся, неумолкающий благовестниче силы Божия, в немощи человечестей совершающияся; Радуйся, истинный поклонниче, духом и истиною кланяяйся Творцу. Радуйся, мужу желаний духовных, взыскавый Христа в стране нечестия магометова; Радуйся, отринувый богопротивную оную прелесть. Радуйся, куплю деявый временную, вкупе же и вечную, небесную; Радуйся, странники и нищия питавый от трудов твоих праведных. Радуйся, елеем милости умащенная главо; Радуйся, горо добродетелей, орошенная крове страдальческия излиянием. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 10

Спастися нам преискренне желая, молишися за нас горе у престола Божия, страдальче Христов Авраамие, и твоими молитвами пособствуеши нам в странствии многотрудном земнаго жития, еже в покаянии и благочестии скончати, да сподобимся с тобою воспевати Христу и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену защищения стяжавше твоя святыя молитвы, Авраамие чудне, радуемся грешнии и чтем любовию память твоего усекновения и мощей твоих святых пренесения, зовуще: Радуйся, великоименитый наш заступниче; Радуйся, небожителю богопросвещенный. Радуйся, чудотворче дивный и милостивый; Радуйся, благий послушателю сущих в скорбех. Радуйся, предваряяй прошения призывающих тя в бедах; Радуйся, грешных ко исправлению приведение. Радуйся, миро врачебное недугом многоразличным; Радуйся, не токмо телесных, но и душевных болезней изрядный целителю. Радуйся, духов нечистых от человеков прогонителю; Радуйся, даров благодатных независтный подателю. Радуйся, благоуханием мощей твоих услаждаяй души наша; Радуйся, чудесы твоими утверждаяй нас во истине святыя православныя веры. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 11

Пение молебное и похвалу сию смиренную не презри, мучениче; се бо верою и любовию к тебе подвизаеми, раку мощей твоих соборне обстояще, ублажаем тя, заступника нашего, и молимся: молися за ны выну ко Господу, вемы бо к Нему твое невозбранное дерзновение и твоих молитв благодатное действо. Имуще таковаго предстателя, благодарно зовем дивному во святых Своих Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным Троическим сиянием горе осиянный, Авраамие святе, озари наша сердца, тьмою греховною покровенная; да елеем благих дел возжегши угасшия светильники наша, сподобимся брачнаго Христова чертога, идеже ты вселяешися со святыми и слышиши сия от нас благохваления: Радуйся, Богом данный покровителю наш; Радуйся, ангелоподобный человече. Радуйся, нищелюбче благословенный; Радуйся, странноприимниче, древнему оному праотцу Аврааму уподобляяйся. Радуйся, яко рука твоя изобильно помогаше нуждающимся; Радуйся, яко мудре расточал еси богатство тленное. Радуйся, оное пременивый на нетленныя небесныя блага; Радуйся, наслаждаяйся блаженства милостивых. Радуйся, предстояй Агнцу Божию в лике мученическом; Радуйся, ликовствуяй в селении праведных. Радуйся, во страдании твоем доблесть чудную явивый; Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Христа и Бога нашего, святый и славный страстотерпче Авраамие; веруем бо несомненно, яко еже просиши, дарует ти всеблагий Владыка; темже и о нас грешных умоляти не престай Его благоутробие и испроси нам дар коемуждо благопотребен, да зовем всех благих виновнику и дароподателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем твою страдальческую кончину, славим твоих честных мощей от болгар во Владимир пренесение, от нихже токи чудес источаеши непрестанно, подвизая звати тебе: Радуйся, архангелов и ангелов сослужителю; Радуйся, патриархов и пророков спредстоятелю. Радуйся, апостолов единоревнителю; Радуйся, мучеников красото. Радуйся, святителей и преподобных собеседниче; Радуйся, праведных и всех святых сожителю. Радуйся, яко свыше чудес деянии украсился еси; Радуйся, в честных и многоцелебных мощах своих выну с нами пребываяй. Радуйся, оными преславно чудодействуяй; Радуйся, отрадо наша и в скорбех утешение. Радуйся, недугующих исцеление; Радуйся, согрешающих исправление. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 13

О преславный страстотерпче Христов Авраамие, милостиво приемши сие малое моление наше, умоли Царя царствующих и Господа господствующих, Христа Бога нашего, избавити нас от всякия скорби и нужды в жизни сей и мучений вечных по скончании нашем, да сподобимся в Царствии Небеснем вкупе с тобою пети Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Святый мучениче Аврамие, доблий воине Христа Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничто же возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу, ни лестныя обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань против волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа, и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко предстоя со ангелы и всеми святыми престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас, о святей обители сей и граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и о православной Русской державе. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим, и благосердно помогаеши немощным младенцам, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Тем же верою и любовию ко святым мощам твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на небеси наш молитвенниче и заступниче, помогай нам грешным и смиренным твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святую обитель сию и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий, моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских, и да сподобит нас недостойных одесную Себе стати на суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Тропарь Авраамию Болгарскому, Владимирскому чудотворцу

Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению:Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
  • Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
    9. Святые мощи мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца.

    1230 году сын великой княгини Марии великий князь Георгий принес во Владимир и положил в Княгинином монастыре мощи святого мученика и чудотворца Авраамия.

    Святой мученик Авраамий был из богатых купцов, родом из волжских болгар, исповедовал магометанство. Общаясь по делам купеческим с христианами, уверовал во Христа и принял Святое Крещение. За ревностную проповедь Евангелия он был умучен и усечен мечом своими соплеменниками (| 1229). Тело его было погребено христианами. Владимирские купцы много рассказывали великому князю Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После победы над волжскими болгарами князь поставил условием мира выдачу ему тела мученика Авраамия. На своих плечах принес князь святые мощи в основанный его матерью великой княгиней Марией Шварновной Успенский монастырь. В то время случилось много исцелений от честных мощей мученика Авраамия.


    Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе. XVII век.

    В 1231 году епископом Владимирским Митрофаном и епископом Ростовским Кириллом было установлено празднование памяти мученика Авраамия Болгарского в день перенесения его святых мощей во Владимир - 6 марта. Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе и почивали там до начала XVIII века.

    Торжественное открытие и перенесение мощей мученика Авраамия в главный придел Успенского собора обители состоялось 11 мая 1711 года в Неделю о расслабленном. Мощи были положены в деревянную раку. С того времени совершается празднование в честь святого мученика в 4-ю Неделю по Пасхе. Празднование это всегда было особо торжественным, а с 1785 года было установлено «крестное хождение» из кафедрального собора в Успенский монастырь. Воскресенье это называлось во Владимире «Авраамиевым».

    Позднее, в 1916 году, мощи мученика Авраамия были перенесены в теплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени.

    После революции, 11 февраля 1919 года, состоялось вскрытие мощей мученика Авраамия, которое отозвалось болью в сердцах и душах православных людей Владимирской земли. Но и после такого поругания святой угодник являл чудеса помощи и заступления, подвигая народ к покаянию и молитве.

    В 1931 году Ивановский областной музей получил из Владимирского районного отделения ряд «экспонатов», среди которых первым в списке значились мощи мученика Авраамия. В дальнейшем след мощей теряется. И последнее упоминание о них, как «не представляющих исторического значения», встречается в «Акте о вещах, подлежащих исключению из инвентарной книги фонда Суздальского музея» за 1954 год.

    Бережно хранилась сестрами обители частица мощей, спасенная владыкой Афанасием. В этой святыне сестры и прихожане разоренной обители видели залог об исполнении предсказания владыки Афанасия (см. с. 42).


    Икона святого мученика Авраамия Болгарского и ковчежец с его мощами - древнейшей святыней монастыря.

    Сейчас для частицы мощей мученика Авраамия устроен красивый ковчег, перед которым находится вновь написанная икона святого, и деревянная резная сень над ними. Все притекающие к святому получают благодатную помощь и милостивое заступление.

    Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар , в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честну́ю главу.

    Почитание

    Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

    Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович , повелел перенести тело святого мученика во Владимир . Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы , где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов . В более поздних источниках указано 9 марта года ; или года . Другие источники указывают на перенесение мощей 6 марта 1229, 1230 или 1231 года . Есть сведения о церковном почитании памяти перенесения мощей в конце XIX века именно 9 марта . На это разногласие указывал в 1908 году прот. Е.А.Малов:

    "Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом" .

    В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта .

    Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир , тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником , его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» . Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого - так, в рукописи XVII -XVIII века имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого .

    Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» . Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

    «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» .

    11 мая года, в Неделю о расслабленном , мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

    Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары , расположенном на месте древнего Булгара. В году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

    Филимонов, 50

    Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка , Казань, 1879, 5-7, 28-32.

    Известия по Казанской епархии , 1899, № 9, 383-387.

    Святой мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец , жил в XIII веке, происходил из камских болгар и воспитывался в магометанстве. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял христианство. В городе Болгары, в низовьях Волги, святой Авраамий стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес всё с несокрушимым терпением, 1-го апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честную главу. Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. 6 марта 1230 года мощи святого Авраамия были перенесены великим князем Владимирским, святым Георгием Всеволодовичем (память 4 февраля), в Успенский собор Княгинина монастыря. С того времени и началось празднование его памяти.

    …Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.
    На месте же его казни забил источник чистой воды, от которого также начали исходить исцеления. Видно, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и заблудших – местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка.

    Св. Авраамий - один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви… С XVI века св. Авраамий Болгарский почитается покровителем Казанской паствы – после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы.
    В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, и по настоящее время не обретены. Ныне в возобновлённом Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии её выносят из алтаря, давая возможность приложится к ней богомольцам.

    Богоборческая власть не пощадила памяти святого и в Болгарах (бывший Болгар Великий) – часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен. Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.

    Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан.

    …Вот свидетельства о некоторых случаях помощи Божией по молитвам св.мученика Авраамия, собранные Церковью святого Авраамия в г.Болгары:

    Благословенное место

    Этим летом приехала в гости в г. Болгар и посетила храм святого мученика Авраамия. Многое здесь обратило на себя внимание: пение было какое-то особенное, протяжное. Не секрет, что в городских храмах на службах часто присутствует суета: кто-то передает свечи, кто-то ходит по храму, а здесь ничто не отвлекало от молитвы, а во время проповеди было настолько тихо, что батюшка говорил вполголоса, и все было хорошо слышно. Физически поначалу чувствовала себя плохо, но причастившись, ощутила прилив сил и душевный покой. Удивилась, что смогла простоять всю службу, ведь по времени она длилась достаточно долго. Потом обедала в трапезной. Атмосфера была очень теплой, о. Владимир рассказывал много интересного, отвечал на вопросы, шутил.
    Побывала я и на святом колодце, на месте страданий мученика Авраамия. После городской суеты наслаждалась тишиной и красотой места. Прочитали молебен, облились. Придя домой, через некоторое время почувствовала, будто у меня за спиной крылья, во всем теле появилась необыкновенная легкость. Такое ощущение было у всех, кто побывал вместе со мной на колодце. Это состояние продолжалось некоторое время, отступили болячки, до этого мучавшие меня. Думаю, что это произошло по молитвам святого мученика. Я в первый раз обливалась из святого источника, и теперь у меня появилось желание посетить еще какое-то святое место.

    «Дивен Бог во святых своих...»

    В свои неполные тридцать лет я в жизни повидал немало. Был избалованным маменькиным сынком, увлекался музыкой и ее «тяжелым металлом». Пресыщенная беззаботная жизнь привела к наркотикам, от пристрастия к которым не остановила даже тюрьма.
    Снаружи я был цветущий молодой человек, а внутри потерявший всякий интерес к жизни.
    Волею судьбы оказался в городе Болгаре. Родственники, к которым приехал, люди верующие, и мне, далекому от всего духовного, пришлось, скорее всего от скуки, посетить местный храм святого мученика Авраамия Болгарского.
    После церковной службы и после того, как я приложился к мощам Авраамия, во мне родилось новое чувство, объяснить которое не мог. Спросить кого-то постеснялся. Целую неделю жил, как бы борясь сам с собой. Вся моя прежняя жизнь показалась мне до омерзения пустой и ничего не значащей.
    Стал спрашивать у родственников о церкви, о религии, узнал, что в храме обновляются иконы. Удивлялся, что внутри меня не было сомнений в истинности православной веры, было острым желание снова пойти в церковь.
    Мои переживания не остались незамеченными, родственник полушутливо заметил: «Название-то у нашего района Спасский! Не за спасением ли Господь привел тебя сюда?»
    Я осознал, что мне необходимо исповедаться.
    В воскресенье снова пошел в храм, где приложился к святым мощам. Исповедываться во время службы не хватило духу. А когда церковь опустела, подошел к настоятелю. Я начал говорить. Память из самых темных недр души выволакивала такие мерзости, о которых не то что говорить, думать боялся. Говорил, а сам удивлялся, как могу это все произносить вслух.
    Исповедь длилась больше часа. Столько же времени я слушал духовные наставления настоятеля храма. Из церкви не шел, а словно на крыльях летел.
    Вскоре пришлось уехать к себе домой. Не мог поверить, но пристрастия к наркотикам не было. Сердце наполняло радостное чувство, что можно жить по-другому. Очень сильно хотелось вновь приехать в Болгар. Бросил все дела, через месяц вновь посетил эту землю. Побывав на святом колодце, облился из него с верой об исцелении души.
    Моя жизнь резко изменилась. Сменился круг знакомых, нашлась интересная работа, появилось трезвое отношение к жизни. Не могу с уверенностью сказать, как сложиться мое будущее. Но ощущение чуда, произошедшего со мной на болгарской земле, будет жить во мне всегда.
    Хочу сказать всем: не пройдите мимо такого великого места. Поистине дивен Бог во святых своих, посылающих нам свою помощь, спасающих нас!

    Сергей. г.Саратов.

    "Возвращение..."

    Живу я в Болгаре, но событие, о котором хочу рассказать, произошло в г. Тетюши. В прошлом году, во время отпуска, я поехала туда навестить родителей и помочь им по хозяйству. Однажды к маме пришла знакомая женщина и поделилась своей бедой, прося совета, как ей поступить. Из ее рассказа узнали, что внук вот уже полгода как призван на службу в армию. Первое время он присылал письма, но в течение трех месяцев от него нет вестей. Из воинской части родителям пришло сообщение. Что их сын покинул часть при неизвестных обстоятельствах: бежал, находится в розыске; убедительно просили сообщить, если им известно, где он находится. Родители поехали на место службы сына удостовериться и узнать подробности. В отчаянии они вернулись домой - все подтвердилось. Надо было что-то делать.
    Мы с мамой предложили им обратиться за помощью в церковь, к небесным покровителям воинов. Часто в своих молитвах я обращаюсь к святому мученику Авраамию, приходилось и от людей слышать о его чудесном предстательстве перед Господом за нас, грешных. Женщина попросила заказать «все необходимое» в церкви, заверив, что будет усиленно молиться дома, чтоб все разрешилось благополучно. По возвращении домой я посетила наш храм, поставила свечи, заказала обедню о здравии воина, помолилась святому мученику Авраамию о вразумлении солдата, чтоб любым путем и в ближайшее время он сообщил о месте своего нахождения. Так ежедневно молились святому Авраамию, до получения известий.
    Примерно через месяц я позвонила той женщине, и она с дрожью в голосе поведала о хороших новостях. Получили письмо от незнакомого человека, высокого воинского звания, из которого узнали, что их сын жив, здоров, пока находится у него дома. Писал, что узнали причину побега, пытается все уладить и уже сообщил в часть, чтоб прекратили розыск. Со слезами радости поблагодарили мы дивного молитвенника Божьего, что услышал нас, недостойных. «Святый мучениче наш Авраамие, моли Бога о нас...»

    Раба Божия Валентина.

    Благодатное место

    Впервые я приехала в Болгарский Свято-Авраамиевский храм на праздник Святой Троицы в 2000 году. Для паломника всегда интересно побывать в новом месте, в неизвестном до этого храме. Но здесь я почувствовала особую благодать. Приятно и радостно было принимать участие в Богослужении, по окончании которого поехали к источнику святого Авраамия. Там около часовни отслужили молебен. А потом набрали святой воды, попили ее, стали обливаться, прося у мученика исцеления. У меня очень болело правое колено, нога в суставе почти не сгибалась (сильно ударилась). После обливания села со всеми в автобус. В теле чувствовалась легкость, но от всего пережитого за день накопилась усталость, захотелось спать. По пути в Ульяновск то дремала, то смотрела по сторонам. Состояние было нормальное, только колено горело, не переставая, ровно к ноге приложили горячий утюг. Когда в Ульяновске стала сходить с автобуса, к удивлению, обнаружила, что боль исчезла, и в последующие дни я уже не вспоминалао ней.
    Во второй раз приезжала на Введение в декабре. После Богослужения вновь поехали к источнику. И опять я была не совсем здорова: донимал гайморит. Невзирая на мороз, умылась ледяной водой из колодца - домой вернулась без боли. Силу, помощь святого мученика Авраамия почувствовала с первого раза. Рада каждой предоставившейся возможности побывать в этом благословенном месте.

    Н. Л. Базина, г. Ульяновск.

    Чудесное исцеление

    Летом 2002 г. В День святой Троицы мы, ульяновские паломники, приехали на праздничное Богослужение в Свято-Авраамиевский храм г. Болгара. Было радостно, но мне лично досаждали физические недомогания: острая боль в позвоночнике (обострился остеохондроз) и гриппозное состояние. Поэтому, конечно, стоять в храме и участвовать в общей молитве было трудно.
    После Богослужения, превозмогая боль в пояснице, поехала вместе со всеми на молебен к источнику святого Авраамия.
    День выдался теплый, солнечный; казалось, что и природа радовалась вместе с людьми празднику.
    После молебна матушка Вера облила меня из двух ведер святой водой с добрым пожеланием получить исцеление по молитве к святому мученику.
    Потом я села в машину, чтобы отправиться домой, и вскоре почувствовала, что прошла боль в спине, улетучилось гриппозное состояние - почувствовала себя здоровой. И вот я опять в вашем храме, где получаю большую духовную радость.

    Шанина Л. А., г. Ульяновск

    Тропарь, глас 4:

               Днесь, благовернии людие, сошедшеся, / восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия, / сей бо, укрепляемь силою Божиею, / душу свою положи за Христа, / много пострадав от зловерных болгар. / Сего ради от Господа венец прият / и ныне предстоит Ему / и молится о граде сем / и о всех нас, чтущих память его.

    Молитва:

               Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничто же возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу, ни лестныя обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань против волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа, и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко предстоя со ангелы и всеми святыми престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас, о святей обители сей и граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и о православной Русской державе. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашивает и кончину с покаянием тебе чтущим, и благосердно помогаеши немощным младенцам, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Тем же верою и любовию ко святым мощам твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на небеси наш молитвенниче и заступниче, помогай нам грешным и смиренным твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святую обитель сию и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий, моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских, и да сподобит нас недостойных одесную Себе стати на суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

    (days.pravoslavie.ru; kazan.eparhia.ru; my.mail.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; muchavraamii.narod2.ru; kazan.eparhia.ru).

    С вятой мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец, был родом из волжских болгар, предков нынешних чувашей. Он воспитывался в магометанстве, принятом болгарами в 922 году при хакане Алмусе. С малых лет стремился Авраамий к добродетельной жизни. Господь призрел на его самоотверженные труды и по благодати Божией просветил сердце Авраамия живоносным светом учения Христова. Приняв святое Крещение, Авраамий стал ревностным христианином. Он питал нищих, поил жаждущих, одевал нагих. Молитвой и постом укрепил Авраамий душу свою в благочестии. Святой Авраамий унаследовал от своих родителей значительное состояние. Став христианином, он «гостьбу деяше», то есть торговал, был купцом. В 1228 году святой Авраамий приплыл на ладье по Волге для торговли в город Великий Булгар, древнюю столицу Болгарского царства. Святой Авраамий не скрывал ни от кого своей веры во Христа и смело проповедовал повсюду открытую ему Господом истину, что надлежит покаяться и в сердечном сокрушении о грехах, в праведной добродетельной жизни, стяжав крепкую веру в Господа нашего Иисуса Христа, надеясь на Его милосердие, войти в Царствие Божие. Волжские болгары смутились, увидев, что весьма богатый и прославленный купец, причем не из русских городов пришедший, а принадлежащий к их племени, ревностно и непрестанно проповедует веру Христову. Они схватили его и принуждали отречься от Христа. Много дней склоняли они святого мученика возвратиться к мусульманству, прибегая то к уговорам, то к истязаниям. Однако мужественный исповедник Христов Авраамий остался непреклонен, не внял их суетным советам, но непоколебимо исповедывал Христа, истинного Бога, а магометанскую веру отвергал. Святой мученик Авраамий устоял перед многими прельщениями, не устрашился жестоких мук, с честью перенес все испытания. После многих и продолжительных пыток истязатели усекли ему голову 1 апреля 1229 года. Христиане взяли тело страдальца, положили в гроб и погребли на христианском кладбище Великого Булгара. Никоновская летопись повествует: «Бог же сотворил вскоре отмщение, летом загорелся их Великий город и сгорела его большая половина, оставшаяся же часть города многими днями загоралась по дважды и трижды в день, и так мало осталось города, весь погорел и многое множество товара бесчисленного сгорело». Этим же летом были разбиты и обращены в бегство болгарские пограничные посты на реке Яике. Окончательное уничтожение Болгарского царства и разрушение его столицы татаро-монголами последовало осенью 1237 года. Летом 1229 года волжские болгары заключили мир с великим князем Владимирским святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем (память 4 февраля) на шесть лет. Обе стороны обязались отпустить пленных.

    6 марта 1230 года мощи святого мученика Авраамия были принесены из Болгарской земли в славный город Владимир. Вместе с епископом Митрофаном и со всем клиром Георгий Всеволодович встретил мощи святого мученика за версту от города с зажженными свечами. Мощи святого Авраамия были положены в Благовещенской церкви Успенского женского монастыря, основанного в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Всеволода. Со времени перенесения мощей началось и празднование памяти святого мученика Авраамия во Владимире. Болящие надевали на себя его вериги и стояли в них во время богослужения, по вере своей получая исцеление от недугов.