Александр Недоступ: «России нужно к Богу повернуться! «Самые большие раны человеку наносятся дома!». Беседа с кардиологом Александром Недоступом

АБСОЛЮТНО ДОСТУПНЫЙ НЕДОСТУП

Александр Викторович НЕДОСТУП – профессор-кардиолог, доктор медицинских наук. Работает в Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова. Возглавляет Общество православных врачей Москвы.

Семья у нас была религиозная, – рассказывает Александр Викторович. – По материнской линии все предки – священники. И бабушка, и дедушка происходили из духовного сословия.

Дед был тульский протоиерей Александр Раевский – председатель местного общества трезвости, директор духовного училища. Он был настоятелем большой церкви сначала в Заречье, где располагаются оружейные заводы, потом в центре города.

Я ездил в Тулу в прошлом году. Одна церковь разрушена и сейчас восстанавливается. В другой пока помещается областной архив, но собираются делать храм.

Моя вера в молодости была очень поверхностной, не слитой с жизнью. Хотя, наверное, она влияла на поведение. Я и в церковь забегал, и в Лавру ездил.

Но по-настоящему прийти к вере мне случилось так же, как большинству: после критической жизненной ситуации. Тогда ноги меня сами привели в храм. Я почувствовал, что там боль отпустила. И тут уже все началось серьезно.

Сколько вам было лет?

Около тридцати. Время было советское. Стал искать какие-то книжечки. Покупал «Журнал Московской Патриархии» – ради единственной проповеди, которая в нем печаталась.

Дальше судьба свела меня со священниками. Сначала с отцом Сергием Желудковым. К нему по-разному относятся, но он был человеком глубоко верующим, порядочным, умным. Потом с отцом Кириллом Чернецким, который венчал нас с женой у себя на квартире. А жену когда-то еще и крестил.

Сейчас у отца Кирилла уже полтора года тяжелейший инсульт, его лечат другие врачи. Но я его навещаю.

У вас рано сложилась семья?

Первая жена погибла. Потом – большой перерыв и 23 года назад второй брак с моей нынешней женой Ольгой Фомичевой. Она актриса театра Ермоловой, заслуженная артистка России. Последнее время довольно много выступает по «Народному радио», читает стихи, прозу.

Теперь трудный вопрос: почему вы стали врачом?

Мне нравились литература, история. Очень интересно было читать про атомную бомбу. Я колебался между Московским инженерно-физическим институтом и факультетом журналистики МГУ. Но потом понял: математику не люблю – так какой же из меня физик? А в журналистике в те годы пришлось бы писать не то, что хочешь.

Перед моими глазами был замечательный пример – академик Евгений Михайлович Тареев (кстати, сын известного богослова Михаила Михайловича Тареева). Это мой дядюшка. Как-то я попросил у него несколько книг по медицине и понял, что это интересно. Поскольку у меня была золотая медаль, можно было поступать куда угодно. Я и пошел в медицинский институт. Вроде бы случайно все получилось. А на самом деле Господь привел.

Интересно, почему вы выбрали кардиологию? Говорят, в сердце сама душа находится.

Сейчас, наверное, трудно это утверждать. Хотя у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) такая концепция есть: сердце – обиталище души. Но, думаю, после пересадки сердца так уже не говорили бы. Ведь тогда вместе с сердцем к человеку должна переходить внутренняя сущность донора, а этого не происходит.

Так что сердце – это мышечный орган. Но собирательно, конечно, вместилище самых потаенных, глубоких, высоких чувств.

Жена академика Тареева – Галина Александровна Раевская (дочка протоиерея Раевского) тоже была терапевтом и кардиологом. Я смотрел на своих родственников и думал: «Наверное, буду терапевтом, как дядя Женя».

Стал заниматься в студенческом кружке на кафедре факультетской терапии первого Московского мединститута. Это старейшая терапевтическая клиника в России, возглавлявшаяся тогда Владимиром Никитовичем Виноградовым.

Который проходил по делу врачей?

Да, это мой учитель. Вот его портрет. По моей просьбе мне дали научную работу по сердцу. Я стал терапевтом. Но внутри терапии мне ближе кариология. Хотя мы занимаемся всеми внутренними болезнями.

Я знаю, что больные стремятся попасть к вам. Для них Недоступ доступен – или не особенно?

Доступен (смеется). Абсолютно. Конечно, трудно с годами становится, потому что невозможно никому отказать. Помню, когда-то отец Кирилл (Павлов) спросил меня: «Устаете?» Говорю: «Устаю». «Много работы?» – «Много». «Ну и работайте!»

Он меня благословил.

У вас с ним сложились дружеские отношения?

Он слишком высоко стоит, чтобы назвать их дружескими. Просто добрые. Этот человек излучал любовь всем своим существом.

Для меня так и осталось загадкой: отец Кирилл и есть тот самый сержант, который защищал знаменитый «дом Павлова» в Сталинграде? Фашисты так и не смогли захватить это здание, хотя штурмовали его несколько раз. Отец Кирилл как-то вспоминал, что нашел книжечку без обложки. Это было Евангелие – и он его читал.

Он всегда отказывался говорить на эту тему. Считал, что это уже не важно. Но одна моя больная видела табличку на доме Павлова: «Здесь держали оборону героические советские бойцы во главе с сержантом И. Д. Павловым». А отец Кирилл как раз был Иваном Дмитриевичем.

Похоже, там было два сержанта Павлова, оба сражались, защищали дом. Но потом отец Кирилл ушел в семинарии, Духовную Академию, постригся. А Яков Павлов вступил в партию и был признан официальным защитником дома.

Во всяком случае, в прошлом году отцу Кириллу вручили звезду Героя Советского Союза, о чем, возможно, не все знают. Уже когда он был болен. Он был очень удивлен и сказал мне: «Я чего угодно ожидал, только не этого...»

Скажите, с какой целью было создано в Москве Общество православных врачей?

Инициатива тут исходила не от меня. В 1994 году мне предложили сделать доклад о врачевании в России на конференции, посвященной памяти Ивана Ильина. Я отталкивался от его публикации по призванию врача в книге «Путь очевидности».

Потом с этим докладом я выступил по радио «Радонеж». Дальше его опубликовали в журнале «Москва» – по благословению отца Кирилла.

И вот незнакомые мне тогда люди пришли и сказали: «Возникла идея об объединении православных врачей. Мы по-особому мыслим, у нас своя точка зрения по многим вопросам».

По каким, например?

Медицина очень далеко зашла в возможностях управлять жизненными процессами человека. В частности, смерти, зарождения жизни. Вторгается в святая святых, сокровенные вещи. И часто ведет себя неподобающим образом.

Аборт нарушает заповедь «не убий». Фетальная терапия (фетос – по латыни «плод») использует вытяжки мозга и других тканей из умерщвленного человеческого плода, который или абортируется, или после укола изгоняется из чрева матери на поздних сроках беременности.

Такие вытяжки впрыскивают больному человеку, полагая, что это приводит к обновлению, омоложению органов.

Напоминает «Собачье сердце» Булгакова.

А мне – людоедство. Главное, никто научно не доказал, что это помогает. Фетальная терапия, по существу, уже отвергнута всем миром. А у нас – нет.

И даже если бы этот метод помогал, он все равно недопустим, потому что нарушает заповедь «не убий». И те, кто спокойно относится к нему, говорит, что младенец-то все равно погиб, могут пойти дальше: из его кожи делать абажуры, перчатки, как это уже было в истории человечества. А трупики сжигать и удобрять цветы.

Возвращение к фашизму.

Я считаю, что эта деятельность заслуживает своего Нюрнбергского процесса.

А есть еще технология «ЭКО» (экстра-корпоральное, внетелесное оплодотворение). Там образуются «запасные», «лишние» эмбрионы. Один-два ребенка рождаются, остальных – уничтожают.

Говорят, что на уровне нескольких дней существования, когда только слились женская и мужская половые клетки, это еще не человек, а некая зародышевая субстанция. Но Церковь считает, что это уже новая жизненная сущность и ее трогать нельзя.

Тело и душу человеку дают родители...

Это организм с готовым генным набором. Ему теперь нужны только кислород, питательные вещества – и будет человек. Уничтожение его – опять же нарушение заповеди «не убий».

А еще православные врачи против лечения стволовыми клетками.

Эти клетки дают родоначалие всему стволу (как стволу дерева – зернышко). Они существуют в человеческом организме в изобилии. Если в больной орган впрыснуть культуру стволовых клеток, они усваивают свойства ткани, в которую попали, и начинают размножаться. Получается как бы живая заплатка.

И ничего плохого не было бы, если бы стволовые клетки брались из тела самого человека. Такие технологии есть. Они дороги, но реальны. Можно брать клетки из пуповинной крови.

Во время родов?

Да. Но не из тела убитого эмбриона. И недавно Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, сопредседателем которого я являюсь, сделал заявление, призвал врачей остановиться. Кроме того, проинформировал членов Церкви, что пользоваться этими технологиями нельзя.

Мы не приветствуем технику гипноза, когда выключается сознание человека. И много что еще.

На первом заседании Общества присутствовал архимандрит Кирилл (Павлов). Он нас благословил. Однажды целый вечер отвечал на наши вопросы. И потом долгие годы мы обращались к нему во всех трудных случаях.

Были у нас «проклятые темы». Были радостные дни, когда мы встречались, чтобы отпраздновать Пасху или Рождество. К нам присылали из Госдумы законопроекты, чтобы мы высказали свое мнение по ним. Скажем, о «целительстве». Предполагалось, что экстрасенсы, колдуны получат статус официальной медицинской профессии и места в поликлиниках. Мы резко (и, к счастью, не одни) выступили против. Закон не приняли.

Недавно прошло сотое заседание Общества. Мы получили поздравление Святейшего Патриарха, отслужили благодарственный молебен. У нас есть врачи, которые стали священниками.

Наше Общество было первым. А потом подобные общества возникли во многих городах России.

Что для вас лично значит этот союз единомышленников?

Православные врачи, как и все православные люди, немножко иные, «белые вороны». К тому же мы считаем, что необходимо лечение не только тела, души, но и духа, чем должны заниматься священники. Этого наши неверующие коллеги не понимают. Мы нисколько не считаем себя лучше. Среди них есть замечательные, врачи, подвижники, альтруисты. Просто Господь пока не открыл их внутренние глаза.

Нам проще говорить между собой. Мы собираемся раз в месяц, обсуждаем проблемы с родственных позиций.

И убеждаетесь: счастье – это когда тебя понимают.

А еще пытаемся противопоставить свою деятельность бездушной, бездарной новой медицине, которая формируется на наших глазах. Надо же сопротивляться.

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ

http://www.spring-life.ru/gazeta.htm

1997 год, http://kolev3.narod.ru/Arch/Org/SPG/spg.htm

Обращение представителей русской православной общественности

к президенту России Б.Н.Ельцину

Уважаемый господин Президент!

Действия дудаевских бандитов на сувеpенной теppитоpии России являются тяжелым испытанием национального и госудаpственного сознания pусского наpода. Вслед за убийствами pусских воинов, миpных жителей, женщин и детей, теppоpисты совеpшили еще одно пpеступление, похитив двух пpавославных священников: пpедставителя Патpиаpха отца Сеpгия и настоятеля гpозненского хpама Михаила Аpхангела отца Анатолия. Пеpед каждым pусским человеком, каждым лояльным гpажданином России встает мучительный вопpос: способны ли власть пpедеpжащие выполнить свой конституционный долг по сохpанению целостности госудаpства, подавлению вооpуженного мятежа на южной окpаине России, действенному пpесечению вакханалии убийств, гpабежей и насилий, чинимых вооpуженными бандитами? Hамеpено ли нынешнее пpавительство остановить уголовный теppоp или оно будет по-пpежнему pасточать усилия в поиске мнимого согласия с кpиминальной сpедой?

Сложившееся положение является пpямым следствием пpеступного попустительства и неpешительности властей, три с лишним года поощpявших создание уголовного заповедника на Севеpном Кавказе. Еще пpедстоит выяснить, кто из высших должностных лиц госудаpства повинен в пеpедаче оpужейных аpсеналов Дудаеву. Руководство стpаны пpи сочувственном молчании "четвеpтой власти" миpилось с пpактикой геноцида pусских, уничтожаемых, либо изгоняемых из своих домов в пpовозглашенной уголовниками "pеспублике Ичкеpия". В это же время высшие чиновники России вели закулисные пеpеговоpы с бандитами о "pазгpаничении и взаимном делегиpовании полномочий".

Совершенно необходимые и правомерные, но запоздалые и далекие от совеpшенства силовые меpы по восстановлению сувеpенитета России оказались пpеступным обpазом не доведенными до конца. И дело не в серьезнейших проблемах аpмии (хотя для ее намеренного pазложения и уничтожения в общественном мнении было сделано все мыслимое и немыслимое). Оболганные, униженные, дуpно укомплектованные и снабженные pоссийские войска сумели выполнить свой долг пеpед Родиной, пеpед наpодами России. Пpошедшему Гpозный, Ведено и Самашки pусскому солдату нечего стыдиться, сколько бы над ним не глумились пpофессиональные "гуманисты", готовые поддержать все, что во вред исторической России. Трагедия - в отсутствии политической воли и госудаpственной ответственности облеченных властью деятелей, заинтеpесованных, похоже, не столько в восстановлении полноты pоссийского сувеpенитета, как в сокрытии следов своего сотpудничества с дудаевским режимом или в совместном с ним пользовании международными субсидиями из исламских стран на восстановление "замиренной" на дудаевских условиях Чечни.

В Буденновске свершилось обвальное падение ответственной национально-госудаpственной воли. Армия была паpализована самим правительством, которое вместо окончательной ликвидации бандитских очагов пpиступило к пеpеговоpам с теppоpистами под вездесущим контpолем миpовых сил в лице ОБСЕ. Басаев и его убийцы остались безнаказанными, уголовники вместо кары получили право обсуждать вопpосы целостности России, ее сувеpенного пpава pазмещать свои вооруженные силы на всей теppитоpии стpаны. Своими действиями “миротворцы” из высших эшелонов власти пpедали и обессмыслили жеpтвы, понесенные аpмией, выдали на pастеpзание теppоpистам pусский и дpугие наpоды Кавказа.

Дудаев и его окpужение откpовенно издевались над "блоками" достигнутых "договоpенностей". Вместо pазоpужения бандитских отpядов началась вооpуженная охота на pусских солдат (едва ли не безнаказанная в силу безбpежной, с откpытой датой пpезидентской амнистии). Теppоpистические акции пеpекинулись на теppитоpию Дагестана, бросая вызов мирной жизни наpодов, связавших свои истоpические судьбы с Россией. Судорги "жесткости" при проведении не имевшей шансов на однозначный успех пеpвомайской опеpации (оставившей много вопросов), не могли стратегически изменить ситуацию на фоне отсутствия общей установки на неукоснительный pазгpом бандитов.

Взяв в заложники пpавославных священников, уголовники пытаются придать конфликту несуществующий религиозный аспект. В очеpедной pаз оставляя без последствий совеpшенное надpугательство над духовным и национальным достоинством России, пpавительство пеpед лицом всего миpа свидетельствует о глубоком внутpеннем выpождении существующей власти, неспособной оградить основы национального бытия.

Господин Пpезидент! Ваш долг покончить с губительной и беспомощной политикой умиpотвоpения кpиминального образования. В отличие от измученных и голодных обывателей, сбитых с толку антиармейской и антигосударственной истерией СМИ, Вы обязаны сознавать, что политическая капитуляция, вывод войск из Чечни, и тем более пpизнание ее независимости, не пpиведут к миpу. Став новым “субъектом международного права” “Ичкерия” немедленно превратится в форпост борьбы против России. Это будет означать полный исторический крах российской государственности, которая не способна защитить ни русских, ни народы, осознанно соединившие свою судьбу с Россией и сохраняющие ей верность. Сопpедельные pусские земли станут аpеной крупномасштабной уголовной агрессии "деpжавной Ичкеpии", весь Кавказ будет ввергнут в кровопролитную междоусобицу и войну против России, а любые попытки адекватно пресечь теppоpизм пpиведут уже к открытому геополитическому и военному шантажу России со стоpоны тpетьих стpан, заинтеpесованных в ее ослаблении.

Симптомы такого будущего нам продемонстрировал подготовленный с участием иностранных спецслужб захват теплохода "Аврасия" с помощью турецких граждан, воевавших в банде Ш.Басаева. Участие на стороне Дудаева граждан Афганистана, Пакистана, Иордании, истерия в некоторых исламских странах показывает, что уже сегодня тление уголовного очага ведет к опасному втягиванию Кавказа в орбиту исламской политики, неконтролируемой на уровне государств. В Чечне на карту поставлены двухсотлетняя державная работа России на Юге, баланс сил в Средиземноморье, судьба Крыма, восточно-христианского мира, всех, кто тяготеет к России на Кавказе и за его хребтом.

Hедопустимой политической близоpукостью пpедставляются и нынешние упования на "внутpичеченский диалог". Подобный диалог пpиобpетет действенную перспективу лишь в условиях обеспеченного пpавопоpядка, для чего необходимы беспощадное уничтожение боевиков, неотвpатимое уголовное пpеследование их пособников, а также всех лиц, незаконно владеющих оpужием. Следует пpекpатить возмутительные pазглагольствования об "особом" чеченском "менталитете", служащем якобы достаточным основанием для безнаказанного наpушения общеpоссийского уголовного законодательства и претензий на особый статус. Теppоpисты, убийцы, грабители и их покpовители, будь они с чеченским, pусским, татаpским или каким-либо иным "менталитетом" должны быть одинаково караемы со всей строгостью закона.

Сегодня в России нет гражданской войны и нет паpтии войны: в России имеет место уголовный мятеж и потвоpствующая ему паpтия мятежа. Последняя наpяду с колоссальными финансовыми ресурсами пользуется полной поддержкой средств массовой инфоpмации, которые давно отданы под контроль сил, по своему происхождению и взглядам сомнительных с точки зрения их верности исторической российской государственности. Но только им дано право публично интерпретировать события. Они же совершают моральный геноцид нации, последовательное pазложение нpавственных, культуpных и госудаpственных устоев pусского наpода, ведут немыслимую ни в одной стране бесстыдную кампанию по шельмованию аpмии и истоpической pоссийской госудаpственности. Законные действия по защите целостности и суверенитета России они объявляют "гражданской и братоубийственной войной", оспоривая саму правомерность подавления уголовного очага и уравнивая бандитов и солдат, защищающих неделимость Отечества.

Господин Президент! Уголовные мятежники - не братья гражданам России. Их нескpываемые цели - оттоpжение pоссийских теppитоpий, изгнание и уничтожение pусских, пpевpащение их в pабов (о чем свидетельствует кошмаp тpехлетнего дудаевского "пpавления"). С убийцами недопустимы и невозможны никакие политические переговоры. С бандитами возможен лишь один язык - язык твердой государственной воли, жестоко карающей любое посягательство на основы государства и коpенные права его граждан.

Поpа оставить пугливые оглядки на моpально изолгавшихся "пpавозащитников" и покpовительствующую им миpовую закулису, заинтеpесованных в насаждении двойных стандаpтов для продолжения губительной национальной политики, закpепляющей пpавовую, культуpную и политическую дискpиминацию pусского наpода - основателя и стержня российской государственности. Ответственный перед историей глава госудаpства должен в столь критический момент руководствоваться не сомнительными и мнимыми выгодами предвыборной кампании, а пpедпpинять pешительные меpы по подавлению кpиминального мятежа в Чечне, изобличению и наказанию московских сообщников Дудаева, восстановлению полноценного сувеpенитета России, утвеpждению законных пpав всех гpаждан страны. Иное станет преступлением против Отечества.

Участники Православного политического совещания и поддержавшие их:

Юрий Алехин, Алла Андреева, Александр Анисимов, Михаил Антонов, Игорь Артемов, Михаил Астафьев, Валерий Балабанов, Виктор Балашов, Анатолий Балтрукевич, Александр Бельчук, Галина Богатова, Владимир Большаков, Елена Бондарева, Павел Бордунов, Леонид Бородин, Николай Бурляев, Антон Васильев, Наталья Величко, Тамара Воронина, Александр Гора, Владимир Гусев, Игорь Дьяков, Ирина Егорова, Константин Ершков, Юрий Ефремов, Георгий Жженов, Дмитрий Жуков, Владимир Заманский, Роберт Иванов, Александр Казинцев, Валерий Камшилов, Александр Камчатнов, Татьяна Карпова, Борис Карпов, Нина Карташева, Вячеслав Клыков, Вадим Кожинов, Игорь Кольченко, Сергей Королев, Владимир Крупин, Владимир Кудрявцев, Аполлон Кузьмин, Юрий Кукушкин, Станислав Куняев, Валентин Лебедев, Наталия Лебедева, Аристарх Ливанов, Николай Лисовой, Владимир Логинов, Сергей Лыкошин, Владимир Махнач, Василий Моров, Ксения Мяло, Анатолий Набатов, Наталия Нарочницкая, Александр Недоступ, Евгений Никифоров, о.Анатолий (Досаев), о.Владислав (Свешников), Владимир Осипов, Евгений Павлов, Николай Павлов, Алла Панкова, Татьяна Петрова, Андрей Печерский, Петр Проскурин, Сергей Пыхтин, Олег Рапов, Валентин Распутин, Валерий Рогов, Евгений Ряпов, Андрей Савельев, Алексей Световарский, Виктор Селиванов, Светлана Селиванова, Алексей Сенин, Григорий Серов, Валентин Сорокин, Всеволод Софинский, Юрий Спиридонов, Раиса Степанова, Александр Стрижев, Татьяна Тоболина, Виктор Тростников, Николай Филимонов, Ольга Фомичева, Анатолий Цверкун, Зураб Чавчавадзе, Игорь Шафаревич, Эльвира Шугаева.

Что мы знаем об инфаркте? В общем, довольно мало. Знаем, что это смертельно опасная болезнь сердца, увы, весьма распространенная сегодня. Что риск инфаркта напрямую связан с нашим образом жизни. Что чем раньше больному будет оказана медицинская помощь, тем лучше. А знаем ли мы, каковы первые признаки того, что у человека инфаркт? И что нужно делать, пока не приехала «Скорая»? Да и что вообще происходит с сердцем при инфаркте и после? Раньше эту болезнь называли «разрывом сердца». Действительно ли «сердце рвется»? Об этом мы беседуем с кардиологом Александром Викторовичем Недоступом .

У доктора медицинских наук, кардиолога Александра Викторовича Недоступа простой и не очень большой кабинет. На стенах иконы и фотографии. Есть несколько снимков архимандита Кирилла (Павлова). Мой собеседник 20 лет лечил и наблюдал за сердцем почитаемого старца. На поддоконике перед большим окном расставлены модели советских самолетов: «Ан-20», «Бе-6», «Як-6» «Ил-18» «Як-47». О самолетах мы так и не поговорили, но человеческое сердце профессор Недоступ мотором назвал несколько раз.

Инфаркт: как это бывает

- Александр Викторович, что такое инфаркт?

Инфаркт - это омертвение ткани. Может быть инфаркт не только миокарда, то есть сердечной мышцы, но и мозга, и других органов человеческого тела. Но все знают в основном об инфаркте миокарда.

Инфаркт миокарда - это омертвение участка сердца, а раз есть какое-то омертвение, значит - и сбои в работе нашего «мотора», как очень часто называют сердце. Собственно, само появление мертвой ткани не так опасно, потому что между ней и нормальной, живой тканью всегда есть некая «средняя полоса». Опасны последствия. Могут, например, появляться какие-то необычные электрические импульсы в сердечной мышце, которые приведут к нарушению сердечного ритма. Если омертвела часть проводящего пути, то, естественно, может прекратиться кровопроведение и наступит так называемая блокада, у человека появятся признаки недостаточности кровообращения, один из главных - одышка. Конечно, при развивающемся омертвении сердце кричит о помощи - отсюда боль. Бывают очень сильные болевые приступы, и от серьезного болевого шока и давление резко падает, и разные другие тяжелые неприятности случаются. Много беды может наделать инфаркт миокарда.

- Какие осложнения вызывает инфаркт, если это омертвение ткани?

Если есть загрудинная боль, которая не проходит, обязательно надо вызвать “Скорую помощь

Очень серьезные. И начинаются они буквально в первые минуты. Некроз сердечной мышцы вызывает сильнейшую боль, как я уже говорил. Боль настолько сильную, что снять ее могут только наркотики или лечебный наркоз. Это так называемый кардиогенный, то есть рожденный сердцем, шок. Давление низкое, холодный пот, больной бледен. Развивается одновременно и сердечная недостаточность. Это очень опасное осложнение. Больной начинает задыхаться, проявляется картина отека легких - еще одно опасное осложнение. Вот почему надо вызывать машину скорой помощи, если беспокоят загрудинные боли, которые не проходят. Так и говорить: «Боли в сердце не проходят». Эти загрудинные боли, часто отдающие в нижнюю челюсть, очень опасны.

В сердце иногда образуются тромбы. Потому что в сердце могут быть поврежденные ткани с такой шероховатой поверхностью, на которой фиксируются кровяные пластинки. Этот тромб может быть плотным, твердым, проросшим соединительной тканью - такой не опасен. Но бывают рыхлые, ломкие тромбы, они от малейшего напряжения сердца, от толчка крови ломаются, от них отрывается кусочек и летит дальше по сосуду. Этот тромб - точнее: тромбоэмбол - может закупорить сосуд. Хорошо, если сосуд маленький, если сосуд на руке или на ноге - хотя что же тут хорошего! Но это по крайней мере не смертельно опасно. А если закупорится сосуд мозга?!

Как осложнение после инфаркта может развиться так называемый постинфарктный синдром, когда ткань инфарктцированного сердца становится для своего организма чужеродной. Дело в том, что при инфаркте миокарда поврежденная ткань биохимически несколько перерождается, и организм, ошибочно распознав ее как чужеродную, начинает против нее вырабатывать антитела, которые должны ее уничтожить. Начинается процесс отторжения, а заодно эти антитела идут туда, куда им вообще не нужно. Скажем, в плевру, в перикард, в соединительную ткань легких, в суставы… Начинается воспаление иммунного характера. И одновременно с инфарктом развиваются еще и такие заболевания, как плеврит, перикардит, артрит. Иногда состояние больного остается тяжелым очень долго, обострения длятся и месяцы, и год. Приходится принимать гормональные препараты, чтобы подавить это состояние, а они сами не очень-то легко переносятся организмом.

Как последствие инфаркта могут быть и какие-то психические сдвиги у больного, психотические реакции, состояние острого психоза, тяжелый стресс, вызванный кислородным голоданием мозга. И тогда больному приходится лечиться у психиатра.

Может развиться аневризма - такое выпячивание, выбухание на поверхности сердца: ткань инфарктцированного сердца становится неупругой, она растягивается, и снаружи на сердце выступает такой мешок. Опасность в том, что этот мешок в любой момент может разорваться. Да и просто он мешает нормальному сокращению сердца.

- А часто бывает разрыв сердца?

Когда вы в романах читаете: «Он умер от разрыва сердца», на самом деле никакого разрыва не было, это инфаркт миокарда. Хотя разрывы сердца бывают, но редко. Чаще лопается этот аневризматический мешок. Кроме того, в этом мешке образуются тромбы, и оттуда они стреляют по сосудам в мозг, в руки, в ноги, в живот, в почки, в селезенку, в кишечник…

Чтобы не было мучительно поздно

- А какова главная причина инфаркта?

Сужение сосудов, снабжающих сердце кровью. Поскольку сосуды располагаются вокруг сердца в виде такой как бы короны, венца, их называют венечными, или коронарными. В коронарных артериях, через которые кровь должна поступать в изобилии к сердцу, может развиться атеросклеротический процесс, и тогда они сужаются, стенозируются, как мы говорим, через них кровь проходит уже плохо. А ведь сердцу нужно много крови - много питательных веществ и кислорода, которым его снабжает кровь. И когда этого недостаточно, когда наступает момент критического «голода» из-за суженных сосудов, может наступить трагедия. А если в сосуде еще и атеросклеротическая бляшка - такое уплотнение, вырост на стенке сосуда с неровной, шероховатой поверхностью, - на которую может еще и наслоиться тромб, то сосуд будет перекрыт совсем - и разовьется мгновенный инфаркт миокарда. Вплоть до остановки сердца.

- Кто больше подвержен инфаркту - мужчины или женщины?

Курение - огромное зло! Оно хронически сужает сосуды сердца. А сужение сосудов - главная причина инфаркта

Мужчины. Они больше курят. Курение - огромное зло! Оно хронически сужает сосуды сердца. Далее - употребление алкоголя. Это в меньшей степени, чем курение, но тоже способствует развитию инфаркта. Считается почему-то, что алкоголь может быть даже полезен. Никогда! Просто когда человек выпьет, у него под действием алкоголя сосуды расширяются, давление поднимается. Но это только вначале, а потом начинаются большие неприятности: возбуждение сердца, аритмия…

- Но ведь инфаркт бывает и у тех, кто не курит, да и практически не употребляет спиртное…

Увы, бывает. Тут определенную - и немалую - роль играет и наследственность. Но чаще человек себя сам доводит до болезни.

- Чем доводит?

Неправильным поведением. Именно поведением. Человек считает, что ему совесть не позволяет что-то принимать из окружающей нас жизни, и ввязывается в бой. Не в такой бой, настоящий, с автоматными очередями, атаками… А в бой «за правду», за «правое дело». Ввязывается в какую-то историю, в которую ввязываться опасно. А когда ввязывается, то переживает, конечно. Что тут поделаешь? Сказать: «Поберегите себя»? Как поберечь, если нельзя попустительствовать неправде, если надо идти за правое дело! Но это крайний случай, конечно, жизнь не часто ставит в такие условия.

У Давида Самойлова есть такое стихотворение:

О, как я понял поздно,
Зачем я существую!
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь густую.
И что порой напрасно
Давал страстям улечься!..
И что нельзя беречься,
и что нельзя беречься…

Как врач, я должен сказать герою этого стихотворения: ты не прав! надо себя беречь! (Смеется.)

Надо действительно себя ограждать от возможных стрессов, которые могут привести к подъему давления, спазму сосудов, тяжелому нарушению ритма сердца. Или по крайней мере постараться свести к минимуму подобные ситуации. Потому что все равно кто-нибудь как-нибудь нас «достанет». Так что надо поберечься - для детей, для жены, для родителей, немножко для самого себя.

- А стрессы и депрессии сильно влияют на развитие инфаркта?

Несомненно! Конечно, и тревога, и депрессия - это дорога к ишемической болезни сердца. Начинается сужение сосудов. Развивается склероз камерных артерий. А человек его подхлестывает - куревом в первую очередь. Дымит, как паровоз. Никотин для коронарных артерий - это такой яд! И не только для коронарных артерий, но и для сосудов нижних конечностей, и сосудов мозга… Рак легких возникает, язва двенадцатиперстной кишки. Табак - страшная вещь.

А среди причин инфаркта, помимо тех, о которых я сказал, и недосыпание, и стрессовое состояние, и переработки, и неправильное питание, конечно. Вот человек мало движется, ест за троих, да еще неправильно - в два захода. Утром поел, потом целый день голодный, так только что-то перехватил, а вечером пришел с работы домой - и Обед с большой буквы. А организму жалко расстаться с таким количеством калорий, он все питательные вещества загоняет куда? В запас - в живот, в жировую складку на животе. И ладно бы, если только туда, но ведь и в сосуды тоже, в печень… А самое опасное, что и в коронарные артерии, в которых развиваются бляшки. А если вы еще и генетически предрасположены к спазмам, к тромбозу, дело совсем плохо может обернуться. А мы, к сожалению, пока еще плохо знаем механизмы, которые приводят к тому, что у человека возникает предрасположенность к этому.

- Скажите, пожалуйста, есть ли тенденция к омоложению инфаркта?

Такого резкого омоложения инфаркта, которое заставило бы нас схватиться за голову, нет. Это по преимуществу болезнь среднего и пожилого возраста. Но, конечно, можно и молодым себе заработать инфаркт миокарда, если вести неправильный образ жизни.

У молодых проблемы с сердцем могут быть из-за неправильного развития системы коронарных сосудов. Есть определенная, строго закодированная по развитию система коронарных сосудов, которая питает кислородом само сердце. И если какой-то сосуд отсутствует вообще, или сосуды развиты крайне плохо, недостаточно, узенькие, тоненькие, или же они пережимаются, это приводит к болям. Этими проблемами тоже надо заниматься, и ими занимаются, но мало.

С верой в Господа

Александр Викторович, а могли бы вы сказать, исходя из вашего огромного опыта, как правильная духовная жизнь человека сказывается на его здоровье? Становится ли жизнь со Христом и для Христа залогом того, что если болезни и будут попущены, то протекать они будут легче?

Я думаю, что да. В прошлой беседе я уже упоминал об этом, но повторю еще раз, потому что об этом надо говорить и говорить: замечательный доктор из Белгорода Андрей Юрьевич Третьяков проводил исследование, как болеют люди активные - предприниматели - и монашествующие. Взял такие полярные состояния человеческой души. Причем из монашествующих его интересовали не те, кто недавно пришел в монастырь и пока еще приспосабливается к новым условиям и правилам жизни (а ведь это порой проходит трудно), но уже укоренившиеся в монастырском житии, те, кто обрел здесь и покой душевный, и сознание того, что он живет так, как ему должно жить на этом свете: пришел к Богу и служит Богу. Андрей Юрьевич взял несколько заболеваний: гипертоническую болезнь, язвенную болезнь и бронхиальную астму. И вот что получилось: болеют и предприниматели, и монахи одинаково часто. Но монашествующие болеют легче. Легче! Они справляются с болезнями быстрее, и последствия у них не такие тяжелые.

- Как вы думаете, почему монашествующие легче переносят болезни?

Они благодушнее относятся к заболеванию, не так «переживают», для них это не такой стресс, они не так боятся. Монаху, может быть, смерть не так страшна, как другому больному. Я не помню, как этот факт объяснял Андрей Юрьевич, но мне кажется, что причины вот в этом.

Конечно, если человек живет в мире с самим собой, не в душевном разладе, он живет по большому счету правильно. И даже ему трудно, если он весь день чем-то занят, допустим - ухаживает за больными, даже если он устает, он приходит домой и думает: «Слава тебе, Господи, что я день прожил так, как сегодня. Спасибо Тебе, Господи, что дал мне возможность потрудиться. Я хотя и устал, и мало сделал, и плохо сделал, и Ты знаешь, что мог больше и лучше, но всё-таки спасибо, что у меня на душе сегодня так спокойно». Когда у человека такая гармония, уравновешенность, то его физический организм меньше вырабатывает всяких нехороших гормонов, которые сужают сосуды, вызывая их спазм. Это похоже немножко на то, как поется в песне «Темная ночь»:

Радостно мне.
Я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня,
Что б со мной ни случилось.

Поют о женщине, конечно, потому что: «ты у детской кроватки не спишь»… Кто-то ждет. А если никого нет, то ждет Господь Бог! Человек знает, что Господь встретит с любовью, что бы с ним ни случилось. Конечно, каждый из нас не так дерзостно думает. Но Бог даст, нас Господь встретит. И если мысль такая: «И сегодня я провел день так, что Господь мною хоть немножко доволен», - конечно, это играет роль.

Другое дело, если человек одинокий, никого нет, черно вокруг - тогда гори оно всё и т.д.

- Александр Викторович, спасибо за такой глубокий ответ.

Питание для сердца

- Но вернемся к делам земным. Как питаться, чтобы сохранить сердце здоровым?

Да, вы правы, здоровый образ жизни - это и правильное питание. Есть нужно не так обильно, как это у нас часто бывает. Потреблять больше естественных продуктов, схожих с теми, какими питались наши предки, которые жили в основном в сельской местности. Ведь наши далекие предки - это деревенские жители, и ели они пищу простую: овощи, фрукты, молочное, крупяное… Еда должна быть проще, и, во-первых, должна быть богата витаминами, во-вторых, не калорийна.

То, что мы едим, усваивается на 100%. А что мы любим? Полбатончика хлебушка съесть, картошечки, еще чего-нибудь. Нужно, чтобы были какие-то балласты, которые не до конца перерабатываются в кишечнике. Они, кстати, способствуют и регулированию работы кишечника. Да и организмом не будут усвоены, а следовательно, ты не располнеешь.

Есть два раза в день, как у нас часто едят, вредно. Об этом я уже говорил. На ночь наедаться - путь к полноте, а это и вредно, и опасно. Много соли - путь к гипертонии, а гипертония - одна из главных причин коронарного инфаркта, они взаимосвязаны очень тесно. Ограничивать себя, конечно, в жирах: лишние масло, сметана, жирные сорта молока, сыр - это вредно, это дорога к атеросклерозу. Обилие сладкого тоже очень опасно. Хотя сладкое немножко надо себе позволять. Это многих людей утешает. Боюсь, что коллеги, услышав меня, всплеснут руками: «Доктор, что ты такое говоришь?!» Но, знаете, в меру-то сладкое можно. Конечно, контролируя сахар в крови. Если резко ограничить себя в сладком, мало кто выдержит. Мои друзья и знакомые, побывавшие в лагерях, рассказывали, что отказаться от сладкого тяжелее, чем отказаться от курения. Один замечательный батюшка, мой знакомый, говорил: «Поститься-то не очень могу, потому что больной желудок, а я ущемлю себя в сладеньком, в конфетке». А если человек полный, если сахар достигает пограничных значений, а тем более когда диабет, то уж от сладкого надо отказаться.

Самое главное: питаться нужно умеренно и разнообразно.

Что делать, если…

Александр Викторович, какую первую помощь могут оказать человеку родственники, если видят, что случился инфаркт, или есть подозрение на инфаркт? Понятно, что надо, прежде всего, вызвать «Скорую». Но пока она едет, что делать? И как понять, идя по улице, что у прохожего вот-вот будет инфаркт? Ведь часто «прихватывает» и на улице, и в транспорте…

При малейшем подозрении на инфаркт больному нужно дать нитроглицерин, лучше в таблетках - положить под язык, не глотать

Первые признаки какие? Больной жалуется на боль ангинозного характера. К собственно ангине - воспалению в горле - это не имеет никакого отношения. «Анго» по-латыни - «сдавливаю, душу». Раньше такие боли называли грудной жабой. Вот, образно говоря, сидит на грудине больного противная жаба и стискивает сердце. Загрудинная сдавливающая сердце боль чувствуется обычно посередине, но бывает и слева, и справа. Типичный жест больного при загрудинной боли - он кладет руку на грудь спереди, ладонь или кулак. И когда спрашиваешь: «Что чувствуете?», отвечает: «Давит, жжет». Вот если такие слова услышите от вашего знакомого или родственника или на улице кто-то остановился, вот так стоит, руку держит - это симптом. И тогда больному нужно дать нитроглицерин, лучше в таблетках - положить под язык, не глотать. Или одно-два впрыскивания, тоже под язык, нитроглицерина в виде спрея. Это первая помощь. Правда, некоторые плохо переносят это лекарство в виде спрея: у них начинает сильно болеть голова. Тогда как лучше сделать, если нет таблеток, а только спрей? Надо прыснуть спреем на тыльную сторону ладони, на косточки у основания пальцев, и эту капельку лекарства лизнуть - один раз, ну, два. Этого часто бывает достаточно, чтобы снять боль.

Через минуту-другую больной начнет бледнеть и клониться в сторону, может даже и упасть. Это происходит потому, что расширяются не только сосуды сердца, но и всё сосудистое русло, давление начинает снижаться. Может быть и обморок. Так что лучше страховку больному обеспечить - поддержать его, чтобы не упал.

- Как должны вести себя родственники с больным, перенесшим инфаркт?

Тому, кто перенес инфаркт, и его родственникам обязательно слушаться врачей и выполнять все их рекомендации

Такому больному нужна, конечно, помощь. Причем помощь разнообразная: и чисто физическая, и моральная. Моральная и сложнее, и проще. Это не требует от родственников никаких таких уж усилий, нужно просто вести себя адекватно. Во-первых, не учи его, как и что делать, если ты не врач. Не бери на себя столько, можешь напутать. Не говори: «Ну, инфаркт! Что инфаркт! Вон у Марьи Ивановны со второго этажа тоже был инфаркт, а как бегает! На Кавказ ездила». Это неправильно. Потому что Марья Ивановна этим нарушает рекомендации врача. (Смеется.) И если даже ей врачи и разрешили и бегать, и на Кавказ поехать, то мы не знаем, какой степени был у нее инфаркт, какой глубины, какой протяженности, как она его перенесла и прочее. Здесь надо сказать: «Лучше всего слушаться врачей, потому что они знают гораздо больше нас. Они тебе правильнее скажут. Ты, конечно, можешь критиковать или спрашивать: “Доктор, а зачем мне это? Я себя хорошо чувствую”, и врач тебе объяснит. Не нужно решать самому проблему, решения которой ты не знаешь. Можешь навредить, ошибиться».

Надо все время думать, как и что сказать: в чем-то больного нужно поддерживать, а в чем-то немножко и постращать, говорить: «Подожди, подожди, рано». Поддерживать в чем? «Посмотри, тебе уже получше сегодня. Как спал сегодня? Видишь, спал получше». Это может и не очень убедительно получаться, но более-менее жизнерадостно. «Давай книжки принесу. Ты просил газет. Вот статья журналиста, которого ты любишь». Планы какие-то строить не очень правильно. Говорить: «Мы с тобой через два месяца загудим в Париж», - нельзя. «Врач говорит, обычно в таких случаях через две-три недели ты дома будешь. Вот и начнем что-то делать. Погуляем, повспоминаем. Ты собирался воспоминания писать…»

Больного поддерживать, конечно, обязательно надо. И пугать иногда. «Что ты делаешь? Куда ты пошел? Нельзя, милый. Сердце-то еще просит покоя. Погоди, погоди, потом. Немножко-то потерпи». Вот так.

И приносить ему, что он любит. Но! - Посоветовавшись с врачом! Что можно кушать, какие лекарства - обязательно спрашивать.

Мы люди верующие и знаем, что, конечно, надо молиться за такого больного. Узнать, бывает ли в больнице батюшка, попросить, чтобы он пришел. А если есть желание у больного исповедоваться, причаститься, обязательно надо позвать священника. Это очень важно.

Это заседание Общества Православных врачей Москвы было отрадно необычным, неожиданным. Начали с «Царю Небесный…». А затем… слушали живой, чудом уцелевший на магнитофонной пленке голос Cвятителя Луки (Войно-Ясенецкого), Крымского исповедника. Проповедь Cвятителя 1956 года была посвящена борьбе человека с духами зла, со своими страстями. Впечатление от голоса Cвятителя Луки не берусь описать: могу только сказать, что никогда подобной проповеди я не слышал. Поражало не только то, что говорил в те трудные времена Владыка Крымский, поражал прежде всего сам его голос, - то к а к он говорил, поражала сила веры, сила духа, сила любви к овцам Христова стада, окруженного врагами Христовыми со всех сторон… Так и видишь перед собою этого величественного седовласого старца, уже ослепшего, уже известного чудотворениями, выдержавшего невероятную борьбу с репрессивной машиной, - благодаря силе духа, несгибаемой воле, великому Божьему дару врачевства, перед которым вынуждены были склонять голову даже ненавистники Христа: они ложились на операционный стол Владыки, видя перед собою в операционной святую икону…
На заседании почти не было слышно светского разговора, это была беседа глубоко воцерковленных людей. В дальнейшем, разговаривая с председателем общества профессором Александром Викторовичем Недоступом, я понял, откуда этот полумонашеский дух.
Общество Православных врачей было создано в Москве семь лет назад. Оно организовалось в то время, когда фактически начался развал традиционно сильной в России системы здравоохранения. Это было первое в России подобное Общество. Его безссменным председателем с самого начала является совершенно удивительный человек, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии Московской медицинской академии им. И.Сеченова Александр Викторович Недоступ. Удивляют, конечно, не столько его звания или его прекрасные профессиональные качества, сколько самая личность. Но это - особый разговор.

- Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, как организовалось Общество Православных врачей?
- Общество Православных врачей г. Москвы организовалось весной 1995 г. Пришло несколько сотрудников Министерства здравоохранения, несколько московских клиницистов, услышавших мое выступление по радио «Радонеж». Это были доктора Филимонов, Жуков, Антипенков, иеромонах Анатолий Берестов. Стали думать об организации общества, так как положение врача в современном мире особое (как вообще положение верующего человека), потому что мы верим в Бога, стараемся жить по Божиим законам, а окружающая жизнь, как правило, от этого всего отвращает. Такое раздвоение свойственно и современной медицине.
- В настоящее время существует очень много оккультных методов лечения людей. Как ваше общество реагирует на это?
- Да, сейчас распространены экстрасенсорика, колдовство, восточные методы лечения, за которыми стоят восточные религиозные идеологии, чуждые нам. Это нас безпокоит, и мы на своих заседаниях вырабатываем отношение Православного врача к этим методам.
- В какие условия поставлен сегодня врач?
- В эпоху так называемой перестройки наша система здравоохранения, по общему признанию, лучшая в мире, стала активно разрушаться. Ушли социальные гарантии, медицина коммерциализировалась. Этому коммерческому подходу противится все существо Православного врача. Помните притчу о том, как в выметенный дом покинувший его бес вернулся еще с семью бесами, злейшими себя? Так случилось и с медициной. Когда у врачей из души вымели старые принципы и идеалы, а новых не вложили, ничего хорошего из этого не вышло. К счастью, не все врачи в одночасье утратили свои идеалы. Многие из них работают за нищенскую зарплату, на двух ставках, по сути, подвижничают, сгорают на работе. И это вызывает уважение. Причем не только Православные врачи, но и врачи неверующие. Они слушают голос совести, голос Бога в себе (ведь по Тертуллиану, душа - христианка). Я им всем низко кланяюсь.
- Как проходят заседания общества и есть ли у вашего общества духовник?
- Заседания проходят один раз в месяц. На первом же нашем заседании присутствовал известный русский старец архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры. Он благословил нашу деятельность, бывал и на других наших заседаниях, мы с ним в трудных случаях советуемся. Нам в этом смысле повезло, у нас есть такой чистейший духовный камертон. Я считаю, что духовный наставник должен быть в каждом региональном Обществе Православных врачей, чтобы сверять свои решения с установлениями Церкви. Есть в нашем обществе и священники - бывшие врачи, как, например, иеромонах Анатолий Берестов, священник Василий Бабурин, игумен Валерий Ларичев. Все они - бывшие врачи: психиатры, невропатологи.
- Расскажите пожалуйста о своих коллегах из других регионов. Чем занимаются они?
- Каждое из обществ (а их по России и странам СНГ довольно уже много) акцентирует в своей деятельности какую-нибудь одну проблему, хотя занимаются, конечно, не только ею. Скажем, в Курске акцентируются проблемы психиатрии. Украинские коллеги в основном работают с личностью больного: учат Православному поведению, Православному восприятию болезни: как от болезни уберечься, как и с чем обращаться к священнику и т.д. В Грузии, где чрезвычайно плохая экономическая ситуация, Православные врачи просто берут свои рабочие инструменты (фонендоскопы и пр.) и идут по ЖЭКам безплатно лечить и диагностировать людей, измерять давление и пр.
- Скажите, пожалуйста, в чем для вас заключаются проблемы медицинской биоэтики?
- Проблем медицинской биоэтики достаточно много. Это и вопрос о фитальной терапии (с использованием тканей эмбрионов), и об эвтаназии. Сейчас вот активно обсуждается вопрос о стволовых клетках. Это универсальные клетки человеческого организма, выстраивающие и восстанавливающие любой орган, в который их внедряют. Подсаживаешь клетку к больному органу - и клетка начинает размножаться, сама заменяет больную ткань на здоровую. Но беда в том, что стволовых клеток более всего в эмбриональной ткани. То есть, чтобы вылечить больного человека, надо убить эмбрион, сделать аборт.
- Не потому ли так пропагандируются в медицинской среде и обществе аборты?
- Отчасти и поэтому. Ведь все это делается на далеко не безкорыстной основе. А аборт есть убийство, с которыми мы как Православные врачи никак согласиться не можем. По сути, это бизнес на убийстве. А наши коллеги вовсю этим занимаются и считают это весьма перспективным делом. О последствиях всего этого для судьбы России, для ее народонаселения говорить не приходится: здесь все ясно.
- А как обстоит дело с законодательством в области биоэтики?
- Вопросы биоэтики очень остро встали для всего нашего общества. По инициативе участников Рождественских чтений даже организован при Московской Патриархии Совет по биоэтике. Лет пять назад в Государственной Думе была собрана группа специалистов для выработки закона по биоэтике. Его черновой вариант был написан и представлен на обсуждение. Участие в его написании приняли крупные ученые: юристы, врачи, биологи, педагоги, законодатели. Закон, конечно, не был абсолютно совершенен, но с точки зрения Православия - безупречен. Там были определения, касающиеся и фитотерапии, и безплатной медицины, и эвтаназии, и экстрасенсорики. Однако мы встретили чрезвычайно мощное сопротивление своих коллег, уважаемых академиков, которые, к нашему великому удивлению, оказывается, одобряют все эти методы, несовместимые с христианским мировоззрением. И многие депутаты Госдумы были против этого закона.
- Их аргументы?
- Они утверждали, что нельзя вопросы этики измерять юридическими категориями, нужно оставаться в пределах самой этики. Есть этическая, моральная заповедь евангельская: «Не убий!». Но убийство осуждается ведь не только морально, существует статья Уголовного кодекса. Возразить против этого нечего, однако закон не дошел даже до слушаний. В новом составе члены думского комитета во главе с академиком Герасименко в течение полутора минут обсудили вопрос и решили, что слушать закон не надо. На этом все и кончилось. Все дело в том, что закон декларирует такие вещи, с которыми атеистическое, все еще господствующее, сознание смириться не может. Единственное, что сделано было за последнее время, - это принятие пятилетнего моратория на клонирование. Затем приняли клятву российского врача, в которой декларируется невозможность принимать участие в эвтаназии. Недавно газета «Московский комсомолец», которую я не люблю, все-таки (пусть и по конъюнктурным соображениям) выступила против фитальной терапии. Это уже хорошо.
- Прошло семь лет со дня создания Общества Православных врачей Москвы. Довольны ли вы тем, как оно развивается?
- Нет, я не очень доволен. В обществе сейчас состоит всего около ста человек. Многие отсеиваются, так как не совсем ясно представляют, чего ожидать от совместной с нами работы. Были люди, которые приходили к нам как в некий общепросветительский кружок, а мы решаем пожарные вопросы медицины. Другие не очень хотят слушать о проблеме абортов и так далее.
- Александр Викторович, каков ваш идеал врача?
- Верующий врач должен жалеть не себя, а больного. Человек долга и в известном смысле подвижник. Врач должен воспитывать себя, духовно расти, не растрачивать себя по пустякам. То есть врач, на мой взгляд, профессия, близкая к духовному служению. Это подвижничество. Недаром врач хотя и нее дает обет, но дает клятву врача.
- Что нужно сделать, чтобы медицина в нашей стране служила людям?
- Во-первых, должны произойти значительные социально-экономические преобразования в стране. Так дальше продолжаться не может. На здравоохранение должны тратиться очень большие государственные средства. Должно быть прекращено разворовывание страны, подчинение ее идеям глобализма. Сейчас население уменьшается уже на миллион человек в год - и так будет продолжаться дальше, если ничего не изменится. Квота населения России определена известными международными организациями примерно в пятьдесят миллионов человек. Эта задача по сокращению населения успешно выполняется. С другой стороны, должна быть христианизация всего общества. Нельзя и невозможно устраивать у нас в стране этакие «островки деда Мазая», где люди будут спасаться от болезней, а нужно второе крещение Руси. Но один священник верно подметил, что уровень религиозности в обществе определяется не столько количеством крещений и отпеваний, сколько - венчаний. Это показатель воцерковленности населения. А у нас и среди больных, и среди врачей - низкий уровень воцерковленности. Если Бог сотворит чудо и произойдет второе мощное крещение Руси, то все изменится.
- Как вы сами пришли к Богу?
- Хотя я вырос в религиозной семье, сначала я воспринимал внешнюю обрядовую сторону религии, и жизнь не соприкасалась во мне с этой внешней церковностью. А потом произошла жизненная коллизия, когда жестко встал вопрос о смысле жизни, даже о целесообразности ее продолжения. Ноги сами привели в храм. Это случилось лет в тридцать. Теперь я жалею, что так поздно пришел в Церковь. Хотя я знаю людей, которые легко, будучи людьми неверующими, шли к Богу, - как моя жена, например. Она актриса, очень хорошая; однажды она проснулась, подумала о Боге - и почувствовала: «Да я же верю в Бога, как я раньше не верила, почему мне это было не понятно?». Один мой крестник, студент, пришел к Богу иным, чисто логическим путем: «Если нет Бога, то жизнь не имеет смысла». А еще одна моя крестница пришла к Богу, имея перед глазами пример людей верующих. Но к этому моменту она прочла уже почти всего Достоевского. То есть, внутренняя готовность все же должна быть.
- А были в вашей жизни случаи, когда явно открывался Божий промысел?
- Была трудная коллизия, когда как бы я ни поступил как врач - все было бы плохо. И Бог снял с меня ответственность, вывел из патовой ситуации. Юноша был обречен. Нельзя было ничего не делать - он умирал. И нельзя было делать, так как он умер бы при первых же действиях врача. Я уже было принял решение - идти на колоссальный риск, но милостью Божией все разрешилось. А произошло это так: я вышел в коридор охладить свою голову от всех этих дум, спросить совета у Бога, помолиться. Помолился. За считанные секунды, пока меня не было, больной ушел из жизни сам. Господь всех нас избавил от страшного выбора, который тяжелым камнем лег бы и на душу родителей, и на мою. Здесь я явно почувствовал руку Божию.

В Москве недавно произошло знаковое событие. Давний друг Богоявленского Собора, председатель Московского общества православных врачей Александр Викторович Недоступ, статьи которого постоянно публикуются на сайте, познакомил публику с неожиданным проявлением своего таланта.

Об этом рассказывает Ирина Тишина — председатель правления Тургеневского общества в родовой усадьбе «Тургенево», ведущая недавнего поэтического вечера.

12 февраля 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся творческий вечер известного кардиолога, поэта А.В. Недоступа.

Увы, до сих пор имя поэта Александра Недоступа было знакомо лишь узкому кругу друзей и профессиональному рецензенту, поэту и критику Сергею Арутюнову — доценту кафедры литературного мастерства Литературного института им. А.М.Горького. Немногочисленные почитатели поэзии Недоступа в течение многих лет справедливо недоумевали: почему поэзия и проза этого, безусловно, талантливого автора недоступна (простите за невольный каламбур) широким слоям отечественных читателей и почитателей художественного слова?

Видимо, дело было в особенной скромности нашего героя, не считавшего свои «стишки», как любит он характеризовать свою поэзию, достойными распространения. С Божьей помощью мы исправили это недоразумение: творческий вечер Александра Викторовича прошел в переполненном большом конференц-зале Дома русского зарубежья поистине триумфально. В окружении близких людей: коллег преподавателей, студентов-медиков и студентов-литераторов, бывших пациентов и их родственников, благодарных за спасенные жизни кардиологу от Бога — доктору Недоступу.

Александр Викторович Недоступ — доктор медицинских наук, профессор Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, автор более пятисот научных работ и монографий, член Главной медицинской комиссии Министерства обороны Российской Федерации по отбору и подготовке космонавтов, член Совета по медицинской этике при Московской Патриархии. Особое место в жизни профессора занимает деятельность в исполкоме Общества православных врачей России, где Александр Викторович возглавляет московское отделение.

Это — род его особого служения людям, продолжение традиций просветительства и миссионерства предков по линии матери — представителей православного духовенства. Именно в этой связи мы не случайно провели творческий вечер Александра Недоступа в год двухсотлетия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева — наследника родового имения в селе Тургенево Тульской губернии Чернского уезда.

Прапрадед Александра Викторовича о. Владимир (Говоров) состоял в должности священника в тургеневской красавице-церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. И был, по словам летописца храма, «блестящим импровизатором и стихотворцем». Вот так, почти через полтора века, дар священника Говорова (и фамилия-то, «говорящая» о непосредственном отношении ее носителя к Слову Божьему!), передался его уважаемому праправнуку.

Не так давно Александр Викторович посещал тургеневские места, где за восстанавливаемым к тургеневскому чествованию храмом восстановлена и могила священника Говорова. Силами председателя Тульского краеведческого общества, сотрудника Музея-заповедника «Бежин луг» Тамары Георгиевской создано и обширное родословие доктора Недоступа, на примере которого особенно видно, как шло формирование интеллигенции из среды образованного земского духовенства — интеллигенции, давшей Отечеству выдающихся медиков, деятелей культуры, инженеров, продолживших духовные традиции миссионерства и служения обществу.

А.В. Недоступа чествовала хранительница архивов из дома Тургеневых-Лаурицев, даритель Музея-заповедника «Бежин луг» Л.Ф.Курило. По стечению обстоятельств Любовь Федоровна — доктор биологических наук, известный российский генетик — вместе с героем вечера входила в совет при Московской Патриархии по вопросам медицинской этики. О докторе Недоступе и его служении Русской православной церкви рассказал на вечере протоиерей храма Михаила Архангела при клиниках на Девичьем Поле о. Алексий (Гаркуша). О силе художественного слова Александра Викторовича, подтвердив свои положения чтением его стихов, — поэт Сергей Арутюнов.

Стихи Александра Недоступа прозвучали и в авторском исполнении, и в исполнении актрисы театра и кино Ольги Токарской. Фрагмент удивительно глубокой по содержанию поэмы «Переход» был представлен в записи супруги автора — заслуженной артистки России — Ольги Фомичевой. Ольги Георгиевны, верной спутницы и вдохновительницы, — не стало три года назад. В память о жене Александр Викторович ежегодно собирает друзей и почитателей ее актерского дарования в Музее Л.Н. Толстого, где часто проходили ее творческие вечера.

Лирику Александра Викторовича — такую же деликатную, вдохновенную, интеллигентную, как и сам автор, — немыслимо было бы слушать без органичного музыкального сопровождения. Фредерик Шопен — герой нескольких стихотворений Александра Недоступа, — звучал в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Московской филармонии Александра Калагорова.

Композитор Владимир Багров специально для творческого вечера поэта представил фонограмму своих мелодий на стихи Александра Недоступа.

Гости вечера были счастливы услышать три замечательные «песенки», как именует их стихотворец, в его собственном исполнении. Это было очень трогательно и сердечно, душевно и духовно, это было очень культурно, как и все, что делает этот уникальный человек — подлинный созидатель нашей великой, своей наполненностью Духом, русской культуры.