Что такое рабская психология. Что такое рабская психология и как с ней бороться

09:19 pm - Психология раба.

Давно занимает эта проблема, после того как столкнулся в дискуссиях с обвинением друг друга в не изжитой психологии раба. Признаки "рабской психологии" у обвиняющих были разные, порой взаимоисключающие. В основном касались исполнительности, подчинению начальству и склонности не конфликтовать. Моя задумчивость на эту тему длилась годы. :)

Вывод пока такой.
Психология раба есть подавляющее преобладание стремления вписаться в социум, считать требования социума, действительно услышанные, угаданные, или ложно угаданные, не совсем важно в данном контексте, своими желаниями. При этом не важно, становишься шестеркой или лидером, рабом или рабовладельцем по социальному положению. Если совокупность социальных ролей, и только она, является сутью Я - значит это психология раба.
Там где кончаются социальные роли у такого человека пустота. Точнее, даже, психологический вакуум, потому что Пустота иногда наполняется неуловимым смыслом:), вакуум нет, он рвет психику, а вместе с ней и живое тело, если эта психика оказывается вне социальных ролей.
Пустота, наполненная неуловимым смыслом - это моя фантазия?:)

Comments:

Вот ещё отвратительная сторона рабской сущности: при встрече со свободными людьми рабы их истово начинают ненавидеть, часто бессознательно. Это знаю по себе. Свекровь, забитая эстонка, нелюбимая мужем, всё хотела втиснуть меня в свои собств.рамки. Её бесило, что я после института собираюсь заняться научной работой, живу интересно. Она же знала лишь грязную посуду на кухне и пьяного, дурнопахнущего мужа. И развела нас. Да, время всё расставило по местам. Жаль лишь Руслана, её сына. Чтож, он сейчас при ней - без работы, собств.жилья и семьи.СТРАШНО СРЕДИ РАБОВ! - О.А.Филатова, психолог.

Повеселили.

Я в единственном числе;-) Просто психология рабства в последнее время стала моей навязчивой идеей, я пытаюсь выявить все аспекты рабского поведения, в первую очередь в себе. Ну вот хотел подтолкнуть тебя к аналогичным действиям в отношении себя лично:-)

"Вы" - это в единственном числе незнакомый человек.:)
Подтолкнули.
Родился афоризм.
К свободе стремятся только рабы.
А свободные стремятся к увековечиванию рабства.

С единственным числом я просто намекнул, что ко мне нужно на "ты" :-)
Вообще-то рабы, если они действительно рабы, будут бежать от свободы, так далеко, как только возможно. Это ужасное бремя для рабов - свобода.

Если нужно - значит нужно.
Хотя, в первую очередь нужно разобраться тогда, кто такие рабы, а кто такие свободные?

Рабы - те, кто лишен права свободного выбора. Свободные - те, на ком бремя инициативы.

Хитрость в том, что выбор есть всегда. Просто жизнь так устроена. Но это выбор между ограниченным количеством возможностей. Количество возможностей принципиально не равно бесконечности. То есть выбор есть всегда и всегда этот выбор ограничен внешними обстоятельствами. Поэтому или рабов нет или или свободных. Кому как нравится. Кто для себя какой вектор выберет.
Правда в Вашей формулировке речь идет о "праве". То есть о неком формальном разрешении на выбор. Наверное, можно так делить, только что это даст?

Это очень интересная и нужная тема. Сделанный Вами вывод мне нравится и не противоречит тому, что думаю я. Если можно-мои наблюдения. Рабская психология существует в двух ипостасях - страха свободы выбора (пассивная форма) и стремлении быть рабовладельцем (активная форма). Поэтому рабовладелец (тиран, деспот, личность стремящаяся подавлять личности других и т.д.) всегда сам имеет рабскую психологию.

Да, это есть и это понятно. И в примитивном обществе (по сути, наверное бандитском), где "рабовладельца" распирает от гордости, что он рабовладелец, не чета рабам, на самом деле рабы и те и другие. Вы все правильно обрисовали. Раб активный и раб пассивный.
Я пытался понять, что такое рабская психология при более сложных раскладах, когда люди не хамы и чувствуют себя свободными и независимыми. Можно ли тут говорить о рабской психологии и в чем она проявляется? Можно ли найти модель, при которой примитивное отношение раб-рабовладелец является лишь частным случаем рабской психологии.
Предположил, что дело в подчиненности напластованиям социальных ролей, социальных стереотипов и ценностей, которые воспринимаются как Я, кажется, что Я живу и делаю свободный выбор, а на самом деле происходит просто автоматическое переключение между ролями в разных средах.
И есть люди, которые доказывают, что это и есть настоящая людская жизнь, но я в это не верю. :)

Конечно. И я не верю. Но мне кажется, для этого нужно даже не верить, а ЗНАТЬ, что жизнь человека - это больше чем жизнь его тела и более того - больше чем жизнь индивида в социумах. И самым важным являются не внешние да и внутренние соответствия меняющимся социальным ролям, а ответственность перед самим собой. Моё мнение - есть только одна обязанность - развитие себя. Я понимаю это развитие очень широко. В этом смысле для меня равны и отшельник в пещере и просвещённый (э-эх, где же взять такого) властитель, и "физик" ,и "лирик".
Отвлечение на другие цели и задачи есть следствие проявлений рабской психологии. Понимаю, что слишком категоричен это вывод. Но мы же теоретизируем.:) И ещё. Эта самая, уже у позорного столба, рабская психология тем не менее обьективно существует в материальном мире и без неё не познать нам свободы...

Да, Вы правы, мы тут просто теоретизируем, мало того бесплодно теоретизируем, потому что мало знать, знание у нас в основном об "объектах", то есть о чем-то вне нас, это природа знания, по-видимому, но при этом считаем, что как раз я сам вполне замечателен и, если говорить о теме разговора, я то как раз единственный не раб, ну может еще кто туда-сюда, но я - точно. :) Ибо я мыслю и действую, знаю и чувствую (об этом я точно знаю), добиваюсь успеха, преодолеваю препятствия, а вот остальные - это вопрос. И это очень забавно бывает, когда вдруг обнаруживаешь, кое-где, кое в чем, что просто тщательно, вдумчиво, энергично, возможно даже красиво, играешь заданную тебе роль в заданной системе ценностей. Я не говорю, что это плохо или хорошо. Просто так есть. И тогда возникает вопрос, а что же такое Я вне социальных ролей? Или меня вне социальных ролей просто нет? :)

Потеоретизируем дальше. :). Согласен, что " знание у нас в основном об "объектах", то есть о чем-то вне нас ". А я, говоря о развитии себя, говорю и о сопровождающем процессе. Процессе ПОЗНАНИЯ себя, вне социальных ролей. Есть известное выражение, что истинным джентельменом является лишь тот, кто и наедине с собой джентельмен. ОХ! Боюсь,что я не соответствую...:). Так вот, для познания себя и становятся отшельниками, или... вспомним Даниеля Дефо и его Робинзона. Но это крайности, конечно же. На практике, в жизни нам всегда даются испытания или соблазны... и свобода выбора. А дальше очень, очень тонкая грань. Наш выбор может быть и этичным внешне (понятно мне о чём Вы говорите, сам такой, видимо) но осуществлён на основе психологии раба в форме зависимости от гордыни. Когда не ты, а твоя гордыня хочет, чтобы ты был нравственным, смелым, честным и самым-самым, исключительным, во всём, во всём. И мне кажется тут главное подойти к пониманию возможности такого развития "казалось бы себя". И если пришёл к пониманию этого, то может ты и переступил через это и стал действительно "Я".
А может мне это ласково нашёптывает моя гордыня?!?!... :))

Да, похоже, что мы друг друга понимаем.:)
И именно потому что возникает умственный тупик, чисто теоретически вот это рассуждение о постмодерне:

Наверное это и должен быть выход из тупика. Хотя бы теоретически. :)

Господа, вы философы! :)))
На мой взгляд:
Суть рабства достаточно проста - она в отторжении права называться человеком, права на собственное достоинство. Предлагаю взять за ключевой термин - "собственное достоинство". Когда вы, торопясь на работу, на которой вы получаете зарплату в размере 10 000 рублей, бегом залезаете в маршрутное такси марки Газель и, за неимением сидящих место (а стоять запрещено), сидите на корточках у входной двери, думая, ух, успел (а), как мне повезло, кто вы??
Потеря собственного достоинства - главное. Унижение перед всеми подряд ради цели... Ах, ради цели, тогда можно! Как же - оправдание! Николай II оставался царем даже в Тобольске, даже в подвале Ипатьевского дома... Это на уровне воспитания, способности стыдится за свои поступки, нравственные КОМПРОМИССЫ перед своими предками...
А у нас проще все - никто не увидел, значит и не было...
У бандитов, кстати есть термин - "низкий человек"... Весьма интуитивно верный и близкий к рабу...

Господа, вы философы! :)))

Вас тем же концом.

Унижение перед всеми подряд ради цели.

Даже если Вы через унижение делаете достойный поступок? Скажем, спасаете кого-то и такая цена единственно возможная?

как говаривал Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола": начнем переговоры!
В том-то и вопрос! Всегда важно провести грань - когда достаточно мы унизились ради цели, а когда ещё можно чуть-чуть, ведь цель так заманчива... Да, собственно, даже и ради спасения... а вам не приходило в голову ответная фраза спасенного: уж лучше бы я умер (умерла), чем видеть твое унижение...

Здраствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня еще одна статья, далекая от основной тематики блога. Казалось бы, сам заголовок статьи немного странный, ведь рабство в стране отменено еще в позапрошлом веке. Да, формально это все так, формально мы живем при демократии, и вроде бы свободные люди. Но как на самом деле? А на самом деле рабство, по крайней мере, в сознании людей, никуда не делось, оно процветает, и приобретает самые разнообразные формы.

Ведь основной массе людей свобода по сути и не доступна, и вроде как и не нужна. У них, скажем так, свой мирок и некий суррогат свободы. А для того, чтобы им комфортно жилось, по их меркам, создаются условия для оболванивания — алкоголь, телевидение,СМИ. То есть, таким людям и не надо сильно напрягаться, думать. Хозяин даст то,что нужно — «пипл схавает». Ведь свобода подразумевает ответственность за себя, близких, саморазвитие, принятие и реализацию решений. А зачем? Кроме того в рамки рабства загоняют разные обстоятельства.

Не секрет, что полстраны, не меньше, живут в кредит. То есть, кредит буквально на все — жилье, отпуск, машина. Кредит — это тоже форма современного рабства. Затем безработица. Особенно это актуально для небольших и средних по населению городов. Устроился человек на предприятие, где более — менее платят, и все, он уже раб этой конторы. А как иначе, устроиться на другую работу сложно, работу можно искать годами. Есть, конечно, вариант открыть свое дело, или уехать в мегаполис. Но это тоже не для всех. Поэтому безработица — еще один вид современного рабства.

Многие люди, конечно, понимают, что по сути пребывают в состоянии рабства, поругивают правителей, но каких то действий не предпринимают. Также их раздражают те люди, меньшинство, которые пытаются выбраться из этого круга, что то делают для этого.Таких людей они высмеивают, критикуют, пытаются устранить такое «инакомыслие» и прилагают усилия, чтобы вернуть меньшинство в свой круг. Стабильность, пусть и в рабстве, очень ценится большинством. И только немногим удается вырваться из этого круга и обрести личную свободу.

Обладатели рабского менталитета очень нуждаются в авторитарной личности — правителе. Сложная политическая система сдержек и противовесов им не нравится, должен быть такой идеал, который может решить все проблемы, если перед ним преклоняться. Вера в «доброго царя» неистребима. А что же власть, система? Существующее положение дел вполне устраивает, поэтому каких то реальных действий, чтобы «выдавливать по капле раба» из людей она не предпринимает. Тем более, если людям нравятся быть рабами, пусть будут. Средства массовой информации, телевидение, образование, все работает на оболванивание людской массы. Так проще.Конечно, кое кто понимает суть происходящего, но таких меньшинство, и погоды они не делают.

Вкалывать на дядю за копейки, тратя свое здоровье и время, никому не надо. Но в силу социальной незащищенности люди вынуждены на это идти и быть рабами. Как бы не работал РАБотник, заработной платой распоряжается хозяин, а в интересах хозяина всегда и на всем сэкономить. А на чем проще всего сэкономить, правильно, на тех кто на тебя РАБотает. Это я к тому, что даже сам вырвавшись из рабства, хозяин, по сути с той же рабской психологией остается, то есть сам уже вовсю использует рабов. Свободный же человек принимает и свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, и не позволяет сделать это другим. То есть, какие рабы, такие и хозяева.

Даже вот так сходу и не скажешь, исчезнет ли когда нибудь эта самая рабская психология. Я думаю, должен пройти какой то большой отрезок времени еще, чтобы что то поменялось в сознании людей. А так пока природа власти в стране остается неизменной — во главе «царь батюшка», народ любит царя и ненавидит «бояр-злыдней», которые пакостят исподтишка «царю батюшке».В заключении вспомнил из «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

И еще кое что про оболванивание людей — посмотрите это видео . Видео — отрывок из фильма «Вечный зов», как полковник СС Лахновский рассуждает о сознании и воспитании людей. Фильм 70х годов, а как точно все сказано.

Буду рад комментариям к статье.

Порой, решая даже самые интимные вопросы самостоятельно, мы не замечаем, что наша воля стреножена чужой, навязанной нам точкой зрения.

НАВЯЗАННЫЕ МЫСЛИ

Ситуация. “Тебе не идут яркие цвета”, - бросает подруга , занимающаяся бизнесом, и вы становитесь серой мышью. “У тебя нет коммерческой жилки”, - заявляет другая, и вы напрочь выкидываете из головы идею заняться бизнесом. “Это не твой тип”, - нашептывает третья, и вы даете от ворот поворот, возможно, вашему будущему счастью.

Почему так происходит. Опаснее всего то, что подобные искусственно навязанные мысли принадлежат тем, кому мы особенно доверяем, - нашим авторитетам. Причем чем более уважаем этот человек, тем менее критичны мы к его высказываниям. Через некоторое время вы забываете, кто навел вас на эту мысль, но она станет вашей жизненной установкой. От того, сумеете ли вы избавить сознание от чужих мыслей, порой зависит ваше дальнейшее благополучие.

Что делать. Прежде всего понаблюдайте за собой и тщательно проверьте свои жизненные установки в направлении: “Мне не дано...”, “Я не должна (или, напротив, должна)...”, “Куда мне это...” и т.д. Не поленитесь закончить эти предложения, написав их на листе бумаги. Теперь попробуйте опровергнуть эти высказывания. Например, вы подумали: “Пока я не похудею, ни один мужчина на меня не посмотрит”. Не важно, откуда она появилась (скорее всего, от какой-нибудь “доброй” худощавой подруги). Посейте в себе новые мысли типа: “60% мужчин предпочитают полных”, “главное не вес, а ухоженность, стиль и обаяние ”. Сами не заметите, как ваша жизнь наладится.

СЕМЬ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАБ

Посмотрите вокруг себя. Может быть, рядом с вами есть “надежный” друг, который всегда знает, что вам надо делать, как себя вести, с кем дружить и от кого держаться подальше. Вот признаки психологической зависимости от сильной личности:

1. При покупке новой вещи вы в первую очередь думаете, что скажет ваш авторитет, и в зависимости от этого покупаете ее или нет.

2. Вам вдруг намекают, что ваша манера одеваться , ходить и говорить напоминает о том, как это делает ваш авторитет.

3. Вам кажется, что любой самостоятельный поступок будет предательством по отношению к авторитету.

4. Вы постоянно раскрываете ему душу не для того, чтобы выговориться, а для того, чтобы получить инструкцию к действию.

5. Вы замечаете, что вас окружают только друзья вашего авторитета, собственных друзей у вас нет, а к своим знакомым вы можете охладеть только потому, что ваш авторитет с ними в ссоре.

6. Вы отказываетесь от любовного свидания, чтобы не огорчить своего авторитета, к которому обещали прийти в гости.

7. Время от времени вы мечтаете о том, чтобы ваш авторитет уехал навсегда за границу.

Если вы нашли в себе хотя бы половину из перечисленных признаков психологической зависимости, значит, вы на крючке. Постарайтесь ограничить общение, не откровенничайте с этим человеком, обдумывайте каждый свой поступок, прислушивайтесь к порывам своей души. Вы заметите, что вашему другу это не понравится. Вам будет и самим его не хватать, но зато спустя годы вы не будете жалеть о жизни, прожитой под чужую дудку.

Сейчас очень много пишут и говорят о том, как так получилось, что в стране у нас возникла проблема таджикских мигрантов. Высказываются разные версии, прослеживаются коррупционные связи. Много рассуждений на тему того, как нам от них избавиться. В общем, горячий вопрос.

Конечно мне, как жительнице ближайшего Подмосковья, эта тема очень хорошо известна. У нас тут иной раз в последнее время выйдешь на улицу и с огромным трудом среди работающих, убирающихся, болтающих по телефону, прогуливающихся и просто втыкающих в стену таджиков ни единого лица славянской да и вообще любой другой внешности не увидишь. Дорогу обычно спросить не у кого бывает, если куда-то в малознакомую местность попадаешь. Чувствуешь себя как в чужой стране – улицы народу полны, а ты у них узнать ничего не можешь – они тебя не понимают, а ты их. Это очень тяжело.

Но поговорить мне сегодня хочется немного о другом. О том, как произошло, что мы стали рабовладельческим государством и люди спокойно живут в этом всем в XXI веке? Существуют в рабовладельческой системе, поддерживают ее, обслуживают? Тема очень интересная – как мы себя уговорили сами на то, что ненавидели, читая в детстве «Хижину дяди Тома», «Приключения Гекельберифина» или смотря фильмы о ужасах американского рабства. Действительно как же так?

Я в глубокие системные вопросы сейчас углубляться не хочу. Попробую просто напомнить как это все начиналось. Например, у нас в Подмосковном Голицыно. Дача у меня рядом с нашим местным рынком находится. И все как-то на моих глазах разворачивалось. Сначала владельцы этого рынка нанимали исключительно славян работать уборщиками и грузчиками. Шли на эту работу люди совсем маргинальные. Работа считалась неуважаемой. Соответственно, попадали видимо на нее люди от безысходности – не такой рисовалась им жизнь в мечтах о своем будущем. Работали очень плохо, лишь бы отделаться и ежедневно пили беспробудно и дрались. Грабили близлежащие дачи. И дело было не в зарплате и даже не в паршивых условиях их проживания, а именно в том, что мотивация самоуважения и уважения у них отсутствовала напрочь. Справиться с ними не могли ни милиция, ни руководство наше рыночное (ребята, между прочим, не простые и не слабые). Это был какой-то реальный ад. Так продолжалось пару лет, если мне память не изменяет – грязь, пьяные бомжи и ежедневные буйные драки. Работники менялись, причем полностью, целыми бригадами, а ситуация повторялась все та же. Кончилось в один день, когда горе – работники спалили домик, в котором жили. Тогда начали появляться таджики. Открытые, улыбчивые, общительные, исполнительные и главное не пьющие и полностью бесправные. И прямо расцвела наша станция Голицыно на глазах – тихо, чисто, убрано. Просто не хотелось думать о цене расплаты в будущем за эту чистоту и покой. Хотелось отдохнуть.

Но самое отвратительное знаете в чем? В том, что когда сейчас я читаю о ужасах рабства на Дагестанских кирпичных заводах, то вижу, что точно так же ведут себя наши русские рабы там. Те же самые, которые тут у нас буянили, филонили и целыми днями пили и всю округу грабили. И я начинаю вдруг постепенно понимать, что дело то не в пьянстве. Алкоголь – это вторичное последствие полной неспособности себя контролировать самостоятельно. Без кнута. И так в том числе и наверху. Почему так начальники Путина уважают – он для них хозяин с плеткой. Они сознаются, что без нее совершенно сами не способны обуздать свои низменные порывы и инстинкты. Им нужен страх перед хозяином. Нормальная такая рабская психология. И чему тогда удивляться, что мы легко превратились в рабовладельческое государство? Мы им и были – никуда не уходили из него. Буквально Сталин тот же сделал под мнимыми предлогами из части нашего же народа рабов, в свое время. И потом освобожденные рабы наняли себе других рабов. Вот как-то так.

И каков выход? Само собой, визовый режим со странами Средней Азии. Но при этом придется полностью перестроить свои внутренние рабские установки самим. Пока в этой рабской пирамиде рабы будут управлять рабами и главный злой раб с кнутом будет сидеть сверху, мы, наверное, ничего не сможем изменить.

Психология жертвы. Я давно пытаюсь понять почему так сложно человеку избавиться от психологии жертвы или рабской психологии и совсем недавно понял, что в русский народ или в славянский народ это вшито на генетическом уровне. На подобные мысли меня натолкнул просмотр фильма Левиафан, в котором главный герой пытается что-то изменить в своей жизни, но сталкивается с огромной силой, у которой одна цель лишить его всех прав, сделать его жизнь невыносимой и в конце концов полностью уничтожить. И если взглянуть на всю нашу классическую культуру, то видно, что она вся пронизана этими настроениями. Настроением полной безысходности, полного ничтожества отдельного человека и невозможности для него что-либо изменить в мире. Мы воспитываемся со школьных лет на литературе провозглашающей жертвенность беспомощность и пораженчество. Таким образом психология жертвы зашивается в нас и наших детей на генетическом уровне и вытравить её из себя становится практически невозможным.

Другой вариант это западная культура, которую, конечно можно бесконечно критиковать, но на неё уже очень давно ориентируется весь мир! И это не случайно в ней есть один неоспоримый плюс: важность индивидуальности и возможность для отдельного человека изменить хоть весь мир! Недавно мне попался на глаза фильм "Широко шагая", в котором огромный негр возвращается после долгого отсутствия в свой родной город, а там всё загнивает: проституция наркотики, взятки и вообще полный упадок! И для того чтобы всё изменилось в этом городе в лучшую сторону, чтобы все стали вновь счастливыми и вообще всё расцвело достаточно было одной пламенной речи главного героя! Один человек одной речью изменил жизнь целого города! Вы понимаете насколько это диаметрально противоположный подход к жизни? Наш Левиафан и прочие шедевры культуры демонстрируют полную ничтожность, беспомощность и психологию жертвы отдельного человека, а западная культура демонстрирует безграничные возможности отдельного человека и психологию победителей.

Давайте разберёмся какой вариант ближе к истине. Человек это раб и жертва, или человек это творец и победитель?

Чтобы в каждом доме появились электрические лампочки, сколько людей нужно было? Один! Эдиссон! Только его одного хватило чтобы весь мир изменился и стал использовать электрическое освещение. Любое изменение в мире начинается с одного единственного человека! Чтобы сделать тот же мобильный телефон в начале появилась идея в одной голове, уже потом эта голова заразила своей идеей других людей и мир изменился! То есть правда в том, что любое изменение мира начинается с одного человека и каждый человек способен изменить мир если он этого хочет и верит в свою идею!

И если мы не начнем подниматься и менять себя и мир вокруг, наши дети продолжат жить в тюрьме рабской психологии!