Единый социальный налог уплачивается. Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)? Кто платит единый социальный налог

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-

Это серьезное новаторство в налоговой системе. Он смог заменить собой действовавшие ранее налоги, которые поступали в три государственных внебюджетных социальных фонда. До введения ЕСН плательщики обязаны были предоставлять отдельные формы отчетов в каждый из вышеперечисленных фондов, а также своевременно производить оплату в сроки, установленные соответствующим фондом.

История возникновения ЕСН

Идея внедрения единого социального налога (ЕСН), который бы охватил все возникла в далеком 1998 г., когда Госналогслужба предложила создать единственную унифицированную базу налогооблажения, передав все функции учета и контроля единому ведомству. Однако в те годы этот замысел остался незавершенным, поэтому его пришлось заморозить. Спустя 2 года была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, а также Федеральный закон от 05.09.2000 г. С 01.01.2001 г. заработал новый порядок исчислений и уплаты взносов в социальные внебюджетные фонды РФ. Глава 24 ч. 2 гласила о введении ЕСН. Налог в а также налоги в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования были консолидированы в составе ЕСН, чтобы мобилизировать средства для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, а также должную медпомощь. В дополнение к этому был установлен определенный порядок по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

ЕСН: сущность и характеристика

Переход к открытой рыночной экономике в России ознаменовался кардинальными изменениями в финансовой системе, когда внебюджетные фонды стали отсоединяться от общегосударственной бюджетной системы. По причине бюджетного дефицита, инфляции, спада производства, роста непредвиденных расходов и прочих обстоятельств образование внебюджетных фондов стало одним из важнейших элементов в обновлении механизмов деятельности учреждений соцобслуживания. Как говорилось ранее, ЕСН был введен после вступления в силу 2-ой части Налогового кодекса РФ. Вообще, ЕСН - это налог, призванный заменить все взносы по страхованию в вышеупомянутые фонды, но без взносов на страховку от несчастных случаев и профзаболеваний, которые необходимо уплачивать независимо от ЕСН.

В 2010 г. ЕСН был отменен, а на смену ему пришли страховые взносы, которые, впрочем, не сильно отличались от последнего. Значительными различиями между ЕСН и страховыми взносами стала сама уплата налогов: раньше граждане платили через налоговую службу, а с приходом страховых взносов стали оплачивать налоги во внебюджетные фонды. Кроме этого, были несколько изменены налоговые тарифы. Однако с 1 января 2014 г. было внесено предложение о возвращении к старой схеме ЕСН, действовавшей до 2010 г.

Объекты налогообложений

Для налогоплательщиков 1-ой группы объектами налогообложений являются все начисляемые выплаты, а также вознаграждения, премии и прочие доходы, среди которых оплата по гражданско-правовым договорам, авторскими и лицензионными договорам и, наконец, выплаты, предназначенные для оказания материальной помощи. Стоит отметить интересный факт, что все вышеназванные доходы могут и не быть объектами налогообложения, если они выплачивались из прибыли, что была на оставшемся счету организации.

Для предпринимателей объектами налогообложения являются все доходы, которые они получают от своей предпринимательской/профессиональной деятельности, но за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Напоследок скажем, что к объектам налогообложения не относятся различные выплаты, предмет которых - переход прав собственности на имущество либо передача на временное пользование имуществом. К примеру, такими договорами могут быть договор "купли-продажи" и договор на аренду.

Налоговая база для ЕСН

Опираясь на установленные законодательством объекты налогообложений, формируется и налоговая база. Для работодателей она определяется:

  • всевозможными вознаграждениями и выплатами, осуществляемыми в соответствии с трудовым законодательством;
  • оплатой по гражданско-правовым договорам;
  • доходами с авторских и лицензионных договоров;
  • различными выплатами для оказания материальной помощи и другими безвозмездными выплатами.

Когда определяется налоговая база, учитываются все доходы, которые так или иначе начислены рабочим их работодателями в денежной либо натуральной форме, а также под видом социальных, материальных и иных благ, за вычетом не подлежащих обложению доходов, о которых мы поговорим позже. Когда происходит начисление ЕСН, налогоплательщики-работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно на протяжении всего налогового периода. Налоговая база предпринимателей - это обобщенная сумма доходов, которая является объектом обложения и была получена ими за налоговый период за исключением расходов, не связанных с их извлечением. Полученные работниками доходы в натуральной форме (товары, услуги) нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов, исходя из их ценности/стоимости, что определяются по ст. 40 НК РФ, отталкиваясь от рыночных тарифов и цен.

Выплаты, не включающиеся в налоговую базу

К таким относятся следующие:

  • государственные пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • расходы на командировки;
  • возмещение причиненного здоровью вреда;
  • компенсации за использование личных вещей работников;
  • всевозможные компенсации спортсменам;
  • другие виды компенсаций;
  • предоставление бесплатного питания;
  • доходы, получаемые членами крестьянского хозяйства;
  • возмещение расходов на повышение профессионального уровня рабочих;
  • взносы по обязательному/добровольному страхованию рабочих;
  • материальные выплаты бюджетникам;
  • единоразовые материальные выплаты;
  • бесплатное предоставление жилья;
  • доходы членов немногочисленных народов Севера;
  • прочие выплаты, установленные ст. 237 НК РФ.

Плательщики

Плательщиками ЕСН будут выступать те же лица, которые уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Говоря по существу, ныне насчитывается всего 2 группы плательщиков, где к первой относятся наемные работники, организации, предприниматели и корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью, а ко второй - самозанятые граждане (адвокаты, нотариусы, родовые общины немногочисленных народов Севера, занимающиеся традиционным хозяйством и другие).

Если налогоплательщики принадлежат к обеим категориям, значит они уплачивают налоги по двум основаниям. К примеру, индивидуальный предприниматель, который использует труд наемных рабочих, обязан уплачивать ЕСН с полученных от предпринимательской деятельности доходов, а также с начисленных выплат в пользу своих рабочих. Нотариусы, детективы и охранники, которые занимаются частной практикой, не относятся к отдельному классу плательщиков по той причине, что они уже включены в группу "индивидуальных предпринимателей", что закреплено п. 2 ст. 11 НК РФ.

Ставка ЕСН в 2013 году и 2014 г.

В России наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, что вызвано "старением нации", а впоследствии и падением количества трудоспособных и работающих граждан. Разумеется, пожилое поколение нужно лечить и регулярно выплачивать этим людям пенсии. Ныне наименьшие страховые взносы платят индивидуальные предприниматели и другие самозанятые граждане. Они платят фиксированный страховой взнос, который заметно ниже, чем у "средних" сотрудников, работающих на кого-либо. Что касается собственно процентов на страховые взносы (ЕСН), то в 2013 г. они составили 30% от заработной платы. Плюс к этому с 2012 г. изымалась дополнительная ставка в размере 10% для заработной платы свыше 512 тысяч рублей, 568 тысяч - в 2013 г. и ожидается для зарплат свыше 624 тысяч в 2014 г. ЕСН в 2014 г. ожидаемо поднялся до 34%. По причине резкого повышения ставок в 2010 г., которые выросли на 8% (с 26% до 34%), большинство малых предприятий ушли "в тень", так как не в силах были перенести столь существенную нагрузку на их бизнес.

Как расчитать ЕСН?

Расчет ЕСН в 2014 г. происходит по следующему алгоритму:

1. Сперва необходимо определить базу налогообложения, которая является суммой доходов физического лица. Она может быть получена им как зарплата (то есть по трудовым договорам) или же под видом других выплат, выдающихся по гражданско-правовым договорам: авторские вознаграждения, награда за выполнение работы и прочее. Плюс к этому плательщиками ЕСН выступят и организации, и индивидуальные предприниматели, которые используют труд наемных рабочих.

2. Следующим шагом станет определение ставки налога. Она обладает регрессивной шкалой, при которой с большей суммы удерживаются меньшие проценты. Для основной массы плательщиков общий процент составит 30% (для доходов от 1 до 624000 рублей): отчисления ЕСН в Пенсионный Фонд России - 22%, в Фонд обязательного медстрахования - 5,1%, в Фонд соцстраха - 2,9%. Поверх предельной суммы (624 тысячи) будет удерживаться 10%.

3. Сопоставьте свою зарплату с нужной группой (<624000<) и просто умножьте вашу сумму на определенный процент. На этом все, ваш индивидуальный расчет ЕСН окончен.

Налоговые периоды

Налоговый период составляет 1 календарный год. При этом для 1-ой группы налогоплательщиков существуют и отчетные периоды (квартал, 6 и 9 месяцев). Для 2-ой группы такие периоды отсутствуют. По окончании налогового периода налогоплательщикам необходимо подать налоговую декларацию.

Типовые проводки начисления ЕСН

ЕСН. Проводки по его начислению

Налоговые льготы

Согласно российскому налоговому законодательству установлено, что от уплаты налога освобождались (до отмены ЕСН в 2010 г.) следующие организации и лица:

  1. В организациях начисление ЕСН не удерживается с сумм выплат и прочих вознаграждений, которые на протяжении налогового периода не превышают 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо, которое является инвалидом I, II или III группы.
  2. Предыдущий принцип действует и для следующих категорий налогоплательщиков:
    • Для общественных организаций инвалидов (ООИ). В данной категории налоги не удерживаются, если среди участников насчитывается не менее 80% инвалидов и их законных представителей. Распространяется это и на их региональные отделения.
    • Для учреждений, где уставный капитал формируется из вкладов (ООИ), среднесписочная численность которых [инвалидов] составляет не менее 50%. Плюс к этому доля в заработной плате должна быть на отметке не ниже 25%.
    • Организации, которые были созданы для достижения социальных целей, среди которых и помощь инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Стоит отметить, что владельцами имущества при этом должны быть только ООИ.
  3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, имеющие статус инвалида I, II или III группы. Доходы от их предпринимательской/профессиональной деятельности также не должны превышать 100 тысяч рублей в течение налогового периода.

Ныне льготный процент ЕСН (страховых взносов) также присутствует. К примеру, в 2013 г. льготная ставка составила 20% - в ПФР, ФСС - 0%, ФОМС - 0%.

Предпосылки возврата к ЕСН

Для многих информация о возврате не показалась удивительной, ведь ЕСН - это важная составляющая налоговой системы РФ в 2000-ых годах. Большинство экспертов ссылаются на то, что к основным причинам возврата к ЕСН стало то, что замена ЕСН страховыми взносами, шкала которых изменилась в пользу более регрессивной и увеличения ставок обязательных взносов с 26% до 34% от ФОТ (фонд оплаты труда), не обеспечила сбалансированности пенсионной системы, а только привела к повышению налоговой нагрузки и различным усложнениям администрирования. Из этого можно заключить вывод, что возврат к ЕСН, скорее всего, доброжелательно будет воспринят бизнесом (особенно малым), а сама система устроит как государство, так и предпринимательство. В 2010-13 гг. все предприниматели вынуждены были обращаться в три (!) органа, что, в свою очередь, увеличивало расходы на ведение бухгалтерии.

Стране также не выгодно содержать увеличенный штат госслужащих, что усложняет контроль финансовой деятельности предпринимателей. Помимо этого, мы уже упоминали и о том, что по причине резких повышений ставок множество мелких компаний ушло "в тень". Так что пока прогнозируются только положительные изменения. С другой стороны, в 2014 г. увеличена ставка соцплатежей, ведь ЕСН составляет ныне 34% (обычный) и 26% (льготный), что уже не сильно обрадует бизнесменов.

Заключение

Прошло уже довольно много времени, чтобы система налогообложения ЕСН стала близкой и понятной для всех налогоплательщиков. Между тем стоит отметить, что отдельные положения в НК РФ требуют дополнительных доработок и разъяснений. Отмена ЕСН не сказалась слишком негативно на налоговой системе, однако и практика внедрения страховых взносов не привнесла каких-либо улучшений, усилив Нынче ставки по ЕСН составляют 34% и 26% для основной массы плательщиков и льготников соответственно, что не слишком лояльно по отношению к предпринимателям. Однако стоит отметить, что ЕСН - это хорошая альтернатива страховым взносам, что может улучшить налоговую ситуацию в стране.

Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

Социальный единый налог что значит данное понятие?

Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

Кто признается плательщиками данного налога?

Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

Что является объектом обложения единым социальным налогом?

В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.


Единый социальный налог в 2018 году ставка

Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

Для предпринимателей и работодателей информация

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2019 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год :

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2019 годах – 21%.

В 2019 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2019 годах – 2,4%.

С 2019 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2019 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2019 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2019 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2019 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

Составляющие единого социального налога

Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

  1. Непосредственно налогоплательщики.
  2. Объект, который поддается налогообложению.

Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

Расчет единого социального налога

Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

Кто платит единый социальный налог?

К налогоплательщикам принято относить:

  • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
  • Организации различного типа;
  • Индивидуальных предпринимателей;
  • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

Единый социальный налог в 2016 году

Ставка единого социального налога

В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

Пример декларации по единому социальному налогу

Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 должны быть указаны значения:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

Построке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900 .Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример расчета единого социального налога

Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей. 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей. Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей. Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей. Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей. С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей. И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей.

Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей. Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем, что имеет регрессивную шкалу расчета. Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.