Художник климт и шиле. Выставка Климта и Шиле: разница между искусством и непристойностью. Женщины и наследники Климта

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)" — около ста рисунков Климта и Шиле впервые покажут в России


Если бы можно было составить мировой рейтинг зрительских симпатий, то, что касается искусства XX века, Густав Климт (1862-1918) и Эгон Шиле (1890-1918) несомненно заняли бы в нем самые завидные позиции, уступив разве что Сальвадору Дали и, скорее всего, обогнав по популярности Рене Магритта, Маурица Эшера и Фриду Кало. Отечественный зритель, непременно увозящий из Вены сумку, зонтик или чашку с климтовским "Поцелуем", не исключение, чего не скажешь об отечественном искусствознании, до сих пор не разродившемся ни одной серьезной книгой про Климта или Шиле. Впрочем, даже на родине путь Климта с Шиле к искусствоведческому признанию не был таким уж прямым. Словом, выставка обречена на успех, даром что привезут только рисунки и только из Альбертины, каковая в плане Климта и Шиле — третье по качеству и количеству венское собрание: несмотря на все реституционные скандалы и изъятия, лучший Климт — в Бельведере, а лучший Шиле — в Музее Леопольда.

Создатель музея, окулист Рудольф Леопольд, собственно говоря, и разглядел большого художника в Эгоне Шиле, которого спустя 30 лет после смерти если и вспоминали, то исключительно как какого-то скандального порнографа эпохи первой — Фрейдовой — сексуальной революции. Еще в 1950-х Леопольд начал собирать, выставлять по всему миру и пропагандировать его наследие, так что в итоге — ближе к концу века — искусством Шиле занялся сам основоположник кураторского дела Харальд Зееман, и бывшего порнографа причислили наконец к лику мучеников авангарда. Повальная мода на Климта также сравнительно молода, хотя про него, первого президента и самую душу Сецессиона, конечно, не забывали никогда. Но все же из трех главных художников венского модерна послевоенная Европа куда больше (и если говорить о живописи экспрессионизма как таковой, то и вполне заслуженно) почитала Оскара Кокошку (1886-1980) — отчасти как одну из уцелевших и не сломленных жертв фашизма, ведь он был в числе видных экспонентов выставки "Дегенеративное искусство".

Как ни странно, после аншлюса ни "еврейское" искусство еврея Климта, вставлявшего далеко не арийские лики крупной венской буржуазии в ювелирной выделки — золото и мозаика из самоцветов — оклады, ни "нездоровое" искусство "растлителя малолетних" Шиле, выставившего все перверсии человека, мучимого "половым вопросом", напоказ, в опалу не попали. Напротив, Климт был практически канонизирован. Не то идеологи Третьего рейха отнеслись с сочувствием к некоторым девиантностям венской идентичности, не то помогали родственные связи в высших эшелонах — внебрачным сыном Климта объявил себя кинорежиссер Густав Учицки, автор такого шедевра нацистской пропаганды, как фильм "Возвращение на родину" с Паулой Вессели в главной роли. В 1942-м венские газеты бурно отмечали 80-летие со дня рождения Климта — тем временем лучшие его картины, реквизированные у коллекционеров-евреев, передавались в музеи рейха, а менее значительные растворялись в собраниях эстетствующих партийцев, так что парадная выставка к 25-летию со дня смерти Климта, открывшаяся год спустя в Сецессионе, на треть состояла из конфиската. Но после войны живой Кокошка, участник нескольких "документ", надолго затмил покойных Климта и Шиле — преступная орнаментальность обоих воскресала разве что в слишком венском искусстве Фриденсрайха Хундертвассера.

И Климт, и Шиле начали постепенно возвращаться в орбиту серьезных искусствоведческих интересов в 1970-е, когда то, что Герман Брох называл "веселым апокалипсисом", Карл Краус — "лабораторией конца света", а историки культуры — "венским модерном", сделалось актуальной темой. Когда весь мир, возможно поддавшись милленаристским искушениям, вдруг принялся изучать, как из клубка национальных и социальных противоречий, из разноголосицы языков и риторик, из напряженных до предела нервов духовной жизни, из астении, делирия и ясного сознания обреченности Какании, столь иронично названной Робертом Музилем по имперско-бюрократическому "k. u. k.", "кайзеровская и королевская", родилось чудо этого невероятного культурного взлета отходящий в небытие империи. Историки культуры любят фрейдистские метафоры для его описания, изображая, скажем, "Молодую Вену" с ее еврейскими обертонами как литературное бессознательное в идейной битве австрийского сионизма и австрийского же антисемитизма. И Климт с Шиле, открывшие закон тождества зрения и обладания, вследствие чего над их головами слово "порнография", вообще-то висевшее в атмосфере эпохи, сгущалось в виде обвинений едва ли не чаще, чем над головой Артура Шницлера, естественно стали любимым сюжетом для рассуждений о специфическом венском эротизме. И то, что их эротическая линия, сладострастно-томная у первого и садистски-невротическая у второго (а оба были великими рисовальщиками, поэтому не стоит расстраиваться, что в Москве выставляют только графику), так преждевременно обрывается в роковом для Какании и дышавшем испанкой 1918-м, как будто подтверждает историко-культурные спекуляции о диалектическом единстве либидо и влечения к смерти.

Что же до новой жизни после смерти, всенародное обожание обрушилось на Климта и Шиле сравнительно недавно, во многом благодаря усердию венской туристической индустрии, которая, до дыр заездив все габсбургские мифы, разобрав по косточкам Сиси и многажды оплакав двойное самоубийство кронпринца Рудольфа и Марии фон Вечера, принялась за этот золотой запас. И встретила взаимопонимание мастеров массовой культуры — личная жизнь обоих известна нам в мельчайших подробностях благодаря бестселлерам, блокбастерам и прочим мюзиклам. Но ведь и Музиль полагал, что так изящно позолоченной венской культуре на роду было написано скатываться в фельетон и оперетту.

«Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)». ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, с 10 октября до 14 января



Работа «Лежащая обнаженная девушка» на выставке Густава Климта и Эгона Шиле в ГМИИ им. А.С. Пушкина, октябрь 2017 года

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена). Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле - оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле - в распространении порнографии. Учитель и ученик умерли в один год - в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле - 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Густав Климт. Смерть и жизнь

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда - весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт. Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Густав Климт. Девы

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей - после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу. Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года. Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали:
по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге - он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.


Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас. В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму - 135 млн долларов. В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета. Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию». Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» - работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века. Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя. Над зеркалом - цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».

Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему. Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии. Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков, в том числе - девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее. Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты. Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции - зачастую резкой, нервной и утонченной.

Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились - она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

«Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе - «Семья» - Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В 1918 году, когда Первая мировая война близилась к завершению, над Европой нависла новая угроза - эпидемия испанского гриппа. От нее скончался Эгон Шиле, а за девять месяцев до этого, от пневмонии, его учитель Густав Климт.

Два мастера творили в одном городе и в одно время, но в разных направлениях. Один обращался к нежности и красоте женского тела, другой - к эстетике безобразного и теме одиночества. Но каждый из них бросил вызов консервативному обществу и оставил след в мировой истории живописи.

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, который организовал выставку 96 работ Климта и Шиле, ТАСС рассказывает о взаимоотношениях двух мастеров, их стилях и рисунках.

КЛИМТ: ПРИЗНАНИЕ И ПУТЬ К СЕЦЕССИОНУ

Климт родился в 1862 году в предместье Вены, в семье гравера по золоту Эрнста Климта. У него было два брата, впоследствии также ставших художниками, и четыре сестры. С юных лет он очутился в строгих рамках академизма: свое первое и единственное художественное образование Климт получил в венской Художественно-ремесленной школе (Kunstgewerbeschule).

Ранние его работы не имели ничего общего с такими его картинами, как "Юдифь с головой Олоферна" или "Поцелуй". Тем не менее его талант и усердие сделали его знаменитым уже в 26-летнем возрасте - в 1888 году император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I вручил художнику Золотой крест за оформление придворного Бургтеатра на Рингштрассе в Вене.

Спустя шесть лет Климт получил заказ на написание трех "факультетских картин" для украшения главного здания государственного Венского университета: "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция".

Эти работы, не сохранившиеся до наших дней, ознаменовали переход Климта от академизма к модерну. Правда, вызвали они большой скандал: публика сочла их откровенно эротичными, если не порнографическими, а университет отказался от размещения картин в своих стенах.

Во время работы над ними Климт основал "Венский Сецессион" - объединение художников Вены, принимавшего единомышленников, творивших как в рамках так и за рамками традиционных направлений.

"Лежащая обнаженная" Густава Климта

"Климт основывает его, потому что видит необходимость в создании альтернативной организации художников, чтобы приобщить венскую публику к достижениям новейшего австрийского искусства", - поясняет Елена Коротких, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ШИЛЕ: ЮНОСТЬ И ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ

Также, как и Климт, молодой Эгон Шиле отправился в Kunstgewerbeschule. Там он показал свои рисунки и его отправили в венскую Академию изобразительных искусств.

С самого детства Шиле противопоставлял себя обществу, начиная с собственного класса в школе.

"Несколько раз он менял школу, оказываясь аутсайдером. Успешен был в основном на физкультуре и в рисовании", - отмечает Коротких.

В 1909 году он бросил учебу, так и не получив полноценного академического образования.

Правда, ценность неофициального художественного образования Шиле выше, чем академического - его опекал и протежировал сам Густав Климт.

Познакомились они в 1907 году. Тогда Шиле было всего 17 лет, а Климт уже приобрел всемирную известность. В том же году он начал работу над картиной "Поцелуй". Это был пик "золотого периода".

Именно благодаря Климту картины Шиле оказались в 1908 году на выставке в Клостернойбурге, а в 1909-м - на международной художественной выставке в Вене.

Климт передавал Шиле свои знания и направлял его. Но юный художник имел свое, особое видение мира и красоты, свою технику. Да и жизнь его складывалась совсем по-другому.

Рисунки Эгона Шиле: "Художник Макс Оппенгеймер" (1910), "Лежащая обнаженная с поджатыми ногами" (1918), "Натурщица в красном" (1914)

ЭРОТИКА И СВОБОДА

Из коллекции венского музея Альбертина в ГМИИ им. А.С. Пушкина было привезено 47 работ Климта и 49 - Шиле. Чтобы отобразить их взаимосвязь, рисунки, относящиеся к разным периодам, были расположены вперемешку.

Взаимосвязь рисунков - прямое следствие отношений учителя и ученика. По мнению Елены Коротких, Климт передал Шиле две основные идеи.

Первая - более откровенная трактовка эротики.

"Климт был заинтересован исследованием женской сексуальности, раскрыл ее и, в некотором роде, первым принял на себя удар. Шиле и [Оскар] Кокошка последовали по его стопам", - рассказывает Коротких.

Подход к самой эротике у Климта и Шиле в то же время был абсолютно разным. Климт к эротике относится с большой нежностью.

"Женская натура у него очень привлекательная, Климту важна физическая красота", - говорит научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В центре внимания Шиле - эстетика безобразного. В этом смысле Климт и Шиле - полные противоположности.

Вторая идея заключается в том, что художник не обязан ничего объяснять и может делать что хочет и как хочет. Такой подход был очень полезен для Шиле как для экспрессиониста. И он воспользовался им сполна.

ОДИНОЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ

В работах Шиле, в отличие от Климта, помимо противопоставления постоянно присутствует мотив одиночества. Многие рисунки художника не имеют какого-либо фона, они оторваны от окружающей среды.

Художник демонстрирует отрыв от гравитации, от реальности. Мотив потерянного ребенка, который присутствовал с самого начала, мотив оторванности для него имеет первостепенное значение. Зритель не знает, что происходит вокруг объекта, выбранного художником.

В 1912 году Шиле отсидел чуть более трех недель в тюрьме. Суд признал художника виновным в том, что его рисунки порнографического содержания оказались доступными 12-летней девочке, появившейся на пороге его дома и попросившей о помощи.

Шиле и его постоянная спутница Валли Нойциль (бывшая натурщица Густава Климта) оставили ее на ночь, потом взяли девочку с собой в Вену (она рассказала, что ее бабушка жила в столице). Тем временем отец девочки обратился в полицию. Когда правоохранители пришли в дом художника, у него были обнаружены десятки рисунков эротического содержания.

Шиле посадили в изолятор за распространение порнографии и совращение малолетних. Но, к счастью, обвинения в совращении и похищении на суде были отклонены.

"Возможно, тогда Шиле понял, что может столкнуться с серьезными последствиями. Он привык противостоять всем в художественном плане, но не ожидал такого поворота дела", - говорит Елена Коротких.

Рисунки Эгона Шиле

РИСУНКИ, НО НЕ ЖИВОПИСЬ

Среди представленных на выставке в Москве работ почти все 96 - рисунки. Несмотря на то, что Густав Климт сейчас более известен миру как живописец, его талант рисовальщика столь же огромен. По мнению писателя Марианы Бизанц-Праккен, при жизни Климта его работы на бумаге выставлялись "нередко лишь в качестве декоративного дополнения к его живописи", а сейчас ценятся намного выше.

Что касается Шиле, то художник сам преподносил свои рисунки в качестве самостоятельных произведений искусства.

Как отмечает директор венского музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер, работы на бумаге были менее доступны для широкой аудитории, что гарантировало художникам свободу выбора сюжетов и их трактовки.

Рисунки Климта и - особенно - Шиле неспроста вызывали критику и непонимание публики начала XX века. Рекомендованный возраст для посещения выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина - 18+ или на усмотрение родителей.

Рисунки Климта и Шиле в России в таком объеме никогда раньше не выставлялись. Как полагает куратор выставки Виталий Мишин, "репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров".

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Репродукции картин предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В материале использованы фотографии: The Albertina Museum, Vienna, Фотохроника ТАСС (Роман Канащук, Сергей Бобылев), Александр Авилов/АГН "Москва", adoc-photos/Corbis via Getty Images.

Пушкинский музей показывает мегазвезд австрийского авангарда

ГМИИ им. Пушкина первым в России знакомит с творчеством лидеров австрийского авангарда Густава Климта и Эгона Шиле, представив на суд зрителя 100 откровенных листков. Они - из венского музея Альбертина, который располагает солиднейшей коллекцией мастеров. Составив оппозицию академической традиции, они опередили свое время. Их творения, провоцирующие сегодня восхищение, на рубеже ХIХ и ХХ столетий не редко вызывали шок.

Марина Лошак на фоне "Лежащей обнаженной с поджатыми ногами" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Это тот редкий случай для Пушкинского, когда рекомендованный возраст посетителей 18+. В объективе - обнаженная натура, хоть и представленная максимально изысканно и деликатно. Директор музея Марина Лошак даже замечает шутя (или не очень), что «с ужасом обнаруживает, как внутри нее растет серьезный внутренний цензор, который работает жестче, чем кто-либо». «Мы понимали, что надо сохранить статус-кво в нашем обществе и не слишком расстраивать верующих, нервных, эмоциональных. Но не могли не показать то, без чего немыслима мировая история искусства ХХ века. Это одинокий, страждущий и сложно воспринимающий жизнь художник».

Климта с Шиле связывает намного большее, чем звания феноменальных рисовальщиков, которые умерли в один год - 1918-й (по миру пройдется череда их выставок, первую из которых даже до Бостона и Лондона показывают в Москве, что вызывает особую гордость). Мастеров тесно сближала не только эстетическая связь, но и духовная. Климт, опередивший Шиле по возрасту на поколение, стал кумиром для молодого художника. Поэтому в первое время он подражал авторитету, но надо отдать ему должное, быстро нашел свой язык и так же громко произвел революцию в изображении обнаженной натуры.

Тема со времен античности не новая. Но австрийским мастерам удалось нащупать в ней такую пластику, объемы, впечатления, которых до этого никто не касался. На выставке это проявляется благодаря удачному подбору вещей, среди которых не только бренды, но и то, чем можно удивить самого искушенного специалиста. Все эти работы объединяет движение. Оно пронизывает почти каждую изображенную фигуру. Отсюда бесконечные определения в названиях: склоненная, снимающая рубашку, повернутая, опирающаяся на руку, борющиеся… Некоторые фигуры явно запечатлены лежащими, но в рисунке они повернуты вертикально. Это диктуется подписью художника. Таким образом, горизонтальные фигуры, вопреки законам гравитации, обретают беспомощность и потерянность.

Густав Климт. Женское лицо, щекой прижатое к рукам. Фото предоставлено MSK Agency.

В раннем периоде Климт иногда делал десятки этюдов, фиксируя грани движения и пластики обнаженных фигур, - подтверждает куратор выставки Виталий Мишин. - Он как бы нащупывал пластическую формулу, которая выражала бы эмоциональное состояние персонажей или абстрактную философскую идею. Среди таких рисунков на выставке бросается в глаза этюд парящей фигуры. Для Климта этот мотив носил во многом метафизический характер.

У Шиле все более утрированно. Сильные ракурсы, необычные повороты, изумительные изгибы. Если это несколько фигур, то часто их тела переплетаются. В распоряжении мастера всегда была одна-две модели, которые жили рядом, а он их наблюдал издали, фиксируя позы и состояния в этюдах обнаженных. Это были профессиональные натурщицы, которые не слишком далеко стояли от проституток в социальной иерархии. Они оставались довольны работами. А в этюдах женских портретов Климта, как правило, представительницы высших сословий. Здесь нет и намека на эротику: по контрасту властвуют только строгость и светскость. Только не всем моделям это приходилось по вкусу, как получилось с Маргарет Стонборо-Витгенштейн. До сих пор неизвестно, почему заказчик отказался принять ее портрет.

Отсутствие работы Климта в доме богатой семьи, по словам куратора с австрийской стороны Кристофера Мецгера (Музей Альбертина), считалось признаком дурного вкуса. Однако творчеством мастера интересовалось не только высшее сословие, что доказывают его росписи музеев и театров для людей со скромным достатком. К работам Шиле тоже проявлялся массовый интерес, но далеко не все понимали его моделей с уродствами, изможденностью и низменностью. Черты его девушек зачастую обнажены столь откровенно, что это, как справедливо некогда заметил профессор Серж Сабарски, который первым стал выставлять художника в мировых музеях, превратит Шиле в жертву псевдоаналитиков. Так и случилось после того, как один из них увидел в исполнении Шиле нагую беременную, которая тоже - на выставке.

В извращенности вкусов, непристойности обвинялся и Климт. Его «Медицину» и «Юриспруденцию» заклеймили за уродство, «чрезмерную извращенность» и назвали порнографическими. Восклицали, что его картинами можно иллюстрировать работы Фрейда; что изображенные им женщины смотрят так, будто хотят кастрировать мужчин. Но до скандала дело дошло, только когда он презентовал первую работу «Философия». Ее увидело более сотни профессоров, 87 из которых поставили подписи под письмом, направленным в министерство образования, где они обвинили художника в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм», и потребовали забрать у него заказ. Любопытно, что вскоре «Философию» удостоили золотой медали на Всемирной выставке в Париже.


Ирина Антонова на фоне "Евы Штайнер" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Для нашего зрителя многое здесь окажется неожиданным, подлежащем дискуссии, осознанию и принятию, - резюмирует президент музея Ирина Антонова. - Как и все художники рубежа веков, Климт и Шиле вызывают драматизм. И неважно, изображают ли они себя, обнаженную натуру, пейзаж. Это каждый раз драматический накал прощания со старым и волнения перед лицом неизвестности. Что грядет? Они не знали. Но и мы спустя столетие тоже толком не знаем, что произошло. То, что пришло, еще не сложилось в мир эпохального объема. Но великие художники, которыми, безусловно, являются Климт и Шиле, помогают нам почувствовать, куда движется мир.

Н а следующий день после открытия выставки в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков комментаторы спрашивали: «Где гениталии?» — дескать, у Шиле есть куда более откровенные картины, которые можно было показать под грифом «18+». Впрочем, эта цифра — не ограничение, а рекомендация. Перемещая больше сотни работ художников из венской Альбертины в Москву, руководство Пушкинского, конечно, не забывало о впечатлительности некоторых активистов. Спустя девяносто девять лет после смерти обоих художников у музейных работников все еще есть опасения насчет того, что их творчество может быть принято в штыки. «Что уж говорить о том, каким общество было на рубеже XIX и XX веков, — говорит куратор выставки Виталий Мишин, — глядя на работы венских модернистов, которые сегодня воспринимаются как историческая данность, мы едва ли представляем себе, какими глазами смотрели на них современники художников».

«Поцелуя» в Пушкинском нет: работы Климта представлены в основном графическими набросками на бумаге, в которых можно только угадывать будущие золотые вихри вокруг платья Адели Блох-Бауэр, зато пластика этих едва намеченных карандашом фигур дает понять, как художник разрабатывал новый канон, анонсируя модернизм. Работал он как ремесленник: рисовал каждый день помногу, наследие насчитывает две с половиной тысячи листов не считая подаренных и порванных его же рукой работ. С мнением заказчиков Климт порой не считался. Эскизы «Факультетских работ» — все, что осталось от четырех скандальных картин, которые сгорели во время Второй мировой войны. Они должны были украшать плафон Венского университета, однако профессора отказались их принимать: вместо жизнеутверждающих аллегорий, которые должны были внушить студентам трепет в храме знаний, — конфликтные сюжеты и чересчур натуралистичные изображения людей. Казалось бы, что особенного в обнаженной женской фигуре на картине «Медицина»: примерно в те же годы Жан-Август-Доминик Энгр пишет обнаженку в полный рост для буржуа. По словам Мишина, ракурс — вид снизу — считался возмутительным. Этот ракурс, к слову, Климт использовал, чтобы фигура не стояла твердо на земле, а «парила» над ней.

«Сидящая полуобнаженная», которой суждено будет превратиться в хищную «Саломею», создана под впечатлением идей Фрейда: для Климта секс, кровь и смерть были неразделимы. Рядом с его легкими и будто сонными фигурами — физиологичные, изломанные, написанные жирными линиями натурщики Шиле. Молодой художник «вырос» на Климте, но довольно скоро его перерос. «Он отказался от эстетизации в пользу натурализма и выразительности», — Мишин подводит гостей к «Портрету рыжеволосой девушки» с желтыми глазами животного и растопыренными пальцами, напоминающими клешни.

«Он разрушает идеал красоты, и то, что считалось антиэстетическим, входит в сферу искусства и признается как эстетический принцип, — комментирует куратор работы Шиле. — В его детских портретах дети предстают не по возрасту искушенными, есть в них какое-то неблагополучие». На людей Шиле смотрел с бесцеремонным любопытством, делая какого-нибудь подростка из шпаны своим натурщиком. Но взгляд на себя у художника кардинально отличался: Шиле изображал себя еще более изломанным, словно сведенным судорогой — и голым. Он словно примерял разные роли, изображая собственные гримасы и плохую координацию.

За приглашение подростков в мастерскую он поплатился. Его обвинили в развращении нравов — подростки могли видеть разложенные повсюду наброски эротического содержания — и отправили на три недели в тюрьму. «Шиле считал, что ему как художнику дозволено больше, чем обывателю, он пренебрегал условностями и был страшно разочарован в обществе, которое вот так указало ему его место. Он это переживал как чудовищную несправедливость», — говорит Мишин. Его верная подруга передала в камеру рисовальные принадлежности и апельсины. По словам покровителя художника и издателя его первой биографии Артура Рёсслера, эти апельсины были, можно сказать, единственным источником света в камере. Глядя на них, Шиле мечтал уехать на берега Адриатики. Много позже печального эпизода он написал экспрессивную гуашь — натюрморт из трех апельсинов на грязно-коричневом фоне получил название «Мой путь пролегает над бездной». Рядом с этой гуашью висит изображение довольно свободно написанного корабля в зеленоватом пятне воды — сюжет сбывшегося желания.

Выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» продлится до 14 января.