Инвалидов в российской федерации 181. Департамент труда и социальной защиты населения города севастополя. Льготы на капитальный ремонт

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение № 12-112/2019 от 25 июля 2019 г. по делу № 12-112/2019

    Волховский городской суд (Ленинградская область) - Административные правонарушения

    С ИПР, в том числе в части обеспечения индивидуальных норм выработки. Указание главного государственного инспектора труда Козиной Д.Ф. о нарушении ЛОГБУ «Волховский ПНИ» ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», для работников, проживающих в ЛОГБУ «Волховский ПНИ», не конкретизировано. С учетом наличия сведений о надлежащем уведомлении Петровой Н.П. и Федеральной...

    Решение № 12-126/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 12-126/2019

    Ленинский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) - Административные правонарушения

    Второй группы инвалидности бессрочно была получена работодателем 05 декабря 2017 г. Однако в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 92 ТК РФ, части 3 статьи 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 05 декабря 2017 г. Ефремову Д.А. не была установлена...

    Решение от 15 июля 2019 г. по делу № А32-15470/2019

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Муниципального образования города Краснодар о признании отказа от 21.03.2019 № 29/2861-1 в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23 : 43:0413003:171 - незаконным, обязании выдать разрешение на строительство здания цеха на земельном участке с кадастровым номером 23 : 43:0413003:171. Представитель заявителя в судебном заседании настаивал...

    Решение № 2-2449/2019 2-2449/2019~М-1828/2019 М-1828/2019 от 25 июня 2019 г. по делу № 2-2449/2019

    Старооскольский городской суд (Белгородская область) - Гражданские и административные

    Оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Инвалидность работник подтверждает...

    Решение № 2-994/2019 2-994/2019~М-501/2019 М-501/2019 от 21 июня 2019 г. по делу № 2-994/2019

    Заводской районный суд г. Орла (Орловская область) - Гражданские и административные

    В соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с...

    Решение № 2-4736/2019 2-4736/2019~М-3492/2019 М-3492/2019 от 19 июня 2019 г. по делу № 2-4736/2019

    Благовещенский городской суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Листов и, соответственно, мог узнать, каким образом производятся начисления заработной платы. Кроме того, нетрудоспособность истца, имевшая место в период с 10.04.2018 года по 23 . 04.2018 года и с 17.07.2018 года по 28.08.2018 года в общем количестве 53 дней также не может служить уважительной причиной пропуска срока, ...

    Решение № 2-1064/2019 2-1064/2019~М-831/2019 М-831/2019 от 4 июня 2019 г. по делу № 2-1064/2019

    Советский районный суд г. Орла (Орловская область) - Гражданские и административные

    Что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 гг. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм...

  • ...за командировки, заверенные копии приказов от 10 января 2017 года «О компенсационных выплатах по расходам работников в период нахождения в командировках», от 11, 16, 18, 23 августа 2017 года «О назначении лица, ответственного за производство работ», предусматривающих обязанность Телегина Л.Г. осуществлять проверки по объектам. Показания свидетеля ФИО5 о перечислении Телегину Л.Г. ...

Одной из главных проблем современной России является большое число тех, кто неспособен самостоятельно выполнять действия, направленные на удовлетворение естественных нужд. Из 144 миллионов населения страны, более 12 являются инвалидами. Государство обязано выплачивать им пенсии, а также предоставлять безвозмездно определенные социальные льготы.

В стране принят Федеральный закон №181 «О социальной защите прав инвалидов», согласно которому определяются причины предоставления субъекту данного статуса. Он также регламентирует степень поддержки.

Понятие «инвалид»

Согласно ст. №1 ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов», инвалидом признается лицо, имеющее физическое или психологическое расстройство функций организма, при котором появляются ограничения жизнедеятельности. Такие граждане имеют право на получение помощи и защиты от государства.

В зависимости от степени тяжести болезни и возраста, человеку присваивается группа, которая предполагает размер пенсии и набор дополнительных услуг. Если лицо моложе 18 лет, то оно относится к «детям инвалидам».

Получать помощь такие люди могут только при подтверждении нужды в поддержке и защите. Для этого необходимо пройти медицинскую экспертизу МЭС. На ней присваивается категория инвалидности. Чтобы начать получать пенсию, нужно собрать ряд документов, среди которых справка из МЭС, и предоставить их в Пенсионный фонд по месту проживания.

Поддержка от государства

Государство принимает ряд мер для защиты инвалидов. Они заключаются в предоставлении социальных благ тем, кто не может получить их самостоятельно. Проводятся мероприятия, призванные замещать потерянные человеком функции вне зависимости от группы инвалидности. Это такие меры, как:

  • организация подъемников;
  • домашнее обслуживание врачами;
  • предоставление транспорта;
  • и т. д.

Все это ориентировано на то, чтобы человек мог свободно контактировать с остальным обществом.

Важно! Федеральный закон «О защите прав инвалидов» пресекает нарушение прав и попытки дискриминации по признаку неполноценности здоровья. Лицо, отказавшее в услугах людям с ограничениями, подлежит наказанию на уровне административного и уголовного кодекса.

МЭС

Медико-социальная экспертиза проводится на основании направления врача, у которого наблюдается инвалид. Она определяет категорию инвалидности, влияет на размер пенсионных выплат, а также количество дополнительных услуг, предоставляемых государством.

Какие функции выполняет МЭС:

  • установление группы инвалидности и размер социальной защиты инвалидов как взрослых, так и детей;
  • определение последующих мероприятий, рассчитанных на возвращение субъекта к нормальному образу жизни или на поддержание здоровья последнего;
  • сбор статистических данных по состоянию здоровья населения в России и определение мер по улучшению жизни;
  • предоставление помощи семье, в которой живет инвалид.

Обратите внимание! Все вынесенные на экспертизе решения обязательны для исполнения. Если местная служба МЭС вынесла вердикт, с которым не согласен обратившийся, он вправе передать дело в федеральное бюро.

Новые поправки в законе «О защите инвалидов» размещаются на сайте МЭС. Они находятся в открытом доступе для всех желающих. Там указываются изменения в законе и виды поддержки.

Контроль за качеством

Ежегодно проводятся независимые проверки качества услуг социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Это позволяет пресекать нарушения прав людей с ограничениями, а также постоянно улучшать качество обслуживания.

Оцениваются следующие критерии:

  • открытость информации для ознакомления;
  • форма содействия;
  • личное отношение государственных служащих;
  • эффективность принимаемых мер.

Независимая комиссия для оценки качества работы служб, предоставляющих помощь, и финансируемых государством, формируется из специалистов общественных организаций.

Услуги реабилитации и абилитации

Реабилитация призвана помочь вернуть потерянные функции, без которых субъект не может осуществлять повседневную деятельность. Абилитация направлена на приобретение новых навыков, позволяющих заменить утраченные. Обе деятельности выполняют функцию восстановления способности человека контактировать с обществом и не быть ограниченным в общественных занятиях.

На что ориентированы меры социальной защиты инвалидов:

  • предоставление всех необходимых медицинских услуг, направленных на восстановление потерянных функций. К этому пункту относятся обеспечение протезами, организация регулярного санаторно-курортного лечения;
  • поддержку в ориентации в обществе и предоставление помощи при поступлении в вузы и принятии на работу или общественную деятельность;
  • регулярную психологическую, социальную помощь в адаптации;
  • организацию спортивных мероприятий развлекательно-лечебного характера.

Законодательством предусмотрено, что все нуждающиеся вместе со своими семьями должны без каких-либо сложностей получать услуги и подробную информацию о своих правах.

Федеральные службы, осуществляющие поддержку, должны в полной мере выполнять обязательства, которые были оплачены как из бюджета, так и из частных фондов. Количество предоставляемых службами мероприятий по реабилитации, абилитации не может быть уменьшено без согласия со стороны инвалида.

Иногда у местных федеральных служб поддержки инвалидов нет возможности приобрести технику для реабилитации, или та уже была приобретена на деньги из личного бюджета. Тогда обратившемуся лицу выплачивается денежная компенсация.

Обратите внимание! Размер компенсации равен сумме затрат на приобретение оборудования, но не может ее превышать.

Перечень программ для реабилитации, абилитации составляется комиссией МЭС. В случае отказа нуждающимся от определенных услуг, федеральная организация поддержки освобождается от выполнения обязательств.

Техническое обеспечение

Государством предоставляются все предметы технического характера, ориентированные на восполнение утраченных функций или их полную замену.

К устройствам поддержки относятся:

  • средства, позволяющие вести самостоятельно обслуживание первостепенных потребностей;
  • предметы для ухода за собой и жильем;
  • средства для ориентирования в пространстве. Сюда относятся собаки поводыри;
  • предметы для саморазвития. Книги, использующие шрифт Брайля и специальные канцелярские принадлежности;
  • необходимые для передвижения механизмы, такие как протезы, коляски, в определенных условиях, автомобильный транспорт.

Средства на приобретение всех устройств берутся из федерального бюджета и бесплатно предоставляются нуждающемуся на постоянное свободное пользование. На перечень необходимых технических средств влияет список показаний, который устанавливается в МЭС.

Тем, кто использует собак поводырей, предоставляется ежегодная выплата в размере 17420 рублей. Государство предполагает, что средства направляются на обслуживание и содержание животного. Увеличение суммы происходит каждый год 1 февраля. Процент прибавки зависит от уровня инфляции в стране и определяется правительством РФ.

Способы информирования

Органы федеральной поддержки обязаны, согласно законодательству, предоставлять безвозмездно всю необходимую информацию в доступной форме. В случае потери зрения, слуха или возможности говорить, осуществлять контакт и оказывать услуги необходимо с учетом возможностей обратившегося. Это значит, что информация должна подаваться в переведенном на шрифт Брайля виде или через язык жестов. В государственных органах должен присутствовать работник, обладающий последними навыками.

Если инвалид, потерявший зрение осуществляет операции по оформлению кредита, ипотеки, рассрочки или крупной покупки, ему обязаны предоставить специальное оборудование. Оно называется факсимильное и позволяет воспроизводить подпись при помощи средств копирования.

Чтобы оформить покупку или займ, слепому необходимо предоставить:

  • удостоверение личности;
  • заверенное нотариусом свидетельство о подлинности подписи слепого человека, сопровождаемое факсимильным повтором;
  • оригинал или заверенная справка о наличии инвалидности по зрению.

Доступ к общественным инфраструктурам

Органы федерального и местного управления РФ согласно ст. № 15 ФЗ 181 должны предоставить лицам с ограничениями:

  • простой доступ к любым общественным строениям, зонам отдыха и местам лечения;
  • возможность без ограничений пользоваться наземным, морским и воздушным транспортом, осуществляющим городские и междугородние перевозки;
  • отсутствие препятствий при самостоятельном перемещении по общественным зданиям;
  • ориентация средств помощи на использование их людьми с ограничениями, путем их перевода на шрифт Брайля и язык жестов;
  • возможность свободного передвижения лиц, сопровождаемых собаками поводырями.

Обратите внимание! Последнее условие должно выполняться если на животном присутствует опознавательные знаки, сообщающие, что оно принадлежит слепому человеку.

Если общественные строения не способны обеспечить данные условия, то проводится реорганизация помещений. Пока все приготовления не исполнены, администрация организации должна предоставить содействие инвалиду. Все меры, их вид и размер необходимо согласовывать с органами федеральных служб.

Контроль за услугами

Государство обязано контролировать редакцию и исполнение обязательных услуг для людей с ограниченными возможностями. Этим занимаются уполномоченные в области:

  • перевозки на общественном транспорте;
  • предоставления льгот;
  • контроля за качеством обслуживания;
  • сохранения культурного наследия Российской Федерации.

Предоставление жилья

В случае, если инвалид, или семья осуществляющая уход за ним, нуждается в улучшении условий проживания, государство обязано предоставить помещение из федеральных средств.

При предоставлении жилья учитываются потребности обратившегося и ряд дополнительных факторов, влияющих на состояние здоровья. Площадь помещения может максимум в два раза превосходить минимальную для проживания одного человека. В случае, если лицо страдает тяжелыми формами хронических болезней или увечий, решение о размере жилья может подвергнуться редакции.

Помещение должно быть оборудовано средствами, направленными на реабилитацию, абилитацию инвалида на деньги из федерального бюджета.

Жилищная площадь не передается в собственность, а используется согласно акту о социальном найме. На коммунальные услуги и квартплату таких квартир предусмотрена скидка в размере 50%.

Образование

Федеральное управление помогает людям с ограниченными возможностями получать образование, как общее, так и второе высшее. Учитываются факторы, влияющие на возможности инвалида.

Поступающие получают:

  • 100% оплату за обучение;
  • бесплатный транспорт до учебного учреждения в случае необходимости;
  • консультация с психологом и работником соц. поддержки;
  • специальные программы.

Кроме образования, согласно ст. № 20 ФЗ – 181, инвалидам предоставляется содействие при трудоустройстве.

Уголовная ответственность

Ст. №32 ФЗ – 181 постановляет, что лица уличенные в нарушении прав или дискриминации людей, имеющих ограничениями по здоровью, несут ответственность согласно законодательству РФ. Дела о неправомерном использовании пенсионных средств, а также спорные вопросы, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Правительство России вместе с многочисленными общественными организациями старается улучшить жилищные условия инвалидов и обеспечивать защиту их прав. Для этого используются деньги из федерального бюджета и помощь из частных фондов. Предусмотрены уголовные наказания за дискриминацию лиц, имеющих ограничения по здоровью.

С каждым годом увеличивается размер пенсии, которая направлена не только на поддержание состояния здоровья, но и на возвращение утраченных навыков. Благодаря этому есть возможность вновь вернуть ранее утраченные физические или психические функции.

Несмотря на все это, условия жизни инвалидов в России на порядок отстают от европейских. Это связано с большой скоростью роста инфляции в стране. С каждым годом, процент трудоспособных граждан уменьшается. Из-за этого Пенсионный фонд испытывает нехватку средств, которые рассчитываются из официального заработка.

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Постановление № 4А-260/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 4А-260/2019

    Тамбовский областной суд (Тамбовская область) - Административные правонарушения

    Дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов). Статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, ...

    Постановление № 4А-992/2019 от 23 сентября 2019 г. по делу № 4А-992/2019

    Жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с абзацем 9 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и...

    Постановление № 4А-978/2019 от 9 сентября 2019 г. по делу № 4А-978/2019

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    2019г., из которого следует, что автомобиль №, государственный регистрационный номер № задержан и перемещен на специализированную стоянку расположенную по адресу: г. Самара, Волжский проспект, д. 15 с применением видеозаписи (л.д.14); видеозапись от 11.04.2019г. просмотренная предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении, из содержания которой следует, что автомобиль...

    Решение № 07-1283/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 07-1283/2019

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в...

    Решение № 21-1058/2019 7-1842/2019/21-1058/2019 от 2 сентября 2019 г. по делу № 21-1058/2019

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, ...

    Постановление № 4А-579/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 4А-579/2019

    Новосибирский областной суд (Новосибирская область) - Административные правонарушения

    Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемых актов не нахожу. Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и...

    Решение № 2-5052/2019 2-5052/2019~М-3856/2019 М-3856/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 2-5052/2019

    Южно-Сахалинский городской суд (Сахалинская область) - Гражданские и административные

    Обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от...

    Постановление № 4А-460/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 4А-460/2019

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Административные правонарушения

    К Правилам дорожного движения указывает на то, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалиды». Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том...

  • 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления...

В России поддержку людям с ограничениями здоровья гарантирует ФЗ 181, который носит название «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон устанавливает, какова государственная политика по отношению к данному слою общества, с помощью каких мер государство добивается, чтобы инвалиды не подвергались дискриминации. Стоит рассказать об основных пунктах и последних нововведениях этого ФЗ.

Кого защищает закон?

ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» называет инвалидом лицо, перенесшее заболевание или травму, которая привела к ограничениям жизнедеятельности. Эти самые ограничения и обуславливают необходимость социальной защиты.

Ограничением жизнедеятельности ФЗ называет неспособность человека самостоятельно передвигаться, общаться с другими, контролировать поведение. В зависимости от серьезности ограничений лицу присваивается группа – для ее определения проводится медико-социальная экспертиза. 1 группа говорит о самых тяжелых повреждениях – соответственно, такие лица могут пользоваться наибольшими привилегиями.

Перечень материальных льгот на 2016 год

ФЗ 181 устанавливает право на получение финансовой поддержки от государства. Представители разных групп с начала февраля (то есть когда льготы окажутся проиндексированными) будут получать следующие материальные выплаты:

  • 1-я группа – 3357 руб.
  • 2-я группа – 2397 руб. (такая же сумма положена и детям-инвалидам (читайте о повышении пенсии детям-инвалидам в 2016 году)).
  • 3-я группа – 1919 руб.

Эти денежные выплаты призваны заменить льготы – они добавляются к общей сумме пенсии. Проще говоря, теперь лекарствами обеспечивать не будут – придется их покупать самостоятельно на те деньги, которые перечисляет государство в качестве надбавки.

Размер пенсии тоже зависит от группы. Представители первой группы получают почти вдвое больше, чем остальные – 9538 рублей (для второй и третьей соответственно 4769 руб. и 4053 руб.). Пенсия увеличивается, если у получателя есть иждивенцы.

Что насчет трудоустройства?

«Закон о социальной защите инвалидов в РФ» говорит о том, что занятость лиц с ограничениями жизнедеятельности – это забота государственных органов. Субъекты РФ должны устанавливать квоту для приема на работу инвалидов. Согласно ст. 21 ФЗ 181, квотирование распространяется только на те организации, в которых трудятся более 100 человек. Величина квоты для предприятия составляет 2-4%, то есть на 100 сотрудников приходится минимум 2 человека с ограниченными способностями.

Нужно сказать, что за отказ в приеме на работу человека с ограниченными возможностями руководителя сильно наказывать не станут: ему грозит административный штраф до 3 тыс. рублей.

Что такое абилитация?

Одним из последних нововведений в закон о социальной защите инвалидов было появление там слова «абилитация» . Термин «абилитация» введен в законодательство при внесении изменений в ФЗ от 21 ноября 2014 года. Следует сильно постараться, чтобы понять, в чем разница между реабилитацией и абилитацией: закон об инвалидах ФЗ 181 уточняет, что реабилитация – это восстановление утраченных способностей к бытовой и профессиональной деятельности, а абилитация – формирование способностей, которых ранее не было. Считается, что абилитация актуальна для детей с отклонениями в здоровье. То есть закон определяет, что ребенок-инвалид должен быть воспитан так, чтобы не осознавать свою неполноценность.

Это далеко не все, о чем пишется в ФЗ 181 – еще он регулирует такие аспекты, как получение жилплощади и медицинской помощи. Закон учитывает все сферы интересов людей с ограничениями здоровья, поэтому пока этот ФЗ действует, они могут не переживать: их права на социальное равенство будет защищены.

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы - 1 400 000 человек;
  • 2 группы - 6 300 000;
  • 3 группы - 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 - Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 - Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 - Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 - Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 - Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция - 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28, с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей