Как избавиться от неуклюжести в движениях. Я неуклюжая. Страх быть осужденным: как с ним бороться

Пробовали ли вы внимательно рассмотреть и проанализировать, что же приводит вас к постоянным казусам, которые как назло случаются в самые ответственные моменты жизни при большом скоплении важных людей? Или же в незаурядной обстановке, когда следовало бы быть наиболее собранным и точным в действиях.

Стоит оговориться, что если не все, то очень многие люди испробовали на себе, что значит показать себя неуклюжим растяпой, будучи впервые в незнакомой обстановке и компании, находясь под пристальным вниманием к своей персоне или же попадая в общество людей, настроенных изначально критически к ним. Это понятно и естественно, что мы начинаем слегка нервничать, а это приводит к скованности движений либо же к излишней суетности, поспешности и ненужной порывистости. Именно эти причины и приводят к маленьким катастрофам – мы все задеваем, опрокидываем, падаем, рушим, портим, выставляя себя попутно в нелепом свете.

Но как объяснить неуклюжесть и неловкость, которая характерна для некоторых людей всегда и повсюду, даже в привычной и не напрягающей обстановке?

Психологи считают, что «громкое» поведение вечно что-то разбивающих и разрушающих людей – это следствие глубоких внутренних личностных проблем с которыми необходимо тщательно разобраться, параллельно с физической тренировкой расслабления тела и плавности движений. Если движения плавные, рассчитанные, то вам гораздо проще будет не «снести» что-либо на своем пути, вписаться в любой поворот и не скинуть вазу с цветами на пол.

Человек, считая себя лишним, ненужным, не стоящим внимания, в отчаянных и поспешных попытках избежать этого внимания, определенными неловкими действиями привлекает его к себе еще в больших количествах, тем самым каждый раз заново себя наказывая и доказывая себе лишний раз свою «убогость» и несостоятельность. Причем у многих это доходит даже до демонстративности при желании выразить гнев, несогласие, привлечь внимание, как привлекали его в детстве, когда взрослые не обращали на них внимание.

Чтобы избегать неуклюжего поведения в дальнейшем надо работать над повышением собственной самооценки, уверенности (особенно при нахождении в обществе, в среде других людей), нормализовать потоки энергии в организме, уметь отдыхать и расслабляться. Осознайте собственную ценность в мире и ваши движения станут спокойными и уверенными, а «борьба» с окружающими предметами и препятствиями – закончится.

Кто-то бывает неловок лишь изредка, а с кем-то мелкие бытовые неприятности происходят постоянно. В зависимости от того, оступились ли мы сами или это произошло на наших глазах с кем-то другим, мы будем чувствовать неловкость или снисходительно улыбнемся, а неуклюжесть (собственную и чужую) скорее всего объясним общей усталостью. «Но в какой бы плохой физической форме мы ни находились, – говорит психолог Юлия Федотова, – подъем по лестнице или обращение со стеклянной посудой не должны представлять для нас существенных затруднений. Если же взрослый человек в обыденных ситуациях регулярно демонстрирует неуклюжесть, тому скорее всего имеется объяснение психологического характера». Первым внимание на то, что повторяющиеся проявления неловкости могут говорить о скрытых внутренних проблемах, обратил Зигмунд Фрейд. В своей работе «Психопатология обыденной жизни» он предположил, что, спотыкаясь, роняя вещи, допуская опечатки, оговариваясь, мы бессознательно проявляем собственное нежелание совершать какие-то поступки и действия. Но это объяснение далеко не единственное.

Вопрос обучения
Неуклюжесть возникает только под взглядами окружающих – именно они указывают нам на эту особенность нашего поведения. В отсутствие замечаний людям, слывущим неловкими, едва ли представился бы шанс узнать о своем недостатке, и уж в любом случае он бы их не слишком обременял. «Родители всегда звали меня «медвежонком», – рассказывает 36-летняя Наталья. – Я вечно все роняла, на все натыкалась, все проливала… Прошлый Новый год мы праздновали с родителями мужа, и по дороге из кухни в гостиную я ухитрилась уронить блюдо с заливным, над которым моя свекровь трудилась чуть ли не сутки… Я концентрируюсь изо всех сил, стараюсь как могу. Но ничего не помогает!»

Те из нас, кто вопреки собственному желанию раз за разом воспроизводит в повседневной жизни номера из репертуара коверного в цирке, со временем начинают подозревать, что их неловкость сродни врожденному пороку. Но, как правило, причины, заставляющие нас падать на ровном месте или наступать на ноги окружающим, результат недостаточного психомоторного обучения на ранних этапах нашего развития.

О необходимости такого обучения впервые заявил русский физиолог Иван Сеченов. Он доказал, что, тренируя ловкость, координацию, силу и скорость движений, взрослые помогают ребенку развивать все сенсорные системы организма: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и вестибулярный аппарат. «С первых недель и месяцев жизни, исследуя все, что попадется ему на глаза, под руку или «на зуб», ребенок развивает психомоторику. Ползая, он учится «обтекать» предметы; в этот период формируется умение переносить центр тяжести тела и действовать инстинктивно, – поясняет семейный психотерапевт Ольга Троицкая. – Некоторые родители слишком спешат, ставя ребенка на ножки, и, если в результате он начинает рано ходить, «рваная» походка, неловкость при ходьбе могут остаться на долгие годы».

«Позже, когда ребенок начинает уверенно ходить и бегать, многие родители ограничивают пространство его первых изысканий, опасаясь, что он может причинить себе вред – ведь он еще так неуклюж, – продолжает возрастной психолог Татьяна Бедник. – Дети, которые недостаточно активно исследовали окружающий мир, не пробовали его «на глаз и на зуб», став взрослыми, испытывают трудности взаимодействия с миром реальных вещей и предметов». Кроме того, родители редко развивают двигательное восприятие и память ребенка, осваивают с ним ритм и темп движений. И этим невольно помогают сохранить естественную в детстве неуклюжесть.

Особая опасность подстерегает современных детей, увлеченных компьютером. «Моторные навыки тех, кто часами сидит перед телевизором или монитором, ловко управляясь с пультом дистанционного управления или джойстиком, ограничены сферой действия пальцев и глаз и не затрагивают тело в целом», – говорит Ольга Троицкая. Одна из важных задач современных родителей – придумывать для ребенка разные формы активности, учить его общению со своим телом, соотнесенности своих действий с пространством и прививать настойчивость в овладении новыми двигательными навыками.

Что не так?

ЗРЕНИЕ

«Я его не заметил!» Неуклюжий человек часто винит в своих промахах плохое зрение. Но, даже полностью сосредоточившись на увиденном, он едва ли перестанет натыкаться на людей и предметы. В действительности скорее всего он страдает от недостатка кинестетической чувствительности, позволяющей соотносить свои движения с положением тела в пространстве, – именно отсюда проистекают резкость или неуверенность в движениях, часто присущие неуклюжим людям.

РАВНОВЕСИЕ

Иногда мы склонны испытывать дискомфорт от нарушенного чувства равновесия, а также от функционального превосходства правой или левой половины тела. У каждого из нас доминирует одна сторона: это касается глаз, рук, ног, ушей… Некоторые школьники делают помарки в тетради не из-за невнимательности, но лишь потому, что пишут правой рукой, в то время как ведущая роль у них принадлежит левому глазу.

ВЕС

У неуклюжих людей, которым трудно правильно определить положение своего тела в пространстве, часто нарушено и восприятие окружающего мира: они хуже оценивают расстояние между предметами. Те, кто резко прибавляет и сбрасывает вес, также склонны к проявлениям неловкости – дело в том, что им трудно верно оценить свои габариты.

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Вне зависимости от возраста моторные навыки можно развивать. Идеальны в этом смысле командные игровые виды спорта: они позволяют одновременно улучшить навыки обращения с предметами (мяч, шайба и т. д.), совершенствовать умение правильно двигаться и выбирать правильную позицию, выстраивать траекторию относительно противника или партнера. Кроме того, динамичная игра, требующая порой мгновенной реакции, позволяет организму успешно адаптироваться к неожиданным ситуациям.

Детские болезни
«С самого детства все вещи на мне буквально «горели» – за то время, что моя сестра снашивала одну пару обуви, у меня уходило две. А надеть новую кофточку и ничем ее не заляпать – для меня это было нереально, – рассказывает 28-летняя Виктория. – Но в годы, когда я росла, покупать новую одежду было непросто, а потому родители постоянно ругали меня за неряшливость. Мама до сих пор бурно возмущается, если видит меня в светлой одежде: она уверена, что с моей «слоновьей грацией» я не могу этого себе позволить. В ее упреках есть доля истины: я веду активный образ жизни, занимаюсь горным туризмом, но в том, что касается пятен на одежде и царапин на туфлях, я неисправима».

Чрезмерная эмоциональная реакция взрослых на детскую неловкость может стать причиной ее продолжения во взрослом возрасте. Ребенок вырастет, но образ недовольного, рассерженного родителя будет сопровождать его по жизни и провоцировать на все новые ляпы.

В некоторых случаях причиной неуклюжести становятся серьезные травмы, перенесенные в детстве. При помощи оплошностей и промахов наше тело пытается рассказать о болезненных переживаниях, которые нам пришлось испытать в прошлом. «Мне было восемь лет, когда мои родители развелись, – рассказывает 40-летний Александр. – У обоих сразу началась бурная личная жизнь, и я на долгое время оказался предоставлен самому себе: родители перекидывали меня друг другу, как мячик, и я чувствовал, что никому из них не нужен. До сих пор, приезжая в гости к отцу или матери, я начинаю обо все стукаться, спотыкаться… И только недавно понял: я веду себя как ребенок, которому нужно, чтобы на него обратили внимание!»

«Потребность во внимании у многих из нас настолько велика, что нам становится неважно, как именно его добиться, – говорит Юлия Федотова. – Можно просто закричать «Спасите-помогите!», можно «случайно» глубоко порезать палец, заставив окружающих оказывать тебе первую помощь, а можно непроизвольно уронить полную пепельницу на светлый ковер: таким образом мы бессознательно сигнализируем окружающим, что нуждаемся в их помощи». Считывая и расшифровывая эти послания, мы можем многое узнать о себе.

В отрыве от реальности
«В больнице я узнала, что у мамы плохие анализы, и мне предстояло сообщить об этом брату и отцу, – рассказывает 32-летняя Алена. – Я шла по улице, обдумывая, как бы мне все это помягче сформулировать, и вдруг буквально на ровном месте оступилась, упала и подвернула лодыжку. Когда я рассказала об этом врачу, накладывавшему мне фиксирующую повязку, он улыбнулся и сказал: «Вы так задумались, что просто забыли, как ходить по тротуару».

Быть ловким означает находиться здесь и сейчас, в контакте с собой, окружающими людьми и предметами. Порой это оказывается непросто для людей, полностью поглощенных какой-то конкретной жизненной или профессиональной задачей. Однако если для них утрата контакта с реальностью, как правило, явление временное, то для интеллектуалов и мечтателей, живущих скорее во внутреннем, чем во внешнем мире, она может стать фактором, влияющим на их жизнь. «Воображаемый мир, часто восходящий к временам детства, защищает таких людей от реальности, которую они по каким-то причинам не желают или не могут принять, – поясняет психолог Татьяна Бедник. – Если же им все-таки приходится иметь с ней дело, они стараются от нее защититься, демонстрируя неуместное поведение, в том числе проявляя непредумышленную на первый взгляд неловкость. Прекрасный пример такого рода – «человек рассеянный» из стихотворения Маршака: он с головой ушел в свою душевную и интеллектуальную жизнь, а со стороны его поведение выглядит странным и эксцентричным».

Всегда ли следует преодолевать эту отстраненность? Мы не автоматы, а жизнь не балет с заранее расписанными партиями, так что говорить о каких-то универсальных рецептах не приходится. Во многих случаях, принимая себя целиком – со своей рассеянностью и неуклюжестью, мы позволяем своей индивидуальности проявиться во всем многообразии. И в любом случае недовольство собой – не лучший помощник в неловкой ситуации: воспринимая ее с юмором, мы можем обратить досадный инцидент себе на пользу, в то время как, переживая из-за допущенного промаха, с большой вероятностью лишь усугубим произошедшее.

Кто-то бывает неловок лишь изредка, а с кем-то мелкие бытовые неприятности происходят постоянно. В зависимости от того, оступились ли мы сами или это произошло на наших глазах с кем-то другим, мы будем чувствовать неловкость или снисходительно улыбнемся, а неуклюжесть (собственную и чужую) скорее всего объясним общей усталостью. «Но в какой бы плохой физической форме мы ни находились, – говорит психолог Юлия Федотова, – подъем по лестнице или обращение со стеклянной посудой не должны представлять для нас существенных затруднений. Если же взрослый человек в обыденных ситуациях регулярно демонстрирует неуклюжесть, тому скорее всего имеется объяснение психологического характера».

Первым внимание на то, что повторяющиеся проявления неловкости могут говорить о скрытых внутренних проблемах, обратил Зигмунд Фрейд . В своей работе «Психопатология обыденной жизни» он предположил, что, спотыкаясь, роняя вещи, допуская опечатки, оговариваясь, мы бессознательно проявляем собственное нежелание совершать какие-то поступки и действия. Но это объяснение далеко не единственное.

Вопрос обучения

Неуклюжесть возникает только под взглядами окружающих – именно они указывают нам на эту особенность нашего поведения. В отсутствие замечаний людям, слывущим неловкими, едва ли представился бы шанс узнать о своем недостатке, и уж в любом случае он бы их не слишком обременял. «Родители всегда звали меня «медвежонком», – рассказывает 36-летняя Наталья. – Я вечно все роняла, на все натыкалась, все проливала… Прошлый Новый год мы праздновали с родителями мужа, и по дороге из кухни в гостиную я ухитрилась уронить блюдо с заливным, над которым моя свекровь трудилась чуть ли не сутки… Я концентрируюсь изо всех сил, стараюсь как могу. Но ничего не помогает!»

Те из нас, кто вопреки собственному желанию раз за разом воспроизводит в повседневной жизни номера из репертуара коверного в цирке, со временем начинают подозревать, что их неловкость сродни врожденному пороку. Но, как правило, причины, заставляющие нас падать на ровном месте или наступать на ноги окружающим, результат недостаточного психомоторного обучения на ранних этапах нашего развития.

О необходимости такого обучения впервые заявил русский физиолог Иван Сеченов. Он доказал, что, тренируя ловкость, координацию, силу и скорость движений, взрослые помогают ребенку развивать все сенсорные системы организма: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и вестибулярный аппарат. «С первых недель и месяцев жизни, исследуя все, что попадется ему на глаза, под руку или «на зуб», ребенок развивает психомоторику. Ползая, он учится «обтекать» предметы; в этот период формируется умение переносить центр тяжести тела и действовать инстинктивно, – поясняет семейный психотерапевт Ольга Троицкая. – Некоторые родители слишком спешат, ставя ребенка на ножки, и, если в результате он начинает рано ходить, «рваная» походка, неловкость при ходьбе могут остаться на долгие годы».

«Позже, когда ребенок начинает уверенно ходить и бегать, многие родители ограничивают пространство его первых изысканий, опасаясь, что он может причинить себе вред – ведь он еще так неуклюж, – продолжает возрастной психолог Татьяна Бедник. – Дети, которые недостаточно активно исследовали окружающий мир, не пробовали его «на глаз и на зуб», став взрослыми, испытывают трудности взаимодействия с миром реальных вещей и предметов». Кроме того, родители редко развивают двигательное восприятие и память ребенка, осваивают с ним ритм и темп движений. И этим невольно помогают сохранить естественную в детстве неуклюжесть.

Особая опасность подстерегает современных детей, увлеченных компьютером. «Моторные навыки тех, кто часами сидит перед телевизором или монитором, ловко управляясь с пультом дистанционного управления или джойстиком, ограничены сферой действия пальцев и глаз и не затрагивают тело в целом», – говорит Ольга Троицкая. Одна из важных задач современных родителей – придумывать для ребенка разные формы активности, учить его общению со своим телом, соотнесенности своих действий с пространством и прививать настойчивость в овладении новыми двигательными навыками.

Что не так?

Зрение

«Я его не заметил!» Неуклюжий человек часто винит в своих промахах плохое зрение. Но, даже полностью сосредоточившись на увиденном, он едва ли перестанет натыкаться на людей и предметы. В действительности скорее всего он страдает от недостатка кинестетической чувствительности, позволяющей соотносить свои движения с положением тела в пространстве, – именно отсюда проистекают резкость или неуверенность в движениях, часто присущие неуклюжим людям.

Равновесие

Иногда мы склонны испытывать дискомфортот нарушенного чувства равновесия, а также от функционального превосходства правой или левой половины тела. У каждого из нас доминирует одна сторона: это касается глаз, рук, ног, ушей… Некоторые школьники делают помарки в тетради не из-за невнимательности, но лишь потому, что пишут правой рукой, в то время как ведущая роль у них принадлежит левому глазу.

Вес

У неуклюжих людей, которым трудно правильно определить положение своего тела в пространстве, часто нарушено и восприятие окружающего мира: они хуже оценивают расстояние между предметами. Те, кто резко прибавляет и сбрасывает вес, также склонны к проявлениям неловкости – дело в том, что им трудно верно оценить свои габариты.

Хорошая новость

Вне зависимости от возраста моторные навыки можно развивать. Идеальны в этом смысле командные игровые виды спорта: они позволяют одновременно улучшить навыки обращения с предметами (мяч, шайба и т. д.), совершенствовать умение правильно двигаться и выбирать правильную позицию, выстраивать траекторию относительно противника или партнера. Кроме того, динамичная игра, требующая порой мгновенной реакции, позволяет организму успешно адаптироваться к неожиданным ситуациям.

Детские болезни

«С самого детства все вещи на мне буквально «горели» – за то время, что моя сестра снашивала одну пару обуви, у меня уходило две. А надеть новую кофточку и ничем ее не заляпать для меня было нереально, – рассказывает 28-летняя Виктория. – Но в годы, когда я росла, покупать новую одежду было непросто, а потому родители постоянно ругали меня за неряшливость. Мама до сих пор бурно возмущается, если видит меня в светлой одежде: она уверена, что с моей «слоновьей грацией» я не могу этого себе позволить. В ее упреках есть доля истины: я веду активный образ жизни, занимаюсь горным туризмом, но в том, что касается пятен на одежде и царапин на туфлях, я неисправима».

Чрезмерная эмоциональная реакция взрослых на детскую неловкость может стать причиной ее продолжения во взрослом возрасте. Ребенок вырастет, но образ недовольного, рассерженного родителя будет сопровождать его по жизни и провоцировать на все новые ляпы.

В некоторых случаях причиной неуклюжести становятся серьезные травмы, перенесенные в детстве. При помощи оплошностей и промахов наше тело пытается рассказать о болезненных переживаниях, которые нам пришлось испытать в прошлом. «Мне было восемь лет, когда мои родители развелись, – рассказывает 40-летний Александр. – У обоих сразу началась бурная личная жизнь, и я на долгое время оказался предоставлен самому себе: родители перекидывали меня друг другу, как мячик, и я чувствовал, что никому из них не нужен. До сих пор, приезжая в гости к отцу или матери, я начинаю обо все стукаться, спотыкаться… И только недавно понял: я веду себя как ребенок, которому нужно, чтобы на него обратили внимание!»

«Потребность во внимании у многих из нас настолько велика, что нам становится неважно, как именно его добиться, – говорит Юлия Федотова. – Можно просто закричать «Спасите-помогите!», можно «случайно» глубоко порезать палец, заставив окружающих оказывать тебе первую помощь, а можно непроизвольно уронить полную пепельницу на светлый ковер: таким образом мы бессознательно сигнализируем окружающим, что нуждаемся в их помощи». Считывая и расшифровывая эти послания, мы можем многое узнать о себе.

В отрыве от реальности

«В больнице я узнала, что у мамы плохие анализы, и мне предстояло сообщить об этом брату и отцу, – рассказывает 32-летняя Алена. – Я шла по улице, обдумывая, как бы мне все это помягче сформулировать, и вдруг буквально на ровном месте оступилась, упала и подвернула лодыжку. Когда я рассказала об этом врачу, накладывавшему мне фиксирующую повязку, он улыбнулся и сказал: «Вы так задумались, что просто забыли, как ходить по тротуару».

Об этом

  • Иван Сеченов, «Элементы Мысли», Питер, 2001.
  • «Психосоматика», Харвест, 2005.
  • Александр Лоуэн, «Психология тела», ИОИ, 2006.
  • Марк Сандомирский, «Психосоматика и телесная психотерапия», Класс, 2005.

Быть ловким означает находиться здесь и сейчас, в контакте с собой, окружающими людьми и предметами. Порой это оказывается непросто для людей, полностью поглощенных какой-то конкретной жизненной или профессиональной задачей. Однако если для них утрата контакта с реальностью, как правило, явление временное, то для интеллектуалов и мечтателей, живущих скорее во внутреннем, чем во внешнем мире, она может стать фактором, влияющим на их жизнь.

Если вы неуклюжи от природы, постоянно что-то задеваете, упускаете из рук, роняете, ваша жизнь нередко напоминает кадры из какого-нибудь комедийного фильма. Однако с собственной неуклюжестью не следует мириться, ведь существуют способы побороть ее.

Шаги

Узнайте больше о неуклюжести

    Ознакомьтесь с тем, как ваше тело координирует движения. Человеческий организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, и существует множество причин нарушения правильной координации движений. За координацию отвечают в основном четыре системы органов, и какие-либо нарушения в работе одной из них (или сразу нескольких) могут привести к неуклюжести .

    • Глаза. Через глаза поступает информация о текущем расположении тела в окружающем его пространстве.
    • Мозг и нервная система. Мозг и нервная система рассылают по всему телу инструкции о том, каким образом реагировать на полученную информацию об окружающей среде.
    • Мозжечок. Мозжечок – участок мозга, отвечающий за координацию движений и равновесие.
    • Мышцы и кости. В мышцы и кости поступают сигналы из мозга, с их помощью вы передвигаетесь.
  1. Подумайте над причинами неуклюжести. Существует огромное количество факторов, которые могут вызвать неуклюжесть, как временную, так и постоянную. Иногда неуклюжесть возникает в результате проблем со здоровьем и требует серьезного лечения, в других случаях с ней можно справиться своими силами . Среди распространенных причин неуклюжести можно назвать следующие:

    • Травмы головы
    • Чрезмерная подвижность суставов
    • Проблемы со зрением
    • Артрит
    • Некоторые медицинские препараты
    • Употребление алкоголя или наркотиков
    • Стресс и усталость
    • Слабость или атрофирование мышц
  2. Оцените степень своей невезучести. Причины хронической неуклюжести слабо изучены, но судя по некоторым исследованиям, люди, с которыми часто случаются происшествия из-за их неуклюжести, нередко испытывают “когнитивные отказы”, или моменты пониженной внимательности . Количественно оценить степень своей неуклюжести можно с помощью "опросника по когнитивным отказам", разработанного психологом-экспериментатором Дональдом Бродбентом . Ниже приведены некоторые вопросы из этой анкеты; чем чаще вы отвечаете "да", тем сильнее вы склонны к "когнитивным отказам".

    • “Часто ли вы не замечаете дорожные указатели?”
    • “Путаете ли вы правую и левую стороны при определении направления?”
    • “Сталкиваетесь ли вы с прохожими?”
    • “Бывает ли, что вы забываете нужный поворот на дороге, которую хорошо знаете, но редко ею пользуетесь?”
    • “Часто ли вы забываете, куда положили что-либо, например, газету или книгу?”
    • “Часто ли бывает, что вы никак не можете отыскать в супермаркете нужный вам товар, хотя он точно там есть?”
    • “Роняете ли вы вещи?”
    • “Часто ли случается так, что вы выбрасываете нужную вещь вместо ненужной: например, выбрасываете спичечный коробок вместо только что использованной потухшей спички?”
  3. Не волнуйтесь. Вы становитесь более рассеянным, когда испытываете тревогу или волнение, при этом возрастает вероятность всяческих происшествий. Предпримите меры, снижающие вероятность неожиданных происшествий в вашей повседневной жизни, и ваша неуклюжесть пройдет .

  4. Не занимайтесь самокопанием. Неуклюжесть может вызвать ощущение неловкости и вины, в результате вы станете волноваться, что приведет к еще более неуклюжему поведению. Помните, что никто не застрахован от ошибок, и даже постоянное неуклюжее поведение отнюдь не означает, что вы полный неудачник .

    • Если вы споткнулись или поскользнулись, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это поможет вам успокоиться и вернуть самообладание, а также избежать зацикливания на неудачах и самобичевания.

О таких людях говорят, что у них руки-крюки. Их боязно приглашать домой: вдруг разобьют или уронят что-нибудь ценное? Отправляясь вместе с ними в кафе, вы стараетесь сесть подальше, чтобы на вас не пролили соус или чай. В чем причина такого поведения? Это плохая координация или психологические проблемы? Специалисты говорят, что дело в психологии.

Психологи уверены: за постоянными неловкостями стоят психологические причины. Можно один раз опрокинуть или разбить что-то без всякой задней мысли, говорят специалисты. Но когда сложные отношения с пространством и вещами становятся регулярными – это уже повод задуматься. И в самом деле, странно. Если вы не страдаете двигательными расстройствами или заболеваниями нервной системы, плохая координация может проявляться разве что во время занятий спортом, на танцах, при попытке выполнить какой-нибудь гимнастический трюк. Но вряд ли способна помешать простейшим бытовым действиям: донести ложку до рта или себя – до дивана.

Больше внимания

Одна из распространенных причин плохой координации – подсознательное желание привлечь к себе внимание. Человек, постоянно что-то опрокидывающий, проливающий и роняющий, не замеченным не останется. На него будут сердиться, или смеяться над ним, или испытывать за него неловкость – но уж точно запомнят. Такая форма поведения может закрепляться с детства: если родители чаще замечали ребенка, когда он что-то разбивал или ломал, чем в те моменты, когда он приносил из детского садика поделку или нарисовал картинку. В сознании подрастающего человека формулируется внутренний посыл: «Тебя замечают, когда ты неуклюж, а не когда ты успешен».

Что же делать в таком случае самим «слонам»? Прежде всего, говорят психологи, сделать небольшую паузу и попытаться понять, что вы испытывали перед тем, когда, например, уронили вазу? Вам не хватало внимания, хотелось поддержать разговор, а может, рассказать о недавно завершенном на работе проекте? Попытайтесь следовать этим желаниям – привлекать к себе внимание подобными способами гораздо приятнее. Окружающим же рекомендуют меньше обращать внимания на неловкости человека – руки-крюки, зато поощрять его рассказы о собственных достижениях и просто попытки поддержать общий разговор.

Стеснение

Чувствовать скованность под чьим-то пристальным взглядом – такое знакомо каждому. Собеседование, первое свидание, огромный танцпол или вечеринка, на которой мы никого не знаем – в такой обстановке редко кто способен чувствовать себя комфортно. Отсюда зажатость и неловкие движения, слишком суетливые или, напротив, замедленные. В этой ситуации неловкость говорит о том, что мы еще не разобрались, как вести себя во «враждебном окружении», а нервная система посылает телу противоречивые сигналы. Чтобы не ронять стулья во время собеседования и не наступать на ноги партнерам по танцам, стоит постараться обрести почву под ногами. Например, оценить, каков характер потенциального начальника, найти на вечеринке группу доброжелательно настроенных (или таких же напуганных, как вы) людей и присоединиться к ним. Телесная неловкость пройдет сразу же, как только наступит психологический комфорт.

Из подсознания…

Ошибки по Фрейду – термин, известный любому психологу. Речь идет о якобы непреднамеренных ошибочных действиях: оговорках, очитках, забывчивости или неловкости, – сквозь которые «прорывается» наше подсознание. Ошибки по Фрейду делает и наше тело. Случайно разбитая чашка может оказаться подарком подруги, с которой мы вчера поссорились, или приобретением свекрови, отношения с которой как-то не складываются…

Внимательным стоит быть и к мелким бытовым травмам: ушибам, порезам, ожогам. Некоторые психологи считают их посланиями, которые подсознание отчаялось донести до нас иным способом. Порезы и ушибы – своеобразный способ самонаказания. Мы думаем, что совершили нечто плохое, за что себя калечим. К примеру, уставшая после работы жена огрызается на мужа, а спустя минуту «неожиданно» ударяется о стул или дверной косяк. Или ребенок из соседней комнаты зовет маму, которая разбирает бумаги на рабочем столе. Та делает вид, что не слышит, но тут же царапается скрепкой или прищемляет палец степлером.

Ожоги часто выражают скрытый гнев, который, не находя выхода, направляется на нас самих же. Если вы обожглись, пока готовили ужин после тяжелого рабочего дня, стоит задуматься: а действительно ли вы хотели его готовить? Частая картина: после неприятного разговора – допустим, с мамой по телефону – мы отправляемся на кухню сделать себе бутерброд или порезать салат, и… режем руку. Поможет здесь только своевременное осознание своих чувств: «Я злюсь на маму, потому что она снова позволила себе бестактный комментарий», «Сержусь на мужа – мог бы хоть раз приготовить ужин, когда я задерживаюсь на работе», «Чувствую себя виноватой, что не могла подойти к ребенку в ту же секунду».

Общие рекомендации для «слонов в посудной лавке» – внимательнее относится к своим переживаниям и по возможности наладить контакт с собственным телом. Сделать это можно при помощи любой приятной физической активности. Хорошо подходит йога, тай-цзы, плавание – любой вид спорта, предполагающий неспешные вдумчивые движения.