Краткое содержание кукушка бунин брифли. Сочинение кукушка бунин

И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.

Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.

Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.

Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу".

Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персо нажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет - свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества.

Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.

  • Что мы узнаем о судьбе героя?
  • Как писатель относится к Кукушке?
  • Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не „хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
  • Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взя ты в тексте в кавычки?

Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

  • Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

  • Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

  • В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

  • Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

  • Какова судьба волчат?

Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in". Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".

Урок 2 . Художественная идея стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер..."

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." на странице 73 в учебнике.

Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода".

  • Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.

Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла "Времена года" "Подснежник. Апрель".

  • Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.

Ответ оставил Гость

Отставной солдат не зря прозван «Кукушкой» - у него нет ни дома, ни какой-либо родни. После долгих лет бесконечных хождений с протянутой рукой, наконец, ему в эту руку положили не камень, а хлеб: он получил место лесного сторожа. Барин обеспечил его едой и позволил жить в лесной сторожке.

Да только не заладилась его служба. Придя к барину за деньгами, Кукушка, сам пораженный страшным несоответствием своей жалкой фигуры в барских покоях, выслушал обвинение в порубке трех дубков. Оправданий барин слушать не стал.

Бедный старик, испуганный перспективой лишиться жилья, которого у него не было много лет, решил перехитрить судьбу. Понадеялся незадачливый сторож ублажить барина тем, что поймает волчат для барчуков, чтобы переменил барин решение прогнать его, Кукушку, с места.

Пока он ловил волчат, снова срубили деревья и приказчик немедленно доложил барину.

Кукушка не знал, что решение принято: «В детство впал старик. Только до лета и держу…».

Бедный приемыш, в детстве - подпасок, позже – пастух, он был отдан в солдаты. Вернувшись, пытался устроиться на работу: в будочники на чугунку, в конюхи, в работники, но нигде не удерживался. Считался он настолько непутевым, совершенно непригодным ни к службе, ни к работе, что в адрес его постоянно звучали унизительные клички: «неудельный», «лодырь», «с дурью». Клички были заслуженные: он и правда не был особо умен, ибо рос сиротой и никто его никогда ничему не учил. Слыша такое мнение о себе, он, конечно, и сам, стал считать себя таким, каким его видели люди - «неудельным», и смирился с роком.

Ему не доверяли ничего серьезного, а чем незначительнее работа, тем меньше плата. Начал Кукушка побираться. Годы шли, стал он дряхлеть, но старался не думать «долго и серьезно» о своей судьбе. Вот повезло пожить в караулке – он был счастлив. Хотя и понимал, что это счастье его кратковременно.

Бедный старик надеялся, что если он скажется больным, ему простят порубку деревьев. Не простили.

Опять стал Кукушка бездомным и пошел к барскому дому просить подаяния.

Барчуки рассказали ему, что один из волчат подох, а второй тоскует и даже мяса не ест. Кукушка равнодушно подтвердил, что и волчонку, и ему, Кукушке, зимы не пережить. «Ведь я, барчук, тоже вроде волчонка», у которого нет своего гнезда, и прозвище Кукушка вполне справедливо. Он сам считает своей житье звериным. И уверен: «Беспременно я нынешней зимой замерзну». И все-таки вырывается у него затаенная обида: « А за что? ...мы ведь тоже хрещеные люди. ...мне-то за что ж пропадать?»

Не удалось барчукам уговорить отца оставить нищего старика пожить при барском доме, зато барин расщедрился аж на три рубашки. Кукушка был очень доволен, что будет ему белая рубашка погребальным саваном.

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)

Цель :

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Результаты урока:

Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.

Оборудование: учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Структура урока

1. Индукция.

2.Самоконструкция.

3. Социоконструкция.

4.Социализация.

5. Афиширование.

6. Разрыв.

7. Рефлексия.

Работа во время мастерской ведется в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Индукция .

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).

Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными). Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

II. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут)

III. Социоконструкция.

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Группам раздаются вопросы.

1 группа . Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14). (слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).

Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет - свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества.

2 группа . Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). (Слайд 5).

Сообщение учащегося.

«Мужичок из робких» - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14). (Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

3 группа . Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

4 группа . Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14). (Слайд 6).

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V. Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои). (Слайд 7).

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8).

Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

VI. Разрыв. (5 минут)

Обсудите в группах вопросы:

Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«- Зимой нашему брату плохо.

Какому брату?

Волчиному»?

Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

Объясните смысл названия рассказа.

Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?».

Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?


В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак. Старик должен был следить, чтобы никто без разрешения не рубил деревья в помещичьем лесу. Кукушкой его прозвали за то, что с детских лет он ютился по чужим углам, и не было у него ни родных, ни близких.

Рано утром Кукушка делал обход барского леса, а потом возвращался в тёплую избушку. Он привык жить один и редко нуждался в человеческом общении. Лёжа на печи, старый солдат иногда вспоминал своё одинокое существование, когда он мальчишкой пас чужой скот, юношей работал пастухом. Потом его забрали в солдаты, так как жалеть его было некому. После многолетней службы Кукушка вернулся в свою деревню и даже женился. Но его семейная жизнь не продлилась и года. Жене не нравились его лень, раздражительность, непостоянство, любовь к спиртному. И на любой работе Кукушка никогда не задерживался долго. Поэтому все часто называли его бездельником, живущим одним днём.

Хотя избушка была очень старой и ветхой, старый солдат был рад хоть такой крыше над головой, ведь последние годы ему не раз приходилось ночевать под открытым небом, просить подаяния на ярмарках. Во время посещения барского имения Кукушка пообещал сыновьям помещика – Коле и Мите, весной принести им волчат. Мальчики с интересом слушали его рассказы о лесных обитателях, о жизни в старой избушке, не забыли спросить и о его любимых собаках.

Весной недалеко от избушки Кукушка заметил волчицу. Старый солдат долго бродил по округе, пока нашёл её логово и забрал из него двух маленьких волчат. На следующий день он отнёс их в имение и отдал мальчикам. Волчат посадили в глубокую яму. Даже помещик пришёл на них посмотреть. Пока Кукушка ходил в деревню, в лесу было срублено несколько деревьев. Встретивший его по дороге приказчик ударил старика, чем очень обидел и испугал его. Помещик тоже рассердился и решил заменить лесного сторожа. Старому солдату разрешили жить в сторожке, пока хозяин леса подыскивал подходящую кандидатуру на его место. Когда появился новый работник, Кукушка не смог найти с ним общий язык. Они поссорились из-за собаки, которая чем-то не угодила новому хозяину избушки. Старик взял с собой любимого пса и отправился бродить по соседним деревням, несмотря на то, что помещик разрешил ему остаться в лесной избушке.

В конце лета старый солдат решил проведать своих маленьких приятелей и их волчат. Но оказалось, что из двух малышей остался в живых только один. Кукушке стало жаль волчонка, такого запуганного и худого, и он предложил мальчикам отпустить его в лес. Когда волчонок скрылся в густом кустарнике, старик попрощался с мальчиками, но ребята задержали его. Они долго расспрашивали его о местах, в которых он побывал, выпросили у отца несколько его старых, но чистых рубашек и немного еды и денег. Кукушка был рад барскому подарку, так как его прежняя рубаха совсем износилась. Особенно старик остался доволен белой рубашкой, которую решил поберечь для своих похорон.

Зимой старого солдата нашли мёртвым недалеко от леса, видно Кукушка по старой памяти решил вернуться в лесную избушку, но не смог до неё добраться.

Рассказ учит внимательно относиться к окружающим людям, умению понимать и сочувствовать им.

Картинка или рисунок Кукушка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Поколение П (Generation «П») Пелевин

    Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский

  • Краткое содержание Бианки Первая охота

    Надоело щенку гонять кур по двору, вот и пошел он охоту ловить диких птиц и зверей. Думает щенок, что сейчас поймает кого то и домой пойдет. По пути его увидели жуки, насекомые, кузнечики, удод, ящерица, вертишейка, выпь

  • Краткое содержание Морской волк Джек Лондон

    Известный литературный критик попадает в кораблекрушение. Капитан шхуны «Призрак» подбирает Хэмфри Ван-Вейдена из воды и спасает его. Капитана прозвали Волком Ларсеном за его силу и жестокость

  • Краткое содержание Алиса в Зазеркалье Кэрролла

    Роман Льюис Керролл «Алиса в зазеркалье», сплошь наполнен всевозможными головоломками, фантазийными образами, стоит подметить как прекрасно автор управляется воображаемыми героями

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

Иван Алексеевич Бунин был мастером психологических портретов в своих произведениях. Его интересовало мироощущение различных слоев общества: от крестьян до помещиков. По большей части его взгляд был направлен не столько на их быт, сколько на внутренний мир человека и его эмоции. Полученными результатами своих наблюдений он щедро делится с читателями. Одним из ярких примеров описания внутреннего мира крестьянина является рассказ «Кукушка».

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.

Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Жанр и направление

Жанр произведения - рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.

В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.

Смысл названия

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка - единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Конфликт

Конфликт заключается в том, что никчемность Кукушки признается даже самим автором. Он настолько жалок, что Бунин все-таки дает ему последний шанс на относительно достойную жизнь. Он дарит ему возможность зарабатывать и жить в какой-никакой избушке, жить в тепле и элементарно быть сытым. Но все мы понимаем, что природу человека изменить невозможно. Чуда не произошло и с Кукушкой. По воле судьбы в считанные месяцы он снова становится бескровным, одиноким бродягой, таким, каким был в начале произведения.

Очевидно, что в этом рассказе Бунин хотел сделать акцент на том, что человек не изменится до тех пор, пока сам этого не захочет. А Кукушка — яркий пример того, кто не захотел. Хотя он имел все шансы, например, не только на достойную жизнь, но и на человеческую кончину, а не просто «на лугу около леса замерзшим». Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть конфликта находится внутри самого героя.

Главные герои и их характеристика

Главным героем рассказа является отставной солдат Кукушка. Автор описывает его как уравновешенного, достаточно повидавшего на свете и смирившегося со своей участью, человека. А, скорее, даже никогда о ней и не задумывавшегося. Он живет как по наитию, не прилагая особенных усилий, чтобы иметь свой кров или семью. Он был приемышем, за это, собственно, его и прозвали Кукушкой. Оттого, что он вырос без материнской ласки, он не питал нежных чувств к всему окружающему, поэтому с такой легкостью со многим расставался. С женой прожил буквально полгода, со всех работ его моментально увольняли. Но он не расстраивался, а принимал это как должное, не пытаясь изменить ход судьбы. Так бесплодно и жалко протекала жизнь главного героя. Образ Кукушки – разновидность лишнего человека, который даже и не хочет найти себе места. Он, в отличие от других портретов в галерее лишних людей, равнодушен к поискам себя.

Образы персонажей автор подробно не описывает. Но известно, что все были легки на расправу с «дурачком» Кукушкой: и приказчик, и барин, и предыдущие работодатели. Никто не оставлял ему шанса, а он его и не просил. Единственными, у кого он вызвал сочувствие, оказались «барчуки», сыновья барина. Возможно, из-за отсутствия большого опыта в плане межличностных отношений, Кукушка легко нашел общий язык с детьми, с Митей и Колей. И, есть вероятность, что они были его светом в конце тоннеля, потому что, как только он попытался с кем-то пообщаться, сразу появился и четвертак, и три рубахи. Но судьба, в лице барина, не позволила ему остаться среди людей, поэтому он вынужден был скитаться дальше с протянутой рукой.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя. Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий. Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

Темы и проблемы

  1. Социальная проблематика: бедность, тяжкий труд, неравенство . В произведениях Бунина мы можем проследить большое количество тем и проблем. Прежде всего, автор писал о том, что волновало его самого, о чем он неустанно размышлял и упоминал в дневниковых записях. Одна из самых важных и болезненных тем - жизнь простого русского человека, та доля, которая выпадает на его судьбу, и которую он вынужден нести, как тяжкий крест. Нищета, постоянные лишения - все это мы можем прочесть в «Кукушке» и многих других произведениях автора.
  2. Проблема одиночества . С темой тяжелой крестьянской судьбы тесно связан мотив одиночества. Бунин показывает, что порой человек и сам может стремиться к тому, чтобы жить в постоянном уединении, и тонко указывает на причины такого поведения.
  3. Нравственная проблематика : равнодушие общества к человеку . Это все дополняется неизменными размышлениями о жизни и смерти и судьбе обездоленного человека, его месте в этом мире, который наполнен злом и пороками.

Идея

Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти жизненные ценности помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.

Отношение Бунина к Кукушке – это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

И вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»), была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму?

Художественные средства

В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует звукопись и изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Если он говорит о доме, то описывает каждую деталь, чтобы дать понять, как все это ново для Кукушки. А если вещь в новинку, то все ее свойства для человека наиболее ярко выражены, нежели когда мы к ней привыкнем.

Также Бунин прибегает к использованию большого количества эпитетов (бедная (местность), голые и глухие (луга)) и метафор (изба… была озарена яркой пастью печки).

Чему учит?

Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.

А главное, чему учит рассказ «Кукушка» - чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!