Культура Индии XVI-XVII вв

В начале XVI в. территория Индии была разделена на владения многочисленных мусульманских и индусских династий. Некоторые из них охватывали обширные земли и играли роль региональных лидеров (Делийский султанат, Гуджарат, Голконда, Биджапур, Виджаянагар), другие же были расположены в периферийных районах субконтинента и мало влияли на «большую политику» (Ассам, Хандеш, Малва, Бенгалия, Орисса, Синд и другие).

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ

Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы государства и попытался приструнить афганскую вольницу, считавшую султана «первым среди равных». Начались уже позабытые к тому времени проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. Но Сикандар проявил себя и как ревностный, фанатичный мусульманин. Во время его правления вновь стали разрушать индусские храмы. Индусам было запрещено совершать религиозные омовения в Джамне, цирюльникам - брить индусских паломников. Рассказывают, что некий брахман был убит только за то, что в присутствии мусульман заявил, что его религия не хуже ислама. Сын Сикандара Ибрахим Лоди (1517–1526) попытался продолжить политику отца по укреплению власти, но его жестокость вызвала ряд восстаний. Правитель раджпутского княжества Мевар рана Санга (1509–1528, клан Сесодия) благодаря успешным действиям против Ибрахима Лоди значительно расширил свои владения за счет земель Делийского султаната. Жесткая внутренняя политика и военные неудачи султана привели к тому, что часть афганской знати пригласила вторгнуться в Индию правителя Кабула Захир-ад-дина Бабура. В 1526 г. Делийский султанат был уничтожен, и на Севере Индии возникла Могольская империя.

Расположенный юго-западнее Гуджаратский султанат достиг наибольшего могущества при Абу-л Фатх Махмуде, более известным под прозвищем (точное значение которого неизвестно) Махмуд Бегара (1458–1511). Он провел достаточно успешные реформы, пытался упорядочить управление, стремился развивать сельское хозяйство, ремесла, всячески поощрял торговлю. При нем Гуджарат превратился в процветающий край, «мастерскую Индии» и один из главных центров внешней торговли. Впрочем, именно это привлекло сюда европейцев, которые стали основывать фактории на побережье Гуджарата. Султаны Гуджарата постоянно враждовали с восточными соседями - султанатами Хандеш (между реками Нарбада и Тапти) и Малва. Успеху Гуджарата в противостоянии с Малвой способствовала внутриполитическая борьба в княжестве, в котором большую роль играли индусы, занимая ряд ключевых постов в управлении. Это вызвало соперничество с мусульманской знатью, не желающей терять политическое влияние. Кажущаяся победа индусской группировки, монополизировавшей государственное управление при султане-мусульманине, привела к оттоку мусульман из Малвы, ее ослаблению и захвату Гуджаратом в 1531 г. Тем не менее в течение XVI в. сам гуджаратский султанат постепенно слабел. Это позволило португальцам закрепиться во многих портах Гуджарата, а затем облегчило Моголам его завоевание и включение в свою империю в 1573 г.

СУЛТАНАТЫ ДЕКАНА

В центральной части Индии на смену распавшемуся в конце XV в. государству Бахманидов пришел целый ряд султанатов (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар), активно боровшихся друг с другом, Ориссой и расположенной южнее империей Виджаянагар. Наиболее сильными из них были Биджапур в Западном Декане и Голконда в Восточном Декане. Династии Адил-шахи в Биджапуре и Кутб-шахи в Голконде были шиитскими. Это усиливало отчуждение между ними и североиндийскими государствами, в которых основная масса мусульман принадлежала к суннитам. Деканские государства, особенно Биджапур, имели тесные отношения с шиитским Ираном. Оттуда поступали новые кадры военных, а также кони, являвшиеся в то время важным стратегическим товаром. Основную массу населения деканских султанатов продолжали составлять представители различных индусских этносов. В XVI в. на территории Голконды шел процесс культурного становления народа андхра (телугу), на территории Биджапура - маратхов.

Основатель Биджапура был женат на маратхской женщине, и она стала матерью его наследника. Индусы назначались на высокие посты в администрации. Языком официальной документации был маратхи. Привлечение маратхских территориальных вождей с их отрядами в армию султана позволяло значительно усилить ее мощь. Правда, это же обстоятельство впоследствии оказалось гибельным для государства. Усилившись, маратхские вожди повели борьбу за независимость и ослабили султанат перед лицом могольского натиска.

В Голконде индусы также играли важную роль в государстве. Ибрахим Кутб-шах (1550–1580) был женат на представительнице «телугу». Он поддерживал телужскую культуру: покровительствовал брахманам и храмам, поощрял развитие языка телугу, при его дворе творили поэты, ставшие основателями телужской литературы. Религиозные праздники обеих конфессий проводились совместно. Архитектурный стиль построек в городах того времени несет явные следы индусского влияния. Тем не менее сохранились сведения о разрушении храмов и насильственном обращении в ислам.

«АЛМАЗЫ ГОЛКОНДЫ»

Столетиями Индия славилась своими драгоценными камнями, особенно алмазами. Привлеченные рассказами о сказочных богатствах Индии, многие купцы отправлялись туда за драгоценностями. До эпохи Великих географических открытий алмазы попадали в Европу по части Шелкового пути, проходившей через Персию. Но после того как португальцы обосновались в Гоа, драгоценные камни стали экспортировать по морю в Лиссабон, а оттуда в Антверпен, где располагалась в то время главная алмазная биржа. Одно из месторождений алмазов было расположено на территории Голконды и в течение нескольких веков приносило значительный доход правителям этого государства. Богатые купцы брали на откуп алмазоносные участки и разрабатывали их при помощи наемных землекопов, отдавая губернаторам часть найденных камней. Французский путешественник Жан-Батист Тавернье (1605–1689), сам являвшийся ювелиром и несколько раз ездивший в Индию, чтобы приобрести там драгоценные камни, особое внимание в записях о своих поездках (1676) уделил рассказу об алмазных копях, различных способах обработки камней и системе торговли драгоценными камнями, оставив целый ряд интересных зарисовок.

Благодаря приморскому положению Голконда и Биджапур вели активную внешнюю торговлю. Торговые пошлины составляли важную часть государственных доходов. В 1510 г. португальцы захватили порт Гоа и прилегающие территории. В 1570 г. Али Адил-шах попытался вытеснить португальцев из Гоа, но потерпел поражение. Однако к концу XVI в. отношения Биджапура с португальцами стабилизировались. После утраты Гоа у Биджапура оставалось несколько важных портов, в том числе Чаул и Дабхол, что позволило султанату сохранить доходы от внешней торговли.

ВИДЖАЯНАГАР

К югу от деканских султанатов в начале XVI в. продолжала процветать империя Виджаянагар. С 1505 г. начинается правление новой династии, второй правитель которой Кришнадеварайя (1509–1529) снова превратил Виджаянагар в могущественное государство. Он огнем и мечом подчинил своевольных вассалов, максимально раздвинул границы империи (на севере - до р. Кришна), активно вмешивался в распри деканских султанов. Его двор стал центром наук и искусств. От его времени осталось много монументальных и красивых построек, в первую очередь в столице империи - городе Виджаянагар (совр. Хампи). Союз Виджаянагара с португальцами давал Кришнадеварайе значительные торговые и политические выгоды. Португальцы продавали лошадей для кавалерии ему, а не в Биджапур и Голконду.

Статуя Лакшми Нарасимхи. Город Виджаянагар. Индия

Но Виджаянагар не превратился в централизованное государство с разветвленным административным аппаратом. Над империей висела постоянная угроза распада. Правитель должен был поддерживать свой престиж, лично напоминая вассалам об их зависимости. В поэме «Райявачакам», предположительно отражающей реалии времени Кришнадеварайи, первый министр советует государю: «Ничего нельзя узнать, если находиться в одном месте. Необходимо… чтобы люди… знали, что Ваше Величество поддерживает свою славу, объезжая царство по всем направлениям в сопровождении армии… с тем чтобы внушать страх в сердца врагов и подчиненных владык».

Империя состояла из 10 провинций, во главе которых стояли военачальники (данданаяки). Земли раздавались наякам в омарам («кормление»). Это было условное, но довольно постоянное владение. Не имея формального права наследования, наяки нередко передавали амарам сыновьям. Наяк был обязан заботиться о развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли в пределах имения, поддерживать порядок, содержать воинский контингент, отдавать в казну примерно 1/3 налоговых поступлений. Наяки завладели реальной властью на местах, подчинив себе и, видимо, распустив окружные общинные собрания. Со временем наяки становились более самостоятельными.

Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры в Тамилнаду и Керале.

Правители Виджаянагара были известны своей религиозной терпимостью. Дуарте Барбоза, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимым специально отметить эту особенность жизни в Виджаянагаре: «Король допускает такую свободу, что каждый может жить по своей вере без всяких неприятностей и без вопросов о том, христианин ли он, или иудей, или мусульманин, или язычник. Равенство и справедливость соблюдаются всеми». Показателем терпимости служит, в частности, то, что армии противостоящих друг другу Деканских султанатов и Виджаянагара не были конфессионально однородными. В Виджаянагаре служило много мусульман. А мусульманским правителям помогали индусские князья, правившие в Ориссе и в Андхре. Впервые война против Виджаянагара была объявлена религиозной (джихадом) лишь в 1502 г., т. е. спустя полтора столетия после начала этих войн.

После смерти Кришнадеварайи титул императора перешел к его брату Ачьютарайе, а фактическая власть к Рамарадже из рода Аравиду. Рамараджа казался еще более могущественным правителем, чем все предыдущие. Он сажал на престол шахов Бидара, с выгодой для себя вмешивался в споры между деканскими султанатами. Но эта политика привела к неожиданному результату: Биджапур, Бидар, Берар и Голконда объединили свои войска и 23 января 1565 г. в битве при Таликоте (которую называют также битвой на Кришне) нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Рамараджа пал в битве. Его брат Тирумала бежал в Виджаянагар, забрал собранную поколениями виджаянагарских правителей казну (для перевозки которой потребовалось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Он стал основателем последней династии Виджаянагара - Аравиду. В ходе наступления мусульмане разграбили и разрушили значительную часть города Виджаянагара, но затем покинули его. Тирумала вновь занял город, но не стал его восстанавливать. Столица была перенесена в Пенугонду, затем еще южнее - в Чандрагири. Тем не менее Виджаянагар все еще сохранял важные позиции в южной части Индии. При Венкате II (1586–1614) империя охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом началась междоусобица, в результате которой правители некогда блестящего государства стали марионетками в политической игре княжеств, возникших на его обломках. Последние императоры Виджаянагара практически не имели своих владений и жили, переезжая от одного формального вассала к другому.

ЗАХИР-АД-ДИН МУХАММАД БАБУР И ЕГО ЗАВОЕВАНИЯ

Бабур (1483–1530) принадлежал к династии Тимуридов, а мать его происходила из рода Чингисхана. Унаследовав трон в Бухаре в 11 лет, он в скором времени вступил в борьбу за Самарканд, который считался столицей Тимуридов. В 15 лет он сумел захватить столицу, однако не смог ее удержать. В Среднюю Азию в это время вторглось племя узбеков во главе с Шейбани-ханом, которые после многолетних войн уничтожили остатки Тимуридской империи. Бабур отступил в Афганистан и обосновался в Кабуле (1504). Он сумел сплотить вокруг себя афганские (пуштунские) племена. Когда борьба за Среднюю Азию была окончательно проиграна, он стал планировать поход в Индию. Этому способствовало обращение за помощью к Бабуру вассалов Ибрахима Лоди, восстановившего против себя афганскую знать. Бабур хорошо подготовился к походу, создал из пуштунов и тюрок мобильную армию, снабженную значительной артиллерией, и весной 1526 г. вторгся в Панджаб (Пенджаб), а затем пошел на Дели. На равнине неподалеку от города Панипат 21 апреля 1526 г. между армиями Бабура и султана Ибрахима Лоди произошла решающая битва.

Султанская армия была полностью разбита, и Бабур занял столицу. Но ослаблением Делийского султаната спешили воспользоваться и другие индийские государства. Бабуру удалось разгромить самого сильного из тогдашних индусских правителей на Севере рану Сангу, правившего в Меваре. После этого Бабур смог короноваться в Дели как шахиншах Индии. Он стал основателем династии, которая в европейской литературе получила название Великих Моголов. В 1529 г. Бабур разбил объединенные войска афганцев и султана Бенгалии и стал неоспоримым господином Северной Индии. Но в 1530 г. он умер, не успев завершить завоевания и создать собственную систему управления. Сын Бабура Хумаюн первоначально справлялся с трудностями, связанными с утверждением власти новой династии: он подавил несколько восстаний, разбил султана Гуджарата. Возможно, ему удалось бы удержать ситуацию под контролем, если бы не появился амбициозный враг в лице Фарида, вассала (джагирдара) в Бихаре.

ПРАВЛЕНИЕ ШЕР-ШАХА

Фарид принадлежал к патанскому (пуштунскому) роду Сур. В 1533 г. он принял титул Шер-хан и стал расширять свои владения за счет других джагирдаров и султана Бенгалии. Затем Шер-хан выступил и против Хумаюна. В результате долгой войны ему в 1549 г. удалось одолеть падишаха. Хумаюн бежал в Персию. Шер-хан короновался под именем Шер-шаха.

Шер-шах провел свое недолгое правление в походах. Он овладел всей Северной Индией, подчинив даже княжества Раджпутаны. Впервые мусульманский правитель Дели был признан сюзереном раджастханских княжеств. Однако Шер-шах не стал присоединять их к своим владениям, ограничившись размещением гарнизонов в Аджмере, Джодхпуре, Абу и Читоре. В 1545 г. Шер-шах случайно погиб при осаде крепости от взрыва своей же пушки. Шахом стал его сын, затем внук. Последний был убит своим дядей, вторым сыном Шер-шаха. Распри в семье Суров ослабили их власть, и это позволило Хумаюну вернуться. В 1555 г. он вошел в Дели и восстановил власть Моголов. Однако через год умер. Будущность империи оставалась под вопросом.

Шер-шах остался в памяти потомков не только благодаря головокружительной карьере и ярким победам. Он успел провести ряд реформ, впервые ввел в Северной Индии регулярное административное деление. Основой его стала паргана - небольшой округ, по сути, территория крупной общины. Во главе парганы стояли три чиновника - амин, шикдар и казначей, а также два писца, один из которых вел документацию на хинди, а другой - на персидском. (Персидский язык был в то время официальным придворным и литературным языком, языком культуры по всему Среднему Востоку. Таким он стал и в Индии после ее мусульманского завоевания, несмотря на то что родным языком большинства пришлых мусульман был тюркский.) Парганы объединялись в более крупные округа (саркары) во главе с военным администратором (шикдар-и-шикдаран) и гражданским чиновником (мунсиф-и-мунсифан). Саркары объединялись в провинции (суба).

Шер-шах сократил выдачу джагиров (земельных владений военачальникам) и вакфов (дарений духовным лицам). Он стремился сосредоточить сбор налогов в руках правительства и упорядочить их сбор. Был проведен кадастр земель - каждый участок должен был быть измерен и его продуктивность определена. Правительству полагалась треть урожая, которая должна была уплачиваться по выбору налогоплательщика либо в натуре, либо в деньгах. Налогоплательщик должен был подписать документ (кабулият), в котором указывались все его налоговые обязательства, и в свою очередь получить от чиновника документ на право владения (патта). Насколько эти реформы действительно были проведены в жизнь, сказать трудно, но они продолжились позже, в правление Акбара.

Была упорядочена монетная система. Серебряная рупия Шер-шаха стала на несколько веков основной монетой Индии. Много внимания уделялось развитию путей сообщения и торговли. Ликвидировались некоторые пошлины. Основные экономические центры были связаны дорогами. Вдоль них соорудили 1700 караван-сараев. Вооруженные посты (дак-чауки) на дорогах должны были охранять проезжающих от нападения грабителей. Особенно важное значение имела «шахская дорога», связавшая Бенгалию с Панджабом.

Шер-шах стал предтечей Акбара еще в одном отношении: он начал проводить политику религиозной терпимости и широко привлекать индусов на службу. Можно сказать, что именно Шер-шах заложил основы централизованной державы, которая затем просуществовала полтора столетия.

ПРАВЛЕНИЕ АКБАРА

Когда умер Хумаюн, его сыну Джалал-ад-дину Акбару было 14 лет, и он исполнял обязанности губернатора в Панджабе. До 20 лет Акбар не правил самостоятельно: значительное влияние на него оказывали Байрам-хан, энергичный и умный военачальник и администратор, который помог Акбару удержать власть, а затем его мать и жены.

Акбару удалось значительно расширить территорию империи. В 1560–1561 гг. была присоединена Малва. С 1562 г. княжество Джайпур становится одним из наиболее верных союзников Моголов в Раджпутане. Но княжество Мевар (Удайпур) оказало Акбару упорное сопротивление. В 1567–1569 гг. он осадил и взял две важнейшие крепости этого княжества - Читор (Читоргарх) и Рантхамбхор. После этой кровопролитной войны Акбару удалось установить нормальные, дружеские отношения с большинством раджпутских князей, ставших верной опорой его режима. Этому способствовала религиозная политика Акбара, направленная на консолидацию всех конфессий. Однако Мевар так и не был покорен. Рана (князь) Мевара Пратап Сингх (1572–1597) продолжал партизанскую войну до своей смерти. Только его сын Амар Сингх подчинился в 1614 г. следующему падишаху Джахангиру.

В 1572–1573 гг. к империи был присоединен Гуджарат, в 1574–1576 - Бенгалия. В 1581–1585 гг. шла война со сводным братом Акбара Мухаммадом Хакимом, который отделился в Кабуле. Афганистан был присоединен, правда северная его часть (Бадахшан) уступлена узбекскому правителю Абдулле-хану. В 80-90-е годы XVI в. Акбар присоединил Кашмир, Синд, Хандеш (который, правда, пришлось снова завоевывать в 1599–1601 гг.), Ориссу, Белуджистан и Кандагар. Долгая борьба шла с султанатом Ахмаднагар, в 1600 г. его столица была взята штурмом. Однако южная часть султаната сохраняла независимость еще несколько десятилетий.

Акбар всю жизнь вел войны, объединив Северную Индию, большую часть Афганистана и часть Декана. Однако главные его достижения заключались в установлении прочной системы управления и налогообложения, в создании атмосферы единства государства, опиравшегося на все слои имущего населения. Акбар был неутомимым работником на троне. Близкий друг и министр Акбара Абу-л Фазл, выражая мысли своего патрона, писал: «Успех управляющих ведомств и удовлетворение желаний подданных, знатных и низких, зависят от того, как падишах проводит свое время». Ежедневно Акбар созывал три заседания своих ближайших соратников или устраивал широкие приемы. Один день в неделю отводился судебным делам. Все финансовые решения принимал он лично, все назначения также производил сам.

Индия в XVI–XVII вв.

Вторым лицом в государстве был вакил, в подчинении которого находились четыре «министра»: диван, ведавший финансами и налогами, мир бахши, руководивший армиями, мир саман, ведавший мастерскими и складами, садр-ус-судур, ведавший вопросами религии и суда. Государство состояло из 15 провинций (суба), подразделявшихся на саркары. Во главе провинции стояли субадар (он же сипахсалар или назим), а также провинциальные диван, бахши и казн, или шдр, т. е. чиновники соответствующих центральных ведомств. Через них осуществлялся прямой контроль центральной власти над провинциальными делами. Правители старались придерживаться принципа «разделения властей»: военной, налоговой и религиозно-судебной.

Акбар ввел систему мансабдари, «табель о рангах». Были установлены 33 ранга, или чина (зат), называвшиеся по числу всадников, которых символически обязан был содержать каждый служащий империи. Таким образом, вся административная система выглядела как исключительно армейская. Даже жены падишаха в гареме имели воинские звания, что позволяло определять размер их содержания. В соответствии с чином служащий (мансабдар) имел право на определенное жалование, которое могло выдаваться из казны, или же в виде пожалования права на сбор налога с соответствующей территории (джагир). Акбар старался не раздавать много джагиров, сохранять большую часть земли в ведении налогового ведомства и переводить мансабдаров на денежное довольствие. Армия Акбара в период ее наибольшего увеличения насчитывала 250 тысяч человек.

Налоговая реформа Акбара имела фундаментальное значение для дальнейшего сохранения империи. Первоначально Акбар применил довольно примитивную систему откупов. В 1572 г. он разделил империю на 182 налоговых округа, каждый из которых должен был приносить по крору (10 млн) дамов (монет). Откупщики (курурии) вносили в казну эту сумму и получали право собирать налоги с округа в течение трех лет. За это время они были обязаны поднять сельскохозяйственное производство. Эта система провалилась, поскольку курурии бесконтрольно собирали все, что могли, не думая о восстановлении хозяйств. Но одновременно в течение 10 лет собирались данные об урожайности различных культур во всех провинциях и районах, где это было возможно. Была определена средняя урожайность за эти годы. Фиксировались цены на базарах, и определялась средняя цена единицы продукта. Затем треть среднего урожая выражалась в деньгах по средней цене, и эта сумма накладывалась на каждый участок. На окраинах империи сохранялись более примитивные системы. В Нижнем Синде, афганских районах и в Кашмире налог оставался натуральным и выплачивался долей урожая. В Бенгалии ставки определялись на глазок, при помощи так называемой «оценки».

Соратник Акбара Абу-л Фазл составил большой труд «Айин-и Акбари», в котором собрал статистические данные по всем провинциям империи, что позволяет получить представление о социальном строе страны и ее экономической системе. В империи жило примерно 100 млн человек. Из них примерно 1 млн составлял верхний слой - военачальники и раджи со своими войсками. Они жили в основном в городах, занимая там господствующее положение. Городское население в целом, включавшее ремесленников, купцов, слуг и маргинальные слои, составляло 15 %. Городская экономика подпитывалась средствами, поступавшими из села в виде налогов.

Политика Акбара в отношении немусульман была примером веротерпимости. Он поставил своей целью преодолеть враждебность индусов и мусульман, создать атмосферу уважения к чуждым мусульманам религиозным воззрениям, превратить верхи индусской общины, брахманов и раджпутов, в социальную опору власти. В 1570 г. Акбар начал строительство новой столицы недалеко от Агры, города Фатехпур-Сикри, в архитектуре которого органично слились индусские и мусульманские стили. Одним из зданий было Ибадат-хане (букв. «Дом богослужений», или «Дом ритуалов»), служившее местом теологических дискуссий. В нем Акбар восседал на троне в середине павильона, а на круговой галерее вокруг собирались и вели религиозные диспуты мусульманские улемы разных толков, брахманы, джайны, парсы и даже монахи-иезуиты, которых Акбар специально пригласил из Гоа.

Он официально провозгласил солх-и-кул - принцип веротерпимости. Раджпуты и брахманы стали непременной составной частью двора. Поощрялось изучение индуистских культов, было разрешено строительство индусских храмов, проведение индусских празднеств. В 1562–1564 гг. были отменены налог на индусских паломников и джизъя - подушная подать с немусульман. Был запрещен убой коров, тем самым государство демонстрировало, что оно уважает религиозные чувства индусов. С 1580 г. Акбар стал появляться на приемах с брахманским знаком на лбу. При этом он оставался правоверным мусульманином, правда, последователем суфиев и в то же время сторонником рационального подхода к религии. В сентябре 1579 г. он объявил себя высшим авторитетом в вопросах ислама, а затем основал новую религию Дин-и-иллахи («Божественная вера»). Вряд ли он хотел религиозно объединить индусов и мусульман, выработав систему верований, приемлемую для всех. Никаких мер по привлечению индусского населения к новой религии не проводилось.

Стремление к пониманию религиозной истины за пределами узких рамок традиционного ислама, интерес к индусской культуре, поиски общих духовных ценностей сопровождали весь «мусульманский» период истории Индии. Шел процесс синтеза конфессионально различных культур. Особенно ярко он проявился при Акбаре, когда довольно большая группа высокообразованных людей составила окружение императора. Мусульманские законники встретили все эти нововведения резкими протестами. В 1580–1584 гг. вспыхнуло восстание в Бенгалии и Бихаре под лозунгами «защиты ислама». Кази (от арабского кади - судья) Джаунпура издал фетву, обвиняя Акбара в вероотступничестве. Еще одно восстание против «неверного» падишаха поднялось в Кабуле. Восстания были подавлены, мятежные муллы понесли суровые наказания, но Акбару пришлось пойти на некоторые уступки. Он перестал собирать вокруг себя немусульманских богословов (кстати, Фатехпур-Сикри с его Ибадат-хане к этому времени был оставлен, поскольку оказалось, что в его окрестностях нет запасов воды, достаточных для жизни большого города), стал отпускать средства на строительство и ремонт мечетей.

Период правления Акбара - это время хозяйственного расцвета. Умеренные налоги способствовали подъему сельского хозяйства и ремесла. Росла внутренняя и внешняя торговля. Акбар снизил пошлины до 2,5 % и отменил все дополнительные поборы с торговцев и акцизы. Его система управления, постепенно размываясь, все же позволила Могольской державе оставаться могущественным государством еще целый век. Укрепление государства и экономический расцвет способствовали развитию блестящей культуры при могольском дворе, монументальному строительству.

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ МОГОЛОВ

Во время правления Шер-шаха происходил переход от архитектуры периода Делийского султаната к могольской. От него сохранились остатки крепости Пурана-кила в Дели и гробница Шер-шаха в Сасараме (Бихар). В гробнице Хумаюна, выстроенной на окраине Дели, специалисты видят персидский по происхождению замысел в индийской интерпретации.

В период Акбара влияние индийских архитектурных канонов и приемов значительно усилилось. В основном его строительство имело практическое направление - крепости, караван-сараи, школы и мечети. Наиболее известны крепости в Агре (построенная в 1565–1573 гг.), в Лахоре и в Аллахабаде. Особое место в архитектурной истории Индии занимает Фатехпур-Сикри, заложенный недалеко от Агры в 1570 г. Здесь в полной мере была осуществлена идея синтеза индусской и мусульманской архитектур. Здания в чисто мусульманском стиле с арками и куполами перемежались с дворцами с балочными перекрытиями, характерными для индусских зданий.

Фатехпур-Сикри. Часть дворцового комплекса императора Акбара. Индия

В этот период создавались многочисленные литературные произведения на хинди, панджаби, бенгали и ряде других новоиндийских языков. Их авторами были как индусы, так и мусульмане. Индусы слагали стихи по-персидски. Многие классические индусские сочинения были переведены на персидский. При дворе Акбара работал целый переводческий цех. Популярным литературно-историческим жанром стали жизнеописания правителей. Создатель империи, Бабур, составил автобиографию на чагатайском языке. Позднее она была переведена на персидский и стала известна как «Бабурнаме». Друг и соратник Акбара Абу-л Фазл Аллами стал автором биографии великого императора - «Акбар-наме». Хроника событий тех времен была создана и политическим противником Акбара - Бадауни. Развитие историописания и литературы сопровождалось расцветом блестящей могольской книжной миниатюры, вобравшей в себя персидские традиции, но затем обогащенной различными индийскими влияниями. Император Акбар, сам увлекавшийся живописью, зачастую лично контролировал работу своей мастерской, занимавшейся составлением и иллюминированием манускриптов.

ВКЛЮЧЕНИЕ ИНДИИ В МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ

Начало проникновения европейских купцов в Южную Азию относится к самому концу XV в., когда эскадра Васко да Гамы, обогнув мыс Доброй Надежды, 17 мая 1498 г. бросила якоря в порту города Кожикоде (Каликут) на западном побережье Индии. Вскоре португальцы основали несколько факторий по обоим побережьям Индии, а также на о. Цейлон. В 1510 г. Афонсу д’Албукерки захватил у Биджапура остров Гоа, который стал административным центром всех португальских владений к востоку от мыса Доброй Надежды. Д’Албукерки был назначен вице-королем так называемой «Португальской Индии», которая состояла из отдельных анклавов на восточном берегу Африки, в устье Красного моря и Персидского залива, на побережье Индии и Цейлона, на Малайском полуострове и в Китае. Появление португальцев на западном берегу привело к столкновениям и кровопролитию. Но в масштабах Индии это были мелкие стычки, не имевшие большого резонанса. Проникновение европейских купцов на рынки Южной Азии не очень обеспокоило индийских правителей. Они решали свои задачи, в лучшем случае учитывая, что на территории Индии появилась еще одна сила, которую можно использовать. Союз Виджаянагара с Португальской Индией значительно облегчил португальцам ведение торговли по всей Южной Индии и помог Виджаянагару долгое время сопротивляться натиску с севера.






ИНДИЯ

в XVI – XVIII веках

план – конспект урока

всемирная история 8 класс

учителя СШ №3 г. Мариуполя

Бойко Елены Дмитриевны

Тема: Индия в XVI – XVIII века.

Цель: охарактеризовать экономическое и политическое положение империи Великих Моголов; определить вклад Индии в развитие мировой культуры ; развивать у учащихся умение анализировать источники информации, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, составлять план, высказывать собственную точку зрения; приобщить к проектной деятельности; развивать различные группы компетентности; приобщение к самостоятельной работе; развивать познавательную активность; уметь использовать межпредметные связи; развивать творческую активность учащихся;

Оборудование: настенная карта «Индия в 16-18вв.», фломастеры, информационные материалы, таблицы самооценки, исторический атлас, контурные карты, листы ватмана, скотч, картинки, относящиеся к Индии, учебник И.М.Лихтей «История средних веков», Грамота «Киев», 2007г.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:

показывать на карте территорию Индию;

узнать о характерных чертах развития государства;

создать представление о внутренней жизни и экономике Индии;

развивать умения формулировать причины событий;

описывать памятники индийской культуры;

высказывать мнение о вкладе индийской культуры в развитие мировой культуры;

прогнозировать собственную работу на уроке и уметь оценивать ее;

Основные понятия: каста, империя Великих Моголов, деспотия, джизью, «Божественная вера», раджа, колония.

План урока:


  1. Создание обложки журнала. Его название (создает учитель).

  2. Страница: «Из истории Индии» (вопр. 2-8 самостоятельная работа учащихся).

  3. « Развитие Индии. Основные черты».

  4. «Галерея Великих»(выдающиеся правители того времени).

  5. Постер (создается всеми учащимися).

  6. «Религия».

  7. «Культура».

  8. «В мире интересного».

  9. «Что для нас современная Индия?» (создается совместными усилиями – учителя и учеников).

Тип урока: урок – проект, создание исторического журнала.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Класс на предыдущем уроке был разбит на группы, по количеству страниц издаваемого журнала. Каждая группа получила свое опережающее задание:

  1. 1-я группа – «Из истории Индии»;

  2. 2-я группа – «Развитие Индии»;

  3. 3-я группа – «Выдающиеся правители того времени»

  4. 4-я группа – «Религия»;

  5. 5-я группа – «Культура»;

  6. 6-я группа –«В мире интересного».+ каждый принес картинку (для постера), того, что у него ассоциируется с Индией.

Все учащиеся являются соавторами урока. Главная цель этого урока самостоятельное издание журнала. Девять листов ватмана вывешиваются на доске на каждом листе учителем уже написано название соответствующей страницы журнала.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

План к каждой странице примерный, т.к. это результат творческой деятельности учащихся.

Итак, мы начинаем создавать наш журнал. Времени у нас не много, а работы – не мало. Очень хочется, чтобы у нас все получилось! Хотя я не сомневаюсь, что вы отлично подготовились! (учитель вывешивает на доске ватман с названием журнала и озвучивает его). Т.к. обложка – это первая страница, то мы переходим сразу ко второй, где вспомним все, что учили до этого.

Страница 2 - «Из истории Индии»:


  1. Географическое положение Индии;

  2. Древнейшие города;

  3. Захват Индии ариями;

  4. Изобретения и открытия, которыми прославились древние индийцы;

  5. Чем интересна и своеобразна Древняя Индия.
Учитель: Это было очень интересно, мы вспомнили все, что учили раньше. Но теперь переходим к истории Индии нового времени. Итак, следующая страница:

III. Изучение нового материала:

Страница 3 – Развитие Индии. Основные черты:


  1. Экономика страны;

  2. Политическое положение в к.XV – XVI веках;

  3. Образование империи Великих Моголов. Падишах Бабур.
Учитель: образовалось новая империя и,конечно, появились новые выдающиеся правители. Следующая страница так и называется « Галерея великих»

Страница 4 - Галерея Великих»(выдающиеся правители того времени):


  1. Акбар Великий 1556-1605 (Джелал ад-дин Акбар);

  2. Джахангир 1605-1627 Завоеватель Мира;

  3. Аурангзеб 1658-107 Краса Престола.
Страница 5 – Постер. В каждом журнале есть вкладыш, который отображает главную цель и мысль журнала. Я предлагаю создать постер, используя домашние заготовки (учащиеся прикрепляют на страницу иллюстрации). Постер готов! Какие вы молодцы! Посмотрите, что у нас вышло . Все получается как в настоящем журнале! Молодцы!

Наша следующая страница это - религия. Без единой государственной религии не могла нормально существовать ни одна страна. И Индия не исключение, просто в ней было разрешено несколько вероисповеданий.

Страница 6 – Религия.


  1. Что такое религия;

  2. Касты;

  3. Индуизм;

  4. Буддизм;

  5. Сикхизм.
Учитель : а какие еще мировые религии вы знаете? (христианство, ислам). Религия связанна с культурой. Поэтому переходим к следующей странице-

Страница 7 – Культура.


  1. Литература;

  2. Живопись;

  3. Танец и песня.
Учитель: Отлично! Молодцы! Следующая страница посвящена тому, что тоже стало мировым достоянием, изобретениям, которыми пользуется весь мир -

Страница 8 – В мире интересного.


  1. Механика и инженерное дело;

  2. Аритектура;

  3. Ювелирное искусство;

  4. Нетрадиционная медицина;

  5. Йога.
Учитель: и последняя страница сегодняшняя Индия – что это в нашем понимании ? Учащиеся отвечают и записывают ответы на ватмане, а учитель вывешивает заранее приготовленные картинки (примерно продумав, что могут ответить ученики).

IV . Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся (закрепление новых знаний учащихся):


    1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»?
Страница 9 – Что для нас современная Индия?

Примерные ответы учеников:


  • Фильмы;

  • танцовщицы;

  • Религиозные секты;

  • батик;

  • Нац. одежда – сари;

  • слоны;

  • Чай;

  • река Ганг;

  • Горы Гималаи;

  • йоги;

  • Украшения;

  • Специи;

  • Божественные существа;

  • Священне животные;

  • Менди.
Учитель: посмотрите на доску. Весь журнал перед вами. За такое короткое время мы с вами издали журнал. И не просто журнал, а исторический! Это наша первая попытка работы над проектом. Как вы считаете: у нас получилось?

Что для вас было новым и больше всего запомнилось?

IV . Рефлексия. Выскажите свое мнение об уроке, дополнив предложение:


  • « мне понравилось……………………………»

  • « я впервые узнал…………………………….»

  • « еще больше хочу узнать о…………………»

  • « я смогу называть……………………………»

  • «я знаю, какое значение имело……………….»

V . Оценивание знаний учащихся.

Самооценивание (учащиеся должны оценить себя по каждому из определенных направлений от 0 до 2 балов):


  • Вы брали активное участие в работе группы –

  • Вы вносили удачные идеи, которые учитывала группа –

  • Вы поддерживали других членов группы, привлекали их к работе –

  • Вы удачно обобщали мысли других и продвигали работу группы –

  • Вы рассказывали классу о результатах групповой работы –

На основании этого самооценивания, учитель выставляет оценки за урок.

VI. Домашнее задание.


  1. Проработать пар.28, стр. 242-248.

  2. Опережающее задание подготовить творческую рекламу. На следующем уроке мы будем вспоминать и обобщать все то, что выучили по теме «Восточный мир». У нас будет не просто урок, а рекламное агенство, в котором вы станете менеджарами по продаже туристических путевок. Учитель разбивает класс на 4 группы, каждая из которых должна прорекламировать свою страну так, чтобы туда захотели поехать туристы.
1-я группа – «Османская империя. Персия»;

2-я группа – «Китай»;

3-я группа – «Индия»;

4-я группа – «Туристы», которые должны будут аргументировать, свой выбор данной страны.

Из истории Индии

Индия расположена на юге Азии, на полуострове Ин достан. На севере Индии находятся самые вы сокие горы – Гималаи. На юге полуостров омывают волны Индийского океана. В индии текут две реки – Инд и Ганг. Природа – разнообразна:зеленые долины, болота - сменяются пустынями, а снежные горы – тропическими лесами.

В долине реки Инд ученые раскопали остатки двух древнейших цивилизаций – Мохенжо-Даро и Хараппа, возникшие примерно 5тыс.лет назад. Города довольно необычного для времени его постройки: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые : в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (строили и двухэтажные дома). Главные улицы были десятиметровой ширины, по всем улицам протекали арыки, и из них в дома подавалась вода. Каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет. А в Мохенджо - Даро, например, был построен "Большой бассейн". Но, 4тыс. лет назад в Индию пришли племена ариев (высокие, белокожие, светлоглазые) и подчинили себе племена дасью (местное темнокожее население).

Астрономия возникла в Индии очень давно. Древние знали, что Земля имеет форму шара, высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Создали знаменитые обсерватории в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд!

Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Древность астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, цифры и десятичную систему, которые используются теперь во всем мире. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения, и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Ними была изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя. Благодаря математике, индийцы придумали шахматы.

Древние индийцы достигли высокого уровня мастерства и в медицине. Индийская медицина описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению. В древности широко использовались более 127 разновидностей хирургических инструментов: скальпели, ланцеты, зажимы, ложки, щипцы и т.д.

Хирурги древности производили ампутации и останавливали кровотечения. Они практиковали камнесечение; проводили операции в брюшной полости и матке; лечили грыжу, свищ и геморрой; вправляли переломы и вывихи; и искусно извлекали инородные тела. Часто проводились операции на замутненном хрусталике глаза и крупные операции на головном мозге. Особая область хирургии была посвящена операциям по исправлению формы носа и ушей. Врачи умели лечить невралгию, и были специалистами по акушерству, женским и детским болезням.

Итак, мы можем сделать вывод, что древнейшая индийская цивилизация все - таки не исчезла бесследно, а обогатила бесценными достижениями весь мир.

Развитие Индии. Основные черты.

В XVI – XVII веках Индия оставалась сельскохозяйственной страной. Внутренней торговли практически не было. В Индии не было даже единого государства, между княжествами велись междоусобицы. В Северной Индии проживало почти 20больших и 1000 малых народов.

Основные черты развития:


  1. Централизованная система управления, неограниченная власть падишаха;

  2. Земля передавалась землевладельцам – джагирдарам, которые должны были служить в войске и содержать военные отряды;

  3. Сельские общины владели землей и платили налоги, но крестьяне не имели права покидать общину;

  4. Индия – сельскохозяйственная страна;

  5. Наипростейшие орудия труда, 30% урожая отдавали феодалу;

  6. Деление на касты, переход из одной касты в другую запрещался.
В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана (восточная часть Средней Азии, где правили представители знатных тюрко-монгольских родов) и вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная армия, в сражениях разгромила последнего из делийских султанов и ополчение раджпутов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов , объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию (К 1529 владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии). Столицей государства стал город Агра. Падишах Бабур оставил наследникам небольшую, но крепкую империю.

Галерея Великих (выдающиеся правители того времени):

Правление падишаха Акбара (1556 - 1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Почти вся Северная Индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем.

Акбар провел ряд новых реформ, заложивших прочные основы управления страной. Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Он ввел единую систему мер и веса, календарь. Была утверждена система рангов для феодалов, пребывающих на государственной службе. Начали чеканить золотую монету.

Общий дух религиозной терпимости, которому следовал Акбар, отменивший ущемляющую права немусульман джизию, привел к образованию дин-и иллахи («божественной веры»). Она представлявшей собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Дин-и-иллахи совмещала в себе мистицизм, философию и поклонение природе.

В 1580-82 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Умер Акбар в 1605, престол унаследовал Салим под именем Джахангира (1605-1627). Он продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. Его правление ознаменовано веротерпимостью и поощрением торговли с европейцами. При нём англичане получили в 1611 г. разрешение основать первые торговые поселения в Индии . Войны его были неудачны. Большую роль играла его жена Нур-Джахан («светоч мира»), славившаяся своей красотой. Последние годы царствования ознаменованы частыми восстаниями сыновей Джахангира и полководцев. Он умер во время восстания его сына и наследника Шах-Джахана .

Преемником Шах Джахана был его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца. Аурангзеб правил долго (1658- 1707) и оставил по себе дурную память. Будучи ревностным мусульманином-суннитом, Аурангзеб энергично преследовал как индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Следствие этого было: кризисные явления, усиление налогового гнета, бегство крестьян, страшный голод.

Сразу же после смерти Аурангзеба его империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила, причем такому результату в немалой степени содействовала политика самого императора. Этой ситуацией воспользовались англичане, которые вытеснили других европейцев, расширили свои владения, а потом превратили Индию в свою колонию.

Религия – это вера людей в свехъестественные силы.

Религия всегда играла важную роль в жизни индийцев. В Индии представлены все три мировые религии - ислам, христианство и буддизм, также существует такое течение как сикхизм, которое зародилось в 16веке.

Систему местных верований представлял индуизм. Основными богами индусов был Брахма, Вишну и Шива. Г лавное – было жить праведно и исполнять все требования жрецов, относительно своей касты. Вера в принадлежность к кастам настолько сильна, что касты существуют в Индии и сейчас!

Бог Брахма, разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды каждой касте подобал особый.


  • Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.

  • Из рук своих Брахма создал воинов.

  • Из бёдер были созданы земледельцы.

  • Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.
Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म - «Учение Просветлённого») - религиозно -философское учение (дхарма ) о духовном пробуждении (бодхи ), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии . Основателем учения был Сиддхартха Гаутама . В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании , о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен путь достижения Нирваны. Он напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней . Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване .

Сикхизм - возник в Индии в XVI веке как протест против кастового строя и феодального гнета. Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Была составлена “Грантх” (святая книга сикхов), в которую вошли гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру. Со временем сикхская община была превращена в военное братство. С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы, расчесывать их специальным гребнем, носить особый вид нижнего белья, надевать на запястье стальной браслет и всегда иметь при себе кинжал. Сикхи совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны . В сикхских храмах нет изображения бога. Наивысшей святыней для сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

Культура


Литература и искусство народов Индии в XVI - XVII столетия достигли высокого уровня. В Индию издалека приезжали ко двору падишаха художники, поэты и поселялись в стране. Индийское искусство отмечено слиянием местных традиций с лучшими чертами, перенесёнными из Средней Азии и Ирана.

Продолжали развиваться национальные языки и литература. Крупнейшее поэтическое творение создал широко известный всем поэт Тулси Дас (1532-1624), чья огромная поэма «Рамаяна», написанна на тему индийского эпоса. Слепой поэт Сур Дас, написал поэму «Сурасагасра». Наибольшей популярностью пользовался певец при дворе Акбара - Тансен. Его мелодичные, выразительные песни, воспевающие природу Индии, можно услышать и до сих пор. Интересны и хроники служащие ценными историческими источникоми: хроника Бадауни, хроника Абу-л Фазла «Акбар-намэ» и хроника Феришты, подробно излагающая историю различных государств средневековой Индии.

В этот период были также созданы ценный словарь языка фарси под названием «Фарханг-и Джахангири», переводы на фарси санскритского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны».

Широкое распространение получило искусство миниатюры и в меньшей мере фрески . Сохраняя тонкость рисунка персидской миниатюры, индийское искусство отличалось большим реализмом красок, воспроизведением в виде фона индийской природы и архитекту ры и изображением чис то индийского быта. При дворе Акбара наиболее известными миниатюристами были Дасванатх и Басаван, а также приехавший с Хумаюном из Шираза Абд-ус Самад.

Большинство этих поэтов сочиняло одновременно и мелодии к своим песням. Тансен, например, известен более как музыкант, чем как поэт. И в словах и в музыкальных мотивах эти слагатели песен широко обращались к народному творчеству, одновременно обогащая его. Поэтому и в наши дни некоторые их песни ещё живы и способны волновать людей. С песней были органически связаны формы танца, более быстрого и живого, чем старый, классический. Индийский танец это - танец-йога , танец-спектакль, танец-рассказ, танец-пантомима, танец-энергия, это синтез физической энергии и духовной силы.

Его основная движущая сила - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов. Традиция индийского классического танца насчитывает более 2000 лет. Талантливый танцор несет в себе божественную энергию, и её излучением объясняется тот факт, что немало зрителей, созерцающих храмовые танцы, не только испытывали особое чувство благодати, но избавлялись от многих недугов. И неудивительно, что тот, для кого индийский классический танец стал частью образа жизни, непрерывно испытывают на себе его благотворное очищающее влияние и созидательную силу.


В мире интересного

Т.к. в Индии была очень хорошо развита математика, то конечно же развивались механика и инженерное дело. Выдающимся индийским инженером считали Фатхулу Ширази. Под его руководством была создана мощная система водоподъемных сооружений в Агре и Фатепхури – сикри.

Одним из ярких императоров той эпохи является Акбар. Он прославился не только в качестве талантливого политика, но и как оберегающий искусство Индии, расцвет которого оставил после себя многие памятники архитектуры, живописи и ювелирного искусства.

Во время правления Великих Моголов архитектура Индии претерпела изменения в сторону усложнения форм, шикарного убранства, к которым приложили свой талант многие признанные в те столетия мастера.


Заброшенный город императора Акбара, называемый Фатхпур-Сикри, что в переводе означает «город победы». Этот город был выстроен Акбаром как новая столица империи и резиденция самого императора. Но фактической столицей оставалась Агра, где находился форт и куда, в случае кризиса или боевых действий, могли быть перевезены Акбар и все его окружение.

Мавзолей Тадж-Махал, построенный в XVII веке преемником Акбара Шах-Джахане в память о своей жене , погибшей при родах. Позже в этом мавзолее был похоронен и сам император. Материал стен, потолка, пола, гробниц и прочих сооружений внутри мавзолея – мрамор, инкрустированный драгоценными и полудрагоценными камнями. Вокруг усыпальницы раскинуты сады и устроен водный канал, ведущий к центру сооружения.

Ювелирное искусство Индии эпохи великих моголов подчеркивает роскошь, в которой жили правители той эпохи. Мастерство индийских ювелиров и богатые залежи исходных материалов (драгоценных камней, золота, серебра) сделали возможным создание прекрасных, но во многом чрезмерных, вычурных, а часто изящных произведений ювелирного искусства. К ним относятся не только великолепные кольца, подвески, пояса и другие украшения, оружие, вся поверхность которого покрыта мельчайшим сложным орнаментом!

Медицина. Мудреца Атрейю можно назвать первым великим учителем, рассматривавшим медицину как единую систему. Он считал, что организм человека состоит из трех элементов: ваю, кафа и питта. Ваю регулирует психическую деятельность и работу нервной системы, затаргивая процессы восприятия и движения. Кафа служит смазкой для всех органов. Питта отвечает за пищеварение и обмен веществ, в том числе выработку ферментов. Кровь - ракта - связует эти три элемента в единство "тридхату" для поддержания внутреннего баланса. Цель лечения в устранении причины недуга, а не в снятии симптомов .

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (индо – тибетская медицина). Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Главным принципом аюрведы во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

Так же одним из видов нетрадиционной медицины была Йога - индийская философская школа брахманизма. Йога - разнородная система практик, связанных с физическими упражнениями (асанами и гимнастикой), дыханием, медитацией. Исходная цель индийской йоги - достижения освобождения. Йога может применяться для тренировок, оздоровления, физического и психического здоровья, как практика тантры и др. Cлово «йога» (санскр. योग, «связь, метод, соединение») употребляется так же в различных значениях: оно может обозначать просто «метод», но также и «единение». Для избавления от печали и страдания следует достигнуть духовного единения - «осознания двух в одном», или йоги.

Что для нас современная Индия ?

Религиозные секты


йоги

Божества

украшения

Менди

Священне животные

Гималаи Священный Ганг

индийские кинофильмы
Танцовщицы

Новая история

7 класс


  • Индия к началу XVI в.
  • Держава Великих Моголов и её распад
  • Соперничество европейских держав и британское завоевание Индии
  • Индия под британским господством


1. Индийская цивилизация – это конгломерат различных национальных и культурных традиций.

2. Проживают многочисленные народы индоиранской языковой группы, которые называли себя - арии.

3. Самым многочисленным является народ хиндустани, язык - хинди.

4. Преобладание индуизма с элементами язычества. Главным в индуизме является не соблюдение внешних обрядов и ритуалов, а постижение внутреннего смысла бытия.

5. Религия предусматривала строгое разделение общества на замкнутые профессионально-родовые группы, которые назывались кастами




В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи . Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отлич-ной артиллерии и новым приемам ведения боя.

Став падишахом , Бабур поло-жил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торго-вле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

Бабур


2. Империя Великих Моголов в Индии

Великие

Моголы –

Бабур, Акбар,

Джахан

Знак–

власти

падишаха

При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам , он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения, но проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям, исповедуя традиционную религию – индуизм.

2. «Мир для всех»

Наивысшего расцвета империя Ве-ликих Моголов достигла в правле-ние Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольс-кой империи, талантливый рефор-матор, стремившийся создать си-льное централизованное государ-ство. Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут подде-рживать различные слои населе-ния.

Что он для этого сделал? Учебник, с.

Наивысшего расцвета империя

Великих Моголов достигла в

правление Акбара (1556-1605).

Он во­шел в историю как строитель

Могольской империи, талантли­вый

реформатор, стремившийся создать

сильное централизо­ванное государство.

Действуя где силой, а где хитростью,

Акбар во много раз увеличил

территорию своего государства.

Акбар понимал, что империя

будет сильной только в том

случае, если центральную власть

станут поддерживать различные

слои населения.

Какие же реформы провел император с целью усиления государства? Акбар провел реформу управления. Он счи­тал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на ми­нистров и чиновников, сам вникал во все дела.

Правитель привлек на свою сторону

всех крупных зем­левладельцев

(мусульман и индусов) и торговцев,

поощрял развитие ремесел и торговли.

Акбар

2. «Мир для всех»

Акбар прославился и как покро-витель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В им- ператорской мастерской худож-ники создавали прекрасные об-разцы могольской миниатюры, копировали европейские гравю-ры, привезенные в страну като-ликами-миссионерами.В этой ма-стерской создавались портреты и жанровые сцены иллюстриро-вались книги.

Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», ук-репили империю Великих Мого-лов.

Акбар прославился и как

покровитель искусства. По его

приказу ученые и поэты

переводили на персидский язык

произведения древнего

индусского эпоса. В императорской

мастерской художники создавали

прекрасные образцы мо-гольской

миниатюры, копировали европейские

гравюры, привезенные в страну

католиками-миссионерами.

В императорской мастерской

сцены, иллюстрировались книги.

Реформы Акбара, проводимые по

принципу «мир для всех», укрепили

империю Великих Моголов.

В годы его правления возникло

общество, где в относительной

гармо­нии сосуществовали

различные религии.

Из индусской книги

золотых правил


3. Кризис и распад империи

Последним из поистине могущественных правителей Великих Моголов был Аурангзеб (1658-1707), правление которого стало поворотным моментом в истории могольской державы. Убежденный суннит, он восстановил преобладание ислама и начал проводить политику исламизации. Следствием этого стало усиление религиозных противоречий . Индийское общество разобщалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоевательными войнами. Казна получала налогов все меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи

Великих Моголов, тем слабее - центральная власть.

Персидский завоеватель

Надир-шах


3. Кризис и распад империи

Конница

Надир-шаха

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничто-жила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы.

В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.


  • В конце XV в., в разгар индийских междоусобиц, в Индию прибыли корабли Васко да Гама,они захватили несколько портов на западном побережье.
  • Португальцы создали свою торговую империю в Индийском океане и захватили несколько портов на побережье Индии.
  • Через столетие в борьбу за индийские богатства вступили голландцы и англичане, основавшие с этой целью специальные Ост-Индские компании.
  • Первая английская фактория в Индии была основана в 1612 г.
  • В 1673 г. свою первую колонию в Индии основали французы

  • 1568 г. по 1592 Акбар завоевал долины рек Инда и Ганга.
  • Акбар отменил налог на не мусульман (Джизию).
  • В 1575 г. по его приказу был построен молитвенный дом религиозных дискуссий.
  • Такая религиозная толерантность вызвала возмущение мусульманского духовенства, которое 1580 подняло восстание.
  • Подавив его, Акбар провозгласил новую религию - "Дин-и-илах" ("Божественная вера").



  • В 1757 г. войска английской Ост-Индской компании под командованием Р. Клайва разгромили в сражении при Плесси армию правителя Бенгалии, действовавшего в союзе с французами. Это событие считается поворотным пунктом в истории британского завоевания Индии.
  • В 1764 г. англичане разгромили коалицию индийских князей. Уступив часть захваченной ими территории падишаху, они получили в обмен право собирать налоги в Бенгалии, которая стала первой жертвой британской колонизации.
  • В результате четырёх войн с государством Майсур (1767-1799) под британский контроль перешли обширные территории в Южной Индии.
  • Правитель Майсура Типу Султан выдвинул лозунг «священной войны»
  • Для его разгрома англичане привлекли на свою сторону маратхов,
  • В 1775 г. начались англо-маратхские войны,
  • К началу XIX в. англичане подчинили своему господству основную часть Индии.



Роберт Клайв

  • В 1762 году Клайв и другие высшие служащие компании образовали общество для монопольной торговли солью, бетелем и табаком в Бенгалии, Бихаре и Ориссе. Заминадары и производители были обязаны сдавать товары этому обществу по низкой цене.
  • Это вело к разорению как индийских землевладельцев, так и крестьян с ремесленниками
  • Роберт Клайв купил титул лорда и стал губернатором Бенгалии.
  • В 1773 г. парламент был вынужден предать Клайва суду пэров.
  • В 1773 г. был принят специальный закон об управлении Индией, согласно которому губернатор Ост-Индской компании в Бенгалии становился генерал-губернатором всех британских владений.

Уоррен Гастингс

  • 1774-1785 Первым генерал-губернатором был назначен У. Гастингс, правление которого привело к голоду в Бенгалии.
  • В разгар бедствия Гастингс докладывал: «Несмотря на голод и смертность, сбор налогов увеличился».
  • Гастингс был отдан под суд, но после семилетнего разбирательства тоже был оправдан.
  • По закону 1784 г. король назначил Контрольный совет по делам Индии

  • Отсутствие централизованного государства
  • Индия был объектом нападений воинственных соседей
  • Ко вт.пол.18 века англичане закабалили значительную часть страны

  • ПАРАГРАФ 27
  • ВОПРОСЫ стр.

Для культуры Индии акбаровского времени характерно господство идей синтеза моментов двух основных культур - мусульманской и индусской. В постройках Фатхпур-Сикри ярко выражены индусские элементы, плоение крыши, индусские декоративные детали в виде перевитых цветочных гирлянд и т. д.; некоторые карнизы украшены фигурами животных, в одной из комнат дворца на стене барельеф, изображающий птиц и зверей, который впоследствии был сбит по приказу Аурангзеба, строго следившего за кораническим запретом изображать живые существа.

В придворной персоязычной поэзии звучат мотивы веротерпимости, уподобления своей возлюбленной индусскому богу, а себя брахману, поэтическое воспевание всеобщей любви людей друг к другу. Некоторые поэты писали на мотивы, почерпнутые из индусского эпоса (например, «Наль и Даман» Файзи, брата Абу-л Фазла и одного из крупнейших персоязычных поэтов времен Акбара). Сам Абу-л Фазл в своей книге «Аин-и Акба-ри» («Установления Акбара»), написанной как часть его историчеокого труда «Акбар-наме», но в настоящее время издающейся отдельно, много внимания уделял изложению философских систем древней Индии, нравам и обычаям индусов, их мифологии. В одной из глав этого труда - «Обзор 10 суба» при подробном описании каждой суба (т. е. области) он приводит сведения об обычаях индусского населения, о священных местах индусов и индусских памятниках. Впоследствии эти тенденции начинают слабеть, и при Аурангзебе приходят в упадок не только изобразительное искусство и поэзия, но и летописание, тоже недолюбливаемое этим нетерпимым ко всему правителем.

Литература

Литература возникала не только при дворе. Она появлялась на многих языках, в различных жанрах. Наибольшее влияние имела, пожалуй, поэзия бхакти. На местных языках, на мотивы народных мелодий бхакты пели своего рода притчи или размышления, многие из которых сохранились в народе в виде песен. Бхакты призывали к борьбе против кастовых перегородок, провозглашали равенство людей перед богом, осмеивали власть имущих, священнослужителей и богачей. Однако эти гуманистические по существу идеи выражались обычно в религиозной форме. Крупнейшими поэтами-бхактами были: Тулси Дас (1532-1623 гг.), чья «Рамаяна», написанная на различных наречиях хинди, распевалась на индусских праздниках и была широко известна в народе; поэты второй половины XVI в. - Сур Дас, живший в Раджпутане, раджпутская поэтесса Мирабаи, Эканатх из Махараштры, Шанкарадева из Ассама, сикхские гуру. Известна поэма бенгальца Мукундорама Чакроборти «Преуспевание (даруемое богиней) Чанди» («Чандимангал»)-реалистический рассказ о жизни Бенгалии того времени, в который вплетаются элементы фантастики и фольклора. В XVII в. идеи бхакти развивались в поэзии маратхов и сикхов. Здесь они уже лронизаны призывами к активной борьбе.

Придворная поэзия в Индии создавалась на государственном языке, который не был разговорным языком населения. В Могольской империи это был язык фарси (таджикско-пер-сидский), в деканских государствах - североиндийский язык урду. Хотя и в этой поэзии использовались индийские сюжеты, туда проникали описания индийской природы, быта и т. д., но чаще в ней применялись таджикско-персидские формы и образы. Отдельные поэты, писавшие на этом чуждом их народу языке, все же смогли создать высокохудожественные произведения. Наибольшей популярностью среди индийских поэтов на фарси пользовались Файзи, особенно его лирика, и Бедиль (1664-1721 гг.). Хотя Бедиль писал главным образом в форме суфийских иносказаний, его стихи проникнуты глубоким и скорбным чувством. Он бичевал жестокость деспотов, угнетающих народ. С исчезновением в Индии фарси как государственного языка Бедиль фактически забыт в его родной стране, но его стихи нашли вторую родину в Средней Азии. Такая же судьба постигла деканского поэта Гаваса (XVI в.), писавшего на урду. Его знают в Индостане, но не могут читать в Декане.

История

Хронисты в Индии писали свои произведения, привлекая большое количество источников, часто включали в свое повествование подлинные документы или пересказывали их содержание. Ценными историческими источниками для XVI в. являются записки Бабура «Бабур-наме», а также «Акбар-наме» Абу-л Фазла и «Мунтахаб-ут-таварих» Бадауни; для XVII в. - воспоминания моголь-ского военачальника в Бенгалии Мирзы Натхана «Отсутствующая страна весны» («Бахаристан-и-Гаиби»), хроники Абд-ул-Хамида Лахури «Падшах-наме» и Мухаммада Салиха Камбу «Труды Салиха» («Амал-и-Салих»). От времени Аурангзеба дошли «Избранные отрывки» («Мунтахаб-ул-лубаб») Хафи-хана.

Архитектура

Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства, зависела от богатых патронов. С распространением могущества Могольской империи все больше появлялось выдающихся архитектурных сооружений, в которых мусульманские мотивы сочетались с местными индийскими традициями. Фатхпур-Сикри хорошо вписывался в окружающий пейзаж, его здания просты и целесообразны. Богатство и пышность построек достигли своего расцвета при Шах Джахане. Еще Акбар в Фатхпур-Сикри выстроил из белого мрамора гробницу шейха Салима Чишти. Во времена Шах Джахана отборный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными, а кое-где и драгоценными камнями, стал основным декоративным материалом построек, особенно в Агре и в Дели. Во время правления Аурангзеба здания вначале возводились тоже из дорогостоящих материалов, например Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Дели, но потом недостаток средств заставил этого правителя делать более простые постройки. Так, воздвигнутый в Аурангабаде мавзолей Рабия Даурани (госпожа эпохи) над могилой любимой жены Аурангзеба по форме повторяет Тадж Махал, но лишен изящества пропорций агрского оригинала. К тому же в мавзолее в Аурангабаде облицован белым мрамором только фасад главного здания па высоту, несколько превышающую человеческий рост. Остальная облицовка из светлого песчаника. Минареты мавзолея построены из кирпича п оштукатурены чанамом (особой штукатуркой, изготовленной из измельченных ракушек).

В Декане, куда мусульманский архитектурный стиль проникал как из Ирана и Средней Азии, так и из Агры - Дели, господствовали изящество, замысловатость отделки и гармоничность пропорций. В Бенгалии преобладала маловыразительная архитектура: как храмы, так и жилища воздвигались из оштукатуренного кирпича, с глухими стенами и узкими окнами.

Народное жилище, особенно в Бенгалии и в Тамилпаде, обычно строилось из тростника и бамбука, с покатой крышей, опиравшейся на врытый в центре столб. В XVIII в. в архитектуре могольских областей обнаружился упадок: материал стал хуже, оформление беднее, форма строений - лишь повторение традиционных приемов, без развития их. Впрочем, этого нельзя сказать о раджпутских городах-крепостях - Гвалиуре, Алваре, Джайпуре и других, чрезвычайно своеобразных, расположенных среди гор и озер, иногда искусственных.

Живопись

В живописи господствовал жанр миниатюры. Раджпутская миниатюра создавалась в XVI в. под влиянием стенных росписей Раджастхана, а также продолжала традиции джайнской миниатюры. При дворе возникла могольская миниатюра, продолжавшая традиции Персии, где зародился этот стиль живописи, однако более реалистичная, чем иранская, и не такая манерная. Наблюдается взаимовлияние раджпутской и могольской миниатюр. Могольская живопись была плоскостной, объемность выражалась штрихами, перспектива - тремя планами: нижним, средним и верхним. Фигуры среднего плана были больше, чем нижнего или верхнего. На здания художник как бы смотрел сверху. Однако в XVII в., особенно во времена Шах Джахана, в миниатюрную живопись стали порой проникать европейские сюжеты (например, мадонна с младенцем) и некоторые европейские приемы: так, на некоторых фигурах выпуклости стали передавать светотенью. Краски были естественные, главным образом минеральные, и не выцвели до наших дней. В Декане получила развитие миниатюра в основном того же стиля, что и в Агре. Однако в отличие от могольской она была слишком детализирована. В XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но в мелких раджпутских княжествах развились новые школы живописи, получившие название «пахари» (опорные). Художниками в Могольской Индии являлись как выходцы из Герата и Персии, так и индусы.

) сохранялись все признаки аграрного об-щества .

Население

«Страна чудес», Индия, в Новое время на самом деле была значительно разнообраз-нее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племен: земле-дельцы, скотоводы-кочевники, охотники.

Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была от-дельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запре-щены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.

Хозяйство

Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую об-щину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кор-мили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца про-должали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые счита-лись священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, на-оборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых расте-ний. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.

Налоги

Правители индийских государств (рад-жи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве на-местников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, во-ины не получали жалованья, и государство быстро завоевывал соседний правитель. Новый правитель восстанавливал «спра-ведливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так про-должалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей. Материал с сайта

Ремесло и торговля

Индийские города были, прежде всего, столицами правителей государств. Имен-но правитель, придворная знать и чинов-ники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если прави-тель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремес-ленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережья Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из черного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.