Михаил бакунин - биография, информация, личная жизнь. Бакунин михаил александрович

План
Введение
1 Биография
1.1 Участие в московском философском кружке Станкевича
1.2 Отъезд за границу
1.3 Начало революционной деятельности
1.4 Бакунин - руководитель восстания и его арест
1.5 Ссылка в Сибирь
1.6 Политическая деятельность в эмиграции
1.7 Теоретические работы Бакунина по анархизму
1.8 Смерть Бакунина

2 Память
3 Литературное наследие
4 Сочинения
5 Библиография

Список литературы

Введение

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (18 мая (30 мая) 1814(18140530), село Прямухино, Новоторжокский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

1. Биография

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность «прямухинской гармонии». «… Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась». Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища - Сухозанета, он был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

1.1. Участие в московском философском кружке Станкевича

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «все действительное разумно, все разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью», с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации».

1.2. Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить свое философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал свое согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределенное время. За несколько дней до отъезда он испортил отношения. В Петербурге он был обвинен Катковым в том, что будто бы рассказывал московским знакомым о его романе с М. Л. Огаревой. Это происходило на квартире Белинского и в его присутствии. Бакунин стукнул Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твердое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу. Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился. Я не гожусь теперешней России, я испорчен для нее, а здесь я чувствую, что я хочу еще жить, я могу здесь действовать, во мне еще много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократический поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Герверг решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

1.3. Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвел большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), Бакунин произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провел несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

Бакунин Михаил Александрович Баку́нин Михаил Александрович

(1814-1876), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключён в Петропавловскую, затем (1854) в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (конец 1864-65) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключён из Интернационала решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России, а так называемое «Прибавление А» к этой работе стало одним из программных документов революционного народничества.

БАКУНИН Михаил Александрович

БАКУ́НИН Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, село Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария), русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма (см. АНАРХИЗМ) , идеолог народничества. Михаил Бакунин происходил из старинного дворянского рода, родился в семье помещика. С 1829 года он учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 году был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем он служил офицером в артиллерийских частях. В 1835 году Бакунин самовольно оставил службу, но избежал наказания за дезертирство.
Во второй половине 1830-х годов он жил в Москве, с 1835 году стал участником кружка Н.В. Станкевича, где играл видную роль, познакомился с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым. Под влиянием Станкевича он заинтересовался трудами Канта и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 году Бакунин уехал в Германию, слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» в Берлинском университете, познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге). В 1842 году в журнале А. Руге «Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства» он опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта статья встретила одобрение Герцена и Белинского. В Цюрихе Бакунин познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. С 1844 года Бакунин жил в Париже, где сблизился с П.Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». Деятельность Бакунина за границей обратила на себя внимание царских властей.
В феврале 1844 года русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен Сенатом, в случае возвращения в Россию, к ссылке в Сибирь на каторгу. С середины 1840-х годов Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. 17(29) ноября 1847 года в Париже на собрании в память Польского восстания (1830-1831) Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции. В 1848 году Бакунин написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Бакунин принимал участие в Революции 1848-1849 годов, особый интерес проявлял к движениям славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), он стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам он призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции русских войск в Венгрию (1849).
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления Бакунин был арестован в Хемнице, в апреле 1850 года приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В том же году Бакунин был передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 года военным судом в Ольмюце был вновь приговорен к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением.
В 1851 году австрийские власти выдали Бакунина царскому правительству, он был доставлен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Павловича Бакунин написал «Исповедь» (опубликована в 1921), в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своем участии в них. По форме она носила характер покаяния, что можно объяснить стремлением Бакунина вырваться из тюрьмы, однако, по мнению председателя Государственного совета А.И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного». Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. После воцарения Александра II Николаевича в 1857 году его отправили в ссылку в Восточную Сибирь, где он жил в Томске и Иркутске. В 1861 году Бакунин получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Михаил Александрович пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Великобританию. В Лондоне в 1862-1863 годах он сотрудничал в «Колоколе» с Герценом и Огаревым, с которым вскоре разошелся в политических взглядах - Герцен осуждал бакунинский авантюризм. Бакунин был связан с первой организацией «Земля и воля», в начале 1863 года принял участие в Польском восстании (1863-1864).
В 1864 году он обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». В конце 1864 года Бакунин вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал). К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Бакунина, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. В 1867 году он переехал в Швейцарию, неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе.
Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873). Он отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта. История, по Бакунину представляет собой эволюционный процесс, переход человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество должно представлять собой строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Анархистская теория Бакунина во многом соприкасается с учением М. Штирнера.
Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 1860-1870-х годах к материалистам и атеистам, Бакунин в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта.
Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании России.
В 1868 году в Женеве Бакунин основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste) и добивался ее принятия в Интернационал как самостоятельной международной организации. Получив отказ, Бакунин объявил о роспуске Альянса, на самом деле сохранив его тайно. Эта организация должна была играть роль анархистского авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии, так и в теоретических расхождениях.
В 1868-1870 годах активизировались связи Бакунина с русским революционным движением. Под его редакцией в 1868 году в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 году Бакунин сблизился с С.Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал «Народная расправа». Через Нечаева вождь анархизма рассчитывал распространить на Россию влияние своей тайной анархистской международной организации. Однако после разоблачения Г.А. Лопатиным сущности Нечаева разошелся с последним.
К 1869-1870 годам относится ряд печатных обращений Бакунина к русской демократической молодежи. Его книга «Государственность и анархия» (1873) оказала идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин называл русского крестьянина прирожденным социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Бакунин подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Под прямым воздействием Бакунина сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 1870-х годов и преобладало в нем в течение ряда лет. Наиболее ярко оно проявилось в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к революционному восстанию. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 1870-х годов заметную эволюцию. Помимо чисто бакунистских кружков (С.Ф. Ковалика), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, в кружке «москвичей». Взгляды Бакунина оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 1870-х годов, «Народной воли».
Во время Франко-прусской войны (1870-1871) Бакунин участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870). В 1872 году на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. Раскол привел к прекращению деятельности Первого Интернационала. В 1874 году он возглавлял выступление анархистов в Болонье (Италия). Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал революционные акции. Он умер в Берне, там и похоронен.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Бакунин Михаил Александрович" в других словарях:

    Род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил… … Большая советская энциклопедия

    Бакунин Михаил Александрович - (1814—1876), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829—33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1814 76) российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30 х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Бакунины … Биографический словарь

    - (1814 76), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829 33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу, участник… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1814 1876) рус. революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г … Философская энциклопедия

    Бакунин Михаил Александрович - (Bakunin, Mikhail) (1814 76), рус. революционер, ведущий теоретик анархизма и основатель рос. движения народни чества. Служил в императорской армии до 1835 г. За участие в европ. революциях 1848 г. сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки и… … Всемирная история

Михаил Александрович Бакунин, известный революционер, основатель анархизма , родился в 1814 г., в состоятельной помещичьей семье. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени и принимал близкое участие в декабристском движении . Сохранилось предание, что ему принадлежала редакция проекта декабристской конституции. Михаил Бакунин воспитывался в артиллерийском училище, но курса не кончил и был выпущен прапорщиком в артиллерию. В 1838 г. он вышел в отставку и стал заниматься науками, особенно философией. В это время Бакунин близко сошелся с кружком Станкевича и считался между своими товарищами знатоком философии Гегеля , изучение которой было тогда весьма распространено.

В 1841 г. Михаил Бакунин поехал в Берлин, где, продолжал заниматься философией и посещал лекции, берлинского университета. В 1842 г., мы видим Бакунина в Дрездене, где он сблизился с известным радикалом Арнольдом Руге. Здесь он принял участие в издаваемом последним журнале революционной германской партии, «Немецкий ежегодник», в котором, под псевдонимом Жюль Элизар, были напечатаны его первые статьи – «Реакция в Германии». В этих статьях, обративших на себя большое внимание, уже сказывается то политическое направление, которого затем держался Михаил Александрович. Часто повторяющееся здесь выражение, – Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust («В сладости разрушения есть творческое наслаждение» или, в другом переводе «Страсть к разрушению есть творческая страсть»), вполне характеризует будущего Бакунина.

Михаил Бакунин в 1843

В 1843 г. он переселился в Париж. Здесь Бакунин перезнакомился сразными передовыми деятелями и мыслителями, с рабочими, социалистическими кружками и, между прочим, с Прудоном , которого познакомил с философией Гегеля. Но самым важным для него было сближение с польскими эмигрантами, бежавшими во Францию вслед за подавлением восстания 1830-1831 . После этого Михаил Бакунин он сделался одним из самых ревностных пропагандистов польской и общеславянской революции. Это был последний фазис в жизни Бакунина, предшествовавший периоду его полного развития, когда он выработал из себя полный (почти отвлеченный) тип космополита-революционера, не признававший никаких исторических, бытовых или географических условий для определения судьбы и деятельности народов, упразднявший классы, расы и государства, с тем чтобы на обломках создать один общий образец рабочей жизни.

В 1847 г., на юбилейном торжестве годовщины польского восстания 1830 г., Бакунин произнёс свою известную речь, побуждая поляков к продолжению борьбы против России. Речь эта повела к его изгнанию министерством Гизо , из Парижа и навсегда закрыла для него возможность возврата на родину. После Февральской революции 1848 , Бакунин опять возвратился (из Брюсселя) в Париж, где теперь нашел подходящую почву для своей пропаганды всеобщего равенства, освобождения славян, постоянной революции и войны до избиения последнего врага. Однако, и революционный префект Парижа, Коссидьер, старавшийся восстановить некоторый порядок, после баррикад нашел неудобным такого сотрудника и, под благовидным предлогом, отделался от Бакунина, которого послали делегатом на славянский конгресс в Праге, закончившийся беспорядками, в которых Бакунин принимал горячее участие.

Отсюда он вынужден был бежать в Дрезден, где скрывался у своих политических друзей, до начала майской катастрофы. Когда в Дрездене началось восстание, он сделался одним из главарей революционной партии и, как бывший артиллерийский офицер, руководил военными операциями при защите города, осажденного пруссаками. Когда Дрезден был взят, Михаил Бакунин бежал из города, но был схвачен по дороге, в ночь с 9 на 10 мая, и посажен в замок Кенигштейн.

После двухлетнего заключения, в мае 1850 г., Бакунина приговорили к смертной казни, но приговор этот был смягчен и заменен вечным заключением. Однако, вскоре после того, он был передан, по неизвестной причине, в руки австрийских властей. Здесь его опять приговорили к смертной казни, которая, вследствие смягчения приговора, была заменена вечным заключением в Ольмюце, где Бакунин просидел полгода, прикованный к стене. Вскоре, вероятно, не желая содержать у себя чужого преступника, Австрия передала его русскому правительству. Как человек опасный, Бакунин содержался до 1854 г. в Петропавловской крепости, а потом был переведен в Шлиссельбург.

Со вступлением на престол (1855) императора Александра II участь Бакунина была смягчена, и его сослали на житье в Восточную Сибирь, с правом поступления на государственную службу. Здесь, проживая в Иркутске, он имел возможность отдохнуть и поправить свое здоровье. В 1860 г., под предлогом торговых дел, Михаил Александрович пробрался на Амур, откуда на американском торговом судне, через Японию и Сан-Франциско, бежал в Лондон.

Здесь Бакунин возобновил сношения с Огаревым и Герценом , издававшими известный «Колокол». В 1863 г., во время нового польского восстания , он появился в Стокгольме, чтобы поддерживать намеченную морскую экспедицию против России к берегам Балтийского моря, но план этот потерпел неудачу.

После того, проживая в Англии, Швейцарии и Швеции, Михаил Бакунин принимал участие в делах так называемого Первого Интернационала (международного общества рабочих). Его попытка основать внутри этого общества, особый революционный союз (alliance), преследовавший цели всемирной анархии, к которому, главным образом, примкнули представители романских народов, вооружили против него вожаков Интернационала, с Карлом Марксом во главе. В 1872 г. на конгрессе в Гааге, Бакунин, вместе со многими товарищами, был исключен из него и подвергся преследованию социал-демократической прессы, в особенности Маркса. Вскоре после того и сам Интернационал распался.

В России анархистское учение Бакунина стало основой идеологии бунтарского народничества . Последние годы своей жизни Михаил Бакунин проводил, главным образом, в Локарно (итальянская Швейцария) в небольшой вилле, подаренной ему одним из его почитателей. Он умер и похоронен в Берне в 1876 г.

Литература о Бакунине

А. И. Герцен, Былое и Думы

«Замечательное десятилетие» П. В. Анненкова, Вестник Европы, 1880 г. №№ 1 – 5

«Бакунин в Швейцарии», Северный Вестник, 1898 г., № 5.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор "Альянса социалистической демократии". С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

+ + +

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876). Идеолог анархизма, окончил артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н. Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К- Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний. Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном движении Италии. В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 - 74 гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В 1873-1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы. Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.

Использован материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

Другие биографические материалы:

Члены "Народной Воли" и др. (биографический справочник).

Народная воля , революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г.

Земля и воля , тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг.

Петрашевцы , участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).

Сочинения:

Собр. соч. и писем, т. 1-4. М., 1934-35;

Избр. соч., т. 1-5. Пб.-М., 1919-21;

Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Анархия и порядок. М., 2000;

Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.

Литература:

Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3

Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;

Демин В. Бакунин. М., 2006;

Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993

Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991

Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.

Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;

Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А. Бакунина. М., 1990;

Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;

Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915;

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»);

Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;

Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;

Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987;

История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).

Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В. Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.

анархизм прудон бакунин диалектика

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма -- пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.

Александр Блок писал: «Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее искупительного огня... Займем огня у Бакунина». Главное душевное качество Мишеля (так Бакунина называли и подростком -- в кругу семьи -- и стариком -- в кругу швейцарских рабочих) -- это, по собственному признанию выдающегося анархиста, «любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной жизни».

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были Н.В. Станкевич, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, Г. Гервег, Р. Вагнер, Ж. Санд, А. Мицкевич, П.Ж. Прудон, А. Руге, В. Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

В юности -- увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в родном доме в селе Прямухине. Затем -- переход к практической революционной деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и Шлиссельбурга, где в результате «человеколюбивого обращения», Бакунин лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в «Колоколе» Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса...

Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье), организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии, сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с «Землей и Волей» 1860-х гг., участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление созданных им организаций, написанных программ и уставов заняло бы несколько страниц. В конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне (эта победа, как пророчески предвидел Бакунин, наряду с оппортунизацией части рабочего движения, предвещала длительное и повсеместное торжество реакции, бюрократии и милитаризма в Европе) -- М.А.Бакунин не был морально сломлен, хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.

Конечно, Бакунин не был «рыцарем без страха и упрека», непогрешимым во всех своих поступках. В своей поистине фантастической деятельности он допускал немало ошибок, которые могут быть поставлены ему в вину. Большинство из них, впрочем, связаны с его способностью чрезмерно увлекаться и увлекать других открывающимися перспективами, порой идеализируя эти перспективы и, по выражению Герцена, «путая второй месяц беременности с девятым». Бакунин нередко принимал желаемое за действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал неразборчивые поступки -- блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-заговорщической стороной революционной работы. Бакунин, безусловно, несет моральную ответственность за отдельные националистические (антинемецкие и антиеврейские) выпады, встречающиеся в его работах, и за деятельность С.Г.Нечаева.

Но -- не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Бакунин в своей жизни сумел сделать бесконечно много. П.А.Кропоткин, общавшийся со швейцарскими рабочими-анархистами, знавшими Бакунина, особо отмечает: «Поразило меня больше всего то, что нравственное влияние Бакунина чувствовалось даже сильнее, чем влияние его как умственного авторитета».

Будучи крупнейшим знатоком философии Гегеля, Бакунин предпочел жизнь и борьбу философским абстракциям, сумел воплотить в жизнь то, что проповедовал на словах. Личность Бакунина представляла собой сплав огромной энергии, воли к жизни и борьбе, пророческого, проповеднического, ораторского и философского дара, способности зажигать людей и вести их за собой, личного обаяния, организаторских талантов, самоотверженности, искренности и бескорыстия. Говоря о Бакунине-теоретике, назовем его главные работы: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Следуя своему знаменитому принципу: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!», М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию. Вообще, Бакунин отдавал жизни примат перед наукой, полагая, что мысль, наука никогда не способна охватить и постичь жизнь во всей ее полноте, все предвидеть и управлять человеческими действиями. Отсюда, кстати, вытекали и горячие возражения великого бунтаря против идеи позитивистов и марксистов об управлении обществом учеными, которые, по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать живых людей на прокрустовом ложе своих доктрин и теорий.

Не имея возможности детально излагать здесь бакунинские идеи, отметим лишь, что их краткой формулой можно считать название одной из программных речей анархиста: «Федерализм, социализм и антитеологизм». Богу и религии он противопоставлял «антитеологизм», новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации -- федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации -- социализм и коллективную собственность трудящихся («Коллективизм» -- таково одно из самоназваний бакунизма).

Бакунин был воинствующим богоборцем, считавшим Бога персонифицированным тираном, а религию -- обоснованием земного деспотизма и вечного человеческого несовершенства и конформизма.

Много ярких и страстных страниц посвятил Бакунин всесторонней критике государства и его разрушительного влияния на людей -- как управляемых, так и управляющих. «Государство -- это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности, -- писал русский анархист. -- Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с цепью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». Бакунин считал, что произвол, чинимый над человеком и обществом, государство напыщенно именует «законом». Государство, по Бакунину, является не чем иным, как «официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и ужасного ребенка -- народа». Поскольку всякая власть стремится себя увековечить, «ребенок» никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека. «Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему все остальное. Но остальное -- это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, -- это сама сущность моей свободы, это все». «Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен».

Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование управляемыми массами. Проблемы государства и социальной революции Бакунин анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма, милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов, чьи народные идеалы пронизаны стремлением к свободе и самоуправлению. Надо признать, что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение получило наибольший размах в 1860-1870-е гг. и позднее.

В своих произведениях Бакунин дает блестящую, последовательную критику государственного социализма (прежде всего марксистского), которая оказалась во многом пророческой. Не веря во временный характер предлагавшейся Марксом «диктатуры пролетариата» (поскольку всякая диктатура стремится себя увековечить), отрицая марксистскую идею правления «научных социалистов» и возможность введения социализма через тотальное огосударствление общественной жизни и производства, Бакунин показывал: поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом, уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению нового класса -- «красной бюрократии», идущей на смену старым эксплуататорским классам.

Бакунин призывал к Социальной Революции, разрушающей классово-государственные институты современного общества и заменяющей их безгосударственно-социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. Главной силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат («чернорабочий люд»), а в России -- крестьянство.

Таким образом, Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развил его и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось широкое распространение анархизма -- прежде всего в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции и в некоторых других странах. Наиболее заметным проявлением этого процесса явилось возникновение анархистского крыла в Международном товариществе рабочих (Первом интернационале) и Парижская Коммуна, в которой анархисты сыграли одну из главных ролей.

Воздействие Бакунина как личности, как мыслителя и как пропагандиста было огромно. Большинство секций Интернационала поддерживало его идеи. Это привело к неизбежному столкновению с К.Марксом. Об этом столкновении П.А.Кропоткин писал так: «Разлад между марксистами и бакунистами отнюдь не был делом личного самолюбия. Он представлял собою неизбежное столкновение между принципами федерализма и централизации, между свободной коммуной и отеческим управлением государствам, между свободным и творческим действием народных масс и законодательным улучшением существующих условий, созданных капиталистическим строем».

Промарксистский Генеральный совет Интернационала вел борьбу с Бакуниным довольно постыдными методами; в ход было пущено все: закулисные аппаратные интриги; организация фиктивных секций, создавших мнимое марксистское большинство на Лондонской конференции 1871 г. и на Гаагском конгрессе 1872 г.; бездоказательные обвинения, клевета и т.п. Однако даже достигнутая подобными средствами «победа» Маркса оказалась Пирровой -- после «исключения» Бакунина из Интернационала «весь Интернационал восстал против недостойной комедии Гаагского съезда, так грубо подтасованного Главным Советом». Почти все секции Интернационала: бельгийские, французские, английские, испанские, итальянские, голландские, швейцарские и американские -- отвергли решения, принятые в Гааге, и отказались подчиниться Генеральному совету, поддержавшему Маркса. Большинство этих секций, соединившись, образовали новый, анархический Интернационал, просуществовавший до 1879 г.. Попытка Маркса превратить Международное товарищество рабочих в централизованную партию, исповедующую одну -- «научно-социалистическую» -- доктрину, полностью провалилась.

Поддержавшие Бакунина в его антиавторитарных и федералистских тенденциях секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархического движения в 1870-е гг. В некоторых странах, где был высок уровень социальной напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, в Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, в Бельгии) сложились мощные открыто действующие рабочие союзы анархической направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация (в Швейцарии).

Наиболее грандиозным выступлением народных масс, в котором анархисты сыграли видную роль, конечно, стала Парижская коммуна (март-май 1871 г.).

Анархисты (прудонисты) составляли значительную часть Совета Коммуны, и именно на их плечи легла вся позитивная, собственно социалистическая деятельность, Важнейшим мероприятием Коммуны в социально-экономической сфере, осуществленным по инициативе прудонистов, был принятый 16 апреля 1871 г. декрет о передаче бездействующих предприятий, брошенных бежавшими из Парижа предпринимателями, в руки рабочих производственных ассоциаций. Этой и другими подобными мерами прудонисты стремились подготовить создание мощного сектора коллективизированных самоуправляющихся предприятий, альтернативных и частнокапиталистическим, и государственным. Декларация «К французскому народу», принятая Парижской коммуной 19 апреля, провозглашала вполне анархические идеи: федерализм, децентрализацию, самоуправление и автономию коммун -- в качестве принципов устройства будущей социалистической Франции. Сама Коммуна, по признанию Карла Маркса, уже не была «вполне государством»: ликвидация чиновничьей иерархии, регулярной армии, самоуправление снизу доверху, опирающееся на принцип делегирования, -- все это куда больше походило на прудоновские и бакунинские модели общества, нежели на марксистскую «диктатуру пролетариата». Известно, что, учтя опыт Коммуны, Маркс, по образному выражению Ф.Меринга, снял перед ней шляпу и в работе «Гражданская война во Франции» во многом пересмотрел свою доктрину в прудоновском духе. Однако полуанархический социально-революционный эксперимент, как известно, длился недолго -- 72 дня. Коммуна была потоплена в крови версальцами, ее защитники расстреляны и сосланы. Памятником «штурмующим небо» коммунарам осталась песня -- «Интернационал», созданная участником тогдашних событий, анархистом Эженом Потье. Европа вступила в длительную полосу бюрократически-милитаристской реакции, доминирования прусского милитаризма, преследования революционеров-анархистов и перехода значительной части рабочего движения под знамена социал-демократии, предлагавшей партийно-парламентскую политическую борьбу за власть в качестве панацеи. После бурного подъема в конце 1860-х -- начале 1870-х гг. анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса, вызванного и провалом ряда восстаний, и жестокими правительственными репрессиями, и уходом части рабочих в социал-демократические партии. Впрочем, в эти годы анархо-движение продолжало расти вширь: выходило множество анархических изданий, брошюр и листовок.