Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь. Произведения Булгакова. Список самых знаменитых произведений Михаила Булгакова Что почитать у булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию. Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов. Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

Романы: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Записки покойника;

Повести: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце";

Пьеса "Иван Васильевич".

Роман "Белая гвардия" (годы создания - 1922-1924)

Список "лучшие произведения Булгакова" открывает "Белая гвардия". В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя. Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием "Россия". Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны - советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская - лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что "небу станет жарко...". "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы "Дни Турбиных". Возник также и ряд экранизаций.

Повесть "Дьяволиада" (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть "Дьяволиада". В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему "маленького человека", который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой. Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе "Недра".

Повесть "Роковые яйца" (год создания - 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть "Роковые яйца". События ее происходят в 1928 году. Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы - они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их "оригиналы". Существует лишь один недостаток - данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор. Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца. Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются - они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с "Пищей богов" - романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести "Роковые яйца"

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения "Мастер и Маргарита", как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть "Собачье сердце" (1925 год)

Произведение, которое написал Булгаков Михаил ("Собачье сердце"), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году. Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент - совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения "Собачье сердце"

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера вышедшей в 1988 году.

Роман "Мастер и Маргарита" (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф... Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов - то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита", таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул "мастер".

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе "Мастер и Маргарита": "Чтобы знали... Чтобы знали".

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами. Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись. Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

"Театральный роман", или "Записки покойника" (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга "Театральный роман" осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: "Театральный роман" и "Записки покойника". Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман - самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений. Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса "Иван Васильевич" (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, "Иван Васильевич", предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени. Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века. Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании "веселой пьесы" с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, "Блаженство", в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием "Иван Васильевич меняет профессию".

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер.

В 1901- 1909 годах учился в Первой киевской гимназии, окончив которую, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Там учился в течение семи лет и подал рапорт для службы врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья получил отказ.

В 1914 году с началом Первой мировой войны работал врачом в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольске и Черновицах, в Киевском военном госпитале. В 1915 году венчался с Татьяной Николаевной Лаппа. 31 октября 1916 года получил диплом «в степени лекаря с отличием».

В 1917 году впервые употребил морфий для снятия симптомов прививки от дифтерии и пристрастился к нему. В этом же году побывал в Москве и в 1918 году вернулся в Киев, где начал частную практику врача-венеролога, перестав употреблять морфий.

В 1919 году во время Гражданской войны Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в Вооруженные силы Юга России, потом перешел в Красный крест. В это время начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б. Заболел тифом в 1920 году и остался во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б., пишет и публикует в 1922 -1923 годах «Записки на манжетах», участвует в литературных кружках «Зеленая лампа», «Никитинские субботники».

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской. В этом году написаны повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», опубликованы сатирические рассказы «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца».

В 1926 году с большим успехом была поставлена пьеса «Дни Турбиных» во МХАТе, разрешенная по личному указанию И.Сталина,14 раз посещавшего ее. В театре им. Е.Вахтангова с большим успехом состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира», которая шла с 1926 по 1929 годы. М.Булгаков переезжает в Ленинград, там встречается с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным и несколько раз вызывается на допросы в ОГПУ по поводу своего литературного творчества. Советская пресса интенсивно ругает творчество Михаила Булгакова - за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и положительных.

В 1927 году написана пьеса «Бег».

В 1929 году Михаил Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей его третьей женой в 1932 году.

В 1929 году произведения М. Булгакова перестали печататься, пьесы были запрещены к постановке. Тогда 28 марта 1930 года он написал письмо советскому правительству с просьбой либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе в Москве. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал обратиться во МХАТ с просьбой о зачислении.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе в Москве режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» - «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Советский союз писателей и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либбретист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» об И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. Был диагностирован гипертонический нефросклероз, стало падать зрение и писатель снова начал употреблять морфий. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Жена оформляет доверенность на ведение всех дел мужа. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован только в 1966 году и принес мировую известность писателю.

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, 11 марта скульптор С.Д. Меркулов снял с его лица посмертную маску. М.А. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле по ходатайству жены был установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «голгофой».

Перед талантом этого замечательного русского и советского писателя можно низко преклонить голову. Самые известные произведения Булгакова практически все по косточкам разобраны на цитаты. Своим учителем Михаил Афанасьевич считал Гоголя, он подражал ему и тоже стал мистиком. До сих пор у литераторов нет единого мнения в том, был ли Булгаков оккультистом. Но он был великим драматургом и театральным режиссером, автором множества фельетонов, рассказов, пьес, киносценариев, инсценировок и оперных либретто. Произведения Булгакова ставились в театрах и снимались в кино. Когда появились его первые драматургические опыты, он написал своему родственнику, что он запоздал на четыре года с тем, что давно должен был начать - писать.

Михаил Булгаков, книги которого почти всегда на слуху, стал настоящим классиком, которого потомки никогда уже не забудут. Он предрек судьбу своих произведений одной гениальной фразой: «Рукописи не горят!»

Биография

Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Будущий писатель, окончив гимназию, поступил в медицинский институт родного города, желая пойти по стопам своего известного дяди Н. М. Покровского. В 1916 году после окончания учебы он практиковался несколько месяцев в прифронтовой зоне. Потом работал врачом-венерологом, а в период гражданской войны умудрился поработать и у белых, и у красных и остаться в живых.

Произведения Булгакова

Насыщенная литературная жизнь его началась после переезда в Москву. Там в известных издательствах он печатает свои фельетоны. Затем пишет книги «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925 г.). За ними создает пьесу «Дни Турбиных». Произведения Булгакова вызывали резкую критику у многих, но как бы то ни было, с каждым написанным им шедевром почитателей становилось все больше и больше. Как писатель он пользовался огромным успехом. Затем, в 1928 году, у него возникла мысль о написании романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 писатель работал над пьесой о Сталине «Батум», а когда она была уже готова к постановке и Булгаков отправился вместе с женой и коллегами в Грузию, вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось о том, что Сталин считает неуместным ставить о себе пьесу. Это сильно подорвало здоровье писателя, он стал терять зрение, а потом врачи диагностировали у него болезнь почек. От боли Булгаков опять стал употреблять морфий, который он принимал еще в 1924 году. В это же время писатель додиктовывал жене последние листы рукописи «Мастер и Маргарита». Через четверть века на страницах были обнаружены следы наркотика.

Он умер в 48 лет 10 марта 1940 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Михаил Булгаков, книги которого со временем стали настоящими бестселлерами, если говорить современным языком, и до сих пор ворошат умы человеческие, которые пытаются разгадать его коды и послания, был действительно великим. Это факт. Произведения Булгакова до сих пор актуальны, они не потеряли своего смысла и увлекательности.

Мастер

«Мастер и Маргарита» - роман, ставший настольной книгой миллионов читателей, и не только соотечественников Булгакова, но и всего мира. Прошло уже несколько десятков лет, а сюжет и до сих пор будоражит умы, притягивает мистикой и загадками, которые наталкивают на разные философские и религиозные размышления. «Мастер и Маргарита» - роман, изучаемый в школах, и это даже при том, что не каждый подкованный в литературе человек может понять замысел этого шедевра. Писать роман Булгаков начал в 20-х годах, затем со всеми поправками в сюжете и названии работа окончательно была оформлена в 1937 году. Но в СССР полная книга вышла лишь в 1973 году.

Воланд

На создание романа повлияло увлечение М. А. Булгакова разной мистической литературой, германской мифологией XIX века, Святым Писанием, «Фаустом» Гете, а также многими другими демонологического плана произведениями.

Импонирует многим один из главных персонажей романа - Воланд. Не особо вдумчивым и доверчивым читателям этот Князь Тьмы может показаться ярым борцом за справедливость и добро, выступающим против пороков людей. Есть еще мнения, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина. Но Воланд не так прост для понимания, это персонаж очень многогранный и тяжелый, это тот образ, который и определяет настоящего Искусителя. Это настоящий прототип Антихриста, которого люди должны воспринять как нового Мессию.

Повесть

«Роковые яйца» - еще одна фантастическая повесть Булгакова, опубликованная в 1925 году. Своих героев он перемещает в 1928 год. Главный герой - гениальный изобретатель, профессор зоологии Персиков, однажды делает уникальное открытие - он обнаруживает некий феноменальный стимулятор, красный луч жизни, который, воздействуя на живые зародыши (эмбрионы), заставляет их развиваться быстрее, и они становятся крупнее, чем их обычные аналоги. А еще они агрессивны и невероятно быстро размножаются.

Ну и дальше в произведении «Роковые яйца» все развивается точно, как в словах Бисмарка о том, что революцию готовят гении, совершают ее фанатики-романтики, а вот плодами пользуются проходимцы. Так и получилось: Персиков стал тем самым гением, создавшим революционную идею в биологии, Иванов - фанатиком, который воплотил идеи профессора в жизнь, построив камеры. А проходимец - Рокк, который непонятно откуда появился и так же внезапно пропал.

По мнению филологов, прототипом Персикова мог быть русский биолог А. Г. Гурвич, который открыл митогенетическое излучение, и, собственно, вождь пролетариата В. И. Ленин.

Пьеса

«Дни Турбиных» - пьеса Булгакова, созданная им в 1925 году (во МХАТЕ захотели поставить спектакль по его роману «Белая гвардия»). Сюжет был основан на воспоминаниях писателя времен гражданской войны о падении режима украинского гетмана Павла Скоропадского, затем о приходе к власти Петлюры и его изгнании из города революционерами-большевиками. На фоне постоянной борьбы и смены власти параллельно проявляется семейная трагедия четы Турбиных, в которой ломаются устои старого мира. Булгаков тогда жил в Киеве (1918-1919 гг.) Через год пьеса была поставлена, затем ее неоднократно редактировали и меняли название.

«Дни Турбиных» - пьеса, которую сегодняшние критики считают вершиной театрального успеха писателя. Однако в самом начале ее сценическая судьба была сложна и непредсказуема. Пьеса пользовалась огромным успехом, но вызвала разгромные критические отзывы. В 1929 году ее убрали из репертуара, Булгакова стали обвинять в мещанстве и пропаганде белого движения. Но по указанию Сталина, который полюбил эту пьесу, спектакль был восстановлен. Для писателя, который перебивался случайными заработками, постановка во МХАТе была практически единственным источником дохода.

О себе и о бюрократии

«Записки на манжетах» - повесть, которая несколько автобиографична. Булгаков написал ее в период с 1922 по 1923 год. При его жизни она не публиковалась, сегодня часть текста утеряна. Главным мотивом произведения «Записки на манжетах» стали проблемные отношения у писателя с властью. Он очень подробно описывал свою жизнь на Кавказе, диспут об А. С. Пушкине, первые месяцы в Москве и желание эмигрировать. Булгаков действительно намеревался бежать за границу в 1921 году, но у него не оказалось денег для того, чтобы заплатить капитану судоходной машины, идущей в Константинополь.

«Дьяволиада» - повесть, которая была создана в 1925 году. Булгаков назвал себя мистиком, но, несмотря на заявленный мистицизм, содержание этого произведения составляли картины обычного каждодневного быта, где вслед за Гоголем он показал неразумность и нелогичность общественного бытия. Вот из этого фундамента и состоит булгаковская сатира.

«Дьяволиада» - повесть, в которой сюжет происходит в мистическом вихре бюрократической круговерти с шелестом бумаг на столах и в бесконечной суете. Главный герой - маленький чиновник Коротков - гоняется по длинным коридорам и этажам за неким мифическим заведующим Кальсонером, который то появится, то исчезнет, то вообще раздвоится. В этой неустанной погоне Коротков теряет и самого себя, и свое имя. И тогда он превращается в жалкого и беззащитного человечка. В итоге Короткову, чтобы вырваться из этого заколдованного круговорота, остается одно - броситься с крыши небоскреба.

Мольер

«Жизнь господина де Мольера» - романизированная биография, которая, как и многие другие произведения, не была издана при жизни автора. Только в 1962 году издательство «Молодая гвардия» опубликовало ее в цикле книг «ЖЗЛ». В 1932 году Булгаков заключает договор с журнально-газетным издательством и для цикла «ЖЗЛ» пишет о Мольере. Через год он работу окончил и сдал. Редактор А. Н. Тихонов написал отзыв, в котором он признавал талант Булгакова, однако в общем рецензия получилась отрицательной. Главным образом ему не понравилась немарксистская позиция и то, что в повествовании есть рассказчик («развязный молодой человек»). Булгакову предлагалось переделать роман в классическом духе исторического повествования, но писатель категорически отказался. Рукопись также прочитал Горький и тоже отрицательно о ней отозвался. Булгаков хотел несколько раз встретиться с ним, но все попытки остались безуспешными. Произведения Булгакова по понятным причинам часто не нравились советскому руководству.

Иллюзия свободы

В своей книге Булгаков поднимает очень важную для него тему на примере Мольера: власть и искусство, насколько свободным может быть художник. Когда терпение Мольера иссякло, он воскликнул, что ненавидит королевскую тиранию. Точно так же Булгаков ненавидел тиранию Сталина. И чтобы хоть как-то уговорить самого себя, он пишет, что, оказывается, зло заключено не в верховной власти, а в окружении вождя, в чиновниках и газетных фарисеях. В 30-е действительно существовала та немалая часть интеллигенции, которая верила в невиновность и непричастность Сталина, вот и Булгаков подпитывал себя подобными иллюзиями. Михаил Афанасьевич пытался осознать одну из особенностей художника - роковое одиночество среди людей.

Сатира на власть

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала очередным шедевром Булгакова, который он написал в 1925 году. Самое распространенное политическое толкование сводится к идее «русской революции» и к «пробуждению» социального сознания пролетариата. Один из главных героев - Шариков, получивший большое количество прав и свобод. И тогда у него быстро обнаруживаются эгоистические интересы, он предает и уничтожает и тех, кто ему подобен, и тех, кто его наделил всеми этими правами. Конец этого произведения показывает, что судьба создателей Шарикова предрешена. В своей повести Булгаков как будто бы предсказывает массовые сталинские репрессии 1930-х годов.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» многие литературоведы считают политической сатирой на правительство того времени. И вот их главные роли: Шариков-Чугункин - это не кто иной, как сам Сталин (о чем говорит «железная фамилия»), Преображенский - Ленин (тот, кто преобразил страну), доктор Борменталь (беспрерывно конфликтующий с Шариковым) - Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и т. д.

Памфлет

На собрании литераторов в Газетном переулке, где читалась рукопись, присутствовал агент ОГПУ, который отметил, что такие вещи, прочитанные в блестящем столичном литературном кружке, могут быть намного опаснее, чем выступления литераторов 101 сорта на собраниях Всероссийского союза поэтов.

Булгаков до последнего надеялся, что произведение опубликуют в альманахе «Недра», но его даже не пропустили в Главлит для прочтения, однако рукопись как-то передали Л. Каменеву, который отметил, что это произведение ни в коем случае нельзя печатать, так как оно представляет собой острый памфлет на современность. Потом в 1926 году был обыск у Булгакова, рукописи книги и дневник были изъяты, автору их вернули только через три года после ходатайства Максима Горького.

Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Причина в том, насколько соотносят те или иные исследователи его имя с оккультизмом. Интересующимся именно этим аспектом мы можем порекомендовать прочесть статью Павла Глобы. Однако в любом случае начинать ее изложение следует с детских лет, что мы и сделаем.

Родители писателя, братья и сестры

Родился Михаил Афанасьевич в г. Киеве в семье профессора богословия Афанасия Ивановича, который преподавал в духовной академии. Его мама, Варвара Михайловна Покровская, также преподавала в Карачаевской прогимназии. Оба родителя были потомственными колокольными дворянами, их деды-священники служили в Орловской губернии.

Сам Миша был в семье старшим ребенком, у него было два брата: Николай, Иван и четыре сестры: Вера, Надежда, Варвара, Елена.

Будущий писатель был худощавым, изящным, артистичным с выразительными голубыми глазами.

Образование и характер Михаила

В своем родном городе получал образование Булгаков. Биография его содержит данные об окончании в восемнадцатилетнем возрасте Первой Киевской гимназии и в двадцатипятилетнем возрасте - медицинского факультета Киевского университета. Что повлияло на формирование будущего писателя? Безвременная смерть 48-летнего отца, глупый суицид лучшего товарища Бориса Богданова из-за любви к Варе Булгаковой, сестре Михаила Афанасьевича, - все эти обстоятельства определили характер Булгакова: мнительный, подверженный неврозам.

Первая жена

В двадцать два года будущий писатель женился на своей первой супруге - Татьяне Лаппа, на год младше него. Судя по воспоминаниям Татьяны Николаевны (она прожила до 1982 г.), про этот недолгий брак можно было снимать фильм. Новобрачные умудрились до свадьбы растратить присланные их родителями деньги на фату и подвенечное платье. На венчании почему-то смеялись. Из подаренных молодоженам цветов больше всего было нарциссов. На невесте была полотняная юбка, а приехавшая и ужаснувшаяся мама успела купить ей к свадьбе блузку. Биография Булгакова по датам, таким образом, увенчалась датой свадьбы 26.04.1913 г. Однако счастью влюбленных суждено было быть недолгим: в Европе в ту пору уже запахло войной. По воспоминаниям Татьяны, Михаил не любил экономить, он не отличался расчетливостью в трате денежных средств. Для него, например, в порядке вещей было на последние деньги заказать такси. Ценные вещи часто закладывали в ломбард. Хоть молодой чете и помогал деньгами отец Татьяны, однако средства постоянно исчезали.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Выздоровление Булгакова

Исцелением Михаила Булгакова его почитатели обязаны Татьяне Лаппа, сознательно ограничивающей его в дозе. Когда он просил об инъекции дозы наркотика, то любящая супруга вкалывала ему дистиллированную воду. При этом она стоически переносила истерики мужа, хотя он однажды бросил в нее горящий примус и даже грозил ей пистолетом. Любящая супруга при этом была уверена, что стрелять он не хотел, просто ему было очень плохо…

Краткая биография Булгакова содержит в себе факт высокой любви и жертвенности. В 1918 г., именно благодаря Татьяне Лаппа, он перестал быть морфинистом. С декабря 1917 г. по март 1918 г. Булгаков живет и практикуется в Москве у своего дяди по маминой линии, успешного гинеколога Н. М. Покровского (впоследствии - прототипа профессора Преображенского из "Собачьего сердца").

Затем он вернулся в Киев, где опять начал работать врачом-венерологом. Практике помешала война. Больше он к лечебной практике не возвращался…

Первая мировая и Гражданская война

Первая мировая ознаменовала для Булгакова переезды: вначале он работал врачом вблизи линии фронта, затем был направлен работать в Смоленскую губернию, а потом в Вязьму. Во время Гражданской войны с 1919 по 1921 г. его как врача дважды мобилизовывали. Сначала - в армию Украинской Народной Республики, затем - в белогвардейские Вооруженные силы Юга России. Этот период его жизни позже нашел свое литературное отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Один из содержащихся в нем рассказов называется «Морфий».

В 1919 г., 26 ноября, он впервые в жизни публикует статью в газете «Грозный», которая, по сути, представляла мрачные предчувствия белогвардейского офицера. Красной Армией у станции Егорлыцкой в 1921 г были разбиты передовые силы белогвардейцев - казачья конница… Его товарищи едут за кордон. Однако эмигрировать Михаилу Афанасьевичу не дает… судьба: он заболевает тифом. Во Владикавказе лечится от смертельной хвори и выздоравливает Булгаков. Биография его фиксирует переориентацию целей жизни, верх берет творческое начало.

Драматург

Михаил Афанасьевич, изможденный, в форме белого офицера, но с сорванными погонами, в Терском Наробразе работает в театральной секции подотдела искусств, в русском театре. В этот период в жизни Булгакова происходит тяжелейший кризис. Денег нет вообще. Они с Татьяной Лаппа живут, продавая отрубленные части чудом уцелевшей золотой цепочки. Булгаков принял тяжелое для себя решение - больше никогда не возвращаться к врачебной деятельности. Исстрадавшимся сердцем, в 1920 г. пишет талантливейшую пьесу «Дни Турбиных» Михаил Булгаков. Биография писателя свидетельствует о первых репрессиях против него: в том же 1920 году большевицкая комиссия его изгоняет с работы как «бывшего». Булгаков растоптан, сломлен. Затем писатель решает бежать из страны: сначала в Турцию, затем - во Францию, он переезжает из Владикавказа в Тифлис через Баку. Чтобы выжить, изменяет себе, Правде, Совести и пишет в 1921 г. комформистскую пьесу «Сыновья муллы», которую большевицкие театры Владикавказа охотно включают в свой репертуар. В конце мая 1921 г., будучи в Батуми, вызывает к себе жену Михаил Булгаков. Биография его содержит информацию о тяжелейшем кризисе в жизни писателя. Судьба жестоко мстит ему за измену совести и таланту (имеется в виду, вышеупомянутая пьеса, за которую он получил 200 000 руб. гонорара (33 серебреника). Такая ситуация повторится еще раз в его жизни).

Булгаковы в Москве

Супруги все же не эмигрируют. В августе 1921 г. Татьяна Лаппа через Одессу и Киев одна уезжает в Москву.

Вскоре, вслед за женой, Михаил Афанасьевич также возвращается в Москву (как раз в этот период расстреливают Н. Гумилева и умирает А. Блок). Их жизнь в столице сопровождают переезды, неустроенность… Непроста биография Булгакова. Краткое содержание ее последующего периода - отчаянные попытки талантливого человека реализовать себя. Михаил и Татьяна проживают в квартире (в описанной в романе «Мастер и Маргарита» - дом № 10 по ул. Большой Садовой (дом Пигита), под номером 302-бис, которую им любезно предоставил шурин филолог Земский А. М., уехавший в Киев к супруге). В доме жили скандалящие и пьющие пролетарии. Супругам было в нем неуютно, голодно, безденежно. Здесь произошел их разрыв…

В 1922 г. Михаила Афанасьевича ожидает личный удар - умирает мама. Он лихорадочно начинает работать журналистом, вкладывая свой сарказм в фельетоны.

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» - любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах ("Рабочий") и журналах ("Возрождение", "Россия", "Медицинский работник").

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

  • «Дьяволиада»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Собачье сердце».
  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку "Дни Турбиных". Затем заявил, что "Булгаков - не наш". Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР - во МХАТе, заметив, что все-таки "впечатление пьесы на коммунистов" - позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Недолгий и непрочный второй брак писателя

Первая жена Татьяна Лаппа вспоминает, что, находясь в браке с ней, Михаил Афанасьевич не однажды повторял, что должен жениться трижды. Он повторял это вслед за писателем Алексеем Толстым, который считал такую семейную жизнь ключом к славе писателя. Существует поговорка: первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от черта. Согласно ли этому надуманному сценарию искусственно складывалась биография Булгакова? Интересные факты и мистерии в ней не редкость! Впрочем, вторая жена Булгакова, Белозерская, дама светская, действительно выходила замуж за обеспеченного, перспективного писателя.

Однако с новой женой душа в душу писатель прожил всего-то года три. Пока в 1928 году «на горизонте не появилась» третья супруга писателя - Елена Сергеевна Шиловская. Булгаков еще находился во втором своем официальном браке, когда завязался этот бурный роман. Свои чувства к третьей супруге писатель с большой художественной силой описал в «Мастере и Маргарите». О привязанности Михаила Афанасьевича к обретенной женщине, с которой ощущал духовную связь, говорит тот факт, что 03.10.1932 г. ЗАГС расторг его брак с Белозерской, а 04.10.1932 г. был заключен союз с Шиловской. Именно третий брак стал для писателя главным в его жизни.

Булгаков и Сталин: проигранная партия писателя

В 1928 г., вдохновленный знакомством со «своей Маргаритой» - Еленой Сергеевной Шиловской, приступает к созданию своего романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Краткая биография писателя, впрочем, свидетельствует о начавшемся творческом кризисе. Ему нужен простор для творчества, которого нет в СССР. Мало того, на издание и постановки Булгакова существовал запрет. Несмотря на известность, его пьесы не ставили на сценах театров.

Иосиф Виссарионович, прекрасный психолог, прекрасно знал слабые стороны личности этого талантливейшего автора: мнительность, склонность к депрессиям. Он играл с писателем, как кошка играет с мышкой, имея против него неоспоримое досье. 07.05.1926 г. на квартире Булгаковых был произведен единственный за все время обыск. В руки Сталина попали личные дневники Михаила Афанасьевича, крамольная повесть "Собачье сердце". В игре Сталина против писателя был получен такой козырь, который роковым образом обусловил катастрофу писателя Булгакова. Вот вам и ответ на вопрос: "Интересная биография Булгакова ли?" Отнюдь. До тридцати лет его взрослая жизнь была вдоволь наполнена страданиями от нищеты и неустроенности, далее действительно следовало лет шесть более-менее размеренной обеспеченной жизни, но вслед за ней последовал насильственный излом личности Булгакова, болезнь и смерть.

Отказ от выезда из СССР. Роковой звонок вождя

В июле 1929 г. писатель обращается с Письмом к Иосифу Сталину, прося выезда из СССР, а 28.03.1930 г. обращается к Советскому правительству с этой же просьбой. Разрешение не давали.

Булгаков страдал, он понимал, что его выросший талант губят. Современникам запомнилась выроненная им фраза после очередного неполученного разрешения выехать: «Меня ослепили!»

Однако то был еще не окончательный удар. А он был ожидаем... Все изменил звонок Сталина 18 апреля 1930 г. В тот момент Михаил Булгаков с третьей супругой Еленой Сергеевной, смеясь, ехали в Батум (там на месте Булгаков собирался писать пьесу о молодых годах Сталина). На станции Серпухов вошедшая в их вагон женщина объявила: «Бухгалтеру телеграмма!»

Писатель, издав невольный возглас, побледнел, а затем ее поправил: «Не бухгалтеру, а Булгакову». Он ожидал... Сталин назначил телефонный разговор на это же число - 18.04.1930 г.

Днем раньше похоронили Маяковского. Очевидно, что звонок вождя можно было в равной мере назвать и своеобразной профилактикой (он уважал Булгакова, однако все же мягко прессинговал), и хитростью: в доверительной беседе вытянуть из собеседника невыгодное обещание.

В нем Булгаков добровольно отказался ехать за рубеж, чего до конца своей жизни не мог себе простить. Это был его трагический проигрыш.

Сложнейший узел взаимоотношений связывает Сталина и Булгакова. Можно сказать, что семинарист Дждугашвили переиграл и сломил и волю, и жизнь великого писателя.

Последние годы творчества

В дальнейшем весь свой талант, все свое мастерство автор сконцентрировал на романе «Мастер и Маргарита», который писал в стол, без всякой надежды на публикацию.

Созданную о Сталине пьесу «Батум» отверг секретариат Иосифа Виссарионовича, указав на методическую ошибку писателя - превращение вождя в героя романтического.

Фактически Иосиф Виссарионович приревновал, если так можно сказать, писателя к своей же харизме. С этих пор Булгакову разрешали работать лишь как театральному режиссеру.

Кстати, Михаил Афанасьевич считается одним из лучших в истории русского театра режиссеров Гоголя и Салтыкова-Щедрина (любимых своих классиков).

Все, что он писал - негласно и предубежденно, было «непроходным». Сталин его последовательно уничтожал как писателя.

Булгаков все же писал, он отвечал на удар, как это мог сделать настоящий классик... Роман о Понтии Пилате. О всесильном самодержце, тайно боящемся.

Причем первый вариант этого романа был сожжен автором. Он назывался по-другому - «Копыто дьявола». В Москве после написания его пошли слухи, что Булгаков написал о Сталине (Иосиф Виссарионович родился с двумя сросшимися пальцами на ноге. В народе это называют копытом Сатаны). Запаниковав, автор сжег первую версию романа. Отсюда впоследствии и родилась фраза «Рукописи не горят!».

Вместо заключения

В 1939 году был написан и прочитан друзьям окончательный вариант «Мастера и Маргариты». Быть впервые изданной в сокращенном варианте этой книге судилось лишь через 33 года… Жить смертельно больному Булгакову, страдающему от почечной недостаточности, оставалось недолго...

Осенью 1939 г. его зрение критически ухудшилось: он практически ослеп. 10.03.1940 г. писателя не стало. Похоронили Михаила Булгакова 12.03.1940 г. на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Булгакова до сих пор остается предметом споров. Причина в том, что советский, выхолощенный ее вариант, представляет читателю приукрашенную картину лояльности автора к Советской власти. Поэтому, интересуясь жизнью писателя, следует критически анализировать несколько источников.

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.