Михаил лазарев флотоводец. Лазарев Михаил Петрович - биография. Российский Флотоводец

Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын - вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший - контр-адмирал Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев - Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их - Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы - первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.).

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света - Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут - Палермо - Мессина - остров Занте - Наваринская бухта.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды - кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».

В 1831-1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом . Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота , а в следующем году - его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

Титульная страница «Атласа Черного моря».

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев - активный строитель Черноморского флота. История и современность».

Ссылки

Галерея изображения

Главным открытием научной экспедиции адмирала Лазарева и Беллинсгаузена является находка Антарктиды возле Земли принцессы Марты 28 января 1820 года.

Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в имении своего отца Владимирской губернии. Его родители умерли рано, поэтому по ходатайству Гаврилы Державина в 1800 году юноша был определен в Морской кадетский корпус, как и оба его брата.

В этот период наставниками учебного заведения были известные флотоводцы вице-адмирал Карцев П.К. и академик капитан 1 ранга Гамалея П.Я., которые оказали огромное влияние на воспитанников, закладывая в них твердые знания морской науки и доброе отношение к людям.

В 1803 году после блестящей сдачи экзаменов Лазарев , получил звание гардемарина и был направлен на Балтийский флот, на парусный корабль «Ярослав ». Уже в первом мореплавании будущий адмирал проявил любовь к морскому искусству.

Осенью того же года гардемарин в числе других моряков был направлен на британские корабли, на которых в течение 5 лет стажировался, осваивая все тонкости морского дела. В этих морских путешествиях юноша привязался к географии и мечтал о новых неоткрытых морях и островах.

Возвратившись в Санкт-Петербург, в начале 1808 года Михаил Лазарев успешно сдал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе и выпустился в звании мичмана. В 19 лет он уже имел богатый опыт морского офицера.

По распределению мичман Лазарев попал на корабль «Благодать » Балтийского военного флота, на котором участвовал в нескольких морских сражениях с англо-шведскими кораблями. В 1810 году он был переведен на бриг «Меркурий », который вскоре принимал участие в спасательной операции в Финском заливе. За добросовестное выполнение своих обязанностей 1 февраля 1811 года Михаилу Лазареву было присвоено звание «лейтенант».

С началом русско-французской войны 1812 года молодой человек проходил службу на Балтике на бриге «Феникс » под руководством капитана 2 ранга Толубьева. Этот корабль регулярно вел крейсерство в Финском заливе и лишь иногда заходил в порт для пополнения запасов.

Осенью 1813 года, когда бриг «Феникс » с командой вернулся в Кронштадт, Михаил Лазарев уже имел за плечами опыт одиннадцати миссий и характеризовался морским руководством как опытный и искусно владеющий морскими знаниями офицер, при этом он был авторитетным командиром, способным выполнить задачу любой сложности.

Михаил Лазарев был не только прекрасным морским офицером, он стал непосредственным участником нескольких кругосветных плаваний. В 1813 году под его командованием корвет «Суворов» доставил разнообразные грузы для русских поселений в Северной Америке. Во время этого мореплавания были открыты несколько атолловых островов бескрайнего Тихого океана, впоследствии названых островами Суворова. И только через два с лишним года сквозь многочисленные штормы парусник благополучно прибыл в Кронштадт.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев

шлюп «Восток»

шлюп «Мирный»

В период с 1819 по 1821 год лейтенант Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который командовал шлюпом «Восток ». Подборкой экипажей, а это около 200 человек, а также подготовкой необходимого сопутствующего обеспечения, занимался Михаил Лазарев, который был назначен командиром 20-пушечного шлюпа «Мирный ».

Согласно миссии Адмиралтейства парусные корабли должны были осмотреть остров Южного Георгия, потом направиться к «Земле Сандвича», и, пройдя ее с восточной стороны, идти на юг насколько это возможно. Кроме этого, экспедиция должна была произвести научные описания астрономических категорий, наблюдений за приливами и отливами, полярного сияния и так далее.

Итак, 4 (16) июля 1819 года, шлюпы «Восток » и «Мирный » вышли из порта Кронштадт и направились в Рио-де-Жанейро. После этого корабли взяли курс на остров Южная Джорджия, открытого Джеймсом Куком в 1775 году. В результате мореплавания на географическую карту были нанесены мысы этого удивительного острова, которые были названы фамилиями членов экипажей. От Южной Джорджии экспедиция взяла курс на восток к «Земле Сандвича», осмотрев которую было установлено, что это архипелаг, который впоследствии получил наименование Южные Сандвичевы острова. Оттуда корабли пошли на восток.

В январе 1820 года шлюпы «Восток » и «Мирный » довольно близко подошли к антарктическому материку на траверзе Земли принцессы Марты. Это и стал крайний пункт, достигнутый научной экспедицией. В ходе мореплавания были открыты несколько неизвестных островов.

По Тихому океану экспедиция обошла южный материк, сделав еще несколько географических открытий - найдено десяток неизвестных островов. После пополнения запасов в порту Рио-де-Жанейро шлюпы «Восток » и «Мирный » взяли курс в родной порт, куда прибыли 24 июня 1821 года. Труды научной экспедиции, которая провела в море 751 день, легли в основу Описания, которое составило два тома и атласом карт.

Результаты кругосветного мореплавания Беллинсгаузена и Лазарева считаются одними из самых значительных в истории географических экспедиций. За время похода парусные корабли обошли вокруг всей Антарктиды, открыли и нанесли на карту немалое число островов и изобразили уникальную коллекцию превосходных видов животных, обитающих на южном материке.

После успешного возвращения из похода в июле 1821 года Михаил Петрович Лазарев получил звание капитан 2 ранга.

В период с 1822 по 1825 год флотоводец осуществил свою третью кругосветку, находясь на должности командира 36-орудийного фрегата «Крейсер ». Целью путешествия были исследования по океанографии и метеорологии. проходило по маршруту Кронштадт - Рио-де-Жанейро - мыс Доброй Надежды - Русская Америка - мыс Горн - Кронштадт. За прекрасное выполнение поставленной задачи Лазарев был произведен в капитана 1 ранга и награжден орденом.

После подписания 24 июня 1827 года русско-англо-французского договора о совместном выступлении против Турции началась усиленная подготовка Балтийской эскадры, которой предписывалось направиться в Средиземное море. Капитан 1 ранга Лазарев был назначен командиром линкора «Азов », который еще строился на верфи в Архангельске.

Несмотря на многочисленные преграды со стороны чиновников, его требования по улучшению конструкции парусного корабля были удовлетворены. В результате этого « » стал лучшим линейным кораблем русского флота того времени и служил образцом при постройке новых кораблей этого же класса. В команду корабля Лазарев отобрал самых опытных и талантливых молодых офицеров, среди которых был П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов.

В октябре 1827 года Михаил Лазарев и его отличился в Наваринском сражении, став первым в истории парусником, удостоенным звания «гвардейский». Георгиевский флаг был торжественно поднят 23 марта 1823 года, а командир корабля был произведен в контр-адмиралы.

После окончания Средиземноморской компании эскадра Лазарева успешно прибыла на Балтику. До февраля 1832 года контр-адмирал Лазарев продолжал служить на Балтийском флоте, занимаясь военно-морскими проблемами. Вскоре флотоводец был назначен начальником штаба Черноморского флота и военным губернатором городов Николаева и Севастополя, получив звание вице-адмирал. В этот период военачальник проводил подготовку личного состава к десантным операциям, подробно изучал крымские и другие берега Черного моря, издал лоции Азовского и Черного морей. Эти старания не были напрасны - восемь десантных операций Черноморского флота на побережье Кавказа в период с 1838 по 1840 год прошли успешно.

адмирал Михаил Петрович Лазарев

Помимо военной службы адмирал Лазарев занимался и организаторской деятельностью. Так флотоводец хорошо понимал превосходство машинных судов над парусными кораблями, и был сторонником создания мощного парового флота. Под его началом в Севастополе было построено пять первоклассных батарей, морскую библиотеку, морские казармы, сухие доки и два училища. Под его непосредственным наблюдением с николаевской верфи были спущены на воду два линейных корабля и фрегат. Лазарев воспитал созвездие выдающихся флотоводцев, включая П. С. , В. А. , В. И. Истомина и Г. И. Бутакова. Отличительными качествами характера адмирала Лазарева были инициатива и смелость, молниеносность в принятии решений, добропорядочность и честность.

В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в адмиралы, а в 1845 году он тяжело заболел. 11 апреля 1851 года сердце М.П. Лазарева остановилось. В это время он был в Вене, где находился на лечении. Тело адмирала похоронено в Севастополе.

Имя выдающегося российского флотоводца и адмирала присвоено броненосному кораблю, построенному в 60-х годы XX века, а также другим военным кораблям. Его именем названы море, шельфовый ледник, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.

ЛАЗАРЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1788–1851) – русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу – ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света – Антарктида – и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822–1825 свое третье кругосветное путешествие – к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828–1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» – беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.

За 18 лет губернаторства на Черном море с его участием было построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.

Выступив с инициативой постоянных военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий с помощью кораблей Черноморского флота, курсировавших вдоль Кавказского побережья, Лазарев вызвался лично руководить эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского. Высадившись на побережье Кавказа в 1838, десант занял несколько прибрежных пунктов и возвел укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом в 1838–1840 было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России.

Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества. Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Считая, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда питомцев, блестящих офицеров и адмиралов, воспитанных на славных традициях русского военно-морского дела, заложенных в 18 в. Ф.Ф.Ушаковым – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков. За годы морской и статской службы Лазарев неоднократно награждался орденами Российской империи, имел и высшую степень отличия – орден Св. Андрея Первозванного, а также ордена других государств.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, адмирал заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейных кораблей, настаивал на перевооружении флота, предвидя неизбежный переход к паровому двигателю. Лазарев лично возил Николаю I проект сооружения в Николаеве нового адмиралтейства с пятью сухими доками, состоял с императором в личной переписке. «Несмотря на утомление, Вы продолжаете неослабно заниматься делами... – писал ему Николай I в письме, сопровождающем царский подарок в 2000 рублей серебром. – Вы не щадите себя. Как бы Вы не усугубили своей болезни...».

Император имел в виду неизлечимую к тому времени болезнь адмирала – рак желудка. В 1851 с женой, дочерью и лейб-медиком он отправился в Европу для консультаций в врачами и 11 апреля умер в Вене. Погребли его в Севастополе с огромными почестями. В день похорон собрали 7000 рублей серебром на памятник (сооруженный в 1867 по проекту скульптора Н.С.Пименова, он был поставлен на одной из площадей Севастополя, до настоящего времени не сохранился). Отстроенное и открытое уже после смерти адмирала, адмиралтейство в Николаеве получило имя Лазаревского. Рядом построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6000 человек (также – Лазаревские). Они сохранились до настоящего времени, как и одноименный крымский поселок.

Имя Лазарева присваивалось русским кораблям: броненосному фрегату, крейсеру, ледоколу. В Севастополе одна из улиц Корабельной стороны носила имя флотоводца вплоть до июля 1993, когда его именем назвали площадь в центре города.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал-адъютант (1833). Первооткрыватель Антарктиды (1820).

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (14) ноября 1788 года во в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева (1743-1800), правителя Владимирского наместничества в 1788-1796 годах.

В 1800-1803 годах М. П. Лазарев учился в Морском кадетском корпусе в . В 1803 году был произведен в гардемарины и командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1807 году был произведен в мичманы. В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте, в 1811 году был произведен в лейтенанты. Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и в Отечественной войне 1812 года.

В 1813 году М. П. Лазарев был приглашен на службу в Российско-американскую компанию. В 1813-1816 годах на шлюпе « » он совершил свое первое кругосветное плавание из к берегам Аляски и обратно, открыл атолл .

Как командир шлюпа «Мирный» и помощник начальника кругосветной экспедиции в 1819-1821 годах М. П. Лазарев участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов. По возвращении был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1822 году, командуя фрегатом «Крейсер», М. П. Лазарев осуществил свое третье кругосветное плавание (1822-1825), в котором были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др. По возвращении был произведен в чин капитана 1-го ранга и награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

В феврале 1826 года М. П.Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Под его непосредственным руководством в был закончен и снаряжен линейный корабль «Азов». В мае-августе 1827 года М. П. Лазарев был на «Азове» в составе эскадры адмирала. Д. Н. Сенявина в Средиземном море, а затем поступил под команду вице-адмирала графа Л. Ф. Гейдена и был назначен начальником его штаба, оставаясь вместе с тем командиром «Азова». 8 (20) октября 1827 года «Азов» М. П. Лазарева занимал центральное место в сражении с турецким флотом при Наварине. За успешные действия в бою М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденами Англии, Франции и Греции. Линейный корабль «Азов» впервые в истории русского флота получил Георгиевский флаг. В 1828-1929 годах М. П. Лазарев руководил блокадой Дарданелл. В 1830 году он вернулся в и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году М. П. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. В феврале-июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор, в результате которой был заключен Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. Во время пребывания под Константинополем М. П. Лазарев был произведен в вице-адмиралы и назначен генерал-адъютантом, турецкий султан Махмуд II пожаловал ему золотую медаль, выбитую в память пребывания русского флота на Босфоре, и свой портрет, осыпанный бриллиантами, для ношения в петлице.

В 1833-1851 годах М. П. Лазарев занимал должности главного командира Черноморского флота и портов Черного моря, а также военного губернатора Севастополя и Николаева. Его управление флотом ознаменовалось множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он проявил во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Император высоко ценил заслуги М. П. Лазарева. В 1834 году флотоводец был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени, в 1837 году - орденом Святого , в 1842 - бриллиантовыми знаками к нему. В октябре 1843 года М. П. Лазарев был произведен в адмиралы. В 1845 году он получил орден Святого Владимира 1-й степени, в 1850 - Святого Андрея Первозванного.

М. П. Лазарев скончался в Вене (Австрия), где находился на лечении, 11 (23) апреля 1851 года. Он был похоронен в адмиральской усыпальнице Морского собора Святого Владимира в Севастополе.

М. П. Лазарев вошел в историю русского флота как наставник плеяды талантливых флотоводцев и командиров ( , Г. И. Бутаков и др.).