Многорукая богиня шива. Смотреть что такое "Шива" в других словарях

- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива Джатака и Гаури Джатака. Подлинный текст Шиваитской школы астрологии , . Этот текст относится к Шиваитской школе астрологии и содержит две части: «Шива Джатака» и «Гаури Джатака», которые составлены в виде разговоров между Шивой и Парвати. Данная книга стала…
  • Шива-Сутра , . Шива-сутра это один из основополагающих текстов Кашмирского недвойственного Шиваизма, относящийся к Агамашастрам, то есть к тем учениям, которые были даны непосредственно самим Шивой. Данный…

Кто такой Шива? Многие рассказы и легенды окружают эту самую выдающуюся фигуру индийских духовных традиций. Он бог? Или миф, построенный из коллективного воображения индуистской культуры? Или есть более глубокий смысл Шиве, раскрытый только тем, кто ищет?

Садгуру (Индийский йогин и мистик): Когда мы говорим «Шива», есть два фундаментальных аспекта о которых мы говорим. Слово «Шива» означает буквально «то, чeг о нет». Сегодня современная наука доказывает нам, что все исходит из ничего и возвращается в ничто. Основой существования и фундаментальным качеством космоса является огромное ничто, безбрежнoe небытие. Галактики — это всего лишь небольшое событие — разбрызгивание. Остальное — это огромное пустое пространство, которое называется Шивой. Это чрево из которогo все рождается, и это забвение, в которое все возвращается. Все происходит от Шивы и возвращается к Шиве.

Итак, Шива описывается как небытие, а не как существо. Шива не описывается как свет, нo как тьма. Человечество пошло на восхваление света только из-за природы визуального аппарата, которым они обладают. Иначе единственное, что всегда есть, — это тьма. Свет — это ограниченное событие в том смысле, что любой источник света — будь то лампочка или солнце — в конечном итоге потеряет способность излучать свет. Свет не вечен. Это всегда ограниченная возможность, потому что это происходит, и это заканчивается. Тьма намного больше, чем свет. Ничто не должно гореть, онa всегда — онa вечнa. Тьма повсюду. Это единственная, всепронизывающая вещь.

Но если я говорю «божественная тьма», люди думают, что я поклонник дьявола или что-то в этом роде. Фактически, в некоторых местах на Западе распространено то, что Шива — демон! Но если вы посмотрите на это как на концепцию, на планете нет более разумной концепции всего процесса творения и того, как это произошло. Я говорю об этом в научных терминах, не используя слово «Шива» ученым всего мира, и они поражены: «Это так? Это было известно? Когда?» Мы знаем это уже тысячи лет. Почти каждый крестьянин в Индии знает об этом бессознательно. Он говорит об этом, даже не зная науки за этим.

Первый йог

На другом уровне, когда мы говорим «Шива», мы имеем в виду некоего йога, или первого йога, а также Ади Гуру, первого Гуру, который является основой того, что мы знаем как йогическую науку сегодня. Йога не означает стоять на голове или задерживать дыхание. Йога — это наука и технология, чтобы пoзнать сущностную природу того, как эта жизнь создана и как ее можно довести до наивысшей формы.

Эта первая передача йогических наук произошла на берегах Канти-Саровара, ледникового озера в нескольких милях от Кедарнатха в Гималаях, где Адийoги начал систематическое изложение этой внутренней технологии своим первым семи ученикам, которые сегодня прославляются как сапта-риши.

Это предшествует всем религиям. Прежде чем люди придумали раздробленные способы разлома человечества до такой степени, что это почти невозможно исправить, были реализованы и распространены самые мощные инструменты, необходимые для повышения человеческого сознания.

Один и тот же

Таким образом, «Шива» относится как к «тому, чeго нет», и к Aдийoги, потому что во многих отношениях они являются синонимами. Это существо, являющееся йогом, и то небытие, являющееся основой существования, одно и то же, потому что назвать кого-то йогом означает, что он испытал существование как самого себя. Если вы должны содержать существование внутри вас даже на мгновение как опыт, вы должны быть этим ничeм. Только ничто может yдержать все. Что-то никогда не может yдержать все. Судно не может держать океан. Эта планета может удерживать океан, но не может удерживать солнечную систему. Солнечная система может удерживать эти несколько планет и солнце, но она не может удерживать остальную галактику. Если вы продолжите так прогрессивно, в конечном итоге вы увидите, что только ничто может удерживать все. Слово «йога» означает «союз». Йог — это тот, кто испытал союз. Это означает, что, по крайней мере, на мгновение, он был абсолютным ничто.

Когда мы говорим о Шиве как о «том, чeго нет», и Шивe как йогe, в какой-то мере они являются синонимами, но они представляют собой два разных аспекта. Поскольку Индия является диалектической культурой, мы легко переходим от одного к другому. Mы говорим о Шиве как о первичном, в следующий момент мы говорим о Шиве как о человеке, который дал нам весь этот процесс йоги.

Кем Шива не является?

К сожалению, большинствy людей сегодня, Шивa был представлен только через искусство индийского календаря. Они изобразили его пухлощеким, синекожим мужчиной, потому что у календарного художника есть только одно лицо. Если вы попросите изобразить Кришну, он положит флейту ему в руки. Если вы попросите Раму, он изобразит его с луком в руке. Если вы попросите Шиву, он нарисует луну на головe, и все!

Каждый раз, когда я вижу эти календари, я всегда решаю никогда больше не сидеть перед художником. Фотографии в порядке — они захватывают вас таким, какой вы есть. Если вы похожи на дьявола, вы похожи на дьявола. Почему такой йог как Шива выглядит пухлощеким? Если бы вы его показали тощим это было бы нормально, нo пухлощекий Шива — как это?

В йогической культуре Шива не рассматривается как Бог. Он был существом, который ходил по этой земле и жил в Гималайском регионе. В качестве самого источника йогических традиций, его вклад в создание человеческого сознания слишком феноменальный, чтобы его можно было игнорировать. Тысячи лет назад были исследованы все возможные способы, с помощью которых вы могли бы приблизиться и трансформировать человеческий механизм в наивысшую форму. Утонченность этого невероятна. Вопрос о том, были ли люди такими сложными в то время, не имеет значения, потому что это не произошло из-за определенной цивилизации или мыслительного процесса. Это произошло из внутренней реализации. Это не имело никакого отношения к тому, что происходило вокруг него. Это было просто излияние самого себя. В подробностях он дал смысл и возможность того, что вы могли бы сделать с каждой точкой человеческого механизма. Вы не можете изменить ни единой вещи даже сегодня, потому что он сказал все, что можно было сказать таким красивым и разумным способoм. Вы лишь можете потратить всю свою жизнь, пытаясь расшифровать ее.

(Visited 1 755 times, 1 visits today)

Шива - благой Господь

Шива - один из самых известных богов Индии. Вместе с Брахмой и Вишну он является частью индуистской Троицы - Тримурти. Брахму, Вишну и Шиву считают тремя проявлениями Единого Высшего Существа. Они являются «тремя в одном», соответствуя трём ипостасям западной Троицы: Отцу, Сыну и Святому Духу. Брахма олицетворяет аспект Бога творца, Вишну - хранителя и защитника, а Шива - разрушителя и уничтожителя.

Шива воплощает все эти аспекты для индусов, которые избирают его своим верховным божеством. Приверженцы Шивы почитают его как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла и злодеев, ненависти и болезней. Он наделяет мудростью и долголетием, воплощает самоотречение и сострадание.

Имя Шива происходит от санскритского слова, означающего «благой», «добрый» или «дружелюбный». Многообразие аспектов Шивы представлено во многих его именах. Так, индусский священный текст, называемый «Шива Пурана», приводит 1008 имён Шивы. Одно из них - Шамбху, что означает «великодушный» или «приносящий счастье». Другое имя - Шанкара означает «дарующий радость» или «благотворный». Как Махадева, он - «великий бог». Ишвара (Владыка) - имя Шивы, означающее, что Он обладает всей славой, присущей Божественному.

Пашупати - ещё одно имя, означающее «владыка скота». Как Владыка скота, Шива является пастухом, или пастырем, душ. Шиву изображают едущим верхом на белом быке, чьё имя Нанди, «радостный». Согласно индуистской традиции, Нанди был человеком, одним из приверженцев Шивы, принявшим форму быка, поскольку человеческое тело не являлось достаточно крепким, чтобы вместить его религиозный экстаз, возникающий в присутствии Шивы.

Бык Нанди изображён в большинстве храмов Шивы. Обычно он сидит, глядя на Шиву. Нанди символизирует душу человека, стремящегося к Богу. Он также представляет душу, погружённую в глубокое созерцание Шивы как абсолютной Реальности. Шива помогает нам выявить нашу абсолютную Реальность.

Гора Кайлас является троном Шивы, а также местом расположения его райской страны. Эта величественная гора - самая высокая вершина Горного Хребта Кайлас в тибетских Гималаях. Индусы почитают Кайлас как самую святую гору в мире и совершают туда паломничества.

Шива полон контрастов. Он символизирует и созерцание, и действие. Его часто изображают в виде нищего йога, погружённого в глубокую медитацию.

Легенды гласят, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче - всё это пути к Нему.

Шива известен также как Мритьюнджая - Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желания рождают действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Как Маха Йог, или великий йог, Шива является Царём всех йогов, высшим воплощением духа аскетизма. Шива также олицетворяет собой движущуюся Вселенную. В индусском священном тексте «Курма Пурана» Шива говорит: «Я - создатель, бог, пребывающий в состоянии высшего блаженства. Я - вечно танцующий йог».

Согласно верованиям индусов, Шива исполняет множество разнообразных танцев. Один из них называется Тандава. Это - танец творения и разрушения. Шива, танцуя, приводит Вселенную в проявление, поддерживает её, а затем, тоже танцуя, выводит её из проявления в конце эпохи. Шива есть воплощение Ананды (высшего блаженства), отсюда и произошёл танец Тандава, которым Он наслаждается, используя весь Космос в качестве сцены.

Самое знаменитое изображение Шивы - это образ Натараджи, Царя Танцоров, или Господа Танца. Натараджи танцует в золотом чертоге в центре Вселенной. Этот золотой чертог олицетворяет сердце человека. Один из индусских гимнов, воспевающих танец Шивы, говорит, что «танцуя, он появляется в непорочном лотосе сердца».

Отношения между Шивой и его приверженцами носят очень личный характер. Несмотря на то, что он живёт на горе Кайлас, его излюбленное место обитания - сердца преданных.

Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива принял весь удар огромного веса падающей воды на свою голову, чтобы этот гигантский поток не расколол Землю. Спутанные волосы Шивы лишили силы низвергающийся водопад. Он разделился на семь святых рек, и воды мягко сошли на землю.

Для индусов Ганг представляет освежающую реку духовной мудрости. Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива, находясь в центре водоворота света - вращающейся вокруг него энергии, фактически являлся уравновешивающим фактором между небом и землёй для низвергавшейся реки, которая была рекой света, а стала земной рекой. Поэтому индусы считают воду в реке Ганг святой, волшебной, всеочищающей. Вознесённые Владыки учат, что эти семь святых рек представляют также семь лучей Святого Духа, исходящих из белого света.

Роль Шивы соответствует роли Святого Духа в западной Троице.

В древнем тексте говорится: «Осмыслите значение образа, который принял Шива, чтобы люди почитали Его. У Него в горле содержится смертельный яд, халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове - священная река, Ганга, воды которой могут исцелить все болезни везде и всюду (течение Ганги символизирует нектар бессмертия). На Его лбу - огненный глаз (глаз мудрости). На Его голове - прохладная и успокоительная Луна (полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум). На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые питаются животворным воздухом (праной)». Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Шива украшает ими Своё тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишён страха и бессмертен. Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Шивы, показывают нам, что Он - Вечен.

Шива является примером великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд, который, по легенде, он выпил, чтобы этот яд не отравил всё живое на земле. А на голове Он носит благословенную Луну, которую все встречают с радостью. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других.

На лбу Шивы - три полосы бхасмы или вибхути. Смысл этого безмолвного напоминания в том, что человеку необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчёте на результат) и майю (иллюзию), а также три васаны (тонких желания):

Мирские («лока-васаны») - желание друзей, семьи, власти, богатства, славы, почёта, уважения,

Священных писаний («шастра-васаны») - духовная гордыня, бездумное накапливание знаний, умствование,

Телесные («веха-васаны») - желание иметь прекрасное телосложение, здоровье, красивое лицо, желание продлить свою жизнь потреблением снадобий.

Уничтожив эти загрязнения, можно приблизиться к Господу Шиве с чистым сердцем.

Шиву также символически изображают в форме лингама - символа, в большинстве случаев представляющего собой вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Слово «лингам» произошло от санскритского корня «ли», означающего «слияние», «растворение». Это форма, в которой растворяются все прочие формы. Шива - это Бог, благословляющий все существа самым желанным даром слияния с Абсолютом.

Шива является хранителем всего, что необходимо для процветания. Он награждает богатством мудрости. Шива пребывает в каждой мысли, слове и действии, ибо энергия, сила и разум, стоящие за ними, - это всё Он. Бог, проявляющийся как время, пространство и причинность, находится в нас.

Восклицание «Шивохам» (Я - Шива) провозглашалось теми душами, которые познали истину во вспышке просветления после долгих лет очищения ума подвижничеством. «Шивохам» означает «я - божественен».

Приверженцы Шивы считают, что Имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путём умственных рассуждений. Оно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения его гимнов.

Известный индуистский учитель XX века Шри Свами Шивананда (1887 - 1963) в своём знаменитом труде «Господь Шива и Его почитание» говорит о воздействии постоянного повторения имён Шивы и посвящённых ему гимнов:

«Постоянное повторение Шива-стотр и Имён Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары (бессознательные впечатления). «Что человек думает, тем он и становится» - это психологический закон. В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на Его образе, ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остаётся в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Огонь обладает естественной способностью сжигать подверженные горению вещи; также Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне».

Источники:

1. Марк Л. Профет, Элизабет Клэр Профет. Владыки и их обители. - М: М-Аква, 2006. - 592 с.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. - Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. - 384 с.

Бог Шива является одним из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов, в которой он выполняет роль Разрушителя. В священных рукописях можно встретить и другие имена Шивы — Махадева, Махешвар и Парамешвара. Бог Шива контролирует серию рождений и смертей в мире. Шива представляет собой аспект высшего существа, который разрушает для того, чтобы дать начало новому жизненному циклу Вселенной.
В то же время Шива — Бог милосердия и сострадания. Он защищает преданных ему от злых сил, таких как похоть, алчность и гнев. Он дарует блага, благодать и пробуждает мудрость. Во всех священных писаниях, таких как Веды, Пураны, Упанишады, Шрути и Смарти и других, говорится, что тот, кто поклоняется Господу Шиве, может достичь Верховного Блаженства.
Атрибуты Шивы
Основные символы, которые используются при изображении Бога Шивы:


  • Обнаженное тело, покрытое пеплом. Шива — это источник всей Вселенной, которая исходит от него, но он выходит за пределы физического мира и не испытывает страданий.

  • Спутанные волосы. Олицетворяют идеал йоги как единение физической, ментальной и духовной энергий.

  • Ганга. Символически представлена как женщина, изо рта которой проистекает струя воды, падающая на землю. Это означает, что Шива разрушает все грехи, устраняет невежество, дарует знание, чистоту и покой.

  • Растущая луна. Одно из украшений.

  • Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь.

  • Полуоткрытые глаза. Когда Шива открывает глаза — начинается новый виток сотворения, а когда закрывает, то вселенная разрушается, но только для того, чтобы возродиться вновь. Полуоткрытые глаза символизируют то, что сотворение — это циклический процесс, не имеющий начала и конца.

  • Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее.

  • Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной.

  • Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях.

  • Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, сиvволизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна).

  • Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная.

  • Бык Нанди. Средство передвижения Шивы.

  • Тигриная шкура. Скрытая энергия.

  • Обожженная земля. Шива, сидящий на обожженной земле, символизирует то, что он контролирует смерть в физическом мире.

"Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность - Шиве поклон!"

Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим полумесяц на голове, обвитым змеями как браслетами (на шее и плечах). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает также на тигровой или слоновьей шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

"......У Него в горле содержится смертельный яд, Халахала, способный мгновенно уничтожить все живое. На Его голове - священная река Ганга, воды которой могут исцелять все болезни везде и всюду. На Его лбу - огненный глаз. На Его голове - прохладная и утешающая Луна. На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые живут в животворном воздухе. .... Шива означает "милосердие", "благость" (мангалам).... Сам Образ Шивы являет пример великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд халахалу и носит на голове благословенную Луну...."

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.

Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я - Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".
У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов - символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.

В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.

В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.

Танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной.

Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.

Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.

Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.

Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.

Господь Шива — Бог всех. Великий аскет, в своей обители на горе Кайлаш в Гималаях, Шива вечно пребывает в глубокой медитации, полностью погружённый в созерцание.

Одновременно Господь Шива неотделим от Шакти - Парвати (дочь царя Химавана и олицетворение природы). Шива не существует без Шакти, и Шакти без Шивы тоже нет, неразрывно связанные друг с другом, они являют абсолютное состояние бытия. Они Отец и Мать для всего Мироздания и для каждого живого существа.

Господь Шива добр и милосерден. Он защищает преданных от зла и благословляет своих последователей милостью, знанием и миром.

Внешность и атрибуты Господа Шивы

Господь Шива часто представлен сидящим в медитативной позе или в форме Бога танца - Натараджа, где танец отражает такт и ритм творения. Его также изображают с несколькими руками и в положение каждой заложен особенный смысл.

У Господа Шивы так же может быть несколько лиц, что говорит о нем, как о том, кто: очищает дорогу новому творению (Агхора), творит и разрушает (Рудра), исцеляет (Вамадева), вечный, всемогущий и вездесущий (Ишана), просветленный (Тат пуруша).

Шива - Трехокий (даже находясь в медитации, он никогда не закрывает свой взор на мир) и Синегорлый (он удерживает яд, чтобы помешать тому, разрушить весь мир).

Каждый из символов и атрибутов, связанных с Господом Шивой означает особый аспект его Высшего Существа.

Тришула . Трезубец, который обычно Господь Шива держит в руках — один из основных его атрибутов и символизирует три его силы: волю, действие, знание, а также его тройственную природу: Творца, Хранителя и Разрушителя Вселенной. Существуют и другие значения Тришулы - это три времени, три гуны материальной природы. Как оружие трезубец - инструмент наказания преступивших закон, который действует на трёх уровнях - духовном, тонком и физическом.

Джата (спутанные волосы) . Струящиеся волосы представляет Шиву как бога Ветра (Вайю) который являясь тонкой формой дыхания, присутствует во всех живых существах. Это говорит о том, что Шива тот, без которого никто не может жить. Он Пашупатинатх.

Полумесяц . Голову Шивы украшает серп пятидневной Луны. Это показывает силу жертвоприношения Сомы — представителя Луны. Полумесяц символизирует, присущую Господу Шиве силу творения наряду с силой разрушения. Луна также мера времени, то есть, полумесяц символизирует управление временем.

Ганга . Шива носит Священную реку Гангу на своих волосах. Согласно легенде Шива позволил великой реке спуститься на Землю по его волосам, чтобы смягчить силу её потока и принести очистительную воду людям. Ганга также символизирует плодородие - один из творческих аспектов Рудры.

Третий глаз . Шива известен, как трёхокий Господь - Триамбака. Солнце - его правый глаз, Луна - левый, а третий глаз Шивы на лбу, это глаз мудрости - огонь. Третий глаз может найти зло, где бы оно ни скрывалось, и уничтожить его.

Кобра обвивающая шею говорит о том, что Шива покоритель смерти, он находится за её пределами и является зачастую единственным прибежищем в случае бедствия. Он проглотил яд калакута для благополучия Вселенной. Змея вокруг шеи также символизирует дремлющую энергию Кундалини. Свернувшаяся в три кольца вокруг шеи Шивы кобра показывает три времени - прошлое, настоящее и будущее. Змея смотрит направо - значит, божественные вечные законы разума и справедливости сохраняют естественный порядок во Вселенной.

Вибхути . Священный пепел, нанесённый тремя линиями на лоб (трипундра) символизирует бессмертие души и проявленную славу Господа.