Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса. Какой оставил след в истории великий швейцарский алхимик «Парацельс»

Врач, философ, естествоиспытатель, алхимик и маг Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, наиболее известный как Парацельс, подвергая критике прежние устои, сделал существенный толчок в развитии медицины. Имя Парацельс он взял от великого древнеримского врача Цельса (I век до н.э.), прибавив греческую приставку «пара» , что значит - «подобный» . Хотя Парацельса и при жизни называли «лютером медицины» , тем не менее, это не спасало его от преследований и гонений «сильных мира сего», препятствующих в публикации его робот.

Парацельс появился на свет зимой 1493 года. Его корни происходят из старинного, некогда богатого дворянского рода. Его отец, врач по образованию, стал для него первым учителем. Как припоминал сам Парацельс, отец выучил его грамоте, основам врачевания и алхимии.

В то время, когда Парацельс был студентом, химию в качестве отдельной дисциплины не преподавали. Она шла теоретическим дополнением к курсу по философии, в котором затрагивались лишь предположения о возникновении и исчезновении веществ. Серьезно занимались химией только аптекари и алхимики, и их было не мало. Алхимики проводили опыты по «трасмутации» металлов, раскрывали новые методы изготовления различных веществ, а также продолжали развитие натурфилософских учений таких известных философов, как Аристотель, Эмпедокл, Демокрит и других.

В 22 года по окончанию университета Парацельсу присвоили степень доктора медицины. Но, он не нашел удовлетворения в полученных знаниях. Видя, как часто врачи оказываются не способными помочь больному, Парацельс, критикуя их работу, мало изменившуюся со времен античности, принял решение улучшить медицину, внести в нее новое понимание болезней и способы лечения пациентов.

Молодой врач много путешествовал, собирая свои медицинские знания в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа, Испании, Италии, Венгрии, Англии, Польши, Литвы и других стран. Он тщательно искал, узнавал и запоминал все секреты врачевательного ремесла не только практикующих медиков, но и знахарок, исцеляющих раненых; приобретал у цирюльников (занимавшихся малой хирургией), цыган и даже палачей целебные рецепты, которые не знали университетские ученые. Только после этого, он и стал настоящим лекарем.

Парацельса учил великий маг и алхимик Соломон Трисмозин, посвященный в Учение Гермеса и знавший технологию трансмутации металлов. Также Парацельса учил один из известнейших его современников - адепт магии, алхимии и астрологии, настоятель монастыря Святого Иакова Иоганн Тритемий Шпангеймский, выступавший в защиту «натуральной магии».

Начиная с 1517 года, Парацельс много путешествовал, работал лекарем в военных кампаниях. В 1527 году при помощи известного на то время книгоиздателя Иоганна Фробена, устроился работать врачом в швейцарском городе Базеле. В университете города он стал читать курс медицины на немецком языке, что стало вызовом сложившейся университетской традиции, согласно которой преподаватель был обязан читать лекции только на латыни. В итоге произошел конфликт с городскими властями, и Парацельсу пришлось переехать во Францию.

И вот, наконец, в городе Кольмаре о Парацельсе начали говорить как о талантливом враче. Он излечивал таких пациентов, от которых отказывались другие врачи, считавшие их безнадежно больными. Тогда он уже мог вылечить от таких болезней, как проказа, холера, рак и др. По делам его росла слава. Но, несмотря на все достижения, его независимость, дерзкие высказывания о других врачах старой системы, нежелание слепо преклоняться перед авторитетами вызывали недовольство со стороны; помимо того, он еще практиковал алхимию, постигал плоды работ магов и мистиков Востока. Такая деятельность не понравилась местным католикам, следившим за тем, чтобы никто не выступал с соображениями, идущими наперекор установившимся представлениям. Парацельс попал в такое положение, при котором с ним могли расправиться, обвинив его в ереси. И ему пришлось вновь сменить место работы и уехать из страны.

В 1529 году Парацельс переехал в Германию, где заслужил славу врача, бесплатно лечившего безнадежно больных, не получивших помощи от других лекарей. На тот момент искусный врач написал немало книг. Он был человеком необычайной работоспособности. Есть упоминая о том, как он не раз сидел за своим письменным столом, работая по нескольку дней напролет, не зная отдыха и сна. В Нюрнберге Парацельс издал сразу 4 свои книги. Но, после этого магистрат города внезапно поставил запрет на публикацию каких-либо его работ. Последнее произошло не без усердной помощи докторов и профессоров медицинского факультета, возмущенных его новаторством.

Свои новые идеи Парацельс пустил на создание химической теории функционирования живого организма. Согласно ей функции организма являются химическим процессом. Когда этот процесс протекает хорошо, т.е. пребывает в равновесии - человек здравствует, в противном случае нарушенный химический процесс становится причиной любой болезни. Поэтому наиболее полезными в лечении будут только те снадобья, что изготовлены химическим способом. Он, таким образом, стремился сблизить химию с медициной.

Парацельс искал философский камень не для того, чтобы превращать неблагородные металлы в золото, но чтобы готовить исцеляющие снадобья. Кроме того он внес новое понимание о дозе лекарства: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Другими словами, вопрос вреда вещества зависит не от его потребления как такового, а от принятого его количества, превышающего допустимую норму. Также Парацельс говорил, что не существует ни одного универсального лекарства от всех болезней, т.е. каждую болезнь нужно лечить специфическими средствами.

Когда Парацельс узнал, что в одном итальянском городке разошлась эпидемия чумы, он направился работать именно туда. Работая с больными, он исследовал причины чумы, искал рецепты и готовил лекарства. В итоге, он нашел метод, схожий с вакцинацией, благодаря которому помог остановить распространение чумы.

Однако, даже после победы над эпидемией Парацельсу пришлось опять странствовать, меняя одно пристанище на другое: даже там, где ему не препятствовали власти, протестовало католическое духовенство. Но он не отчаялся, и в Ульме, а затем в Аугсбурге опубликовали его произведение «Большая хирургия» (2 тома, 1536). После этого Парацельсу улыбнулась удача. Его, наконец, признали как о выдающегося медика, начали принимать в лучших домах, его услугами стали пользоваться богатые вельможи. И после он уже лечил королевского маршала Богемии - Иоганна фон Лейпника. А в Вене его почтил вниманием сам король Фердинанд.

Город Зальцбург стал последним его местом жительства. Здесь он зажил спокойно, не опасаясь ни нападок, ни гонений занялся врачебной практикой и написанием книг. По одной версии Парацельс умер от настигшей его смертельной болезни осенью 1541 года. Другая версия указывает на то, что его убили по заказу своих врагов - завистливых аптекарей и врачей.

Говорят, что в 1830 году, когда над Зальцбургом нависла угроза чумы, люди пошли к надгробию Парацельса молить его отвести беду. И он помог - эпидемия не вошла в город.

Парацельс был убежден, что нет ничего не подвластного человеческому разуму. Он говорил:

В мироздании все едино, все находится в тесной связи: человек и мир, человек и Бог. Человек выступает не только частью великого целого, но и сам является «микрокосмом», малым миром, заключившим в себя свойства и природу всех вещей; более того, человек является «квинтэссенцией», т.е. - пятой, истинной сущностью мира. Бог создал человека, словно в грандиозной алхимической лаборатории, подобно гомункулусу из «вытяжки» целого мира. Человек подобен своему Творцу, поэтому нет никаких запретных знаний, человек не просто может - он обязан исследовать и познавать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами.

За много лет до появления генной инженерии, искусственного оплодотворения и клонирования, Парацельс заявил о том, что можно сделать «человека из пробирки» или гомункулуса. Именно он первым описал создание «алхимического человечка». Об этом он подробно написал в своем трактате «О природе вещей»:

Его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться.

Он добавил новаторства в описание лекарственных средств; также стал использовать химические лекарства, выделил и применил растительные лекарства в виде эликсиров, настоек и экстрактов. В течение нескольких веков настойка из опия, которую изобрел Парацельс, применялась в качестве обезболивающего препарата. Также он создал учение «сигнатуру» - учение о знаках природы, согласно которому, подобие внешнего вида растений и органов человека может излечить, к примеру, сердечные заболевания (растения с листьями серцевидной формы лечит сердце). Природа в понимании Парацельса указывает человеку, каким образом применять ее дары.

Парацельс в видении гомеопатов сегодняшнего времени является одним из основателей гомеопатии. Парацельс первым понял и применил принцип подобия, который лежит в основе гомеопатии. Его разработки в психиатрии доказали, что сумасшествие это не одержимость дьяволом, а заболевание.

Несомненно, Парацельс являлся и великим магом и врачом своего времени. Он оказал большое влияние на европейскую философию и медицину, сформировав мировоззренческие взгляды многих ученых.

Научная сфера: Место работы: Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru

Алхимия Парацельса

Для Парацельса алхимия была рабочим инструментом в изучении природы. Он применял знание алхимии в своей медицинской практике и считал, что «врач должен быть сведущим во всех областях философии, физики и алхимии как можно полнее и глубже. Он не должен испытывать недостатка знаний в этих областях. Именно поэтому врач - выше всех людей в познании природы, и это то, что позволяет ему помогать больным» («Вторая книга о сильнодействующем лекарстве для лечения ран»). Постоянно используя термин «алхимия», великий врач наполняет его новым значением, понимая не иначе как научный метод. В «Алхимии, третьем столпе медицины» Парацельс пишет: «Это неправда, как некоторые ветрено утверждают, что цель алхимии делать золото и серебро. Ее настоящее предназначение заключается в том, чтобы изготовить чудесные эликсиры и направить их на болезнь. Мое главное и единственное утверждение в том, что лекарственное средство состоит из эликсиров и что эликсиры являются основным орудием врача. Следовательно, если итогом всего является приготовление эликсиров, то из этого следует, что основой всего является алхимия. Знайте, что только эликсиры обладают силой и действием».

Итак, тот таинственный продукт алхимиков, который назывался «философским камнем», применялся не только для трансформации металлов, но также для приготовления лекарств и, как оказалось, в переводе на арабский язык называется «эликсир». Именно это название закрепилось за напитками, способными продлевать жизнь, сохранять молодость и здоровье.

Парацельс был учеником Тритемиуса, аббата Спонгейма, знаменитого немецкого богослова и историка, сочинения которого касались не только исторических и богословских вопросов, но также магии и каббалистики. Корнелий Агриппа - современник Парацельса, даровитый и богатый знаниями писатель, врач, философ, склонный к мистике, автор знаменитого в эпоху Возрождения учебника по оккультным наукам. Как и Парацельс, Агриппа вел полную приключений жизнь. Его сочинения были полны злой сатиры на науку, и вместе с тем он восстановил против себя церковь, из-за чего и был обвинен в ереси.

Итак, Парацельс пытался соединить знания алхимии с медицинской практикой, настойчиво утверждая, что только тот, кто знает сокровенные тайны природы, может создать полезные лекарственные средства. Его первоначальные представления о химии были связаны с алхимиками позднего средневековья, чей вклад в науку состоял в создании фармации. Позже он разработал свою систему приготовления лекарств из металлов и минералов.

Алхимия упоминается в этой книге постоянно, и наступил момент разобраться в этом термине.

Алхимия - слово арабского происхождения, где al обозначает определенный артикль. То есть алхимия - это перевод на арабский язык слова химия. Многие до сих пор считают, что средневековые алхимики стремились получать драгоценные металлы из недрагоценных с целью обогащения.

Трезубец Парацельса - атрибут ритуального магического искусства. Сам трезубец был металлический, а рукоятка деревянной или эбонитовой. На этом предмете были начертаны магические знаки - луна, рак, змея и другие, в том числе ряд слов с применением каббалистических приемов перестановки и подстановки букв. Трезубец символизировал мужчину и являлся по сути прибором, представлявшим собой магическую шпагу с тремя остриями. В руке мужчины он должен был говорить о его праве на созидание. В уменьшенном формате этот предмет применялся в герметической медицине при лечении мужской импотенции.

Их «технология» уже многократно описана в современных источниках. Для работы алхимику был необходим прибор для перегонки соединений, универсальный алхимический растворитель (так называемый азот мудрецов), личный магнетизм алхимика или природное электричество, а также «философский камень». Опишу простейший нагревательный прибор алхимиков. Он состоял из двух основных частей: первая - это источник огня, например масляная лампа, вторая - чаша с песком. В эту чашу погружали герметический стеклянный сосуд в форме яйца, наполненный смесью, подлежащей перегонке. Верхняя часть этого прибора представляла собой стеклянный купол, отражавший внутрь сосуда теплоту и образующиеся пары. Перегонка продолжалась несколько недель. Алхимики изобрели еще один оригинальный и простой сосуд. - реторту, соединяющую свойства колбы и холодильника. В верхней части реторты должна была быть трубка, отводящая пары при получении дистиллята.

Что касается универсального алхимического растворителя, то вряд ли можно провести полную аналогию между ним и современным химическим понятием о растворителе. Этот «азот мудрецов» - совсем не то же самое, что азот в понимании современных химиков. Само слово составлено из начальной буквы трех алфавитов (это еврейский алеф, греческая альфа и латинская альфа) и конечных букв тех же алфавитов (латинского зет, греческой омеги и еврейского тау). Монограмма выглядит так:

Это слово служило девизом алхимиков и символизировало мировой синтез. Символическим знаком универсального алхимического растворителя был тройной кадуцей Гермеса.

Тайну алхимического «философского камня» сегодня, пожалуй, не знает никто. Но старинные источники говорят о нем как об активном порошке красного цвета. Те алхимики, которые использовали «философский камень» и технику алхимической трансмугации элементов только с целью получения золота, получили впоследствии имя пафферов. Врачи использовали «философский камень» как лекарство и средство для продления жизни. В лечебных целях он применялся только после того, как проверялся в опытах превращения металлов. В бессмертие, достигнутое с его помощью, мало кто верит.

Эликсир - арабский перевод понятия «философский камень».

Врачей, владевших лечением эликсирами, было немного. Парацельс - один из них. Рассказывают, что он был приглашен однажды к тяжело больному пациенту, находившемуся буквально на смертном одре. Персона была очень важная, но никто из «светил» не решался взяться за его лечение. Парацельс оставил больному лекарство и ушел, взяв свой врачебный гонорар. Пациент поправился, приняв лекарство два раза. Парацельса, однако, ждала не слава, а изгнание из города. Ибо счастливо исцелившийся пациент затеял процесс, обвиняя врача в том, что он взял слишком большой гонорар за такое простое лечение. Суд подтвердил, что плата не соответствовала лечению и присудил вернуть деньги. Парацельс учинил характерный для него громкий скандал, заявив, что не имеет смысла лечить быстро, потому что пациенты не испытывают от этого удовлетворения. Любой гомеопат расскажет много таких историй, связанных с очень простой на вид методикой лечения.

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

Беседа вторая: АЛХИМИЯ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Слушательница П.: Я подумала, что есть смысл обсудить отношение в древней Индии к вопросу об алхимии и мутации, а также выяснить, не связаны ли открытия алхимии с тем, о чем вы говорите. Знаменательно, что Нагарджуна, один из крупнейших

Из книги Разговоры запросто автора

Алхимия Филекой. Лал Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

Из книги Очерки о традиции и метафизике автора Генон Рене

Из книги Жизнь Парацельса и сущность его учения автора Гартман Франц

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

Из книги Философский камень гомеопатии автора Симеонова Наталья Константиновна

Из книги Возвращение примитива [Антииндустриальная революция] автора Рэнд Айн

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Сочинения автора Роттердамский Дезидерий Эразм

АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ Многие изменения в системе общественного сознания прямо перешли в управление бизнесом. Они проникли в среду, окружающую каждую фирму, даже больше, чем банковская, политическая или энергетическая системы. Кроме того факта, что бизнес не откроет свои

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Химическая философия Парацельса Парацельс отрицал теорию четырех соков Гиппократа и Галена как основу медицинской практики, но поддерживал еще более древнюю концепцию четырех первоэлементов - огня, земли, воздуха и воды. Он использовал представления ранней

Из книги автора

Космогония Парацельса Парацельс считал, что человек (микрокосмос) - прямое отражение вселенной (макрокосмоса): «Человек - дитя двух отцов. Один отец - земля, другой - небеса. От земли он получает материальное тело, от небес - свой характер. Поэтому земля создает его

Из книги автора

Алхимия Ганемана Одно время Ганеман преподавал в университете химию и хорошо знал арсенал веществ, из которых готовились лекарства. Но как врач, он на каком-то этапе понял, что нет никакой необходимости в том, чтобы бесконечно расширять круг лекарств за пределы

Из книги автора

5. «Необъяснимая личная алхимия» Айн РэндПриведенная здесь заметка Генри Камма появилась в The New York Times 13 октября 1968 года под заголовком «Три минуты я чувствовал себя свободным».«Москва. На прошлой неделе на одну из грязных улиц Москвы на три дня как будто бы пришла

Из книги автора

Из книги автора

Алхимия Филекой. Лал.Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

(настоящее имя Теофраст Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 – 1541)
Девиз его гласил: "Не будь другим, если не можешь быть собой". Едва ли мы разыщем в анналах истории личность, способную сравниться с Парацельсом – врачом, астрологом, антропософом, теологом, мистиком и магом.

В момент, когда наука начинала разделяться на множество отраслей, когда внутри христианской веры вспыхнуло противоборство враждующих догм, когда земля вот-вот должна была лишиться гордого звания центра вселенной, – короче говоря, в эпоху, когда рушилась старая единая картина мира, – Парацельс достиг невозможного: он связал теоретическое знание, практику и веру воедино.

В погоне за этим магическим идеалом граф фон Гогенгейм продемонстрировал свою укорененность в традициях уходящего Средневековья – эпохи, когда подобное объединение всех областей человеческой мысли все еще было допустимо. Но этой тяге к прошлому Парацельс смело противопоставил новаторский эмпиризм. Предав публичному сожжению труды Галена и указав этим символическим жестом на полную беспомощность своих коллег-врачей, он дал понять, что его собственный мир будет объединен совсем иными средствами, нежели те, что предлагает традиция. Парацельс желал постичь истинную природу вещей путем настоящих научных исследованиями, а не штудируя древние пыльные тома.

Будущий ученый родился 24 октября 1493 года в швейцарском городке Айнзидельн. Отец был врачом и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Получив в 1515 году в итальянском городе Феррара степень доктора медицины, Филипп пустился в странствования по Европе, занимаясь, помимо основной профессии, изучением алхимии. Ранее в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, он изучил основы каббалистики.

Великая сила Парацельса

В 1526 году Парацельс получил должность университетского профессора и городского врача в Базеле. Но долго там не задержался – город пришлось покинуть, поскольку нашему герою грозил суд за вольнодумство.

Начались скитания по городам Швейцарии, Баварии и Эльзаса, а также Пруссии, Польши и Литвы. Наконец, ученый поселился в Зальцбурге, где воспользовался покровительством архиепископа Рейнского. Он продолжал практиковать как врач. В 1534 году
ему удалось остановить вспышку чумы, вводя пациентам нечто вроде вакцины.

Парацельс - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Парацельс решительно отвергал принятое в ту пору древнее учение о четырех соках человеческого тела, за что его главным образом и сочли вольнодумцем. Он полагал, что все процессы, происходящие в организме, имеют химическую природу. Выделяя при этом основные группы причин болезней:

Ens astrale – влияния космоса и атмосферы;

Ens naturale – анатомо-физиологические причины, к которым относятся ens veneni – воздействие ядовитых веществ, попадающих в организм с пищей и питьем, и ens seminis – наследственные патологии;

Ens spirituale – психические влияния;

и, наконец:

Ens Deale – Божье попущение.
Человек есть ртуть, сера и соль

Согласно выдвинутой Парацельсом теории, наше тело, как и другие природные тела, состоит из трех вещественных начал: ртути, серы и соли. В здоровом организме они пребывают в равновесии; если же одно из веществ преобладает или находится в недостаточном количестве, это ведет к возникновению различных недугов.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, ученый ввел в обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств.


«Все есть яд и все есть лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза Парацельса стала крылатой. Кроме того, знаменитый медик считал, что против отдельных болезней могут применяться специфические средства, например, ртуть против сифилиса. Его называют также отцом современной гомеопатии, так как он одним из первых придумал принцип «лечить подобное подобным».

Оккультная медицина

Парацельс основал новую науку на стыке химии и медицины – ятрохимию. «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», - писал он.

В то же время научные представления исследователя были тесно связаны с оккультно-мистическим началом. Так, он считал, что жизнедеятельность всего организма регулируется высшим духовным принципом - «археем», увлекался астрологией, верил в существование таких фантастических созданий, как нимфы, сильфиды и гномы, рассуждал об изготовлении философского камня.

Поиски философского камня в алхимической практике были тесно связаны с поисками эликсира жизни - тайного средства, дарующего человеку вечную молодость, излечивающего любую болезнь, способствующего росту и плодовитости всего живого. В основе обоих веществ, согласно алхи­мическим трактатам, лежала некая Tinctura Phyrica, в которой заключалась сила самой жизни.

Выдвигал ученый и магическую идею «переноса» болезней: «Болезнетворные элементы могут быть магнетически извлечены из человека и привиты растению. Это именуется пересадкой болезни; болезни могут быть также пересажены на здоровых и сильных животных или перенесены на других людей; на этом основано множество колдовских приемов».

Волшебная палочка

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помощи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму.

Собственно, первое упоминание волшебной палочки как магического инструмента относится к концу XVII века, то есть к гораздо поздней эпохе. Ею якобы владел некий француз по имени Жак Аймар. Доктора медицинских наук Парижского университета Шовен и Гарнье провели ряд испытаний, доказавших, что с помощью палочки он способен отыскивать пропавшие вещи и людей.

Аймара неоднократно привлекала к сотрудничеству местная полиция, благодаря ему было раскрыто немало самых сложных и запутанных преступлений. При этом очевидцы описывали сокровище этого «чудотворца» именно как обыкновенную палочку.

Впрочем, современные исследователи считают, что Жак Аймар на самом деле был одним из так называемых «лозоходцев», а «волшебная палочка» - ивовым прутиком с развилкой, аналогом рамки-биолокатора, столь распространенной в наши дни.

И все же некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что палочка Аймара не была просто прутиком. Так, сам «волшебник» вместе со своим орудием вдруг бесследно исчез при загадочных обстоятельствах. А спустя столетие его палочку видели в Германии. Затем она объявилась и в России накануне революции.

Так вот, по словам сведущих людей, первоначально эта палочка принадлежала именно Парацельсу. После его кончины инструмент передавали особо посвя­щенным людям…

Функции чудо-инструмента намного превышали возможности банальной «лозы» - он материализовывал в пространстве предметы, переносил их на большие расстояния, совершал различные действия с живыми и неживыми объектами.

Можно предположить, что речь идет о некоем приборе, технология которого ныне утеряна или же имеет внеземное происхождение. Он способен целенаправленно телепортировать в любую точку людей, животных и предметы благодаря использованию энергии иных измерений (вспомним популярный отечественный фильм «Чародеи», где волшебная палочка служит просто для доставки товаров по месту назначения).

Хорошо, а откуда тогда взялась волшебная палочка у Парацельса? Изобрел он ее сам или от кого-то получил? Ответа на этот вопрос так и нет. По слухам, палочка никуда не пропала, она до сих пор хранится у одного из наследников ученого.

Создатель гомункулов

Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт создания искусственного человека – гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40 градусов сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель… после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи». Жутковато, не правда ли?

Средневековые оккультисты пытались создавать гомункулов из земли, воска и металлов. Таинственное существо якобы делало своего хозяина неуязвимым, помогало разбогатеть и прославиться. Кроме того, по поверью, владелец гомункула способен был соблазнить любую женщину.


Но не все так просто. Отцом гомункулов считался сам дьявол. А маг обязан был продать свою душу сатане за то, что последний наделял бездушные предметы своей дьявольской силой. И этот договор можно было расторгнуть лишь с помощью сложных каббалистических обрядов.

«Чертовы куклы» видели то, что скрыто от глаз обычных людей, и рассказывали об этом своим хозяевам, использовавшим полученные знания с наибольшей выгодой для себя. Конечно, чудище из реторты являлось не более чем посредником - тайная информация исходила от самого Князя Тьмы, которому, как известно, ведомо все, что происходит в мире.

Разумеется, владельцы гомункулов тщательно скрывали их от посторонних глаз, чтобы их не обвинили в колдовстве - в Средние века такое обвинение означало прямую дорогу на костер!

Занимаясь подобной деятельностью, Парацельс сильно рисковал. Хотя на костре его не сожгли, расплатой стала преждевременная кончина…

Загадочное наследие

Смерть Парацельса в 1541 году окутана тайной: по некоторым сведениям, он был убит неким врачом, чье имя так и осталось неизвестным. Возможно, коллега воспылал к нему профессиональной завистью, а возможно, его раздражали научные принципы, исповедуемые Парацельсом. Так или иначе, он прожил на свете всего 48 лет.

Ученый оставил после себя множество научно-философских и оккультных трактатов. Самые известные из них – это «Философия» (издана в 1564 году), «Потаенная философия» (1553), «Великая астрономия» (1571), алхимические сочинения, такие как «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни», а также ряд небольших работ по духовидению, в частности, «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566).


Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик.

Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?